Как становятся священнослужителями? Как становятся священниками.

В это статье Вы узнаете как стать священником. Об этом Правмиру рассказал киевский священник Григорий Крыжановский. Читайте!

Петя прыгал с парашютом, а Вася не прыгал, и Петя рассказывает Васе, как это здорово. Но Вася смотрит на Петю и думает: так можно все кости переломать, и такое ведь бывает!

Зачем бросать отличную работу? Для чего с высшим образованием работать на стройке?

Кстати, работу менять необязательно. Мой посуду, как и прежде, но можешь ее мыть и ощущать счастье. Я обнаружил в 30 с чем-то лет, что я не люблю мыть посуду, а люблю плескаться в теплой воде. Я-то всю жизнь думал, что люблю мыть посуду, но жена обличила.

Нужно немало мужества, чтобы признаться себе в этом. Ты вроде выглядишь хорошим, а на деле любишь удовольствие. Делаешь добрые дела – а сам любишь похвалу и внимание.

В многодетной семье нужно конкурировать за родительское внимание. Надо поставить обувь на полочку, заправить постель, и за это тебе говорят, что ты хороший – а ты такой же, как все, хотя осознаешь это в 30.

Каким бы ты ни был хорошим, сколько бы лет ни находился в Церкви, со временем узнаешь, что ты такой же, как остальные, как верующие и неверующие люди, по степени своей удаленности от бога. А Бог – он повсюду и всегда, и вопрос в том, впускаешь ли ты Его в себя.

То чувство, которое пережил Петя, прыгая с парашютом, – как его передать? Слово скудеет, перестает быть весомым. Богослужение, песнопения, храмовое строительство, росписи, все это благолепие – попытка, попыточка.

Безумство, поступки – вот что поражает людей на самом деле. Чей-то пример убеждает их, что надо перемениться. И меняет человека Бог. Как, когда это происходит – тайна. Для кого-то при жизни, для кого-то прямо перед смертью, в момент смерти или после нее – но всякому просящему Господь даст.

Чтобы быть верующим, нужно мужество. Это не просто обряд: туда зайти, сюда зайти, свечку поставить, благословение взять. Если человек действительно сверх силы ищет Бога, милующего, прощающего, дающего благодать и энергию – это смелый человек, он решается жить вечно. Это серьезное решение и ответственность.

Я рос в замкнутой многодетной семье, мало общающейся с миром. Например, я долго не знал, что есть такая вещь, как развод. У меня было много дядь и теть по всему Союзу, мы с ними регулярно виделись, и у всех были полноценные семьи. А уже в школе я узнал, что бывает так: мальчик без папы, но не потому, что папа умер.

Мои отец и мать не исповедовали Иисуса Христа, они были материалистами, хорошими людьми советских взглядов. Они не говорили, что надо быть добрыми, – просто были добрыми с нами. А доброта – даже важнее порядочности.

Я закончил физико-математический класс с золотой медалью, в 1995-м поступил в КПИ. Решил учиться на программиста. Думал о юрфаке, но не пошел, потому что судебные дела меня отталкивали.

Когда на втором курсе один завкафедрой ангажировал меня на работу в организации, связанной с Министерством юстиции, я проработал там полтора года инженером компьютерных систем и понял, что юристом быть не хочу по морально-этическим соображениям. К тому же работа программиста была более творческой.

Потом я пять лет проработал в Golden Telecom, занимаясь в финотделе системами баз данных и бухучета. Здесь меня со временем стал интересовать не прикладной аспект программирования, а аспект разработки архитектуры баз данных, анализ систем.

Когда я перешел в «Фокстрот», полностью украинскую компанию, заметил разницу в менталитете. Golden Telecom была наполовину американской компанией, а это означает другие подходы и принципы. Самое важное здесь – навыки специалиста. В иностранной компании понимаешь, что Министр экономики не может стать министром здравоохранения. Здесь царит корпоративный дух, сам ты выше всего ценишь возможность заработать.

В украинской же компании ты должен быть, прежде всего, человеком – классным парнем, друганом, земляком, в общем, своим. Узкая специализация здесь не так важна: поработав в отечественном бизнесе, ты уже вполне допускаешь, что министр экономики может стать и министром внутренних дел, и здравоохранения. Здесь набирают скорее команду, чем спецов.

Одновременно с работой я учился на стационаре. Мой начальник был трудоголиком, от него я научился терпению, умению превзойти себя – когда уже не можешь, но ещё работаешь.

После «Фокстрота» проработал год в МТС. В тот период я много времени тратил на увлечение: психология, самоанализ, мировоззренческие концепции. Это, видимо, врожденные склонности: мой старший брат стал психиатром.

Тогда же я начал интересоваться христианством – после того, как мне в руки попала книжка Александра Меня «Сын Человеческий». Меня уже не интересовал заработок. Пока я помогал родителям содержать семью, это было важно, а теперь дети выросли, старшие устраивали свою жизнь, младшие закончили школу, я уже не был необходим как кормилец и мог уделять больше времени себе.

Я планировал семейную жизнь. У меня был печальный опыт отношений с девочкой – она мне нравилась, но я на ней не женился. Я был в поиске, постоянно думал, как стать счастливым. Человек часто связывает счастье с чем-то внешним. Ему недостаточно настоящего, ему нужны гарантии будущего, и этим он чрезвычайно мучается.

В какой-то момент я понял, что не люблю разочарований, боюсь их. Если я доживу до 70 и только тогда познаю истину – это будет означать, что вся моя жизнь была ошибкой. И я подумал с юношеским максимализмом: лучше уже завтра узнать эту истину.

Я почему-то помню этот момент – это произошло ночью, около 2 часов. Я любил засиживаться допоздна, смотреть на горящие окна многоэтажек вокруг: это же тысячи и тысячи разных судеб, о которых я не думаю, пока не сяду у окна. Счастье, несчастье, все бурлит, или уже спит, или уже пропало.

И говорю себе – а зачем это все? И в этот момент я принимаю решение, что за истину я смог бы расплатиться самым дорогим – жизнью. Я это решение принял и забыл о нем, но жизнь моя с этого момента начала круто меняться.

Я начал читать книжки, посвященные душе, Богу – и в очередной раз сменил работу, перейдя в Philip Morris. Это производитель табачных изделий. Теперь я менял работу не в связи с заработком – меня больше интересует коллектив, отношения с людьми.

А брат начинает ходить в храм. Я был провокатором, любил напугать, посмеяться над человеком, да и сейчас я, наверное, такой же, просто появилась привычка делать это мягче, чтобы это было в пользу, смеяться скорее над собой. Так вот, брат мне говорит об Иисусе Христе, а я ему отвечаю: «А был ли мальчик?» Он сильно на меня был тогда обижен.

В общем, когда на работу в Philip Morris вернулась из декретного отпуска моя начальница, я сказал, что сыт этим курением, что увольняюсь. Я ушел в никуда, уехал жить на дачу.

Это был период, когда все само собой давалось. Трудно мне было скорее до этого. К этому времени я уже пощусь, полгода живу на балконе, на коврике сплю – такие у меня были аскетические практики, – и хожу в храм, в Кирилловскую церковь.

Окружающих моё поведение пугало. Маме говорили: «твой сын рехнулся, но ничего страшного, у тебя еще пятеро нормальных детей». Одноклассники – все способные математики, материалисты – качали головой, мол, пропал человек.

Я перечитывал тьму литературы. Особенно поразила книжка Антония Сурожского «Человек перед Богом». Я входил в состояние беседы с автором, когда я задаю вопрос – и нахожу ответ на следующей странице. Я понимаю, что этот человек проповедует для меня. К этому времени я уже на втором году вечерней катехизационной школы на приходе святой Екатерины на ул. Полупанова.

Один и ноль – что может быть меньше? Мы знаем, что к нулю можно приблизиться справа и слева. А что можно видеть, когда ничего не видно? Ничего, но можно чувствовать. Когда сидишь над хитрой математической задачей, нужно озарение. Когда ты ищешь Бога, можешь тысячу раз прочитать самого мудрого наставника, сенсея, гуру – и ничего не поймешь.

Момент озарения у меня случился, когда я стал активным прихожанином. Борясь за свои идеалы, я терплю неудачу. Если раньше я стремился к житейскому успеху, то теперь эта неудача была моим успехом. В каком смысле? Меня утешала мама, и я ей сказал: на все воля Божья. А она: ты действительно так веришь?

И тут я понимаю, что это просто привычная фраза. Волю Божью я не знаю, не знаю Бога, и Его воля интересует меня только тогда, когда она сочетается с моей. Это был момент ужаса: не приведи Господи, чтобы была воля Божья на все!

Это было мое озарение, новый перелом в жизни. Начинают сбываться все мои мечты. Я начинаю чувствовать Бога, искать его, бегать за Ним. Прочитав книги и жития святых, я начинаю искать Божьих людей в Церкви и вне ее – встречи, общения, разочарования… Переживать и видеть чудеса – по-своему ужасно, ведь они в какой-то момент закончатся, и за них нужно будет заплатить, как и за всякое счастье.

В церкви я примелькался людям как старательный прихожанин благодаря каким-то своим с детства привитым качествам. Моя тетка однажды сказала: так, может, станешь попом? А затем кто-то еще: давай рукополагайся, будешь служить литургию для детей.

Впервые, когда я услышал это, меня трухонуло: я ведь человек далекий, недостойный. А потом круг все сужался, и наступило время, когда я молился: «Господи, мне этого хочется. А Ты, Господи, этого хочешь? Дай мне знать». Появилась благодарственная молитва не только за то, что у меня есть, но за то, что есть Ты, Господи. Я ничтожен, а милость Божия безмерна. Именно это чувство благодарности дает смелость спросить: «А чего хочешь Ты, Господи?» В телефонном звонке мне сказали «Аксиос!»

Хотя у меня не было работы, я постоянно находил ее для себя. Я трудоголик – просто люблю трудиться. Это модель поведения: в многодетной семье не трудиться не получится, родители никогда не были праздными.

В тот момент я перестраиваю дом, превращая дачу в основательное жилище. Зарабатываю перевозками и строительством. Я мечтал о частном доме, о семье – и вот это все появилось: и дом, и женщина, которая приняла мое предложение. В этом же году я поступаю в семинарию, на что беру благословение у жены – она была именно тем человеком, благодаря которому я, малодушный, решился.

К моменту, когда меня рукоположили, родственники и их родители уже стали церковными людьми, все они нашли в Церкви решение тех своих проблем, которые в мире в принципе нерешаемы.

В этом году мы праздновали 9-летие общины глухих при Ионинском монастыре. Глухие – это, по сути, иностранцы, которые не способны выучить наш язык. И только мы можем выучить их язык и помочь им.

Кто в детстве не хочет изучить язык глухих? Я жил на Виноградаре, недалеко от школы-интерната №6. Думаешь: вот бы здорово, – и забываешь об этом. А когда я поступил в третий класс семинарии и нас стали учить языку жестов, оказалось, я к нему способен.

Меня как диакона попросили приходить в Ионинский, где богослужения проводились с помощью переводчицы. Глухие присмотрелись ко мне и решили: «Это же будущий батюшка! Надо, чтобы он выучился – он нам нужен». Ведь есть вещи, которые человек хочет обсудить со священником напрямую, без переводчика.

В общем, я понял, что это возможность послужить людям. Причем не обычным, а обделенным и в то же время людям Божьим, исполнившим заповедь Божью «будьте как дети». Они активны, доверчивы, открыты – но в своей среде.

Язык является культурообразующим фактором, так что это отдельный народ. Жестовый язык образует на территории национальное меньшинство. В Европе это уже прописано формально. В обычной семье рождается иностранец! Если родители не выучат язык своего ребенка, ребенок найдет людей своей «нации» и в семью полноценно не вернется.

До революции в Церкви был перевод литургических текстов на жестовый язык. Были богадельни и церковно-приходские школы для глухих в Питере. В Киеве обучать глухих тоже начал священник. У него было две глухих дочери, и ему хватило денег отправить учиться одну из них. Та, возвратившись, обучила сестру и отца, а тот стал учить детей.

Революция прервала это начинание, как и многие другие. Еще хуже стало, когда Сталин высказался в том роде, что глухие – это неполноценные, и язык их – тоже проявление неполноценности. Тогда глухим запретили общаться на их языке, заставляли держать руки в карманах. Традиция литургии для глухих была утеряна полностью, и только в 90-е годы Православная Церковь в Киеве начала заниматься переводами.

Трудности возникли с переводом некоторых богословских терминов и текстов, тех, в которых сосредоточено учение о Христе, – пришлось во многом начинать с нуля, создавая жесты, обозначающие эти понятия.

Сейчас практически все богослужебные тексты переведены. Ведь когда разработан язык и есть словарь, остальное – дело техники. Создан видеословарь жестового языка для богослужебных терминов. Мы собрали все наработанное и распространяем информацию.

Сейчас век стремительного информационного развития. Бог дает откровение людям, а они используют его на добро или во зло. Мобильные телефоны – их будто специально для глухих придумали, чтобы они могли набирать смски. Интернет – тоже для них.

Нас много – по 20 человек на богослужении, а всего около 60. Сейчас у нас шесть-восемь переводчиков – больше, чем в минской и питерской общинах, которые старше нас. В последнее время мы были в Луцке, Кишиневе, Подмосковье, Житомире, едем в Херсон.

Что мы проповедуем? Там ведь уже верующие люди. Только то, что можно и нужно переводить богослужение. Надо объять и этих людей. Их Бог избрал, а мы можем содействовать тому, чтобы их вера имела реализацию в широком и полном участии в литургии.

В моем священническом служении в этой общине нет чего-то особенного, специального. Только знание жестового языка. Чувства, эмоции, житейские вопросы у этих людей такие же, как у нас. У самого же богослужения есть, конечно, специфика. Во-первых, переводчик должен быть верующим. Знать богослужение, понимать содержание и смысл молитв, драматургию. У него должны быть чувства!

Если бы я был глухим, чисто технический, безэмоциональный перевод меня бы не устроил. Мне бы хотелось, чтобы переводил мой брат или сестра, например. Богослужение течет, есть видимая и слышимая его части. И слышимую нужно перевести в визуальную. Таким образом «видеоряд» в богослужении для глухих – более интенсивный. А поскольку этот «канал» перегружен, в него нельзя «бросать» лишнего.

Батюшка должен изъясняться просто, не заумно. Переводчику нужна неброская, не отвлекающая одежда, батюшке – подстриженные усы. Мне повезло с усами.

Журнал «Направо», №1, 2014

Кто может быть священником? Как возник институт священства? Насколько реалии современной приходской жизни влияют на систему обучения в духовной семинарии? На эти и другие вопросы отвечает владыка Антоний - митрополит Бориспольский и Броварской, Управляющий делами Украинской Православной Церкви.

Кто посредник?

- Владыка, для чего существует священство? Почему нужны посредники в общении между человеком и Богом?

Представление о том, что священник – это посредник в общении между Богом и человеком, в корне ошибочно. Кого мы называем посредником в обычной жизни? Того, кто находится посередине. Посредник – тот, через кого передается что-то. Если два человека общаются через посредника, то между ними отсутствует личный контакт. И если считать священника «посредником», это будет означать, что лично с Богом мы не общаемся. А ведь Новый Завет проникнут обратным ощущением, порой просто непостижимой близостью Господа к людям. Это книга о теснейшем общении Бога с человеком, книга о Богочеловечестве!

- Что же тогда священство?

Давайте откроем Новый Завет. Мы видим, что для несения особой миссии Господь Иисус Христос избрал только 12 апостолов (в переводе с греческого - «посланников»). Они несут всему человечеству весть о том, что мир спасен во Христе, проповедуют Царство Божие, пришедшее в силе. Они вначале распространяли веру, а затем укрепляли ее среди новообращенных христиан. Без этой миссии христианство было бы просто невозможно. В Послании к Римлянам апостол Павел пишет: как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? (Рим. 10: 14–15). Эти слова как раз и говорят о рождении Церкви: Господь посылает апостолов, они проповедуют всему миру, и в результате люди принимают Христа как своего Спасителя. Таким образом, с самого начала христианства Господь Иисус Христос установил среди Своих последователей особый институт - институт апостолов.

- А как возник институт священства?

В Новом Завете ясно зафиксированы моменты, когда апостолы начинают назначать для руководства общинами епископов и пресвитеров. Так, в Книге Деяний говорится, что апостолы Павел и Варнава рукоположили пресвитеров к каждой церкви (Деян. 14: 23). Несколькими главами раньше повествуется об избрании семи диаконов для поддержания порядка и справедливости при ежедневном раздаянии потребностей (см.: Деян. 6: 1–6). Эти священнические степени существуют до сего дня. Задача епископа и священника, как мы ясно видим в Писании, состоит в том, чтобы руководить общинами, учить христиан истинам веры и помогать им идти по пути духовного совершенствования. Обычно священника называют пастырем. Это означает, что он и возглавляемая им паства идут в одном направлении. Поэтому на него возлагается особая ответственность за общину.

При знакомстве с церковной иерархией становится очевидно, что по своей сложности она не уступает «табели о рангах» в армии. Как с этим разобраться непосвященному?

На самом деле, как я уже сказал, существует лишь три степени священства: диакон, священник и епископ. Диакон (в переводе с греческого - «служитель») лишь помогает при совершении богослужений, но самостоятельно не имеет права совершать таинства. Если он состоит в монашеском чине, его называют иеродиаконом, а принявший постриг в схиму именуется схииеродиаконом. Старший диакон в женатом духовенстве называется протодиаконом (первым диаконом), а в монашестве – архидиаконом (старшим диаконом).

Вторая степень священства – пресвитер (в переводе с греческого - «старейшина»). Его еще называют священником, или иереем. Он может совершать все таинства, кроме рукоположения. Пресвитер, состоящий в монашестве, именуется иеромонахом, а принявший схиму – схииеромонахом. Старшие из пресвитеров белого духовенства называются протоиереями и протопресвитерами (первыми священниками). Старшие из монахов-священников именуются игуменами и архимандритами. Игумены и архимандриты обычно руководят монастырями.

Третья (высшая) степень священства – епископ (в переводе с греческого - «надзиратель»). Он имеет право совершать все семь таинств. Епископов еще называют архиереями или иерархами. Они возглавляют большие церковные округа (епархии). В состав епархии может входить от нескольких десятков до нескольких сотен храмов. Епископы могут управлять и объединениями епархий, которые обычно именуются митрополичьими округами. Соответственно, такой епископ именуется митрополитом. Епископ, возглавляющий Поместную Церковь, может носить титул архиепископа, митрополита или патриарха.

«После принятия сана вступать в брак запрещено»

Многие думают, что выпускник семинарии становится священником автоматически. Как совершается Таинство Священства?

Рукоположение во все три степени священства совершается только во время Божественной литургии. Священника и диакона рукополагает епископ. А рукоположение епископа могут совершить не менее двух епископов. Единолично один епископ не может рукоположить другого - это запрещено каноническими правилами.

- С чем связан этот запрет?

Прежде всего, с соборной природой Церкви. Священник и диакон получают свои полномочия от епископа. Рукополагая диакона или священника, епископ делегирует ему часть своих полномочий в сфере богослужения и совершения таинств. Диакон и священник подчинены власти епископа, в епархии которого они служат. Но между епископами каноны устанавливают совсем иные отношения. Епископы равны между собой. Высшая власть в Церкви - Собор епископов, который является наследником апостольского Собора. Поэтому избрание и рукоположение нового епископа должно совершаться только Собором епископов. В практике Украинской Православной Церкви избрание нового епископа осуществляется Священным Синодом. Рукоположения новых епископов происходят в торжественной обстановке, на Литургии.

- Как происходит само Таинство? Что в нем является главным?

Главный момент Таинства – возложение рук, во время которого читается особая молитва. Когда происходит рукоположение диакона и пресвитера, то руки на него возлагает епископ, в епархии которого он будет служить. Когда же рукополагают епископа, то ему на главу возлагают раскрытую книгу Евангелия, а руки на него возлагают все епископы, которые присутствуют на богослужении.

- А кто вообще может быть рукоположен в священный сан? Какие требования предъявляются к будущему священнику?

В Православной Церкви к священству могут быть допущены только лица мужского пола, исповедующие Православную веру и имеющие опыт церковной жизни. Степени священства можно проходить только последовательно. Нельзя быть рукоположенным сразу в пресвитера, миновав степень диакона. И, соответственно, нельзя стать епископом, если ты до этого не был пресвитером. В диаконы или в священники могут быть рукоположены как женатые, так и безбрачные кандидаты. Однако в брак они должны вступить еще до рукоположения.

После принятия сана вступать в брак запрещено. А вот в епископы могут быть рукоположены кандидаты только из числа монашествующих. Существует и возрастной ценз. В священники обычно рукополагают не ранее 25-летнего возраста, а в епископы - не ранее 30-летнего.

Очень важно, чтобы кандидат в священство был укоренен в традиции церковной жизни. Канонические правила не разрешают рукополагать новообращенных. Ведь священник должен помогать своим прихожанам войти в полноту церковной жизни. Едва ли такую задачу сможет выполнить тот, кто сам еще не вполне усвоил церковную традицию. Также нужно иметь необходимые знания и высокие нравственные качества.

Быть образцом

Светское общество тоже предъявляет к священникам высокие требования в области морали. Почему же их поведение порой разочаровывает людей?

Прискорбно слышать о таком недостойном поведении. Мы живем в информационном обществе. И поэтому проступок священника практически моментально может стать достоянием гласности. Но самое печальное, что в таких случаях пятно позора ложится не только на самого нерадивого пастыря, но и на всю Церковь. Такова закономерность общественного сознания. Недостатки священника автоматически переносятся на всю Церковь.

Каждый священник должен помнить о том, какая ответственность на него возложена. Ведь ему вручается крест, на обратной стороне которого написаны важные слова: будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4: 12). В этих словах как раз и выражено главное нравственное требование, предъявляемое священнику. Он должен быть, в первую очередь, образцом для своих прихожан. Те нравственные требования, которые в Новом Завете предписаны всем христианам, священник должен соблюдать с особой тщательностью, чтобы в нем всегда можно было видеть именно образец. Христос в Нагорной проповеди называет своих учеников светом мира: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5: 16). Всякий христианин должен светить миру своей добродетельной жизнью. Но для пастыря Церкви это требование актуально вдвойне.

При этом мы должны понимать: и диакон, и священник, и епископ – тоже люди, которые борются с грехом. В этой борьбе не всегда удается одерживать победу. И если мы сталкиваемся с недостойным поведением священника, прежде всего, не должны его осуждать. Лучше помолиться Богу об этом человеке, чтобы Господь дал ему силы исправиться и достойно нести свое служение.

- А есть ли такие виды деятельности, которые не рекомендованы или запрещены священникам?

Каноны запрещают те виды деятельности, которые не совместимы с высоким служением. Священник не может предаваться пьянству и участвовать в азартных играх. Ему нельзя устраивать алкогольный пир и посещать места, в которых распивают спиртное. В постановлениях древних церковных Соборов также встречаются запреты для священников на участие в празднествах, связанных с языческими обрядами, переодеванием мужчин в женские одежды, использованием масок. В Византии священнику запрещалось посещать ипподром или присутствовать на других подобных общественных увеселениях. Также нельзя посещать общественные бани, поскольку в них еще с языческих времен мужчины и женщины мылись вместе. Могут быть ограничения и по участию в свадьбе: если там происходят непристойные игры, оттуда следует удалиться. Также священнику строго запрещено поднимать руку на человека, даже на провинившегося. Не разрешаются любые занятия, связанные с пролитием крови (не только человека, но и животного). Это касается не только охоты, но и врачебной практики, особенно хирургии. Ведь в случае смертельного исхода (во время операции) хирурга могут обвинить в невольном убийстве, а это влечет за собой извержение из сана. Со священнослужением несовместимы и другие занятия (профессии): исполнение общественных и государственных должностей, пребывание на военной службе, ростовщичество и торговля (особенно винная). Что касается внешнего вида, то нельзя носить щегольскую и пышную одежду: она должна быть скромной и пристойной. Главная цель таких требований - оградить священника от всего, что может послужить соблазном для окружающих.

Отвечать не только за себя

- Наличие семинарского образования – обязательное условие для принятия сана?

От кандидата в степень пресвитера и особенно епископа требуется и наличие основательных знаний, и умение передавать эти знания другим. Еще апостол Павел писал, что епископ должен быть силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1: 9). Поэтому в Церкви существует специальная система подготовки кандидатов в священство. До революции для рукоположения необходимо было успешно пройти курс обучения в духовной семинарии, а для епископа считалось обязательным окончание духовной академии. Хотя бывали случаи, когда высоких иерархических степеней достигали и без духовного образования. Яркий пример - духовный писатель XIX в. святитель Игнатий (Брянчанинов), сочинения которого вошли в золотой фонд православной аскетической литературы.

После революции система духовного образования была разрушена. В условиях жестоких гонений на Церковь получить духовное образование было просто невозможно. Потому к рукоположению допускали и тех, кто не имел образования. Но сегодня мы имеем достаточное количество учебных заведений для подготовки пастырей. Поэтому рукоположение кандидатов, не обучавшихся в семинарии, допускается лишь в виде исключения.
Те, кто обучается на дневном отделении духовных семинарий, могут принимать сан диакона, начиная с третьего курса. А к принятию пресвитерского сана мы обычно допускаем тех, кто учится на последнем (четвертом) курсе семинарии.

Вам часто приходится совершать рукоположение своих студентов. Интересуетесь ли дальнейшей судьбой бывших воспитанников?

Наши выпускники, как правило, возвращаются для служения в те епархии, откуда они были направлены на учебу. Мы стараемся поддерживать их в пастырском служении. Однако отследить судьбы всех выпускников едва ли возможно… В связи с этим хотел бы напомнить: еще до революции, когда Киевская духовная академия готовилась отметить свой 300-летний юбилей (в 1915 г.), профессор протоиерей Федор Титов решил собрать сведения о всех выпускниках, окончивших академию в течение XIX – начала ХХ вв. Он трудился несколько лет, собрал массу материала, но так и не смог решить столь масштабную задачу. Сейчас мы тоже занимаемся изданием материалов, собранных отцом Федором. Работая над ними, мы видим сколь неожиданно порой складывались судьбы наших выпускников…

- Насколько реалии современной приходской жизни влияют на систему обучения в духовной семинарии?

Разумеется, в духовной школе нужно получить всестороннюю подготовку: и теоретическую, и практическую, и общегуманитарную. Поэтому создать сбалансированный учебный план очень непросто. Мы регулярно корректируем учебные программы, исходя именно из современных нужд Церкви. Для нас крайне важны и обратная связь с выпускниками, и постоянное общение с правящими архиереями, которые прекрасно знают нужды своих епархий.

- Сколько священников служат в Украинской Православной Церкви?

Более 11 тысяч. Они несут служение на приходах, количество которых превышает 12 тысяч. В разных регионах - разная ситуация. В одних епархиях практически нет священнических вакансий, а в других - ощущается нехватка духовенства. Как показывает статистика, количественный рост священнослужителей Церкви (который начался еще после падения атеистического советского государства) продолжается и по сей день: создаются новые общины, возводятся новые храмы и монастыри.

О чем должен думать человек, которому впервые пришла мысль о священстве? Какой мотив должен присутствовать в таком желании?

Желание стать священником обязательно должно быть связано с решимостью отдать всего себя на служение Богу и людям. Стремление к священству – это стремление к самоотвержению, а не к власти, карьерному росту или материальному обогащению. Принятие священства – принятие добровольного бремени. Ведь на Страшном суде священник будет отвечать не только за себя, но и за тех людей, которых ему вверил Господь. Прежде чем стать священником, нужно испытать свое сердце…

Записал протоиерей Владислав Софийчук

Путь к деятельности священника, как и к любой профессии, начинается со специального образования. Чтобы стать священником, необходимо окончить духовную семинарию. Поступить туда может мужчина в возрасте 18-35 лет, имеющий полное среднее образование, холостой или состоящий в первом браке (разведенным или женатым вторично путь в семинарию закрыт). Кроме обычных документов, какие предъявляют во всех учебных заведениях, абитуриент должен представить рекомендацию православного священнослужителя, письменное благословение епископа, свидетельство о крещении, а если абитуриент женат – о венчании.

Представление всех необходимых документов не гарантирует допуска к вступительным экзаменам. Абитуриент должен пройти собеседование, в котором проверяются его убеждения и мотивы поступления в семинарию.

Главный вступительный экзамен – Закон Божий. Здесь нужно продемонстрировать знание православного учения, священной истории и богослужебного устава. Другие экзамены – церковная история и церковное пение. Сдают будущие семинаристы и экзамен языку в форме сочинения, но круг тем особый – церковно-исторический. Кроме того, абитуриент должен знать наизусть множество молитв и свободно читать по-церковнославянски.

Учатся в семинарии 5 лет. Будущие священники изучают не только богословие, богослужебные дисциплины и церковное пение, но и философию, логику, риторику, литературу и другие гуманитарные предметы. Выпускник семинарии должен определиться, будет ли он монахом или приходским священником. Во втором случае он обязан жениться.

Но получение специального образования еще не означает, что человек стал священником, ведь священство – это одно из таинств.

Священнослужителем человек становится в таинстве хиротонии – рукоположения. При этом на него нисходит Святой Дух, и благодаря этому священник становится не просто духовным наставником для мирян, но и носителем Благодати. Совершить хиротонию может только епископ, это происходит в алтаре во время литургии.

Хиротонии должна предшествовать хиротесия – рукоположение в иподиаконы. Это не священнослужитель, а церковнослужитель. На момент хиротесии не обязательно быть женатым, но если не женился до рукоположения, позднее вступать в брак уже нельзя.

Иподиакон может быть рукоположен в диаконы – это первая ступень церковной иерархии. Диакон участвует в совершении таинств, но не совершает их самостоятельно – за исключением Крещения.

Следующая ступень – рукоположение в священники. Священник, в отличие от диакона, имеет право совершать таинства, за исключением хиротонии.

Если речь не идет о монахе, от рукополагаемого требуется абсолютная моногамность. Не допускается не только развод и повторный брак самого посвящаемого (даже в случае смерти первой жены) – он не должен быть женат на вдове или разведенной женщине. Человек не должен состоять под церковным или светским судом или быть связан государственными обязанностями, способными помешать священническому служению. И, конечно, от будущего священника требуются особые нравственные и духовные качества. Это выявляется на особой ставленнической исповеди.

Третья ступень иерархии – архиерей. Такое рукоположение совершает собор архиереев. Не всякий священник может стать архиереем, это доступно только иеромонахам – священникам-монахам. Архиерей имеет право совершать все таинства, включая рукоположение, и освящать храмы по полному чину.

Как стать священником?

Дата публикации 03.06.2010

Образу православного священнослужителя за последние годы в нашей стране посвящены художественные фильмы. Представители Русской Православной Церкви являются частыми гостями различных телепередач на светских телеканалах и непременными участниками важнейших государственных церемоний. Однако до сих пор для невоцерковленной части общества мир священнослужителей во многом остается закрытым. Корреспондент газеты «Вакансия» решил узнать, а как же обучают священников в нашем городе? Для этого мы обратились к преподавателю семинарии, настоятелю Церкви Иконы Божией Матери Скоропослушницы протоиерею отцу Борису (БЕЗМЕНОВУ).

– Бытует мнение, что в семинарию принимают чуть ли не с порога. Так ли это на самом деле?

– При советской власти поступать к нам было очень рискованно. Поэтому около 60% семинаристов составляли выходцы из сел Западной Украины, где сохранялись сильные духовные традиции. Я даже выучил украинский язык, пока работал в приемной комиссии. Из экзаменов в 60–70-е годы у нас были только диктант, собеседование и пение. Сегодня же уровень поступающих заметно повысился, к нам приходят «люди с ноутбуками», так что приемной комиссии есть из кого выбирать.

– А какой сегодня конкурс? Условно говоря, сколько претендентов на одно место и каковы общие требования к будущим семинаристам?

– Трудно назвать конкретную цифру, поскольку желающему поступить в семинарию придется пройти серьезное отборочное сито. Начнем с того, что, согласно установленным правилам, в Санкт-Петербургскую православную духовную семинарию, являющуюся высшим специальным учебным заведением, принимают лиц мужского пола в возрасте от 18 до 35 лет, имеющих как минимум среднее образование, холостых или женатых первым браком. Чтобы быть допущенным к собеседованию и устным экзаменам, абитуриентам необходимо заручиться рекомендацией епархиального архиерея или заверенной им рекомендацией приходского священника. А далее помимо сдачи устных экзаменов по библейской истории Ветхого и Нового Завета, Катехизису, общецерковной истории, истории Русской Православной Церкви, Церковному уставу поступающие должны написать изложение на библей-скую или церковно-историческую тему. Также приемная комиссия проверяет знание основных молитв, церковных песнопений, наличие музыкального слуха. Обязательным условием является умение читать Псалтирь на церковно-славянском языке.

– И когда начинаются вступительные экзамены?

– Экзамены в семинарию начинаются с середины августа. Сами занятия – с 1 сентября. Кстати, срок обучения составляет пять лет. Студентам выплачивается стипендия. Иногородним, а также всем холостым учащимся предоставляется общежитие и бесплатное питание. Причем, понятное дело, они могут выходить в город, но ночевать должны в общежитии.

– Поступить не просто. Но как затем решается судьба выпускника? По какому принципу идет распределение?

– Наши семинаристы не только из Санкт-Петербург-ской епархии, а со всей России. Более того, у нас есть факультет для иностранных студентов. Каждый окончивший семинарию затем возвращается в свою епархию, где священноначалие распределяет выпускников по приходам. Бывает, что оставляют в Петербурге способных студентов из других епархий, но для этого необходимо благословение епископа, рекомендовавшего для поступления. А все местные идут к нашему митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру, он и решает, куда направить выпускников на служение. Конечно же, каждый выпускник семинарии драгоценен. Сегодня почти в каждой епархии есть свои семинарии и духовные училища. Поэтому многие наши выпускники становятся преподавателями.

– Правда ли, что до окончания обучения в семинарии студенту необходимо либо найти супругу, либо стать монахом?

– Принять духовный сан можно, только предварительно решив свою участь. Нужно определиться – идешь ли ты по монашеской стезе или женишься. После принятия сана менять свой статус нельзя. Есть три варианта: человек принимает монашеский постриг, либо он женится и у него остается одна жена на всю жизнь, либо третий, крайне редкий и нежелательный путь: человек не постригся, не женился, но не готов стать монахом. Это называется целибатом.

– А где будущие священнослужители находят себе невест? Ведь на танцы в ночной клуб, к примеру, семинаристу идти нельзя...

– Раньше найти невесту для семинариста было большой проблемой. Сегодня у нас в семинарии открыт регентский класс, где готовят дирижеров духовного хора. В основном там обучаются девушки из верующих семей, желающие получить духовное образование. Многие из них выходят замуж за студентов семинарии, становятся матушками. Есть у нас примеры, когда браки заключаются после знакомства на православных сайтах.

Очень актуален в наше время вопрос что нужно для того чтобы стать священником? Священнослужитель – человек помогающий ближним. Он полностью посвящает себя религии и вере.

Было время, когда в священники брали без специального образования. А все из-за того что была острая нехватка в священнослужителях.

Как стать священником?

Но сейчас как раньше стать православным священником без семинарии невозможно. За последние несколько лет количество духовных семинарий и академий выросло в разы.

Как стать православным священником?

Для того чтобы достичь сана, первое что необходимо сделать – обучится в семинарии. Для этого мужчина должен быть:

  • от 18 до 35 лет;
  • холостой или в первом браке;
  • с законченным средним образованием;
  • иметь характеристику от служителя церкви.

Кроме этого кандидат на поступление должен грамотно передавать свои мысли, и очень точно излагать библейские повествования. Также комиссия обращает внимание на вокальные данные и на умение читать Псалтырь.

Как в любом высшем учебном заведении, срок обучения в семинарии составляет 5 лет, с предоставлением проживания и питания иногородним.

Как стать католическим священником?

Жизнь католического священника, также как и жизнь православного священника полностью отдана вере, ближним и Богу.

Будущий католический священник должен быть мужчина, никогда не состоявший в браке. Хотя есть редкое исключение – вдовец. Но ему в обязательном порядке нужно будет дать обет безбрачия.

Как бы ни хотелось, но стать католическим священником без семинарии, тоже невозможно. Путь становления католическим священником тернист и долог, поэтому ими становятся только те, которые имеют очень сильное желание, исходящее от сердца.

Обычно такие люди еще задолго до того как начинают думать о семинарии принимают очень активное участие в жизни прихода. Будущий католический священник до поступления должен на протяжении не менее пяти последних лет быть практикующими католиком с безупречной репутацией. Огромным плюсом для вас послужит, если вы изучите правильность проведения особых служб, месс и т.д.

Раз уж вы решились на такой шаг, познакомьтесь со своим священником. Поведайте о своем желании поступить учиться и предложите свою помощь. Это может быть совместное посещение больных или умирающих прихожан, либо помощь в организации каких-то мероприятий в вашем приходе и т.д. Изучайте псалмы, помогайте с пением и чтением, этим вы только сделаете свой путь более легким.

Задумываясь над тем как стать священником, сопоставьте все свои возможности. В церкви есть и дьяконы, и монахи, и миссионеры – все эти посты близко к Богу. Возможно для такого серьезного шага, вам потребуется помощь более опытного человека. Посоветуйтесь с духовенством, возможно, они подскажут вам верный путь.

Если вы уже все решили, подавайте заявление в семинарию через свою епархию. В приходе вам подскажут, с чего стоит начать. Если вы поступаете в семинарию после ВУЗа, тогда вам останется учиться всего четыре года. Но если вы поступаете после гимназии, то рассчитывайте на обучение в течение 8 лет. Правила поступления в каждой семинарии свои, поэтому эту информацию вы сможете получить, только пойдя на собеседование.

После окончания у вас будет степень – магистр богословия. Далее вам нужно получить назначение на пост дьякона. Но если вы отучились 8 лет в семинарии, вам дадут полгода, прежде чем возвести далее в сан.

По большому счету – это как последний рубеж. Его сможет преодолеть только тот, кто искренне этого желает. Вот на этом этапе даются обеты безбрачия. Далее вас ждет рукоположение в духовный сан – призыв епископа. Если у него нет веских оснований не рукоположить вас – это значит, вы примите сан и будете в деле.

Как стать священником

Семинария — пожалуй, самое необычное высшее учебное заведение. Здесь учатся будущие священнослужители; некоторые воспитанники уже имеют священный сан. Обучение в семинарии состоит из двух взаимодополняющих друг друга процессов: воспитательного и учебного. Каждый из них во многом протекает иначе, чем в светских вузах. Об особенностях обучения в Саратовской православной духовной семинарии нам рассказал проректор по учебной работе протоиерей Димитрий Полохов.

Отец Димитрий, в чем особенность учебного процесса в семинарии?

— Прежде всего, в том, что семинария — это закрытое учебное заведение со своим внутренним распорядком. Помимо уроков днем существуют вечерние учебные занятия, которые отведены на самостоятельное закрепление пройденного материала. Практика вечерних занятий существует также в военных училищах. Вообще режимы семинарии и военного училища во многом похожи.

В самой учебной программе преобладают гуманитарные науки. Большое внимание уделяется языкам, как древним (латинскому и древнегреческому), так и новым — английскому, немецкому, французскому. Также немало часов в учебной программе отведено на изучение философии. Однако ядром, основой учебного процесса являются, безусловно, три предмета: Священное Писание, литургика (наука о богослужении) и догматическое богословие. Кроме того, значительное количество времени отведено на изучение других богословских предметов. Даже в православных университетах не уделяется такого большого внимания богословским наукам, как в семинариях. За пять лет обучения воспитанникам преподаются курсы основного, догматического, нравственного, сравнительного и пастырского богословия.

В чем отличие дореволюционной учебной программы в семинарии от современной?

— Учебный процесс стал более целенаправленным. Например, в XIX веке в программу предметов, преподаваемых в семинарии, входили даже медицина и агрономия. Для сельского духовенства это было просто необходимо. Сейчас несколько другие реалии. И учебный процесс в семинарии ориентирован на то, чтобы будущий священнослужитель был подготовлен к тем вызовам, с которыми сталкивается христианство в современном мире. Это и материалистические научные теории, и секты, и антихристианские социальные идеи. Поэтому учебную программу необходимо наполнить так, чтобы выпускник семинарии, помимо твердого знания догматики и богослужебного устава, ориентировался в современной науке и был в курсе протекающих в обществе процессов.

Также сейчас большое внимание уделяется самостоятельным научным работам. На первом и втором курсах — это сочинения, на третьем, четвертом — курсовые работы, и на пятом — дипломная работа. Дипломная работа — это серьезный научный труд, в ходе написания которого воспитанник учится обращаться с источниками, анализировать материал.

Как известно, учеба в семинарии состоит из двух процессов: учебного и воспитательного.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Какому из них уделяется большее внимание?

— Безусловно, воспитанию. Учащиеся семинарии и именуются воспитанниками, потому что, кроме получения богословских знаний, огромное внимание уделяется воспитанию будущих пастырей. Живой пример важнее и действеннее самых красивых, самых правильных слов, важнее самого блестящего богословского образования. А лучшая проповедь — это проповедь жизнью. Поэтому работа над своей внутренней дисциплиной, над образом жизни и поведением для будущих священнослужителей должна быть задачей первостепенной. И распорядок дня в семинарии, дисциплинарные требования, предъявляемые инспекцией, направлены именно на формирование поведения и образа жизни будущих пастырей.

Кроме того, внутренняя дисциплина помогает в учебе, а изучение богословия, как известно, оказывает большое влияние на духовный мир человека. Поэтому можно сказать, что в данном случае учеба и воспитание дополняют и взаимообогащают друг друга.

Кто преподает в семинарии?

— Преподавательский состав семинарии состоит как из мирян — в основном это доценты и профессора Саратовского государственного университета, так и из священнослужителей, большинство из которых не только имеют академическое образование, но и значительное время прослужили на приходах. Так, в процессе обучения происходит и передача теоретических знаний и живого пастырского опыта. На мой взгляд, для молодых людей, готовящихся к священству, это очень важно, так как ни в одной книге не найти ответов на те вопросы, с которыми приходится сталкиваться на приходе.

Среди преподавателей семинарии — несколько благочинных епархии, некоторые преподаватели приезжают специально, чтобы провести занятия, из других городов — Балаково, Петровска, Вольска.

А есть ли в семинарии практические занятия, как в других вузах? Если да, то в чем они заключаются?

— Еще одной отличительной особенностью учебного процесса в семинарии является то, что практике, а именно — богослужению, послушаниям в храме уделяется очень большое внимание. Весь учебный процесс в семинарии ориентирован на одно — подготовить учащихся к пастырству. Конечно, нельзя выучить человека на священника. Священство — это Божие призвание. Но подготовить — и теоретически, и практически — можно. В этом и состоит задача преподавателей. И если выпускников светских учебных заведений нередко приходится переучивать непосредственно на производстве, то обширная богослужебная практика в семинарии позволяет нам избежать этой проблемы. Например, некоторые воспитанники старших курсов, принимая священный сан,продолжают учиться и вместе с этим начинают служить.

Семинаристы проходят богослужебную практику на Архиерейском подворье — в храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Воспитанники всех пяти курсов разделяются на так называемые череды — группы по 18-20 человек. На всю череду составляется расписание, и за богослужением — вечерним и утренним — воспитанники читают часы, шестопсалмие, апостол и т.д. Череда проходит единожды в неделю. Кроме этого, в воскресные и праздничные дни совершаются так называемые общесеминарские богослужения, то есть те, на которых присутствуют все воспитанники семинарии. В первую неделю Великого поста и в Страстную седмицу учебные занятия отменяются. Почти все время уделяется молитве. В эти дни есть возможность на практике познакомиться с особенностями великопостных служб и богослужений Страстной седмицы, изучить чинопоследование литургии Преждеосвященных Даров. Богослужебная практика рассчитана на то, чтобы разобраться не только в суточном и седмичном, но и в годовом круге богослужений.

Также на первом и втором курсах существуют пономарские послушания. В соответствии с расписанием ребята заступают на пономарскую череду. Это также помогает освоить действия священника и диакона в алтаре, изучить чинопоследование с еще одной практической стороны. Те, кто имеют вокальные данные, поют в семинарском хоре. Начиная с 3-го курса, воспитанники учатся произносить проповеди. Третий курс — на вечерней молитве, четвертый и пятый — на вечернем богослужении и литургии. Кроме этого, с 4-го курса начинается практика уставщиков — каждый воспитанник должен самостоятельно составить и, как уставщик, провести богослужение. Теперь можно представить, какую практику получают семинаристы за пять лет обучения.

Послушания в храме — основное, первостепенное занятие. Недаром храм называют главной аудиторией семинарии. Храм — это средоточие семинарской жизни.

— Отец Димитрий, что бы вы хотели пожелать тем молодым людям, которые в следующем году собираются поступать в семинарию? Как можно подготовиться к поступлению?

— Прежде всего, необходимо знать и понимать наше православное богослужение, а для этого нужно его полюбить. Без понимания того, что происходит в храме, без молитвенного навыка поступающему будет очень тяжело учиться. Воспитанник, любящий и понимающий богослужение, черпает в нем силы, находит утешение. И, напротив, для человека, которому молиться тяжело, который с нетерпением ждет, когда закончится служба, пастырство станет непосильной ношей. Частые богослужения в семинарии помогают самому человеку, еще учась, еще не приняв священного сана, разобраться в том, способен ли он к пастырству. Если нет, то лучше уйти, не лукавя ни перед Церковью, ни перед самим собой.

Также следует более серьезно отнестись к чтению и изучению Священного Писания. Знать Библию, особенно Евангелие, должен каждый христианин, а тем более будущий священник. Слово Божие — это оружие пастыря, и им следует владеть в совершенстве. Кроме того, понимание богослужения попросту невозможно без знания Священного Писания. Богослужение пронизано Словом Божиим.

Молодым людям, готовящимся к поступлению в семинарию, можно посоветовать читать побольше святоотеческой литературы и житий святых. К счастью, сейчас изобилие подобных книг. В святоотеческих трудах мы находим бесценный богословский опыт, а в житиях — живой пример христианского подвига, пример, так необходимый современному молодому человеку.

Газета «Православие и современность» № 21, 2009 г.