Александрийский театр строительство архитектура здания. Александринский театр: история, фото, отзывы

Здание Александринского театра в Санкт-Петербурге на площади Островского было построено в 1832 году по проекту Карла Росси.


Территория, где был сооружён Александринский театр, в XVIII веке принадлежала полковнику Аничкову , строителю моста, названного его именем, и была куплена у него казной. На этой территории находился сад, простиравшийся до нынешней Садовой улицы.

Аничковы (Оничковы) — род русского столбового дворянства. В течение последних трёх столетий был тесно связан с городом Санкт-Петербургом, дав своё имя нескольким ключевым объектам городской инфраструктуры.

Герб рода Ани́чковых (в старину Они́чковых).

Род известен c XVI века. По позднейшей родословной сказке, в 1301 г. некий татарский хан Берка (Беркай), царевич Большой Орды, поступил на службу к Ивану Калите. После крещения Берка якобы принял имя Оникий, женился на дочери знатного человека Викулы Воронцова и его потомки стали зваться Ани́чковыми .

В 1801 году архитектор Бренна перестроил стоявший на месте теперешнего сквера большой деревянный павильон в театр, в котором итальянский антрепренёр Антонио Казасси организовал итальянскую оперную труппу.

Винченцо Бренна
Винченцо (Викентий Францевич) Бренна (20 августа 1747, Флоренция — 17 мая 1820, Дрезден) — художник-декоратор и архитектор, по происхождению итальянец. Придворный архитектор императора Павла I.

Гравюра С. Карделли по оригиналу А. Ритта. 1790-е

Казасси, Антонио

Антонио Казасси — итальянский импресарио, работавший в Санкт-Петербурге. В 1780 году поступил на службу в дирекцию петербургских императорских театров. О самом Антонио Казасси сведения сохранились крайне скудные. В 1801 году по его заказу В. Бренна построил в Санкт-Петербурге, на месте нынешнего Александринского театра деревянный театр, в котором содержал итальянскую оперную труппу. Труппа и сам театр, под названием «Малого», поступили в 1803 году в ведение казенной дирекции.

Это помещение со временем перестало удовлетворять растущие потребности города, и было решено соорудить новый, каменный театр. Однако осуществление идеи отодвинулось из-за нестабильной ситуации при Александре I — военные конфликты с Турцией, война с Наполеоном 1812 года.

В 1818 году границы сада были сужены, а площадь, образовавшаяся между Публичной библиотекой и садом Аничкова дворца, была передана театральной дирекции.

Здание Росси

Карл Росси в период с 1816 по 1827 год разработал ряд проектов реконструкции и застройки этой площади. Все эти варианты предусматривали сооружение на площади городского театра. Окончательный вариант проекта был утверждён 5 апреля 1828 года, в том же году началось строительство здания театра.

Четыре года спустя, 31 августа (12 сентября) 1832 года, в центре Петербурга, на Александринской площади (ныне площади Островского), на месте деревянного «Малого» театра, состоялось торжественное открытие нового величественного ампирного здания театра.

Александринский театр. 1903

Государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина. 1957

Основной фасад театра — со стороны Невского проспекта оформлен глубокой многоколонной лоджией, пространство которой как бы является частью Площади Островского.




Александрийский театр, XIX век


Александрийский театр, XIX век


Боковые фасады здания выполнены в виде восьмиколонных портиков.

С другой стороны к театру ведёт спроектированная Росси и составляющая общий ансамбль с театром улица (Зодчего Росси), перспективу которой замыкает на всю ширину задний, почти плоский, но богато декорированный фасад театра.

Здание окаймляет выразительный скульптурный фриз с античными театральными масками и гирляндами лавровых ветвей. В нишах на торцевых фасадах — статуи муз, на аттике главного фасада — квадрига Аполлона. Работы вёл один из выдающихся скульпторов своего времени — В. И. Демут-Малиновский.

Муза с арфой (правая ниша)

Муза с маской (левая ниша)

Интерьер

Лоджия с мощной коринфской колоннадой, увенчанная аттиком с лепными рельефами Славы и колесницей Аполлона, богатая разработка карнизов, фризы, барельефы, ритмические линии окон, арок, балюстрад — всё это составляет торжественный ансамбль, своеобразную архитектурную симфонию; замечательна и внутренняя отделка театра.


Места для зрителей создавались по самой совершенной для своего времени многоярусной системе лож с амфитеатром и просторным партером. Пятиярусный зрительный зал отличается удачными пропорциями и прекрасной акустикой. На 1841 год здесь было 107 лож (10 в бенуаре, 26 лож первого яруса, 28 — второго, 27 — третьего и 16 — четвёртого), балкон на 36 человек, галерея четвётрого яруса на 151 место, 390 мест в пятом ярусе, 231 кресло в партере (9 рядов) и 183 места за ними. В общей сложности театр мог вместить в себя до 1 700 человек.

Александрийский театр сегодня


Убранство зрительного зала торжественно и нарядно, интерьеры театра практически сохранили первоначальную отделку. Изначально была использована голубая обивка, она была заменена в 1849 году на пунцовую: театр, в котором освещение производилось посредством масляных ламп, закоптился изнутри. По этой же причине со временем была обновлена вся стенная и плафонная живопись, кроме того позже полностью была переделана сцена. Кроме бархатной отделки, ложи богато украшены золочёной резьбой: резьба центральной («Царской») ложи и лож у сцены выполнена по рисункам Росси, а орнамент на барьерах ярусов был создан во второй половине XIX века.

Отделка зрительного зала дополнялась замечательным перспективным живописным плафоном, который изображал Олимп и Парнас (художник А. К. Виги), позднее заменённым.

Оригинальная инженерная конструкция

В основе конструкции кровли театра — оригинальные системы металлических конструкций, изобретённые К. И. Росси в содружестве с инженером М. Е. Кларком. Эта конструкция явилась новаторской, и была предложена впервые в истории строительной техники. Кровля покоится на 27 железных с чугунными деталями арочных фермах пролётом 29,8 м. Внутренние продольные стены являются опорами для 18 нижних дугообразных ферм, несущих чердачное перекрытие и подвесной плафон над зрительным залом. Ярусы лож поддерживают чугунные кронштейны. Перекрытие над сценой представляет собой систему треугольных ферм пролётом 10,76 м, опирающихся на чугунные консоли и подкосы.


К. И. Росси, отстаивал свою конструкцию перед косными официальными кругами, что было нелегко. Уверенность в прочности предложенной им металлической конструкции иллюстрирует один из рапортов
« …в случае, когда бы… …от устройства металлических крыш произошло какое-нибудь несчастье, то в пример для других пусть тот же час меня повесят на одной из стропил театра.

Александринский театр является старейшим национальным театром России. Он был учрежден Сенатским Указом, подписанным дочерью Петра Великого императрицей Елизаветой 30 августа 1756 года в день Святого Александра Невского. Именно этот театр является прародителем всех Российских театров, а дата его основания – Днем рождения Русского профессионального театра. Учреждение театра послужило началом государственной политики Российского государства в области театрального искусства.
Российский государственный театр драмы на протяжении двух с половиной столетий служил атрибутом Российской государственности. В 18, 19 и начале 20 веков он являлся главным императорским театром, судьбой которого занимались Российские императоры.
С 1832 года Российский государственный театр драмы получил великолепное здание в центре Невского проспекта в Санкт-Петербурге, построенное по проекту великого архитектора Карла России. Это здание было названо Александринским театром (в честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны) и с тех пор имя Александринского театра неразрывно связано с мировой историей сценического искусства.
Именно здесь, в Александринском театре состоялись премьеры практически всех произведений русской драматургической классики от «Горя от ума» А. С. Грибоедова до пьес А. Н. Островского и А. П. Чехова. Александринский театр – это учебник истории русского театрального искусства. Именно на этой сцене играли знаменитые русские актеры – от В.Каратыгина и А.Мартынова до Н.Симонова, Н.Черкасова, В. Меркурьева, И.Горбачева, Б.Фрейндлиха. Эту сцену украшали дарования прославленных русских актрис от Е.Семеновой, М.Савиной (основательницы Союза театральных деятелей России), В.Комиссаржевской до Е.Корчагиной-Александровской, Е.Тиме, Н.Ургант. Сегодня на сцене Александринского театра работают такие артисты, как С.Паршин, В.Смирнов, Н.Буров, Н.Мартон, И.Волков, А.Девотченко, С.Смирнова, И.Вознесенская, М.Кузнецова, К.Петрова и др.

В театре работали великие театральные режиссёры Вс.Мейерхольд, Л.Вивьен, Г.Козинцев, Г.Товстоногов, Н.Акимов. Сегодня Александринским театром руководит известный режиссер, народный артист России, лауреат Государственных премий Валерий Фокин. Спектакли александринцев вошли во все мировые энциклопедии театра. С театром сотрудничали великие художники А.Бенуа, К.Коровин, А.Головин, Н.Альтман, выдающиеся композиторы А.Глазунов, Д.Шостакович, Р.Щедрин.
Академик Д.С.Лихачёв неоднократно говорил и писал о том, что Александринский театр «является поистине национальным достоянием России».

Для нужд антрепренёра Казасси. Заведение было названо театром Казасси. После пожара в Большом театре в 1811 году зодчий Тома де Томон предлагал перестроить этот театр, расширив его сцену и зал. Но этому помешала война 1812 года.

Разговоры о перестройке театра вновь продолжились после войны, когда император Александр I вернулся в Санкт-Петербург. Для нового владельца Аничкова дворца великого князя Николая Павловича пространство усадьбы привели в порядок, но на перестройку заведения Казасси денег не хватило. В это время средства шли на строительство здания Главного Штаба . Несмотря на отказ от строительства театра, проект площади с новым зданием в 1810-х годах составил Карл Росси , занимавшийся переделкой интерьеров Аничкова дворца.

Проект Росси начал воплощаться в жизнь с приходом к власти Николая I. Император пожелал перестроить площадь перед великокняжеским дворцом, что и было поручено архитектору. 5 апреля 1828 года проект был утверждён, а на следующий день создана Комиссия "для построения каменного театра и позади оного двух корпусов". Во главе комиссии встал Н. Селявин, вице-президент Кабинета. Помощниками Росси на стройке стали архитекторы Н. Ткачёв и И. Гальберг.

К весне 1828 года владельцам необходимых для строительства участков из казны было выплачено 950 000 рублей. Тех, кто не спешил освободить место, выселили насильно за одну неделю.

Для фундамента театра в грунт забили около 5 000 свай. Стены здания возвели в этом же году. В 1829 - начали устанавливать перекрытия, которые архитектор задумал выполнить из металла. Против такого решения выступил генерал-инженер П. Базен, возглавлявший Комитет для строений и гидравлических работ. Свои сомнения в надёжности металлических перекрытий он выразил в рапорте императору. Николаем I была создана комиссия в целях освидетельствования проекта "устройства металлических стропил и крыши вновь строящегося театра на Невском проспекте, выдержат ли стены и стропила тяжесть машин и не будет ли опасно сие устройство". Работы на Александровском чугунолитейном заводе М. Кларка, изготавливавшем эти конструкции, были приостановлены. От Карла Росси и М. Кларка потребовали предоставить модель и объяснения. В связи с этими событиями императору архитектором Росси было написано следующее письмо:

"Сиятельный князь, милостивый государь!
Я имел честь получить предписание Вашего Сиятельства, от 2 сентября, с объявлением, что Государь Император, рассмотрев мнение генерала Базена и другие бумаги... относительно устройства металлических крыш на новостроящемся театре... соизволил все работы по сему устройству остановить впредь до повеления.
При сем случае я принимаю смелость донести Вашему Сиятельству, что когда Его Императорское Величество соизволил утвердить мой проект на новый театр и избрал меня к построению оного, то я через сие облечён был полнотою и совершенною доверенностью, которую имел счастие оправдать на опыте произведёнными уже мною другими зданиями, не относящимися к числу обыкновенных, как то: устройством металлического архива в Главном штабе и коническим сводом большой арки, соединяющей дом Главного штаба с новым зданием со стороны Малой Миллионной. Ныне, к величайшему прискорбию, вижу, что я сей доверенности лишаюсь совершенно, а зависть и интриги торжествуют.
Вследствии сего и дабы не омрачать мою репутацию, я всепокорнейше прошу... исходатайствовать дозволение окончить начатые работы по устройству металлической крыши, лично мне вместе с г. Кларком, по принятой нашей системе. Как и я, так и г. Кларк отвечаем честью и головой, что от упомянутой крыши не произойдёт ни малейшего несчастья и что всё устройство будет иметь надлежайшую прочность...
В заключение донесу Вашему Сиятельству, что в случае, когда бы в упомянутом здании от устройства металлической крыши произошло какое-либо несчастие, то в пример для других пусть тотчас же меня повесят на одной из стропил..." [Цит. по: 2, с. 528]

После осмотра 19 сентября 1829 года готовых металлических конструкций на заводе Кларка Николай I объявил решение: "...каменное устройство стен для металлической кровли продолжать и немедля поставить несколько железных стропил для крыши для испытания, равно поставить чугунные стропила и над сценой по сделании над ними опыта наперёд на заводе..." Испытание состояло в проверке прочности стропил подвешиванием на каждой из них груза весом в 40 тонн. Таким образом, проект Росси всё же был принят к исполнению.

Проект убранства зала не был полностью воплощён в жизнь. Архитектор задумывал его более нарядным, нежели было исполнено. Бронзу и медь заменили резьбой по дереву и художественной росписью. Такое решение было принято из-за нехватки средств, которые в это время шли на нужды армии. Оформление зрительного зала на основе эскизов Росси создавали охтинские резчики, лепных дел мастера Н. Сипягин и М. Соколов, художники братья Додоновы.

Николай I желал видеть обивку зрительного зала красной тканью. Росси объявил императору, что такой в наличии нет, и если ждать её закупки, то открыть театр в срок не удастся. Таким образом Росси добился реализации своего замысла - украсить зрительный зал обивкой голубого цвета.

Торжественное открытие театра состоялось 31 августа 1832 года. На следующий день газеты писали:

"Сие огромное, изящное, величественное здание построено архитектором Росси. Зала вмещает в себя пять ярусов лож, кроме бенуаров. Кресел числом 242, расположенных в девяти ярусах. Позади кресел возвышаются амфитеатром, до лож первого яруса, так называемые места за креслами (числом 182), нумерованные скамьи, для зрителей и слушателей весьма удобные... Представление открылось трагедией ""Пожарский, или Освобождение Москвы"" и испанским дивертисментом, то есть разными испанскими танцами" [Цит. по: 2, с. 530].

Театр назвали в честь жены императора Николая I Александры Фёдоровны. С тех пор его называют "Александринка". Здание вошло в единый архитектурный ансамбль площади Островского. Над колоннадой фасад театра украшает квадрига, управляемая богом искусств Аполлоном. Автор скульптуры - С. С. Пименов. Квадригу Аполлона изготовили мастера Александровского завода. За эту работу мастера Пётр Катеринин и Пётр Одинцов, а также подмастерье Рогозин получили серебряные медали на аннинских лентах, а мастер Андрей Маликов получил золотую медаль.

Александринский театр изначально находился в ведении Министерства Императорского двора. Его стены Росси были окрашены в светло-серый цвет .

В год открытия Александринского театра на основании императорского повеления дирекция предоставила Карлу Росси в безвозмездное и вечное пользование билет в ложу №14 второго яруса. 14 января 1837 года директор императорских театров Гедеонов доложил министру двора:

"....господин Росси предложил дирекции, не желает ли она отобрать от него сию ложу, а ему заплатить за неё деньгами.
По неизвестности в праве ли ещё г. Росси делать без особого дозволения подобного рода передачи ложи... я не решился принять его предложения.
Но ложа сия занимается почти на всех представлениях разными лицами из публики и как впуск в оную... делается всегда по особенному на неё выданному г. Росси билету, то и открылось, что с сим билетом присылается в театр человек, который и продаёт в коридоре сию ложу местами про одиночке разного рода людям... Сему посылаемому было не только много раз подтверждено сего больше не делать, но даже... был он за то задержан в театре с объявлением, что если продолжит ещё впредь подобныя действия, то... будет препровождён в полицию.
Несмотря однако на сие оказалось, что при спектакле бывшем 10 января впущено было таковым же образом в ложу... разного рода людей семь человек, из коих между двумя произошла ссора и драка, при разбирательстве коих полициею оказалось, что в числе сидевших в сей ложе были дворяне или чиновники, а также крепостные люди..." [Цит. по: 2, 548]

После этого случая Росси было объявлено о том, что следующий подобный инцидент завершится для него лишением билета.

Когда-то в дни театральных премьер и бенефисов у подъезда к Александринке выстраивалась длинная очередь из карет и экипажей. Среди "золотой молодёжи" того времени было неприлично ходить в театр пешком, поэтому предприимчивые извозчики специально ставили свои кареты вблизи театра, на Невском проспекте. Оттуда молодые люди и подъезжали к месту назначения.

Накануне 1849 года Николай I захотел обновить убранство зрительного зала Александринского театра. Он приказал увеличить четыре ложи около сцены и заменить обивку зала на красную, что было поручена Карлу Росси, который создал два проекта переделок. Эта работа стала последней для 72-летнего архитектора .

В советское время театр получил название "Академический театр драмы им. А. С. Пушкина". С приобретением этого имени он стал называться ещё и "Пушкинским".

Указом императрицы Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге основан русский для представления трагедий и комедий театр, от которого ведет историю труппа Александринского театра. Директором театра был назначен драматург Александр Петрович Сумароков. Труппу возглавил актер Фёдор Григорьевич Волков. Театр стал первым государственным публичным театром в России и начал свои регулярные представления в бывшем Головкинском доме на Васильевском острове. Впоследствии здание было перестроено для Академии художеств.

1759 год

Высочайшим распоряжением по придворному ведомству театр определен в ведомство Придворной конторы.

1763 год

После смерти Ф.Г. Волкова труппу возглавляет знаменитый русский актер Иван Афанасьевич Дмитревский.

1766 год

Труппа театра вошла в состав учрежденной императорской театральной дирекции.

1783 год

Русская драматическая труппа начинает свои выступления в здании вновь построенного Большого каменного театра в Санкт-Петербурге, впоследствии перестроенного для Санкт-Петербургской консерватории.

1831 год

Труппой театра впервые полностью исполнена комедия А.C. Грибоедова «Горе от ума». Роль Чацкого сыграл В.А. Каратыгин.

31 авг 1832 года

Санкт-петербургская русская драматическая труппа начинает свои выступления в новом здании в самом центре Санкт-Петербурга, созданном по проекту великого архитектора К.И. Росси. В честь супруги императора Николая Первого Александры Фёдоровны здание получает название - Александринский театр. Здание Александринского театра - шедевр мировой театральной архитектуры, охраняется ЮНЕСКО.

1836 год

На сцене Александринского театра состоялась премьера «Ревизора» Н.В. Гоголя. Активное участие в постановке спектакля принимал сам автор. В роли Хлестакова - Н.О. Дюр.

1836 год

Здание Александринского театра закреплено за Санкт-Петербургской императорской драматической труппой. Одновременно труппа продолжает выступления на других театральных площадках столицы, находящихся в ведении Дирекции императорских театров.

1856 год

Постановка на сцене театра комедии А.В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского». В заглавной роли - В.В. Самойлов.

1859 год

Впервые на сцене Александринского театра поставлена пьеса А.Н. Островского «Гроза».

1867 год

Впервые на сцене театра поставлена трагедия А.К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного». В роли Иоанна Грозного - П.В. Васильев.

1870 год

Впервые на сцене театра поставлена трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов». В роли Бориса Годунова - Л.Л. Леонидов.

1879 год

Впервые на сцене театра поставлена комедия И.С. Тургенева «Месяц в деревне». В роли Верочки выступила М.Г. Савина.

1889 год

Впервые на сцене императорского театра поставлена пьеса А.П. Чехова «Иванов». Заглавную роль исполнил В.Н. Давыдов


1895 год

Впервые на александринской сцене поставлена пьеса Л.Н. Толстого «Власть тьмы». В роли Акулины выступила М.Г. Савина

1896 год

Впервые на сцене театра поставлена комедия А.П. Чехова «Чайка». В роли Нины Заречной выступила В.Ф. Комиссаржевская. Постановка вошла в историю мирового театра как «провал „Чайки“».

1902 год

На сцене театра осуществлена постановка трагедии Еврипида «Ипполит» в переводе Д.С. Мережковского. Постановку осуществил режиссер Ю.Э. Озаровский, декорации создал Л.С. Бакст.

1910 год

На александринской сцене Вс. Э. Мейерхольдом осуществлена постановка комедии Мольера «Дон Жуан». Художник - А.Я. Головин. В главной роли - Ю.М. Юрьев

1914 год

Впервые на сцене театра поставлена пьеса Л.Н. Андреева «Профессор Сторицын». В заглавной роли - Р.Б. Аполлонский.

Февраль 1917 года

Премьера легендарного спектакля Вс. Э. Мейерхольда и А.Я. Головина по драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». Музыка А.К. Глазунова. Спектакль становится последней постановкой императорской сцены и одним из самых гармоничных спектаклей в истории мировой сцены. В главной роли - Ю.М. Юрьев. Спектакль находился в репертуаре театра до июля 1941 года.

После февраля 1917 года

Театр входит в состав дирекции Государственных театров.

Конец октября 1917 года - март 1918 года

«Cаботаж» большевистской власти, Театр прекращает представления и бойкотирует новую власть.

Март 1918 год

«Автономизация» бывших императорских театров. Театр впервые начинает называться «Александринским» (с приставкой - «бывший») применительно к петроградской государственной драматической труппе.

1919 год

Театр получает статус «академический» и именуется Петроградский государственный академический драматический театр (бывш. Александринский)

1920 год

Театр входит в ассоциацию академических театров.

Театр получает название Государственный академический театр драмы (Госдрама).

1922-1928 годы

Руководителем театра является выдающийся русский актер и театральный деятель Юрий Михайлович Юрьев

1928-1933 годы

Театром руководит видный советский режиссер Николай Васильевич Петров.

1931 год

«Страх» А. Н. Афиногенова. Постановка Н.В. Петрова. В роли профессора Бородина - И.Н. Певцов.

1932 год

Столетний юбилей здания Александринского театра (тогда Ленинградского государственного театра драмы) отмечается как крупный юбилей общественно-политической и культурной жизни страны. При этом, следуя идеологической линии тогдашней власти, семьдесят шесть лет произвольно отсекаются от творческой истории первой государственной драматической труппы России.

1933-1936 годы

Художественным руководителем театра является выдающийся актер, режиссер и педагог Борис Михайлович Сушкевич.

1934 год

«Борис Годунов» А.С. Пушкина. Постановка Б.М. Сушкевича. В роли Бориса Годунова - Н.К. Симонов.

1936-1938 годы

Художественным руководителем театра являлся известный советский режиссер Сергей Эрнестович Радлов.

1936 год

«Лес» А.Н. Островского. Постановка В.П. Кожича. В роли Несчастливцева - Ю.М. Юрьев.

1937 год

В год столетия со дня смерти А.С. Пушкина Ленинградской Госдраме присвоено имя А.С. Пушкина.

1938-1966 годы

Художественное руководство театром осуществляет выдающийся актер, режиссер и педагог Леонид Сергеевич Вивьен.

1940 год

«Дворянское гнездо» И.С. Тургенева. Постановка А.А. Музиля. В роли Лаврецкого - Н.К. Симонов.

1941-1944 годы

Театр в эвакуации. Труппа работает в Новосибирске, на сцене театра «Красный факел». На сцене Александринского театра во время блокады выступает Ленинградский театр музыкальной комедии.

1950 год

«Живой труп» Л.Н. Толстого. Постановка В.П. Кожича и А.Н. Даусона. В роли Феди Протасова - Н.К. Симонов.

1955 год

«Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского. Постановка Г.А. Товстоногова. В роли Вожака - Ю.В. Толубеев, в роли Комиссара - О.Я. Лебзак

1956 год

«Игрок» Ф.М. Достоевского. Постановка Л.С. Вивьена и А.Н. Даусона. В роли Алексея Ивановича - В.И. Честноков.

1958 год

«Бег» М.А. Булгакова. Постановка Л.С. Вивьена. В роли Хлудова - Н.К. Черкасов.

1962 год

«Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. Постановка Л.С. Вивьена. В роли Барона - Н.К. Черкасов, в роли Сальери - Н.К. Симонов.

1974 год

«Похождения Чичикова, или Мёртвые души» по Н.В. Гоголю. Постановка Н.М. Шейко. В роли Чичикова - И.О. Горбачев.

1975-1991 годы

Художественным руководителем театра является выдающийся артист и педагог И.О. Горбачёв.

1975 год

«Элегия» П. Павловского. Постановка И.С. Ольшвангера. В роли Тургенева - Б.А. Фрейндлих.

1978 год

«Иванов» А.П. Чехова. Постановка А.О. Сагальчика. В роли Иванова - И.О. Горбачев.

1981 год

Широко празднуется 225-летие Российского-Александринского-Пушкинского театра.

1991 год

Театру возвращается название Александринский. Официальное название театра: Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина (Александринский).

1994 год

«Мсье Жорж. Русская драма» по М.Ю. Лермонтову. Постановка А.А. Праудина

1997 год

«Сказание о царе Петре и убиенном сыне его Алексее» Ф. Горенштейна. Постановка А.В. Галибина

1998 год

«P.S. капельмейстера Иоганнеса Крейслера, его автора и их возлюбленной Юлии: Каденции на темы произведений Э.-Т.-А. Гофмана и В.-А. Моцарта». Постановка Г.М. Козлова. Спектакль удостоен Государственной премии России.

2002 год

Театр заключает творческий договор с Центром им. Вс. Мейерхольда об осуществлении совместной творческой программы «Новая жизнь традиции». Художественным руководителем программы становится выдающийся российский режиссер, руководитель центра В.В. Фокин

5 октября 2002 года

В.В. Фокин осуществляет свою первую постановку на сцене театра - оригинальную версию комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», которая открывает творческую программу «Новая жизнь традиции». В роли Хлестакова - А.В. Девотченко. Спектакль удостоен Государственной премии России.

2003 год

2005 год

«Двойник» по Ф.М. Достоевскому. Постановка В.В. Фокина. В роли Голядкина Старшего - В.В. Гвоздицкий.

2006 год

250-летие Александринского театра празднуется как юбилей первого государственного театра России и начала государственной политики в области отечественного сценического искусства. Осуществляется масштабная реконструкция-реставрация исторического здания театра. Открывается историческая экспозиция «Музей русской драмы». Впервые проводится Международный театральный фестиваль «Александринский».

В рамках творческой программы «Новая жизнь традиции» греческий режиссер Теодорос Терзопулос ставит трагедию Софокла «Эдип-царь». Этим спектаклем был открыт Первый Международный театральный фестиваль «Александринский».

«Живой труп» Л.Н. Толстого. Постановка В.В. Фокина. В роли Феди Протасова - С.И. Паршин.

2007 год

«Чайка» А.П. Чехова. Постановка К. Люпы (Польша). В Роли Нины Заречной - Ю.Г. Марченко.

2007 год

«Иваны» по "Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" и другим произведениям Н.В. Гоголя. Постановка А.А. Могучего. В роли Ивана Ивановича - Н.С. Мартон, в роли Ивана Никифоровича - В.Ф. Смирнов.

2008 год

«Женитьба» Н.В. Гоголя. Постановка В.В. Фокина. В роли Подколесина - И.Н. Волков.

2009 год

«Ксения. История любви» В. Леванова. Постановка В.В. Фокина. В роли Ксении - Я.Д. Лакоба.

2010 год

«Гамлет» В. Шекспира. Постановка В.В. Фокина. В роли Гамлета - Д.О. Лысенков.

2011 год

«Ваш Гоголь» по Н.В. Гоголю. Постановка В.В. Фокина. В роли Гоголя - И.Н. Волков.

2012 год

«Литургия Zero» по Ф.М. Достоевскому. Постановка В.В. Фокина. В роли Алексея Ивановича - А. Шагин.

15 мая 2013 года

Открывается Новая сцена Александринского театра.

Август 2014 года

Александринский театр получил статус Национального достояния

2014 год

«Маскарад» по М.Ю. Лермонтову и Вс. Мейерхольду. Постановка В.В. Фокина. В роли Арбенина - П.М. Семак и Д.О. Лысенков.

Август 2015 года

Первые гастроли Александринского театра в Китае. Спектакль Валерия Фокина Ревизор по одноименной комедии Н.В. Гоголя показан в Пекине на сцене Пекинского народного театра и в Шанхае на сцене Большого Шанхайского театра.

2016 год

«Сегодня. 2016» К.В. Фокина. Постановка В.В. Фокина. (Новая сцена). В главной роли - П.М. Семак.

Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина - легендарный Александринский театр - является старейшим национальным театром России. Он учрежден Сенатским Указом, подписанным дочерью Петра Великого императрицей Елизаветой 30 августа 1756 года в день Святого Александра Невского. Именно этот театр стал прародителем всех Российских театров, а дата его основания - Днем рождения Русского профессионального театра. Учреждение театра послужило началом государственной политики Российского государства в области театрального искусства. На протяжении двух с половиной столетий Российский государственный театр драмы служил атрибутом Российской государственности. Со дня основания и до 1917 года он являлся главным императорским театром, судьбой которого занимались Российские императоры. В 1832 году Российский государственный театр драмы получил великолепное здание в центре Невского проспекта в Санкт-Петербурге, построенное по проекту великого архитектора Карла Росси. Это здание было названо Александринским театром (в честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны) и с тех пор имя Александринского театра неразрывно связано с мировой историей сценического искусства. Уникальный комплекс здания, с пятиярусным зрительным залом, огромной сценой, дворцовыми парадными фойе, величественным фасадом, ставшим одной из эмблем Северной столицы, вошел в число жемчужин мировой архитектуры, находящихся на учете ЮНЕСКО. Стены Александринского театра хранят память о великих деятелях Российского государства, политиках, военачальниках, деятелях культуры. Здесь бывали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, П.И. Чайковский, А.М. Горчаков, С.Ю. Витте, В.А. Столыпин, К.Г. Маннергейм, многие коронованные особы европейских государств. Именно здесь, в Александринском театре состоялись премьеры практически всех произведений русской драматургической классики от «Горя от ума» А.С. Грибоедова до пьес А.Н. Островского и А.П. Чехова. Александринский театр - это учебник истории русского театрального искусства. Именно на этой сцене играли знаменитые русские актеры - от В. Каратыгина и А. Мартынова до Н.Симонова, Н. Черкасова, В. Меркурьева, И. Горбачева, Б. Фрейндлиха. Эту сцену украшали дарования прославленных русских актрис от Е. Семеновой, М. Савиной (основательницы Союза театральных деятелей России), В. Комиссаржевской до Е. Корчагиной-Александровской, Е. Тиме, Н. Ургант. Сегодня на сцене Александринского театра работают такие артисты, как С.Паршин, В.Смирнов, Н.Мартон, Г.Карелина, И.Волков, П. Семак, С.Смирнова, С.Сытник, М.Кузнецова и многие другие выдающиеся опытные и молодые артисты.
В разные годы в театре работали великие театральные режиссёры Вс. Мейерхольд, Л.Вивьен, Г. Козинцев, Г. Товстоногов, Н. Акимов. Спектакли александринцев вошли во все мировые энциклопедии театра. С театром сотрудничали великие художники А. Бенуа, К. Коровин, А. Головин, Н. Альтман, выдающиеся композиторы А. Глазунов, Д. Шостакович, Р. Щедрин.
С 2003 года художественным руководителем театра является режиссер с европейским именем, народный артист России, лауреат Государственных премий Валерий Фокин.
Среди великих старейших национальных театров Европы - парижского «Комеди Франсез», венского «Бургтеатра», лондонского «Дрюри Лейн», берлинского «Дойчес театра» - Александринский театр занимает почетное место, служа символом Русского национального театра. Театр обладает уникальными коллекциями декораций, костюмов, мебели, театральной бутафории, оружия, богатейшими музейными фондами, которые могут быть экспонированы как в России, так и за рубежом в самых престижных выставочных пространствах. В течение сезона 2005/2006 гг. Александринский театр осуществил генеральную реконструкцию, в результате которой воссоздан исторический облик интерьеров здания. В то же время Александринка стала одной из самых совершенных в инженерном плане современных сценических площадок. Торжественное открытие реконструированного Александринского театра состоялось 30 августа 2006 года в дни празднования 250-летия старейшего государственного драматического театра России. Утром Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир освятил сцену и зрительный зал театра, благословив собравшихся актеров, режиссеров и работников театра. Днем в Мраморном дворце состоялось открытие выставки «Театр прославленных мастеров», приуроченной к 250-летию русского театра. Открытие обновленной Александринской сцены было кульминацией юбилейных торжеств. В числе гостей присутствовали Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, Полномочный представитель Президента РФ по Северо-Западному округу Илья Клебанов, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой.
Празднование этого юбилея стало важнейшим событием государственной политики в области театрального искусства. На основании поручения президента Российской Федерации № Пр-352 от 02.03.2004 г. вышло распоряжение Правительства России от 12.05.2005 г. № 572-р «О праздновании 250-летия учреждения российского государственного театра», в соответствии с которым основные мероприятия проходили в Александринском театре в течение всего 2006 года. В ноябре 2012 года торжественно отмечалось 180-летие здания Александринского театра. Новая сцена Александринского театра открыта 15 мая 2013 года. Современный уникальный архитектурный комплекс Новой сцены построен по проекту петербургского архитектора Юрия Земцова на месте бывших мастерских театра между площадью Островского и набережной Фонтанки. Новая сцена –– это многоуровневое пространство, включающее 4 зала разной вместимости и просторное двухуровневое фойе, оно оборудовано самым передовым световым, звуковым, видео- и медиа-оборудованием. В Медиацентре Новой сцены –– идеальной площадке для встреч, мастер-классов и кинопоказов на 100 зрительских мест –– есть все необходимое для организации интернет-трансляций телевизионного уровня; многие мероприятия Новой сцены транслируются на разных интернет-ресурсах.
Новая сцена является не только современной сценической площадкой старейшего драматического театра страны, на которой в течение сезона выпускается 4-5 премьер и проходит более 120 спектаклей. За три года у Новой сцены сформировалась репутация одного из главных культурно-просветительских мультидисциплинарных центров Петербурга. На Новой сцене регулярно проходят мастер-классы и встречи, концерты, кинопоказы, выставки –– 250 мероприятий ежегодно. Летом 2016 года на Новой сцене открылась для зрителей еще одна площадка –– Крыша, где проходят встречи, поэтические чтения, концерты, кинопоказы. В августе 2014 года Александринскому театру присвоен статус Национального достояния.
В апреле 2016 года Александринский театр включен в реестр в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.