Девочка со спичками и выглядит объединяющие мотивы. «Девочка со спичками»

Я сказала: «Да, думаю, автор хотел, чтоб люди плакали. Понимаешь, ведь это не только в старые времена были дети, которые умирали от голода и холода. Автор напоминает нам всем - и взрослым, и детям, что и сейчас не у всех есть теплый уютный дом, вкусная еда, море игрушек, даже родители - есть не у всех. Ведь если мы об этом помним, то будем рады тому, что у нас есть, и не будем жаловаться на плохую жизнь, и, может быть, даже чем-то поможем тому, кто в беде».

Конечно, эта сказка - совсем не первое соприкосновение Ксюши с темой смерти, скорее это завершение определенного этапа. Тема смерти возникла сама по себе, когда Ксюше было два с половиной года. На даче пропала кошка, прожившая у нас десять лет. Попытки придумать кошке дальнейшую благополучную судьбу (нашла новых хозяев, решила стать диким зверем) выглядели неубедительно. И уж тем более неправильно было обнадеживать Ксюшу, что кошка вернется. Пришлось твердо сказать: «Ксюша, кошка не вернется, скорее всего, она погибла». Ксюша стала допытываться: как это погибла, куда же все-таки она делась, почему мы ее больше не увидим? Плакала и спрашивала: «Куда деваются те, кто умирает?» Я отвечала: «Они на небе». Мои ответы успокоили ее ненадолго: «А если я заберусь на крышу, а тот, кто умер, высунется из облака, - мы сможем поговорить?» Я ласково говорю, что это невозможно. Ксюша опять принимается плакать и твердить: «Не хочу, чтоб так было».

Она мысленно пыталась смириться с фактом смерти в течение двух лет, плакала, но не переставала задавать вопросы. Спрашивает, например: «А что такое мумия?» Я говорю: «Ксюш, тебе вовсе не понравится это знать». Она настаивает. Я объясняю - опять рыдает. Но продолжает интересоваться деталями. Рассматривает какую-нибудь картину: «А все эти люди - они умерли?» Или: «Почему памятники ставят только тем, кто умер?» И так два года.

Теперь она довольно спокойно относится к тому, что тело на кладбище. А душа - не умирает никогда. Конечно, она пыталась получить от меня ответ на вопрос «что такое душа?». Я честно сказала, что не могу точно ответить, просто она есть и все.

Мы вместе пытаемся понять, что такое смерть, и говорим об этом.

А вот со старшим сыном все было по-другому.

Запись в дневнике от 4 февраля 2002 г. (Мише 4 года и 10 месяцев - почти как сейчас Ксюше.)

Прочитали «Девочку со спичками» Андерсена.

«Мам, она же не умерла? Не умерла, нет!?»

И как будто опережая мой ответ (вдруг я скажу, что умерла, увы - умерла):

«Она просто заснула! Да! Ведь снег такой мягкий и пушистый, как подушка. Ее надо только принести в теплый дом… Еще надо дать ей денег, чтоб она к себе могла вернуться. Они так и сделали, да ведь?»

Все это он произнес быстро, на одном дыхании, как бы убеждая себя.

Может, это и неправильно. Но если ему так хочется верить.

Ведь правда не всегда лечит, или не всех. Уж точно не сразу.

Как бы то ни было, «Девочка со спичками» осталась самой страшной сказкой для Миши. Похоже, навсегда. Еще в прошлом году, узнав, что мы с Ксюшей собираемся на новогоднее представление «Девочка со спичками» в Храм Христа Спасителя, он буквально умолял меня не вести туда Ксюшу. Я ему ласково объясняла, что от «Девочки со спичками» там осталось только название, вряд ли авторы постановки хотят заставить плакать весь зал, да и Ксюша немного другой ребенок. Он с нетерпением ждал нашего возвращения - видимо, хотел убедиться, что Ксюша по-прежнему осталась веселым, шумным и капризным ребенком.

Наталия Соляник

Урок литературного чтения

Тема:Г.Х. Андерсен сказка «Девочка со спичками » .(Чтение, работа над содержанием с выходом на предметный проект"Уроки жизни и добра в сказках Г.Х. Андерсена".)

I Орг. момент.

II Эвокация.

Сегодня у нас обычный и необычный урок, мы вновь будем говорить о знакомом и незнакомом, о сказках великого сказочника Ганса Христиана Андеосена. Слайд1

Что же станет итогом нашей работы- поект, но его тему мы определим в конце урока.

    Поэтому в плане я размещу карточку с вопросом в конце - это наша цель.

(На доске прикрепить карточку)

    Чтобы достичь цели, необходима информация. Откуда её можно получить, что для этого можно делать?(Ответы детей. По мере ответов таблица плана на доске заполняется карточками).

    работать с книгой

    отвечать на вопросы, обсуждать

    слушать ответы друг друга

    работать в парах

    получать информацию, используя компьютер( iPad )

    записывать или рисовать

ПЛАН на доске

Сегодня я добавлю новое слово БИБЛИОТЕКА.

Что такое библиотека?

Какое отношение библиотека имеет к уроку чтения?

Совершенно верно, библиотека помогает нам расширить круг нашего чтения, узнать новое об авторах произведений. Итак, попытаемся заглянуть за страницы учебника.

Начнём.

Поговорим?

О чём?

О разном и о прочем.

О том, что хорошо и хорошо не очень.
О чём-то знаю я ты, а что- то вам известно.

Поговорим?

Поговорим. Нам будет интересно.

Чтобы урок был интересным необходимо:

Определить формулу успешной работы на уроке

Сегодня она выглядит так:

Слайд 2 И = Т+Т+Ф+В+Д – какие буквы добавились? Расшифруйте запись (интерес = труд + творчество +фантазия +внимание +дисциплина, дружба, доверие)

На прошлом уроке мы читали сказку про оловянного солдатика. Вам знакомы и другие сказки Андерсена. Попытаемся по опорным словам определить их названия. (Слайд 3)

Проверим правильность ответов. (Слайд 4)

Значит, есть произведение которое не читали. Но вы уже можете к новому тексту задать вопросы. Сформулируйте их..... . (Слайд 5)

Как вы уже поняли из ключевых слов события в новой сказке будут происходить накануне Нового года. новый год это веселье, подарки и нарядная ёлка. (Слайд 6). Почему так выглядит ёлка?

К ней мы вернёмся после чтения сказки.

Чтение и анализ текста (МЕТОД НАПРАВЛЕННОГО ЧТЕНИЯ).

II . Реализация

    Чтение 1 части текста.

    • Какое настроение было у вас до чтения отрывка?

      Изменилось ли оно? Почему?

      Что заставило девочку отправиться в канун Нового года в холодную тёмную ночь на улицу?

    Составление дневника двойной записи. Работа в парах.

Давайте проследим, какие 3 основные чувства испытывала девочка?

Какие чувства испытала девочка?

Почему?

Голод

Холод

Страх

    Если бы вы оказались одни на темной улице, чтобы сделали?

    А как поступит девочка?

    Чтение 2 части.

    Что же решает сделать девочка, спрятавшись в уголке за выступом дома?

    Что она видит пока горит спичка?

Проверим ваши предположения.

Чтение 3 части.

Да, как и положено в сказках, девочка снова чиркает спичкой.

    Что она видит на этот раз?

    Почему именно такая картина предстала перед ней?

Чтение 4 части.

    Почему увиденная ёлка кажется девочке наряднее и выше, чем в реальной жизни?

    Почему она сравнивает увиденную ёлку с ёлкой в доме купца, а не с ёлкой в собственном доме?

    Три спички сожжены, троекратный повтор в сказке совершился. Сказка закончена? Что может произойти дальше?

Чтение 5 части.

    Почему именно бабушку видит девочка?

    Для чего девочка зажигает все спички сразу?

    Почему люди, нашедшие утром девочку, считали, что она хотела просто согреться. Чего они не знали?

Проследим ещё раз какие картины видела девочка в тот момент, когда вспыхивает спичка и заполним таблицу.

Спмчка

Что видела девочка?

1 спичка

2 спичка

3 спичка

4 и весь коробок

    Можем ли мы сказать, что девочка в эти минуты, пока горела спичка, была счастлива? Почему?

    Как бы вы озаглавили это произведение?

IV . Рефлексия.

Что объединяет эту сказку со сказкой "Стойкий оловянный солдатик"?

Подвести итог нашей работе и сформулировать тему проекта помогут

"6 шляп мышления"

Работа в группах. (отвечает тот, кому дана шляпа) . Кем в притче стал обладатель синей шляпы? Поэтому синюю шляпу сегодня оставлю себе.

Белая- перечисли героев сказки.

Жёлтая - что обрадовало в сказке.

Чёрная- что не понравилось.

Красная- как менялось настроение в процессе чтения.

Зелёная- что хотелось бы изменить в конце сказки.

Синяя -Вопрос синей шляпы адресую всем. Чему научила вас эта сказка?(Добру.) Используя это слово дайте название новому проекту.

"Уроки жизни и добра в сказках Г.Х. Андерсена".

Работать над проектом будем по группам.

Группа « Аналитики ».

Задания:

1. Проанализировать тексты произведений: «Дикие лебеди», «Гадкий утёнок», «Огниво», «Снежная королева», «Русалочка»;

2. Выбрать из предложенных сказок 2 схожие по концовке.

Группа: « Историки »:

Задания:

1. Изучить историю создания произведений, выбранных АНАЛИТИКАМИ.+ сказок "Стойкий оловянный солдатик" и " Девочка со спичками"

2. Подготовить материал по истории создания произведений (год издания…, условия, способствовавшие этому и пр.).

Группа «Художники».

Задание:

    Подобрать иллюстрации к произведениям, выбранным АНАЛИТИКАМИ.

Возвращаемся к ёлке. Каждый из вас, наверное, уже загадал Новогоднее желание, мечтает о подарке. Возможно это книга, игрушка. Но есть ПОДАРОК, который нельзя потрогать руками, но получить его приятно для души - это слова пожелания. На шарике напишите одно слово, чего вы желаете себе, своим близким, всем нам в Новом году и прикрепите его на ёлку.

I часть.

Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году - канун Нового года. В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая.

Ножки ее покраснели и посинели от холода. В кармане ее старенького передника лежало несколько пачек спичек, и одну пачку она держала в руке. За весь этот день она не продала ни одной спички, и ей не подали ни гроша. Она брела голодная и продрогшая и так измучилась, бедняжка!

Снежинки садились на ее длинные белокурые локоны, красиво рассыпавшиеся по плечам, но она и не подозревала о том, что они красивы. Изо всех окон лился свет, на улице вкусно пахло жареным гусем - ведь был канун Нового года. Вот о чем она думала!

Наконец девочка нашла уголок за выступом дома. Тут она села и съежилась, поджав под себя ножки. Но ей стало еще холоднее, а вернуться домой она не смела: ей ведь не удалось продать ни одной спички, она не выручила ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее; к тому же, думала она, дома тоже холодно; они живут на чердаке, где гуляет ветер, хотя самые большие щели в стенах и заткнуты соломой и тряпками.

Ручонки ее совсем закоченели. Ах, как бы их согрел огонек маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и...

II часть.

чирк! Как спичка вспыхнула, как ярко она загорелась! Девочка прикрыла ее рукой, и спичка стала гореть ровным светлым пламенем, точно крохотная свечечка.

Удивительная свечка! Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью с блестящими медными шариками и заслонками. Как славно пылает в ней огонь, каким теплом от него веет! Но что это? Девочка протянула ноги к огню, чтобы погреть их, - и вдруг... пламя погасло, печка исчезла, а в руке у девочки осталась обгорелая спичка.

III часть.

Она чиркнула еще одной спичкой, спичка загорелась, засветилась, и когда ее отблеск упал на стену, стена стала прозрачной, как кисея .(тонкая прозрачная ткань) Девочка увидела перед собой комнату, а в ней стол, покрытый белоснежной скатертью и уставленный дорогим фарфором; на столе, распространяя чудесный аромат, стояло блюдо с жареным гусем, начиненным черносливом и яблоками! И всего чудеснее было то, что гусь вдруг спрыгнул со стола и вперевалку заковылял по полу. Он шел прямо к бедной девочке, но... спичка погасла, и перед бедняжкой снова встала непроницаемая, холодная, сырая стена.

IV часть.

Девочка зажгла еще одну спичку. Теперь она сидела перед роскошной рождественской елкой. Эта елка была гораздо выше и наряднее той, которую девочка увидела, подойдя к дому одного богатого купца и заглянув в окно. Тысячи свечей горели на ее зеленых ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку. Малютка протянула к ним руки, но... спичка погасла. Огоньки стали уходить все выше и выше и вскоре превратились в ясные звездочки. Одна из них покатилась по небу, оставив за собой длинный огненный след.

V часть.

Девочка снова чиркнула о стену спичкой и, когда все вокруг осветилось, увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку, такую тихую и просветленную, такую добрую и ласковую.

Бабушка, - воскликнула девочка, - возьми, возьми меня к себе! Я знаю, что ты уйдешь, когда погаснет спичка, исчезнешь, как теплая печка, как вкусный жареный гусь и чудесная большая елка!

И она торопливо чиркнула всеми спичками, оставшимися в пачке, - вот как ей хотелось удержать бабушку! И спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днем. Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озаренные светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко - туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха.

Морозным утром за выступом дома нашли девочку: на щечках ее играл румянец, на губах - улыбка; она замерзла в последний вечер старого года. Новогоднее солнце осветило тельце девочки со спичками; она сожгла почти целую пачку.

Девочка хотела погреться, - говорили люди. И никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее Счастье.

Урок литературного чтения 4 класс

«Девочка со спичками» по сказке Г.Х.Андерсена

Задачи:

Развивать креативное мышление, восприятие, память, речь, правильную логическую речь;

Умение работать в группе: слушать и слышать друг друга;

Воспитывать чувства коллективизма, интерес к сказкам, воспитывать уважение к точке зрения собеседника, воспитывать у детей положительные человеческие качества: сопереживание, соучастие, сострадание;

Оборудование: экран, презентация, учебник хрестоматия (тект о Г.Х. Андерсене для 2-х групп), музыкальное сопровождение; карточки с заданиями для самостоятельной работы в группе.

Ход урока

Организационный момент.

Психологический настрой.

Послушайте загадку:

Все в ней ложь, но есть намек

Добрым молодцам урок…

В ней Дюймовочка живет,

Буратино пьет чернила,

Заяц мчится наутек…

Я не случайно загадала вам загадку.

Кто догадался, почему моя загадка о сказке? (Наверно сегодня мы познакомимся на уроке со сказкой).

Что такое сказка?

А теперь дайте определение, что такое литературная сказка?

Звучит музыка

Мы продолжаем знакомится с произведениями Г.Х.Андерсена и его творчеством. СЛАЙД 2

Запишите в течение одной минуты в таблицу все, что вы знаете об этом авторе (ученики работают самостоятельно.

К концу урока постарайтесь заполнить таблицу «Узнал»

Проверка домашнего задания КАРТОЧКА №1

СЛАЙД 7 Что в них общего?

Так называется произведение, которое мы сейчас прочитаем

«Дерево предсказаний» - Выскажите предположение о сюжетной линии произведения с таким названием? (как вы думаете, о чем будет эта сказка?)

Словарная работа перед чтением

Дети в тексте вам встретятся такие слова:

СЛАЙД 8

Канун – день перед праздником.

Прок - польза

Во весь опор – очень быстро, вскачь.

Люлька – подвесная колыбель.

Передник – фартук.

Непроницаемый – не пропускает сквозь себя свет, звук.

Сочельник – канун Рождества.

Сера – химический элемент, желтое горючее вещество, применяемое в технике и медицине.

Локон – вьющаяся прядь волос

Отблеск – сияние отраженного света

Значение каких слов вам знакомо?

Геннадий Цыферов в книге “Мой Андерсен” пишет “Знаешь ли ты, например, как льют колокольчики? В каждый колокольчик обязательно добавляют каплю серебра. Вот он и звенит…

Если в смешную сказку добавить каплю грусти, она тоже звенит.

Всякий раз после сказки Андерсена вы словно слышите звон, долгий и робкий. Потом можно даже забыть, о чем она, но робкий звон остается в сердце”.

«Стадия осмысления» - чтение с пометками. Откройте хрестоматию, сядьте поудобнее, приготовьтесь слушать сказку и постарайтесь почувствовать, услышать “звон грусти”, делайте пометки.

Включение записи чтеца

(Когда я слушала сказку, мне было грустно.

Героиня сказки вызвала у меня жалость.

А мне было стыдно за тех кто проходил мима маленькой девочки.)

-О ком она? (о маленькой девочке, продавщице спичек;)

- А о чем она? (О том, что в далеком прошлом очень трудно жилось бедным людям, в том числе и детям)

(Писатель хотел, чтобы люди были внимательнее к окружающим.

Сказочник хотел донести до нас то, что нужно проявлять сострадание к тем, кто в нас нуждается.

Работа по содержанию.

Услышали ли вы “звон грусти”, уловили, поняли настроение автора?

Что остается от сказки потом – после того, как ее рассказали?

(настроение)

Какое настроение создалось у вас в душе после прослушивания сказки? (У меня в душе осталась грусть.)

Почему вам стало грустно? (Грустно мне стало потому, что девочка умерла.)

Менялось ли оно на протяжении прослушивания? (Мое настроение менялось, когда горела спичка и девочка видела,

огонь, ей было тепло. В те моменты, когда девочке было хорошо)

Кто является главным героем сказки?

Родом, какой семьи была эта девочка?

Какие слова из текста доказывают это?

Выборочное чтение. Дискуссия.

Найдите в тексте слова, которые описывают состояние девочки. СЛАЙД 9

Состояние девочки

Брела маленькая, нищая с непокрытой головой, босая

Покраснели, посинели от холода

Голодная, продрогшая

Измучилась

Бедняжка

Съежилась, поджала ножки

Еще холоднее на чердаке

Ручонки закоченели

Что в этой сказке необычно, а что может быть на самом деле?

С чем сравниваются спички? (Свечка)

Андерсен часто использует в тексте слова с корнем свет, синонимы этого слова и слова-описания огня, как он горит, светит. Найдите их в тексте.

СЛАЙД10 Слова синонимы

(свет, светятся, огонёк, пламя, загорелась, засветилась, отблеск, свечка, огоньки – звездочки, ослепительно вспыхнули).

Какие чувства вызывает у вас главная героиня сказки?

Прочитайте отрывок сказки, который вас взволновал.

Как вы думаете, почему Г.-Х. Андерсен сочинил такую сказку?

(Харланов – Е.И., Какая же это сказка? В сказках всегда хороший конец, а здесь печальный)

КАРТОЧКА №2

Расставьте части текста по порядку

№ ___ Смерть девочки

№___Первое чудо- тёплая печка

№___Одна на улице

№___Мечта – праздничный стол

№___Встреча с бабушкой

№ ___Страх девочки

2 часть

Синквейн о девочке

СЛАЙД 11, 12, 13 (Вывод)

Доброта- это отзывчивость; - душевное расположение к людям; - стремление делать добро другим

Качества по Ожегову: Добродушный

Доброжелательный

Добропорядочный

Добросердечный

Добросовестный

Какими качествами должны обладать мы?

Быть заботливыми, чуткими, внимательными, заботливыми, добрыми, отзывчивыми

Подведение итогов урока.

Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

Какой урок жизни получили?

Вот что сказал о сказке великий русский зоолог и писатель Н.П.Вагнер: «Тебе жаль все доброе, хорошее, - и не жаль все злое, дурное… Ну, значит, сказка достигла цели! На это она годна. Этим она прекрасна и сильна. Ведет она к добру, сеет отвращение к злу».

Рефлексия. СЛАЙД 14

"6 шляп мышления"

Работа в группах. (отвечает тот, кому дана шляпа) .

Белая- перечисли героев сказки.

Жёлтая - что обрадовало в сказке.

Чёрная- что не понравилось.

Красная- как менялось настроение в процессе чтения.

Зелёная- что хотелось бы изменить в конце сказки.

Синяя -Вопрос синей шляпы адресую всем. Чему научила вас эта сказка?(Добру.)

Домашнее задание СЛАЙД 15

Сделать рисунки к эпизодам, которые вас больше всего взволновали.

СЛАЙД 16 – Спасибо за урок!

Эстес.
Анализ сказки "Девочка со спичками".

" Девочка бродит по улицам и просит прохожих купить у нее спички. Эта сцена рисует один из самых немыслимых поступков, свойственных женщинам с поврежденным инстинктом, - она отдает свет за бесценок. Здесь маленькие огоньки на палочках напоминают нам о более ярких огнях - о насаженных на палки пылающих черепах, знакомых нам из сказки про Василису. Они символизируют мудрость и, что еще важнее, воспламеняют сознание, превращая тьму в свет, заставляя светить то, что уже сгорело. Огонь - главный символ обновления души.

Здесь перед нами девочка, которая живет в большой нужде, просит подаяние, предлагая нечто чрезвычайно ценное - свет - взамен гораздо менее ценного - гроша. Происходит ли такой неравный обмен в нашей душе, или мы производим его во внешнем мире, результат всегда один и тот же: дальнейшая потеря энергии. И тогда женщина теряет способность удовлетворять свои потребности. То, что хочет жить, просит ее, но ничего не получает в ответ. Перед нами личность, которая приносит свет из бездны, как София, олицетворявшая мудрость у греков, но бесполезно расходует его в порывах бесплодной фантазии. На этот выбор ее толкают неудачные любовники, негодные начальники, вынужденные ситуации и всевозможные зловредные комплексы.

Когда девочка решает зажигать спички, она использует эти свои ресурсы не для действия, а для фантазий. Она расходует свою энергию на мимолетные цели. В жизни женщины это проявляется со всей очевидностью. Она решает поступить в институт, а потом три года думает, какой выбрать. Она собирается написать серию картин, но так как ей негде развесить столько холстов, она занимается чем угодно, только не живописью. Она хочет сделать то или это, но не удосуживается поучиться, развить восприимчивость или мастерство, необходимые для того, чтобы выполнить работу хорошо. Она исписала снами десять блокнотов, но запуталась в фантазиях, пытаясь их истолковать, и не может сделать их руководством к действию. Она знает, что нужно уйти, начать, остановиться, идти дальше, - и ничего не делает.

Понятно, почему так получается. Если чувства женщины заледенели, если она больше не ощущает себя, если ее кровь, ее увлеченность больше не достигают всех уголков души, если она отчаялась, то жизнь в фантазиях становится для нее приятнее, чем все остальное, на чем она может остановить взгляд. Маленькие огоньки от спичек, не имея топлива, сжигают душу, будто сухое полено. Душа начинает обманывать самое себя: она живет в пламени фантазии, а в нем все желания кажутся сбывшимися. Такие фантазии похожи на ложь: повторяй их почаще, и сам поверишь.

Такой способ борьбы со страхом, когда мы стараемся уменьшить проблемы или трудности, с энтузиазмом придумывая невыполнимые решения или грезя о лучших временах, является бичом не только для женщин: это главное препятствие на пути всего человечества."