Голубые сказки. Чем знаменит Парк скульптур Вигеланда? Скульптуры густав вигеланд

Валентина Балакирева (фото), Владимир Дергачев


http://pics.livejournal.com/vobche/pic/000hrztz

Самый большой в Европе знаменитый Парк (Сад) скульптур Вигеланда расположен на западе Осло, является частью большого парка Фрогнер. Создан норвежским скульптором Густавом Вигеландом (1969 - 1943), одним из самых плодовитых в мире с эпохи Микеланджело. С помощью символизма и натурализма автор стремился рассказать своими изваяниями о человеческой жизни от рождения до смерти, от созревания до увядания. Доминанта Сада скульптур — 17-метровый 180-тонный Монолит, напоминающий фаллос. Вигеланд не давал названия своим творениям.

Густав родился на ферме, название которой звучит как Вигеланд, в маленьком приморском городке на юге Норвегии, в семье ремесленников и крестьян. В юности он был отправлен в Осло, где обучался грамоте и резке по дереву в художественной школе. Но после внезапной смерти отца вернулся на малую родину, чтобы помогать семье.

Вигеланд вновь приехал в Осло в 1888 году с намерением стать профессиональным скульптором. С 1891 по 1896 годы он путешествовал по Европе, посетив Копенгаген, Париж, Берлин и Флоренцию. Во французской столице он часто посещал мастерскую Родена. Соприкосновение со средневековым итальянским искусством эпохи Возрождения оказало воздействие на последующее его творчество. Вернувшись в Осло, он получил от городских властей для работы заброшенную студию. Первые выставки работ Вигеланда состоялись в Норвегии в 1894—1896 годах. В 1905 году Вигеланд был признан самым талантливым норвежским скульптором и стал получать высокие гонорары за изготовление статуй и бюстов известных соотечественников, таких как драматург Генрик Ибсен.

В 1921 году власти Осло снесли дом со студией архитектора, чтобы возвести городскую библиотеку. После продолжительной тяжбы Вигеланд получил новое здание в обмен на все свои последующие работы, включая скульптуры, рисунки, гравюры и модели. В 1924 году Вигеланд переехал в новую студию, расположенную в окрестностях парка Фрогнер. Самый известный норвежский парк скульптур создан им в 1907—1942 годах на площади в 30 га и содержит 227 скульптурных групп, отражающих гамму человеческих отношений. Вигеланд работал до самой смерти в 1943 году. Его прах до настоящего времени хранится в здании местной колокольни, а студия стала музеем, где представлены различные работы художника, наряду с гипсовыми моделями скульптур парка Вигеланда.

Главной темой парка являются «состояния человека». Большинство статуй изображают людей, которые запечатлены во время различных занятий (бег, борьба, танцы, объятия и т. д.). Каждая из статуй передаёт эмоции человеческих отношений. Часто глубокий философский подтекст затрудняет восприятие его композиций.

Главный вход в парк


http://d2me0fuzw8a1c5.cloudfront.net/sites/default/files/styles/large/public/images/20313/vid_v_parke_vigelanda.jpg

Местные жители активно используют парк для игр, отдыха на свежем воздухе и пикников.

Плато «Монолит» . Каменная платформа служит основанием для центрального сооружения парка — обелиска «Монолит», высеченного скульптором и бригадой камнерезов из огромной цельной глыбы. Тридцать шесть скульптурных групп людей располагаются на возвышении вокруг «Монолит» и символизируют «круговорот жизни».

Возведение массивного памятника началось в 1924 году. Осенью 1927 года блок гранита, весящего несколько сотен тонн, был доставлен в парк из каменного карьера. Перевод фигур с с гипсовой модели начался в 1929 году и занял у троих резчиков по камню около 14 лет. На Рождество 1944 года публике (180 тыс. посетителей) было впервые разрешено полюбоваться «Монолитом», воплощающим идею скульптора — показать желание человека стать ближе к духовному и божественному.

Высота Монолита 17,3 метра, из них 14 метров — человеческие тела, карабкающиеся, переплетающиеся, подталкивающие друг друга, цепляющиеся друг за друга. Чем выше, тем больше маленьких детей, которых люди подталкивают наверх (фаллический символ вечной жизни и смены поколений). Вокруг Монолита на возвышении, образованном из ступеней, располагаются 36 скульптурных групп, вырезанных из гранита и изображающих разные человеческие отношения


Еще в 1906 году скульптор представил городской власти эскиз фонтана для установки его в центре Осло — 6 мужских фигур, держащих чашу в окружении 20 бронзовых скульптурных групп с барельефами по периметру. Затем добавил до 60 скульптурных групп, что сделало невозможным установления фонтана в центре города перед зданием норвежского стортинга (парламента).

Фонтан состоит из фигур людей разных возрастов и скелетов на ветвях гигантских деревьев. Идея композиции — за смертью следует новая жизнь. Дно фонтана выложено мозаикой из белого и чёрного гранита. Вигеланд работал над этим памятником с 1906 по 1943 год.

Чаша, поддерживаемая шестью мужчинами, символизирует тяжесть человеческой жизни на земле.

Фигуры людей среди деревьев, составляющие с ними единое целое, отображают неразрывную связь между человеком и природой, цикличность всех ее проявлений от зарождения до смерти.

«Дерево», которое обнимает старый, смертельно уставший от жизни человек.

Розарий

За Фонтаном и розарием начинается стометровый мост, на котором и находятся 58 бронзовых скульптур Густава Вигеланда, которые передают различные состояния «Человеческого темперамента».

Самый знаменитый малыш из Сада скульптур. Буйный мальчик стал одной из визитных карточек Осло, как «Крик» Мунка.


Фотография Владимира Дергачева

Информация для размышления. Искусство требует женского вдохновения. Скульптор как настоящий художник был любвеобилен, увлекался девушками и имел связи с большинством своих моделей. В конце концов, на одной из них — Лауре Андерсен, женился только после рождения второго ребенка, но с условием последующего развода. С детьми не общался, но платил алименты на их содержание. Второй продолжительной связью Густава была 17-летняя Инга Сюверстен, с которой он прожил 19 лет, постоянно ей изменяя. Затем еще одна семнадцатилетняя девушка. Четвертая длительная связь с 18-летней Ингрид Вильберг, на 32 года моложе Густава, продлилась 15 лет и тоже закончилась новым увлечением. Каждая из женщин терпела его измены, упрямство, вспыльчивость и приступы депрессии.

Скульптуры для парка Вигеланда создавались в период с 1907 по 1942 года, хотя отдельные фрагменты стали доступны для посещения намного раньше. Так, первую часть парковой зоны - стометровый Мост - открыли для посетителей в 1940 году, а последние композиции были установлены лишь в 1947 году. Всего же здесь 227 скульптурных групп, которые вместе представляют отражение философских убеждений мастера, своего рода его «Библию».

Но начать рассказ об истории парка стоит с биографии автора. Густав Вигеланд - один из самых продуктивных норвежских скульпторов - появился на свет в 1869 году. Он с раннего возраста обучался резьбе по дереву, а до совершеннолетия успел стать настоящим профессионалом также и в гипсовой лепке. Свою первую значительную работу мастер представил на суд зрителей в 20 лет - это была композиция Хагар и Ишмаэль по мотивам древнееврейской Торы. После скульптор много раз выезжал из родного для учебы у иностранных мастеров, в частности, он изучал работы лучших представителей Ренессанса в , был учеником Родена во .

В 1905 году, когда стала независимой, Вигеланд получил большой правительственный заказ на изображения великих норвежцев, прославивших себя в науке, искусстве и культуре. А в 1924 году он приступил к созданию парка - главного дела своей жизни (хотя некоторые скульптуры были выполнены ранее).

Дело было так: в начале 20-х годов 20-го века на месте дома, где жил Густав Вигеланд, городская администрация решила возвести библиотеку. Взамен скульптору было предоставлено другое жилье, но он также добился выделения ему для работы большого участка в парке Фрогнер. Власти пошли навстречу при условии, что все последующие работы норвежского гения будут принадлежать городу. Вот так и появился Вигеланд-парк, который для скульптора стал площадкой творческих экспериментов, а для города - интересным туристическим объектом.


Над созданием парка Вигеланд работал вплоть до своей смерти. Он старался отобразить в бронзе и камне всю человеческую жизнь с ее страстями, взаимоотношениями, борьбой с грехами и стремлением к чему-то высшему. Многие фигуры по сей день вызывают споры по поводу того, что именно хотел сказать мастер. Есть даже мнение, что в некоторых композициях отразились элементы нацистской философии, ведь они были открыты в разгар оккупации Норвегии фашистскими войсками. Но вряд ли это соответствует действительности - идея парка появилась у Вигеланда задолго до того, как представилась возможность воплотить ее в жизнь. Да и многие скульптурные группы были созданы за годы до своей установки. Например, ворота, выкованные еще в 1933-1937 годах, заняли свое место только в 1943 году.

Но как бы там ни было, неоднозначный парк вот уже более чем полстолетия продолжает удивлять, интриговать и восхищать туристов. Для местных же норвежцев он - просто красивое и приятное место отдыха, где хорошо прогуляться в выходные или устроить пикник.


Как добраться

Парк Вигеланда находится в западной части Осло, посреди большой зеленой зоны Фрогнер-парка. Главный вход расположен со стороны улицы Киркевейен (Kirkeveien).

Точный адрес: Nobels gate 32, Осло.

    Вариант 1

    Метро: по любой ветке до станции Majorstuen.

    Пешком: пройти 7 минут вдоль улицы Киркевейен до входа в парк.

    Вариант 1

    Автобус: маршруты № 20 и N12 до остановки Frogner stadion.

    Пешком: пройти 3 минуты вдоль улицы Киркевейен до входа в парк.

    Вариант 1

    Трамвай: маршрут № 12 до остановки Vigelandsparken.

Для путешествующих на автомобиле: парковки есть как у главного входа, так и с западной стороны парка.

Вигеланд-парк на карте

Особенности парка

Вигеланд-парк - одна из круглосуточных и совершенно бесплатных достопримечательностей Осло. Он открыт 24 часа в сутки, а билет понадобится, только если вы хотите посетить расположенный в отдельном здании музей с гипсовыми слепками, набросками и другими работами Густава Вигеланда.

Сам парк представляет собой музей под открытым небом площадью около 30 гектаров. Все скульптуры здесь расположены по одной оси, которая тянется от центрального входа через стометровый мост к фонтану и оттуда к холму с композицией «Монолит». Завершается же ось парка философской скульптурой «Колесо жизни», что символизирует непрерывность цикла рождения и смерти.


Также есть несколько композиций и отдельных статуй, расположенных в удалении от центральной оси. Наиболее крупной из них является скульптурная группа «Клан» из 21 фигуры, однако она не входила в первоначальный замысел парка и была установлена лишь в 1988 году. До того композиция, выполненная из гипса, находилась в музее. Если же поставить своей целью осмотр главных скульптур в том порядке, какой был изначально задуман Вигеландом, самый короткий туристический маршрут составит 850 метров.


На входе, сразу за главными воротами, находится административный центр для посетителей, где можно увидеть карту парка и узнать всю необходимую информацию. Также здесь расположен сувенирный магазинчик и небольшое кафе. А первой скульптурой, которую увидят гости, будет памятник основателю - Густаву Вигеланду. Забавно, что его фигура является единственной, которая изображена в одежде - остальные статуи парка полностью обнажены. Мастер одет в рабочий костюм, а в руках держит свои основные инструменты - молоток и долото.


На что обратить внимание

Главные ворота парка - это целый комплекс из гранитных опор и ажурных кованых решеток, включающий 5 больших ворот и 2 входа поменьше для пешеходов. Вся эта композиция была спроектирована еще в 1926 году, выкована в 30-х годах, позже много раз дорабатывалась и окончательный свой вид приобрела лишь спустя десятилетие. По обе стороны от ворот есть два домика с флюгерами на крыше - это контрольно-пропускные пункты.


Стометровый мост - одно из главных сооружений, которым начинается центральная ось парка. На гранитных парапетах моста установлено 58 скульптур. По замыслу автора они отображают разные типы и проявления человеческого темперамента. Здесь можно найти статуи, символизирующие сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов. Самый знаменитой фигурой моста является так называемый «Сердитый малыш» - скульптура топающего ногой мальчика, который сжимает кулаки в бессильной ярости. Есть мнение, что Вигеланд хотел показать этой фигурой состояние всей Норвегии в период фашистской оккупации. Но как бы там ни было, сегодня «малыша» можно считать неофициальным символом парка. О его популярности легко сделать вывод по отполированным до блеска ладошкам - все посетители стремятся взять его за руку для фото. Также стоит обратить внимание на 4 гранитные колонны моста, на которых установлены фигурки людей, борющихся с ящерами - это символизирует борьбу человека с «внутренними демонами» и грехами.


Детская площадка - следующая зона парка Вигеланда, посвященная тематике детства. Здесь можно увидеть 8 фигурок играющих детей, а в центре композиции на гранитном постаменте - скульптуру еще не рожденного ребенка в позе эмбриона. Изначально автор планировал устроить около площадки небольшую пристань для детского парома, и какое-то время здесь плавала лодка, катая юных посетителей парка. Но сейчас водоем полностью отдан лебедям и уткам.

Фонтан Вигеланд-парка - одна из центральных композиций, работа над которой велась более 30 лет. У этого ансамбля из 60 скульптурных элементов самая давняя история, ведь первоначальный эскиз Густав Вигеланд выполнил еще в 1906 году, после чего вносил в него многочисленные изменения. Гипсовый макет фонтана сразу понравился властям города, однако найти для него место оказалось не так легко - вначале его хотели установить у здания парламента, потом у Королевского дворца. Но ни одна из идей так и не была воплощена вплоть до появления парка. Фонтан представляет собой величественную композицию, обрамленную гранитным парапетом с изображениями жизненного цикла человека. Вокруг установлены бронзовые статуи деревьев с вплетенными в них фигурами - считается, что они символизируют эпохи человеческой жизни: детство, юность, зрелость и старость.


Плато «Монолит» - архитектурная доминанта парка и самая высокая точка его оси. Расположенный на холме «Монолит» установлен на каменной площадке, к нему ведут ступени и восемь оригинальных кованых ворот. Вокруг центрального обелиска находится 36 скульптурных групп, каждая со своей тематикой. Общая идея этих композиций - отображение разных сторон человеческих взаимоотношений и разных периодов жизни. Сам же «Монолит» является наиболее загадочной фигурой парка - Вигеланд называл его «своей религией». Первые эскизы обелиска из сплетенных человеческих тел появились еще в 1919 году, а глиняный макет скульптор создавал в 1924-1925 годах, после чего задумал воплотить идею в камне. Для этого в парк была привезена огромная глыба, над которой в течение 14 лет трудились три резчика по камню. Лишь в начале 1944 года, уже после смерти Густава, работу окончили, и 14-метровый обелиск открыли для зрителей. Что хотел сказать мастер этой скульптурой - осталось неизвестно. Согласно общепринятой точке зрения, «Монолит», как самая высокая фигура парка, воплощает стремление человека к богу, к наивысшей чистоте. На его вершине находится фигурка младенца, и это символично.


Колесо жизни - скульптура в конце центральной оси парка, выполненная в 1933-1934 годах. Она представляет собой венок из тел нескольких взрослых и ребенка, сплетенных в виде гирлянды. Это символ вечности и непрерывного круговорота жизни - той идеи, что всегда занимала скульптора и не раз находила воплощение в его творчестве.


  • Парк Вигеланда очень красив по вечерам, когда здесь загорается подсветка и скульптуры смотрятся особенно загадочно. Поэтому, если вы ограничены во времени, можно оставить прогулку по нему на вечер, когда музеи и большинство других достопримечательностей Осло уже закрыты. Но все же мы рекомендуем заглянуть сюда при свете дня и увидеть необычные фигуры во всей красе.
  • Поскольку площадь парка - около 30 гектаров, туристам лучше надевать удобную обувь без каблука. Чтобы осмотреть все скульптурные группы, придется много ходить. Правда, здесь есть скамейки для отдыха, и если вы не рассчитали свои силы - ничего страшного.
  • Туристам стоит учесть, что все статуи в парке, за исключением памятника Вигеланду, представляют собой обнаженные человеческие тела. Местные жители приходят сюда всей семьей, в том числе и с детьми, но не надо забывать о разнице в менталитете. В и более откровенные памятники - отнюдь не редкость.
  • Парк стоит воспринимать не столько как архитектурный ансамбль, сколько как отражение философских воззрений художника. Все скульптуры здесь аллегоричны, все изображают те или иные эмоции, страдания, устремления. Если помнить об этом, даже самые необычные статуи вдруг обретают смысл.

Сегодня парк Вигеланда является самым большим в мире собранием творчества одного автора под открытым небом. Он единственный в своем роде, и уже потому стоит того, чтобы его посетить. А еще это приятное место, где можно устроить пикник на зеленой лужайке или просто любоваться зеленью и цветами. Здесь же можно продолжить экскурсию по интересным местам Осло, ведь на территории парка Фрогнер, кроме оригинальных скульптур, расположен Музей Осло, два красивых водоема и оригинальный Skøytemuseet - музей катания на коньках.

2. В 1921 году город подарил скульптору дом, где он работал и прожил более двадцати трудолюбивых лет.

3. Он оставил после себя в наследство замечательный парк скульптур, как напоминающий о самом художнике, так и свидетельствующий о политическом и культурном возрождении Норвегии.

4. Парк как таковой возник в результате диспута. Город Осло хотел построить библиотеку. К несчастью, место новой библиотеки оказалось именно там, где был дом Вигеланда. Затянувшемуся диспуту в итоге был положен конец - Вигеланду пообещали новый дом и мастерскую.

5. Взамен мастер принял решение сотворить нечто совершенно экстраординарное. Все его труды с этого момента должны были быть посвящены городу. При всей своей педантичности Вигеланд был плодовитым автором - возможно, город Осло получил больше, чем изначально ожидал.

6. В результате столь экстраординарного контракта между Вигеландом и городом Осло очень малое число его работ когда-либо покинуло Норвегию.

7. Если только вдруг вам понадобится повод посетить эту страну, - а их очень-очень много - этот парк скульптур может оказаться оправданием вашей прихоти.

8. Предприятие было совсем не пустяковой затеей. В конце концов, на момент смерти Вигеланда (он скончался в 1943 году), в парке площадью свыше 300 тысяч квадратных метров было более 200 скульптур мастера. Вигеланд, современник и друг Родена (Rodin), экспериментировал с современными формами ренессанса и античного искусства.

9. Его изначальным источником вдохновения были отношения между полами, между стариками и юными, между членами семьи и неотвратимым путем к смерти, который сам по себе не нуждается в завершении.

10. Студия Вигеланда в Нобелевских воротах находится вблизи парка Фрогнер (сейчас куда более известного как парк Вигеланда). Его самая знаменитая работа - Монолит, кульминация трудов всей его жизни, представляет собой 121 фигуру. Все эти люди борются за то, чтобы достигнуть верхней точки скульптуры.

11. В этом есть глубокое понимание и конфликта, и удобства, которые несут в себе отношения между людьми. Внутренний дуализм наших связей с семьей и обществом присутствует повсюду.

12. Труд Вигеланда открывает перед нами глубокое одиночество, которое он остро переживал в течение всей своей взрослой жизни. Идея смерти повторяется во многих его работах, и ее выражение меняется от меланхолии и надлома до глубокой нежности и даже ликования в объятиях смерти.

13. Впрочем, парк в целом - это намного больше, чем просто рассказ о жизни и ее путях, хотя и неумолимо сопряженной со смертью. Каждая группа и индивидуальная скульптура выражает один аспект или особый этап жизни - это путь каждого человека, выраженный в камне и бронзе.

14. Нагота этих фигур, конечно же, символична и преднамеренна. Природа и скульптура объединены в изображении человечества. Эти скульптуры нестыдливы и не боятся столкнуться с тем, что сами они смертны.

15. Ни один парк не был бы завершенным без фонтана - и Вигеланд обеспечивает Осло массивным изделием, включающим 60 бронзовых рельефов. Здесь мы видим скелеты детей, которых держат на весу сильные руки гигантских деревьев. Подтекст здесь в том, что природа сама по себе циклична, и смерть несет в себе новую жизнь.

16. Вигеланд разработал и план парка, воспроизводящий классические формы садового дизайна. Он представляет собой две длинных пешеходных дорожки, расположенные перпендикулярно друг к другу. Даже ворота здесь - настоящее чудо.

17. Здесь присутствуют умышленные, тщательно спланированные контрасты. Человеческая природа в самом ужасном ее проявлении находится бок о бок со слепой любовью.

18. Формальное расположение парка содержит столько голых фигур, что увеличивает драматичность этого места - и его двусмысленности. Нагота может быть обескураживающей. В 2007 году горожане обнаружили, что возмутительные места выставленных на всеобщий обзор частей каждой скульптуры прикрыты полосками белой бумаги.

19.

20.

21. Скульптуры для облегчения восприятия зрителя сгруппированы вдоль одной оси, ведущей к невероятному Монолиту в центре. Эта потрясающая колонна высотой более 17 м состоит из 121 нагой фигуры - все они переплетены между собой.

22. Тотемный столб Монолита возвышает (в буквальном смысле) весь круг жизни - послания, которое парк передает столь легко и непринужденно. Эти 36 фигур иллюстрируют всю последовательность человеческой жизни.

23. Несмотря на то, что содержание парка создавалось в течение свыше 20 лет, творческий успех Вигеланда, его, можно сказать, подвиг, сам по себе ошеломляет. Это не просто одержимость - это изумительная одержимость.

24.

Осло — город, богатейший на скульптуру. Причем в самых неожиданных местах. Памятники знаменитостям, которых «непропорционально много в маленькой Норвегии», — это само собой, они почти неразличимы в европейских городах. Но вот воплощенные в скульптуре «маленькие люди» и обычные судьбы — парочка за столиком в кафе, рыбак над ручьем, нищий на тротуаре — трогают и умиляют прохожих на улицах норвежских городов, в том числе и столицы. И среди них в количестве, странном для неласковой северной страны, присутствует обнаженная натура. Достаточно сказать, что городскую ратушу в столице фьордов украшает статуя прекрасной обнаженной норвежки — как символ женского равноправия. Говорят, «дети природы», скандинавы, к обнаженной натуре относятся спокойно, как ко всему, что естественно. Солидарны вы с ними или нет, в Осло вам нужно идти во Фрогнер-парк — парк скульптур великого Густава Вигеланда, подлинное сердце этого города, тридцать два гектара, на которых человеческое тело стало частью пейзажа и культа.

Детство Густава Вигеланда прошло в окружении вырезанных из дерева фигурок, сделанных его отцом, и в мечтах о том, чтобы самому стать резчиком по дереву. Кто знает, в какой момент, в детских ли первых опытах с инструментами, в паридских штудиях, в бдениях с друзьями-художниками (среди которых первым долгое время был Эдвард Мунк) или во время одинокой отчаянной работы, у Вигеланда созревает замысел невиданного размаха: создать парк скульптур из камня и бронзы и воплотить в нем всю человеческую жизнь — все чувства, отношения, возрасты... Сорок лет работы и исправных платежей налогоплательщиков (норвежские власти остроумно решили проблему бюджета на творение молодого таланта) принести достойный результат.

Весомо, грубо, зримо. «Из камня сделать пар» — это не про него. Вигеланд врубается в камень или бронзу и созидает из них человеческие тела — и человеческие тела его статуй хранят твердость камня и крепость бронзы. Впрочем, для Норвегии и норвежского искусства это характерно: сама природа здесь требует силы и мужества от любого, будь то заезжий гость или тем более местный уроженец. Так повелось еще со времен викингов, на которых вигеландовские персонажи здорово похожи.

Голая правда

Фрогнер-парк впечатляет с первых минут. Тому, что все фигуры здесь обнажены, есть несколько причин. Это и отсылка к прекрасной Античности, где обнаженное тело символизировало красоту и совершенство: впрочем, от античного «в здоровом теле — здоровый дух» у скульптур Густава Вигеланда есть одно существенное отличие: среди его работ не только изображающие юное тело в его расцвете и прелести, но и скульптуры людей, обезображенных старостью, болезнью или смертью. И это производит очень сильное впечатление.

Вторая причина, не менее важная, — норвежский менталитет, а Вигеланд при создании парка показал себя истинным сыном своей земли.

И третье, главное. Одежда и прическа — это эпоха. Мода. Положение в обществе. Обнаженный же человек одинаков во все времена — так же, как его страсти, мечты, стремления, «подлости и мелкие злодейства»... Вигеланд это понимал. И совершенно не хотел, чтобы его парк со временем превратился в наглядное пособие по тому, как одевались люди двести-триста лет назад. А хотел — с поистине библейским размахом — создать работу, которая отражала бы всю человеческую жизнь от материнской утробы до смерти.

Этой работе была посвящена вся жизнь. И результат остался в веках.

В парк ведет мост, переброшенный через крошечную речушку, словно дорога из мира обыденности в мир фантазий Вигеланда. С четырех сторон мост украшен колоннами, на которых аллегорические фигуры в хитонах борются с диковинными ящерами — и неизменно проигрывают, как проигрывает человек битвы со своими страстями. Скульптор человеческую природу знал и не идеализировал. Тем интереснее смотреть на его работы — в них узнаешь себя. Более шести сотен фигур, статичных или в динамике. Матери и дети, деды и внуки, любовники и друзья. Беременные женщины и умирающие старики. Действительно, вся человеческая жизнь запечатлена здесь.

В центре моста, ведущего в парк, расположены детские фигурки, изображающие четыре темперамента — флегматик, сангвиник, холерик и меланхолик. Холерический взрывной пупс с натертым до блеска сжатым кулачком, официально именуемый «Капризный малыш» или «Сердитый мальчик», — это предмет неизменных восторгов всех посетителей парка и неофициальный символ Осло, а по версии скульптора, создававшего парк в годы фашистской оккупации, — образ самой страны: Норвегия маленькая и ничего не может сделать, когда ее обижают, но сердится не на шутку.

Жизнь продолжается

Поразительно, что даже мрачные и тяжелые сюжеты не отпугивают посетителей. Парк скульптур Вигеланда стал поистине душой города, его самым посещаемым местом. С раннего утра до поздней ночи здесь можно видеть родителей с малышами, спортсменов на велосипедах и бегом, бодрых скандинавских пенсионеров, собачников с питомцами, туристов со всего мира... Но в нетуристический сезон парк не спит. Даже в страшные дни после терактов Брейвика здесь не утихала жизнь. Вигеланд был великим оптимистом, и кажется, что чувство веры в человека передается каждому посетителю его парка. Оно во всем. ...В том, что по парку нужно идти через розарий. Символика шипов и роз, сочетание грубого камня и нежных соцветий слишком явны и внятны, поняты любому приходящему, и незачем проговаривать их вслух. Равно как и символика восхождения — парк стремится вверх, нужно преодолеть не один десяток ступеней, чтобы добраться до Монолита, его сердца, о котором будет сказано ниже…

Если взглянуть под ноги на одной из площадок парка, можно увидеть, что орнамент, украшающий ее, — это лабиринт. Его длина более трех километров, и стоит пройти хотя бы часть, чтобы увидеть, что из любого тупика есть выход, а если вы попали не туда, всегда можно вернуться и начать все сначала. ...Если рассмотреть внимательно фонтан «Чаша жизни», где шестеро исполинов несут огромную чашу и вода хлещет из нее, не убывая, — можно увидеть, что вокруг «растут» четыре бронзовые рощи, воплощающие человеческие возрасты: детство, юность, зрелость и старость. Они замкнуты в кольцо, и рядом с фигурами, воплощающими печальные и страшные жизненные финалы, — например, со скелетом, цепляющимся за дерево, как за жизнь, из последних сил, — можно увидеть старость мудрую и счастливую: старик держит внука за руку, ты продолжаешься в твоих потомках, жизнь вечна...

Скрещенья рук, скрещенья ног...

И главное, до чего стоит здесь дойти, а дойдя, застыть в уважительном раздумье. Центр и сердце парка — Монолит. Огромная гранитная колонна из сплетенных человеческих тел. Где понизу — тела раздавленные или умирающие, выше — отчаянно рвущиеся к жизни и свету, ползущие вверх, и на самой вершине, на высоте в шестнадцать метров, ближе всех к небу, — новорожденный младенец.

«Монолит — моя религия », — говаривал скульптор. Без долгих слов и не оставив ни одной священной книги. Вигеланд действительно создал свои скрижали в каменных фигурах, удивительно живых. В этом сплетении тел каждый находит свое: от фрейдистов, которые не могли обделить вниманием огромный столб из обнаженных тел, до искусствоведов, утверждающих, что все фигуры Монолита тянутся к Богу, а ближе всех к нему — чистая, не успевшая нагрешить душа новорожденного. Здесь стоит остановиться и подумать. Каменные люди говорят с живыми о живых.

Первая моя влюбленность - мальчик вынимающий занозу. Бронза. Италия. Репродукция в книжке карманного формата "По дорогам Рима"
Потом, в те же дошкольные годы, поход в музей, стыдливое знакомство с гипсовой копией крашенной под благородный смуглый металл.
В подростковые годы сумасшедшая эрекция в залах греческой и римской скульптуры...
Тогда же состоялось знакомство с процессом... Ну, лепки. Занятия скульптурой в художественной школе.
Как сейчас помню, на одной из стен на барельефе закутанный в тунику старик Дедал, колдует над крыльями юного обнаженного Икара, а с другой подмигивают напряженные ягодицы и мускулистая спина волынщика-вакха. На стеллаже отсеченная голова Иоанна Крестителя, а рядом, шампиньонной округлости Сократ.
Руки в глине... если ее слишком смочить, то она может просачиваться сквозь пальцы, а если пересушить, то можно снимать стеком стружку, пока она не окаменеет. Двигаешь пальцами, и тонкие сизые перчатки из скульптурной глины, а она имеет серо-зеленоватый цвет, и высыхая голубеет, покрываются сетью трещинок, грубыми складками, крошатся.
Скульптуру я люблю. Перед ней я благоговею. Но любовь не всегда отражение способности.
Потому то, что я при средних успехах по лепке поступил именно на скульптурный факультет колледжа искусств - это ослиное упрямство отверженного обожателя...
Наверное, то, что я свернул на дорожку архитектуры - это подспудное желание идти парцелльным путем со скульптурой, так как и там, и тут присутствует общая задача - работать с объемом и пространством.
блаблабла
На самом деле пост о другом.
Я хотел написать про Сад скульптур Густава Вигеланда, который находится в Осло и является знаменитой достопримечательностью города, шедевром скульптурного искусства, уникальным парковым ансамблем, и просто - гимном человечеству.
Густав родился в 1869 году, на ферме, которая находилась на юге Норвегии, и называлась Вигеланд, в ремесленно-крестьянской семье. Его отец был столяром и резчиком по дереву, и юный Густав, проявив способности к данной работе, был направлен в Осло учиться грамоте и резьбе. Его корни сыграли роль в том, что в искусстве Густава проявлялись ноты скандинавского народного творчества.
Ну, да думаю писать можно много и долго, потому перейду от юного Густава - резчика, к известному за пределами Норвегии признанному мастеру скульптуры.
По первоначальному проекту фонтан должен был стоять перед зданием Парламента.
 

Когда макет фонтана был представлен, то вызвал резонанс общественности, критиков, и городских властей, которые, в общем, не отказали скульптору в реализации проекта, но и были смущены расположением рядом с Парламентом этой группы обнаженных тел, в которых не ощущалось молодцеватости, подтянутости - красы и гордости нации. Слишком много натурализма, отсутствие лоска и глянцевости, которые характерны для парадных символов столицы. Многие не понимали задумки автора, было не мало едкой сатиры и искреннего возмущения.
И, в итоге фонтан на площади не был возведен, что, как оказалось, к лучшему, так как проект был перенесен в другое место - Фрогнер парк, и был значительно расширен и усложнен...
Работал над воплощением Сада людей Густав Вигеланд на протяжении сорока лет, до 1943 года, года своей смерти, в мрачные дни фашисткой оккупации.
Засим я умолкаю, предоставляя вам наглядеться фото.

Фонтан - это только часть грандиозного комплекса "Сад людей", который включает мосты, монументальную стеллу, торжественные ворота, и многое прочее, о чем пойдет речь в другой раз.
Продолжение следует.