Изображение столичного и поместного дворянства в романе «Евгений Онегин. Онегин и столичное дворянское общество

В данном романе автор открыто и без прикрас показывает обе стороны дворянства. Все старой закалки представители высшего света, выдержанные, благородные, имеют острый пытливый ум. Для них нет ярких эмоций и пошлости, если аристократ и чувствуют презрение или удивление, он этого не показывает, разговоры ведутся на высоко духовные тематики.

Поместное дворянство это часть людей, которые относятся к дворянскому роду, но не имеют должного образования, их манеры не излучают изысканности. Все поступки лицемерны, направлены на удовлетворение своих низменных потребностей. Обучение такие сливки общества зачастую получают дома.

Соответственно, все науки изучены поверхностно, нужных знаний не получено, поэтому и разговоры у таких дворян пустые, жеманные с излишней высокомерностью, которую они оправдывают своим отношением к знати.

В данном произведении поместное дворянство выражено в семье Лариных и их соседях, Онегин не ходил к ним в гости, чтобы постоянно не слышать, рассказов о крестьянах, о том, как засолить грибы или правильно кормить свиней.

Мать Татьяны была со знатной семьи, когда она вышла замуж и приехала жить в деревню, сначала долго сопротивлялась обстоятельствам, носила красивые наряды, говорила на французском языке. Но вскоре эта жизнь ее сломала, она привыкла к обществу крестьян, стала управлять хозяйством.

Пример того что Татьяна тоже сблизилась с крестьянами, она может умыться снегом, дружит со своей няней, уклад жизни приносит свои коррективы даже в самые изысканные и высоко духовные натуры. Онегин, чтобы выйти на обед переодевается, приводит себя в порядок, Ларины же могут садиться за стол в халатах, чепце и повседневной одежде.

Многие привычки поместного дворянства, это пережитки прошлого, но с другой стороны, это сохранение традиций наших предков. Сам Онегин представитель столичной аристократии, образован, культурен, но все свое время проводит на балах ресторанах. Много времени проводит в своем кабинете, где ухаживает за собой, то читает книги. Вот поэтому, это однообразие его ввело в депрессию, ему все надоело.

Сам он очень умен, ум всесторонне развит, взгляды на жизнь у него прогрессивные, он понимает и воспринимает все прекрасное в этом мире. А весь остальной круг аристократов, пуст, лицемерен, эгоистичен. Их видимая занятость и деятельность, на самом деле ничего не производит и не приносит никакой пользы. Только бесконечная трата времени, огромных сумм денег на балы и развлечения.

Онегин не находит себе места в столичных аристократических кругах, ему там скучно и не интересно. В то же время Татьяна в своем поместье в кругу то крестьян, то собравшихся в очередной день поужинать у соседей и поговорить о том, как прошел день.

Чтобы уйти от этого не приносящего удовлетворения общества, Онегин приехал в деревню, Татьяна стала читать романы. Татьяна развита духовно, она любит природу, воспитанная, умная и тонкая личность. Вскоре эта героиня станет настоящей светской дамой с необходимым уровнем образования. При этом она простая и искренняя, эти лучшие черты русского характера, автор дал нашей героине.

Просто же живущие в глубинке дворяне невоспитанные, имеют привычки крестьян, но сохранили обычаи предков. В итоге в каждом из данных обществ есть, что-то положительное и отрицательное, это две неразделимые части общества.

Сочинение Столичное и поместное дворянство

Одной из главных сюжетных линией романа является описание русского дворянства. В произведении «Евгений Онегин» во всех подробностях описывается быт и нравы общества. Читая ты, будто оказываешься в том времени. Светскую и деревенскую жизнь А.С.Пушкин описывал на собственном опыте. Отношение автора неоднозначно к разным слоям общества, он высмеивает светское общество, и с симпатией пишет о поместном дворянстве

Столичное дворянство выражается в распорядке дня Онегина - утро начинается после полудня, небольшая прогулка до ресторана, после обеда поход в театр, а в ночь главное торжество бал. А утром когда просыпается рабочий Петербург, дворяне уезжают с бала. Столичное дворянство можно описать, как суетливое, праздное, а основной их чертой является скука. В их жизни есть только балы, сплетни, каждый боится мнения окружающих. Они все гонятся за модой, чтоб наряд был лучше, чем у другого. Люди из высшего общества эгоистичны и равнодушны, они искусственные, на людях все мило улыбаются, а за спиной зло судачат. Знания и чувства поверхностные, в таком обществе никогда не смогла бы вырасти такая, как Татьяна Ларина. В этом обществе жизнь наполнена постоянными балами, карточными играми, интригами. Идут года, люди стареют, а жизнь их не изменяется

Провинциальное дворянство это дань старине, здесь правит патриархат и семейные ценности. В деревне жизнь медленная, все идет своим чередом, ничего значительно не изменяется. Люди невежественные и не очень умные, основные темы для разговоров это сенокос и псарни, если и случается что-то неординарное, это будут обсуждать очень долго. Сплетни здесь ходят как будто домашние, так как все они как большая семья и каждый знает друг о друге все. Развлечений в деревне не много это поход на охоту или в гости, главным торжеством считается бал, на котором сохранились еще старинные традиции. Пушкин через фамилии отчетливо изображает характеры помещиков (Скотинины, Буянов, Петушков)

Провинциальное дворянство это карикатура на столичное. Чтобы показать свое воспитание в высшем обществе, достаточно было прекрасно знать французский язык, уметь танцевать и обладать манерами светского человека. Именно в столичном обществе люди становятся лицемерами, скрывают свои чувства. Пушкин описывая разные слои общества отдает свое предпочтение помещикам живущим в деревне, которые еще сохранили народные традиции и жизненные принципы.

  • Сочинение Жерков в романе Война и мир: образ и характеристика

    Одной из самых значимых тем в творчестве Толстого является тема чести и достоинства русского офицера. Характеристика Жеркова полностью помогли понять, почему русская армия одержала поражение в войне 1805-1807 годах.

  • В романе «Евгений Онегин» Пушкин обрисовывает различные уклады русской жизни: блестящего светского Петербурга, патриархальной Москвы, поместных дворян.

    Поместное дворянство поэт представляет нам прежде всего в описании семейства Лариных. Это «простая, русская семья», радушная, хлебосольная, верная «привычкам милой старины»:

    Они хранили в жизни мирной

    Привычки милой старины;

    У них на масленице жирной

    Водились русские блины;

    Два раза в год они говели;

    Любили круглые качели,

    Поблюдны песни, хоровод;

    В день Троицын, когда народ,

    Зевая, слушает молебен,

    Умильно на пучок зари

    Они роняли слезки три...

    В жизненной истории Татьяниной матери нам открывается бесхитростная судьба уездной барышни. В юности она любила романы (хоть и не читала их), имела «светские» манеры, «вздыхала» о гвардейском сержанте, однако замужество изменило ее привычки и характер. Муж увез ее в деревню, где она занялась домом и хозяйством, навсегда забросив «корсет, альбом, княжну Полину, Стишков чувствительных тетрадь». Постепенно Ларина привыкла к новому образу жизни и даже стала довольна судьбой:

    Она езжала по работам,

    Солила на зиму грибы,

    Вела расходы, брила лбы,

    Ходила в баню по субботам,

    Служанок била осердясь —

    Все это мужа не спросясь.

    Типичной уездной барышней в романе предстает и Ольга. «Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела...» — это обычная, посредственная девушка, простодушная и невинная как в своем незнании жизни, так и в своих чувствах. Ей не свойственны глубокие раздумья, сильные чувства, какая-либо рефлексия. Потеряв Ленского, она вскоре вышла замуж. Как заметил Белинский, из грациозной и милой девочки она «сделалась дюжинною барынею, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время».

    Описание быта семейства Лариных, девичества Татьяниной матери, ее жизни в браке, ее власти над своим супругом насквозь проникнуто авторской иронией, однако в иронии этой «так много любви». Подсмеиваясь над своими героями, Пушкин признает значение тех духовных ценностей, которые присутствуют в их жизни. В семье Лариных царит любовь, мудрость («муж любил ее сердечно»), радость дружеского общения («Под вечер иногда сходилась Соседей добрая семья...»).

    Как замечает В. Непомнящий, кульминацией эпизода Лариных является надгробная надпись: «Смиренный грешник, Дмитрий Ларин, Господний раб и бригадир, Под камнем сим вкушает мир». В этих строчках сфокусировано мировосприятие самого Пушкина, особенности натуры его, его шкала жизненных ценностей, где приоритет отдается простой православной жизни, любви, браку, семье.

    Развлечения поместных дворян Пушкин перечисляет, изображая деревенскую жизнь Онегина и Ленского.

    Прогулки, чтенье, сон глубокой,

    Лесная тень, журчанье струй,

    Порой белянки черноокой

    Младой и свежий поцелуй,

    Узде послушный конь ретивый,

    Обед довольно прихотливый,

    Бутылка светлого вина,

    Уединенье, тишина...

    Но, отдавая должное простым душевным отношениям в семье Лариных и прелестям деревенского быта, поэт находит и недостатки в «милой сердцу старине». Так, Пушкин подчеркивает низкий интеллектуальный уровень помещиков, их невысокие духовные запросы. Интересы их не идут далее домашних забот, хозяйственных дел, предметом разговора является «сенокос», «псарня», рассказы о «своей родне».

    Наиболее характерно герои эти очерчены в сцене бала, устроенного в доме Лариных по случаю именин Татьяны:

    С своей супругою дородной

    Приехал толстый Пустяков;

    Гвоздин, хозяин превосходный,

    Владелец нищих мужиков;

    Скотинины, чета седая,

    С детьми всех возрастов, считая

    От тридцати до двух годов;

    Уездный франтик Петушков,

    Мой брат двоюродный, Буянов,

    В пуху, в картузе с козырьком...

    И отставной советник Флянов,

    Тяжелый сплетник, старый плут,

    Обжора, взяточник и шут.

    Здесь Пушкин создает образы в русле литературной традиции. Он обрисовывает человеческие типы, уже известные читателям, и одновременно создает новые, яркие, характерные, запоминающиеся образы.

    Так, Скотинины, «чета седая», отсылают нас к героям комедии Фонвизина «Недоросль». Советник Флянов напоминает нам грибоедовского Загорецкого: «Тяжелый сплетник, старый плут, Обжора, взяточник и шут». «Уездный франтик» Петушков затем как будто перевоплощается в Манилова в поэме Гоголя «Мертвые души». «Задорный» Буянов, «в пуху, в картузе с козырьком» — портрет Ноздрева. Гвоздин, «хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков», как будто предваряет «бережливого хозяина» Плюшкина.

    Среда эта глубоко чужда Татьяне, недаром все эти люди напоминают ей чудовищ. Д. Благой считал, что в образах чудовищ, привидевшихся героине во сне, дана карикатура на мелкопоместное дворянство. Если мы сопоставим два отрывка из романа, то действительно увидим явное сходство в описаниях. Во сне Татьяна видит «гостей», сидящих за столом:

    Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

    Людская молвь и конский топ!

    Примерно «та же картина» предстает перед нами, в описании именин, устроенных в доме Лариных:

    Лай мосек, чмоканье девиц,

    Шум, хохот, давка у порога,

    Поклоны, шарканье гостей,

    Кормилиц крик и плач детей.

    Критически оценивает поэт и нравы поместных дворян. Так, Зарецкий, известный сплетник, дуэлист, «отец семейства холостой», умеет «умного дурачить славно», «расчетливо смолчать», «друзей поссорить молодых И на барьер поставить их, Иль помириться их заставить, Дабы позавтракать втроем, И после тайно обесславить...» Ложь, интриги, сплетни, зависть — всего этого предостаточно в тихой уездной жизни.

    Зарецкий вмешивается в ссору Онегина и Ленского и уже одним своим участием начинает «разжигать страсти». И разыгрывается страшная драма между приятелями, происходит дуэль, исходом которой становится гибель Ленского:

    Мгновенным холодом облит,

    Онегин к юноше спешит,

    Глядит, зовет его... напрасно:

    Его уж нет. Младой певец

    Нашел безвременный конец!

    Дохнула буря, цвет прекрасной

    Увял на утренней заре,

    Потух огнь на алтаре!..

    Таким образом, «суд молвы», «общественное мненье», «законы чести» — вечные и неизменные категории у Пушкина почти для всех укладов русской жизни. И поместное дворянство здесь — не исключение. Жизнь в имениях, среди красот русской природы, течет неспешно и уединенно, настраивая обитателей их на лирический лад, но жизнь эта полна драматизма. Здесь также разыгрываются свои трагедии и рушатся юношеские мечты.

    Великий русский критик В. Г. Белинский не случайно назвал роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Связано это конечно же с тем, что ни одно произведение русской литературы не может сравниться с бессмертным романом по широте охвата современной писателю действительности. Пушкин описывает свое время, отмечая все, что было существенно для жизни того поколения: быт и нравы людей, состояние их душ, популярные философские, политические и экономические течения, литературные пристрастия, моду и т. д. На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества, в том числе высший свет Петербурга, дворянская Москва и поместное дворянство.

    Петербург того времени был настоящим центром культурной политической жизни, местом, где жили лучшие люди России. Там «блистал Фонвизин, друг свободы», покоряли публику Княжнин и Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, а потому он точен в описаниях, не забывая ни «о соли светской злости», ни о «необходимых глупцах», «накрахмаленных нахалах» и т. д. Петербург явно ориентирован на западный образ жизни, и это проявляется в моде, в репертуаре театров, в обилии «иноплеменных слов». Жизнь дворянина в Петербурге с утра до ночи наполнена развлечениями, но при этом «однообразна и пестра». При всей своей любви к Северной столице Пушкин не может не отметить, что именно влияние высшего петербургского света, принятые в нем система воспитания и образования и образ жизни накладывают неизгладимый отпечаток на сознание человека, делая его либо пустым и никчемным, либо преждевременно разочарованным в жизни. Главный герой романа – Евгений Онегин – конечно же столичный житель, даже несмотря на то что он на ступеньку выше светского общества.

    Глазами жителя Петербурга показана в романе Москва – «ярмарка невест». Москва провинциальна, в чем‑то патриархальна. Ее образ складывается из существительных, что подчеркивает неподвижность этого города. И действительно, с того момента, как мать Татьяны покинула Москву, в ней по сути ничего не изменилось:

    Но в них не видно перемены;

    В них все на старый образец…

    Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает «бессвязный пошлый вздор» и с грустью отмечает, что в разговорах людей, которых встречает в гостиных Татьяна, «не вспыхнет мысли в целы сутки».

    Современная поэту Россия – Россия деревенская, и Пушкин подчеркивает это игрой слов в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому в романе наиболее ярко показаны представители именно помесного дворянства. Поместные дворяне живут по раз и навсегда заведенному жизненному порядку. В покоях своего дяди Онегин находит «календарь осьмого года», ибо «старик, имея много дел, в иные книги не глядел». Жизнь поместного дворянства однообразна, один день похож на другой, да и сами помещики «похожи» один на другого.

    Отличается от других поместных помещиков лишь Владимир Ленский, «с душою прямо геттингенской», да и то потому, что образование он получил в Германии. Впрочем, Пушкин замечает, что, не погибни Владимир на дуэли, он стал таким, как все поместные дворяне, через двадцать лет повторил жизнь старого Ларина или дяди Онегина:

    Узнал бы жизнь на самом деле,

    Подагру в сорок лет имел,

    Пил, ел, скучал, толстел, хирел

    И наконец в своей постели

    Скончался б посреди детей,

    Плаксивых баб и лекарей.

    С иронией описывает Пушкин и светское деревенское общество. Неслучайно некоторые гости имеют фамилии персонажей пьес Фонвизина. Провинциальное дворянство во многом смешно, смешон и жалок и круг их интересов. Деревенская жизнь располагает, по мнению Пушкина, к тому, чтобы из мира романтических грез перейти в мир будничных забот. Но неслучайно именно в среде поместного дворянства появляется «милый идеал» Пушкина – Татьяна, в воспитании которой совмещены традиции высокой образованности и народной культуры. По мысли Пушкина, именно поместное дворянство живет в непосредственной близости к народу, а потому в нем, вероятно, заложена идея возрождения России, возвращения ко всему русскому, к нашим корням.

    • "Евгений Онегин" - реалистический роман в стихах, так как. в нем предстали перед читателем подлинно живые образы русских людей начала XIX века. В романе дано широкое художественное обобщение основных тенденций русского общественного развития. Можно сказать о романе словами самого поэта - это произведение, в котором "отразился век и современный человек". "Энциклопедией русской жизни" назвал В. Г. Белинский роман Пушкина. В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о культуре того времени, о […]
    • Над романом «Евгений Онегин» Пушкин работал свыше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 г. Первое упоминание о романе мы находим в письме Пушкина к Вяземскому из Одессы от 4 ноября 1823 г.: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». Главным персонажем романа является Евгений Онегин – молодой петербургский повеса. С самого начала романа становится понятно, что Онегин очень странный и, безусловно, особенный человек. Он конечно же в чем‑то походил на людей, […]
    • Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа «Евгений Онегин» было создание комедии, похожей на «Горе от ума» Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался как сатирический персонаж. В ходе работы над романом, которая продолжалась более семи лет, замыслы автора существенно изменились, как изменилось и его мировоззрение в целом. По жанровой природе роман очень сложен и оригинален. Это «роман в стихах». Произведения такого жанра встречаются и у других […]
    • Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии, повествование как будто оборвано на половине. Вызвано это скорее всего тем, что Пушкин в своем романе ставит принципиально новые для русской литературы задачи – показать век и людей, которых можно назвать героями своего времени. Пушкин – реалист, а потому его герои не просто люди своего времени, но и, если так можно выразиться, люди того общества, которое их породило, т. е. это люди и своего […]
    • Давно уже признано, что роман «Евгений Онегин» был первым в русской литературе реалистическим романом. Что конкретно имеется в виду, когда мы говорим «реалистический»? Реализм предполагает, на мой взгляд, помимо правдивости деталей, изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Из этой характеристики реализма следует, что правдивость в изображении частностей, деталей является непременным условием реалистического произведения. Но этого мало. Еще важнее то, что содержится во второй части […]
    • «Евгений Онегин» - широкоизвестное произведение А.С.Пушкина. Тут писатель реализовал основной замысел и стремление - дать образ героя времени, портрет своего современника - человека XIX столетия. Портрет Онегина - это неоднозначное и сложное сочетание многих положительных качеств и больших недостатков. Образ Татьяны самый значительный и важный женский образ в романе. Основную романтическую сюжетную линию пушкинского романа в стихах составляют взаимоотношения Онегина и Татьяны. Татьяна влюбилась в евгения […]
    • Татьяна Ларина Ольга Ларина Характер Для Татьяны свойственны такие черты характера: скромность, задумчивость, трепетность, ранимость, молчаливость, меланхоличность. Ольга Ларина отличается весёлым и бойким характером. Она активная, любознательная, добродушная. Образ жизни Татьяна ведёт затворнический образ жизни. Лучшее времяпрепровождение для неё – наедине с собой. Она любит наблюдать красивые рассветы, читать французские романы, размышлять. Она замкнута, живёт в собственном внутреннем […]
    • Хочется снова и снова возвращаться к пушкинскому слову и его замечательному роману в стихах "Евгений Онегин", где представлена молодежь 20-х годов XIX века. Существует очень красивая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что, казалось, сейчас заговорит. Но скульптура молчала, а творец ее заболел от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о женской красоте, вложил свою душу и терзался, что никогда не станет эта […]
    • Духовная красота, чувственность, естественность, простота, умение сочувствовать и любить – этими качествами А.С. Пушкин наделил героиню своего романа «Евгений Онегин», Татьяну Ларину. Простая, внешне ничем не примечательная девушка, но с богатым внутренним миром, выросшая в глухой деревушке, зачитывающаяся любовными романами, любит страшные истории няни и верит преданиям. Ее красота внутри, она глубока и ярка. Внешность героини сравнивается с красотой ее сестры, Ольги, но последняя, хоть и красива снаружи, не […]
    • Знаменитый пушкинский роман в стихах не только очаровывал любителей российской словесности высоким поэтическим мастерством, но и вызывал споры по поводу тех идей, которые хотел выразить здесь автор. Не обошли эти споры и главного героя - Евгения Онегина. К нему давно уже прикрепилось определение «лишний человек». Однако и сегодня толкуют его по-разному. И этот образ столь многогранен, что дает материал для самых различных прочтений. Попытаемся же ответить на вопрос: в каком смысле Онегина можно считать «лишним […]
    • Создавая образ своего времени и человека эпохи, Пушкин в романе "Евгений Онегин" донёс и личное представление об идеале русской женщины. Идеал поэта - Татьяна. Пушкин так и говорит о ней: "Милый идеал". Конечно, Татьяна Ларина - это мечта, представление поэта о том, какой должна быть женщина, чтобы ею восхищались и любили. При первом знакомстве с героиней мы видим, что поэт выделяет её среди других представительниц дворянства. Пушкин подчёркивает, что Татьяна любит природу, зиму, катание на санках. Именно […]
    • Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма. В его интеллектуальном багаже […]
    • Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе "Гроза" эта дама - главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика - это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
    • Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
    • Евгений Онегин – главный герой одноимённого романа в стихах А. С. Пушкина. Он и его лучший друг Владимир Ленский предстают как типичные представители дворянской молодёжи, бросившие вызов окружающей их действительности и подружившиеся, словно объединившись в борьбе против неё. Постепенно непринятие традиционных закостенелых дворянских устоев вылилось в нигилизм, который ярче всего прослеживается в характере другого литературного героя – Евгения Базарова. Когда начинаешь читать роман «Евгений Онегин», то […]
    • Темы и проблемы (Моцарт и Сальери). "Маленькие трагедии" - цикл пьес П-на, включающий четыре трагедии: "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во время чумы". Все эти произведения были написаны в период Болдинской осени (1830 Данный текст предназначен только для частного использования - 2005 год). "Маленькие трагедии" - не пушкин-ское название, оно возникло при публикации и основывалось на фразе П-на, где словосочетание "маленькие трагедии" употреблялось в буквальном смысле. Авторские названия […]
    • Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: "Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? - частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной […]
    • А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю. Что […]
    • Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
    • А. С. Пушкин - великий русский национальный поэт, основополож­ник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме свободы. В стихот­ворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирс­ких руд», «Арион», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и ряде других отразилось его понимание таких категорий, как «свобода», «воль­ность». В первый период своего творчества - период окончания лицея и про­живания в Петербурге- до 1820 года- […]
  • Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин"

    Примерный текст сочинения

    В романе "Евгений Онегин" Пушкин с замечательной полнотой развернул картины русской жизни первой четверти XIX века. Перед глазами читателя живой, движущейся панорамой проходят надменный роскошный Петербург, милая сердцу каждого русского человека древняя Москва, уютные деревенские усадьбы, прекрасная в своей изменчивости природа. На этом фоне любят, страдают, разочаровываются, погибают пушкинские герои. И та среда, которая их породила, и та атмосфера, в которой проходит их жизнь, нашли глубокое и полное отображение в романе.

    В первой главе романа, знакомя читателя со своим героем, Пушкин детально описывает его обычный день, заполненный до предела посещениями ресторанов, театров и балов. Так же "однообразна и пестра" жизнь других молодых петербургских аристократов, все заботы которых состояли в поисках новых, еще не приевшихся развлечений. Желание перемен заставляет Евгения уехать в деревню, затем, после убийства Ленского, он отправляется в путешествие, из которого возвращается в привычную обстановку петербургских салонов. Здесь происходит его встреча с Татьяной, ставшей "равнодушною княгиней", хозяйкой изысканной гостиной, где собирается высшая знать Петербурга.

    Здесь можно встретить и проласовых, "заслуживших известность низостью души", и "перекрахмаленных нахалов", и "диктаторов бальных", и пожилых дам "в чепцах и розах, с виду злых", и "девиц, не улыбающихся лиц". Это типичные завсегдатаи петербургских салонов, в которых царят надменность, чопорность, холодность и скука. Эти люди живут по строгим правилам благопристойного лицемерия, играя какую-нибудь роль. Их лица, как и живые чувства, скрыты бесстрастной маской. Это порождает пустоту мыслей, холодность сердец, зависть, сплетни, злобу. Поэтому такая горечь слышится в словах Татьяны, обращенных к Евгению:

    А мне, Онегин, пышность эта,

    Постылой жизни мишура,

    Мои успехи в вихре света,

    Мой модный дом и вечера,

    Что в них? Сейчас отдать я рада

    Всю эту ветошь маскарада,

    Весь этот блеск, и шум, и чад

    За полку книг, за дикий сад,

    За наше бедное жилище...

    Та же праздность, пустота и однообразие заполняют московские салоны, где гостят Ларины. Яркими сатирическими красками рисует Пушкин коллективный портрет московского барства:

    Но в них не видно перемены,

    Все в них на старый образец:

    У тетушки княжны Елены

    Все тот же тюлевый чепец;

    Все белится Лукерья Львовна,

    Все то же лжет Любовь Петровна,

    Иван Петрович так же глуп,

    Семен Петрович так же скуп...

    В этом описании обращает на себя внимание настойчивое повторение мелких бытовых деталей, их неизменность. А это создает ощущение застойности жизни, которая остановилась в своем развитии. Естественно, здесь ведутся пустые, бессодержательные разговоры, которых не может понять своей чуткой душой Татьяна.

    Татьяна вслушаться желает

    В беседы, в общий разговор;

    Но всех в гостиной занимает

    Такой бессвязный, пошлый вздор,

    Все в них так бледно, равнодушно;

    Они клевещут даже скучно...

    В шумном московском свете задают тон "франты записные", "гусары отпускные", "архивны юноши", самодовольные кузины. В вихре музыки и танцев проносится суетная жизнь, лишенная всякого внутреннего содержания.

    Они хранили в жизни мирной

    Привычки милой старины;

    У них на масленице жирной

    Водились русские блины;

    Два раза в год они говели,

    Любили русские качели,

    Подблюдны песни, хоровод...

    Авторскую симпатию вызывают простота и естественность их поведения, близость к народным обычаям, радушие и хлебосольство. Но Пушкин вовсе не идеализирует патриархальный мир деревенских помещиков. Наоборот, именно для этого круга определяющей чертой становится ужасающая примитивность интересов, которая проявляется и в обычных темах разговоров, и в занятиях, и в абсолютно пустой и бесцельно прожитой жизни. Чем, например, запоминается покойный отец Татьяны? Только тем, что был простой и добрый малый", "в халате ел и пил" и "умер в час перед обедом". Аналогично проходит в деревенской глуши жизнь дяди Онегина, который "лет сорок с ключницей бранился, смотрел в окно и мух давил". Этим добродушным лентяям Пушкин противопоставляет энергичную и хозяйственную мать Татьяны. В нескольких строфах умещается вся ее духовная биография, состоящая в довольно быстром перерождении жеманной сентиментальной барышни в заправскую полновластную помещицу, портрет которой мы видим в романе.

    Она езжала по работам,

    Солила на зиму грибы,

    Вела расходы, брила лбы,

    Ходила в баню по субботам,

    Служанок била осердясь -

    Все это мужа не спросясь.

    С своей супругою дородной

    Приехал толстый Пустяков;

    Гвоздин, хозяин превосходный,

    Владелец нищих мужиков...

    Эти герои настолько примитивны, что не требуют развернутой характеристики, которая может заключаться даже в одной фамилии. Интересы этих людей ограничиваются поглощением пищи и разговорами "о вине, о псарне, о своей родне". Почему же Татьяна стремится из роскошного Петербурга в этот скудный, убогий мирок? Наверное, потому, что он ей привычен, здесь можно не скрывать своих чувств, не играть роль великолепной светской княгини. Здесь можно погрузиться в привычный мир книг и чудесной сельской природы. Но Татьяна остается в свете, прекрасно видя его пустоту. Онегин тоже не в состоянии порвать с обществом, не принимая его. Несчастливые судьбы героев романа являются результатом их конфликта и со столичным, и с провинциальным обществом, которое, однако, порождает в их душах покорность мнению света, благодаря которой друзья стреляются на дуэли, а любящие друг друга люди расстаются.

    Значит, широкое и полное изображение всех групп дворянства в романе играет важную роль в мотивировке поступков героев, их судеб, вводит читателя в круг актуальных социальных и нравственных проблем 20-х годов XIX столетия.

    В романе «Евгений Онегин» Пушкин легкими штрихами обрисовал дворянство – людей, в обществе которых вращался Евгений Онегин, и с кем, помимо главных героев, ему приходилось поддерживать отношения, общаться. Столичное дворянство разительно отличалось от губернских помещиков, живших в глубинке. Этот разрыв был тем более заметным, чем реже помещики выезжали в столицу. Интересы, уровень культуры, образованность тех и других зачастую оказывались на разных ступенях.

    Образы помещиков и великосветского дворянства только отчасти были вымышленными. Сам Пушкин вращался в их среде, и большинство картин, изображенных в произведении, были подсмотрены на светских раутах, балах, обедах. С провинциальным обществом поэт общался во время вынужденной ссылки в Михайловском и в период пребывания в Болдино. Поэтому жизнь дворянства, что в деревне, что в Москве и Петербурге изображена поэтам со знанием дела.

    Провинциальное поместное дворянство

    Наряду с , семейством Лариных в губернии жили и другие помещики. С большинством из них читатель знакомится на именинах у . Но некоторые штрихи-наброски к портретам соседей-помещиков можно увидеть во второй главе, когда Онегин поселился в деревне. Простые по своему душевному складу, даже несколько примитивные люди пытались подружиться с новым соседом, но как только он видел приближавшиеся дрожки, он садился на коня и уезжал с заднего крыльца, чтобы не быть замеченным. Маневр новоявленного помещика был замечен, и оскорбленные в своих лучших побуждениях соседи прекратили свои попытки свести с Онегиным дружбу. Интересно описывает Пушкин реакцию на замену барщины оброком:

    Зато в углу своем надулся,
    Увидя в этом страшный вред,
    Его расчетливый сосед;
    Другой лукаво улыбнулся,
    И в голос все решили так,
    Что он опаснейший чудак.

    Отношение дворян к Онегину стало неприязненным. Острые на язык сплетники стали говорить о нем:

    «Сосед наш неуч; сумасбродит;
    Он фармазон; он пьет одно
    Стаканом красное вино;
    Он дамам к ручке не подходит;
    Все да да нет; не скажет да-с
    Иль нет-с ». Таков был общий глас.

    Придуманные россказни способны показать уровень интеллекта и образованности людей. И поскольку он оставлял желать лучшего, Ленский тоже был не в восторге от своих соседей, хотя из вежливости наносил им визиты. Хотя

    Господ соседственных селений
    Ему не нравились пиры;

    Некоторые помещики, у которых подрастали дочери, мечтали заполучить «богатого соседа» к себе в зятья. И поскольку Ленский не стремился попасть в чьи-нибудь умело расставленные сети, он тоже все реже стал навещать своих соседей:

    Бежал он их беседы шумной.
    Их разговор благоразумный
    О сенокосе, о вине,
    О псарне, о своей родне.

    К тому же Ленский был влюблен в Ольгу Ларину и почти все свои вечера проводил в их семействе.

    На именины к Татьяне съехались почти все соседи:

    С своей супругою дородной
    Приехал толстый Пустяков;
    Гвоздин, хозяин превосходный,
    Владелец нищих мужиков;

    Тут Пушкина явно иронизирует. Но, сожалению, подобных Гвоздиных, обдиравших как липку, своих мужиков, среди помещиков было немало.

    Скотинины, чета седая,
    С детьми всех возрастов, считая
    От тридцати до двух годов;
    Уездный франтик Петушков,
    Мой брат двоюродный, Буянов,
    В пуху, в картузе с козырьком
    (Как вам, конечно, он знаком),
    И отставной советник Флянов,
    Тяжелый сплетник, старый плут,
    Обжора, взяточник и шут.

    XXVII

    С семьей Панфила Харликова
    Приехал и мосье Трике,
    Остряк, недавно из Тамбова,
    В очках и в рыжем парике.

    Пушкину не нужно тратить длинные строфы на характеристику гостей-помещиков. Фамилии говорили сами за себя.

    На празднике присутствовали не только помещики, представлявшие несколько поколений. Старшее поколение представляли Скотинины, чета седая, им явно было за 50, отставной советник Флянов, ему тоже было далеко за 40. В каждом семействе были дети, составившие молодое поколение, которые были рады полковому оркестру и танцам.

    Провинциальное дворянство пытается подражать столице, устраивая балы и праздники, но здесь все намного скромнее. Если в Петербурге предлагаются блюда, приготовленные французскими поварами из заморских продуктов, то в провинции на стол выставляются собственные запасы. Пересоленный жирный пирог готовился дворовыми поварами, настойки и наливки делались из ягод и фруктов, собранных в собственном саду.

    В следующей главе, где описывается подготовка к дуэли, читатель познакомится с еще одним помещиком

    Зарецкий, некогда буян,
    Картежной шайки атаман,
    Глава повес, трибун трактирный,
    Теперь же добрый и простой
    Отец семейства холостой,
    Надежный друг, помещик мирный
    И даже честный человек.

    Это его, побаивается Онегин, так и не решившись предложить Ленскому примирение. Он знал, что Зарецкий мог

    Друзей поссорить молодых
    И на барьер поставить их,
    Иль помириться их заставить,
    Дабы позавтракать втроем,
    И после тайно обесславить
    Веселой шуткою, враньем.

    Московское дворянское общество

    Татьяна попала в Москву не случайно. Она приехала вместе с матерью на ярмарку невест. В Москве жила близкая родня Лариных, и Татьяна с матерью остановилась у них. В Москве Татьяна близко столкнулась с дворянским обществом, которое было более архаичным и застывшим, чем в Петербурге или провинции.

    В Москве Таня была встречена родней тепло и душевно. Старушки рассыпались в воспоминаниях, «младые грации Москвы», присмотревшись к новой родственнице и подруге, находили с ней общий язык, делились секретами красоты и моды, рассказывали о своих сердечных победах и пытались выпытать у Татьяны ее секреты. Но

    тайну сердца своего,
    Заветный клад и слез и счастья,
    Хранит безмолвно между тем
    И им не делится ни с кем.

    В особняк тетушки Алины приезжали гости. Чтобы не выглядеть излишне рассеянной или высокомерной,

    Татьяна вслушаться желает
    В беседы, в общий разговор;
    Но всех в гостиной занимает
    Такой бессвязный, пошлый вздор;
    Все в них так бледно, равнодушно;
    Они клевещут даже скучно.

    Все это было не интересно романтически настроенной девушке, которая в глубине души, возможно, ждала какого-то чуда. Она нередко стояла где-нибудь в сторонке, и только

    Архивны юноши толпою
    На Таню чопорно глядят
    И про нее между собою
    Неблагосклонно говорят.

    Конечно, подобные «архивны юноши» не могли заинтересовать юную барышню. Здесь Пушкин применил старославянскую форму прилагательного, чтобы подчеркнуть принадлежность «юношей» к «прошлому веку». В конце XVIII- первой половине XIXвека поздние браки были не редкость. Мужчины были вынуждены служить, чтобы сделать определенное состояние, и только потом женились. Но в невесты они выбирали юных девушек. Так что неравные в возрастном отношении браки были в то время – не редкость. Они смотрели свысока на провинциальную барышню.

    Вместе с матушкой или кузинами Татьяна посещала театры, ее вывозили на московские балы.

    Там теснота, волненье, жар,
    Музыки грохот, свеч блистанье,
    Мельканье, вихорь быстрых пар,
    Красавиц легкие уборы,
    Людьми пестреющие хоры,
    Невест обширный полукруг,
    Всё чувства поражает вдруг.
    Здесь кажут франты записные
    Свое нахальство, свой жилет
    И невнимательный лорнет.
    Сюда гусары отпускные
    Спешат явиться, прогреметь,
    Блеснуть, пленить и улететь.

    На одном из балов на Татьяну обратил внимание ее будущий муж.

    Дворяне Петербурга

    В первой части поэтического романа светское общество Петербурга было описано легкими набросками, взглядом со стороны. Об отце Онегина Пушкин пишет, что

    Служив отлично благородно,
    Долгами жил его отец,
    Давал три бала ежегодно,
    И промотался наконец.

    Не один Онегин-старший жил подобным образом. Для многих дворян это было нормой. Еще один штрих светского общества Петербурга:

    Вот мой Онегин на свободе;
    Острижен по последней моде,
    Как dandy лондонский одет -
    И наконец увидел свет.
    Он по-французски совершенно
    Мог изъясняться и писал;
    Легко мазурку танцевал
    И кланялся непринужденно;
    Чего ж вам больше? Свет решил,
    Что он умен и очень мил.

    Описанием , Пушкин показывает, какие интересы и мировоззрения у аристократической молодежи.

    Никого не смущает, что молодой человек нигде не служит. Если у дворянской фамилии имеются поместья и крепостные, то зачем служить? В глазах некоторых мамаш, возможно, Онегин был неплохой партией для замужества их дочерей. Это одна из причин, почему в свете принимают и приглашают молодых людей на балы и обеды.

    Бывало, он еще в постеле:
    К нему записочки несут.
    Что? Приглашенья? В самом деле,
    Три дома на вечер зовут:
    Там будет бал, там детский праздник.

    Но Онегин, как известно, не стремился связать себя узами брака. Хотя был знатоком «науки страсти нежной».

    Пушкин описывает бал, на который прибыл Онегин. Это описание также служит наброском к характеристике петербуржских нравов. На таких балах молодые люди знакомились, влюблялись

    Я был от балов без ума:
    Верней нет места для признаний
    И для вручения письма.
    О вы, почтенные супруги!
    Вам предложу свои услуги;
    Прошу мою заметить речь:
    Я вас хочу предостеречь.
    Вы также, маменьки, построже
    За дочерьми смотрите вслед:
    Держите прямо свой лорнет!

    В конце романа петербуржское светское общество уже не столь безлико, как в начале.

    Сквозь тесный ряд аристократов,
    Военных франтов, дипломатов
    И гордых дам она скользит;
    Вот села тихо и глядит,
    Любуясь шумной теснотою,
    Мельканьем платьев и речей,
    Явленьем медленным гостей
    Перед хозяйкой молодою…

    Автор знакомит читателя с Ниной Воронской, ослепительной красавицей. Подробный портрет светского общества столицы Пушкин дает в описании обеда в доме Татьяны. Здесь собрались, как тогда говорили, все сливки общества. Описывая людей, присутствующих на обеде, Пушкин показывает, как высоко поднялась Татьяна по иерархической лестнице, выйдя замуж за князя, военного офицера и ветерана Отечественной войны 1812 года.

    цвет столицы,
    И знать, и моды образцы,
    Везде встречаемые лицы,
    Необходимые глупцы;
    Тут были дамы пожилые
    В чепцах и в розах, с виду злые;
    Тут было несколько девиц,
    Не улыбающихся лиц;
    Тут был посланник, говоривший
    О государственных делах;
    Тут был в душистых сединах
    Старик, по-старому шутивший:
    Отменно тонко и умно,
    Что нынче несколько смешно.

    Тут был на эпиграммы падкий,
    На всё сердитый господин:

    Но, наряду с представителями высшего света, на обеде присутствовали несколько случайных лиц, попавших сюда по различным обстоятельствам

    Тут был Проласов, заслуживший
    Известность низостью души,
    Во всех альбомах притупивший,
    St.-Priest, твои карандаши;
    В дверях другой диктатор бальный
    Стоял картинкою журнальной,
    Румян, как вербный херувим,
    Затянут, нем и недвижим,
    И путешественник залётный,
    Перекрахмаленный нахал.

    Дворянский статус предъявлял очень высокие требования к своим представителям. И в России было немало по-настоящему достойных дворян. Но в романе «Евгений Онегин» Пушкин показывает наряду с блеском и роскошью, пороки, пустоту и пошлость. Склонность к затратам, жизнь не по средствам, и стремление к подражательству, нежелание служить и приносить пользу обществу, непрактичность и беспечность светского общества показаны в романе в полной мере. Эти строки были призваны заставить задуматься читателей, большинство из которых представляли это самое дворянство, пересмотреть свой образ жизни. Не удивительно, что «Евгений Онегин» был принят читающей публикой неоднозначно, и не всегда благосклонно.