Каким предстает молчалин в данном фрагменте произведения. Тренировочные материалы по литературе
1.1.1. Какие черты характера Молчалина нашли отражение в приведённой сцене?
1.2.1. Какие чувства вызывает у поэта мир людей?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1.-1.1.2. С о ф и я, Ли з а, Мо л ч а л и н С о ф и я
Молчалин! как во мне рассудок цел остался!
Скажите, что у вас с рукой?
Не дать ли капель вам? не нужен ли покой?
Пошлёмте к доктору, пренебрегать не должно. М о л ч а л и н
Платком перевязал, не больно мне с тех пор. Л и з а
Ударюсь об заклад, что вздор,
И если б не к лицу, не нужно перевязки;
А то не вздор, что вам не избежать огласки:
На смех того гляди подымет Чацкий вас;
И Скалозуб, как свой хохол закрутит,
Расскажет обморок, прибавит сто прикрас;
Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит! С о ф и я
А кем из них я дорожу?
Хочу люблю, хочу скажу.
Молчалин! будто я себя не принуждала?
Вошли вы, слова не сказала,
При них не смела я дохнуть,
У вас спросить, на вас взглянуть. М о л ч а л и н
Нет, Софья Павловна, вы слишком откровенны. С о ф и я
Откуда скрытность почерпнуть!
Готова я была в окошко, к вам прыгну́ть.
Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?
Смешно? – пусть шутят их; досадно? – пусть бранят. М о л ч а л и н
Не повредила бы нам откровенность эта. С о ф и я
Неужто на дуэль вас вызвать захотят? М о л ч а л и н
Ах! злые языки страшнее пистолета. Л и з а
Сидят они у батюшки теперь,
Вот кабы вы порхнули в дверь
С лицом весёлым, беззаботно:
Когда нам скажут, что хотим,
Куда как верится охотно!
И Александр Андреич, – с ним
О прежних днях, о тех проказах
Поразвернитесь-ка в рассказах:
Улыбочка и пара слов,
И кто влюблён – на всё готов. М о л ч а л и н
Я вам советовать не смею.
(Целует ей руку. ) С о ф и я
Хотите вы?.. Пойду любезничать сквозь слёз;
Боюсь, что выдержать притворства не сумею.
Зачем сюда бог Чацкого принёс!
(Уходит. )
(А. С. Грибоедов. «Горе от ума»)
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 1.2.1.-1.2.2.
(М. Ю. Лермонтов, 1830-1831)
1.2.2. Как композиция стихотворения помогает раскрытию авторского замысла?
Пояснение.
1.1.2. Восклицательные и вопросительные предложения - показатель особой экспрессивной окраски. Передать чувства, переживания можно с помощью этих предложений. Так, Софья очень обеспокоена самочувствием Молчалина, её речь сбивчива, напряжение передается обилием вопросительных предложений:
Зачем же ей играть, и так неосторожно?
Скажите, что у вас с рукой?
Не дать ли капель вам? не нужен ли покой?
Высказать укор Молчалину за причинённое беспокойство помогают восклицательные предложения:
Молчалин! как во мне рассудок цел остался!
Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!
Таким образом, восклицательные и вопросительные предложения являются средством выразительности речи и помогают привлечь внимание читателя к определённым моментам повествования.
1.2.2. Стихотворение построено по принципу сравнения. Так, в первой строфе волны сравниваются с людьми с той лишь разницей, что волны катяться с шумом, а движение людей монотонно и ничтожно. Во второй строфе волны и люди противопоставляются: у волн есть душа, а люди стремятся иметь душу, но вряд ли можно назвать холод в их сердцах душой. Так композиция работает на авторский замысел - показать разочарование миром людей и одиночество мятущейся души лирического героя.
Пояснение.
1.1.1. Молчалин - образец человеческой подлости, низости, лживости и раболепия. Не имея высоких чинов, он мечтает занять сколько-нибудь важное место в обществе и готов добиваться этого любой ценой. Для него не существует морали, нравственности, если нужно достичь определённой цели. Мы видим, что Молчалин играет чувствами Софии, он осторожничает и призывает её к смирению, дабы не навредить себе самому. Молчалин вызывает резкое неприятие, когда прибегает к недостойным уловкам и всего боится.
1.2.1. Поэт сравнивает людей с волнами. Подобно волнам
Люди проходят ничтожной толпою
Также один за другим.
Поэта возмущает безликость толпы, бездушие людей, это вызывает у него резкий протест и неприятие. Люди не должны быть такими ничтожными - они должны жить, быть отзывчивыми, приносить пользу, опрадывая своё великое предназначение.
Прочитайте текст и выполните задания 1-9.
Но Чичиков сказал просто, что подобное предприятие, или негоция, никак не будет несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России, а чрез минуту потом прибавил, что казна получит даже выгоды, ибо получит законные пошлины.
– Так вы полагаете?..
– Я полагаю, что это будет хорошо.
– А, если хорошо, это другое дело: я против этого ничего, – сказал Манилов и совершенно успокоился.
– Теперь остаётся условиться в цене.
– Как в цене? – сказал опять Манилов и остановился. – Неужели вы полагаете, что я стану брать деньги за души, которые в некотором роде окончили своё существование? Если уж вам пришло этакое, так сказать, фантастическое желание, то с своей стороны я передаю их вам безынтересно и купчую беру на себя.
Великий упрёк был бы историку предлагаемых событий, если бы он упустил сказать, что удовольствие одолело гостя после таких слов, произнесённых Маниловым. Как он ни был степенен и рассудителен, но тут чуть не произвёл даже скачок по образцу козла, что, как известно, производится только в самых сильных порывах радости. Он поворотился так сильно в креслах, что лопнула шерстяная материя, обтягивавшая подушку; сам Манилов посмотрел на него в некотором недоумении. Побуждённый признательностию, он наговорил тут же столько благодарностей, что тот смешался, весь покраснел, производил головою отрицательный жест и наконец уже выразился, что это сущее ничего, что он, точно, хотел бы доказать чем-нибудь сердечное влечение, магнетизм души, а умершие души в некотором роде совершенная дрянь.
– Очень не дрянь, – сказал Чичиков, пожав ему руку. Здесь был испущен очень глубокий вздох. Казалось, он был настроен к сердечным излияниям; не без чувства и выражения произнёс он наконец следующие слова: – Если б вы знали, какую услугу оказали сей, по-видимому, дрянью человеку без племени и роду! Да и действительно, чего не потерпел я? как барка какая-нибудь среди свирепых волн… Каких гонений, каких преследований не испытал, какого горя не вкусил, а за что? за то, что соблюдал правду, что был чист на своей совести, что подавал руку и вдовице беспомощной, и сироте-горемыке!.. – Тут даже он отёр платком выкатившуюся слезу.
Манилов был совершенно растроган. Оба приятеля долго жали друг другу руку и долго смотрели молча один другому в глаза, в которых видны были навернувшиеся слёзы. Манилов никак не хотел выпустить руки нашего героя и продолжал жать её так горячо, что тот уже не знал, как её выручить. Наконец, выдернувши её потихоньку, он сказал, что не худо бы купчую совершить поскорее и хорошо бы, если бы он сам понаведался в город. Потом взял шляпу и стал откланиваться.
(Н.В. Гоголь, «Мёртвые души»)
В каких произведениях русской классики явлены «злонравия достойные плоды» и как их можно соотнести с комедией «Недоросль»?
«Злонравия достойные плоды» явлены в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и драме А. Н. Островского «Гроза».
Скалозубу, богатому полковнику, присущи такие же качества, как и Митрофану: скудное умственное развитие и нежелание развиваться. Скалозуб презирает образованных людей, а Митрофан единственной своей целью ставит женитьбу на Софье, которая называет его «достигшим последней степени развития». Последствием такого злонравия является моральное разложение и духовное опустошение героев.
Деспотизм, тирания и желание контролировать всех объединяет Простакову с Кабанихой Островского. Оба эти персонажа приносят вред окружающим: если из-за самодурства Кабанихи кончает жизнь самоубийством Катерина, то Простакова чуть не губит жизнь невинной Софьи, пытаясь выкрасть ее и выдать за своего малоразвитого сына.
В каких произведениях русской классики изображено столкновение невежества и просвещенности и в чем эти произведения можно сопоставить с пьесой Д.И.
Фонвизина?
Столкновение невежества и просвещенности изображено в таких произведениях, как комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова и драма А.Н. Островского «Гроза».
Герой Грибоедова Чацкий, просвещенный человек, конфликтует с представителями фамусовского общества. Так же как и отрицательные герои «Недоросля», они полностью отрицают идею просвещения: если Простакова объясняет свою позицию тем, что «без наук люди живут и жили», то Фамусов просто предлагает не церемонясь «собрать все книги бы да сжечь».
В драме Островского механик-самоучка Кулигин сталкивается с тупостью богатого купца Дикого. Так, желая принести пользу городу, Кулигин просит немного денег у купца на громоотвод, на что Дикой отвечает резким отказом, не желая расставаться с деньгами и в силу своей необразованности называя гром «Божьей карой». Как и в случае с Митрофаном, Простаковой и Скотининым, невежество Дикого «неизлечимо», образованные герои пьес так и не смогли образумить их и к концу пьес они духовно никак не изменяются.
Какая тема, считающаяся главной в комедии, получает свое развитие в данном фрагменте пьесы А. С. Грибоедова?
Главной темой в комедии «Горе от ума» является конфликт представителей «века минувшего» с представителями «веком нынешним».
Чацкий выступает здесь обличителем лжи, лицемерия, невежества и чинопочитания, а Фамусов и фамусовское общество – поклонниками всего вышеперечисленного.
В ответ на разоблачительный монолог Чацкого Фамусов называет его «карбонари» и «опасным человеком», которому нужно запретить «подъезжать к столицам». Фамусов своими репликами проявляет нам свой страх перед людьми, подобным Чацкому: прогрессивным, выступающим за просвещение России и противникам всего отжившего.
Что сближает с комедией «Горе от ума» другие произведения русской классики, обращенные к злободневным вопросам?
Подобно А. С. Грибоедову, к злободневным вопросам обращается Д. И. Фонвизин в комедии «Недоросль» и А. П. Чехов в комедии «Вишневый сад».
Как и Грибоедов, Фонвизин иллюстрирует общество, отрицающее идею просвещения и несправедливость общественного строя. Отрицательные герои обоих комедий (фамусовское общество – Простаковы, Скотинин) духовно обеднены, поэтому не видят смысла в получении глубоких знаний и заботятся только об обогащении.
На примере Раневской и Гаева Чехов показывает поколение уходящих в прошлое людей, а именно дворян, не желающих принимать действительность и живущих вчерашним днем. В подобном можно уличить и фамусовское общество, представителей «века минувшего», которые очень дорожат своей властью и опасаются, подобно Раневской и Гаеву, новых идей и взглядов.
Действие 4
Явление 4
Репетилов
Напрасно страх тебя берёт,
Вслух, громко говорим, никто не разберёт.
Я сам, как схватятся о камерах*, присяжных,
О Бейроне, ну о матерьях важных,
Частенько слушаю, не разжимая губ;
Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп.
Ax, Alexandre! у нас тебя недоставало;
Послушай, миленький, потешь меня хоть мало;
Поедем-ка сейчас; мы, благо, на ходу;
С какими я тебя сведу
Людьми!!! Уж на меня нисколько не похожи!
Что за люди, mon cher! Сок умной молодёжи!
Чацкий
Бог с ними и с тобой. Куда я поскачу?
Зачем? в глухую ночь? Домой, я спать хочу.
Репетилов
Э! брось! кто нынче спит? Ну, полно,
без прелюдий,
Решись, а мы!.. у нас... решительные люди,
Горячих дюжина голов!
Чацкий
Да из чего беснуетесь вы столько?
Репетилов
Шумим, братец, шумим…
Чацкий
Шумите вы? и только?
Репетилов
Не место объяснять теперь и недосуг,
Но государственное дело:
Оно, вот видишь, не созрело,
Нельзя же вдруг.
Что за люди! mon cher! Без дальних я историй
Скажу тебе: во-первых, князь Григорий!!
Чудак единственный! нас со смеху морит!
Век с англичанами, вся английская складка,
И так же он сквозь зубы говорит,
И так же коротко обстрижен для порядка.
Ты не знаком? о! познакомься с ним.
Другой – Воркулов Евдоким;
Ты не слыхал, как он поет? о! диво!
Послушай, милый, особливо
Есть у него любимое одно:
"А! нон лашьяр ми, но, но, но" . *
Ещё у нас два брата:
Левон и Боринька, чудесные ребята!
Об них не знаешь что сказать;
Но если гения прикажете назвать:
Удушьев Ипполит Маркелыч!!!
Ты сочинения его
Читал ли что-нибудь? хоть мелочь?
Прочти, братец, да он не пишет ничего;
Вот эдаких людей бы сечь-то,
И приговаривать: писать, писать, писать;
В журналах можешь ты, однако, отыскать
Его отрывок, взгляд и нечто .
Об чём бишь нечто ? – обо всем;
Всё знает, мы его на чёрный день пасем.
Но голова у нас, какой в России нету,
Не надо называть, узнаешь по портрету:
Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,
И крепко на руку нечист;
Да умный человек не может быть не плутом.
Когда ж об честности высокой говорит,
Каким-то демоном внушаем:
Глаза в крови, лицо горит,
Сам плачет, и мы все рыдаем.
Вот люди, есть ли им подобные? Навряд...
Ну, между ими я, конечно, зауряд,
Немножко поотстал, ленив, подумать ужас!
Однако ж я, когда, умишком понатужась,
Засяду, часу не сижу,
И как-то невзначай, вдруг каламбур рожу.
Другие у меня мысль эту же подцепят
Другие шестеро на музыку кладут,
Другие хлопают, когда его дают.
Брат, смейся, а что любо, любо:
Способностями Бог меня не наградил,
Дал сердце доброе, вот чем я людям мил,
Совру – простят...
Лакей (у подъезда)
Карета Скалозуба!
Репетилов
(А.С. Грибоедов «Горе от ума»)
*Камера – палата депутатов