Каким предстает молчалин в данном фрагменте произведения. Тренировочные материалы по литературе

1.1.1. Какие черты ха­рак­те­ра Мол­ча­ли­на нашли от­ра­же­ние в приведённой сцене?

1.2.1. Какие чув­ства вы­зы­ва­ет у поэта мир людей?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1.-1.1.2. С о ф и я, Ли з а, Мо л ч а л и н С о ф и я

Молчалин! как во мне рассудок цел остался!

Скажите, что у вас с рукой?

Не дать ли капель вам? не нужен ли покой?

Пошлёмте к доктору, пренебрегать не должно. М о л ч а л и н

Платком перевязал, не больно мне с тех пор. Л и з а

Ударюсь об заклад, что вздор,

И если б не к лицу, не нужно перевязки;

А то не вздор, что вам не избежать огласки:

На смех того гляди подымет Чацкий вас;

И Скалозуб, как свой хохол закрутит,

Расскажет обморок, прибавит сто прикрас;

Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит! С о ф и я

А кем из них я дорожу?

Хочу люблю, хочу скажу.

Молчалин! будто я себя не принуждала?

Вошли вы, слова не сказала,

При них не смела я дохнуть,

У вас спросить, на вас взглянуть. М о л ч а л и н

Нет, Софья Павловна, вы слишком откровенны. С о ф и я

Откуда скрытность почерпнуть!

Готова я была в окошко, к вам прыгну́ть.

Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?

Смешно? – пусть шутят их; досадно? – пусть бранят. М о л ч а л и н

Не повредила бы нам откровенность эта. С о ф и я

Неужто на дуэль вас вызвать захотят? М о л ч а л и н

Ах! злые языки страшнее пистолета. Л и з а

Сидят они у батюшки теперь,

Вот кабы вы порхнули в дверь

С лицом весёлым, беззаботно:

Когда нам скажут, что хотим,

Куда как верится охотно!

И Александр Андреич, – с ним

О прежних днях, о тех проказах

Поразвернитесь-ка в рассказах:

Улыбочка и пара слов,

И кто влюблён – на всё готов. М о л ч а л и н

Я вам советовать не смею.

(Целует ей руку. ) С о ф и я

Хотите вы?.. Пойду любезничать сквозь слёз;

Боюсь, что выдержать притворства не сумею.

Зачем сюда бог Чацкого принёс!

(Уходит. )

(А. С. Грибоедов. «Горе от ума»)

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 1.2.1.-1.2.2.

(М. Ю. Лермонтов, 1830-1831)

1.2.2. Как ком­по­зи­ция сти­хо­тво­ре­ния по­мо­га­ет рас­кры­тию ав­тор­ско­го замысла?

Пояснение.

1.1.2. Вос­кли­ца­тель­ные и во­про­си­тель­ные предложения - по­ка­за­тель особой экс­прес­сив­ной окраски. Пе­ре­дать чувства, пе­ре­жи­ва­ния можно с по­мо­щью этих предложений. Так, Софья очень обес­по­ко­е­на самочувствием Молчалина, её речь сбивчива, на­пря­же­ние передается оби­ли­ем вопросительных предложений:

Зачем же ей играть, и так неосторожно?

Скажите, что у вас с рукой?

Не дать ли ка­пель вам? не нужен ли покой?

Высказать укор Мол­ча­ли­ну за причинённое бес­по­кой­ство помогают вос­кли­ца­тель­ные предложения:

Молчалин! как во мне рас­су­док цел остался!

Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!

Таким образом, вос­кли­ца­тель­ные и во­про­си­тель­ные предложения яв­ля­ют­ся средством вы­ра­зи­тель­но­сти речи и по­мо­га­ют привлечь вни­ма­ние читателя к определённым мо­мен­там повествования.

1.2.2. Сти­хо­тво­ре­ние построено по прин­ци­пу сравнения. Так, в пер­вой строфе волны срав­ни­ва­ют­ся с лю­дь­ми с той лишь разницей, что волны ка­тять­ся с шумом, а дви­же­ние людей мо­но­тон­но и ничтожно. Во вто­рой строфе волны и люди противопоставляются: у волн есть душа, а люди стре­мят­ся иметь душу, но вряд ли можно на­звать холод в их серд­цах душой. Так ком­по­зи­ция работает на ав­тор­ский замысел - по­ка­зать разочарование миром людей и оди­но­че­ство мятущейся души ли­ри­че­ско­го героя.

Пояснение.

1.1.1. Мол­ча­лин - об­ра­зец человеческой подлости, низости, лжи­во­сти и раболепия. Не имея вы­со­ких чинов, он меч­та­ет занять сколько-нибудь важ­ное место в об­ще­стве и готов до­би­вать­ся этого любой ценой. Для него не су­ще­ству­ет морали, нравственности, если нужно до­стичь определённой цели. Мы видим, что Мол­ча­лин играет чув­ства­ми Софии, он осто­рож­ни­ча­ет и призывает её к смирению, дабы не на­вре­дить себе самому. Мол­ча­лин вызывает рез­кое неприятие, когда при­бе­га­ет к не­до­стой­ным уловкам и всего боится.

1.2.1. Поэт срав­ни­ва­ет людей с волнами. По­доб­но волнам

Люди про­хо­дят ничтожной толпою

Также один за другим.

Поэта воз­му­ща­ет безликость толпы, без­ду­шие людей, это вы­зы­ва­ет у него рез­кий протест и неприятие. Люди не долж­ны быть та­ки­ми ничтожными - они долж­ны жить, быть отзывчивыми, при­но­сить пользу, опра­ды­вая своё ве­ли­кое предназначение.

Прочитайте текст и выполните задания 1-9.

Но Чичиков сказал просто, что подобное предприятие, или негоция, никак не будет несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России, а чрез минуту потом прибавил, что казна получит даже выгоды, ибо получит законные пошлины.

Так вы полагаете?..

Я полагаю, что это будет хорошо.

А, если хорошо, это другое дело: я против этого ничего, сказал Манилов и совершенно успокоился.

Теперь остаётся условиться в цене.

– Как в цене? – сказал опять Манилов и остановился. Неужели вы полагаете, что я стану брать деньги за души, которые в некотором роде окончили своё существование? Если уж вам пришло этакое, так сказать, фантастическое желание, то с своей стороны я передаю их вам безынтересно и купчую беру на себя.

Великий упрёк был бы историку предлагаемых событий, если бы он упустил сказать, что удовольствие одолело гостя после таких слов, произнесённых Маниловым. Как он ни был степенен и рассудителен, но тут чуть не произвёл даже скачок по образцу козла, что, как известно, производится только в самых сильных порывах радости. Он поворотился так сильно в креслах, что лопнула шерстяная материя, обтягивавшая подушку; сам Манилов посмотрел на него в некотором недоумении. Побуждённый признательностию, он наговорил тут же столько благодарностей, что тот смешался, весь покраснел, производил головою отрицательный жест и наконец уже выразился, что это сущее ничего, что он, точно, хотел бы доказать чем-нибудь сердечное влечение, магнетизм души, а умершие души в некотором роде совершенная дрянь.

– Очень не дрянь, – сказал Чичиков, пожав ему руку. Здесь был испущен очень глубокий вздох. Казалось, он был настроен к сердечным излияниям; не без чувства и выражения произнёс он наконец следующие слова: Если б вы знали, какую услугу оказали сей, по-видимому, дрянью человеку без племени и роду! Да и действительно, чего не потерпел я? как барка какая-нибудь среди свирепых волн… Каких гонений, каких преследований не испытал, какого горя не вкусил, а за что? за то, что соблюдал правду, что был чист на своей совести, что подавал руку и вдовице беспомощной, и сироте-горемыке!.. Тут даже он отёр платком выкатившуюся слезу.

Манилов был совершенно растроган. Оба приятеля долго жали друг другу руку и долго смотрели молча один другому в глаза, в которых видны были навернувшиеся слёзы. Манилов никак не хотел выпустить руки нашего героя и продолжал жать её так горячо, что тот уже не знал, как её выручить. Наконец, выдернувши её потихоньку, он сказал, что не худо бы купчую совершить поскорее и хорошо бы, если бы он сам понаведался в город. Потом взял шляпу и стал откланиваться.

(Н.В. Гоголь, «Мёртвые души»)


В каких произведениях русской классики явлены «злонравия достойные плоды» и как их можно соотнести с комедией «Недоросль»?

«Злонравия достойные плоды» явлены в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и драме А. Н. Островского «Гроза».

Скалозубу, богатому полковнику, присущи такие же качества, как и Митрофану: скудное умственное развитие и нежелание развиваться. Скалозуб презирает образованных людей, а Митрофан единственной своей целью ставит женитьбу на Софье, которая называет его «достигшим последней степени развития». Последствием такого злонравия является моральное разложение и духовное опустошение героев.

Деспотизм, тирания и желание контролировать всех объединяет Простакову с Кабанихой Островского. Оба эти персонажа приносят вред окружающим: если из-за самодурства Кабанихи кончает жизнь самоубийством Катерина, то Простакова чуть не губит жизнь невинной Софьи, пытаясь выкрасть ее и выдать за своего малоразвитого сына.

В каких произведениях русской классики изображено столкновение невежества и просвещенности и в чем эти произведения можно сопоставить с пьесой Д.И.

Фонвизина?

Столкновение невежества и просвещенности изображено в таких произведениях, как комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова и драма А.Н. Островского «Гроза».

Герой Грибоедова Чацкий, просвещенный человек, конфликтует с представителями фамусовского общества. Так же как и отрицательные герои «Недоросля», они полностью отрицают идею просвещения: если Простакова объясняет свою позицию тем, что «без наук люди живут и жили», то Фамусов просто предлагает не церемонясь «собрать все книги бы да сжечь».

В драме Островского механик-самоучка Кулигин сталкивается с тупостью богатого купца Дикого. Так, желая принести пользу городу, Кулигин просит немного денег у купца на громоотвод, на что Дикой отвечает резким отказом, не желая расставаться с деньгами и в силу своей необразованности называя гром «Божьей карой». Как и в случае с Митрофаном, Простаковой и Скотининым, невежество Дикого «неизлечимо», образованные герои пьес так и не смогли образумить их и к концу пьес они духовно никак не изменяются.

Какая тема, считающаяся главной в комедии, получает свое развитие в данном фрагменте пьесы А. С. Грибоедова?

Главной темой в комедии «Горе от ума» является конфликт представителей «века минувшего» с представителями «веком нынешним».

Чацкий выступает здесь обличителем лжи, лицемерия, невежества и чинопочитания, а Фамусов и фамусовское общество – поклонниками всего вышеперечисленного.

В ответ на разоблачительный монолог Чацкого Фамусов называет его «карбонари» и «опасным человеком», которому нужно запретить «подъезжать к столицам». Фамусов своими репликами проявляет нам свой страх перед людьми, подобным Чацкому: прогрессивным, выступающим за просвещение России и противникам всего отжившего.

Что сближает с комедией «Горе от ума» другие произведения русской классики, обращенные к злободневным вопросам?

Подобно А. С. Грибоедову, к злободневным вопросам обращается Д. И. Фонвизин в комедии «Недоросль» и А. П. Чехов в комедии «Вишневый сад».

Как и Грибоедов, Фонвизин иллюстрирует общество, отрицающее идею просвещения и несправедливость общественного строя. Отрицательные герои обоих комедий (фамусовское общество – Простаковы, Скотинин) духовно обеднены, поэтому не видят смысла в получении глубоких знаний и заботятся только об обогащении.

На примере Раневской и Гаева Чехов показывает поколение уходящих в прошлое людей, а именно дворян, не желающих принимать действительность и живущих вчерашним днем. В подобном можно уличить и фамусовское общество, представителей «века минувшего», которые очень дорожат своей властью и опасаются, подобно Раневской и Гаеву, новых идей и взглядов.

Действие 4

Явление 4

Репетилов

Напрасно страх тебя берёт,

Вслух, громко говорим, никто не разберёт.

Я сам, как схватятся о камерах*, присяжных,

О Бейроне, ну о матерьях важных,

Частенько слушаю, не разжимая губ;

Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп.

Ax, Alexandre! у нас тебя недоставало;

Послушай, миленький, потешь меня хоть мало;

Поедем-ка сейчас; мы, благо, на ходу;

С какими я тебя сведу

Людьми!!! Уж на меня нисколько не похожи!

Что за люди, mon cher! Сок умной молодёжи!

Чацкий

Бог с ними и с тобой. Куда я поскачу?

Зачем? в глухую ночь? Домой, я спать хочу.

Репетилов

Э! брось! кто нынче спит? Ну, полно,

без прелюдий,

Решись, а мы!.. у нас... решительные люди,

Горячих дюжина голов!

Чацкий

Да из чего беснуетесь вы столько?

Репетилов

Шумим, братец, шумим…

Чацкий

Шумите вы? и только?

Репетилов

Не место объяснять теперь и недосуг,

Но государственное дело:

Оно, вот видишь, не созрело,

Нельзя же вдруг.

Что за люди! mon cher! Без дальних я историй

Скажу тебе: во-первых, князь Григорий!!

Чудак единственный! нас со смеху морит!

Век с англичанами, вся английская складка,

И так же он сквозь зубы говорит,

И так же коротко обстрижен для порядка.

Ты не знаком? о! познакомься с ним.

Другой – Воркулов Евдоким;

Ты не слыхал, как он поет? о! диво!

Послушай, милый, особливо

Есть у него любимое одно:

"А! нон лашьяр ми, но, но, но" . *

Ещё у нас два брата:

Левон и Боринька, чудесные ребята!

Об них не знаешь что сказать;

Но если гения прикажете назвать:

Удушьев Ипполит Маркелыч!!!

Ты сочинения его

Читал ли что-нибудь? хоть мелочь?

Прочти, братец, да он не пишет ничего;

Вот эдаких людей бы сечь-то,

И приговаривать: писать, писать, писать;

В журналах можешь ты, однако, отыскать

Его отрывок, взгляд и нечто .

Об чём бишь нечто ? – обо всем;

Всё знает, мы его на чёрный день пасем.

Но голова у нас, какой в России нету,

Не надо называть, узнаешь по портрету:

Ночной разбойник, дуэлист,

В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,

И крепко на руку нечист;

Да умный человек не может быть не плутом.

Когда ж об честности высокой говорит,

Каким-то демоном внушаем:

Глаза в крови, лицо горит,

Сам плачет, и мы все рыдаем.

Вот люди, есть ли им подобные? Навряд...

Ну, между ими я, конечно, зауряд,

Немножко поотстал, ленив, подумать ужас!

Однако ж я, когда, умишком понатужась,

Засяду, часу не сижу,

И как-то невзначай, вдруг каламбур рожу.

Другие у меня мысль эту же подцепят

Другие шестеро на музыку кладут,

Другие хлопают, когда его дают.

Брат, смейся, а что любо, любо:

Способностями Бог меня не наградил,

Дал сердце доброе, вот чем я людям мил,

Совру – простят...

Лакей (у подъезда)

Карета Скалозуба!

Репетилов

(А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

*Камера – палата депутатов