Крещение и Богоявление – два названия одного праздника. Великое освящение воды

Православные христиане отмечают в ночь с 18 на 19 января один из самых важных и самых древних праздников - Крещение. Отмечать Крещение начали даже раньше, чем Рождество Христово, письменные упоминания о нем находят в рукописях второго века. История Крещения интересна не только для православных христиан, но и для людей, желающих расшить свой кругозор.

Какой смысл несет в себе праздник Крещение

День Крещения Иисуса считается днем познания людьми великой тайны Богопочитания. Именно в момент Крещения Христа простые смертные стали свидетелями явления Святой Троицы: Отца (Бога), Сына (Иисуса) и Духа, явившегося в виде голубя. Получается, что Крещение символизирует начало появления христианской религии, момент, с которого началось преклонение Богу, переставшему быть неведомым. В старые времена Крещение называли Святые Светы - это означало, что Господь спустился на землю и открыл миру Неприступный свет.

«Крещение» в буквальном смысле означает «погружение в воду». Чудесные свойства воды были прописаны еще в Ветхом завете - вода смывает все плохое и дает начало хорошему. Вода может погубить или возродить. В дохристианские времена омовения использовали для нравственного очищения, а в Новом завете крещение водой стало символизировать избавление от грехов и зарождение духовной жизни.

Как крестился Иисус Христос

Согласно библейским преданиям 6 января по старому стилю на реку Иордан пришел тридцатилетний Иисус Христос. В это же время там находился Иоанн Предтеча - пророк, которого послал для совершения столь важного обряда сам Господь Бог. Иоанн знал о том, что ему предстоит крещение сына Божьего, но долго не смел приступить к таинству, считая себя недостойным исполнителем столь важного дела. Иисус настоял на исполнении воли Бога Отца и зашел в воды Иордана.

Когда Иоанн начал крестить Бога Сына, над землей раздался громкий глас Отца, а на Иисуса спустился Дух Божий в виде голубя. Так Бог Отец явился людям и указал им на своего сына, которому суждено было стать Спасителем. После Крещения Иисус начал исполнять волю Божью и нести в мир новый свет.

Как отмечают Крещение православные христиане

Великому празднику Богоявления предшествует Крещенский сочельник - строгий однодневный пост, который приходится на 18 января. В этот короткий пост разрешается есть только постные лепешки на конопляном масле, именуемые в народе сочень, и кутью. В доме накануне праздника обязательно делают генеральную уборку, выбрасывают лишний мусор и очищают углы.

Главное событие Крещение - освящение воды во всех храмах. В этот день вода приобретает чудодейственную силу, она излечивает от заболеваний тело и очищает душу. Христиане используют крещенскую воду для лечения от болезней, очищения жилища, защиты от неприятностей и злых сил. Принесенной из храма водой обязательно окропляют каждый уголок дома, ее дают пить больным и детям. Удивительно, но крещенская вода сохраняет свои свойства ровно год. Все это время она не портится и не протухает.

Крещенские купания в открытых водоемах - еще одна традиция праздника, возродившаяся в России после ухода в небытие коммунистических устоев. Считается, что во время погружения в воду смываются все земные грехи и болезни. Омовение в праздник Богоявления дает возможность грешному человеку заново родиться и предстать перед Богом в обновленном виде. Традиционно верующие совершают трехкратное погружение в воду, символизирующее смерть Христа и приобщение к его воскрешению. В водоемах, покрытых январским льдом, вырубают проруби в форме крестов, такие купальни принято называть «иорданью».

К празднику готовят много вкусных угощений из мяса, меда и круп. Главными блюдами на крещенском столе были кресты из сладкого теста, оладьи и запеченный поросенок. Перед трапезой обязательно ели печенье-крестики и запивали их освященной водой. После этого лакомились оладьями с медом, а потом дегустировали все имеющиеся блюда. Считается, что в Крещение открываются небеса, поэтому все искренние молитвы обязательно сбываются.

Дохристианские традиции

Праздник Крещения совпадает с окончанием Святок - народных гуляний, берущих свое начало с языческих времен. Вечер 18 января - последний день, когда разрешается гадать на будущее. Особым интересом гадания всегда пользовались у молодых девушек, интересующихся замужеством. В ночь на Крещение и сейчас принято заглядывать в грядущие события, но нужно знать, что церковь этого не одобряет и прямого отношения крещенские гадания к церковному празднику Богоявления не имеют.

18 и 19 января православные христиане традиционно отмечают Крещение. Этот день имеет свою историю, уходящую корнями в древние времена, а церковные каноны за долгое время тесно переплелись с народными поверьями.

Праздник Крещения Руси принято отмечать 28 июля. Это событие, по данным исторических исследований, датируют 988 годом. Однако принятие на Руси христианской веры было не кратковременным действием, а длительным процессом, требующим переосмысления жителями языческого государства новых форм жизни и взаимодействия.

История праздника. Крещение

В переводе с греческого слово «крещение» означает погружение. Именно так проводят очистительное омовение человека, решившего принять христианскую веру. Истинный смысл ритуала с водой состоит в духовном очищении. Согласно христианской традиции, 19 января принял крещение Иисус Христос, а также в этот день отмечают Богоявление, когда миру явился Всевышний в трех ипостасях.

В Крещение Господне (история праздника так повествует) Бог-сын проходил Таинство в реке Иордан в возрасте 30-ти лет, где ему в образе голубя явился Святой Дух, а Бог-Отец дал знать с небес о том, что Иисус Христос - его сын. Отсюда и второе название праздника - Богоявление.

18 января по православной традиции принято поститься до выноса свечи, который следует за Литургией, сопровождающейся причащением водой. Праздник Крещения Господня, точнее, его канун, также называют сочельником, что связано с обычаем варить пшеничное сочиво с добавлением изюма и мёда.

Традиции празднования

Крещение - праздник, традиции которого связаны с необыкновенной способностью воды исцелять, причем ее можно взять из самого обычного водоема. Даже та, которая подается в квартиры наших домов, наделена этим свойством. Для исцеления необходимо принимать освященную крещенскую воду на голодный желудок в очень маленьком объеме (чайной ложки вполне достаточно). После приема нужно выждать время перед тем, как принимать пищу.

Целебные свойства крещенской воды

Крещение - православный праздник и, согласно христианской вере, святая вода - это самое эффективное лекарство от всех болезней. Для избавления от телесных и духовных недугов ее нужно пить ежечасно, глубоко веруя в целительную силу. Женщинам в критические дни прикасаться к святой воде нельзя, можно только в исключительном случае, например, при тяжелой болезни.

В православных традициях хорошо известна история праздника. Крещение Господне наделяет воду чудодейственной силой. Ее капелька может освятить огромный источник, и она не портится при любых условиях хранения. Современные исследования подтвердили, что крещенская вода не меняет свою структуру без холодильника.

Где хранить крещенскую воду

Вода, собранная в день праздника Крещения, должна храниться в Красном углу возле икон, это самое лучшее для нее место в доме. Брать ее из Красного угла надлежит без ругани, в этот момент нельзя ссориться и позволять себе неблагочестивые помыслы, от этого теряется святость волшебного напитка. Окропление дома водой очищает не только жилище, но и членов семьи, делает их более здоровыми, нравственными и счастливыми.

Крещенские купания

Традиционно 19 января, в праздник Крещения Господня, вода из любого источника обладает чудодейственными свойствами и способностью исцелять, поэтому в этот день все православные христиане набирают ее в различные емкости и бережно хранят, добавляя по необходимости небольшими капельками, например, в стакан с водой. Как вы помните, даже небольшая порция способна освятить огромные объемы. Однако наиболее широко известен праздник Крещения массовыми купаниями. Конечно, решиться на это может далеко не каждый. Однако в последнее время крещенские купания становятся все более популярны.

Погружения проводятся в вырезанной в форме креста проруби, которая называется Иорданью. Окунувшись в холодную воду 19 января в Крещение, православный праздник, верующий человек, как гласит поверье, избавляется от грехов и всех хворей на целый год.

Когда принято набирать воду

В церковь за святой водой люди идут утром 19 января. Есть примета, что нужно взять ее первому. Это делает поведение некоторых прихожан неприемлемым для храма, ибо в священном месте нельзя толкаться, ругаться и суетиться.

Освященную воду можно набирать также накануне, 18 января, в Крещенский Сочельник. Служба в церкви идет и в этот день. Как говорят священники, вода освящается одинаково и 18, и 19 января, поэтому на ее целебных свойствах время сбора не отражается. При невозможности пойти в церковь можно воспользоваться обыкновенным квартирным водопроводом. Набирать воду из-под крана лучше в ночь с 18 на 19 января между 00.10 до 01.30. Это время считается наиболее благоприятным. Когда и где купаться в праздник Крещения? Относительно купания церковь отмечает, что оно не является каноном христианства, а просто стало традицией. Окунаться на Крещение можно как в ночь с 18 на 19 января, так и утром 19-го. В каждом городе к этому празднику организуются специальные места, узнать о них можно в любой церкви.

О принятии крещения в православной традиции

В Крещение Господне (история праздника повествует об этом) миру впервые явился Бог в трех ипостасях (Богоявление). Мало кто задумывается, что приобщение к Господу - важное событие в жизни каждого православного христианина. В день принятия крещения человек усыновляется Богом и становится частью Христа.


Крещение, как уже говорилось выше, следует переводить как погружение или обливание. Оба значения так или иначе связаны с водой, которая является символом православной христианской религии. Она обладает огромной разрушительной и созидательной силой. Вода - символ обновления, преображения и духовного очищения. Первые христиане проходили обряд принятия крещения в реках, озерах. В последующем, как и в настоящее время, это действо стали совершать в купелях. Православное крещение обязательно для освобождения от негативных сил.

После прохождения обряда крещения человек принимается Православной Церковью и перестает быть рабом сатаны, который теперь может искушать его только хитростью. После обретения веры можно посещать храм и молиться, а также пользоваться другими Таинствами православной веры.

Принятие Крещения взрослым человеком совершается осознанно, поэтому наличие крестных родителей не обязательно. Будущий христианин должен обязательно ознакомиться с основами православной веры и, по желанию, выучить молитвы.

Когда речь идет о младенцах, то им необходимы крестные родители, которые в последующем должны позаботиться о религиозном развитии ребенка и, конечно, молиться за него. Они должны быть примером нравственности для своих крестников.

Перед совершением Таинства всем, кто будет присутствовать в церкви, рекомендовано соблюдать пост и воздерживаться от мирских развлечений. Сами младенцы не нуждаются в подготовке.

Сейчас в каждой церкви существует запись на крещение, там же можно узнать, что необходимо взять с собой. Обязательно нужно приготовить освященный крестик и, по желанию, крестильный набор, в который входят рубашка, чепчик, пеленка. Для мальчиков чепчик не обязателен.

После проведения обряда вы получите «Свидетельство о крещении». Храните его, если ваш ребенок решит поступать в духовное училище, оно обязательно потребуется.

Надо сказать, что крещение ребенка - праздник, которому в России с каждым годом придается все большее значение.

Народные обычаи и традиции, связанные с Крещением

Праздник Крещения, конечно, менее популярен, чем Рождество Христово, однако он очень богат различными ритуалами. Вот некоторые из них.

В этот день принято выпускать в небо голубей во время богослужения, что является символом Духа Божьего, явившегося на землю в обличие этой птицы. Также этот ритуал «отпускает» рождественские праздники.

Обязательно происходит освящение воды в церквях. Накануне Крещения в водоемах вырезается крестообразная прорубь, крест же устанавливают вблизи от нее и иногда украшают. Воду крестят огнем, для чего священник опускает в нее горящий трехсвечник.

Чтобы смыть грехи во время крещенского купания, нужно окунуться с головой три раза.

В прежние времена молодежь в этот день развлекалась, катаясь на каруселях и коньках. Также парни и девушки колядовали - обходили с песнями и поздравлениями дома, а хозяева давали им угощение.

После этого праздника заканчивался пост. Молодые люди снова начинали собираться вместе на гулянья, где можно было выбрать себе вторую половинку. Период от окончания Крещенского и до Великого поста - время, когда можно было сыграть свадьбу.

В Крещение не принято работать и много есть.

Приметы и поверья

Договориться о свадьбе в этот день - к счастливой жизни для будущей семьи. Вообще, любое доброе дело, начатое в этот день, благословенно.

Снег в Крещение - к богатому урожаю.

Солнце в этот день - быть плохому урожаю.

Умыться льдом и снегом в этот день - быть целый год красивой, милой да пригожей.

В Крещенскую ночь сны - вещие.

Девушки в этот вечер собирались вместе и гадали.

Крещенские гадания

Наиболее популярны, конечно, гадания на суженого. Способов узнать имя и увидеть будущего мужа - великое множество, некоторые из них достаточно жутковаты: с зеркалами, свечами, «спиритическими кругами» и алфавитом.

Практически каждая современная девушка знает о гадании на жениха по методу Татьяны Лариной: чтобы узнать имя суженого, нужно в полночь выйти на улицу и спросить у первого попавшегося мужчины, как его зовут.

А вот очень забавное гадание на исполнение желания. Задаете вопрос, хорошо представляя то, о чем спрашиваете (вопрос действительно должен быть важен для вас, ну а если делаете это ради шутки, то и ответ будет неправдивым), а потом зачерпываете из мешка зерна (крупу). Далее высыпаете все на тарелку и пересчитываете. Если количество зерен четное - сбудется, нечетное - не сбудется.

; в Римско-католической церкви - воскресенье после 6 января; в древневосточных церквях - 6 января

Празднование богослужение Традиции освящение воды Крещение Господне на Викискладе

Таким образом, при участии Иоанна, всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса Христа. Крещение Христово, свершившееся тогда, рассматривается как первое событие его общественного служения . После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились» (Ин. ). Евангелист Иоанн связывает появление первых из двенадцати апостолов именно с проповедью Иоанна Крестителя: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» (Ин. ).

Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лк. ). Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех , как всякого человека.

Место Крещения [ | ]

Точное расположение места крещения Иисуса Христа неизвестно. Большинство ранних греческих рукописей Нового Завета называют место Крещения Иисуса Вифанией Заиорданской (Βηθανία πέραν τοῦ ᾿Ιορδάνου). Считается, что наименование Вифавара впервые предложил Ориген , но он расположил её на западном берегу Иордана . В Славянской Библии место крещения названо Вифаварой по ту сторону Иордана (Виѳавáрѣ бы́ша объ о́нъ пóлъ Иордáна), в Русском Синодальном переводе - Вифаварой при Иордане (Ин. ), в Новой Библии Короля Якова (NKJV) - Вифаварой за Иорданом (Bethabara beyond the Jordan), в Греческой Библии и Новой Вульгате - Вифанией за Иорданом .

В конце XV века считалось, что место Крещения находилось в Бейт-Аваре (Beth-Abara, она же Бефвара (Суд. )) в районе современного моста Алленби , но с XVI века считается, что около монастыря святого Иоанна, примерно в 10 км восточнее Иерихона . При этом остается точно не выясненным с какого берега Иисус входил в реку. На западном берегу это место называется Каср аль-Яхуд (контролируется Израилем) , на восточном, напротив него - Аль-Махтас (Вади аль-Харар) в Иордании . В ходе раскопок в Вади аль-Хараре была обнаружена большая мраморная плита, по-видимому, являющаяся основанием колонны, упомянутой паломником Феодосием .

Праздник Крещения в древней церкви [ | ]

Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о её чудесных свойствах (в первую очередь, способности не портиться в течение долгого времени) содержится в одной из антиохийских проповедей святителя Иоанна Златоуста (387 год): «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своём не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповреждённой и свежей» .

Параллель с этим почитанием исследователи усматривают в сообщении святителя Епифания Кипрского о почитании реки Нил и других рек в день 6 января, когда вода, по мнению верующих, меняла свои свойства. Епифаний сопоставлял этот феномен с чудесным превращением воды в вино в Кане Галилейской .

Праздник Крещения в исторических церквях [ | ]

Древний христианский праздник Богоявления, первоначально посвящённый Рождению Христа , посещению волхвов и Крещению Христа, постепенно (в общецерковном масштабе - после Халкидонского собора 451 года) стал праздноваться исключительно в воспоминание Крещения Христа, в связи с чем «Богоявление » и «Крещение Господне» в православии суть два названия одного праздника.

Основные песнопения праздника
На церковнославянском (транслитерация) На русском На греческом
Тропарь праздника Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе. Господи, когда Ты крестился во Иордане, явилось поклонение Св. Троице; ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность слов (Отца); Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе. Ἐν Ἰορδάνῃ βαπτιζομένου σου Κύριε, ἡ τῆς Τριάδος ἐφανερώθη προσκύνησις· τοῦ γὰρ Γεννήτορος ἡ φωνὴ προσεμαρτύρει σοι, ἀγαπητὸν σε Υἱὸν ὀνομάζουσα· καὶ τὸ Πνεῦμα ἐν εἴδει περιστερᾶς, ἐβεβαίου τοῦ λόγου τὸ ἀσφαλές. Ὁ ἐπιφανεὶς Χριστὲ ὁ Θεός, καὶ τὸν κόσμον φωτίσας δόξα σοι.
Кондак праздника Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет неприступный. Сегодня Ты, Господи, явился вселенной, и свет открылся нам, разумно воспевающим Тебе: «Свет неприступный, Ты пришел и явился нам». Ἐπεφάνης σήμερον τῇ οἰκουμένῃ, καὶ τὸ φῶς σου Κύριε, ἐσημειώθη ἐφ᾽ ἡμᾶς, ἐν ἐπιγνώσει ὑμνοῦντας σε· Ἦλθες ἐφάνης τὸ Φῶς τὸ ἀπρόσιτον.
Задостойник Припев: Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу.

Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице; обаче Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси Представительница, Тя величаем.

Припев: Величай, душа моя, Пречистую Богородицу, которая почетнее небесных (ангельских) воинств.

Никакой язык не в силах восхвалить по достоинству, и даже ангельский ум недоумевает(, как) воспеть Тебя, Богородица; но, как Благая, прими веру, ведь любовь нашу живую Ты знаешь; Ты - Предстательница христиан; Тебя мы величаем.

Припев: <...>

Ирмос 9-й песни канона: Ἀλλότριον τῶν μητέρων ἡ παρθενία, καὶ ξένον ταῖς παρθένοις ἡ παιδοποιΐα· ἐπὶ σοὶ Θεοτόκε ἀμφότερα ᾠκονομήθη. Διὸ σε πᾶσαι αἱ φυλαὶ τῆς γῆς, ἀπαύστως μακαρίζομε

Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Крестившагося от Иоанна в водах Иорданских. Славим Тебя, Податель жизни, Христос, ради нас сегодня крестившегося по плоти от Иоанна в водах Иорданских. <…>

Традиции [ | ]

Водосвятие на Неве в день Крещения Господня. Гравюра из книги «Нынешняя Россия. Рисунки и изображения из всех частей европейского царства» (Лейпциг, 1876)

Традиция поиска креста на Богоявление в Греции (Миконос)

Йордановден в Болгарии

19 (6 по старому стилю) января, в праздник Крещения, проходил молебен водосвятия. Над вырубленной (часто - в виде креста) полыньёй , или «Иорданью», устраивалась выносная часовня. Она получила название «Иорданской сени», хорошо известной на Руси в XVI-XVII веках: «В Суздале в день Богоявления на реку Каменку совершался крестный ход для освящения воды в Иорданской сени. Впереди процессии в сопровождении псаломщика шёл священник и окроплял путь. За ним следовали хоругвеносцы, несшие хоругви и большой пятиглавый фонарь перед выносным крестом с частицей мощей . Следом несли большие выносные иконы, перед каждой из которых четыре массивных одноглавых фонаря. Далее следовали женщины с малыми иконами из собора и монастырей. За ними шли попарно священники со всего города, соблюдая порядок чинопочитания. Процессию завершали богомольцы города и ближайших селений. Напрестольный крест для освящения воды на Иордань нёс священник (протоиерей или архиерей) на голове от самого собора до проруби, которая вырубалась во льду в виде креста. Иордань на реке устанавливалась недалеко от моста. Ниже по течению, где была бельевая прорубь, происходило купание людей, но только в тот момент, когда священнослужитель погружал напрестольный крест в иорданскую прорубь» .

После обедни во дворце высшее духовенство выходило на Иордань служить молебен с водосвятием по традиции с петровских времён. На лёд выходила и царская семья.

Митрополит опускал крест в воду, и в это время давался 101 выстрел из пушек Петропавловской крепости . «По представлению верующих, вода в Неве мгновенно делалась святою, и все по очереди подходили испить её. Несмотря на то, что санитарная инспекция уже тогда запрещала пить сырую невскую воду ввиду её загрязнения сточными водами» . После водосвятия царь принимал Крещенский парад - мимо него проходили церемониальным маршем войска, присутствовавшие на Иордани.

По словами протоиерея Георгия Рощина , «купание в полынье - „Иордани“ на Богоявление - это не исконная, как принято думать, а сравнительно недавняя российская традиция, ей всего несколько лет. Прежде, до революции, совершались крестные ходы на „Иордани“ с освящением воды, но массовое купание этому не сопутствовало»

Крещение Господне - третий и завершающий большой праздник рождественско-новогоднего цикла, который еще называют Иордан. Православные и греко-католики отмечают его 19 января, поэтому оно совпадает с праздником Богоявления. Однако эти праздники следует различать.

История праздника

С Крещением Господним связывают крещение в Иордане Христа. Когда Иисус Христос достиг 30-летнего возраста, он принял крещение от Иоанна Крестителя в реке Иордане. Когда вышел на берег - с небес послышался голос Бога-Отца, который назвал Иисуса своим сыном, и на него сошел Святой Дух в образе голубя. Отсюда еще одно название праздника - Богоявление. Православные и греко-католики считают, что именно этот праздник подтверждает таинство Святой Троицы. Ведь в этот день, по христианскому учению, явился Бог в трех ипостасях: Бог Отец - в голосе, Сын Божий - во плоти, Дух Святой - в виде голубя.

18 января по новому стилю празднуют "Голодную кутью" или второй Святой Вечер. Весь этот день верующие люди ничего не едят - постятся. Садятся ужинать только с вечерней зарей. На ужин подаются постные блюда - жареная рыба, вареники с капустой, гречневые блины на масле и кутья и узвар.

В ряде западных регионов Украины, в частности, на Галичине "голодная кутья" отмечается как Щедрый Вечер. Опять, как и на Сочельник, накладывают сено на стол под кутью и ставят "дидуха" на угол.

Крещенская вода и ее свойства

В полночь перед Крещением набранная из реки вода считается целебной; она хранилась за образами в случае ранения или тяжелой болезни.

Еще за неделю до Крещением прорубали на реке прорубь, выпиливали из льда большой крест, ставили его над прорубью и обливали свекольным квасом, чтобы был красный. У креста строили - тоже изо льда - престол. Все это украшали аркой из еловых или сосновых веток - "царские врата".

Утром в церкви проходит богослужение. После него весь народ идет процессией на речку к кресту. Впереди несут деревянный церковный крест и хоругви, хор поет "Глас Господа...", за хором идет священник, а за священником - народ. К реке на Крещение идут все: старые, молодые и дети. Каждый несет с собой бутылку или кувшин для воды.

На реке, у креста, вся процессия останавливается и становится на льду большим красочным кругом. После недолгой службы священник трижды погружает в прорубь крест и читает молитву.

Когда вода освящена, люди подходят к проруби и набирают ее в свои сосуды. С древнейших времен христианская церковь считает освященную иорданскую воду святой. Эта вода имеет силу очищать и исцелять душу и тело человека. Иорданской водой также сбрызгивают дом, чтобы его обходило всякое несчастье. Некоторые священники даже убеждены, что не существует лекарств лучших, чем святая вода.

В день Крещения верующие могут искупаться в проруби - чтобы вылечиться от недугов. Традиция купания на Крещение есть во всех христианских странах. После того, как батюшка освятит воду в проруби, желающие погружаются с головой три раза, крестясь и произнося молитву. Суть обряда заключается в том, что верующие готовы пойти за Христом, принимая крещение и христианскую веру. Он исключительно добровольный, поскольку никто не обязан окунаться в холодную воду.

Поверья и традиции

После освящения все люди возвращаются домой. Отец берет из-за образа Божьей Матери пучок сухих васильков, мочит их в свяченой воде и кропит все в доме; затем берет мел и чертит кресты на образах, двери и шкафах. После этого семья садилась за стол, но перед едой пили святую воду, так как считается, что освященная на Крещение вода должна употребляться натощак, ведь именно при этом условии она имеет наибольшую силу.

После обеда девушки бегают к реке умываться в "иорданской воде" - "чтобы были розовые лица". На Гуцульщине парни водят своих девушек к проруби, "чтобы ся умыла и красна была".

В местностях вдоль Днепра было когда-то немало верований и примет, связанных с "Иорданью". Так, когда процессия шла на реку, то "знающие" люди присматривались: если перед хоругвями пролетят воробьи - несчастливый год для детей, грачи - для молодых людей, а если пролетят гуси, то старики этом году будут очень болеть, а то и умирать.

Пепел после Рождественских праздников нельзя хранить - ни в доме, ни во дворе, потому что "будет пожар"; вечером на Крещение его надо вынести на реку и высыпать на лед.

Наши предки верили, что когда священник погружает крест в воду, все черти и всякая нечистая сила выпрыгивают из реки и остаются на земле до тех пор, пока какая-то из женщин не придет на реку стирать белье. Когда грязное белье опустится в воду, то вместе с ней ныряют в воду и все черти, которые мерзли на земле. Поэтому набожные старики раньше не позволяли своим невесткам стирать белье в течение целой недели после Крещения - "чтобы больше вымерло нечистой силы от крещенских морозов".

После Крещения начинался новый свадебный сезон, который продолжался до Великого поста. Это было время веселья и развлечений. Молодежь собиралась на вечерницы, семьи ходили друг к другу в гости.

Крещение - время гаданий

Канун Крещения считается одним из самых благоприятных моментом для гаданий. Перед тем, как гадать, нужно подготовиться: избавиться от одежды с узлами, одеть что-то простое и просторное, распустить волосы. Гадания всегда считались если не святотатством, то нарушением установленных правил, ведь люди, которые осуществляли, решались узнать то, что человеку в принципе знать не положено. Поэтому, опасаясь кары божьей, гадающие девушки пытались убрать в крещенский вечер из помещения все напоминания о своей ответственности за этот грех перед высшими силами - снимали крестики с шеи, завешивали иконы, а по завершении гадания читали молитвы и умывались святой водой.

Одно из самых распространенных гаданий - с сапогом. Выйдя из дома, девушка бросала его перед собой. Куда показывал носок, оттуда и суженого ждать. Если же он указал на дом, сидеть еще целый год в девках. Чтобы узнать имя суженого, нужно выйти на улицу и спросить имя первого встречного мужчины.

Увидеть и узнать о том, кто будет суженным, можно во сне несколькими способами:

Способ №1. Перед сном чистой расческой расчесать волосы, затем положить ее под подушку и произнести: "Суженый-ряженый, приди ко мне, расчеши мои волосы".

Способ №2. Съесть на ночь что-то соленое и не пить после этого. А когда ложиться спать, сказать: "Суженый-ряженый, приди ко мне и напои меня водицей".

С помощью гадания можно узнать свое будущее в текущем году. Для этого нужно взять шесть рюмок с водой и положить в них соль, сахар, кусочек хлеба, монету, кольцо и спичку. Не глядя, нужно выбрать одну рюмку и по ее содержимому определить будущее. Если выпала соль - к слезам, печали; сахар - сладкая жизнь, удача; хлеб - сытая жизнь; монета - к деньгам; кольцо - замужество или женитьба; спичка - к ребенку.

Чтобы узнать сбудется ли желание, нужно рассыпать на стол пригоршню мелких предметов, например, орешки, семечки и т.п. После этого загадать желание и пересчитать количество предметов. Если их число четное - желание сбудется, соответственно, число предметов нечетное - желание не сбудется.

ДОМОДЕДОВО, 19 января 2018, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ - Праздник Богоявления или Крещения господня известен с глубокой древности. О двойном названии этого христианского торжества, святой воде, традициях, истории и происхождении Крещенских купаний рассказывает корреспондент издания «Домодедовские Вести» Александр Ильинский

Крещение или Богоявление - один из самых древних общехристианских праздников. Он восходит еще к апостольским временам. Упоминания о празднике относятся к памятнику христианской письменности II века Н Э - «Постановлениях и Правилах святых апостолов». Четыре или пять веков христиане в этот день вспоминали события Рождества Иисуса Христа и Крещения Христова в водах реки Иордан. Оба события говорят об одном и том же. Бог стал Человеком и вошел в человеческую историю. Отсюда древнее название праздника - Богоявление. Но в IV веке из одного праздника сделали два. Рождество стало отмечать в первый день зимнего Солнцестояния 25 декабря (7 января по Новому стилю), а Крещение Господне спустя двенадцать дней. Ныне церковное торжество Крещения в России отмечается 19 января по Новому стилю. Период между праздниками назван Святыми днями - Святками.

Крещенский сочельник и праздник Крещения Господня

Так же как праздник Рождества Христово, Крещение предваряет день строгого поста - Крещенский Сочельник. В этом году он приходится на четверг 18 января. С раннего утра православные христиане спешат в храм. Тут совершается особое длинное богослужение с чтением отрывков из Ветхого и Нового Завета, а также в первый раз освящается Крещенская вода. Освященная по особому Великому чину с чтением длинных молитв, эта вода считается Великой святыней и хранится в домах верующих целый год - до следующего праздника Крещения Господня. Пьют ее только натощак, предваряя молитвой. После богослужения православные стараются воздержаться от вкушения пищи «до первой звезды». Далее следует короткая трапеза из вареной крупы с медом и сухофруктами, которая называется «сочиво». После нее христиане отправляются на торжественное богослужение. Во многих храмах оно совершается, как и Рождественская служба - ночью. Но более распространена практика, когда Крещенская литургия служится с утра 19 января. После Божественной Литургии вновь совершается Великий чин освящения воды. Этот чин ничем не отличается от того, что совершался накануне. По сути, это одна и та же святыня: одна и та же Агиасма - Крещенская вода. Практика освящать Крещенскую воду дважды сложилась по причине желания раздать воду как можно большему числу христиан. Тот, кто не смог по каким-то причинам набрать святой воды в первый раз - мог это сделать во второй. Сейчас во всех храмах баки с освященной Крещенской водой стоят несколько дней после праздника. А потому каждый желающий имеет возможность взять ее в удобное для себя время без всякой суеты и спешки. Плата за святыню по традиции не взымается, это считается грехом.

Крещенские купания

Эта традиция является очень «русской». Действительно, когда люди окунаются на морозе в ледяную воду - в этом есть нечто богатырское! Если хотите, сам момент окунания в прорубь - свидетельство о вере: «я верю в Бога так, что способен на подвиг!». И это дорогого стоит! Но нельзя забывать, что Крещенское купание неотделимо от самого праздника Крещения Господня. Вопреки распространенному мнению, очищение от грехов Крещенское купание не приносит. Освободить от греха может только Исповедь и единство со Христом через Таинство Причащения. Тем более, нельзя лезть в прорубь в состоянии алкогольного опьянения - будете болеть, это проверено. Ведь исповедничество веры требует чистоты помыслов и трезвого восприятия жизни. На славянском языке это называется словом «трезвение».

Возникли Крещенские купания из многовекового церковного торжества. Дело в том, что раньше именно к празднику Богоявления было приурочено Таинство Крещения. Люди готовились к принятию Таинства месяцами. Их знакомили со Священным писанием, обучали вере, молитве и постепенно вводили в православное богослужение. Назывались такие люди «оглашенные» или «оглашаемые». Происходит этот термин от «гласных» то есть «громогласных», «общедоступных» бесед или лекций, которые посещали все, кто готовился к принятию христианской веры. Примеры циклов таких «огласительных бесед» оставили самые известные проповедники христианской церкви, такие как Василий Великий или Иоанн Златоуст. Со временем практика обучения вере стала семейной традицией христиан, которые из поколения в поколение росли верующими людьми. Но теперь, когда за семьдесят лет государственного атеизма эта традиция была потеряна, практика Огласительных бесед возвращается к нам снова. Должны же мы знать во что, а главное в Кого веруем! Вера должна быть осознанной! Именно поэтому в древности Таинство Крещения не было «личным делом» каждой отдельной семьи. Тогда редко крестили в «индивидуальном» порядке. Крещение становилось - общецерковным торжеством. Большим крестным ходом люди, которые прошли подготовку, во главе со священниками направлялись к водоемам или специальным бассейнам-баптистериям. Там в торжественной обстановке и совершалось Таинство Крещения. Отголоском этой практики и являются нынешние Крещенские купания. Они уже не несут никакой «сакральной» нагрузки, но являются яркой проповедью православия для неверующих людей. Еще бы, только сильный духом человек может ради своей веры окунуться в ледяную воду! Православие - религия сильных людей!

Иоанн Креститель

Праздник Крещения Господня называю еще Богоявлением. Что бы понять почему, следует обратиться к евангельскому повествованию.

Согласно тексту Евангелия от Матфея, событиям Крещения предшествовала проповедь последнего великого пророка Ветхого Завета - Иоанна Предтечи. Строгий аскет и пламенный проповедник, он обратился к народу с призывом о духовном переосмыслении жизни - покаянии. Интересно, что славянское слово «покаяние» составное. Оно как бы состоит из четырех отдельных слов: «пока-я-не-я». Это очень хорошо отражает смысл происходящей с человеком перемены: «Пока я - это не я, я еще не стал самим собой! Очисти меня от греха и скверны, Боже! Помоги найти истинное «я», которое не замутнено грехом и страстями!». Ведь только человек, который не замутнен грехом - внутренне свободен по-настоящему и способен воспринять Божественное Откровение. Такое переосмысление жизни и проповедовал Иоанн Предтеча. Зримым знаком человеческого покаяния Иоанн сделал ритуальное омовение в водах реки Иордан - крещение. Люди прилюдно каялись в своих неправедных поступках. А затем Иоанн, как бы в знак очищения от прошлых ошибок, погружал их с головой в воды реки. Это еще не было Таинством Крещения, каким мы его знаем теперь, но уже было его прообразом. Ведь Иоанн Предтеча говорил о необходимости покаяния перед скорым приходом Христа.

Проповедь Иоанна Предтечи вызвала самый широкий отклик в душе народа. Многие ощущали греховность и неправильность собственной жизни, а потому на берега Иордана потянулись сотни людей. Среди них были представители самых различных слоев населения и самых разных профессий. Аристократы и бедняки, сборщики налогов и солдаты, мужчины и женщины - все они желали достойно встретить приход грядущего Мессии и отречься от самого дурного и темного, что было в их душах. Но были и противники. Саддукеи и фарисеи - старые ревнители обрядового благочестия упрекали пророка в том, что он призывает делать людей то, к чему по букве Ветхозаветного закона должны были прибегать только закоренелые язычники. Они посчитали практику покаяния, которую проповедовал Иоанн Предтеча - оскорблением для народа, с которым Сам Бог заключил Свой Завет. Но Иоанн был непреклонен: грядут новые времена! А для нового времени требуется новая форма религиозности.

Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, / Тройческое явися поклонение: / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся, Христе Боже, / и мир просвещей, слава Тебе.

При крещении Твоем во Иордане, Господи, / открылось поклонение Троице: / ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, / возлюбленным Тебя Сыном именуя, / и Дух в виде голубицы / подтверждал Его слова непреложность. / Явившийся Христе Боже / и мир просветивший, слава Тебе!

Два события Крещения Господня

Внезапно в шумящей толпе пророк увидел Человека, чей вид его поразил до глубин души. Как многие духовно одаренные люди, Иоанн отличался особым мистическим зрением. Перед Иоанном стоял совершенно безгрешный Человек. Им был Иисус Христос, Который тоже попросил Иоанна крестить Его. Трепету и даже ужасу пророка не было предела.


Явление Христа народу, Александр Иванов, 1857 г

«Мне надобно креститься от Тебя! - воскликнул пророк, - Как же Ты приходишь ко мне?»

«Так надлежит нам, - ответил Иисус, - исполнить всякую правду»

Безгрешный, Христос через Крещение не только входит в воды реки Иордан, Он словно входит в поток мутной человеческой истории что бы остаться в нем навсегда.

И тогда, согласно повествованиям евангелиста Луки:

«Отверзлось небо, и Дух Святой в телесном виде, как голубь сошел на Него. И был глас с небес, глаголющий: Ты - Сын Мой Возлюбленный! В Тебе Мое благоволение! »

Так в один день состоялось Крещение Иисуса Христа в водах реки Иордан и Теофания - Богоявление. В понятных для ограниченного человеческого сознания образах была явлена Пресвятая Троица. Бог Отец возгласил с небес, а Святой Дух - сошел в виде голубя на Бога Сына - Иисуса Христа. Так было засвидетельствовано, что Иисус Христос не просто Человек, но Сын Божий. Так в первый раз после событий Рождества всем людям явился Бог.

И сколько бы тысячелетий не прошло с момента Крещения Господня, этот день останется поворотным моментом человеческой истории. Отныне Бог становится не сторонним и далеким «наблюдателем» человеческих радостей и печалей. Во всей человечности Иисуса Христа Он входит в эти радости и печаль. Входит для того, что бы остаться с человеком рядом. Входит для того, что бы «отереть всякую слезу с очей человеческих» и повести каждого верующего в Свою Радость. И этой Радости, как сказано в Евангелии «не будет конца». Вот в чем смысл событий Крещения Господня и Богоявления.

С праздником, дорогие домодедовцы!

Александр Ильинский
Фото/иллюстрации - Явление Христа народу, Александр Иванов, 1857 г /Крещение, Аринский баптистерий в Равенне, Мозаика, 493 - 526 гг /Крещение, эпистилий темплона. Вторая половина XII века, Синай/ Крещение Христа, Андреа Вероккьо и Леонардо да Винчи, 1472 - 1475 гг/ Крещение, Пьетро Перуджино/ Крещение, Икона XV века, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия: Крещенское водосвятие, 1921 г, Борис Кустодиев
Домодедовские вести