Первый в истории игровой слот. Как начиналась история игровых автоматов

Изобретение первого игрового автомата, по крайней мере, автомата, относящегося к слот-машинам, приписывают Чарльзу Фею. Он родился в 1862 году в Германии, где еще мальчиком начал работать токарем. Позже Фей переехал в Соединенные Штаты и поселился в Сан-Франциско в 1885 году. Ему приходилось работать на нескольких разных работах, но он всегда находил время, чтобы заниматься своим любимым делом в своей маленькой мастерской.

В те времена Сан-Франциско считался злачным местом. Его известный округ "Варварская бухта" был местом, где моряки и старатели тратили и пропивали жалование и золото. Здесь находилось средоточие салунов и борделей. А выигрыш в покер, фараон или трех-карточный монте казался более доступным и желанным, чем тяжелый заработок на прииске или в море. Сотни заведений в округе предлагали хороший виски, сигары и машины "Никель-в-слот", выплата на которых могла составить 10 к 1. Эти прародители первых игровых автоматов были сделаны из дерева и стали, и обычно имели щель для приема монеты наверху машины. Брошенная вертикально монета попадала внутрь машины и падала, случайным образом отлетая от металлических выступов, вроде гвоздей в пинболе. Внизу монета могла попасть в выигрышное отверстие, открыв выход к определенному количеству монет, которые уже находились внутри машины, либо, в случае проигрыша, пополнить их число. Таким образом, был устроен, например, автомат Клоусона "Тройной джек-пот" образца 1893 года. Чарльз Фей использовал саму идею механической случайности для азартной игры, но воплотил ее в принципиально другом виде машин с вращающимися дисками. Эти новые автоматы быстро стали популярными в табачных лавках Сан-Франциско. У Чарльза Фея был друг, Густав Шульц, который тоже начал свой бизнес по производству игровых автоматов, которые представляли собой барабанный счетчик, выдававший автоматический выигрыш в виде двух центов, либо в виде бесплатного жетона на выпивку. Устройство называлось "Лошадиной подковой".

Автоматическая выплата выигрыша была новой идеей в то время. Фей и еще один его друг, Теодор Хольц, трудились тогда над собственными проектами в мастерских одной электрической компании, на которую они в то время работали. Но Фей считал, что должен посвятить проектированию и изготовлению игрового слота все свое время. Поэтому партнерство с Хольцем закончилось, а Чарльз Фей в 1896 году открыл завод на Маркет-Стрит в Сан-Франциско. Немного позже, в 1900 году Хольц тоже открыл собственное предприятие, позже превратившееся в Novelty Machine Works. С конца 1890-х годов новые типы игровых автоматов начинают изготавливаться и распространяться сразу несколькими компаниями. В их числе Майллс, Монарх, Кайли и, произведенные Фейем в 1897 году Шесть Путей. В то же время также были доступны автоматические кости производства Вестерн Аутоматик. Это была такая девятифунтовая рулетка 12 на 12, которая продавалась всего за семь долларов. Большие вертикальные автоматы, которые имели в своей конструкции вращающийся диск, производились фабрикой Ватлинга в Чикаго и Майллс Новелти и Кайли Бразерс из Детройта. Их машины весили целых 300 фунтов и стоили больше ста долларов.

В то же время Чарльз Фей не продавал свои машины напрямую, а сдавал в аренду. В 1899 году Фей включил в набор уже стандартных в то время символов из знаков карточных мастей и подков также символ Колокола Свободы. Его новый слот автомат предлагал максимальную выплату в 20 монет за комбинацию из трех колоколов. Это было новым словом в дизайне игровых автоматов. На самом деле игровой автомат имел несколько инноваций, включая конструкцию барабанов, которые Фей изобрел для слот-машины Дьюк, которую он представил двумя годами ранее. Новое детище Чарльза Фея имело возможность принимать и купюры и монеты, так как переводились в жетоны для игры или в наличные - удивительное новшество для своего времени. Эти автоматы стали очень популярны и легко конкурировали с игровыми автоматами крупных производителей с востока. Вскоре слоты Либерти Белл (Колокол Свободы) стояли в десятках мест в округе Варварского залива, и финансовые дела Чарльза Фея шли отлично. Он получал ренту от сданных в аренду слотов, но в 1905 году один из Либерти Беллов похитили во время ограбления в салуне на Пауэлл-Стрит. И надо же было случиться такому совпадению, очень скоро после этого Майллс Новелти представила свою собственную версию Колокола Свободы и на следующий год Кайли и Майллс уже штамповали трех-барабанные слоты сотнями.

В 1911 году игровые автоматы были запрещены в Калифорнии, и Чарльз Фей переехал в Чикаго, где часто общался со своим другом Томом Уотлингом. Вместе они превращали новые идеи в новые слоты для всех видов игр, и Фей сделал возможным повысить ставки для игроков путем модернизации механизмов старых машин для принятия более высоких номиналов монет. В 1924 году машины могли принять ставку до $2 в виде комбинаций из монет в доллар, полдоллара и двух четвертаков. В 1920-х годах в игровые автоматы была добавлена возможность получения джек-пота. В поздних двадцатых Фей использовал конструкцию из передней панели автомата Колокола Майллса, кожуха от Улучшенного автомата Кайли и барабаны от автомата Дженнингса, чтобы произвести первый автомат принимающий серебряные доллары. Чарльз Фей скончался в 1944 году в возрасте 76 лет, и в то время, как фасады игровых автоматов существенно изменились за их историю, основная конструкция внутреннего механизма осталась практически такая же, какая была использована в Либерти Белл в конце девятнадцатого века.

В 1951 году Соединенные Штаты Америки приняли закон Джонсона, который вынудил закрыть производство игровых автоматов такими производителями как Дженнингс, Пасе, Балли и Майллс. Некоторые из них, как например, Майллс, перебрались в Неваду, где азартные игры разрешены законом, и производство слотов запрету не подлежало. Но и жесткие ограничения продержались недолго. В 1963 году штат Иллинойс тоже отменил свой закон, запрещающий производство игорных устройств, после чего Балли в Чикаго выпустили их знаменитую Мани Хани (Money Honey) слот-машину, в которой были функции множителя трех монет, был применен электромеханический дизайн, а в бункере для монет также использовалось электрическое устройство.
Новый дизайн и функциональность слотов Мани Хани имели бешенную популярность, что практически выставило и Майллс, и Дженнингс из бизнеса. Слоты Балли доминировали на рынке на протяжении многих лет, пока в середине 1980-х не появились новые машины от IGT, где были применены компьютерные технологии, видеоэкраны и генераторы случайных чисел.

Сегодня игровые автоматы могут быть запрограммированы, чтобы предложить десятки различных игр - благо, видеоэкран это позволяет. И могут сделать огромную амплитуду выплат от просто веселых выигрышей в две монеты, до многомиллионных прогрессивных джек-потов в объединенных глобальных сетях. Чарльз Фей наверняка был бы удивлен и горд тем, к чему привело его изобретение, а именно: он стал изобретателем самой популярной разновидности азартных игр в мире - игровых автоматов.

Игровые автоматы — неотъемлемый атрибут сферы азартных игр. Слот-машины приносят казино миллионные прибыли, а любители испытать удачу с их помощью погружаются в мир азарта и крупных джекпотов.

Современные игровые автоматы похожи на многофункциональных роботов, но такими они были далеко не всегда. Давайте обратимся к истории, которая поведает нам о происхождении важного механизма в работе большинства казино.

Американский старт

Дикий Запад США стал местом появления первой слот-машины (слот — проем для монет). В 1895 году любитель механики Чарльз Фей в своей автомастерской Сан-Франциско изобрел первый прототип игрового автомата «Liberty Bell» («Колокол Свободы»). Для его работы требовалась монета в 5 центов. Максимальный выигрыш — 10 5-центовых монет.

Устройство машины было весьма примитивным: 3 диска с символами начинали вращаться с разной скоростью от резкого движения рукоятки. Выпадение трех одинаковых картинок обозначало максимальный выигрыш в 0,5 доллара.

На первых порах автомат не мог сам выдавать монеты победителю, это делал владелец заведения. Фей договорился с бильярдными о размещении в их залах своего изобретения за 50% от валового дохода заведений.

Спустя год Чарльз открыл собственный завод по изготовлению слот-машин, которые начали носить название «однорукий бандит» из-за рукоятки. Постепенно их можно было увидеть в большинстве питейных города. Этот успех позволил еще недавно простому механику стать долларовым миллионером.

«Колокол Свободы» Фея считают родоначальником большинства игровых автоматов будущего.

Оригинальный автомат «Колокол Свободы» сохранился до наших дней. Сегодня к нему можно дотронуться в одноименном ресторане города Рино, штат Невада.

Проблемы с игорным законодательством и дальнейшее развитие

К 1897 году, когда власти запустили программу по борьбе с «одноруким бандитом», его популярности не было предела. Игорное законодательство Калифорнии запрещало игровые автоматы из-за неуплаты налоговых сборов. Разработчики решили обойти ситуацию с законом оригинальным путем — создали автоматы, где за выигрыш выдавались жевательные резинки.

Каждая картинка на барабане (вишня, слива, груша или «бар») обозначали вкус жвачки. С тех пор такие автоматы начали называть «fruit machine». Их можно встретить и сегодня в некоторых развлекательных клубах Великобритании.

Кстати, с того времени обозначения на барабане практически не претерпели изменений — современные игровые автоматы также имеют такие символы с небольшими видоизменениями.

Постепенно понимание выгоды пришло к представителям власти, которые специальными законами легализовали игорную сферу и слот-машины. К 1910 году игровые автоматы массово распространились по большей части США.

Развитие технологий и слот-машины

Вместе с развитием науки совершенствовались игровые автоматы. В 1930 году компания «Jennings» создала первый игровой автомат на электромоторе. Но особого признания эта разработка не получила, большинство игроков продолжали испытывать удачу на «одноруком бандите» Фея. Его популярность длилась более 60 лет, пока «Bally Manufacturing» в 1964 году не представила миру автомат на основе электроники «Money Honey».

Механизм изобретения имел:

  • звуковое сопровождение;
  • подсветку;
  • слот для монет разного номинала;
  • накопитель для выплат.

В 1975 году Уолтом Фрэйли была разработана видеоигра «Fortune Coin». Поначалу к новшеству отнеслись с опаской и скептицизмом. Но, увидев потенциал видеослотов, игроки постепенно начали менять свое отношение.

Перспективу отрасли сразу оценили руководители International Game Technology (IGT). Спустя год после выхода новинки они купили права на игру вместе с компанией-разработчиком. «Fortune Coin» стала основой для создания абсолютно новой линейки игр.

С 1979 года стартовало массовое производство слотов для американских казино. IGT вышли на передовые позиции в сфере разработки, продвижения и популяризации видеоигр. Это было возможным благодаря нескольким факторам:

  • широкие лимиты ставок;
  • повсеместная доступность слот-машин;
  • высокие выплаты.

Изобретение сенсора способствовало еще большему развитию игровых автоматов. Массовость игры позволяла владельцам устанавливать крупные джекпоты, привлекая еще больше клиентов.

Постепенно к азарту приобщались граждане крупных городов. К 2005 году в России уже функционировали около 400 тысяч игровых автоматов, а суммарный оборот азартной сферы достиг отметки в 6 млрд. долларов. С октября 2006 года в России началось планомерное регулирование развития игорного бизнеса.

Заключение

Сегодня игровые автоматы замыкают лидирующую тройку (после наземных казино и лотерей) в структуре доходов от глобальной сферы азарта с показателем 23,6%. В денежном эквиваленте он равен 80,4 млрд. долларов.

Играть в игровые автоматы предпочитают многие азартные люди. Есть все основания прогнозировать дальнейшее увеличение доли рынка игровых автоматов в мире наряду с огромным разнообразием видеослотов.

У игровых автоматов (слот-машин) богатая и яркая история. Первые их модели мало напоминали те автоматы, которые в настоящее время можно встретить в игорных заведениях и казино. Однако, сущность игры осталась прежней – игрок должен собрать выигрышную комбинацию из нескольких символов, но все зависит исключительно от удачи и везенья.

Суть игры с традиционным игровым автоматом, которого еще называют «однорукий бандит» — раскрутить рычагом барабаны или диски слот-машины так, чтобы символы на этих барабанах (дисках) выстроились в определенную выигрышную комбинацию. Если это происходит, игровой автомат выдает игроку выигрышную сумму, зависящую от итоговой комбинации символов на барабанах.

Первоначально термин «slot machine» использовался для обозначения как игровых, так и торговых автоматов. По-английски Slot - это щель (прорезь) для приема монет, а у игровых и торговых автоматов эти слоты были одинаковыми. Но позднее термин «слот-машина» закрепился только за игровыми автоматами.

Считается, что первые игровые автоматы появились в 1887 году (по другим данным — в 1884), когда американский автомеханик немецкого происхождения Чарльз Огаст Фай (1862-1944) создал в своей автомастерской самую первую слот машину, которая работала от пятицентовых монет и называлась «Колокол Свободы» (Liberty Bell).

Это был трехдисковый игровой автомат. Каждый из дисков которого работал независимо от других и скорость их вращения была различной. На каждом барабане были изображены символы — Черви, Бубны, Пики, Подкова и Колокол свободы. Фай делал собирал свои автоматы вручную и сдавал их в аренду местным игровым и питейным заведениям за половину прибыли от аппарата.

Строение первого игрового автомата «Колокол Свободы» на много лет определило внешний вид слот-машин.

Вскоре игровой автомат получил еще одно название — «однорукий бандит» (one-armed bandit), так как игрок очень часто оставался ни с чем.

Тем временем, в 1901 году Фай спроектировал и изготовил механический автомат для игры в покер, предшественник современных электронных покер-машин.

«Колокол Свободы» Фея с тремя барабанами пользовался настолько громадным успехом, что его копировали многие производители слот-машин в Соединенных Штатах. В 1907 году чикагский промышленник Герберт Стифер Белл начал производство автоматов, очень похожих на «Колокол Свободы» Фая, которые он назвал Operator Bell. И уже в 1910 году игровые автоматы или вell-машины можно было увидеть в каждом городке и деревушке Соединенных Штатов.

Распространение игровых автоматов в Европе началось после того, как один из игровых слотов Фая был украден компанией «Novelty».

Слот-машины в Калифорнии вскоре стали вне закона из-за появления закона, запрещающего азартные игры.

Чтобы обойти запрет, были придуманы игровые автоматы, которые в качестве выигрыша выдавали не деньги (монеты), а жевательные резинки и конфеты. Так появились т.н. фруктовые игровые автоматы в которых символы карточных мастей на барабанах были заменены на картинки фруктов: Апельсином, Арбузами, Вишнями, Яблоками и символами BAR.

Поэтому, фрукты, которые мы сейчас видим на барабанах игровых автоматов, - это ни что иное, как напоминание о непростых отношениях слот-машин с законом. А в Великобритании до сих пор барабанные игровые автоматы так и называются - fruit machine.

Период после Первой мировой войны с 1919 по 1930 годы вошёл в историю слот-машин, как «Золотая эра игровых автоматов». В это время игровые автоматы распространялись практически во всех регионах США, а также изменялись и развивались, став ещё лучше.

В конце 40-х годов слот-машины появились в отеле Flamingo Hilton в Лас-Вегасе.

А в 1964 году был спроектирован и изготовлен первый электромеханический игровой автомат. Его назвали Money Honey. Электромеханика слот-машины позволяла выплачивать выигрыш автоматически. Эти автоматы содержали в себе до 500 монет. Они положили начало эре электронных игровых автоматов, в которых механический рычаг рычаг стал использоваться лишь в качестве декорации.

В 1996 году американским производителем WMS Industries Inc был изобретён первый видео-слот с дополнительным бонус раундом, который назывался Reel’Em.

В современных слот-машинах уже нет ни барабана, ни рычага. В игровой автомат встроен компьютерный чип, машина имеет пульт управления и дисплей с изображением вращающихся барабанов.

Современные слот-машины отличаются различным количеством барабанов и выигрышных комбинаций, бонусных символов и т.д. Многие слот-машины представляют собой тематические игры. При этом на барабанах все так же появляются классические символы.

В настоящее время популярны следующие виды слот-машин:

  • 3-барабанные классические
  • 5-барабанные видео слоты
  • Прогрессивные слоты
  • Большие Берты
  • Бонус слоты
  • Видео-покер
  • i-слоты

С появлением и развитием Интернета появились и он-лайн игровые автоматы.

Начало эпохи онлайн игровых автоматов ознаменовалось принятием в 1994 году властями Антигуа и Барбуда акта о свободной торговле и операциях. Этот правовой документ позволил компаниям со всего мира легально открывать свои казино в интернете.

Первой фирмой, приступившей к разработке программного обеспечения для онлайн-казино, была Microgaming. Первое интернет казино было запущено в 1995 году, оно называлось Gaming Club, а второе - Inter Casino - в 1996 году.

Многим москвичам 1971 год запомнился грандиозной выставкой «Аттракцион-71». Десятки крупнейших мировых производителей привезли в наш город и разместили в Измайловском парке и Парке Горького свои карусели и игровые автоматы. Успех этих аттракционов был настолько ошеломляющим, что этот год можно назвать годом появления в стране новой - игровой - индустрии.

Морской бой

Любой, кто играл в «Морской бой», знает: если повернуть перископ влево или вправо до упора, дождаться, пока из-за ширмы покажется корабль, и стрельнуть - это гарантированное попадание. Вот только ждать очень скучно.

Да и призовая игра - всего три дополнительных выстрела. Гораздо круче попробовать сбить корабли посередине экрана.

Отстрелявшись, пересчитываешь «пятнашки» в кармане и оглядываешься в поисках другого автомата. Старшие ребята предпочитают проводить время у «Футбола» или «Баскетбола», а также возле электронных «Городов», «Тенниса» и стрелялок «Зимняя охота», «Ни пуха ни пера». Совсем малыши кайфуют на автоматах-качалках: «Самолет», «Дельфин» «Зебра», «Трактор». Они, кстати, дешевле - по 10 копеек. А вот и свободные - «Скачки», «Автокран» и «Снайпер».

Выбираем последнее...

Плагиат

Одноэтажное здание «Союзаттракциона», созданного сразу после известной выставки - в 1972 году, - располагалось на улице Рылеева, 25 (ныне Гагаринский переулок). В обязанности этой конторы входили сбор заявок на качели-карусели и игровые автоматы со всего Союза, их получение и отгрузка заявителям.

Начинали не на голом месте - все аттракционы и игровые аппараты, привезенные на выставку 1971 года, были выкуплены, разобраны до винтика в конструкторских бюро, а затем инженеры подробно расчертили их схемы на ватманах.

А дизайнеры адаптировали их под менталитет наших людей, строго руководствуясь директивой Минкульта СССР, которая предписывала, что «игровые автоматы должны у советских людей развивать скорость реакции, внимание, мелкую моторику, быть разноплановыми и для различных возрастных групп». Никто из западных производителей игровых автоматов качать свои авторские права в СССР не захотел - Карибский кризис был еще в памяти.

Так, прототипами «Морского боя» стали американский Sea Raider. У США позаимствовали также «Футбол», «Баскетбол», «Астропилот», у японцев приватизировали идею игры «Кран» и так далее. Как говорится, «с миру по нитке» - и страна стала обрастать комнатами игровых аттракционов, которые появлялись сначала при парках и кинотеатрах, а затем - во дворцах культуры, в пионерлагерях и так далее.

В ведение «Союзаттракциона» входило и размещение заказов на изготовление игровых автоматов. Занимались этим делом, как правило, на оборонных предприятиях - там имелись и специалисты по электронике, и производственные возможности. А задействованы в процессе создания аппаратов были предприятия всех союзных республик страны.

Стреляй быстрее!

В «Снайпере» игра идет на время. На 20 выстрелов дается всего 1 минута. Опоздал - проиграл. А чтобы получить призовую игру, необходимо поразить за это время все 20 мишеней 20 выстрелами. С первого раза такое не удается никогда - поэтому, чтобы достичь определенного мастерства, требовалось потратить на тренировку меткости не один рубль.

А прелесть игрового автомата заключалась в том, что в подставку ружья был встроен электромагнит, имитирующий отдачу.

А вот в «Скачки» одновременно могли играть от трех до шести человек. Или, если ты один, соревнуешься с компьютером. Это потом, когда мы выросли, выяснилось, что экран-то на игре был черно-белый: к нему приклеивались цветные полоски, которые и раскрашивали беговые дорожки, соответствующие цвету кнопок.


В зале игровых автоматов Парка Горького всегда было многолюдно. Фото 1986 года

Черный нал

Игровые автоматы стоили недешево - некоторые по 2–3 тысячи рублей. Но с учетом их популярности окупаемость была фантастическая. И не та страна была СССР, чтобы здесь обошлось без плановой экономики. На каждый автомат накладывался план - от 6 до 8 рублей в день. И если вдруг в будни какой-то аппарат мог не собрать столько денег, то уж в выходные, когда люди ходили в кино, отдыхали в парках, он «план перевыполнял» многократно. Как следствие, переизбыток собранных денег спокойно перетекал в карманы «смотрящих» за аппаратами.

Не бедствовали и в «Союзаттракционе», руководство которого решило, что невостребованные автоматы ни в коем случае не должны пылиться без дела на складах и их нужно непременно запустить в работу. Необязательно в Москве - можно договориться с другими регионами и сдать казенные механизмы как бы в аренду.

Раз в месяц кто-то из «Союзаттракциона» отправлялся туда, где был установлен автомат, и забирал вырученные деньги.

Надо сказать, жили сотрудники этой конторы не просто безбедно, а на широкую ногу. Ровно до тех пор, правда, пока их махинациями не заинтересовался ОБХСС (то есть отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности). Разразился громкий скандал, который привел к полной ликвидации организации. Руководство игровым бизнесом было передано организации «Союзтетрпром», но в принципе ничего не изменилось.

Слишком серьезным был бизнес, в котором крутилось огромное количество неучтенных денег. А грянувшая в стране перестройка даже помогла его развитию: некоторые предприятия и производственные кооперативы, которые оказались в свободном плавании, стали сами делать игровые автоматы на основе всевозможных электронных платформ. Так появились любимые многими «Теннис», «Тетрис», «Викторина» и другие.

А в середине 90-х этот бизнес стал постепенно угасать.

Сколько весят 15 копеек

Отечественный игровой автомат было трудно обмануть - разработчики предусмотрели несколько степеней защиты. Монета (для детских автоматов - 10 копеек, для всех остальных - 15) сначала проходила первый уровень проверки - на вертикальный и горизонтальный размер. Затем второй уровень - по весу и скорости прохождения к монетоприемнику.

Кроме того, существовал еще и специальный магнит, который притягивал к себе имитаторы «пятнашек».

Сам монетоприемник был рассчитан на 700 монет и пломбировался. Так что за сохранность накопленных денег можно было не беспокоиться. Кстати, аппараты по продаже газированной воды с сиропом (3 копейки) и без сиропа (1 копейка) конструировались по такому же принципу.

После распада СССР канули в лету и аппараты по продаже газировки, а затем и на смену столь любимым у советских людей игровым автоматам пришли меркантильные «однорукие бандиты». Реанимировать этот бизнес советских игровых автоматов не представляется возможным по причине того, что оборонные предприятия, на которых делали игровые автоматы, уже давно приватизированы и переориентированы, парк аттракционов устарел, а запчастей на замену изношенных нигде не достать. А еще появились приставки для телевизоров, а затем и домашние компьютеры.

На Бауманскую, 11, завезли автомат из 90-х.

А спрос остался

Сейчас тех, кто занимается игровыми автоматами советской эпохи, можно пересчитать по пальцам одной руки - пять компаний. Четыре из них приобретают автоматы, ремонтируют и перепродают. Покупатели на них есть всегда.

Многие небедные россияне приобретают такие автоматы для своих дач и резиденций - своеобразная форма ностальгии.

Еще один игрок - Музей советских игровых автоматов. У музея два отделения - в Москве и Санкт-Петербурге (еще один, располагавшийся в Казани, был недавно закрыт по причине нерентабельности). Руководят музеем ребята, увлеченные и легкие на подъем, они все время находятся в поиске - автоматов, разумеется.

Кстати, сами же их ремонтируют и обслуживают. А еще постоянно пополняют свою коллекцию.

Например, недавно где-то нашли эксклюзив - игровой автомат «Астропилот»: весьма редкий, поскольку он из первой волны автоматов, производство которых прекращено где-то в 1982–1983 годах.

А еще у них появилась «Память» - очень крутой автомат, который в свое время был выпущен маленькой партией.

Ищут ребята экспонаты для пополнения своей коллекции не только в России, но и за границей.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Вугман, один из создателей Музея советских игровых автоматов:

Специалистов, которые могут починить игровые автоматы советского периода, не так много. Есть умельцы, которые переделывают автоматы, напихают туда всего современного. Но это уже не оригинальная история. А спрос на игровые автоматы есть. Есть люди, которые покупают себе автоматы для загородного дома - гостей удивить. Такие есть и будут всегда.

МЕРКАНТИЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

На ВДНХ прошла XX выставка РАППА-2018, которая собрала почти две сотни крупнейших представителей развлекательной индустрии со всего мира. Были в том числе и те, кто производит игровые автоматы.

Как убедился корреспондент «Вечерки», практически все представленные аппараты - модификация автоматов «Кран» и «Зонд». По словам специалистов, сегодня тех, кто играет в них, уже мало волнует сам процесс игры (это относится и к детям), они хотят результата в виде какого-либо приза. И чем он более дорогостоящий и внушительный, тем больше шансов, что игровой автомат не будет простаивать без дела. Сейчас даже разработаны специальные автоматы для супермаркетов, где в качестве приза человек может вытащить, к примеру, упаковку сосисок, палку колбасы, шоколадку или даже комплект нижнего белья.

Мало того что старые советские аппараты сегодня непопулярны, - говорит один из производителей игровых аппаратов Константин Шерстюк, - они еще и технически несовершенны, потребляют много энергии, часто ломаются и нерентабельны. Средняя цена - 70 тысяч рублей современных «Хватайки», «Крюка», «Краболова» и других, и окупаются они за 2–3 месяца, иногда и раньше. Все зависит от того, где вы его поставите. Главное, чтобы место было многолюдное. По такому же принципу работают вендинговые автоматы.

ТОП-5 САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ ИГРОВЫХ АВТОМАТОВ

МОРСКОЙ БОЙ

Один из самых первых автоматов (выпускался с 1973 года) имитировал торпедную атаку с подвод ной лодки по кораблям. За одну игру можно было сделать 10 пусков торпед. При поражении ими 10 кораблей игрок получает право еще на три бесплатных пуска.

СНАЙПЕР

Электронный тир. В течение одной минуты игроку нужно поразить 20 недвижимых мишеней. При 20 попаданиях игроку полагается призовая игра.

БАСКЕТБОЛ

Механический автомат для двух игроков. За три минуты нужно, нажимая на кнопки, забросить как можно больше мячей в корзину противника. Игровое поле было накрыто прозрачным куполом. При счете 30:30 полагалась призовая игра.

МАГИСТРАЛЬ

Имитация езды на трассе. Возможно было играть в нескольких режимах, в том числе «ночной» и «мокрая дорога». Кстати, именно на базе «Магистрали» были разработаны такие автоматы, как «Авторалли» и «Обгон».

КРАН (ЗОНД)

Управляя механической рукой, надо было достать из прозрачного корпуса автомата приз - приглянувшуюся игрушку, жвачку, шоколадку. Иногда в качестве приза в автомат выкладывались небольшие бутылочки коньяка.

Максим Пинигин

Александр Стаханов

сооснователь Музея советских игровых автоматов

Как появилась идея создания музея

Александр Стаханов : Идея появилась, наверное, 1 апреля 2006 года. Мы с коллегой Александром (Вугманом, одним из основателей музея. - Прим. ред. ) ехали в машине, и он сказал: «Нам нужен автомат «Морской бой». Помнишь «Морской бой»? Я говорю: «Конечно, помню, давай найдем!» Не было никакой мысли о музее, а только конкретное желание найти этот автомат. Нам было примерно по 26 лет - и в тот момент нам хватало свободного времени. Я начал звонить в разные парки культуры и отдыха, где, как мне казалось, должны были быть автоматы. И каким-то чудом мужчина, который поднял трубку в на Таганке, сказал, что автоматы есть и их сейчас как раз выкидывают. Мы тут же приехали и за 210 рублей купили несколько игровых автоматов у мужчин, которые их выбрасывали на помойку. Так у нас появился гараж, полный этими поломанными, полуразобранными автоматами: помимо «Морского боя» остальные мы просто взяли за компанию. Автоматы были не комплектными, поэтому мечта о «Морском бое» тогда так и не сбылась.

В процессе поиска запчастей пришло понимание, что, во-первых, вся эта история нам очень нравится, во-вторых, так думали и все наши друзья. Так мечта иметь дома «Морской бой» эволюционировала. Автоматы - это великая ценность, которая стремительно исчезает, и ее надо сохранять. Постепенно мы пришли к тому, что нам нужен музей. Тогда мы не понимали, что он может быть экономически рентабельным, решили просто так называть наш проект.

Александр Стаханов и Максим Пинигин 10 лет назад

1 из 4

2 из 4

3 из 4

4 из 4

Стаханов : А дома «Морской бой» не нужен. Автомат слишком большой для квартиры. А если вдруг кто-то все-таки решит притащить его домой, то через какое-то время он выйдет из строя. Починить его, вероятнее всего, человек не сможет. Иметь автомат без огромного количества запчастей - это утопия. Очень скоро он станет элементом декора.

Автоматы нужно постоянно чинить, и мы нуждаемся в непрерывном притоке запчастей, постоянно покупаем все, что можем найти по вменяемой цене. Берем куски автоматов, запчасти, схемы от автоматов, что угодно. То, что мы видим в музее, - это вершина айсберга. У нас больше сотни автоматов на складе. Когда автомат в музее ломается, мы привезем со склада такой же, но работающий. Мы все время шерстим интернет, слушаем посетителей, во всех интервью рассказываем, что если вы знаете, где игровые автоматы, то позвоните, пожалуйста, в музей.

Пока в России можно найти и работающие автоматы. Особенно в южных городах, в которых подходящие климатические условия и большое количество праздношатающихся позволяет этому формату развлечений экономически существовать. Недорогая аренда, наличие ностальгирующих посетителей - все дороги ведут в какой-нибудь Кисловодск или Таганрог.

Сколько стоит автомат и как его оживить

Максим Пинигин : Сколько стоит автомат, говорить не будем. Вы это опубликуете, и все будут стараться нам продать автомат по наиболее высокой цене.

Стаханов : Рынка никакого нет. Иногда у людей появляются автоматы, которые они хотят продать. Либо они продают их за вменяемую цену, либо ждут покупателя годами и даже десятилетиями.

Пинигин : Сейчас появились перекупщики, которые скупают автоматы, чтобы потом перепродать нам. Как бороться с ними, непонятно. Если они что-то стоящее находят, мы в результате все равно это покупаем.

Стаханов : Ну или не покупаем, потому что цена неадекватна. Ждем несколько лет, пока она не снизится.

Пинигин : Даже если мы купили новый автомат в коробке, который никогда не использовался, все равно он, как правило, не работает. Какие-то элементы требуют ревизии. Может быть, что-то сгнило. Это все надо исправить.

Стаханов : Наш ремонтник - очень приятный человек. Пришел к нам и говорит: «Я чиню автоматы с 1984 года, хочу у вас работать, берите меня». С тех пор мы помогаем друг другу. Ему интересно чинить автоматы, а для нас это идеальный сотрудник.

Пинигин : Каждый автомат требует разного количества времени. Зависит от того, что сломалось, есть ли у нас другие такие же автоматы или это единственный экземпляр.

Стаханов : Но некоторые автоматы мы так и не починили. У нас много лет стоит автомат в единственном экземпляре без запчастей. Он ждет своего часа на складе. Починить его из-за отсутствия документации и запчастей невозможно. Когда-нибудь мы найдем второй и из двух обязательно соберем один. Так что срок ремонта - от месяца до бесконечности.

2 из 7

3 из 7

4 из 7

5 из 7

6 из 7

7 из 7

Как в СССР появились игровые автоматы

Пинигин : Кто-то съездил на Запад, посмотрел, что бывает, и организовал выставку у нас в Москве.

Стаханов : В 1971 году в СССР состоялась выставка, на которую пригласили поставщиков из Европы и Америки. Никаких контрактов на поставку большой партии автоматов не заключали. Купили то, что они привезли, и отдали на заводы. На заводах им постепенно сделали то же самое.

По всей территории Советского Союза автоматы изготавливали 22 разных завода. Все - оборонные. Некоторые до сих пор делают военную продукцию, примерно ту же, что они делали тогда. Те, что были в Прибалтике и на Украине, закрылись или занимаются бытовой техникой. Но завод, который делал «Морской бой», еще существует. Это завод «Ратеп» в Серпухове. Когда нам нужно что-то уточнить в схеме «Морского боя», мы можем написать им письмо, они отвечают. Каламбур в том, что этот завод помимо автомата делал корабельные системы ракетного огня - с одного «кораблика» по другому.

Пинигин : К нам приходили ребята из «Союзаттракциона», которые разрабатывали эти автоматы, но это отдельная от завода структура.

Стаханов : 90% советских игровых автоматов - это копии, но остальное - разработка отечественных инженеров. Автомат «Городки» - самый известный пример.

Пинигин : Тогда же не было компьютерных игр, нельзя было в фейсбуке посмотреть механику какой-то игры и вставить в автомат. Так что «Городки», я считаю, хорошая игра.

Американский зал с игровыми автоматами

© Aladdin Color Inc / Gettyimages.ru

Стаханов : Дизайном игр и самих автоматов занимались сами инженеры на заводе, который эти автоматы выпускал. Предположительно, есть 22 дизайнера по всей стране. Технически оригинальные игры проще, чем западные аналоги. Они отстают в технологиях на 10–15 лет. Если в «Городки» добавить счетчик времени, рекорды и соревнование с бесконечным количеством игроков, это было бы, конечно, интересней. Но не сделали, потому что электроника не позволяла.

Пинигин : Какие-то автоматы копировали с японских - фирмы Sega. Были и европейские производители. Мировых производителей автоматов - порядка тысячи компаний во всем мире.

Стаханов : Проследить, с какого автомата срисован советский игровой автомат, легко. Советский автомат «Скачки» внешне не отличается от американского аналога. Поиграть в эти автоматы можно у каких-нибудь американских коллекционеров в их гигантских ангарах, но это тема отдельного исследования, которым мы пока не занялись.

Стаханов : Советские игровые автоматы из-за особенностей плановой экономики изготавливались, мягко скажем, нерациональным способом. Заводские инженеры разбирали зарубежные автоматы и собирали их копии, исходя из имеющихся деталей. Часто та номенклатура деталей, которая приходила на этот завод по плану, не подходила для нужд автомата. Инженерам приходилось собирать очень сложную схему, которую можно было бы заменить одним современным процессором, но его просто не было. Поэтому некоторые автоматы сделаны крайне нерационально. Это громоздкая и крайне ненадежная система.

Пинигин : Пока мы сохраняем в автоматах все как есть - ничего не оптимизируем. У нас только сейчас появляются мысли о будущем, когда доноры перестанут появляться, придется переходить на современную технику.

Стаханов : Какие-то вещи, непринципиальные для игры, такие как кинескопы или блоки питания, в будущем точно придется менять. Сейчас они до сих пор настоящие. Но нужно будет переводить какие-то механические вещи в электронные, это может быть очень дорого. Поэтому, пока мы можем это поддерживать в аутентичном виде, мы поддерживаем. Дальше будет видно.

Монеты и финансовые взаимоотношения

Стаханов : В автоматах несколько систем защиты. Монетоприемник сначала проверяет монету на вертикальный-горизонтальный размеры, а потом по инерции перебрасывает ее. Если эта монета сделана из другого металла, у нее другая масса, другая скорость - она отсеивается. Плюс советские 15-копеечные монеты не магнитятся. В разных системах монетоприемники устроены по-разному, но, в общем, это достаточно сложные штуки.

В среднем монетоприемник рассчитан на 700 монет. Монета весит 2,5 грамма, поэтому проще монеты не считать, а взвешивать. 700 монет - это 105 рублей, то есть по тем временам - зарплата.

Пинигин : Поэтому их грабили. И вообще тогда это был коррумпированный бизнес. По слухам, за сезон они могли принести денег на автомобиль.

Стаханов : В первые годы индустрии аттракционов была централизованная система «Союзаттракцион», которая владела всеми автоматами в Советском Союзе, - это была крупная структура в духе «Росцирка». Она имела абстрактный финансовый план на день работы (по-моему, около шести рублей). И это, конечно, порождало нездоровую возможность коррупции. Поэтому в начале 80-х «Союзаттракцион» закрыли и появилась другая структура, которая просто изготавливала автоматы и продавала их залам, паркам культуры, кинотеатрам. Выручку от этих автоматов не отправляли в Москву, а брали себе. Возможностей для коррупции стало меньше, теперь она была локальной.

Кто-то из сотрудников «Союзаттракциона» рассказывал, что парк Горького в ранние 80-е годы был пронизан коррупцией: там стояли игровые автоматы, аттракционы - и у них были баснословные внекассовые доходы. Потом доблестные сотрудники ОБХСС их всех закрыли. Были специальные люди, которые искали в помойке рваные билетики, гладили их, отрезали ненужное, продавали от билетика по трети. И если один аттракцион стоил от 20 копеек до рубля, то это гигантские деньги.

2 из 6

Стаханов : А вообще людей здесь вскрывает в хорошем смысле. Можно почитать книгу отзывов: люди любят делиться, что вот «я набрал 1800 очков», «я тут всех топил» - это регулярно, это нормальная реакция человека, который играл в автоматы.

Пинигин : Взрослые приходят с детьми, а дети ведь привыкли играть в компьютеры, в айпэды, телефоны - тут же механика проще. Но когда дети видят, как играют взрослые, они откладывают свой скепсис и начинают биться с удвоенной силой. И когда мама отталкивает ребенка и говорит: «Да ты не умеешь, дай я тебе покажу» - это, мне кажется, дорогого стоит.

Стаханов : У нас музей ностальгический - по радостным моментам советского детства. Но у нас музей не про Советский Союз.

Пинигин : Сколько бюстов Ленина, красных флагов и призывов к демонстрациям вы насчитали у нас в музее? Правильно, нисколько. Мне кажется, это про то, как мы относимся к политике. Мы не говорим, что во время СССР было лучше или хуже, а рассказываем про автоматы, и у большинства людей они вызывали положительные эмоции.

Стаханов : И вызывают сейчас.

Пинигин : А как человек относился к Ленину, Хрущеву и Сталину…

Стаханов : Это другая история. Мы совершенно не хотим поднимать эту тему в музее.

Любимый автомат и самый желанный автомат

Стаханов : С момента появления автомата «Хоккей» мы играем в него. Не всегда регулярно, но скоро будет 10 лет. Это механический автомат, в котором идет соревнование с живым человеком. В нем нет алгоритма.

Пинигин : Когда растет твой уровень и уровень твоего соперника, играть интересней. Нас с Сашком может обыграть только наш бывший сотрудник Константин, да и то, если придет в плохом настроении, то вряд ли.

Пинигин : Из тех, о которых давно мечтаем, - «Гранд-карусель».

Стаханов : Еще «Пинбол», «Тайфун», «Ракетоносец», «На Луну», «Квантовая атака». Некоторые автоматы мы видели на фотографиях начала 90-х из какого-то заброшенного пионерлагеря на Украине. Видно, что это останки автомата, про который никто ничего не знает. Есть еще примерно 20 автоматов, от которых у нас в музее нет даже кусочка. Процесс составления музейной коллекции продолжается, и он очень увлекательный: постоянно делаются неожиданные находки. Например, кто-то из друзей сказал, что видел автомат в поселке под Истрой, поисковая группа выдвинулась туда. Он оказался не очень интересен, но владелец автомата сообщил: «Вон там в поле был пионерский лагерь, и автоматы стояли там». И - о чудо - мы находим в этом поле ручку от автомата «Истребитель», а ведь она нам очень нужна. А потом попадается передняя табличка от автомата «Кегельбан»! И так далее.

В марте 2017 года Александр Стаханов скончался. Редакция «Афиши Daily» приносит соболезнования друзьям и близким.