Презентация "Л.Н. Толстой на Кавказе" презентация к уроку по литературе на тему

Слайд 2

ТЕСТ

1 События происходили осенью. 2. Жилин был невелик ростом, да удал. 3. Жилин попал в плен, потому, что Костылин его бросил. 4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей 5. Жилин написал неправильный адрес и убежал. 6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа. 7. Во время первого побега Костылин показал слабым человеком. 8. Во второй раз Жилин бежал один. 9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты. 10. После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал

Слайд 3

Задание1: «Найдите страницы, где ярче всего видно различие между Жилиным и Костылиным. Озаглавьте эти эпизоды».

Слайд 4

Иллюстрации

  • Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    ЗАДАНИЕ 2: Коротко выделите главные качества, определяющие облик героев.

    Главные качества героев Жилин Костылин Наличие большое цели Эгоизм Активность Безответственность Верность долгу Изнеженность Верность дружбе Безволие Способность на предательство

    Слайд 9

    КРОССВОРД

    По горизонтали: 1.Какая черта характера должна присутствовать у человека в плену? 2. «…уехало, с одной шашкой ничего не сделаешь» 3.Какое чувство испытывает Жилин, когда пишет на письме неправильный адрес? 4.Как назвали татары Жилина? 5. 6.Какую черту характера, которой нет у Костылина можно отметить у Жилина? 7. Главная цель Жилина в плену. 8. Служил на Кавказе офицер, «мужчина грузный, толстый» 9.Как назвали татары Костылина? По вертикали: 1. Какое чувство производит на вас Костылин? 2.Костылин и в плену, и при побеге оказался для Жилина 3. Для Жилина характерна активность, Костылина … 4. Что испытывает Жилин по отношению к Костылину при побеге? 5.Жилин уж наперёд прикормил её(кого)

    «Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник»

    (Урок литературы. 5 класс)


    Цели урока:

    1. Расширить свои знания о

    жизни Л.Н. Толстого

    2. Продолжить знакомство с

    творчеством писателя

    3. Продолжить работу над развитием читательских

    умений и навыков


    Толстой – наша национальная гордость

    Дом Горталовых

    Лев Толстой в годы учебы в Казанском университете

    Памятник Л.Н.Толстому в Казани

    Казанский Императорский университет


    • Кавказская война 1817-1864 гг.- это война Российской империи с горскими народами. Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России. Победа была достигнута за счет многократного численного перевеса русской армии и ее технического превосходства.
    • Кавказцы – горские народы: чеченцы, осетины, черкесы, ногайцы, аварцы и многие другие.
    • Л.Н.Толстой в своем рассказе «Кавказский пленник» называет горцев татарами, так русские зачастую называли всех, кто исповедовал мусульманскую религию.

    Эпизод Кавказской войны.

    М.Ю.Лермонтов (1840 г.)


    Лев Толстой на Кавказе

    Кавказ - «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода ».

    (Из записи Л.Н.Толстого в дневнике)


    Смысл заглавия рассказа

    «Кавказский» простор, красота, свобода .

    «Пленник» – неволя, война.


    Жанр рассказа – рассказ-быль

    Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов

    Сюжет – цепь событий, происходящих в произведении

    Эпизод – изображение одного события, имеющего начало и конец

    Быль – рассказ о событии, происходившем в действительности


    «Едва не попался в плен, но в этом случае вел себя хорошо, хотя и слишком чувствительно».


    2 группа – 3,4 части

    3 группа – 5,6 части

    Слайд 1

    Лев Николаевич Толстой

    "Кавказский пленник"

    Слайд 2

    «На лошадь места не доскакал Жилин, выстрелили по нём сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь со всего маху- навалилась Жилину на ногу».

    Слайд 3

    «Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали. Чёрный понял, засмеялся, кликнул кого-то: «Дина!» Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чёрного похожа…Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса…»

    Слайд 4

    «Наутро смотрит, на зорьке Дина Вышла за порог с куклой. А куклу уже лоскутами красными убрала и качает, как ребёнка, сама по-своему прибаюкивает».

    « С тех пор пошла про Жилина слава, что он мастер. Стали к нему из дальних деревень приезжать: кто замок починить принесёт, кто часы».

    Слайд 5

    «Стал смотреть на русскую сторону: под ногами речка, аул свой, садики кругом… Стал Жилин вглядываться – мая- чит что-то в долине, точно дым из труб. И так думается ему, что это Самое – крепость русская».

    Слайд 6

    «Слез под кручь, взял камень вострый, стал замок с колодки Выворачивать. А замок крепкий – никак не собьёт, да и неловко. Прибежала Дина, взяла камень и говорит: Дай я. Села на коленочки, начала выворачивать. Да ручонки тонкие, как прутики – ничего силы нет».

    Слайд 7

    Жилин Костылин Мать Дина Татары забота помощь уважение обращается за помощью любит не тревожит любовь, забота доброта

    Слайд 8

    Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

    добрый (думает о матери);

    надеется на себя;

    деятельный человек;

    сумел прижиться в ауле;

    работящий, не может сидеть без дела;

    всем помогает, даже своим врагам;

    великодушный, простил Костылина.

    ЖИЛИН КОСТЫЛИН

    слабый человек, не себя не надеется;

    способен на предательство;

    раскис, упал духом;

    не принимает других людей.

    добрая, стремиться помогать людям;

    способна на самопожертвование.

    ТАТАРЫ работящие;

    способны понять и оценить хорошего человека

    Лев Николаевич Толстой 1828-1910

    Жилин и Костылин –

    два разных характера

    Кавказский пленник

    Как будем работать на уроке

    • Читать внимательно
    • Писать грамотно
    • Говорить внятно, доступно
    • Слушать внимательно

    Приподнятое

    Готов к сотворчеству

    строки биографии писателя, содержание 1 части рассказа, что такое антитеза

    анализировать прочитанное, выражать свои мысли, оценивать поступки героев, работать в группе

    Что я вижу, что я слышу, что чувствую, услышав слово Кавказ?

    Настраиваемся на работу

    Зарядка для мозга Почему рассказ назван «Кавказский пленник»?

    Действие рассказа разворачивается в горах Кавказа

    Толстой намекает, что взят был в плен Жилин не только физически, но и душевно

    Почему на уроке, посвященном рассказу Л.Толстого, присутствуют изображения А.Пушкина, М Лермонтова? Лови ошибку!

    В творчестве большое значение имеет тема жестокости и войны

    Великий писатель Л.Н.Толстой вырос в Ясной Поляне недалеко от Москвы

    Там же в своём доме он организовал школу для крестьянских ребятишек

    Рассказ “Кавказский пленник” был написан для взрослых

    В своих кавказских рассказах Толстой приукрашивает, изображая горцев

    Толстой уважительно относился к горским народам, и их обычаям и образу жизни

    Он верил, что вражда между народами будет продолжаться

    История рассказа

    Лев Толстой

    и Садо Месербиев – два кунака

    Лексическая работа

    взятый в плен, невольник

    Антитеза –

    Пленник –

    Пленять –

    это противопоставление

    1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить

    взятый в плен, невольник

    1) то, что было в действительности, происходило на самом деле

    2) рассказ о действительном событии, происшествии

    Полёт орла Физминутка для глаз

    Спасибо зарядке!

    Глазки в порядке

    Сравнительная характеристика Жилина и Костылина Работа в группах

    • Опишите, как начинается поездка Жилина и Костылина
    • Анализируйте , как внешность, фамилии Жилина и Костылина помогают понять характер героев.
    • Сравните, как ведут себя Жилин и Костылин, когда замечают татар
    • Аргументируйте, хорошо это или плохо, что Жилин и Костылин решают оторваться от обоза

    Чем объяснить, что в одинаковых условиях два человека ведут себя по-разному?

    Пятистишие или синквейн

    Костылин

    • 1 имя существительное
    • 2 прилагательных
    • 3 глагола
    • фраза из 4 слов, выражающая отношение к данной теме
    • 1 слово – синоним к первому слову
    Авторский стул

    Обсудите в группах работы, выберите одну наиболее интересную

    Рефлексия Как мы работали на уроке? Что мне стало понятно из прочитанных глав рассказа? Как я оцениваю поступки героев? Чему мы научились? Интернет ресурсы http://fanread.ru/img/g/?src=11235040&i=260&ext=jpg http://www.a4format.ru/index_pic.php?data=photos/4194dd05.jpg&percenta=1.00 http://museumpsk.wmsite.ru/_mod_files/ce_images/111/498750_photoshopia.ru_251_zaron_p._a._s._pushkin_na_severnom_kavkaze.jpg https://a.wattpad.com/cover/25475816-368-k327538.jpg https://a.wattpad.com/cover/49226435-368-k629910.jpg http://www.krimoved-library.ru/images/ka2002/1-3.jpg http://rostov-text.ru/wp-content/uploads/2016/04/sado.jpg https://static.life.ru/posts/2016/07/875153/35fc09a2dae9b33985e6472f3a8a2bca__980x.jpg http://s1.iconbird.com/ico/2013/6/355/w128h1281372334739plus.png http://www.iconsearch.ru/uploads/icons/realistik-new/128x128/edit_remove.png http://feb-web.ru/feb/lermenc/pictures/lre166-1.jpg http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/kavkazskii_plennik/53.jpg http://russkay-literatura.ru/images/stories/rus-literatura/lev_tolstoj_kavkazskij_plennik_byl.jpg http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/kavkazskii_plennik/50.jpg