Где родился перов. Живописец Перов: история его самых известных картин

Василий Григорьевич Перов (1833-1882) – художник, один из членов-учредителей Товарищества передвижных выставок.

Фамилия художника "Перов" произошла от прозвища, данного ему учителем грамматики за владение пером для написания писем. Василий Перов – был незаконно рожденным сыном барона Георгия Карловича Криденера. После его рождения родители обвенчались, но в правах на фамилию и титул отца ему было отказано.

Золотой век Василия Перова

"Золотой век" Перова начался в 1860 г. В конце 1850-х публика устала от мифологической и "библейской" живописи, и петербургская Академия художеств была вынуждена начать присуждать медали за "лапти да сермяги". В 1860 г. Василий Перов получил малую золотую медаль за "Первый чин". Павел Третьяков написал ему: "Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей". Позже он получил большую золотую медаль за "Проповедь в сельской церкви". Третьяков купил много картин Перова этого периода.

В начале 1870-х художник переживал творческий кризис. Картины Перова уже не привлекали всеобщего внимания. Восторг от первых работ художника сменился недоумением. Павел Третьяков писал о Перове после осмотра выставки 1875 г.: "Что за жалкие вещи Перова, какое чудное превращение таланта в положительную бездарность". Ему вторил Крамской : "Четыре года тому назад Перов был впереди всех,.. а после Репина "Бурлаков " он невозможен".

Отчасти кризис объяснялся смертью жены в 1869 г., отчасти ему способствовали товарищи-передвижники.

Биография Перова

Василий Перов.
Автопортрет 1851 г.

В.Г. Перов.
Автопортрет 1870 г.

  • 1833. 21 декабря – у губернского прокурора барона Георгия Карловича Криденера и уроженки Тобольска А.И. Ивановой родился внебрачный сын Василий. Вскоре родители обвенчались, однако Василий не получил прав на фамилию и титул отца.
  • 1842. Получение отцом Перова должности управляющего имением Языкова в Саблукове Нижегородской губернии. Здесь Василий переболел оспой, после которой на всю жизнь осталось плохое зрение.
  • 1843. Учёба Перова в Арзамасском уездном училище.
  • 1846. Учёба в Арзамасской художественной школе А.В. Ступина. Школу Перов не закончил из-за конфликта с одним из учеников.
  • 1852. Приезд Василия Перова в Москву.
  • 1853. Поступление МУЖВЗ . Выжить в Москве помог преподаватель училища Е.Я. Васильев, который поселил Перова у себя и отечески заботился о нём. Оканчивал училище Василий Перов под руководством С.К. Зарянко.
  • 1856. Малая серебряная медаль Академии художеств за "Портрет Николая Григорьевича Криденера", брата Перова.
  • 1857. Большая серебряная медаль за картину "Приезд станового на следствие".
  • 1860. Малая золотая медаль за картину "Первый чин".
  • 1861. Переезд в Петербург. Большая золотая медаль и право поездки в качестве пансионера за границу за картину "Проповедь в селе". Скандал по поводу картины "Сельский крестный ход на Пасхе ". Художник Худяков писал Третьякову : "А другие слухи носятся, что будто бы Вам от Синода скоро сделают запрос: на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина ("Попы") была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя её и скоро убрали, но всё-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки".
  • 1862. Картина Перова "Чаепитие в Мытищах ". Осень – бракосочетание с Еленой Эдмондовной Шейнс. Декабрь – в качестве пансионера Академии художеств Перов уехал с женой за границу. Посетив Берлин, Дрезден и Дюссельдорф, приехал в Париж.
  • 1863-1864. Два года Перов жил и работал в Париже. Получив от Академии разрешение на досрочное возвращение с продолжением пансионерства в России, он вернулся в Москву и поселился в доме дяди жены – Ф.Ф. Резанова.
  • 1865. В.В. Стасов : "Перов создал одну из лучших своих картин: "Похороны крестьянина". Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию... Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в её горе".
  • 1867. За написанные годом ранее картины "Тройка " и "Приезд гувернантки в купеческий дом" В.Г. Перову было присуждено звание академика. Картину "Тройка " приобрёл П.М. Третьяков .
  • 1868. Академия художеств продлила на два года пансионерское содержание Перова. Рождение сына Владимира.
  • 1869. Совместно с Мясоедовым, которому принадлежит идея создания Товарищества художественных передвижных выставок (ТПХВ), Перов организовал московскую группу передвижников и в течение семи лет был членом правления. Смерть жены.
  • 1870. За картины "Странник" и "Птицелов " Перов удостоен Академией художеств звания профессора.
  • 1871. На 1-й выставке ТПХВ Перов показал картину "Охотники на привале ". Назначение В.Г. Перова преподавателем МУЖВЗ на место умершего С.К. Зарянко. Написание портретов по заказам Третьякова .
  • 1872. Женитьба на Елизавете Егоровне Другановой.
  • 1873. Поездка в Нижний Новгород, на Волгу, в Оренбургскую губернию. Сильная простуда на охоте, начало процесса в лёгких.
  • 1874. Перов на сюжет романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" написал картину "Старики-родители на могиле сына". Творческий кризис.
  • 1877. Выход из членов ТПХВ. Сотрудничество в журнале "Природа и Охота". Публикация в "Художественном журнале" рассказов.
  • 1881. Конец года – ухудшение здоровья из-за тифа и воспаления лёгких.
  • 1882. Умер Василий Перов.

Неудавшееся товарищество

В 1871 г. состоялась первая выставка художников-передвижников. Почти год её бескорыстно сопровождали Василий Перов и Григорий Мясоедов. Они не потребовали возмещения даже стоимости железнодорожных билетов. Предполагалось, что сопровождающими будут поочередно члены Товарищества. Однако не каждый мог себе это позволить, а кто мог – предпочитал заниматься живописью. Петербургское отделение в обход московского наняло сопровождающего. Были и другие обиды и разногласия. В.Г. Перов будучи казначеем московского отделения допустил копеечную неточность в отчете. Разразился скандал. Перов исполнял обязанности казначея опять же бескорыстно. Чтобы оправдаться, он за свой счет нанял бухгалтера.

В 1877 г. Василий Григорьевич Перов покинул Товарищество. В заявлении он, возражая против расширения Товарищества, написал: "...я убеждён вполне и думаю: где много собравшихся, там, конечно, можно ожидать много и хорошего, а ещё более дурного, что и было, как я слышал, с артелью художников, когда-то существовавшей в Петербурге". Реакция Крамского была жёсткой: "Бог судья Перову – обойдёмся и без него".

В 1871-1882 гг. В.Г. Перов преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества . По воспоминаниям его ученика М.В. Нестерова "в Московской школе живописи... всё жило Перовым, дышало им, носило отпечаток его мыслей, слов, деяний".

Василий Перов был особенно дружен с Алексеем Саврасовым . Они вместе создавали Товарищество передвижников и работали в Училище живописи . Оба покинули училище в 1882 г.

Картины и портреты Перова

Картины Перова, написанные в жанре бытовой живописи, – рассказ о ежедневной жизни людей, окружавших художника. Иногда это иллюстрация к празднику, иногда – к отдыху, но чаще – к каждодневным трудностям и мытарствам. С годами ирония и юмор Перова сменились сатирой, направленной против духовенства и купечества. О сюжетах картин Перова критик В.В. Стасов писал: "Целая галерея русских людей, мирно живущих по разным углам России".

Многие картины Перова П.М. Третьяков купил сразу после их создания. Другие – попали в Третьяковку после 1925 г. при национализации частных коллекций.

Картина "Сельский крестный ход" написана Перовым в 1861 г. Тогда же её выставили в Академии художеств, но уже на следующий день сняли с экспозиции по требованию властей. В прессе сообщили, что картина "исчезла с выставки по причинам, от художника не зависящим". Работу перевезли на выставку Общества поощрения художеств в Петербург. Здесь тоже разразился скандал. Критик В.В. Стасов заметил: "Такая сатира больно кусается". Картину убрали, а на выставке на её месте появилась карточка с надписью "Приобретено П.М. Третьяковым ". Меценат купил полотно, невзирая на предупреждение, что автор вместо заграничной поездки может попасть в Соловецкий острог за богохульство.

Картина "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы" написана В.Г. Перовым в 1862 г. по заказу администрации города. И хотя картина была заказная, написана она была как обличительная и остросоциальная и произвела огромное впечатление на московскую публику. Картину "Чаепитие в Мытищах" приобрёл для частной коллекции К.Т. Солдатёнков . Позже, после 1925 г., при национализации она попала в Третьяковскую галерею.

Картина "Монастырская трапеза" , написанная Перовым в 1865 г., дорабатывалась одиннадцать лет. Она так и осталась сатирой на духовенство. Хотя это гротеск, но, по мысли автора, типичные персонажи и точно выписанные детали картины должны были убедить зрителя в достоверности изображённого.

Картина "Тройка" ("Ученики мастеровые везут воду") написана Перовым в 1866 г. Это одно из самых пронзительных по эмоциональному воздействию произведений о жутком существовании бедноты в России конца XIX в. "Целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, измученных глазах" – писал критик Стасов о картине Перова "Тройка". У современников она сразу получила всеобщее признание. Картина была одной из двух работ, за которые Перову присудили звание академика. Но высшей похвалой для художника стала покупка картины П.М. Третьяковым сразу после выставки.

Картина "Охотники на привале" написана Перовым в 1871 г. для выставки в Европе. С выставки её сразу купил П.М. Третьяков . В 1877 г. второй авторский вариант был написан для Александра II. Сейчас это полотно находится в Государственном Русском Музее в Петербурге. Говорят, что есть ещё третий авторский вариант, который долго хранился в Николаевском областном музее как копия. Перов был страстным охотником, поэтому тема охоты ему хорошо знакома. Трое мужчин на картине в московской жизни были врачами. Рассказчика в "Охотниках на привале" художник написал с доктора Мясницкой полицейской части Д.П. Кувшинникова. Позже, в 1892 г., он и его жена, хозяйка популярного в Москве в 1880-1890-е гг. литературного салона, стали прототипами рассказа Чехова "Попрыгунья".

Картину "Птицелов" Перов написал в 1870 г. и получил за неё звание профессора. Из сценки, случайно увиденной художником в лесу, получилась очень поэтичная работа. Пейзаж для картины "Птицелов" написал друг и соратник Алексей Саврасов

  • Мясницкая, 21 . В 1853-1861 гг. Василий Перов учился, а с 1871 г. – преподавал и жил в МУЖВЗ .
  • Тверская, 30 . С 1864 г. В.Г. Перов жил в квартире, занимавшей угловую мансарду. Здесь он написал "Похороны крестьянина".
    1. «Подлинный певец скорби»
    2. Портретная галерея

    В асилия Перова один из его учеников называл «подлинным певцом скорби». И не зря: постоянными персонажами его жанровых картин были измученные крестьяне, голодные, замерзшие или оплакивающие умерших родственников. Однако кисти Перова принадлежат не только социальные работы, но и целая портретная галерея, а также картины на исторические сюжеты.

    Наследник художественных традиций

    Василий Перов родился в 1834 году в сибирском городе Тобольске. Он был внебрачным сыном губернского прокурора, барона Георгия Криденера - просвещенного, свободомыслящего человека, который принимал у себя в доме ссыльных декабристов. Хотя родители мальчика и обвенчались вскоре после его рождения, ребенок все равно считался незаконнорожденным, не имел права на титул и фамилию отца. В документах он числился как Васильев - по фамилии крестного. А псевдоним Перов позже родился из прозвища, которое дал ему сельский дьячок за успехи в чистописании.

    В 1843–1846 годах Василий Перов учился в арзамасском уездном училище, самостоятельно занимался рисованием. После окончания училища он поступил в художественную школу Александра Ступина. Мальчик усердно учился и даже начал писать масляными красками - раньше, чем другие ученики. В конце 1840-х он уже написал несколько портретов и жанровых полотен: «Нищий, просящий милостыню», «Деревенская тройка», «Народное гулянье в семик».

    Василий Перов. Парижское гулянье. Эскиз. 1863. ГТГ

    Василий Перов. Приезд станового на следствие. 1857. ГТГ

    Василий Перов. Отпетый. 1873. ГИМ

    В 1853 году Перов решил продолжать образование - в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он попал в интересную и разнородную творческую среду: его товарищами стали начинающие художники со всей России, близким другом - молодой пейзажист Иван Шишкин , преподавателями - Михаил Скотти, Николай Рамазанов и Аполлон Мокрицкий, ученик Венецианова .

    Годы обучения стали для молодого Перова нелегкими: вначале ему было негде жить, он все время испытывал финансовые трудности. Начинающий художник даже однажды чуть не бросил школу, но один из преподавателей, Егор Васильев, приютил его в собственной квартире.

    В 1856 году Перова ждал первый успех: за этюд головы мальчика он получил малую серебряную медаль на конкурсе Академии художеств. В следующем году за картину «Приезд станового на следствие» - большую серебряную медаль. Критики того времени считали его прямым наследником художественных традиций Павла Федотова , который писал в духе критического реализма, когда показывается, насколько обстоятельства жизни человека и его характер зависят от социальной среды.

    «Подлинный певец скорби»

    В 1861 году Перов закончил Школу живописи и получил золотую медаль первого класса за картину «Проповедь в селе». Дремлющий помещик и удрученные своими мыслями крестьяне, воркующая парочка и дети, которые внимательно слушают священника... Художник показал на полотне своеобразный социальный срез - грубое невежество и отношение к скучному, по мнению толпы, оратору.

    В том же году Перов написал еще одну картину со схожим сюжетом - «Сельский крестный ход на Пасхе». В ней показана русская деревня 1860-х годов с нищими невежественными крестьянами и безнравственными священниками. Картина вызвала в Петербурге горячие дискуссии: одни хвалили автора за смелость и художественное мастерство, другие были до крайности возмущены таким углом зрения. Через некоторое время полотно сняли с выставки и даже запретили демонстрировать в России. Однако Павел Третьяков приобрел картину для своей галереи. За покупку «бездуховного» полотна ему грозило неодобрение Священного Синода, а Перову - ссылка в Соловецкий монастырь. Однако художника мнение критиков не смущало, и в 1862 году он написал следующее социальное полотно «Чаепитие в Мытищах». На нем изображен сытый ленивый священник за полуденным чаем и двое истощенных нищих, которых прогоняет от стола прислуга.

    В январе 1862 года Василий Перов получил стипендию и пансион от Императорской Академии художеств и по традиции отправился за границу. Он посещал музеи Берлина, Дрездена, Парижа, делал наброски в самых бедных кварталах города. Из этюдов родились полотна с уличными музыкантами и нищими, старьевщиками и простыми горожанами - «Слепой музыкант», «Савояр», «Парижская шарманщица» и «Праздник в окрестностях Парижа».

    Перов тяготился заграничной жизнью и страстно желал вернуться домой. Еще до того, как истекли предоставленные ему два года, он написал в Совет при Академии художеств: «Осмеливаюсь просить Совет о позволении мне возвратиться в Россию. Причины, побуждающие просить меня об этом, я постараюсь здесь представить: живя за границей почти два года и несмотря на все мое желание, я не мог исполнить ни одной картины, которая был бы удовлетворительна, - незнание характера и нравственной жизни народа делает невозможным довести до конца ни одной из моих работ» .

    После возвращения на родину художник продолжал создавать полотна на социальные сюжеты. На картинах 1860-х годов появлялись угнетенные крестьяне, изможденные городские дети, безвольные служащие у богатых господ. Позже Михаил Нестеров , ученик Василия Перова, называл живописца «подлинным певцом скорби».

    «Художество выступало во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» ее, оно «произносило свой приговор» над ее явлениями».

    Владимир Стасов

    Василий Перов. Тройка. Ученики мастеровые везут воду. 1866. ГТГ

    Василий Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом. 1866. ГТГ

    Василий Перов. Проводы покойника 1865. ГТГ

    Портреты и историческая живопись

    В 1869 году Перов объединился с группой художников, и вместе они основали Товарищество передвижных художественных выставок. На первой выставке передвижников в 1871 году появились картины Перова «Охотники на привале», «Рыболов» и несколько портретов. Параллельно с участием в товариществе Василий Перов преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества и попробовал себя в литературном творчестве. Он писал рассказы о своем художественном опыте - «Тетушка Марья», «На натуре (Фанни под № 30)».

    «Так было и решено, что Фанни приедет по оставленному ей адресу в мастерскую Егора Яковлевича.
    На другой день, около полудня, явилась Фанни. Она вошла скромно, даже робко, напоминая только отчасти «погибшее, но милое созданье». Днем она выглядела хуже, чем вечером, но ростом казалась выше. Личность ее была самая обыкновенная, только темно-красные волосы, вроде как у Тициановской Магдалины, бросались в глаза. Лет ей по виду было с чем-нибудь двадцать.
    <...>
    Фанни стояла спокойно. В положении ее тела чувствовалось изящество. Сложена она была хорошо.
    Егор Яковлевич рисовал с увлечением, даже не курил своей трубочки».

    Василий Перов, отрывок из рассказа «На натуре (Фанни под № 30)»

    В 1870-е годы остросоциальных работ у Василия Перова стало меньше. В этот период он писал полотна со сценками из жизни русской провинции - «Птицелов», «Охотники на привале», «Ботаник» - и портреты. Его работы получались простыми и реалистичными, со строгой композицией и сдержанным колоритом. Александра Островского Василий Перов изобразил в непринужденной домашней обстановке, Ивана Тургенева - задумчивым и погруженным в собственные мысли. Одним из самых известных портретов стало полотно с Федором Достоевским . Ссутулившись и обхватив руками колено, писатель отрешенно смотрит в угол комнаты. Аскетичная серо-коричневая гамма добавляет портрету драматичности - картину оживляют лишь красные крапинки на черном галстуке писателя.

    «Портрет этот не только лучший портрет Перова, но и один из лучших портретов русской школы вообще. В нем все сильные стороны художника налицо: характер, сила выражения, огромный рельеф».

    Иван Крамской

    Портретная галерея

    В последние годы жизни Перов обратился к новому жанру - исторической живописи. Он планировал написать три полотна о Пугачевском восстании, но успел лишь завершить несколько этюдов для последней части трилогии - «Суд Пугачева». Остальные полотна остались на стадии набросков. Это «Осада Пскова», «Пимен и Григорий», «Михаил Тверской в Татарской орде» и «Пытка боярыни Морозовой». Последней работой мастера стало масштабное полотно 1881 года со множеством персонажей - «Никита Пустосвят».

    Василий Перов умер от чахотки в 1882 году, ему на тот момент было 48 лет. Его похоронили в Даниловом монастыре, а позже перезахоронили на кладбище Донского монастыря. На могиле художника установлен памятник работы скульптора Алексея Елецкого.

    Перов Василий Григорьевич родился 21 декабря 1833 года в Тобольске.

    Поскольку Василий Перов являлся незаконнорожденным сыном мещанки Тобольской губернии Акулины Ивановой и губернского прокурора барона Георгия Карловича Криденера, судьба у него не выпала легкой. И даже венчание родителей не позволило Василию получить ни фамилии отца, ни его титула. В итоге талантливый русский художник Перов Василий Григорьевич получил свою фамилию по прозвищу, данному ему дьячком за аккуратное владение пером.
    Отец Василия Перова был человеком образованным, из именитого рода Криденеров, но при этом обладал острым словом и неуживчивым характером. Поэтому ему часто приходилось менять место службы, в результате чего семья постоянно меняла место жительства. Василий Перов в детские годы подолгу находился у разных родственников.

    Как-то отец пригласил в дом художника, и маленький Василий смог наблюдать за его работой и проявил к живописи большой интерес. Это, пожалуй, и определило его дальнейшую судьбу. Сначала Василий поступает на обучение в частную школу рисования Ступина в Арзамасе, а затем уже в двадцать лет в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества.

    В период обучения он не остался не замеченным и получил свою первую награду – малую серебряную медаль за талантливо выполненный эскиз, а чуть позже и малую золотую медаль за картину «Первый чин».

    По окончании учебного заведения Перов Василий Григорьевич, как было принято для способных выпускников, отправляется за границу для совершенствования своего профессионального мастерства. Этот период Перов создает цикл работ, посвященных быту парижан.

    Но проживание и творчество за границей не слишком привлекают молодого художника. Его больше мотивирует Родина, непростая жизнь обычных людей. Поэтому он вскоре возвращается и создает ряд работ, таких как Тройка, Деревенские похороны, Утопленница и другие, которые вызвали большой резонанс в обществе своей пронзительностью и обличением ханжества и безразличия власть имущих к судьбе народа.

    Перов Василий Григорьевич не был конечно каким-то революционером, но всегда оставался человеком не равнодушным. За период своего творчества он создал целый ряд замечательных работ, которые являются в настоящее время украшением Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, а также Художественного музея Беларуси.

    Наиболее известные работы художника

    Автопортрет. 1870
    Сельский крестный ход на Пасхе. 1861
    Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. 1862
    Шарманщик. 1863 Мальчик, готовящийся к драке. 1866
    Приезд гувернантки. 1866
    Тройка. Ученики мастеровые везут воду. 1866
    Христос и Богоматерь у житейского моря. 1867
    Сцена у железной дороги. 1868
    Странник. 1870
    Птицелов. 1870
    Трапеза. 1876
    Суд Пугачева. 1879
    Портрет писателя Владимира Ивановича Даля. 1872
    Портрет писателя Ивана Сергеевича Тургенева. 1872
    Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского. 1872
    Отпетый. 1873
    Ботаник. 1874
    Прием странника. 1874
    Дворник, отдающий квартиру барыне. 1878
    Рыбаки. (Священник, дьякон и семинарист). 1879
    Странница в поле. 1879
    Плач Ярославны. 1881
    Спор о вере. 1881
    Рыболов. 1871
    Охотники на привале 1871

    Вскоре после рождения Василия, его отца уволили со службы, поэтому мальчику пришлось много переезжать из города в город.­ В 1842 году переболел оспой, в результате чего, у него осталось плохое зрение.

    С 1843 по 1846 год учился в уездном училище города Арзамаса. С 1846 года начал посещать арзамасскую художественную школу, но закончить не смог. В 1852 году поступил в Московское училище живописи.

    В 1862 году Василий женился на Елене Шейнс. Сразу после свадьбы они уехали в Европу и обосновались на несколько лет в Париже.

    В 1869 году основал московскую группу передвижников, долгое время был членом правления. В 1872 году Перов женился второй раз - на Елизавете Другановой.

    Самые главные картины: «Охотники на привале», «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы», «Тройка», «Птицелов», «Сельский крестный ход на Пасхе», «Приезд станового», «Чаепитие в Мытищах», «Отпетый», «Рыболов», «Утопленница», «Спящие дети».

    Скончался 29 мая 1882 года от чахотки. Похоронен художник в Даниловом монастыре, но позже останки были перенесены в Донской монастырь города Москвы.

    Великий русский художник, не менее великий педагог, который вырастил больше десятка действительно больших живописцев.

    Художество выступало во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» ее, оно «произносило свой приговор» над ее явлениями.

    Владимир Стасов

    Биография художника Василия Григорьевича Перова

    Автопортрет

    Художник Василий Григорьевич Перов родился в декабре 1833 года. Отец художник барон Георгий (Григорий) Карлович Криденер в те времена служил прокурором в забытой богом Сибирской губернии, а мать, Акулина Иванова, была Тобольской мещанкой. На момент рождения Василия родители в браке не состояли и к маленькому человечку на долгие годы приклеилось позорное «незаконнорожденный».

    Буквально несколько месяцев спустя после рождения ребенка родители обвенчались, но ни фамилию, ни титул барон своему сыну передать не смог. Так Вася стал Перовым – это прозвище мальчик получил от своего первого учителя-дьячка, который восхищался изящным почерком ученика. И прозвище в последующем стало фамилией незаконнорожденного ребёнка.

    Достоверно известно, что Василий Перов был приписан к мещанам города Арзамаса. Почему Арзамаса?

    Барон Криденер был человеком весьма не сдержанным на язык – любил колкие и едкие шутки, да и за словом в карман не лез. Пошутил в адрес губернатора и потерял место прокурора – семья перебралась в Архангельск. В Архангельске папенька написал сатирические стишки уже про архангельскую губернскую администрацию – пришлось ехать в Петербург, потом – в Ливонские губернии, Самару и Арзамас. В Арзамасе семейство поселилось у родственников.

    В период арзамаского жития-бытия барон Криденер получил место управляющего крупным имением Языкова, что предполагало обретение постоянного места жительства при имении. Василия определили в частную школу Ступина (в Арзамасе) и два раза в неделю мальчик посещал занятия живописью. Через три месяца обучение закончилось – старшие товарищи пригласили 13-летнего Васеньку на именины к некоей местной прелестнице, а после вечеринки извозчик привез домой совершенно пьяного «живописца». На этом обучение Перова закончилось – матушка была категорически против такой учёбы.

    А несколько месяцев спустя барон в очередной раз потерял место – не смог сдержаться и колко пошутил. Семья перебралась к родственникам в Арзамас и это печальное событие позволило Василию Перову продолжить обучение живописью – мама согласилась отпустить «ребенка» в школу, поскольку теперь он был под постоянным надзором.

    В 1852 году Василий Перов приехал в Москву, а в 1853 году поступил в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества в класс известного художника и педагога Васильева, которые сразу же отметил большой талант у нового ученика. Этот педагог поселил у себя ученика, которому было негде и не на что жить, окружил поистине отеческой заботой и давал своему любимцы дополнительные уроки живописи.

    Уже во время учебы, в 1856 году, Василий получил свою первую серебряную медаль за представленный в академию художеств «Портрет Николая Григорьевича Криденера, брата художника». Медалей будет ещё много, но ту первую медаль художник с особой теплотой вспоминал до конца своей жизни. Хотя эта работа ещё и была тесно связана с традициями живописи уходящего 19 века, но именно она стала первой существенной вехой в творчестве Перова.

    В 1857 году была написана картина «Приезд станового на следствие».

    Приезд станового на следствие

    За эту работу художник был удостоен Большой серебряной медали, а критики вынесли единодушный вердикт – в России появился «прямой наследник и продолжатель Федотова»:

    Молодой художник поднимал выпавшую из рук Федотова кисть… и продолжал начатое им дело, точно будто не бывало никогда на свете всех лжетурчанок, лжерыцарей, лжеримлян, лжеитальянцев и лжеитальянок, лжерусских, лжебогов и лжелюдей.

    Следующей заметной работой художника стала картина «Сцена на могиле», которую Перов написал под непосредственным руководством Е.Я Васильева.

    Сцена на могиле

    Публике и критикам картина понравилась, а сам Перов этой работой был недоволен и назвал её слишком искусственной и достаточно надуманной по композиции.

    Первые картины художника Василия Григорьевича Перова

    В 1860 году, за картину «Первый чин. Сын дьячка произведённый в коллежские регистраторы», художнику Перову, Академией живописи, была присуждена малая золотая медаль.

    Первый чин. Сын дьячка произведённый в коллежские регистраторы

    Художник получил право участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль и переехал в Петербург. В столице, в 1861 году, были написаны картины «Проповедь в селе» и «Сельский крестный ход на Пасхе».

    Сельский крестный ход на Пасхе

    Проповедь в селе

    За проповедь Перов получил Большую золотую медаль с правом поездки за границу в качестве пенсионера, а вторая работа была Академией отвергнута и… приобретена, для своей галереи, П.М. Третьяковым. По поводу этого приобретения В. Худяков написал меценату:

    А другие слухи носятся, что будто бы Вам от Св. Синода скоро сделают запрос; на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина («Попы») была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя её и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки.

    Споры разгорелись горячие и совсем не шуточные: известный критик В. Стасов хвалил художника за искренность и житейскую правду, точно подмеченные типы, а другой критик, М. Микешин, заявил, что подобные картины убивают высокое истинное искусство, унижает настоящую живопись, поскольку показывает неприглядные стороны жизни.

    В 1862 году Перов пишет «Чаепитие в Мытищах».

    Чаепитие в Мытищах, близ Москвы

    Это картина-контраст, картина-противопоставление: тучный праздный монах-чревоугодник с одной стороны, и солдат-инвалид, настоящий слуга отечества, которые просит милостыню. А ещё и мальчик поводырь, на которого невозможно смотреть без слёз.

    Снова случился скандал, который мог бы очень плохо закончиться для Василия Перова… Художник быстро венчается с Еленой Шейнс и почти сразу, будучи пенсионером академии, уезжает в Европу.

    Перов некоторое время живет в Германии, а затем переезжает в Париж. И отчаянно скучает за границей – для вдохновения ему не хватает России.

    Осмеливаюсь просить Совет о позволении мне возвратиться в Россию. Причины, побуждающие просить меня об этом, я постараюсь здесь представить: живя за границей почти два года и несмотря на все мое желание, я не мог исполнить ни одной картины, которая был бы удовлетворительна, - незнание характера и нравственной жизни народа делает невозможным довести до конца ни одной из моих работ.

    Тем не менее, Василий Григорьевич много работает, пишет несколько очень интересных картин, а ещё регулярно пишет прошения с просьбой разрешить ему вернуться на Родину.

    В Европе были написаны картины «Продавец статуэток», «Шарманщик», «Савояр», «Тряпичники», «Музыканты и зеваки», «Нищие на бульваре».

    Праздник в окрестностях Парижа

    Продавец песенников

    Парижские тряпичники

    Шарманщик

    Парижская шарманщица

    В конце концов, просьбы художника о возвращении в Россию были удовлетворены – разрешение на досрочное возвращение было получено. Семейство Перовых возвращается в Москву и молодые поселяются в доме дяди жены художника Ф.Ф. Резанова.

    Для конкурсов, которые проводили «Московское общество любителей художеств» и «Императорское общество поощрения художеств», Перов пишет картины «Проводы покойника» и «Очередная у бассейна». Обе картины были награждены первыми премиями. И с этих картин начался новый этап в творчестве художника, который впоследствии был определён искусствоведами, как живопись «об униженных и оскорблённых.

    Проводы покойника

    Очередная у бассейна

    Чистый понедельник

    Известный критик В.В. Стасов, увидев эти работы художника написал:

    Перов создал в 1865 году одну из лучших своих картин: «Деревенские похороны». Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию… Художество выступало тут во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» её, оно «произносило свой приговор» над её явлениями. …Эти похороны ещё безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз-Красный нос». Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, - у Перова никого. Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в её горе.

    После «Деревенских похорон» художник пишет картины о тяжёлой жизни простых людей в России: «Тройка», «Приезд гувернантки в купеческий дом» и «Сцену на почтовой станции». Василий Григорьевич таким образом организовал изображение, что персонажи его картин как бы смотрят на зрителя. Смотрят с немым укором, без осуждения, обречённо и горько. Искусствоведы отмечают, что это обращение к зрителю будет характерно для целого ряда работ Перова того периода.

    Приезд гувернантки в купеческий дом

    За картины «Приезд гувернантки в купеческий дом» и «Тройка» Василию Григорьевичу было присвоено звание академика, а картина «Тройка» была выкуплена П.М. Третьяковым для своей галереи.

    На Всемирной выставке 1867 года были представлены картины художника «Проводы покойника», «Дилетант», «Тройка», «Первый чин» и «Гитарист-бобыль», которые были очень высоко оценены уже и зарубежными любителями живописи.

    Дилетант

    Гитарист-бобыль

    Т. Торе-Бюргер писал:

    Он русский и в выборе сюжетов, и в манере, в какой он их понимает и интерпретирует». На академическую выставку в этом же году Перов прислал четыре картины: «Чистый понедельник», «Учитель рисования», «Утопленница», «Божья матерь и Христос у житейского моря» и получил звание академика.

    Утопленница

    Учитель рисования

    Христос и Богоматерь у житейского моря

    Академия художеств, в 1868 году, решила продлить пенсионное содержание Василия Перова на два года «за выдающие заслуги». В том же году художник получил первую премию на конкурсе «Московского общества любителей художеств» за картину «Сцена у железной дороги»

    Сцена у железной дороги

    Искусствоведы отмечали невероятную точность художника в передаче выражения лиц мужиков, которые впервые увидели паровоз.

    Последний кабак у заставы

    Дворник-самоучка

    Художник продолжает писать жанровые картины, но всё больше времени уделяет написанию портретов, в которых старается обозначить новые для портретного искусства того времени перспективы; показать на художественном полотне не только материальную конкретность человека, но и его внутренний мир, его дух. Перов утверждал:

    Что ни тип, что ни лицо, что ни характер, то особенность выражения всякого чувства. Глубокий художник тем и познается, что изучает, подмечает все эти особенности и потому его произведение бессмертно, правдиво и жизненно.

    По заказу П.М Третьякова был написан «Портрет писателя А.Ф. Писемского». А за «Портрет В.В. Безсонова» художник был награждён первой премией МОЛХ.

    В.В. Безсонов

    Ф.Ф. Резанов

    В 1869 году Перов активно участвует в создании Товарищества передвижных художественных выставок, становится членом правления этой творческой организации.

    В 1870 году за картины «Птицелов» и «Странник» Василий Григорьевич был удостоен званием профессора Академии художеств.

    Птицелов

    Странник

    В семидесятые годы девятнадцатого века в творчестве Перова, наряду с написанием портретов, особое место заняли простые житейские сюжеты. Художник представил на первую выставку ТПХВ картины «Охотники на привале» и «Рыболов».

    Охотники на привале

    В 1871 году художник получает место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества вместо умершего С.К. Зарянко.

    В 1871 – 1872 годах Перов, по заказу Третьякова, пишет целый ряд портретов русских писателей, учёных, государственных деятелей и купцов.

    Портрет писателя В.И. Даля

    Портрет Ф.М. Достоевского

    Портрет А.Н. Островского

    А.Н. Майков

    И.С Камынин

    М. Нестеров писал:

    А его портреты? Этот „купец Камынин“, вмещающий в себя почти весь круг героев Островского, а сам Островский, Достоевский, Погодин, - разве это не целая эпоха? Выраженные такими старомодными красками, простоватым рисунком, портреты Перова будут жить долго и из моды не выйдут так же, как портреты Луки Кранаха и античные скульптурные портреты.

    После поездки на Волгу и Оренбургскую губернию художник задумал картину «Суд Пугачёва». В том же году Перов сильно простудился на охоте и у него «открылась чахотка».

    Суд Пугачёва

    На третьей выставке ТПХВ были представлены работы Перова «Пластуны под Севастополем», «Киргиз-каторжник» и «Старики-родители» на могиле сына».

    Казаки-пластуны под Севастополем

    Старики-родители на могиле сына

    Киргиз-каторжник

    Искусствоведы отмечают, что этот период в жизни художника, можно назвать противоречивым: в работах Перова можно отметить как уже возникавшие в творчестве живописца сюжеты и образы, так и новые религиозные, исторические и бытовые сюжеты.

    Накануне девичника

    Спящие дети

    Приезд институтки к слепому отцу

    К Троице-Сергию

    В 1877 году В.Г. Перов выходит из членов Товарищества передвижных художественных выставок, участвует в парижской Всемирной выставке, продолжает работу над образом Пугачёва – пишет несколько полотен, на тему Пугачёвского бунта, которые самого художника не удовлетворяют.

    В этот период была написана картина «Никита Пустосвят. Спор о вере».

    Никита Пустосвят. Спор о вере

    Монастырская трапеза

    Христос в Гефсиманском саду

    В последние годы жизни Василий Григорьевич пишет рассказы для журналов «Природа и Охота» и «Художественного журнала», создаёт несколько полотен на религиозную и бытовую тему.

    Рыбаки. (Священник, дьякон и семинарист)

    Странница в поле

    Плач Ярославны

    В конце 1881 года художник заболел тифом, потом воспалением лёгких. Эти болезни окончательно подорвали здоровье Перова и на 49-м году жизни великий русский живописец скончался в больнице на территории усадьбы Кузьминки в ближнем Подмосковье, и был похоронен на кладбище Данилова монастыря (впоследствии прах был перезахоронен на кладбище Донского монастыря).