Как распознать и осознать собственные эмоции. (5)

Трудно переоценить значение эмоций в человеческой жизни, они придают нашей жизни смысл, объединяют с другими людьми, а также являются основой для понимания самих себя и своего отношения к другим людям. Эмоции, в буквальном смысле, определяют образ нашего бытия, благодаря эмоциям, мы имеем возможность грустить и плакать, когда нам плохо, радоваться и смеяться, когда мы находимся в отличном настроении. Без них мы не были бы такими, какими мы являемся, не были бы людьми, в полном смысле этого слова. Без эмоций мы превратились бы в некое подобие роботов, наделённых разумом, но лишённых души. Однако, не смотря на столь огромное значение, которое мы придаём эмоциям, мы должны помнить, что мы являемся хозяевами своих эмоций, а не их марионетками. Человек, как «венец творения», находится на одну ступень выше всего животного царства. Это обязывает нас с ранних лет учиться осознавать и контролировать свои эмоции, быть выше их и уметь действовать вопреки эмоциональным порывам, когда это необходимо.

Человек, который умеет осознавать и контролировать свои эмоции, способен мыслить ясно и творчески, более эффективно справляться со стрессом и тревогой, общаться с другими людьми на равных, выражать любовь, доверие и сочувствие. Проблемы и неприятности не затуманивают ему голову, но воспринимаются им как вызов. Он готов принять этот вызов и с лёгкостью направляет свои усилия на преодоление встающих перед ним препятствий. С другой стороны, теряя контроль над своими эмоциями, человек перестаёт в полной мере управлять собой и своей жизнью. Он действует вопреки здравому смыслу, вспыльчив, чрезмерно эмоционален, часто находится в плохом настроении и старается изолировать себя от внешнего мира. В результате, жизнь просто проходит мимо. Преимущества контроля над своими эмоциями очевидны, вряд ли кто-то откажется от возможности этому научиться. В этой статье мы покажем вам, как совершить один не очень сложный, но бесконечно важный шаг к контролю над своими эмоциями, речь пойдёт о развитии эмоциональной осознанности.

Что такое эмоциональная осознанность?

Всем нам, в силу своей природы, свойственно испытывать эмоции. Хорошие и плохие, они появляются в нас в ответ на внешние раздражители и оказывают влияние наш способ мышления и действий. Фактически, они руководят нами, особенно, если мы не осознаём их и не противостоим оказываемому ими влиянию. Ну а делаем мы это крайне редко. Мы наблюдаем появление той или иной эмоции, но не придаём этому значение – просто действуем, как действовали всегда. Лишь изредка задаёмся вопросами:

  • «Что послужило причиной появления этой эмоции?»
  • «Соответствует ли она реальному положению вещей или разрослась на фоне излишней впечатлительности?»
  • «Правильно ли я поступлю, если сделаю так, как хочу сделать в данный момент

В эти редкие мгновения мы можем обнаружить, что наше поведение продиктовано нам сиюминутными потребностями и разнится с основной жизненной линией, которую мы для себя выбрали. Но, к большому сожалению, этих проблесков сознания бывает недостаточно для того, чтобы направить свою жизнь в нужное русло. Будучи же эмоционально осознанными, мы обладаем полной осведомлённостью о своих чувствах и эмоциях, а также о чувствах других людей и причинах их возникновения. Таким образом, эмоциональная осознанность предполагает способность к определению и выражению возникающих эмоций. Это понимание связей между нашими чувствами и действиями и способность предсказать и предупредить нежелательное поведение.

Преимущества эмоциональной осознанности.

Одно из основных преимуществ эмоциональной осознанности состоит в том, что вы получаете больше контроля над своими собственными эмоциями, следовательно, и над всей своей жизнью. Гнев, депрессия, тревога и беспокойство, излишняя импульсивность, эмоциональная неустойчивость и чувство изоляции лишаются власти над вами. Приходит понимание, что это наши эмоции, а не мысли подталкивают нас и определяют наше поведение. Эмоциональная осознанность даёт нам множество рычагов управления над собой и обстоятельствами, чего не могут обеспечить большинство существующих техник саморазвития. Особо следует отметить такие преимущества эмоциональной осознанности:

  • Знание самого себя, своих симпатий и антипатий.
  • Понимание и сопереживание другим людям.
  • Открытое и эффективное общение.
  • Принятие мудрых решений, способствующих достижению долгосрочных целей.
  • Мотивация и высокая активность на пути к целям.
  • Построение крепких, здоровых и ценных отношений.
  • Создание эмоционального равновесия, без резких скачков настроения.
  • Способность отдавать отчёт своим действиям и словам.
  • Высокий уровень внутренней энергии, которая более не растрачивается попусту.
  • Устойчивость к стрессовым ситуациям.
  • Высокий уровень личной эффективности.
  • Здоровое выражение эмоций.

Список можно продолжать ещё и ещё, поскольку вместе с основными преимуществами вы получаете массу других, прямо или косвенно связанных с ними, преимуществ. Возможно, мы посвятим преимуществам эмоциональной осознанности отдельную статью, их перечисление в этой статье не входило в наши планы. Да и, в процессе повышения уровня эмоциональной осознанности, вы сами сумеете обнаружить в себе позитивные изменения.

Каков ваш уровень эмоциональной осознанности?

Каждый из нас в той или иной степени обладает способностью осознания своих эмоций. Кто-то больше, кто-то меньше, но наверняка этого умения вам недостаёт, если вы целенаправленно не занимались его развитием. Время и жизненный опыт лишь отчасти увеличивает эту способность, и далеко не всегда и не у всех. Поэтому так важно взять инициативу в свои руки. Только, прежде чем вступить на путь развития эмоциональной осознанности, желательно определить, насколько этот навык у вас развит. Для этой цели вам следует присмотреться к себе лучше и задать себе несколько несложных вопросов:

  • Можете ли вы оставаться спокойными, испытывая такие сильные эмоции как гнев, печаль, страх, отвращение и радость?
  • Чувствуете ли вы присутствие эмоций в своём теле?
  • Умеете ли вы прислушиваться к голосу своего разума, не смотря на то, что вы чувствуете?
  • Доверяете ли вы сигналам своего тела, вызванным эмоциями?
  • Позволяете ли вы себе испытывать негативные эмоции?
  • Обращаете ли вы внимание на изменение эмоционального фона?
  • Меняются ли ваши эмоции в течение дня?
  • Считаете ли вы, что другие люди в целом с пониманием и сопереживанием относятся к вашим эмоциям?
  • Комфортно ли вам, когда другие люди знают о том, что вы чувствуете?
  • Чувствуете ли вы наличие эмоций у других людей и можете ли поставить себя на место этих людей?

Если на все вопросы вы честно можете ответить «да», ваш уровень эмоциональной осознанности довольно высок, вы вполне можете обойтись без его дальнейшего развития. Если же «да» вы можете ответить не на все вопросы или, «да» справедливо для всех вопросов, но не для всех ситуаций, вам следует над собой поработать. И, наконец, если на большинство вопросов вы отвечаете «нет», что же, вы далеко не одиноки, и вам непременно следует задуматься о развитии своей эмоциональной осознанности.

Следует иметь в виду, что ответы на перечисленные вопросы не могут с точностью предсказать, каков ваш уровень эмоциональной осознанности, поэтому вам будет полезно прочесть о существующих классификациях этих уровней. Так, довольно интересно об уровнях эмоциональной осознанности поведали доктора Ричард Д. Лэйн и Шварц. В своей работе они отразили спектр способностей человека осознавать свои эмоции в шести уровнях. Вкратце эти шесть уровней сознания выглядят так:

  • 1. Отсутствие эмоциональной осознанности.
  • 2. Осознанность телесных ощущений.
  • 3. Осознанность поведения.
  • 4. Осознанность текущего эмоционального состояния.
  • 5. Дифференцированная эмоциональная осознанность.
  • 6. Смешанная эмоциональная осознанность.

Существует и другая версия классификации уровней эмоциональной осознанности, найденная на сайте одной из миссионерских организации Испании. Знание этих уровней поможет вам определиться с тем, на каком уровне находитесь вы, и послужит неплохой отправной точкой для вашего дальнейшего развития.

Развитие эмоциональной осознанности.

Первое что вам следует понять, это то, что развитие эмоциональной осознанности это долгий процесс, требующий немало времени и усилий. Люди годами приручают свои эмоции, и не всегда справляются с этой задачей, особенно, если не знают, в каком направлении двигаться. У вас этот процесс может занять чуть меньше времени, но для этого вам нужно следовать рекомендациям, приведённым далее.

1. Научитесь снимать стресс.

Многие знают, что стресс это естественное состояние нашего организма, находящегося в неблагоприятных условиях. Он может быть столь же вреден, как и полезен. К примеру, людям каменного века и чуть более поздних периодов истории он помогал - активизировать внутренние резервы организма, чтобы справляться с врагами или убегать от них, быстро принимать решения и ловить добычу. Большинству же из нас, в условиях цивилизованного мира, он только вредит, поскольку нам некуда девать избыток энергии. Стресс затмевает наше сознание и мешает нам действовать адекватно, и, уж тем более, при возникновении стресса мы меньше всего способны распознать наличие в себе эмоций. О том, как правильно и быстро снимать стресс вы можете узнать из статей нашего сайта в разделе «Стресс».

2. Получите знания о человеческих эмоциях.

Изучите вопросы о том, какие существуют эмоции, как они создаются в нашем организме и какое влияние на него оказывают. Узнайте, как наше окружение становится причиной для возникновения тех или иных эмоций, какое влияние они оказывают на наше восприятие окружающей действительности, на наши мысли и действия. Чем больше знаний о своём организме вы получите, тем проще вам будет собой управлять, и тем выше будет ваша способность к осознанию своих эмоций. И нет, вам не обязательно получать дополнительное образование, или штудировать гору литературы по психологии и физиологии человека, достаточно будет поверхностных знаний – основных идей, имеющих наибольшее значение.

3. Наблюдайте за собой.

Отслеживайте присутствие эмоций и постарайтесь определить для себя, что вы чувствуете. Каково это, пребывать в гневе? Что вы чувствуете, когда злитесь на кого-то или что-то? Что для вас испытывать печаль? Как действует на вас страх? Как проявляется ваша грусть? Как вы радуетесь и смеётесь? Какими физическими ощущениями сопровождаются ваши эмоции? Насколько вы продуктивны, когда испытываете те или иные эмоции? Сколько по времени может длиться пребывание в вас эмоции? Прислушивайтесь к себе и постарайтесь развить способность к определению эмоций, которые вы испытываете. Узнайте, насколько велик и разнообразен спектр ваших эмоций? Сколько видов эмоций вы обнаруживаете в себе? Вместе с наблюдением эмоций к вам придёт понимание самих себя, а также увеличится уровень вашей эмоциональной осознанности.

4. Научитесь принимать свои эмоции.

Не нужно избегать или подавлять свои эмоции, это может негативно сказаться на всех областях вашей жизни. Так, избегание эмоций лишает вас возможности понять себя. Подавляя негативные эмоции, вы блокируете позитивные эмоции, ну и, помимо всего прочего, эта деятельность требует слишком много энергии и мешает вам развивать отношения с другими людьми. Но, позвольте себе испытывать эмоции любого характера и ситуация изменится в лучшую сторону. Просто примите свои эмоции, пусть эмоции наполнят ваше тело. Не задерживайте своё внимание на них слишком долго, не придавайте им значения, дабы не продлевать их существование. Они сами покинут вас, так же быстро, как и пришли. Их место вскоре займут другие эмоции, потом ещё и ещё.

5. Проследите путь своих эмоций.

Обнаружив в себе какую-либо эмоцию, будь то гнев, страх или радость, постарайтесь выявить причину её появления, не пропуская при этом ни одной мелочи. Что в вашем окружении стало причиной для возникновения этой эмоции? Какие мысли в своей голове вы обнаруживаете, когда испытываете эти эмоции? Какими способами вы обычно выражаете эти эмоции? Проследите за своей мимикой, жестами, голосом, интонацией и словами. Какие сознательные или бессознательные действия вы можете выявить? Что вы обычно делаете, чтобы избавиться или, наоборот, продлить пребывание в вас какой-либо эмоции. Насколько результативны ваши действия по устранению или продлению эмоций? На начальных этапах развития эмоциональной осознанности будет полезным ведение записей, это позволит вам проводить более качественный самоанализ.

Развитие эмоциональной осознанности, это один из важнейших шагов к управлению собой и своей собственной жизнью. С улучшением этого навыка вы научитесь выявлять в себе нежелательное поведение и движущие вами мотивы, вы придёте к пониманию самих себя, получите полное представление о том, что в вашем окружении вызывает вас радость, грусть, страх, гнев и другие эмоции. В дальнейшем, эмоциональная осознанность позволит вам корректировать своё поведение, использовать свои эмоции и их энергию в качестве источника сил для преодоления препятствий, управлять другими людьми, если это необходимо, а также многое - многое другое. Станьте единственными и полноправными хозяевами своей жизни и сделайте её такой, какой хотите видеть, успехов вам и всех благ!

Осознанность и эмоциональная устойчивость

Доказано, что практика осознанности существенно повышает эмоциональную устойчивость, то есть способность человека противостоять разнообразным ударам судьбы. Изначально устойчивость у всех разная. В ситуациях, которые пугают одних, будь то выполнение плана по работе, покорение Южного полюса или совмещение ухода за тремя детьми, стрессовая работа и выплата ипотеки, другие чувствуют себя как рыба в воде.

Что же позволяет этим непробиваемым справляться с ситуациями, от которых обычные люди хватаются за голову? Доктор Сюзан Кобаса из Нью-Йоркского университета смогла сузить психологические особенности таких людей до трех характеристик:контроль, целеустремленность ивызов . Еще один знаменитый израильский психолог, доктор Аарон Антоновски, который занимается социологией медицины, тоже попытался определить ключевые психологические черты, позволяющие некоторым людям справляться с особо стрессовыми ситуациями, непосильными для других. Он посвятил свое исследование пережившим холокост и свел поиск к трем чертам, которые вместе даютчувство согласованности : понятность, выполнимость и осмысленность. То есть стойкие люди уверены, что их ситуация имеет внутренний смысл, за который они могут поручиться, они могут управлять своей жизнью и их текущая ситуацияпонятна , иными словами ее можно постичь, даже если она кажется хаотичной и бесконтрольной. В значительной степени все эти черты, выявленные Сюзан Кобаса и Аароном Антоновски, определяют нашу эмоциональную устойчивость. Как правило, чем выше показатели по каждому из этих аспектов, тем проще человеку справляться с превратностями судьбы.

Команда Джона Кабат-Зинна с факультета медицины Массачусетского университета ведет постоянный мониторинг эффективности восьминедельного курса осознанной медитации, в рамках которого было решено проверить, способна ли медитация повысить эти показатели и сделать человека эмоционально более устойчивым. Результаты были совершенно однозначными. После выполнения программы участники не только стали счастливее, энергичнее и меньше подверженными стрессу, но также почувствовали, что получили больший контроль над собственной жизнью. Они осознали, что их жизнь наполнена большим смыслом, а к проблемам стоит относиться как к новым возможностям, а не угрозам. Другие исследования лишь подтвердили эти выводы. Однако самым интересным, пожалуй, был вывод о том, что эти «фундаментальные» черты характера отнюдь не неизменны и улучшить их можно всего за восемь недель тренировки осознанности. Такие трансформации не стоит недооценивать, поскольку они могут иметь огромное значение в нашей повседневной жизни. Хотя сопереживание, сострадание и душевное равновесие необходимы для общего благосостояния, в жизни требуется и некоторая выносливость, и тренировка осознанности может оказать огромное влияние на важнейшие аспекты нашей жизни.

Результаты научных исследований, с таким трудом полученные в лабораториях и клиниках по всему миру, имеют далекоидущие последствия. Они изменяют представления ученых о сознании и позволяют нам доверять опыту тысяч людей, которые на себе проверили преимущества осознанной медитации. Снова и снова мы получаем от них подтверждения того, что осознанный подход позволяет гораздо больше ценить жизнь. Многие внезапно обнаруживают, насколько удивительными снова становятся самые незначительные детали. По этой причине одной из наших любимых практик стала «шоколадная медитация», о которой мы подробно расскажем ниже. Ваша задача состоит в том, чтобы смаковать кусочек шоколада, сосредоточив на нем все свое внимание. Почему бы не попробовать это упражнение прямо сейчас, до того, как вы начнете восьминедельную программу? Результат вас поразит.

Д. Пенман, М. Уильямс. «Осознанность. Как обрести гармонию в нашем безумном мире»

«Шоколадная медитация»

Для этой медитации выберите шоколад, который вы никогда не пробовали. Это может быть насыщенный темный шоколад или же простой батончик.

Итак, приступим.

Разверните обертку. Вдохните аромат шоколада, полностью окунитесь в него.

Отломите кусочек и посмотрите на него. Внимательно исследуйте форму и очертания.

Положите кусочек на язык, чтобы он начал таять, и обратите внимание, хочется ли вам прижать его к небу. В одной плитке шоколада сконцентрировано больше 300 различных вкусов. Попробуйте почувствовать хотя бы некоторые из них.

Если вы заметили, что отвлеклись, просто отметьте, на что именно, а потом снова вернитесь к дегустации.

Когда шоколад полностью растает, медленно проглотите его. Почувствуйте, как он стекает по пищеводу.

Проделайте то же самое со следующим кусочком. Что вы чувствуете? Изменилось ли что-то? Показался ли вам шоколад в этот раз вкуснее, чем если бы вы ели его с обычной скоростью?

Д. Пенман, М. Уильямс. «Осознанность. Как обрести гармонию в нашем безумном мире»

Глава 4 Восьминедельная программа

осознанной медитации

В следующих главах книги вы узнаете, как при помощи осознанной медитации научиться укрощать собственное сознание, стать счастливее и получить удовольствие от жизни. Вы пойдете по пути, который когда-то прошли многие философы и адепты медитации и который, согласно научным открытиям, действительно помогает избавиться от тревоги, перенапряжения, морального и физического истощения.

Каждая из глав, которую вам предстоит прочитать, состоит из двух элементов: первый – это медитация или серия из коротких медитаций, которые в общей сложности занимают от 20 до 30 минут в день; второй – приемы избавления от старых привычек. Они довольно занимательны, и задача их состоит в том, чтобы возродить любознательность. Например, вам будет предложено пойти в кино и выбрать там любой фильм наугад или, придя на совещание, сесть не на то место, где вы привыкли сидеть, а на другое. Эти действия нужно будет проделать осознанно, максимально на них сосредоточившись. Приемы, о которых пойдет речь, могут показаться несерьезными, но они очень эффективно разрушают те самые привычки, которые вызывают в нас в негативные мысли. Они помогут победить рутину и подтолкнут к исследованию чего-то нового. Каждую неделю вам будет предложено попробовать новый прием.

В идеале каждую медитацию необходимо выполнять шесть дней из семи. Если по какой-то причине у вас не получается уложиться в этот график, вы можете просто перенести текущую медитацию на следующую неделю. Если вы пропустили всего несколько медитаций, можете переходить к следующей. Выбор за вами.

Не столь важно пройти весь курс за восемь недель, но нужно обязательно пройти его полностью, если вы хотите извлечь максимум пользы и в полной мере почувствовать, что может дать вам осознанность.

В каждой главе мы поместили практики недели, чтобы вам было легче искать нужную информацию, если вы захотите прочитать всю книгу, а потом начать выполнение программы. Если вы выберете этот способ, то лучше перед началом каждой недели перечитывать соответствующую главу, чтобы освежить в памяти цели и смысл каждой практики.

В течение первых четырех недель программы упор делается на то, чтобы стать открытым и внимательным по отношению к различным элементам внутреннего и внешнего мира.

Вы также научитесь использовать «трехминутную дыхательную медитацию» , которая помогает перезагрузить мозг или притормозить, когда вы чувствуете, что жизнь слишком ускоряется. Она объединяет те приемы, которым вы научитесь во время более продолжительных практик. Многие из тех, кто прошел наш курс осознанной медитации (а это люди со всего мира), утверждают, что «трехминутная дыхательная медитация» – самый важный навык, который они вынесли из всего курса и который помогает им вновь обрести контроль над своей жизнью.

Вторая половина программы основана на проделанной в течение первых четырех недель работе и учит рассматривать мысли как происходящие в сознании события – подобно облакам на небе, – а также развивает умение принимать, сострадать и сопереживать себе и другим. На этом состоянии ума построено все остальное.

Д. Пенман, М. Уильямс. «Осознанность. Как обрести гармонию в нашем безумном мире»

Описание программы по неделям

На первой неделе вы увидите собственный автопилот в действии и поймете, что происходит, если его отключить. На этой неделе основной будет медитация «дыхание и тело », которая успокаивает сознание и помогает проследить, что в нем происходит, когда оно на чем-то сосредоточено. Еще одна, более короткая медитация помогает восстановить связь со своими органами чувств за счет осознанного отношения к еде. И хотя обе практики предельно просты, они являются важной основой, на которой построены все другие медитации.

На второй неделе используется простая медитация «сканирование тела », которая помогает понять различия между собственно ощущением и нашим восприятием этого ощущения. Многие из нас столько времени проводят в собственных мыслях, что часто забывают ощущать мир через органы чувств, напрямую. Медитация «сканирование тела» помогает натренировать сознание, чтобы фокусироваться непосредственно на телесных ощущениях, не оценивая и не анализируя их. Это позволяет отследить момент, когда сознание пускается в размышления, и научиться чувствовать разницу между сознанием думающим и сознанием чувствующим.

Третья неделя отталкивается от первых двух и включает практику осознанного движения, основанную на йоге. Эти совсем не сложные движения позволяют яснее увидеть и почувствовать ограничения нашего тела и разума, а также научиться правильно реагировать на ситуации, когда мы достигаем этих ограничений. Они помогают разуму продолжить воссоединение с телом. Постепенно вы начнете замечать, что ваше тело становится очень чувствительным по отношению к эмоциям, которые нарушают ваше спокойствие, когда вы зацикливаетесь на определенных целях. Это позволяет понять, насколько мы можем быть напряжены, раздражены или недовольны, когда что-то происходит не так, как хочется. Это своеобразная «система раннего предупреждения», очень важная и мощная, которая позволяет остановить проблемы, прежде чем они разрастутся.

На четвертой неделе вы познакомитесь с медитацией «звуки и мысли », которая помогает понять, что вы, сами того не желая, слишком много думаете над чем-то. Вы научитесь рассматривать свои мысли как происходящие в сознании события, которые проявляются и уходят, подобно звукам, и ничего более. Прислушиваясь во время медитации к окружающим звукам, вы поймете, что сознание для мыслей – то же, что ухо для звуков. Вы научитесь видеть свои мысли и чувства со стороны и отслеживать, как они приходят в пространстве осознанного внимания. Вам будет легче фокусироваться на конкретных вещах и ситуациях, и вы сможете по-новому посмотреть на свою загруженность и проблемы.

Медитация пятой недели – « исследование сложной ситуации» –

помогает без страха реагировать на подобные ситуации, которые время от времени возникают в жизни, а не избегать их. Многие проблемы решаются сами собой, но к некоторым нужно подходить открыто, с интересом,

Д. Пенман, М. Уильямс. «Осознанность. Как обрести гармонию в нашем безумном мире»

любопытством и состраданием, а если их игнорировать, они будут только отравлять вам жизнь.

На шестой неделе у вас будет возможность развить это умение и почувствовать, как негативные мыслительные процессы постепенно исчезают, когда вы активно практикуете милосердие и сострадание через «дружественную медитацию» и добрые поступки. Налаживание дружбы с самим собой, и в том числе с тем, что мы считаем неудачами и несовершенствами, – необходимое условие для того, чтобы найти гармонию в безумном мире.

На седьмой неделе вам предстоит исследовать тесные связи между повседневными делами, занятиями, поведением и настроением. Испытывая стресс и упадок сил, мы часто отказываемся от занятий, которые питают нас, чтобы найти время на более «срочные» и «важные» дела. Мы пытаемся «разгрести завалы». Поэтому на предпоследней неделе мы будем практиковать медитацию, которая помогает делать правильный выбор. Так вы сможете чаще делать то, что вас заряжает, и ограничить негативное воздействие тех занятий, которые истощают ваши внутренние ресурсы. Это, в свою очередь, повысит вашу креативность, эмоциональную устойчивость и поможет наслаждаться жизнью спонтанно и в таком виде, в каком она есть, а не в каком вы хотите ее видеть. Конечно, это не избавит вас от тревог, беспокойства и стресса, но эти негативные эмоции будут рассеиваться быстрее, если вы научитесь реагировать на них по-доброму.

Практика восьмой недели поможет вам внедрить осознанность в ваши повседневные занятия, чтобы вы могли воспользоваться ею тогда, когда это больше всего нужно.

В течение каждой недели мы специально концентрируемся на одном аспекте режима осознания, описанного в главе 3 , чтобы вы постепенно и на самом глубинном уровне понимали, что происходит, когда вы отключаете автопилот и живете настоящим.

Несмотря на то что каждая новая медитация учит новому аспекту осознанности, на самом деле они все взаимосвязаны. Как мы отметили ранее, изменение одного из этих параметров автоматически приводит к изменению других. Именно поэтому вам предлагается несколько практик, и каждую из них нужно выполнять на протяжении недели. Все они помогают достичь осознанности разными путями, и нельзя заведомо знать, какой из них в этот момент жизни лучше всего поможет вам воссоединиться с самой глубокой и мудрой стороной вашей личности.

В супермаркетах и интернет магазинах пожалуй можно найти любой, даже очень редкий коньяк, с огромной историей и длинным списком сортов, в него входящих

Эмоциональное сознание

Обычно, мы редко задумываемся об истинных причинах многих наших реакций, действий, поступков, редко задумываемся о том, что за мир нас окружает. И еще реже, почему мы видим мир таким, каким видим. Возможно, если принять во внимание тот факт, что "сколько людей - столько и представлений", наше видение мира, а стало быть, и наши реакции также не являются абсолютно истинными и объективными. Когда-то в древности один знаменитый философ по имени Платон сравнил наш мир с пещерой, а нас с узниками, заключенными в ней. Причем, мы уже рождаемся в этой пещере таким образом, что цепи, сковывающие нас, держат нас спиной к входу и позволяют нам видеть лишь тени на стене перед нами, тени того, что происходит вовне. Следовательно, мы видим лишь отражения, иллюзию, а не саму реальность. Что же является причиной иллюзий?

Вы никогда не задумывались, что наш мир, мир, в котором живет каждый из нас, в каком-то смысле создан нашими же эмоциями? Стоит привести один простой пример: если у нас хорошее настроение, если мы всем довольны, не кажется ли нам, что жизнь "прекрасна и удивительна", а люди вокруг - сама доброта, что все вокруг окрашено в розовые и голубые, радостные тона? В моменты же депрессии, обиды, усталости, не кажется ли нам та же самая жизнь унылой и противной, те же люди - злыми и настроенными против нас, а все вокруг, не видится ли нам серым, грязным, черным, отвратительным? Что поменялось? Наши эмоции!

Давайте попытаемся разобраться в природе и функциях наших эмоций, памятуя, впрочем, о том, что человек ими не ограничивается. Первое, что мы можем заметить, это то, что хотя спектр и оттенки эмоций практически бесконечны, в целом их можно разделить на положительные и отрицательные. Есть вещи, которые вызывают у нас удовольствие и радость, есть те, которые вызывают боль, страх, отвращение... Также, мы можем заметить, что первая реакция на то, что происходит с нами именно эмоциональная. Одним словом, именно благодаря эмоциям мы получаем первое представление о вещах, именно эмоции оценивают их, и во многом определяют наше к ним отношение в дальнейшем. Благодаря эмоциям есть вещи, которые нам "нравятся" и есть вещи, которые нам "не нравятся". Но это еще не все, и это очень важно, - есть вещи, которые для нас, в каком-то смысле не существуют, так как эмоций вообще не вызывают.

В этом мире живут или когда-либо жили миллиарды и миллиарды человеческих существ, среди них есть наши близкие, родные, друзья, просто знакомые, и бесконечная масса тех, кого мы никогда не знали и не узнаем. Все эти люди, великие и мелкие, благородные и низкие, добрые и злые, внешне очень похожи друг на друга. Однако, взглянув на них глазами наших эмоций, мы увидим, что в нашей "пещере" кто-то, кого мы очень боимся или очень любим, окажется гигантом, кто-то менее значимый для нас будет поменьше, остальные же станут вообще практически незаметными, слившись в одну далекую общую массу. Как говорил Владимир Маяковский: "Быть может гвоздь у меня в сапоге страшней, чем вся фантазия у Гете". Можно видеть, что эмоции отражают силу (но не глубину) наших личных связей и взаимоотношений с другими людьми и вещами. Они показывают степень нашей личной заинтересованности, нашего личного участия, нашей личной вовлеченности в то или иное событие. Мы переживаем ту или иную вещь именно благодаря эмоциям, они дают нам непосредственное ощущение жизни, они позволяют нам почувствовать за игрой актера или действием книжного героя реальную жизнь и пережить ее так, как будто это происходит с нами самими. Они вовлекают нас в свой поток, делая нас из отстраненных свидетелей своеобразными "участниками" событий подчас вымышленных, и мы любим или ненавидим, неосознанно следуя замыслу автора. Эмоции связывают наше маленькое "я" с тем, что окружает нас очень тесными, но невидимыми узами симпатии или антипатии. И надо признать, что исходя из этой эмоциональной оценки, сами того не осознавая, мы строим свои представления о мире, о людях, исходя из нее, мы реагируем и поступаем. Вполне понятно, что, будучи сугубо личными и зависящими от множества изменчивых условий и внешних и, особенно, внутренних, мало осознаваемых нами, такие представления и реакции часто оказываются ошибочными. И то, что нам не нравится, мы без особых раздумий называем "плохим", а то, что нравится - "хорошим".

Таким образом, эмоции являются "проводником" сознания, окрашивая и трансформируя реальность подобно кривому зеркалу в комнате смеха, в зависимости от наших предпочтений, настроений, привычек... В обыденной жизни это служит причиной многих ошибок и разочарований, многих поспешных решений и поступков. Проблема в том, что мы не отделяем вещи от их отражений в эмоциях, и в то время как судим и "анализируем" свои неопределенные личные впечатления, считаем, что анализируем объективную реальность. Естественно, вышесказанное нельзя принимать как неизменную данность для любого человека. Как показывает опыт, способность отделять свои эмоции от реальности - это вопрос внутренней зрелости человека, его жизненного опыта, его развития. В целом, можно выделить три этапа развития эмоционального сознания.

На первом этапе наше сознание воспринимает мир через изменчивую игру ощущений. В это время для человека существует лишь то, что он непосредственно ощущает, чувствует, видит, слышит, осязает... Он подобен животному или младенцу, не способному связать впечатления между собой и создать стабильный образ или картину реальности. Из огромного числа действующих внутренних и внешних факторов, он реагирует на самый сильный, тот, который вытесняет все остальные, становясь своеобразным центром неразвитого инфантильного сознания. Отдельное, индивидуальное "я", то, которое мыслит и принимает решения, на этом этапе отсутствует. Точнее сказать, нет разделения между "я" и "не-я", ребенок не отделяет себя от окружающего мира, данного ему в его ощущениях. Все поступки, реакции - не более чем следствия его ощущений и рефлексов или привычек. Наше "я" на этом этапе сливается с тем, что мы в данный момент переживаем, и именно это одно переживание составляет в данный момент весь наш мир. К сожалению, это состояние далеко не всегда заканчивается с детством, а лишь усложняется, сохраняя свою суть. Стоит вспомнить, как зачастую любая более-менее серьезная проблема становится для нас "концом света", и мы помимо ее уже ничего не воспринимаем, она - центр нашего инфантильного сознания, она - наше "я". Будь то зубная боль или нанесенная кем-то обида, "я" настолько слабо, что не в силах противостоять натиску "чувств". Переход на второй этап происходит достаточно незаметно, бессознательно, когда в ходе своего естественного развития, наше "я" становится более сильным и стабильным.

На втором этапе, когда мы уже научились элементарно отделять себя от собственных ощущений, и наша жизнь перестала быть качанием маятника между эйфорией и депрессией, эмоциональное сознание создает свой маленький мир, в центре которого стоит наше "я". Теперь эмоции выступают единственным связующим звеном между "я" и "не-я". Они отражают наше личное отношение к окружающим нас вещам, наши симпатии и антипатии. Мир, таким образом созданный, очень узок, субъективен и эгоцентричен. В нем мы путаем объективный мир и свои субьективные впечатления. Именно к этому этапу в наибольшей мере относится все то, о чем мы говорили о эмоциях в первой части статьи. На этом этапе в наибольшей мере проявляются все известные механизмы психологической защиты, как, например, вытеснение. Повинуясь заложенному в психике инстинкту, эмоциональное сознание стремится к получению максимального удовольствия в любых возможных и доступных формах. И, одновременно, пытается свести к минимуму все негативные переживания, в том числе вызванные воспоминаниями о прошлых неудачах и проблемах. Оно действует исходя из известного "принципа удовольствия", уводящего нас от реального восприятия жизни. То, что не нравится, просто не воспринимается, отрицается или очень скоро забывается. Зато свои представления и плоды своих же фантазий мы воспринимаем как нечто реальное и осязаемое. И это лишний раз говорит о том, что в нашем, все еще инфантильном сознании объективное и субъективное, внешнее и внутренне практически не разделяются. Сознание и "я" все еще находятся под властью эмоций, мы видим лишь то, что хотим видеть. Простым примером этому подчас являются наши споры, когда мы с пеной у рта доказываем друг другу то, о чем сами ничего не знаем, но просто нам кажется, что это "именно так". Или наши "розовые" иллюзии, когда мы верим, что весь мир изменится, стоит нам только захотеть.

Дальнейший путь требует уже значительных сознательных усилий. Нам необходимо попытаться понять смысл вещей и событий, с нами происходящих, добраться до их сути. Всякий раз, принимая решение, необходимо делать усилия, чтобы остановиться и рассмотреть дело со всех сторон, не ограничиваясь той оценкой, которую диктуют нам эмоции. Необходимо делать усилия, чтобы не считать себя "всегда и во всем правым". Необходимо делать сознательные усилия, чтобы научиться распознавать истинные причины наших эмоций, мыслей, представлений... В целом, необходимо самопознание.

Третий этап можно назвать этапом зрелости. "Принцип удовольствия" заменяется "принципом реальности". Человек в состоянии отделить свое "я" от своих эмоций и чувств, способен возвыситься над ними. Он также способен распознать, где объективный мир, а где его собственные ощущения, мысли, представления. На этом этапе человек подчиняет сознательному контролю свои эмоции, чувства, мысли... Эмоции становятся проводниками гораздо более глубоких состояний души человека. Направляемые в нужное русло, они являются одним из инструментов настоящего творца, способного затрагивать самые глубины сердец других людей. Это умение - наиболее ярко проявляющееся у подлинных, поистине великих поэтов, музыкантов, актеров, ораторов... - делает возможным существование искусства, как способности передавать глубокие идеи, суть и смысл вещей. Вспомним, например Иннокентия Смоктуновского в роли Гамлета. Нам трудно, наверное, это понять - как можно передавать эмоции, не будучи самому ими захваченным. Но представьте себе музыканта, который от волнения и вдохновения не может управлять своими пальцами, или певца со срывающимся от переживаний голосом. Таким образом, на этом этапе эмоции не должны более быть бесконтрольными реакциями, став лишь формой для передачи внутреннего состояния. На первый план нашей жизни, наших действий выходят помимо эмоций другие силы нашей души. Человек преодолевает хаотическое, иррациональное влияние эмоций, пробуждая способность понимать и распознавать суть вещей. Проводником нашего сознания становятся более глубокие и стабильные факторы разума, интуиции и воли.

И в завершение можно добавить, что, как показывает опыт, элементы всех трех этапов переплетаются между собой. Как бы ни был человек противоречив внутренне, тем не менее, он представляет собой достаточно целостную систему, где все взаимосвязано. Развитие сознания - это непрерывный процесс, не имеющий четких и однозначных границ. В нем участвуют множество факторов и сил, как внешних, так и внутренних, но лишь малая часть из них доступна наблюдению.

Этот путь поиска зрелости требует недюжинных сознательных усилий. Это путь самовоспитания, и в каком-то смысле он неизбежен для каждого человека. Остается открытым лишь вопрос времени и желания.

Илья Барабаш

URL ресурса: [email protected]

Что ты сейчас чувствуешь? — спрашивает Наталия, мой психотерапевт. Иногда я без труда выпаливаю: облегчение, тоску, безысходность. А иногда теряю контакт со своими чувствами, и кажется, не ощущаю ничего, кроме пустоты. Но это не значит, что чувства нет. Просто что-то мешает ему проявиться…

В начале психотерапии я была похожа на овощ. Если точнее — на капусту. Понадобилось больше четырех лет, чтобы, снимая лист за листом, приблизиться к сердцевине. Тогда я поняла — того, что мы знаем, мало. Сколько бы мы ни думали, какими бы умными и начитанными ни были, сколько бы стран ни объездили, мы никто, пока до конца не понимаем своих чувств.

Моя цель на год — развитие эмоциональной осознанности, чтобы научиться управлять собой и собственной жизнью. Хочу корректировать своё поведение, использовать чувства и их энергию для преодоления препятствий и . Все это я буду транслировать в блоге и в своем профиле в Инстаграм .

Перед тем как перейти к проекту, хочу рассказать, почему понимание природы чувств так важно для каждого из нас.

Эмоции = чувства?

В статьях, посвященных проекту, чувства и эмоции будут восприниматься как синонимы. Но между ними есть разница, которую важно понимать.

Эмоции описывают физическое состояние и генерируются подсознанием. Мы их не контролируем. Они имеют проявления, которые можно измерить или увидеть — расширенные зрачки, потоотделение, активность мозга, частота сердечных сокращений, выражение лица, уровень гормонов, изменение дыхания. Пол Экман выделяет 6 базовых эмоций — гнев, удивление, страх, радость, грусть и отвращение.

Чувство — это субъективная реакция на эмоцию, которая генерируется сознанием и зависит от нашего опыта. Два человека могут испытать разные чувства по отношению к одной и той же эмоции. Например, увидев паука, кто-то испугается, кто-то почувствует отвращение, кто-то — любопытство. Но в основе все равно будет лежать страх. Всего человек может распознать около 500 чувств. Но возможно, их гораздо больше.

Мы можем испытывать эмоции, не испытывая чувств, но не можем испытывать чувства, не испытывая эмоций.

Зачем нам эмоции

Когда мы радуемся, то не задумываемся, зачем нам чувствовать. Но переживая сильные негативные эмоции, хочется стать бездушной ящерицей. Психотерапевты говорят, что помимо физического у человека есть «эмоциональное тело», которое формируется с детства и выстраивает мимику, телесные привычки, влияет на способ жизни и отношения с другими людьми. Так зачем же нам все это?

  • Мотивация. Положительные чувства (успех, счастье) заставляют ставить и добиваться цели. Отрицательные чувства защищают от опасности. Страх не даст нам перейти улицу на красный свет, а чувство удовольствия заставляет знакомиться, создавать семьи и продолжать род.
  • Общение. Эмоции помогают общаться с другими людьми, выстраивать отношения и границы. Мы повышаем голос, когда злимся, улыбаемся и киваем, чтобы проявить интерес, прекращаем говорить, если видим, что человеку скучно. Нас привлекают люди, которые управляют своими эмоциями и строят свое поведение, учитывая настроение других.
  • Предпочтения. Эмоции помогают понять, что нам нравится, а что нет. Это влияет на выбор хобби, ценности, круг общения, работу, интересы, предпочтения в литературе, еде и спорте.

Не бывает плохих и хороших эмоций

Гнев не менее важен, чем счастье, а иногда полезнее радости. Не совсем правильно делить чувства на хорошие и плохие. Плохим, а скорее неприемлемым, может быть только способ их выражения.

Все, что мы чувствуем, сообщает ценную информацию о происходящем. Нельзя стремиться только к позитивным эмоциям, избегать и ругать себя за негативные. Вместо того, чтобы думать, что мы не должны испытывать раздражение, лучше сосредоточиться на том, что за ним прячется и почему.

Негативные чувства помогают достичь баланса и оценить переживания. Люди, которые стремятся испытывать исключительно положительные эмоции, со временем просто начинают игнорировать проблемы, которые действительно важны для формирования личности. Чем больше мы игнорируем неприятное, тем сложнее это пережить и оставить в прошлом.

Почему важно осознавать эмоции

До того, как я начала обращать внимание на то, что чувствую от момента к моменту, я не проводила параллель между своими эмоциями и действиями. Из-за этого я иногда неадекватно реагировала на действия других людей и не могла проявить сочувствие, когда это было необходимо.

Эмоции постоянно присутствуют в нашей жизни и влияют на все, что мы делаем.

Способность определять и выражать эмоции, понимать связь между чувствами и действиями и контролировать свое поведение называется эмоциональной осознанностью. Она является неотъемлемой частью .

Эмоциональная осознанность позволяет:

  • принять себя и осознать свои нужды
  • понять, что нравится, а что нет
  • проявить сочувствие к другим людям, когда они в этом нуждаются
  • общаться открыто и эффективно
  • принимать решения, основываясь на важных вещах, а не на импульсах
  • достигать целей
  • строить крепкие, здоровые и взаимные отношения
  • уменьшить силу стресса
  • перестать игнорировать разрушительные эмоции
  • избежать психосоматических заболеваний, которые развиваются как реакции организма на эмоциональные переживания
  • забыть про резкие скачки настроения
  • отдавать отчёт своим действиям и словам
  • запастись внутренней энергией и не растрачивать ее попусту
  • выражать свои потребности приемлемыми способами.

Как развить эмоциональную осознанность

Вот мы и подошли к главному. Перед тем, как продолжить читать, ответьте, пожалуйста, на 2 вопроса:

  1. Что вы сейчас чувствуете?
  2. Какие эмоции испытывали в последние несколько дней?

Возможно, вы ответили — у меня все “хорошо”, “не очень хорошо” или “нормально” и перечислили два-пять чувств. Наш запас эмоций не слишком разнообразный, потому что мы склонны делить жизнь на черное, белое и серое, и многим людям достаточно трудно назвать чувство которое они испытывают, независимо от его сложности.

Чем тяжелее нам понять, что мы чувствуем, тем сложнее контролировать это чувство. Мы думаем, что просто злимся на коллегу из-за того, что он не справился с задачей. Но на самом деле, это может быть тревогой из-за того, что теперь эту проблему нужно решить, ответственность лежит на вас, что скажет начальство, пострадает ваш имидж исполнительного сотрудника. В одном из сценариев мы ругаем коллегу, вызываем чувство вины, портим отношения. Или думаем, что эта ситуация для нас значит, пытаемся решить проблему вместе, понять, почему это произошло, сохраняем нормальные отношения.

Мы каждый день сталкиваемся с людьми, которые не могут выражать свои потребности здоровыми способами. Их легко вычислить по резкому тону, раздражительности, они срываются на близких и подчиненных, скорее всего они часто болеют, не понимая, что просто не могут осознать, что чувствуют, как с этим справиться и как попросить позаботиться о себе.

Несколько простых шагов для понимания и принятия своих эмоций.

  1. Сделайте привычкой включаться несколько раз в день, чтобы почувствовать, что вы ощущаете в разных ситуациях. Например, вы построили планы на выходные, отказали кому-то в просьбе или поговорили по телефону с родителями. Что вы чувствуете после этого? Просто заметьте и назовите. Это займет не больше пяти секунд, но станет отличным упражнением. Попробуйте заметить, как это чувство проходит, уступая место новым ощущениям.
  2. Оцените, насколько сильное чувство испытываете по шкале от 1 до 10.
  3. Делитесь своими чувствами с близкими. Это лучший способ превратить эмоции в слова. Такие разговоры сделают вас еще ближе, а отношения крепче. Можно делиться чем-то очень личным или повседневным. Помните, это не просто пересказ событий, это их чувственная оценка — на меня пролили соус в кафе и я разозлилась , или наоборот, мне стало жаль официанта, которого отчитал администратор.

Не нужно делить чувства на позитивные и негативные, просто замечайте, называйте и делитесь ими.

Проект 365 чувств

Человек, который умеет осознавать и контролировать свои эмоции, способен мыслить ясно и творчески, более эффективно справляться со стрессом и тревогой, общаться с другими людьми на равных, выражать любовь, доверие и сочувствие.

Чувства — это совершенно особенный слой, освоив который становится гораздо проще стать счастливым и жить жизнью, которую любишь. Поэтому после прошлого года, который меня немного потрепал, у меня огромные надежды на проект 365 чувств.

  • Чтобы расширить свои знания об эмоциях, раз в неделю я буду выбирать одно из чувств и описывать его в блоге. Первым станет чувство стыда.
  • Я начну вести дневник чувств, куда на протяжении дня буду записывать то, что испытываю. Это поможет разобраться, какие эмоции преобладают в моей жизни, изучить те, которые не могу распознать, и понять, какие легко или сложно назвать.
  • Хочу больше обсуждать с близкими чувства, а не только события. Учиться проявлять сочувствие и понимать, что чувствуют другие, чтобы сделать отношения более крепкими, личными и доверительными.

Следите за проектом, а лучше - присоединяйтесь!

Обычно, мы редко задумываемся об истинных причинах многих наших реакций, действий, поступков, редко задумываемся о том, что за мир нас окружает. И ещё реже, почему мы видим мир таким, каким видим. Возможно, если принять во внимание тот факт, что "сколько людей — столько и представлений", наше видение мира, а стало быть, и наши реакции также не являются абсолютно истинными и объективными. Когда-то в древности один знаменитый философ по имени Платон сравнил наш мир с пещерой, а нас с узниками, заключёнными в ней. Причём, мы уже рождаемся в этой пещере таким образом, что цепи, сковывающие нас, держат нас спиной к входу и позволяют нам видеть лишь тени на стене перед нами, тени того, что происходит вовне. Следовательно, мы видим лишь отражения, иллюзию, а не саму реальность.

Что же является причиной иллюзий?

Вы никогда не задумывались, что наш мир, мир, в котором живёт каждый из нас, в каком-то смысле создан нашими же эмоциями? Стоит привести один простой пример: если у нас хорошее настроение, если мы всем довольны, не кажется ли нам, что жизнь "прекрасна и удивительна", а люди вокруг — сама доброта, что всё вокруг окрашено в розовые и голубые, радостные тона? В моменты же депрессии, обиды, усталости, не кажется ли нам та же самая жизнь унылой и противной, те же люди — злыми и настроенными против нас, а всё вокруг, не видится ли нам серым, грязным, чёрным, отвратительным?

Что поменялось? Наши эмоции!

Давайте попытаемся разобраться в природе и функциях наших эмоций, памятуя, впрочем, о том, что человек ими не ограничивается. Первое, что мы можем заметить, это то, что хотя спектр и оттенки эмоций практически бесконечны, в целом их можно разделить на положительные и отрицательные. Есть вещи, которые вызывают у нас удовольствие и радость, есть те, которые вызывают боль, страх, отвращение… Также, мы можем заметить, что первая реакция на то, что происходит с нами именно эмоциональная. Одним словом, именно благодаря эмоциям мы получаем первое представление о вещах, именно эмоции оценивают их, и во многом определяют наше к ним отношение в дальнейшем. Благодаря эмоциям есть вещи, которые нам "нравятся" и есть вещи, которые нам "не нравятся" . Но это ещё не всё, и это очень важно, — есть вещи, которые для нас, в каком-то смысле не существуют, так как эмоций вообще не вызывают.

В этом мире живут или когда-либо жили миллиарды и миллиарды человеческих существ, среди них есть наши близкие, родные, друзья, просто знакомые, и бесконечная масса тех, кого мы никогда не знали и не узнаем. Все эти люди, великие и мелкие, благородные и низкие, добрые и злые, внешне очень похожи друг на друга. Однако, взглянув на них глазами наших эмоций, мы увидим, что в нашей "пещере" кто-то, кого мы очень боимся или очень любим, окажется гигантом, кто-то менее значимый для нас будет поменьше, остальные же станут вообще практически незаметными, слившись в одну далёкую общую массу. Как говорил Владимир Маяковский: "Быть может гвоздь у меня в сапоге страшней, чем вся фантазия у Гёте" . Можно видеть, что эмоции отражают силу (но не глубину) наших личных связей и взаимоотношений с другими людьми и вещами. Они показывают степень нашей личной заинтересованности, нашего личного участия, нашей личной вовлечённости в то или иное событие. Мы переживаем ту или иную вещь именно благодаря эмоциям, они дают нам непосредственное ощущение жизни , они позволяют нам почувствовать за игрой актёра или действием книжного героя реальную жизнь и пережить её так, как будто это происходит с нами самими. Они вовлекают нас в свой поток, делая нас из отстранённых свидетелей своеобразными "участниками" событий подчас вымышленных, и мы любим или ненавидим, неосознанно следуя замыслу автора. Эмоции связывают наше маленькое "я" с тем, что окружает нас очень тесными, но невидимыми узами симпатии или антипатии. И надо признать, что исходя из этой эмоциональной оценки, сами того не осознавая, мы строим свои представления о мире, о людях, исходя из неё, мы реагируем и поступаем . Вполне понятно, что, будучи сугубо личными и зависящими от множества изменчивых условий и внешних и, особенно, внутренних, мало осознаваемых нами, такие представления и реакции часто оказываются ошибочными. И то, что нам не нравится, мы без особых раздумий называем "плохим", а то, что нравится — "хорошим".

Таким образом, эмоции являются "проводником" сознания, окрашивая и трансформируя реальность подобно кривому зеркалу в комнате смеха, в зависимости от наших предпочтений, настроений, привычек . В обыденной жизни это служит причиной многих ошибок и разочарований, многих поспешных решений и поступков. Проблема в том, что мы не отделяем вещи от их отражений в эмоциях, и в то время как судим и "анализируем" свои неопределённые личные впечатления, считаем, что анализируем объективную реальность. Естественно, вышесказанное нельзя принимать как неизменную данность для любого человека. Как показывает опыт, способность отделять свои эмоции от реальности — это вопрос внутренней зрелости человека, его жизненного опыта, его развития.

В целом, можно выделить три этапа развития эмоционального сознания:

  1. На первом этапе наше сознание воспринимает мир через изменчивую игру ощущений. В это время для человека существует лишь то, что он непосредственно ощущает, чувствует, видит, слышит, осязает. Он подобен животному или младенцу, не способному связать впечатления между собой и создать стабильный образ или картину реальности. Из огромного числа действующих внутренних и внешних факторов, он реагирует на самый сильный, тот, который вытесняет все остальные, становясь своеобразным центром неразвитого инфантильного сознания. Отдельное, индивидуальное "я", то, которое мыслит и принимает решения, на этом этапе отсутствует. Точнее сказать, нет разделения между "я" и "не-я", ребёнок не отделяет себя от окружающего мира, данного ему в его ощущениях. Все поступки, реакции — не более чем следствия его ощущений и рефлексов или привычек. Наше "я" на этом этапе сливается с тем, что мы в данный момент переживаем, и именно это одно переживание составляет в данный момент весь наш мир. К сожалению, это состояние далеко не всегда заканчивается с детством, а лишь усложняется, сохраняя свою суть. Стоит вспомнить, как зачастую любая более-менее серьёзная проблема становится для нас "концом света", и мы помимо её уже ничего не воспринимаем, она — центр нашего инфантильного сознания, она — наше "я". Будь то зубная боль или нанесённая кем-то обида, "я" настолько слабо, что не в силах противостоять натиску "чувств".
  2. Переход на второй этап происходит достаточно незаметно, бессознательно, когда в ходе своего естественного развития, наше "я" становится более сильным и стабильным . На втором этапе, когда мы уже научились элементарно отделять себя от собственных ощущений, и наша жизнь перестала быть качанием маятника между эйфорией и депрессией, эмоциональное сознание создаёт свой маленький мир, в центре которого стоит наше "я". Теперь эмоции выступают единственным связующим звеном между "я" и "не-я" . Они отражают наше личное отношение к окружающим нас вещам, наши симпатии и антипатии. Мир, таким образом, созданный, очень узок, субъективен и эгоцентричен. В нём мы путаем объективный мир и свои субъективные впечатления. Именно к этому этапу в наибольшей мере относится всё то, о чём мы говорили об эмоциях в первой части статьи. На этом этапе в наибольшей мере проявляются все известные механизмы психологической защиты, как, например, вытеснение. Повинуясь заложенному в психике инстинкту, эмоциональное сознание стремится к получению максимального удовольствия в любых возможных и доступных формах. И, одновременно, пытается свести к минимуму все негативные переживания, в том числе вызванные воспоминаниями о прошлых неудачах и проблемах. Оно действует исходя из известного "принципа удовольствия", уводящего нас от реального восприятия жизни. То, что не нравится, просто не воспринимается, отрицается или очень скоро забывается. Зато свои представления и плоды своих же фантазий мы воспринимаем как нечто реальное и осязаемое. И это лишний раз говорит о том, что в нашем, всё ещё инфантильном сознании объективное и субъективное, внешнее и внутренне практически не разделяются. Сознание и "я" все ещё находятся под властью эмоций, мы видим лишь то, что хотим видеть. Простым примером этому подчас являются наши споры, когда мы с пеной у рта доказываем друг другу то, о чём сами ничего не знаем, но просто нам кажется, что это "именно так". Или наши "розовые" иллюзии, когда мы верим, что весь мир изменится, стоит нам только захотеть. Дальнейший путь требует уже значительных сознательных усилий. Нам необходимо попытаться понять смысл вещей и событий, с нами происходящих, добраться до их сути. Всякий раз, принимая решение, необходимо делать усилия, чтобы остановиться и рассмотреть дело со всех сторон, не ограничиваясь той оценкой, которую диктуют нам эмоции. Необходимо делать усилия, чтобы не считать себя "всегда и во всём правым". Необходимо делать сознательные усилия, чтобы научиться распознавать истинные причины наших эмоций, мыслей, представлений… В целом, необходимо самопознание.
  3. Третий этап можно назвать этапом зрелости. "Принцип удовольствия" заменяется "принципом реальности". Человек в состоянии отделить своё "я" от своих эмоций и чувств, способен возвыситься над ними. Он также способен распознать, где объективный мир, а где его собственные ощущения, мысли, представления. На этом этапе человек подчиняет сознательному контролю свои эмоции, чувства, мысли… Эмоции становятся проводниками гораздо более глубоких состояний души человека. Направляемые в нужное русло, они являются одним из инструментов настоящего творца, способного затрагивать самые глубины сердец других людей. Это умение — наиболее ярко проявляющееся у подлинных, поистине великих поэтов, музыкантов, актёров, ораторов — делает возможным существование искусства, как способности передавать глубокие идеи, суть и смысл вещей. Вспомним, например Иннокентия Смоктуновского в роли Гамлета. Нам трудно, наверное, это понять — как можно передавать эмоции, не будучи самому ими захваченным. Но представьте себе музыканта, который от волнения и вдохновения не может управлять своими пальцами, или певца со срывающимся от переживаний голосом. Таким образом, на этом этапе эмоции не должны более быть бесконтрольными реакциями, став лишь формой для передачи внутреннего состояния. На первый план нашей жизни, наших действий выходят помимо эмоций другие силы нашей души . Человек преодолевает хаотическое, иррациональное влияние эмоций, пробуждая способность понимать и распознавать суть вещей. Проводником нашего сознания становятся более глубокие и стабильные факторы разума, интуиции и воли.

И в завершение можно добавить, что, как показывает опыт, элементы всех трёх этапов переплетаются между собой. Как бы ни был человек противоречив внутренне, тем не менее, он представляет собой достаточно целостную систему, где всё взаимосвязано. Развитие сознания — это непрерывный процесс, не имеющий чётких и однозначных границ. В нём участвуют множество факторов и сил, как внешних, так и внутренних, но лишь малая часть из них доступна наблюдению.

Этот путь поиска зрелости требует недюжинных сознательных усилий. Это путь самовоспитания, и в каком-то смысле он неизбежен для каждого человека. Остаётся открытым лишь вопрос времени и желания.