Крестовский биография. Сергей Кристовский

Крестовский Всеволод Владимирович - русский поэт, писатель и литературный критик; приходится отцом Марии Крестовской (писательница) и Игорю Крестовскому (скульптор, реставратор), а также дедом Ярославу Крестовскому (художник).

Биография Всеволода Владимировича Крестовского насыщена многочисленными событиями. Он родился в селе Малая Березянка, Киевской губернии, 11 февраля 1840, в семье уланского офицера. Является выходцем из дворянского рода.

Рифмовать Крестовский начал во время обучения в 1-й Санкт-Петербургской гимназии (1850-1857 гг.). Впервые его стихи были опубликованы в 1857 году. В то же время выходят его первые психологические рассказы и очерки. С 1857 по 1861 учился в северной столице России на юридическом факультете. Он был очень талантливым студентом, активным участником университетских мероприятий. Увлекался рисованием, музыкой, был членом литературных кружков. Именно в те юные годы познакомился со многими писателями, среди которых Ф. М. Достоевский, Д. И. Писарев, А.А. Григорьев. Уже тогда печатался в разных периодических изданиях.

В 1859 году семья Крестовских, к несчастью, разорилась. Всеволод был вынужден зарабатывать в журнале «Русское слово» и давать уроки чиновникам, которые хотели сдать экзамены. Во время таких уроков он познакомился с помощником полицейского надзирателя, благодаря которому получил возможность участвовать в поимке преступников.

В 1861 году женился на актрисе Варваре Дмитриевне Гриневой. Молодая семья жила бедно, весело и недолго. Их скудное жилье стало местом собраний питерской талантливой молодежи. Крестовский расстался с женой в 1863. В том же году он отбыл в Варшаву в составе официальной комиссии исследовать подземелья, которые, в свое время, использовались участниками польского восстания. В Польше Всеволод начинает работу над своим первым романом «Петербургские трущобы», который впоследствии сделал его одним из самых знаменитых и модных писателей. Данное произведение выпускалось в двух томах и считалось самым социалистическим романом, который написан на русском языке. Эта книга раскрывает перед читателем две стороны Санкт-Петербурга: изысканная внешняя и другая, укрытая от лишних взглядов, непривлекательная, но настоящая сторона российского общества. На примере жизни одного города показана ситуация в стране. Современники были в восторге от романа, так как находили в нем много известных им мест и образов. Интересный сюжет, яркие персонажи, зарисовки повседневной жизни разных слоев населения - вызывали неподдельный интерес читателей.

В 1868 Всеволод Крестовский поступил на службу в 14-й уланский Ямбургский полк унтер-офицером. Через пять лет выпустил «Историю 14-го Ямбургского полка». Еще через три года из-под его пера вышла «История л-гв Уланского Его Величества полка», составлена по просьбе Александра ІІ. Материал, собранный для написания истории уланского полка, использовался потом Крестовским в повести «Деды».

В 1876 году Всеволод Крестовский отправился на русско-турецкую войну в качестве редактора «Военно-летучего листка». Очерки об этом периоде в истории России нашли место в книге «Двадцать месяцев в действующей армии». В 1892 году стал редактором газеты «Варшавский дневник», где и работал до конца своих дней. В 1888 году выходит откровенно антисемитская трилогия Крестовского Всеволода Владимировича «Жид идет» (правда третья часть так и не была окончена).

На склоне лет Всеволод Владимирович выучил иврит, к тому времени он уже в совершенстве владел французским, немецким, польским и знал основы японского языка. Он печатался в разное время в периодических изданиях: «Общезанимательный вестник», «Военно-летучий листок», «Исторический вестник», «Искра», «Свет», «Время», «Светоч», «Русское слово», «Заря», «Модный магазин», «Петербургский листок», «Русский мир», «Правительственный вестник», «Русский вестник», «Кругозор», «Всемирная иллюстрация», «Эпоха», «Отечественные записки», «Нива». В 1862 году Крестовский выпусти сборник стихов. Несмотря на то, что произведения не получили одобрения критиков, многие стихотворения стали очень популярными. Некоторые были положены на музыку. Всеволод Крестовский является также автором либретто оперы «Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова и оперы К. П. Вильбоа.

В жанре физиологического очерка, Крестовский издал три книги: «Фотографические карточки петербургской жизни», «Петербургские типы» и «Петербургские злоумышленники». В написании этих произведений помог опыт участия в полицейских облавах и допросах подозреваемых.

Крестовский Всеволод Владимирович умер 18 января 1895 от болезни почек. Его похоронили на Никольском кладбище. Немного времени спустя, тело известного литератора было перезахоронено на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.

К сожаленью, после смерти Крестовского, даже самые знаменитые его произведения стали постепенно забываться. Политика того времени критически относилась к откровенной концепции представленной в творчестве писателя. Но все же, в 80-х, когда переиздали «Петербургские трущобы» интерес, как к автору, так и к его творчеству, возродился. В 90-х даже начали снимать сериал, правда, в названии сменили слово «трущобы» на «тайны». Авторы картины также немного видоизменили сюжет произведения. Они решили отойти от трагизма и адаптировали сериал под запросы большинства телезрителей, сделав основной приключенческую линию. К тому же изменили характеры и действия многих персонажей.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Крестовского Всеволода Владимировича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Творчество Всеволода Владимировича Крестовского - уникальное явление в русской литературе. Всеволод Крестовский - талантливый писатель , интересный человек. Так, вышло, что своим творчеством и своими мыслями, рубив правду матку, Крестовский много кому перешел дорогу. Всеволода не любили поляки и евреи. Не жаловали писателя и представители прогрессивной общественности, ненавидели либералы и не любили консерваторы. Чем же знаменит Всеволод Владимирович Крестовский? - Прежде всего, своим романом «Петербургские трущобы». Роман Крестовского стал, чуть ли не самой популярной книгой в 19 веке… Большое достижение, не правда ли?

Всеволод Владимирович Крестовский родился в феврале 1840 года, в селе Малая Березянка, которая была частью Тарощанского уезда, уезд же в свою очередь был частью Киевской губернии. Отец Крестовского был офицером русской армии. Большую часть детства Крестовский провел у бабашки, в ее имении. Когда мальчику исполнилось 10 лет, он стал учеником Петербургской гимназии, которая была предназначена для дворянских детей. Именно здесь Всеволод получил первые знания для своей будущей литературной деятельности. Тяга к литературе была характерна для мальчика. Уже в четвертом классе, он писал стихи. Разразился Крестовский и рассказиком «Вдовушка». Произведение вышло весьма пикантным, и инспектор гимназии, предал рукопись к сожжению.

В 1857 году, в журнале «Общезанимательный вестник» публикуется рассказ Крестовского в стихах - «Офицерша» и рассказ «Переписка двух уездных барышень». Когда гимназия была окончена, Крестовский решает продолжить обучения. Всеволод Владимирович поступает в Петербургский университет на юридический факультет. Во время учебы в университете, Крестовский знакомится с известными литераторами своего времени: Достоевским , Курочкиным, Писаревым. Всеволод Крестовский был одаренным человеком, творческим, начитанным, умным. Он легко стал своим в кругу известных литераторов, входивших в кружок Л. Мея. Любовную лирику Крестовского ценили самые разные слои русского общества. Так его баллада «Ванька-ключник» стала народной песней. Стихи Всеволода Владимировича «Прости на вечную разлуку» и «Под душистую ветвью сирени» - стали романсами.

Крестовский активно занимался литературой. Писал в нескольких журналах, сочинял стихи и рассказы. Так же Всеволод занимался переводами произведений античных поэтов, сотрудничал с русским композитором Римским-Корсаковым . В 1863 году Крестовский забыл друзей юности, и стал антинигилистом. После того как Всеволод публично высмеял роман Чернышевского, «Что делать?», «друзья» сразу же назвали Крестовского писателем второсортным. Писарев, со страниц журналов обзывал Всеволода «продажным стиходеятелем».

В 1865 году Всеволод Крестовский отправляется в Польшу. В командировку Крестовский едет, как член комиссии по исследованию подземелий Варшавы. Эти подземелья использовались польские восставшие, когда прятались от русской армии. Пребывание в Польше нашло отражение на листе бумаги, так вышла дилогия «Кровавый пуф: Хроника о новом смутном времени Государства Российского». Дилогия состояла из двух романов Крестовского «Две силы» и «Панургово стадо». Произведение имело антипольскую сущность, патриотическую идею и отрицание нигилизма. В революционной среде на писателя обрушился шквал критики. Конечно, им, революционерам по нраву были все те, кто разрушал государство русское, топтал русские устои и традиции, стрелял в русского солдата. Крестовский же таким идеям явно не сочувствовал. В 1867 году Крестовский путешествовал по Волге. В городах он устраивал литературно-музыкальные вечера. Путешествие его нашло отражение в публикации серии очерков о провинциальных нравах, о Нижнем Новгороде и о злоупотреблениях на соляных промыслах. Крестовский был обвинен в клевете. На суде писатель отказался от адвоката, и защищал себя сам. Справился с блеском, обвинение было бессильно, и суд оправдал Крестовского. В 1868 году Крестовский поступил в 140ый Уланский полк Ямбургский полк, который стоял в Гродненской губернии. Пройдет два года, и Крестовского командируют в Главный штаб русской армии в столице российской Империи. Сам император Александр II , поручил Всеволоду написать историю лейб-гвардии Уланского полка.

Крестовский получил доступ к архивам, и благодаря этому написал историческую повесть о царствовании Павла I - «Деды». Когда началась очередная Русско-турецкая война (1877-1878 годы), Всеволод Крестовский был в действующей русской армии, работал корреспондентом «Правительственного вестника». Очерки писателя вошли в два больших тома - «Двадцать месяцев в действующей армии». На войне Крестовский участвовал и в боях. Так писатель, был награжден орденами Российской Империи - орденом Святой Анны и Святого Владимира , сербским орденом Такова, черногорским - орденом князя Даниила. Корреспондента Крестовского, его сводки с фронта, читал сам император. В 1880 году Всеволод Крестовский участвовал в кругосветном путешествии. Чуть позже, более полугода пробыл в Японском порту Нагасаки, где исполнял дипломатическую миссию. В 1882 году Всеволод побывал в Бухару и Хиву. После работал в МВД, был чиновником по особым поручениям.

Много Крестовский ездил по Российской Империи, а свои впечатления переносил на бумагу. Крестовский написал трилогию о мошеннике и крестившийся еврейке. В трилогию вошли книги «Тьма Египетская», «Тамара Бендавид», «Торжество Ваала». Сюжет романа разворачивается на фоне Балканской войны. В трилогии, Крестовский, по мнению критиков, выдал самое яркое и правдивое описание событий Балканской войны. Героизм русских солдат и офицеров, преступления «Товарищества Грегор, Горвиц и Коган», которые занимались интендантскими поставками в русскую армию. 18 января 1895 года Всеволода Владимировича Крестовского не стало. Писатель скончался от болезни почек, которая осложнилась на фоне простуды. Крестовский был похоронен в Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге. Всеволод Владимирович Крестовский замечательный русский писатель, автор многих очерков и романов, исследований. Писатель с боевым прошлым, генерал-майор, рубивший правду матку, служивший на благо Отечества. Жаль, что его имя практически забыто, и мало кто из наших сегодняшних современников знает об этом замечательном русском писателе.

  • Всеволод Владимирович Крестовский - известный русский писатель XIX века, автор романа «Петербургские трущобы» - книги о «сытых и голодных», «авантюрного романа» в шести частях, где он впервые, задолго до М.Горького, изображает героев столичного «дна». Писатель оставил богатое наследие: романы, повести, отдельные рассказы, многочисленные переводы, дневники и путевые заметки, изобилующие многими контрастами как в стиле, так и привязанностях. Был также широко известен как талантливый военный журналист.Предлагаемые читателю путевые заметки В.В.Крестовского «В дальних водах и странах» - подробный отчет (несмотря на некоторые сокращения, не повлекшие полноты восприятия) участника экспедиции адмирала С.С.Лесовского и его штаба из Одессы в далекие Японию и Китай через Босфор, Средиземное море, Суэцкий канал и Индийский океан. В произведении раскрылся недюжинный талант писателя как наблюдательного путешественника, обладающего образным языком, талантливого бытописателя.В сокращении
  • | | (0)
    • Жанр:
    • Всеволод Владимирович Крестовский - известный русский писатель XIX века, автор романа «Петербургские трущобы» - книги о «сытых и голодных», «авантюрного романа» в шести частях, где он впервые, задолго до М.Горького, изображает героев столичного «дна». Писатель оставил богатое наследие: романы, повести, отдельные рассказы, многочисленные переводы, дневники и путевые заметки, изобилующие многими контрастами как в стиле, так и привязанностях. Был также широко известен как талантливый военный журналист.Предлагаемые читателю путевые заметки В.В.Крестовского «В дальних водах и странах» - подробный отчет (несмотря на некоторые сокращения, не повлекшие полноты восприятия) участника экспедиции адмирала С.С.Лесовского и его штаба из Одессы в далекие Японию и Китай через Босфор, Средиземное море, Суэцкий канал и Индийский океан. В произведении раскрылся недюжинный талант писателя как наблюдательного путешественника, обладающего образным языком, талантливого бытописателя.
    • | | (0)
    • Жанр:
    • «Панургово стадо» - первая книга исторической дилогии Всеволода Крестовского «Кровавый пуф».Поэт, писатель и публицист, автор знаменитого романа «Петербургские трущобы», Крестовский увлекательно и с неожиданной стороны показывает события «Нового смутного времени» - 1861–1863 годов.В романе «Панургово стадо» и любовные интриги, и нигилизм, подрывающий нравственные устои общества, и коварный польский заговор - звенья единой цепи, грозящей сковать российское государство в трудный для него момент истории.Array
    • | | (0)
    • Жанр:
    • Первый роман знаменитого исторического писателя Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы» уже полюбился как читателю, так и зрителю, успевшему посмотреть его телеверсию на своих экранах.Теперь перед вами самое зрелое, яркое и самое замалчиваемое произведение этого мастера - роман-дилогия «Кровавый пуф», - впервые издающееся спустя сто с лишним лет после прижизненной публикации.Используя в нем, как и в «Петербургских трущобах», захватывающий авантюрный сюжет, Всеволод Крестовский воссоздает один из самых малоизвестных и крайне искаженных, оболганных в учебниках истории периодов в жизни нашего Отечества после крестьянского освобождения в 1861 году, проницательно вскрывает тайные причины объединенных действий самых разных сил, направленных на разрушение Российской империи.Array
    • | | (0)
    • Жанр:
    • В. В. Крестовский (1840–1895) - автор одного из популярнейших романов XIX в. - «Петербургские трущобы». Менее известно, что из-под пера Крестовского вышло много книг на военные темы, в том числе «Очерки кавалерийской жизни», раскрывающие «физиологию» армейской службы в мирное время в отдаленных гарнизонах. Книга написана богатым, сочным, персонифицированным и не лишенным юмора языком. Автор затрагивает многие проблемы армейской жизни, обострившиеся в наше «смутное» время.
    • | | (0)

    Крестовский Всеволод Владимирович - - русский поэт и прозаик, литературный критик; отец писательницы М. В. Крестовской (в замужестве Картавцева) и скульптора И. В. Крестовского, дед художника Ярослава Крестовского.

    Происходил из старинного дворянского рода. Отец Всеволода Владимировича, Владимир Васильевич, в Крымскую компанию воевал под Севастополем офицером уланского полка, затем вышел в отставку и переехал к семье в Санкт-Петербург. К тому времени (1850-1856 годы) Всеволод прошел курс наук в 1-й гимназии и поступил в 1857 году на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского императорского университета. К этому же времени относятся первые писательские опыты Всеволода Крестовский в жанрах психологического рассказа и очерка нравов.

    К 1859 году семья Всеволода Крестовского разорилась. Он был вынужден уйти из университета и зарабатывал на жизнь литературной поденщиной в журнале "Русское Слово" у Аполлона Григорьева, попутно давая уроки за курс гимназии чиновникам, желавшим сдать экзамены на первый чин коллежского регистратора (14 класс).

    Одним из первых учеников Крестовского стал 19-летний помощник полицейского надзирателя Сенного рынка Иван Дмитриевич Путилин. В благодарность за учение Путилин по просьбе Всеволода Крестовский начал знакомить его с криминальным миром Санкт-Петербурга. Благодаря Путилину и его начальнику следственному приставу К.К.Галахову, Крестовский получил уникальную возможность участвовать в полицейских облавах и ловле преступников методом личного сыска, допросах подозреваемых, работы в столичных судебно-полицейских архивах и т.п.

    В 1860 году Крестовский женился по любви на 20-летней барышне Варваре Дмитриевне Гриневой - и, ввиду неизбывной бедности, - поселился с молодой женой в пустующей даче на Петровском острове. Несмотря на крайнюю скудность обстановки (кровати жильцам заменяли копны сена), эта дача стала излюбленным местом сборищ талантливой питерской молодежи той эпохи.

    В 1863 году Крестовский расстался с супругой. Вероятно, тогда же он, став к тому времени знатоком скрытых подземных убежищ криминалитета, обратил на себя внимание Третьего отделения Канцелярии Е.И.В. - и в том же 1863 году отбыл с особым поручением в Царство Польское в составе официальной комиссии по исследованию подземелий Варшавы, использовавшихся участниками польского восстания 1863 года. Там же Крестовский начал работу над рукописью своего первого романа "Петербургские трущобы", опубликованного в журнале "Отечественные записки" в 1864-1866 годах.

    Выход этой книги в одночасье сделал Крестовского одним из самых известных и модных писателей России.

    В июле 1868 года Крестовский добровольно поступил на службу в 14-й уланский Ямбургский полк в Гродненской губернии, совмещая службу строевого офицера-кавалериста с творческой деятельностью. В 1870 году писатель в чине поручика был прикомандирован к Главному Штабу русской армии в Санкт-Петербурге с официальным поручением написать историю полка. В то же время он исполнял некоторые иные особые поручения, в результате которых в 1872 году был переведен тем же чином в лейб-гвардии Уланский полк. В декабре 1876 года штаб-ротмистр Крестовский получил отпуск по службе и отправился на воюющие Балканы в качестве официального корреспондента столичной газеты "Правительственный вестник" при добровольческом отряде генерала М.Г.Чернява.

    С начала русско-турецкой войны Крестовский попал в штаб действующей Дунайской армии уже как редактор армейской газеты "Военно-летучий листок". К этому времени относится знакомство писателя с генералом М.Д.Скобелевым, а также с аккредитованными при штабе иностранными корреспондентами. В отличие от штатских коллег, имел право беспрепятственного въезда в ближние армейские тылы, и не раз добровольно участвовал в боевых действиях передовых частей русских войск. В том числе в штурме Траянова перевала на Шипке, боях за Деда-апач и рейде кавалерийского отряда Струкова до Адрианополя в феврале 1878 года.

    Вскоре после завершения военных действий (в феврале 1880 года) Всеволод был командирован в качестве "секретаря для военно-сухопутных сношений" в эскадру Тихоокеанского флота под командованием адмирала С.С.Лесовского. До базы эскадры во Владивостоке добирался на пассажирском пароходе из Неаполя через Суэцкий канал, Красное море и Индийский океан. В ноябре 1881 года вместе с эскадрой Лесовского прибыл в японский порт Нагасаки и еще полгода оставался там с военно-дипломатической миссией.

    Вернувшись в Россию в 1882 году, Всеволод Крестовский в чине подполковника был вскоре переведен из столицы в распоряжение генерал-губернатора Туркестана М.Г.Черняева. Участвовал в посольствах в Бухару и Хиву, раскапывал курганы в Самарканде - и вторично женился на юной 20-летней вдове чиновника по особым поручениям Евдокии Лагоде.

    С 1884 по 1887 гг. вновь служил в столицах, инспектировал земские учреждения в Центральной России, занимался журналистикой в газетах "Гражданин" и "Свет". В апреле 1887 года был назначен штаб-офицером Корпуса погранстражи при Департаменте таможенных сборов Министерства финансов, получив чин полковника.

    Следующие 5 лет жизни В.В.Крестовский прошли в постоянных разъездах с ревизиями по границам в Закавказье и Царстве Польском. Летом 1892 года В.В.Крестовский уже в чине генерал-майора переехал в Варшаву, став редактором газеты "Варшавский вестник" при генерал-губернаторе Царства Польского И.В.Гурко.

    В последний период жизни Крестовский всерьез занимался "польским" и "еврейским вопросами" и проблемой взаимоотношения национальных культур в условиях развития капитализма в России. Чтобы лучше освоить этот вопрос. В.В.Крестовский на склоне лет вместе с еврейскими священнослужителями штудировал Талмуд и Тору и даже выучил иврит (помимо коего свободно говорил на французском и немецком языках, мог объясняться на английском и польском, знал основы японского - и, разумеется, в совершенстве владел "уголовным языком", будучи автором первого словаря уголовного жаргона России).

    18 января 1895 года Всеволод Владимирович Крестовский скончался от хронической болезни почек в Варшаве, оставив вдову и шестерых детей от двух браков. Потомки его до сих пор живут в России.

    Кресто́вский, Все́волод Влади́мирович - русский поэт и прозаик, литературный критик; отец писательницы М. В. Крестовской (в замужестве Картавцева).
    Биография
    Сын уланского офицера. Учился в 1-й петербургской гимназии (1850-1857); под влиянием учителя словесности, переводчика и писателя В. И. Водовозова начал писать стихи и делать переводы. Учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (1857-1861). В 1857 опубликовал первые произведения. Отличался общительностью, был одарённым рассказчиком и декламатором, музицировал и рисовал; стал завсегдатаем литературных кружков, познакомился с Д. И. Писаревым, А. А. Григорьевым, Ф. М. Достоевским, М. М. Достоевским и многими другими писателями. Участвовал в различных периодических изданиях. Женился на актрисе В. Д. Гринёвой (1861). В 1865-1866 был членом-литератором комиссии по исследованию подземелий Варшавы, путешествовал по Волге (1867).
    В 1868 вступил унтер-офицером в 14-й уланский Ямбургский полк, расквартированный в Гродно. Выпустил «Историю 14-го уланского Ямбургского полка» (1873) и был переведён в гвардию (1874). По предложению Александра II составил «Историю л.-гв. Уланского Его Величества полка» (1876). В качестве журналиста, прикомандированного правительством к штабу действующей армии, принимал участие в русско-турецкой войне 1877-1878. В 1880-1881 секретарь при начальнике Тихоокеанской эскадры, с 1882 чиновник особых поручений при туркестанском генерал-губернаторе М. Г. Черняеве, в 1884 был причислен к Министерству внутренних дел. С 1892 до конца жизни был редактором газеты «Варшавский дневник».
    Умер в Варшаве, был похоронен в Александро-Невской лавре, затем перезахоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Санкт-Петербурге.
    Литературная деятельность
    В 1857 в журнале «Общезанимательный вестник» опубликовал перевод оды Горация, рассказ в стихах «Офицерша», рассказ «Переписка двух уездных барышень». Очерк «Сплошь да рядом» и стихи поместил в журнале «Искра» (1859, 1861). Стихи, повести и рассказы, критические статьи печатал в журналах «Время» (1861), «Светоч» (1861), «Русское слово» (1861-1862). Писал фельетоны для журнала «Модный магазин» (1862-1864) и газеты «Петербургский листок» (1864-1865), участвовал в журналах «Заноза» и «Оса» (1863), позднее очерки военного быта помещал в журналах «Заря», «Русский мир», «Нива», «Кругозор», «Всемирная иллюстрация». Во время русско-турецкой войны 1877-1878 редактировал газету «Военно-летучий листок», писал корреспонденции для газеты «Правительственный вестник» и очерки для журнала «Русский вестник». Позднее очерки о Дальнем Востоке, Японии, Китае, Туркестане печатал в «Русском вестнике», выступал также в «Историческом вестнике», писал передовые статьи в газете «Свет» (1885-1892).
    Выпустил сборник стихов «Стихи» (т. 1-2, Санкт-Петербург, 1862), принятый критикой неодобрительно. Некоторые стихотворения Крестовского стали популярными городскими романсами («Под душистою ветвью сирени», «Прости, на вечную разлуку»), баллада «Ванька-ключник» - известной народной песней. Переводил стихотворные произведения Анакреона, Алкея, Горация, Сапфо, римские элегии И. В. Гёте, стихи Г. Гейне, Т. Г. Шевченко. Кроме того, стихотворения Крестовского «Владимирка» и «Полоса», часто приписываемые Н.А.Некрасову, - получили в народе статус революционных песен. (См. Стихи В.В. Крестовского, в т.ч. «Владимирка» и «Полоса»)
    Автор либретто оперы Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка» по одноимённой драме Л. А. Мея и оперы «Наташа, или Волжские разбойники» с музыкой К. П. Вильбоа.
    Прозаические произведения в жанре физиологического очерка издал в трёх книгах «Петербургские типы», «Петербургские золотопромышленники», «Фотографические карточки петербургской жизни» (1865). Очерки военного быта издал в сборнике «Очерки кавалерийской жизни» (Санкт-Петербург, 1892). Собранный при подготовке «Истории л.-гв. Уланского Его Величества полка» (1876) материал использовал в исторической повести «Деды» (отдельные издания 1875, 1885, 1891). Очерки о русско-турецкой войне, публиковавшиеся в журнале «Русский вестник», вошли в книгу «Двадцать месяцев в действующей армии (1877-1878)» (т. 1-2, Санкт-Петербург, 1879).
    Наиболее значительным произведением считается роман «Петербургские трущобы», написанный под влиянием и при поддержке Н. Г. Помяловского. Роман публиковался в журнале «Отечественные записки» (1864-1866), отрывки также в журнале «Эпоха» (1864), отдельным изданием вышел в 4 томах (1867) и выдержал несколько переизданий. Роман «Петербургские трущобы» Н.С.Лесков считал «самым социалистическим романом на русском языке». Этот роман о внешней изысканной жизни Петербурга и о его невидимой, но истинной, укрытой от посторонних глаз жизни создаёт социальный портрет всего российского общества. Современники зачитывались романом, находя в нем знакомые места и образы. Авантюрный сюжет, образы персонажей, типичные зарисовки жизни разных слоев общества – всё это вызывало читательский интерес и повсеместное обсуждение. Роман считался одним из самых популярных в России в XIX веке. Но постепенно стал незаслуженно забываться. Однако в конце 80-х годов XX столетия он снова был переиздан и снова стал пользоваться читательским интересом. В начале 90-х годов XX века по его мотивам снимался телесериал «Петербургские тайны, на экраны вышел в 1994 году. Однако авторы фильма, привлеченные авантюрным действием и начавшие снимать фильм по сюжету произведения, очень скоро сами оказались покоренными приключенческой канвой, а отнюдь не социальной стороной романа. Сценаристы и режиссеры отошли от трагического сюжета романа, придав телесериалу хэппи-энд и социальную легковесность, полностью изменив многие характеры и поступки персонажей.
    Антинигилистические романы «Панургово стадо» (опубликован в «Русском вестнике», 1869; отдельное издание Лейпциг, 1870) и «Две силы» (опубликован в «Русском вестнике», 1874) составили дилогию «Кровавый пуф. Хроника о новом Смутном времени Государства Российского» (т. 1-4, Санкт-Петербург, 1875). Романы «Тьма египетская» («Русский вестник», 1888; отдельное издание 1889), «Тамара Бендавида» («Русский вестник», 1889-1890; отдельное издание 1890), «Торжество Ваала» (не закончен; «Русский вестник», 1891) изображают рост влияния еврейства.