Начальник тайной службы мастер и маргарита. Сочинение Булгаков М.А

Одной из проблем, которую поднимает в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков, является проблема взаимоотношения власти и общества, во главе которого эта власть стоит. Что делает государство тоталитарным, а человека в нем несвободным? Жестокий правитель, утверждающий своей властью бесчеловечные законы? Писатель считает, что виноваты сами люди, если они безнравственны, трусливы, одержимы корыстью, властолюбием.

Действия прокуратора Иудеи Понтия Пилата и его окружения убеждают читателя в этом. После заявления бродячего философа Иешуа ГаНоцри, что «всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти», Пилат потрясен и испуган: «На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть Тиверия!» Он не может поверить, что кто-то покушается на незыблемость этой власти, боится, что его могут уличить в пособничестве Иешуа, и быстрее утверждает смертный приговор. После содеянного Понтий Пилат мучается, он понимает, что прав Иешуа, говоривший о скудости его жизни, он понимает, что одинок, не верит людям, боится предательства. Он раб кесаря, свой должности и карьеры. Преступить это рабство свыше его сил, поэтому, ожидая главу тайной службы Афрания, чтобы узнать, как прошла казнь, и отдать несколько распоряжений, великий прокуратор находится в раздраженном состоянии духа. День и ночь после казни Пилата преследует обвинение в трусости. Он, понимая, что это один из самых страшных человеческих пороков, хочет успокоить проснувшуюся совесть, искупить вину перед невинным Иешуа и задумывает лишить жизни Иуду из Кириафа, предавшего бродячего философа.

Пришедший Афраний с полуслова понимает своего господина. Этот человек неглуп, наделен «лукавым умом», «наклонен к юмору». Но настораживает его «особенный взгляд» «внезапно и в упор», то, как «ласково «поглядывает он на прокуратора». Он как будто желает прочитать его мысли. Мощь великого кесаря « - единственно, за что он ручается». Понтий Пилат знает, что своим положением Афраний очень дорожит, ему нравится властвовать над людьми, и ради карьеры он готов на любую подлость. Если надо будет, он предаст и самого Пилата. Потому прокуратор предусмотрителен с Афранием, отмечает его «громадные заслуги на труднейшей работе в должности заведующего тайной службой» и обещает доложить о них в Риме. Когда речь заходит об Иуде, гость посылает прокуратору свой взгляд и тотчас, «как полагается», угасает его. Он желает угадать мысли своего господина. Услышав от Пилата, что Иуду зарежут ночью, а деньги, полученные за предательство, подбросят первосвященнику с запиской: «Возвращаю проклятые деньги!», он понимает замысел прокуратора. Если бы заговор родился не в стенах дворца, Афраний о нем непременно бы знал. Понтий Пилат приказывает предотвратить это убийство. Афраний «больше своих неожиданных взглядов на игемона не бросал», а только «покорно» сказал: «Слушаю». И уточнил «сурово»: «Так зарежут, игемон?» Получив утвердительный ответ, принял, правда, с наигранным изумлением кожаный мешок с деньгами от прокуратора.

Убийство не предотвращено, как мы и думали, более того, Иуду убил сам Понтий Пилат, но обрести свободу у него не хватает душевных сил, он продолжает бояться, поэтому заручается у Афрания, что по городу поползут слухи о самоубийстве Иуды.

Почему же глава называется «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа»? В этом названии, безусловно, иносказание. Разве публично мог великий прокуратор наказать того, кто донес на Иешуа, который высказывался против власти? Тогда бы Пилат сам потерял эту власть, лишился бы покровительства римского императора. Разве мог Афраний перечить своему повелителю? Нет, иначе не будет власти, денег. Герои вправе сами сделать выбор: либо воспротивиться безнравственным законам, которые делают человека несвободным, лживым, трусливым, либо принять их. Они выбирают последнее. Их выбор - это вызов М.А. Булгакова всем тем, кто ропщет на несправедливость властителей, духовную зависимость от них. Человек всегда имеет выбор, но быть честным, добрым, свободным труднее.

Глава 25. Как прокуратор пытался спасти Иуду

Тьма, пришедшая соСредиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город.Исчезли висячиемосты,соединяющиехрамсострашнойАнтониевой башней, опустилась снеба бездна изалилакрылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами,базары, караван-сараи, переулки,пруды...ПропалЕршалаим -великий город, как будтоне существовал на свете.Все пожрала тьма, напугавшая все живоев Ершалаиме и его окрестностях. Странную тучупринеслосморя к концудня,четырнадцатогодня весеннегомесяца нисана.

Она уже навалиласьсвоимбрюхом на ЛысыйЧереп, гдепалачи поспешно кололиказнимых,онанавалиласьна храмвЕршалаиме,сползладымными потоками с холма его и залила Нижний Город. Она вливалась в окошки и гнала с кривых улиц людейвдома. Она не спешилаотдавать свою влагуиотдавала только свет. Лишь только дымное черное варево распарывал огонь, из кромешной тьмы взлетала вверх великая глыба храма сосверкающим чешуйчатым покрытием. Но он угасал вомгновение, и храм погружался в темную бездну. Несколько раз онвыскакивализ нееиопятьпроваливался, икаждыйразэтотпровал сопровождался грохотом катастрофы.

Другие трепетные мерцаниявызывалииз бездны противостоящий храмуна западномхолмедворец Ирода Великого,и страшные безглазые золотые статуи взлетали к черному небу,простирая к нему руки. Но опять пряталсянебесный огонь, и тяжелые удары грома загоняли золотых идолов во тьму.

Ливень хлынул неожиданно, и тогда гроза перешлав ураган.В том самом месте,гдеоколополудня,близмраморнойскамьивсаду,беседовалипрокураторипервосвященник,сударом, похожим на пушечный,кактрость переломило кипарис.Вместес водяной пыльюи градом на балкон под колонны неслосорванныерозы,листьямагнолий,маленькиесучья и песок. Ураган терзал сад.

В это время под колоннами находился только один человек, и этот человек был прокуратор.

Теперь онне сидел вкресле, а лежал наложеунизкогонебольшого стола,уставленного яствамиивиномвкувшинах.Другоеложе,пустое, находилось с другой стороны стола. У ног прокуратора простиралась неубранная красная, как быкровавая, лужа и валялись осколки разбитого кувшина. Слуга, перед грозою накрывавший для прокуратора стол,почему-то растерялся под его взглядом,взволновалсяоттого,чточем-тонеугодил,ипрокуратор, рассердившись на него, разбил кувшин о мозаичный пол, проговорив:

Почему в лицо не смотришь, когда подаешь? Разве ты что-нибудь украл?

Черное лицо африканца посерело, в глазах его появился смертельный ужас, он задрожал и едва не разбили второй кувшин, но гнев прокуратора почему-то улетелтакже быстро, каки прилетел.Африканецкинулся былоподбирать осколкии затирать лужу, но прокуратормахнул емурукою, ираб убежал. А лужа осталась.

Теперь африканец во время урагана притаился возлениши, где помещалась статуябелойнагойженщинысосклоненнойголовой, боясьпоказаться не вовремяна глаза и в то же времяопасаясьи пропустить момент,когда его может позвать прокуратор.

Лежащий на ложе в грозовом полумраке прокуратор сам наливал себе вино в чашу, пил долгими глотками, повременам притрагивался кхлебу, крошил его, глотал маленькими кусочками, время от времени высасывал устрицы, жевал лимон и пил опять.

Если бы не рев воды, если бы не удары грома, которые, казалось, грозили расплющитькрышудворца, если быне стук града,молотившего поступеням балкона,можнобылобырасслышать,чтопрокураторчто-то бормочет, разговариваясамссобой.Иесли бы нестойкое трепетание небесного огня превратилосьбы в постоянныйсвет,наблюдательмогбы видеть, чтолицо прокуратора с воспаленнымипоследними бессонницами и вином глазами выражает нетерпение, что прокуратор нетолько глядит на две белыерозы, утонувшие в красной луже, но постоянно поворачивает лицо к саду навстречу водяной пыли и песку, что он кого-то ждет, нетерпеливо ждет.

Прошло некотороевремя, и пелена воды перед глазамипрокуратора стала редеть. Как ни был яростен ураган, онослабевал. Сучья большене трещали и непадали. Ударыгрома и блистания становились реже.Над Ершалаимом плыло уженефиолетовоесбелойопушкойпокрывало,аобыкновеннаясерая арьергардная туча. Грозу сносило к мертвому морю.

Теперь уж можно былорасслышать в отдельности и шум дождя, и шум воды, низвергающейся пожелобам ипрямо по ступенямтойлестницы,покоторой прокуратор шел днем для объявления приговорана площади. А наконец зазвучал и заглушенный доселе фонтан. Светлело. В серой пелене, убегавшей навосток, появились синие окна.

Тутиздали,прорываясьсквозь стук ужесовсемслабенького дождика, донеслисьдо слухапрокуратораслабые звуки труб и стрекотание нескольких соткопыт. Услышав это, прокураторшевельнулся, и лицо егооживилось. Ала возвращалась с Лысой Горы,судяпозвуку,она проходилачерез тусамую площадь, где был объявлен приговор.

Наконец услышал прокуратор и долгожданные шаги, и шлепанье но лестнице, ведущей кверхней площадке садаперед самымбалконом. Прокураторвытянул шею, и глаза его заблистали, выражая радость.

Между двух мраморных львов показалась сперва голова в капюшоне, а затем и совершенномокрыйчеловекв облепившем телоплаще. Это былтотсамый человек, что передприговором шептался с прокуратором в затемненной комнате дворца и который во время казни сидел на трехногом табурете, играя прутиком.

Не разбираялуж, человекв капюшоне пересек площадку сада, вступил на мозаичный пол балкона и, подняв руку, сказал высоким приятным голосом:

Прокураторуздравствоватьирадоваться.-Пришедшийговорил по-латыни.

Боги! - воскликнул Пилат, - да ведь на вас нет сухойнитки! Каков ураган?А? Прошу вас немедленно пройти ко мне. Переоденьтесь, сделайтемне одолжение.

Пришедший откинул капюшон, обнаружив совершенно мокрую, с прилипшими ко лбу волосами голову,и, выразив на своембритом лице вежливую улыбку, стал отказываться переодеться, уверяя, что дождик не может ему ничем повредить.

Не хочу слушать, - ответил Пилат и хлопнул в ладоши. Этим он вызвал прячущихся отнегослугивелелимпозаботитьсяопришедшем, а затем немедленноподаватьгорячееблюдо.Длятогочтобывысушитьволосы, переодеться,переобуться и вообщепривести себявпорядок,пришедшему к прокуратору понадобилось очень мало времени, и вскоре он появился на балконе всухихсандалиях,всухомбагряномвоенномплаще исприглаженными волосами.

В это время солнце вернулось в Ершалаим и, преждечем уйти и утонуть в Средиземномморе, посылало прощальные лучи ненавидимому прокуратором городу и золотило ступенибалкона. Фонтансовсеможили распелся вовсюмочь, голуби выбралисьна песок, гулькали, перепрыгиваличерез сломанныесучья, клевали что-то в мокром песке. Красная лужа была затерта, убраны черепки, на столе дымилось мясо.

Яслушаюприказанияпрокуратора,- сказал пришедший,подходя к столу.

Но ничего не услышите,пока не сядете к столу и не выпьете вина, - любезно ответил Пилат и указал на другое ложе.

Пришедший прилег, слуганалил вего чашу густое красноевино. Другой слуга,осторожно наклонясь надплечомПилата, наполнилчашу прокуратора. После этого тот жестом удалилобоих слуг. Покапришедший пил и ел,Пилат, прихлебывая вино, поглядывал прищуренными глазами на своего гостя. Явившийся кПилату человек был среднихлет,с оченьприятнымокруглыми опрятным лицом, с мясистым носом. Волосы егобыли какого-тонеопределенногоцвета. Сейчас,высыхая,они светлели.Национальностьпришельцабыло бытрудно установить. Основное, что определяло еголицо, это было, пожалуй, выражение добродушия,котороенарушали,впрочем,глаза,или, вернее, не глаза,а манерапришедшего глядетьнасобеседника.Обычномаленькиеглазасвои пришелец держал под прикрытыми, немного странноватыми, как будто припухшими, веками.Тогдавщелочках этих глазсветилось незлобноелукавство.Надо полагать,что гостьпрокураторабылсклоненк юмору.Ноповременам, совершенноизгоняяпоблескивающийэтотюмор из щелочек, теперешний гость широко открывалвеки и взглядывална своего собеседника внезапно и в упор, как будто с целью быстроразглядеть какое-то незаметное пятнышко наносу у собеседника.Этопродолжалосьодномгновение,послечеговекиопять опускались, суживалисьщелочки,ив нихначинало светитьсядобродушие и лукавый ум.

Пришедший неотказался и от второйчаши вина, свидимым наслаждением проглотил несколько устриц, отведал вареных овощей, съел кусок мяса.

Насытившись, он похвалил вино:

Превосходная лоза, прокуратор, но это - не "Фалерно"?

- "Цекуба", тридцатилетнее, - любезно отозвался прокуратор.

Гость приложил руку к сердцу, отказался что-либо еще есть, объявил, что сыт. Тогда Пилатнаполнил свою чашу, гость поступил также.Оба обедающие отлили немного винаизсвоихчаш в блюдо с мясом,и прокураторпроизнес громко, поднимая чашу:

Занас,за тебя,кесарь,отец римлян, самый дорогой и лучшийиз людей!

После этого допили вино, и африканцы убралисо стола яства, оставив на нем фрукты и кувшины. Опять-такижестом прокуратор удалил слуг и остался со своим гостем один под колоннадой.

Итак, -заговорил негромко Пилат, - что можете высказать мне о настроении в этом городе?

Онневольнообратил свойвзор туда,где затеррасами сада,внизу, догорали и колоннады, и плоские кровли, позлащаемые последними лучами.

Яполагаю,прокуратор,-ответилгость,-что настроениев Ершалаиме теперь удовлетворительное.

Так что можно ручаться, что беспорядки более не угрожают?

Ручаться можно, - ласково поглядывая на прокуратора, ответил гость, - лишь за одно в мире - за мощь великого кесаря.

Да пошлют ему боги долгуюжизнь, - тотчас же подхватил Пилат, - и всеобщиймир. - Он помолчал ипродолжал: -Такчтовыполагаете, что войска теперь можно увести?

Я полагаю, что когорта молниеносного может уйти, - ответил гостьи прибавил:- Хорошобы было,если бы на прощаниеонапродефилировала по городу.

Оченьхорошая мысль,- одобрил прокуратор, -послезавтрая ее отпущу и сам уеду,и -клянусь вам пиром двенадцати богов, ларами клянусь - я отдал бы многое, чтобы сделать это сегодня.

Прокуратор не любит Ершалаима? - добродушно спросил гость.

Помилосердствуйте, -улыбаясь, воскликнул прокуратор, - нет более безнадежного места на земле. Я не говорю уже о природе! Я бываю болен всякий раз, какмнеприходится сюда приезжать.Ноэтобы ещеполгоря. Ноэти праздники - маги, чародеи,волшебники,этистаи богомольцев... Фанатики, фанатики! Чегостоил один этот мессия, которогоони вдруг сталиожидать в этомгоду! Каждуюминутутолько иждешь,чтопридется бытьсвидетелем неприятнейшего кровопролития.Всевремятасовать войска, читатьдоносы и ябеды, из которых к тому же половина написана на тебясамого!Согласитесь, что это скучно. О, если бы не императорская служба!..

Да, праздники здесь трудные, - согласился гость.

От всей души желаю, чтобы они скорее кончились, - энергично добавил Пилат. -Я получу возможность наконецвернуться в Кесарию. Верите ли, это бредовоесооружение Ирода, -прокуратор махнул рукою вдоль колоннады, так что стало ясно, что он говорит о дворце, - положительносводит меня с ума. Я немогу ночевать в нем. Мирне зналболее странной архитектуры.Да, но вернемся к делам. Прежде всего, этот проклятый Вар-равван вас не тревожит?

Тутгость и послалсвой особенный взгляд в щекупрокуратора.Но тот скучающимиглазамигляделвдаль, брезгливо сморщившисьисозерцая часть города, лежащую у егоног и угасающую в предвечерье. Угас и взгляд гостя, и веки его опустились.

Надодумать, что Вар-равванстал теперь безопасен, как ягненок, - заговорилгость, и морщинки появилисьнакруглом лице.-Емунеудобно бунтовать теперь.

Слишком знаменит? - спросил Пилат, усмехнувшись.

Прокуратор, как всегда, тонко понимает вопрос!

Но, вовсяком случае, - озабоченно заметил прокуратор,и тонкий, длинный палец с черным камнем перстня поднялся вверх, - надо будет...

О, прокуратор может бытьуверен в том, что,пока я в Иудее, Вар не сделает ни шагу без того, чтобы за ним не шли по пятам.

Теперь я спокоен, как, впрочем, и всегда спокоен, когда вы здесь.

Прокуратор слишком добр!

А теперь прошу сообщить мне о казни, - сказал прокуратор.

Что именно интересует прокуратора?

Небылолисосторонытолпыпопытоквыражения возмущения? Это главное, конечно.

Никаких, - ответил гость.

Очень хорошо. Вы сами установили, что смерть пришла?

Прокуратор может быть уверен в этом.

А скажите... напиток им давали перед повешением на столбы?

Да. Но он, - тут гость закрыл глаза, - отказался его выпить.

Кто именно? - спросил Пилат.

Простите, игемон! - воскликнул гость, - я не назвал? Га-Ноцри.

Безумец! - сказалПилат, почему-то гримасничая. Под левым глазом у негозадергалась жилка, - умирать от ожогов солнца!Зачем же отказываться от того, что предлагается по закону? В каких выражениях он отказался?

Он сказал, - опять закрывая глаза, ответил гость, - что благодарит и не винит за то, что у него отняли жизнь.

Кого? - глухо спросил Пилат.

Этого он, игемон, не сказал.

Не пытался ли он проповедовать что-либо в присутствии солдат?

Нет, игемон, он не был многословен на этот раз. Единственное, что он сказал,это,что в числе человеческих пороководним изсамых главныхон считает трусость.

К чему это было сказано? - услышал гость внезапно треснувший голос.

Этого нельзя было понять.Он вообще вел себя странно, как, впрочем,

и всегда.

В чем странность?

Он всевремя пыталсязаглянутьв глаза то одному, то другомуиз окружающих и все время улыбался какой-то растерянной улыбкой.

Больше ничего? - спросил хриплый голос.

Больше ничего.

Прокураторстукнул чашей, наливая себе вина. Осушив ее досамого дна, он заговорил:

Делозаключается вследующем: хотя мы и неможемобнаружить - в данноевремя,покрайнеймере,-каких-либоегопоклонниковили последователей, тем не менее ручаться, что их совсем нет, нельзя.

Гость внимательно слушал, наклонив голову.

И вот, во избежание каких-нибудь сюрпризов, - продолжал прокуратор, - япрошу вас немедленнои без всякого шума убрать с лица земли тела всех трех казненных и похоронить их в тайне и втишине, так, чтобы о нихбольше не было ни слуху ни духу.

Слушаю, игемон,- сказал гость и встал, говоря: - Ввиду сложности и ответственности дела разрешите мне ехать немедленно.

Нет, присядьтееще, -сказалПилат, жестомостанавливаясвоего гостя,-есть ещедвавопроса. Второй-вашигромадныезаслугина труднейшей работевдолжностизаведующего тайной службой припрокураторе Иудеи дают мне приятную возможность доложить об этом в Риме.

Тут лицо гостя порозовело, он встал и поклонился прокуратору, говоря:

Я лишь исполняю свой долг на императорской службе!

Нояхотелбыпросить вас,-продолжалигемон,-если вам предложат перевод отсюда с повышением,отказаться от него и остаться здесь. Мненизачтоне хотелось бырасстатьсясвами.Пустьваснаградят каким-нибудь иным способом.

Я счастлив служить под вашим начальством, игемон.

Мнеэто оченьприятно. Итак, третийвопрос.Касаетсяэтого, как его... Иуды из Кириафа.

Тутгость и послалпрокуратору свой взгляд и тотчас, какполагается, угасил его.

Получит, - тихонько поправил Пилата начальник тайной службы.

А велика ли сумма?

Этого никто не может знать, игемон.

Даже вы? - своим изумлением выражая комплимент, сказал игемон.

Увы,даже я, - спокойноответил гость, -но что он получит эти деньги сегодня вечером, это я знаю. Его сегодня вызывают во дворец Каифы.

Ах, жадныйстарик из Кириафа,- улыбаясь, заметил прокуратор, - ведь он старик?

Прокуратор никогда неошибается, но насейраз ошибся, - любезно ответил гость, - человек из Кириафа - молодой человек.

Скажите! Характеристику его вы можете мне дать? Фанатик?

О нет, прокуратор.

Так. А еще что-нибудь?

Очень красив.

А еще? Имеет, может быть, какую-нибудь страсть?

Труднознатьтакужточновсехвэтомгромадномгороде, прокуратор...

О нет, нет, Афраний! Не преуменьшайте своих заслуг!

Унего есть одна страсть,прокуратор.- Гость сделалкрохотную

паузу. - Страсть к деньгам.

А он чем занимается?

Афраний поднял глаза кверху, подумал и ответил:

Он работает в меняльной лавке у одного из своих родственников.

Ах так, так, так,так.- Тут прокуратор умолк,оглянулся, нет ли когона балконе,и потом сказалтихо: - Так вот в чемдело - я получил сегодня сведения о том, что его зарежут сегодня ночью.

Здесьгостьнетолько метнул свойвзгляднапрокуратора,но даже немного задержал его, а после этого ответил:

Вы, прокуратор, слишком лестно отзывались обомне. По-моему, яне заслуживаю вашего доклада. У меня этих сведений нет.

Вы достойны наивысшей награды, - ответил прокуратор, - но сведения такие имеются.

Осмелюсь спросить, от кого же эти сведения?

Позвольте мне пока этого неговорить, темболее что они случайны, темны инедостоверны. Ноя обязан предвидеть все. Таковамоя должность, а пуще всего я обязан верить своему предчувствию, ибоникогда оно еще меня не обманывало.Сведенияжезаключаются в том, чтокто-тоиз тайныхдрузей Га-Ноцри, возмущенный чудовищнымпредательством этого менялы, сговаривается со своимисообщниками убить его сегодняночью,аденьги,полученныеза предательство,подбросить первосвященнику с запиской:"Возвращаю проклятые деньги!"

Больше своих неожиданных взглядов начальник тайной службы на игемона не бросал и продолжал слушать его, прищурившись, а Пилат продолжал:

Вообразите,приятноли будет первосвященнику впраздничнуюночь получить подобный подарок?

Нетольконеприятно,-улыбнувшись, ответилгость,- но я полагаю, прокуратор, что это вызовет очень большой скандал.

И я сам того же мнения. Вот поэтому я прошу вас заняться этим делом, то есть принять все меры к охране Иуды из Кириафа.

Приказание игемонабудет исполнено, -заговорил Афраний, -но я должен успокоить игемона:замысел злодеев чрезвычайно трудно выполним. Ведь подумать только, -гость,говоря,обернулся ипродолжал:-выследить человека, зарезать,да ещеузнать, сколько получил,да ухитриться вернуть деньги Каифе, и все это в одну ночь? Сегодня?

И тем неменее его зарежут сегодня, - упрямоповторил Пилат, - у меня предчувствие, говорю я вам! Не было случая, чтобы оно меня обмануло, - тут судорога прошла по лицу прокуратора, и он коротко потер руки.

Слушаю, -покорно отозвалсягость, поднялся,выпрямился и вдруг спросил сурово: - Так зарежут, игемон?

Да, - ответил Пилат,- и всянадежда только навашу изумляющую всех исполнительность.

Гость поправил тяжелый пояс под плащом и сказал:

Имею честь, желаю здравствовать и радоваться.

Ах да, - негромковскричалПилат, -я ведь совсем забыл! Ведь я вам должен!..

Гость изумился.

Право, прокуратор, вы мне ничего не должны.

Ну как же нет! При въезде моем в Ершалаим, помните, толпа нищих... я еще хотел швырнуть им деньги, а у меня не было, и я взял у вас.

О прокуратор, это какая-нибудь безделица!

И о безделице надлежит помнить.

Тут Пилат обернулся, поднялплащ,лежащий на кресле сзади него, вынул из-под него кожаныймешоки протянулего гостю.Тот поклонился, принимая его, и спрятал под плащ.

Яжду,- заговорил Пилат, - доклада о погребении, атакже ипо этомуделуИуды из Кириафа сегодня же ночью,слышите,Афраний,сегодня. Конвою будет дан приказ будить меня, лишь только вы появитесь. Я жду вас!

Имею честь, - сказал начальник тайной службы и, повернувшись, пошел с балкона. Слышно было, как онхрустел,проходя по мокрому песку площадки, потом 2001, Библиотека « Вехи »

Одной из проблем, которую поднимает в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков, является проблема взаимоотношения власти и общества, во главе которого эта власть стоит. Что делает государство тоталитарным, а человека в нем несвободным? Жестокий правитель, утверждающий своей властью бесчеловечные законы? Писатель считает, что виноваты сами люди, если они безнравственны, трусливы, одержимы корыстью, властолюбием.

Действия прокуратора Иудеи Понтия Пилата и его окружения убеждают читателя в этом. После заявления бродячего философа Иешуа Га-Ноцри, что «всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти » Пилат потрясен и испуган: «На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть Тиверия!» Он не может поверить, что кто-то покушается на незыблемость этой власти, боится, что его могут уличить в пособничестве Иешуа, и быстрее утверждает смертный приговор. После содеянного Понтий Пилат мучается, он понимает, что прав Иешуа, говоривший о скудости его жизни, он понимает, что одинок, не верит людям, боится предательства. Он раб кесаря, свой должности и карьеры. Преступить это рабство свыше его сил, поэтому, ожидая главу тайной службы Афрания, чтобы узнать, как прошла казнь, и отдать несколько распоряжений, великий прокуратор находится в раздраженном состоянии духа. День и ночь после казни Пилата преследует обвинение в трусости. Он, понимая, что это один из самых страшных человеческих пороков, хочет успокоить проснувшуюся совесть, искупить вину перед невинным Иешуа и задумывает лишить жизни Иуду из Кириафа, предавшего бродячего философа.

Пришедший Афраний с полуслова понимает своего господина. Этот человек неглуп, наделен «лукавым умом», «наклонен к юмору». Но настораживает его «особенный взгляд» «внезапно и в упор», то, как «ласково «поглядывает он на прокуратора. Он как будто желает прочитать его мысли. «Мощь великого кесаря - единственное, за что он ручается. Понтий Пилат знает, что своим положением Афраний очень дорожит, ему нравится властвовать над людьми и ради карьеры он готов на любую подлость. Если надо будет, он предаст и самого Пилата. Потому прокуратор предусмотрителен с Афранием, отмечает его-«громадные заслуги на труднейшей работе в должности заведующего тайной службой» и обещает доложить о них в Риме. Когда речь заходит об Иуде, гость посылает прокуратору свой взгляд и тотчас, «как полагается», угасает его. Он желает угадать мысли своего господина. Услышав от Пилата, что Иуду зарежут ночью, а деньги, полученные за предательство, подбросят первосвященнику с запиской: «Возвращаю проклятые деньги!», - он понимает замысел прокуратора. Если бы заговор родился не в стенах дворца, Афраний о нем непременно бы знал. Понтий Пилат приказывает предотвратить это убийство. Афраний «больше своих неожиданных взглядов на игемона не бросал», а только «покорно» сказал: «Слушаю». И уточнил «сурово»: «Так зарежут, игемон?» Получив утвердительный ответ, принял, правда, с наигранным изумлением кожаный мешок с деньгами от прокуратора.

Убийство не предотвращено, как мы и думали, - но обрести свободу у него не хватает душевных сил, он продолжает бояться, поэтому заручается у Афрания еловом, что по городу поползут слухи о самоубийстве Иуды. Почему же глава называется «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа?» В этом названии, безусловно, иносказание. Разве публично мог великий прокуратор наказать того, кто донес на Иешуа, который высказывался против власти? Тогда бы Пилат сам потерял эту власть, лишился бы покровительства римского императора. Разве мог Афраний перечить своему повелителю? Нет, иначе не будет власти, денег. Герои вправе сами сделать выбор: либо воспротивиться безнравственным законам, которые делают человека несвободным, лживым, трусливым, либо принять их. Они выбирают последнее. Их выбор - это вызов М.А. Булгакова всем тем, кто ропщет на несправедливость властителей, духовную зависимость от них. Человек всегда имеет выбор, но быть честным, добрым, свободным труднее.

АФРАНИЙ – САТАНА ИЗ РОМАНА МИХАИЛА БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
ВРЕМЯ ПЛЕСЕНИ – КОНЕЦ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
ИНТЕРНЕТ И ГЛОБАЛЬНЫЙ «КОЛПАК». КИБЕРВОЙНЫ
СОВЕТ ИИСУСА ХРИСТА

I. Введение.
«Князь тьмы» из книги Даниила Андреева «Роза Мира»:
1) «Я (Андреев) много раз указывал на то, как отразилась недовершённость миссии Иисуса Христа (всего 3 года из-за противодействия сатаны) в ущербности средневекового христианства, и как из этого психологического климата, создавшегося на Западе вследствие этой ущербности церкви, возникло антидвижение (антихриста)…
2) Технический прогресс, вызванный безрелигиозной эрой, останется, в сущности, нерешённой проблемой и как флегмона, развившаяся на организме человечества, прорвётся на рубеже антихристова царства».

II. Афраний-сатана из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
А) «Афраний» из статьи В.Бегичевой в журнале «Наука и Религия» № 10 за 2012 г.:
1) «Из текстов Нового Завета Библии явствует, что сатана – противник Бога присутствовал в Иерусалиме последние дни земной жизни Спасителя Иисуса Христа и активно способствовал её драматической развязке:
а) Он подтолкнул Его ученика Иуду на предательство Учителя (Евангелие от Луки 22.3-5: «Вошёл сатана в Иуду, прозванного Искариотом… и он пошёл, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег (30 сребреников))»…
б) Другого ученика Петра сатана провоцировал на прекословие Христу (Евангелие от Матфея 16.21-23: «С того времени начал говорить Иисус Христос ученикам Своим, что Ему нужно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников… Быть там убитым и на третий день воскреснуть… Пётр начал прекословить Ему: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою». Иисус же, обратившись, сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что есть Божие, а о том, что человеческое».
2) Из Евангелий также известно, что сатана в последние годы земной жизни Христа присутствовал на Святой Земле в обличии некого человека или его подобия – (демонического) существа способного думать, двигаться и говорить (Евангелие от Матфея 4.8-10: «Опять берёт Христа на высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их и говорит Ему: «Всё это я дам Тебе, если, пав, поклонишься мне». Тогда Иисус говорит ему: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи»»…
3) В 1980-х гг. литературовед Гаспаров высказал гипотезу, что Воланд – сатана в ершалаимских главах (романа «Мастер и Маргарита») выступает под маской начальника тайной службы прокуратора Иудеи (Понтия Пилата) – Афрания…
4) Уже первое появление Афрания в романе (М.Булгакова) многозначительно. Прокуратор (Понтий Пилат) встречается с ним «в затемнённой от солнца тёмными шторами комнате»»…
Б) Об Иисусе Христе, отрывок из письма Клавдии Прокулы (жены Понтия Пилата) к Фульфии (своей подруге), из журнала «Наука и Религия» № 3 за 2013 г.:
1) «Он (Понтий Пилат) поник головою и сказал: «И ты видела Исуса Назаретского? Это Его ненавидят фарисеи и саддукеи, люди (царя Иудеи) Ирода и лукавые левиты. С каждым днём возрастает эта ненависть, и мщение витает над головою Исуса. А между тем речи Назарянина – речи мудреца и чудеса Его – чудеса Истинного Бога». «За что они ненавидят Его?» - спросила я. «За то, что Исус обличает их пороки и непокорность», - ответил Понтий. «Но ты будешь защищать Его! – воскликнула я (Клавдия) с ужасом. – Ты имеешь власть!» Понтий ответил: «Моя власть нечто иное, как призрак, пред этим мятежным и коварным народом! Между тем, я бы душевно страдал, если бы должен был пролить кровь этого Мудреца!»…
2) В четверток (четверг) предшествующий празднику Пасхи (в субботу), когда собралось в Иерусалиме множество народа со всех концов Иудеи для принесения в Храме торжественной жертвы, Понтий сказал мне (Клавдии) со скорбью: «Будущность Исуса Назарянина очень неутешительна. Голова Его оценена и сегодня вечером Он будет предать архиереям». Я задрожала при этих словах и повторила: «Но ты же – защитник Его!». «Могу ли я это сделать? – мрачно сказал Понтий. – Он будет преследуем, изменнически предан (своим учеником Иудой) и осуждён на смерть жестокую (в пятницу)»».
В) Иисус Христос и Афраний, продолжение статьи В.Бегичевой:
1) «Затем мы видим Афрания на распятии (Христа) на горе Лысый Череп (Голгофе) на «невыносимой жаре». К четвёртому часу казни «солнце сожгло толпу и погнало её обратно в Ершалаим» (Иерусалим). Мучаются трое распятых, легионеры, ученик Иешуа (Иоанн, мать Его Мария и Мария Магдалина). Афраний единственный на этой «дьявольской адской жаре» не испытывает ни малейшего дискомфорта. Он «поместился невдалеке от столбов (с распятыми) на трёхногом табурете и сидел в благодушной неподвижности»»…
2) Афраний лично руководил казнью Иешуа и удостоверял Его смерть. Он лично надзирал, чтобы осуждённый (Иешуа) ни с кем не говорил, тем самым лишая его возможности проповедовать в свои последние предсмертные часы…
3) Афраний знал, кто Иешуа Га-Ноцри (Иисус Христос), что это не просто нищий, бродячий философ. Иуда, по его словам «встанет, когда труба Мессии, которого здесь ожидают, прозвучит над ним». (В разговоре после казни Иисуса Христа) в отличие от своего собеседника Понтия Пилата, которого тревожит ожидание Иудеи – Мессии-Царя Освободителя, Афраний говорит о Мессии Нового Завета – Христе-Спасителе, о Конце Света, о Страшном Суде и о Его Втором Пришествии. Значит, он знал, что Первое Пришествие (Иисуса Христа) уже было».
Г) Афраний – «истинный римлянин из достойнейшего рода»:
1) «Единственный известный по античным источникам представитель этого рода, живший во времена Евангельских событий, был Секст Афраний Бурр. Личное имя Секст – в честь отца, латинское прозвище Бурр (искажённое греческое Пирр – «огонь») умер в 62 г. н.э…
2) Источник, содержащий сведения о ранней биографии Афрания – знаменитая Везонская надпись, обнаруженная археологами в 19 в. на юге Франции, в Провансе – бывшей Римской провинции Нарбонская Галлия, посвящённая ему как уроженцу и патрону города Вазиона…
3) Как многие молодые римляне, Афраний Бурр избрал военное поприще и участвовал в Германских походах Тиберия и Германика в 10-16 гг. н.э., как и Понтий Пилат и Марк Крысобой. Он сражался успешно и, согласно Везонской надписи, получил звание «военного трибуна»…
4) Когда и при каких обстоятельства Секст Афраний Бурр, по мысли Булгакова, перестал быть просто молодым римлянином знатного рода и сделался воплощением «повелителя теней» (сил тьмы)? Очевидно «просто человек» Афраний Бурр был убит в одном из Германских походов и «очнулся после тяжёлого ранения» уже сатаной в человеческом обличье. (После смерти физического тела его покидает дух, и душа человека переходит в тонкий мир земли. Затем тонкое тело сатаны вошло в физическое тело Афрания Бурра и оживило его. В результате чего получилось существо с физическим телом Афрания Бурра и с чёрной душой сатаны)…
5) Поэтому у Булгаковского Афрания белые и незагорающие руки, он нечувствителен к жаре, а, промокнув в ливень, не боится простудиться и заболеть – по его собственным словам «дождик не может ему ничем повредить».
6) Афраний затем быстро сделал карьеру в ведомстве тайной службы (Римской империи), чтобы к началу проповеднической деятельности Иешуа (Иисуса Христа в 27 г. н.э.) получить назначение в Иудею, где трижды искушал Иешуа в пустыне и противодействовал Ему (Иисусу Христу) всем, чем только мог…
7) А что произошло с Афранием по окончании романа «Мастер и Маргарита» после весеннего дня 14 нисана (14 апреля 30 г. н.э. после распятия Иисуса Христа)? Из Везонской надписи следует, что Афраний Бурр оставил службу в звании «военного трибуна»…
8) Во время правления (Римского императора) Калигулы (37-41 гг. н.э.) Афраний решил переждать эти лихие времена в своём родном городе Вазионе, так как по соседству с ним в те годы оказались главные злодеи Евангельской драмы (распятия Христа). Кому как не сатане надлежало позаботиться их наказанием на земле и после смерти? Тетрарх Галилеи Ирод Антипа, казнивший Иоанна Крестителя и, осыпав проклятиями, отославший Иисуса Христа на суд Понтия Пилата, был в 39 г. н.э. низложен Калигулой и сослан в заточение в город Лугдун (современный город Лион во Франции), где и умер в позоре и ссылке. А в город Виенну (современный город Вьен во Франции) был сослан в 37 г. н.э. Понтий Пилат в место его самоубийства или казни.
9) Убийство (императора) Калигулы и восшествие на престол его дяди Клавдия (41-54 гг. н.э.) позволила Афранию Бурру снова вернуться на службу в качестве «прокуратора божественного Клавдия» (Везонская надпись)… Афранию, покончившему с делами в южной Галлии, было чем тогда заняться в городе Риме: около 49 г. н.э. апостолом Петром будет основана первая христианская община в городе Риме. И сатана спешит на борьбу с ней. Своим возвышением Афраний Бурр обязан четвёртой жене (императора) Клавдия Агриппине (на балу Воланда-сатаны в романе «Мастер и Маргарита» среди архизлодеек упомянута третья жена Мессалина, известная распутница, а Агриппина – мать Нерона-антихриста, не упомянута)…
10) Агриппина была дочерью Германика, под началом которого сражался (настоящий) Афраний Бурр. В 49 г. н.э. она стала императрицей после смерти Мессалины и поручила Афранию (сатане) и философу Сенеке воспитание своего сына 12-летнего Нерона (усыновлённого Клавдием)…
11) В 52 г. н.э. Агриппина добилась от (императора) Клавдия преторианских когорт имперской личной гвардии в подчинение Афрания Бурра, который назначен их командиром и наделён особой властью «префектом претория с консульскими полномочиями». (В 54 г. н.э. Агриппина отравила Клавдия)…
12) «Поведение наставников Нерона сильно изуродовало его характер. Сенека и Бурр позволяли ему предаваться чувственным (развратным) утехам, которым не было меры», – писал историк У.Дюранд. Развращая юного императора, наставники взращивали того Нерона-Зверя, Нерона-Антихриста, имя которого станет позорной кличкой и проклятием человечества…
13) Антихриста обычно изображают перед сатаною, который стоит за его спиной и нашёптывает ему на ухо советы. «Даже тексты выступлений юный император Нерон получал готовыми», – писал историк А.Кравчук. Афраний Бурр, по мнению историков, был, может быть, самым могущественным лицом в Римской империи в царствование Нерона-Зверя – антихриста…
14) «Афраний Бурр руководил секретной полицией в Римской империи, – писал историк М.Ф.Басле, – вёл следствие и суд по особо важным государственным делам». Император Нерон при его содействии совершал свои самые ужасные преступления».
Д) Римский император Нерон-антихрист. Факелы Нерона:
1) Сына и законного наследника императора Клавдия – юного Британика по приказу Нерона отравили во дворце в Риме на семейном обеде в присутствии Нерона, Афрания Бурра и Сенеки, а затем между ними было разделено его наследство. «Когда Нерону поступил донос, что (его мать) Агриппина намеревается его убить, – рассказывал историк Тацит, – Бурр дал ему обещание, что если подтвердится её виновность, то он распорядится предать её смерти, и возглавил следственную комиссию». Агриппине удалось оправдаться, но ненадолго, в 59 г. н.э. Нерон отдал приказ об убийстве своей матери, и именно Афраний, по свидетельству историка Тацита, «указал, кого следует послать, чтобы довести это дело до конца»…
2) В начале 62 г. н.э. Афраний Бурр внезапно умер. «Нерон послал ему яд», –писал Светоний. «Бурр был злодейски отравлен императором Нероном», – утверждал историк Тацит. Он (сатана) пожал плоды своих трудов и сам в борьбе за власть, в интригах и кознях властолюбия взрастил Зверя (антихриста), который его и растерзал (В это же время в 62 г. н.э. в Иерусалиме был забит камнями младший брат Иисуса Христа – староста христианской общины).
3) Сатана (Афраний) покинул ему уже ненужную человеческую оболочку. Все дела его в Риме были закончены, но не Рим, не Иерусалим ещё не знают, что не все ещё семена грядущих бед, посеянные Афранием Бурром или сатаною в его обличье, как предположил Михаил Булгаков, дали свои ужасные всходы. Глядевшим на огонь его погребального костра было невдомёк, каких пожаров он является предвестником.
4) Император-артист Нерон страстно увлекался театральными постановками, осуществляемыми им с поистине императорским размахом. На реквизит не скупились, на представлении комедии Луция Афрания (предка Афрания Бурра) «Пожар», – свидетельствовал историк Светоний, – актёрам и зрителям было разрешено хватать и забирать себе утварь из горящего дома»…
5) Эта театральная постановка послужила Нерону репетицией другого более грандиозного пожара. Рим загорелся в ночь с 18 на 19 июля 64 г. н.э. и горел 6 дней. Император Нерон, как рассказывали, любуюсь с дворца бушующим пламенем, играл на кифаре и пел о пожаре Трои. По стране поползли зловещие слухи: «Рим подожгли по приказу императора Нерона». «Пресечь эти слухи было невозможно, – писал историк Тацит. И тогда Нерон решил «найти виноватых» и обвинил в этом поджоге христиан, положив тем самым начало их преследованиям. Тогда приняли мученическую кончину (были распяты) апостолы Пётр и Павел. Множество христиан были распяты, растерзаны зверями на арене Римского цирка и сгорели живыми факелами перед гуляющей толпой на ночном празднике в садах Нерона. (Ставленник сатаны Адольф Гитлер в молодости увлекался живописью, в 1933 г. партия Гитлера победила на выборах в Германии и он был назначен канцлером. Чтобы укрепить свою власть Гитлер отдал приказ своим штурмовикам поджечь Рейхстаг в Берлине, обвинив в этом поджоге коммунистов. После этого начались аресты всех несогласных с политикой Адольфа Гитлера и отправка их в концлагеря. Адольф Гитлер также любил факельные шествия).
6) Если Афраний Бурр и был воплощением сатаны, то в метафорическом (в переносном) смысле. «Мастер и Маргарита» – роман не о потусторонних силах. Михаил Булгаков писал его о людях и для людей – об их высотах духа и слабостях, подвижничестве и падениях. Сатана – это не сила, приходящая извне, это тьма и мрак кромешный (сил сатаны), которые сами себе приготовляют люди, творящие зло и неверующие в Бога и в Божий Суд. Читателю следует искать разгадку тайны этого великого романа в истории человеческого рода и в собственном сердце (душе), так как не магическими заклятиями, а лишь добром (с любовью к Богу и ближнему) побеждается зло (сил тьмы сатаны) и светом (Силами Света) побеждается тьма (сил сатаны).

III. Время плесени – конец современной цивилизации.
А) Опыт японского исследователя, из Интернета:
Он взял 3 стеклянных сосуда, насыпал в них рис, залил их водой и поставил на свет.
Первому сосуду с рисом он говорил слова: «любовь и благодарность».
Второму сосуду говорил: «ты дурак».
Мимо третьего сосуда проходил равнодушно, ничего не говоря.
Через некоторое время в первом сосуде с водой и рисом получился прекрасный тонизирующий напиток.
Во втором сосуде рис почернел от злости.
В третьем сосуде рис покрылся плесенью из-за равнодушия.
Б) Время плесени? из интервью Михаила Веллера газете «АиФ» за май 2013 г. корреспонденту «АиФ» Шигарёвой:
20.05.13 г. писатель-философ Михаил Веллер отметил юбилей – 65 лет. Веллер – «советский человек, конструкция неплохая»:
1) «Советский человек начался ещё до (социалистической) революции 1917 г. – одновременно с доктриной пролетарского интернационализма: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Сейчас мы видим, что соединились – и сделали это отлично – «олигархи всех стран», а вовсе не пролетарии (при современном глобальном капитализме)….
2) СССР превратился в великий «плавильный котел». Советский человек (вернее его идеал) – это было (коллективное) существо, бескорыстное, работающее на (советский) народ, а не на свой карман. Существо патриотичное: «Жила бы страна родная, и нету других забот!»…
3) Советский человек мог прийти на помощь другу и не попросить за это никаких ответных услуг… Комплексы национальной розни, корысти и жадности были (в СССР) меньше, чем за всю тысячелетнюю историю России и до, и после СССР…
4) Советский человек был конформист по убеждению и всегда делал то, что от него требовалось и развешивал плакаты: «Решения очередного съезда КПСС – в жизнь!»
5) Мы (советские люди) презирали людей денежных: официантов, таксистов, мясников, продавцов комиссионок. Это были люди несоветские.
А когда горбатились за небольшие деньги – это были советские люди. Мы, когда ездили в стройотряды, – мы были советские».
В) Михаил Веллер, продолжение интервью, вопрос Шигарёвой:
«Почему же этот идеал, который более 70 лет «выковывали» (в СССР), так быстро растворился на просторах истории?»
Ответ Веллера:
1) «Человек меняет свою ментальную структуру, попадая в иную (жизненную) ситуацию. Когда объявили «рынок» (в 1992 г.), тогда вдруг богатые оказались в почёте и престиже:
а) Те, кто моложе, восприняли это естественно.
б) Те, кто сами такие (же хапуги), обрадовались.
в) Большая часть (советских людей) оказались «за бортом» (жизни).
2) Люди моего поколения никогда не проникнутся рыночной идеологией: это взять (себе) – побольше, а отдать (другим людям) – поменьше.
А хороший (духовный) человек – это совершенно другое: взять себе меньше, отдав другому больше (человек VI Духовной Расы)…
3) Рынок формирует очень плохого человека («духовного мертвеца») – жадного, подлого и корыстного, в конце концов, разрушающего государство (пример, в г.Краснодаре внук морил голодом бабушку, чтобы быстрее продать дом, в котором она живёт)…
4) Всю жизнь я (Веллер) занимался философией, 32 года назад я пришёл к своей философской теории, которую потом назвал энерго-эволюционизмом. В историческом аспекте суть этой теории состоит в том, что любая цивилизация есть система, проходящая определённые этапы. В любой такой системе заложено начало, развитие и конец. (Согласно закону эволюции Коренные Расы проходили и проходят своё начало, развитие и конец. Так было около 18-6 млн лет назад со Сверхцивилизацией Лемурийцев. Затем около 5 млн – 80 тыс. лет назад было со Сверхцивилизацией Атлантов. Сейчас в Эпоху Водолея наступило время конца современной V Арийской Расы)…
5) Когда этой системе приходит время «схлопываться» (наступает конец), она требует жизни других людей…
Ей требуется «плесень», «плесневые клетки» («духовные мертвецы»), которые эту (устаревшую) систему «сожрут» и уничтожат, и останется ровное пространство (в Эпоху Водолея произойдут катаклизмы на Земле, которые подготовят поверхность Земли для развития новой VI Духовной Расы)…
6) Когда наша цивилизация – называйте её христианской, евро-атлантической… дошла до своего пика, началось её «схлопывание». В России оно пошло с 1992 г., люди, стоящие наверху, стали высасывать как можно больше денег и угонять их за границу. Министр образования (Фурсенко) говорил, что: «Воспитывать надо не творцов, а потребителей». Это подход – прошу прощения – крысиный! Когда выжирается сыр, внутри которого ты живёшь. В России сейчас есть люди умные, талантливые, работящие, но не они определяют политику, так как такое время. Сейчас политику определяют те «клетки» («духовные мертвецы»), которые съедают (современную) цивилизацию, так как она прошла свой цикл (развития). В Европе этот процесс начался в 1968 г…
7) Если «олигархи» времён Петра I и Екатерины II (царской России), составляя гигантские состояния, работали на подъём державы, то современные олигархи работают на развал и уничтожение. Именно они сегодня «заказывают музыку» и определяют структуру всей государственной пирамиды. А усилия патриотов, усилия людей честных и работающих (на благо России) сводятся на нет теми, кто набивает собственные карманы…
8) Вот эти люди и являются «плесневыми клетками» («духовными мертвецами»), погибающей цивилизации (современной V Арийской Расы)»…

IV. Интернет и глобальный «колпак»:
А) Глобальный «колпак», из Интернета, статья В.Ю.Катасонова, июль 2013 г.:
1) «Нынешний «шпионский скандал», связанный с обнародованием бывшем сотрудником ЦРУ Эдвардом Сноуденом данных о разведывательной деятельности США в других странах, дал толчок большому количеству публикаций о глобальном электронно-информационном «колпаке» (слежке в Интернете). Этот «колпак» был сооружён в мире в последние десятилетия и накрыл большую часть человечества (с помощью Интернета)…
2) Существует ещё более важная часть информационного «колпака», которую можно назвать финансово-банковской, где собираются сведения самого разного характера… Если это физические лица – то это данные о финансовом положении, здоровье, работе, имуществе, родственниках, условиях жизни граждан (тотальный контроль над людьми, как в фильме «Матрица»)…
3) Сооружение глобального информационного «колпака» велось и ведётся совместно со спецслужбами и банками. Фактически произошло органическое сращивание западных спецслужб и финансово-банковского мира (глобального капитализма)…
4) Возник громадный теневой Левиафан (монстр), обладающий мощными финансовыми и информационными ресурсами, и ставящий под свой контроль все стороны жизни общества (современного мира)…
5) Нынешний «шпионский скандал» зацепил лишь спецслужбы США. Связи спецслужб с банковским миром не были высвечены ни (правозащитником) Эдвардом Сноуденом, ни комментаторами этого «шпионского скандала»»…
Б) Сверхсекретное оружие спецслужб. Кибервойны. Из статьи «Экстрасенсы в погонах» А.Кондрашова в газете «Аргументы недели» 29.03.12 г.:
1) «Психофизическое оружие (ПФО) – это совокупность всех возможностей, методов и средств: технических, информационных, фармакологических, паранормальных (экстрасенсорных средств воздействия) скрытого насильственного влияния на человека с целью модификации его сознания в нужном направлении (зомбирование). Это оружие воздействует как на психологию, так и на физиологию человека…
2) Сейчас куда большие возможности по управлению сознанием людей предоставляет Интернет. Он (через социальные сети, Фейсбук и Твиттер) сыграл немалую роль в событиях «Арабской весны» (это события привели к кровавому лету 2013 г.). Скоро компьютер (через Интернет) станет основным психофизическим оружием и заменит атомную бомбу… Сейчас уже существуют компьютерные программы, включающие звуковые и световые воздействия (через Интернет) для моделирования различных состояний сознания человека:
а) Режим самогипноза – на альфа-волнах 8-10 Гц/сек.
б) Программирование подсознания (эквивалентно зомбированию) тета-волны 5-7 Гц/сек».

V. Совет Иисуса Христа: «Не тревожьтесь о завтрашнем дне».
А) Евангелие от Матфея Глава 7, п. 34:
«И так не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний (день) будет заботиться о своём; довольно для каждого дня своей заботы».
Б) «Живите одним днём», из книги Дейла Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить»:
1) «Одним из самых ужасных комментариев к нашему образу жизни является то, что почти половина коек в наших больницах занята пациентами, страдающими нервными и психическими расстройствами, пациентами, которых сломил непомерный груз, накопившихся вчерашних дней и устрашающих завтрашних дней. Ведь большинство этих людей могло бы спокойно наслаждаться жизнью и быть счастливыми, если бы следовали совету Иисуса Христа: «Не тревожьтесь о завтрашнем дне»…
2) Вы и я в настоящую секунду стоим на пересечении двух вечностей: безбрежного прошлого, которое длилось вечно и будущего, которое устремлено вперёд… Мы не можем одновременно жить ни в одной, ни в другой вечности – даже долю секунды. Пытаясь этого добиться, мы можем лишь подорвать своё физическое здоровье и умственные силы. Поэтому будем жить в единственном отрезке жизни – от настоящего момента времени до отхода ко сну…
3) «Каждый способен нести свою ношу, какой бы тяжёлой она ни была до прихода ночи, – писал Роберт Стивенсон. – Любой из нас может выполнять свою работу, даже самую трудную, в течение одного дня. Любой из нас может жить с нежностью в душе, с терпением, с любовью к окружающим, добродетельно до захода солнца. Именно в этом состоит подлинный смысл жизни»…
4) В военное и мирное время разница между правильным и неправильным образом мысли состоит в следующем:
а) Правильный образ мысли основан на анализе причин и следствий – он ведёт к логическому, к конструктивному планированию.
б) Неправильный образ мысли ведёт к психическому напряжению и нервным срывам….
Во время Второй Мировой войны в госпитале Тед Бергермино усвоил полезный урок. Военврач дал ему совет: «Ты и я, остальные люди – похожи на песочные часы. Когда мы утром встаём, то возникают сотни дел, которые мы должны выполнить в этот день. Если мы не будем выполнять эти дела по одному в определённый промежуток времени (одна песчинка – в единицу времени, одно дело – в определённый промежуток времени), а будем стремиться всё сделать сразу, то мы подорвём свои физические и психические силы (и заболеем)».

VI. «Предают только свои» - французская поговорка.
Дейл Карнеги:
«Даже если вам кажется, что один из шести самых близких друзей оклеветал вас, поднял на смех, обманул, «всадил нож в вашу спину». Не упивайтесь жалостью к себе, лучше вспомните, что именно это произошло с Иисусом Христом. Один из его двенадцати самых близких друзей Иуда предал его за взятку в 30 сребреников, а другой – Пётр отрёкся открыто от Христа в тот момент, когда тот попал в беду и трижды заявил, что никогда не был с ним знаком. Поэтому не ожидайте лучшего результата для себя».

P.S. Если вас заинтересовала данная проблема, вы можете задать вопросы автору этой эзотерической статьи на синтезе науки, религии и философии.

"...в первую очередь попытаемся определить, имеются ли какие-либо следы пребывания Воланда в Ершалаиме.
Никаких прямых указаний на это, однако, в романе нет, за исключением утверждения самого Воланда. Но ведь Воланд говорит, что он находился в Ершалаиме “инкогнито”; это значит, что он не был просто невидим (как можно было бы предположить), а именно присутствовал, но не в своем обычном, а в травестированном обличье. Значит, в романе Мастера следует искать отнюдь не прямые, а скрытые, замаскированные следы данного персонажа.

Еще одно важное обстоятельство состоит в том, что и в Москву Воланд приехал под видом профессора черной магии — консультанта и артиста, т.е. тоже инкогнито, а значит, тоже не в своем собственном обличье. Следовательно, нет никакой вероятности встретить в Ершалаиме лицо, непосредственно похожее на московского Воланда: сатана несомненно сменил одну маску на другую; при этом атрибутом маскарада сатаны может быть, очевидно, не только одежда, но и черты лица, голос и т.д.39.

Если с учетом этих предварительных соображений внимательно вглядеться в повествование о Пилате, то можно обнаружить, что в связи с рассматриваемой темой несомненный интерес представляет” фигура Афрания — начальника тайной стражи.

Рассмотрим, прежде всего, внешний облик этого персонажа. Ни чертами лица, ни взглядом, ни голосом Афраний непосредственно не напоминает Воланда. Но при отсутствии прямого сходства имеются некоторые тонко замаскированные изоморфные черты. Глаза другие, но общей является способность к внезапной и резкой перемене взгляда. Голос другой, но в обоих случаях он резко характерный, имеет маргинальный тембр — и потому отмечен множество раз: высокий у Афрания, низкий и тяжелый у Воланда40. Афраний так же мгновенно меняет костюм, как и Воланд. При этом среди его переодеваний мимолетно мелькает (так же, как и у Воланда) его настоящий костюм: “хламида” и шпага (меч) на боку. Наконец, Афраний так же мгновенно меняет язык, и так же невозможно оказывается определить его национальность. Таким образом, Булгаков задает релятивные константы образа при полном различии их материального заполнения.

Интересно описание прихода и ухода Афрания во дворце. Эти два момента даны весьма подробно и с нарочитым параллелизмом, т.е. привлекают внимание читателя в качестве мотива. Афраний поднимается (спускается) по лестнице, невидимой с балкона, так что его приход и уход имеют характер появления из-под земли и обратного погружения: “Между двух мраморных львов показалась сперва голова с капюшоном, а затем и совершенно мокрый человек в облепившем тело плаще”; “<…> послышался стук его сапог по мрамору меж львов. Потом срезало его ноги, туловище и, наконец, пропал капюшон. Только тут прокуратор увидел, что солнца уже нет и пришли сумерки”41. Данный мотив содержит уже явный намек на связь Афрания с преисподней (ср. низвержение Воланда и его свиты в пропасть в конце романа).

Вообще целый ряд мизансцен в романе Мастера содержит значимый параллелизм с некоторыми моментами, связанными с пребыванием в Москве Воланда и его свиты. Рассмотрим с этой точки зрения две сцены.

Первая — это сцена казни на Лысой горе. Афраний находится тут же. Он сидит на вершине холма “на трехногом табурете”. Здесь же находится и Левин Матвей, спрятавшийся в укрытии (в расщелине). Данная сцена совершенно параллельна той, в которой Воланд обозревает Москву с крыши “одного из самых красивых зданий”. Это здание, кстати, несомненно является домом Пашкова (здание библиотеки Румянцевского музея), который расположен на небольшом холме. Итак, Воланд находится на возвышении (и даже в прямом смысле — на холме); он сидит на складном табурете; рядом воткнута между плитами его шпага (Афраний на Лысой горе чертит прутиком по песку); наконец, тут же появляется “из круглой башни” (т.е. из укрытия) Левий Матвей.

Другая, еще более важная сцена — убийство Иуды. Тут заслуживают внимания в первую очередь помощники Афрания. Их у него четверо — трое мужчин и женщина. Один из помощников руководит похоронами Иешуа, двое других (и женщина) участвуют в убийстве Иуды. Первого мы не видим непосредственно и узнаем о нем (со слов Афрания) только то, что его зовут “Толмай” (ср. амплуа “переводчика” у Коровьева — “толмач”). Далее, гречанка Низа сопоставляется с Геллой, имя которой содержит отсылку к легенде о Фриксе и Гелле (отсылку, подтверждаемую амплуа “утопленницы” у Геллы).

О внешности двух убийц мы узнаем только то, что один из них был “коренастым” (ср. неоднократно отмечаемый маленький рост кота и Азазелло, сохраняющийся во всех метаморфозах). Мизансценически убийство Иуды обнаруживает ряд параллелей с избиением Варенухи: и в том, и в другом случае действие происходит в укромном месте, в глубине сада, перед жертвой возникают двое, они поочередно наносят удар и овладевают добычей — “сокровищем”, которое было у жертвы убийства/избиения. При этом сопоставление ряда деталей имеет пародийный и комический характер: Гефсиманский сад — уборная театра Варьете; деньги, полученные Иудой за предательство, — портфель с бумагами, которые Варенуха несет в “одно учреждение”. Но, помимо пародийной функции, данный параллелизм выявляет, кто были убийцы Иуды. Что касается роли самого Афрания в убийстве Иуды, то, помимо проявленного им всеведения и “изумляющей всех исполнительности”, характерной является деталь с печатями: Афраний спокойно срывает храмовую печать, которой запечатан кошелек Иуды, так как у него имеются все печати (ср. эпизоды с опечатанной квартирой Берлиоза).

Возвращаясь, однако, к самой сцене убийства, обратим внимание также на то, что один из убийц обнаружил необыкновенную меткость, приняв падающего Иуду на нож и попав прямо в сердце (Афраний говорит Пилату, что Иуда был убит “с большим искусством”). Ср. разговор на балу у Воланда о необыкновенной меткости Азазелло, о том, что он попадает без промаха “в любое предсердие сердца или в любой из желудочков”. Данный разговор возникает в связи с убийством барона Майгеля, которого Азазелло застрелил, обнаружив такое же необыкновенное искусство, как и при убийстве Иуды, — изменилось только, в соответствии с костюмом, оружие убийства. В связи с этим возникает также параллель Майгель — Иуда, и не просто сходство амплуа доносчика (и притом занимающегося иностранцами — ср. отношения Иуды и Иешуа, недавно пришедшего в Ершалаим), но также мотивный параллелизм, позволяющий отождествить данные два образа как два коррелята мифологического повествования.

Действительно, сцены убийства Майгеля и Иуды имеют целый ряд общих деталей: праздничный, парадный костюм убитого; поза, в которой лежит убитый (труп Майгеля обнаружен “с задранным кверху подбородком” — Иуда лежит лицом вверх и с раскинутыми руками). Интересно также то, что Майгель назван бароном; с этим сопоставляется имя Иуды из Кириафа (т.е. “von Kyriath”). Наконец, перед убийством Воланд заявляет Майгелю о том, что ходят слухи, что его как наушника и шпиона ждет печальный конец “не далее, как через месяц”; совершенно аналогичным образом Пилат побуждает к убийству Иуды словами о том, что ему “стало известно”, что Иуда будет убит.

Но самая выразительная деталь — когда Маргарите подносят кубок, наполненный кровью Майгеля, эта кровь оказывается вином: “<…> кровь давно ушла в землю, и там, где она пролилась, уже растут виноградные гроздья” — намек на Гефсиманский сад42. В этом мотиве проступает полное слияние двух образов и исчезновение времени в мифологическом повествовании. В связи с этим выясняется также, что лужа крови, которая вытекает у кота в сцене его мнимой комической гибели/воскресения и на месте которой затем выступает труп Майгеля, — это в действительности кровь Майгеля и Иуды".