Юношеские годы фета. Фет

А. А. Фет - поэт, творчество которого характеризуется уходом от повседневной суеты в «царство мечты». Природа и любовь составляют основное содержание его стихотворений. Они тонко передают настроения поэта, доказывают его художественное мастерство.

История рождения

До сего дня никто не знает наверняка, к какому роду принадлежит Фет Афанасий Афанасьевич. Биография краткая может быть изложена с помощью следующих достоверно известных фактов. Его мать, немка Шарлотта Беккер, в 1818 году стала женой Иоаганна Фёта.

Через год с небольшим у них родилась дочь. А еще через 6 месяцев на лечение в Дармштадт прибыл Афанасий Неофитович Шеншин, обедневший русский помещик. Он полюбил Шарлотту и тайно увез ее в свою страну. Во время побега она была беременна. Одни биографы утверждают, что от мужа, так как родила вскоре после прибытия в Россию. Другие же считают, что все-таки от Шеншина. Сам И. Фёт в завещании своим этого ребенка не признал. Мальчик появился на свет в 1820 году. Его крестили как православного и в метрике записали как сына Шеншина. Только через год Фёт дал жене развод, и она смогла, приняв новую веру, обвенчаться с новым мужем. Афанасий-младший до 14 лет рос и воспитывался как обыкновенный барчук.

Годы обучения и пробы пера

С 14 лет жизнь будущего поэта круто изменилась. Отец увез его сначала в Москву, потом в Петербург, а затем, по совету приятелей, определил на обучение в педагогическое учреждение какого-то Крюммера в глухом лифляндском городишке Верро. Дело в том, что еще в 1835 году духовная консистория постановила отцом мальчика считать И. Фёта.

У Шеншина появились враги, которые стремились использовать наличие ему во вред. Он пытался таким образом обеспечить дальнейшее благополучие семьи. Отныне мальчик обязан был подписываться как Афанасий Афанасьевич Фет. Биография его при этом не изменилась, однако недоумение и немые вопросы окружающих ему очень не нравились и смущали. В 1837 году юноша стал студентом философского факультета при Московском университете. Учился он целых 6 лет, как иностранец. В это время у него пробудился поэтический дар. Впервые сборник его стихов увидел свет в 1840 году. В 1842-1843 годах он продолжал печататься в «Москвитянине» и « Отечественных записках». В 1844 году не стало матери поэта. Его дядя, Петр Шеншин, обещал отписать свое имение племяннику, но так как умер в Пятигорске, а не дома, его наследие разорили и деньги из банка украли. Чтобы получить хоть какие-то средства и вернуть дворянский титул, Афанасий был вынужден пойти на службу в армию. Через год он получил лишь первый офицерский чин.

Полезные знакомства

В 1848 году полк, с которым прибыл поэт, остановился в деревне Красноселье. Там Афанасий познакомился с Бржеским, предводителем местного дворянства, а через него - с сестрами Лазич, в одну из которых влюбился. Но Фет решил, что нехорошо жениться нищему на бедной. Вскоре Елена Лазич погибла во время пожара. Полк перевели поближе к столице. Во многом решающими оказались знакомства, которые завел в Петербурге Афанасий Афанасьевич Фет. Биография творческая его только выиграла от дружбы с Тургеневым, а через него - и со многими другими писателями.

Семейная жизнь

Свет увидел новый сборник стихов поэта. Он имел грандиозный успех. В 1858 году вышел указ Александра II, согласно которому титул дворянина можно было получить только в звании полковника. Фет понял, что дослужится до него лишь к глубокой старости и сразу же вышел в отставку. Он переехал в Москву и там в этом же году сделал предложение М. Боткиной. Женщина, имевшая внебрачного ребенка, сразу согласилась. Жили они хорошо.

Отец, купец-чаеторговец, дал за ней приличное приданое. Получив деньги, совсем с другой стороны показал себя Афанасий Афанасьевич Фет. Биография его, с появлением финансов, изменилась в лучшую сторону. В 1860 году писатель купил заброшенный хуторок и преобразил его в богатую усадьбу. Реформу 1861 года поэт не поддержал. Фет оказался яростным защитником старых порядков. Теперь он думал только о приумножении богатства и покупал одно имение за другим. В 1863 году вышел двухтомник стихотворений А. Фета. Новое поколение его не приняло. У поэта наступил много лет он не писал ни строчки.

Долгожданное уважение

Соседи-помещики избрали Фета мировым судьей. Должность была достаточно почетной. Последующих целых 17 лет на ней пребывал Афанасий Афанасьевич Фет. Биография творческая поэта зато переживала кризис. Фет перестал сотрудничать с журналом «Современник», так как там утвердилась линия Чернышевский-Добролюбов. А поэт не хотел принимать ни сторону демократов, ни взгляды либералов. В 1873 году Сенат издал указ о причислении Афанасия Афанасьевича к роду Шеншиных. Чета Фетов даже смогла приобрести богатый дом в Москве на Плющихе.

Последние годы жизни и творчества

Только в 1881 году поэт вернулся в литературу. Сначала он занимался переводами, затем снова стал писать стихи, а еще позже - мемуары. В 1889 году великий князь друг и поклонник поэта, пожаловал ему звание камергера. Последнее, известное потомкам стихотворение, было написано в октябре 1892 года. Итоговое издание произведений Фета выпустили в свет только в 1894 году. Умер поэт в ноябре 1892 года от осложнений после бронхита. Так говорит о его последних днях официальная биография. Афанасий Афанасьевич Фет на самом деле, по свидетельству близких, перед смертью просил выпить шампанского, пытался убить себя стилетом, и только потом его хватил удар.

Фет Афанасий Афанасьевич (23 ноября 1820 года – 21 ноября 1892), великий русский поэт-лирик, мемуарист, переводчик.

Биография

Видео о Фете



Детство

Афанасий Фет родился в Новоселках – небольшом имении, расположенном в Мценском уезде Орловской губернии. Его родной отец – Иоганн Петр Вильгельм Фет, асессор городского суда в Дармштадте, мать – Шарлотта Елизавета Беккер. Будучи на седьмом месяце беременности, она оставила мужа и тайно уехала в Россию с 45-летним Афанасием Шеншиным. Когда родился мальчик, его крестили по православному обряду и назвали Афанасием. Он был записан сыном Шеншина. В 1822 году Шарлотта Елизавета Фет приняла православие и обвенчалась с Афанасием Шеншиным.

Образование

Афанасий получил блестящее образование. Способному мальчику легко давалась учеба. В 1837 году он окончил частную немецкую школу-пансионат в городе Верро, в Эстонии. Уже тогда Фет начал писать стихи, проявлял интерес к литературе и классической филологии. После школы, чтобы подготовиться к поступлению в университет, он обучался в пансионате профессора Погодина, писателя, историка и журналиста. В 1838 году Афанасий Фет поступил на юридический, а потом – на философский факультет Московского университета, где учился на историко-филологическом (словесном) отделении.

В университете Афанасий сблизился с одним из студентов – Аполлоном Григорьевым, который тоже увлекался поэзией. Они вместе стали посещать кружок студентов, которые усиленно занимались философией и литературой. При участии Григорьева Фет выпустил свой первый сборник стихов «Лирический пантеон». Творчество молодого студента заслужило одобрение Белинского. А Гоголь отозвался о нем, как о «несомненном даровании». Это стало своего рода «благословением» и вдохновило Афанасия Фета на дальнейшее творчество. В 1842 году его стихи были опубликованы во многих изданиях, в числе которых были популярные журналы «Отечественные записки» и «Москвитянин». В 1844 году Фет окончил университет.

Военная служба

В 1845 году Фет уехал из Москвы и поступил в провинциальный кирасирский полк на юге России. Афанасий считал, что военная служба поможет ему вернуть утраченное дворянское звание. Через год после начала службы Фет получил звание офицера. В 1853 его перевели в гвардейский полк, который был расквартирован недалеко от Петербурга. Он часто бывал в столице, встречался с Тургеневым, Гончаровым, Некрасовым, сблизился с редакцией популярного журнала «Современник». В целом, воинская карьера поэта складывалась не очень удачно. В 1858 году Фет вышел в отставку, дослужившись до чина штаб-ротмистра.

Любовь

В годы службы поэт пережил трагическую любовь, которая оказала влияние на все его дальнейшее творчество. Возлюбленная поэта, Мария Лазич, была из хорошей, но бедной семьи, что послужило препятствием для их брака. Они расстались, а через какое-то время девушка трагически погибла при пожаре. Память о своей несчастной любви поэт хранил до самой смерти.

Семейная жизнь

В возрасте 37 лет Афанасий Фет женился на Марии Боткиной, дочери богатого чаеторговца. Его жена не отличалась молодостью и красотой. Это был брак по расчету. Перед свадьбой поэт открыл невесте правду о своем происхождении, а также о некоем «родовом проклятии», которое могло стать серьезным препятствием для их брака. Но Марию Боткину не испугали эти признания, и в 1857 году они поженились. Через год Фет вышел в отставку. Он поселился в Москве и посвятил себя литературному труду. Его семейная жизнь была довольно благополучной. Фет приумножил состояние, которое принесла ему Мария Боткина. Правда, детей у них не было. В 1867 году Афанасия Фета избрали мировым судьей. Он жил в своем имении и вел образ жизни настоящего помещика. Лишь после возвращения фамилии отчима и всех привилегий, которыми мог пользоваться потомственный дворянин, поэт начал работать с новой силой.

Творчество

Афанасий Фет оставил значительный след в русской литературе. Свой первый сборник стихов «Лирический пантеон» он выпустил, когда учился в университете. Первые стихи Фета были попыткой уйти от действительности. Он воспевал красоту природы, много писал о любви. Уже тогда в его творчестве проявилась характерная черта – он говорил о важных и вечных понятиях намеками, умел передавать тончайшие оттенки настроений, пробуждая у читателей чистые и светлые эмоции.

После трагической гибели Марии Лазич творчество Фета приобрело новое направление. Он посвятил своей возлюбленной поэму «Талисман». Предполагают, что все последующие стихи Фета о любви посвящены ей же. В 1850 году вышел второй сборник его стихов. Он вызвал интерес критиков, которые не скупились на положительные отзывы. Тогда же Фет был признан одним из лучших современных поэтов.

Афанасий Фет был представителем «чистого искусства», он не затрагивал в своих произведениях животрепещущих социальных вопросов и до конца жизни оставался убежденным консерватором и монархистом. В 1856 году Фет выпустил третий сборник стихов. Он воспевал красоту, считая это единственной целью своего творчества.

Тяжелые удары судьбы не прошли для поэта бесследно. Он ожесточился, разорвал отношения с друзьями, почти перестал писать. В 1863 году поэт выпустил двухтомное собрание своих стихотворений, а потом в его творчестве наступил двадцатилетний перерыв.

Лишь после того, как поэту была возвращена фамилия отчима и привилегии потомственного дворянина, он с новыми силами занялся творчеством. К концу жизни стихотворения Афанасия Фета становились все более философскими, в них присутствовал метафизический идеализм. Поэт писал о единстве человека и Вселенной, о высшей реальности, о вечности. В период с 1883 по 1891 годы Фет написал более трехсот стихотворений, которые вошли в сборник «Вечерние огни». Поэт издал четыре выпуска сборника, а пятый вышел уже после его смерти.

Смерть

Умер Афанасий Фет от сердечного приступа. Исследователи жизни и творчества поэта убеждены, что перед смертью он пытался покончить жизнь самоубийством.

Основные достижения

  • Афанасий Фет оставил после себя большое творческое наследие. Фета признавали современники, его стихами восхищались Гоголь, Белинский, Тургенев, Некрасов. В пятидесятых годах своего века он был наиболее значимым представителем поэтов, которые пропагандировали «чистое искусство» и воспевали «вечные ценности» и «абсолютную красоту». Творчество Афанасия Фета ознаменовало завершение поэзии нового классицизма. Фет и сейчас считается одним из самых ярких поэтов своего времени.
  • Большое значение для российской литературы имеют и переводы Афанасия Фета. Он перевел всего «Фауста» Гёте, а также произведения целого ряда латинских поэтов: Горация, Ювенала, Катулла, Овидия, Вергилия, Персия и других.

Важные даты из жизни

  • 1820 год, 23 ноября – родился в имении Новоселки Орловской губернии
  • 1834 год – был лишен всех привилегий потомственного дворянина, фамилии Шеншин и русского подданства
  • 1835-1837 годы – учился в частной немецкой школе-пансионате в городе Верро
  • 1838-1844 годы – учился в университете
  • 1840 год – вышел первый сборник стихов «Лирический пантеон»
  • 1845 год – поступил в провинциальный кирасирский полк на юге России
  • 1846 год – получил офицерский чин
  • 1850 год – вышел второй сборник стихов «Стихотворения»
  • 1853 год – перешел на службу в гвардейский полк
  • 1856 год – вышел третий сборник стихов
  • 1857 год – обвенчался с Марией Боткиной
  • 1858 год – вышел в отставку
  • 1863 год – вышло двухтомное собрание стихотворений
  • 1867 год – избран мировым судьей
  • 1873 год – вернул дворянские привилегии и фамилию Шеншин
  • 1883 – 1891 – работал над пятитомником «Вечерние огни»
  • 1892 год, 21 ноября – умер в Москве от сердечного приступа
  • В 1834 году, когда мальчику было 14 лет, выяснилось, что юридически он не является сыном русского помещика Шеншина, и запись была сделана незаконно. Причиной разбирательств стал анонимный донос, автор которого остался неизвестным. Решение духовной консистории прозвучало, как приговор: отныне Афанасий должен был носить фамилию матери, лишался всех привилегий потомственного дворянина и российского подданства. Из богатого наследника он внезапно стал «человеком без имени», незаконнорожденным ребенком сомнительного происхождения. Фет воспринял это событие, как позор, и возвращение утраченного положения стало для него целью, навязчивой идеей, которая во многом определила дальнейший жизненный путь поэта. Только в 1873 году, когда Афанасию Фету было 53 года, сбылась мечта всей его жизни. По указу царя поэту были возвращены дворянские привилегии и фамилия Шеншин. Тем не менее, свои литературные произведения он продолжал подписывать фамилией Фет.
  • В 1847 году, во время военной службы, в небольшом имении Федоровке поэт познакомился с Марией Лазич. Эти отношения начались с легкого, ни к чему не обязывающего флирта, который постепенно перерос в глубокое чувство. Но Мария, красивая, прекрасно образованная девушка из хорошей семьи, все-таки не могла стать хорошей партией для человека, который надеялся вернуть дворянское звание. Поняв, что он по-настоящему любит эту девушку, Фет, тем не менее, принял решение, что никогда на ней не женится. Мария отнеслась к этому спокойно, но через какое-то время решила разорвать отношения с Афанасием. А через некоторое время Фету сообщили о трагедии, которая произошла в Федоровке. В комнате Марии вспыхнул пожар, одежда на ней загорелась. Пытаясь спастись, девушка выбежала на балкон, потом в сад. Но ветер только раздувал пламя. Мария Лазич умирала несколько дней. Ее последние слова были об Афанасии. Поэт тяжело перенес эту потерю. Он до конца жизни сожалел, что не женился на девушке, ведь больше в его жизни не было настоящей любви. Его душа опустела.
  • Поэт нес тяжелое бремя. Дело в том, что у него в роду были сумасшедшие. Два его брата, уже будучи взрослыми, потеряли рассудок. Мать Афанасия Фета под конец жизни тоже страдала безумием и умоляла лишить ее жизни. Незадолго до брака Фета с Марией Боткиной его сестра Надя тоже попала в психиатрическую клинику. Брат навещал ее там, но она его не узнавала. За собой поэт часто замечал приступы тяжелей меланхолии. Фет все время боялся, что в конце концов его постигнет та же участь.

Многие помнят из курса школьной литературы замечательные строки о пропавших ласточках, принадлежащих перу знаменитого русского поэта, члена-корреспондента Петербургской Академии Наук Афанасия Фета. Биография литератора по себе достойна отдельного романа : человек, лишенный дворянского звания, всю жизнь положивший на то, чтобы вернуть себе фамилию, бедный офицер, влюбленный в бесприданницу, преуспевающий помещик, превозносящий свое сословие, романтический поэт.

Вконтакте

Детство и юность

Родился он 5 декабря 1820 года в деревеньке Новоселки, где находилось имение Шеншиных. Родословная поэта до сих пор вызывает массу вопросов. По традиции настоящая фамилия поэта Шеншин. Историки установили, что мать звали Шарлотта-Елизавета Фет, урожденная Беккер. Батюшкой одни исследователи записывают помещика из древнего дворянского рода Афанасия Неофитовича Шеншина (общепринятая версия), другие – предыдущего законного супруга Шарлотты-Елизаветы немца Иоганна-Петера.

Знакомство юной двадцатидвухлетней Шарлотты и сорокапятилетнего Шеншина, уволившегося с воинской службы, состоялось, когда Афанасий Неофитович прибыл на воды и остановился на постой на квартире почтенного семейства.

Взаимная симпатия возникла мгновенно, и Шарлотта в итоге уезжает вместе с Шеншиным. Некоторая неразбериха получилась по причине затянувшейся процедуры расторжения предыдущего брака.

Семейный союз Шеншина и Шарлотты-Елизаветы был заключен уже после появления на свет мальчика. Детство его проходило среди природы, живых впечатлений бытия, воспитанием занимались сначала семинарист, а потом дворовый по имени Филипп и простой крестьянский жизненный уклад.

Первая душевная травма

Историкам стали известны интересные факты о Фете. Дворянин Шеншин признал малыша и дал свою фамилию, но позднее духовная консистория сочла эту запись юридически незаконной. В результате отцом Афанасия определили все-таки Иогнна-Петера, исключив ребенка из рода Шеншиных и, соответственно, лишив дворянства. Любопытно то, что некоторые исследователи ссылаются на письма Шарлотты–Елизаветы к своему брату, где она упоминала про отцовство бывшего супруга, как про непреложный факт.

Итак, после исключения в 14-летнем возрасте из дворянского сословия, богатый наследник достаточно знаменитой в России фамилии (а род Шеншиных известен с XV века) в один миг превратился в безродного иностранца. Этот факт глубочайшим образом потряс подростка, которого потом всю жизнь преследовала навязчивая идея вернуть потерянное.

Родители, стремившиеся из самых благих побуждений уберечь сын а от нежелательного внимания и всяческих разбирательств по поводу происхождения, отвезли мальчика для дальнейшего обучения как можно дальше от дома – в немецкий пансион в Верро (ныне город Выру в Эстонии).

Обучение

Где учился будущий мастер слова. Перед поступлением на философский факультет Московского университета юноша в 1837 году около полугодия являлся пансионером у замечательного русского историка, писателя-беллетриста М.П. Погодина.

После зачисления в 1838 на историко-филологическое отделение, молодой человек поселился у А.А. Григорьева. Все окружение во времена студенчества – тот же Григорьев, а также Яков Полонский, Владимир Соловьев и Константин Кавелин – способствовало проявлению и становлению литературного дара .

Первый сборник, открывший дорогу к публикациям в популярных на тот момент литературных журналах и одобренный Белинским, назывался «Лирический Пантеон А.Ф.». Был напечатан в 1840 году. «Благословил» юношу на продолжение творческого пути сам Николай Васильевич Гоголь, заявивший о «несомненном даровании» поэта.

Военное поприще и писательство

Одержимый мыслью возвратить неправедно отнятое дворянство, в 1845 году Афанасий вступил в качестве унтер-офицера в квартировавший на Херсонщине кирасирский орденский полк. Носящим офицерское звание тогда жаловали дворянскую грамоту. Через год офицерский чин дали, но совсем незадолго вышло изменение в законах: дворянством наделяли лишь офицеров в звании не ниже майорского.

В херсонский период случилось знакомство с дочерью отставного бедного сербского военного — обворожительной красавицей Марией Лазич. Между молодыми людьми завязался роман, однако о женитьбе даже не помышляли: одна была бесприданницей, а другой не обладал никакими правами на наследство Шеншиных. Любовь прекратилась в результате гибели Марии, про которую шепотом передавали, что это был осознанный поступок.

Девушка скончалась от многочисленных ожогов, полученных при воспламенении платья. Причина несчастного случая так и осталась неизвестной: то ли неосторожно оброненная спичка, то ли созревшее от безысходности решение. Личная трагедия найдет отражение во всем последующем творчестве Фета.

Во время военной службы продолжались поэтические опыты . После перевода в 1853 году на новое место в Новогородской губернии представилась возможность бывать в Петербурге намного чаще. Поэт по-прежнему благодаря содействию близких друзей Н.А. Некрасова, А.В. Дружинина, В.П. Боткина публиковался на страницах отечественных литературных альманахов. Особую роль начал играть И.С. Тургенев, оказывавший покровительство молодому человеку.

Помещик и агроном

Тем временем Афанасий продолжал свою погоню за мечтой: в 1859 году ему присвоили долгожданный майорский чин, однако с 1856 дворянством жаловали уже только полковников.

Осознавая, что мечте сбыться не суждено, Афанасий Афанасьевич ушел в отставку, совершил небольшой заграничный вояж и осел в Москве. В 1857 году посватался к не очень юной и не слишком привлекательной сестре своего друга Марии Петровне Боткиной, за которой, однако, давали солидное приданое.

Предложение благосклонно приняли. Женившись, прикупил поместье в Мценском уезде и полностью погрузился в хлопоты. «Он сделался теперь агрономом …, отпустил бороду до чресл… о литературе слышать не хочет и журналы ругает с энтузиазмом», - описывал И.С. Тургенев тогдашнюю жизнь Фета.

Очень длительный период талантливейший поэт занимался исключительно тем, что обличал и громил послереформенное сельское хозяйство. Статьи вызывали горячее возмущение многих печатных изданий, именовавших себя передовыми, переносившееся и на стихотворную деятельность. «Все они (стихи) такого содержания, что их могла бы написать лошадь, если бы выучилась писать стихи», - с сарказмом характеризовал творчество Фета писатель Н.Г. Чернышевский.

Повести и рассказы

К данному временному промежутку относится большинство опытов поэта на прозаическом поприще. Им, кстати, при изучении творчества незаслуженно мало уделяют внимания в школе, хотя именно проза составляет значительный пласт его литературного наследия. Все рассказы Афанасия Фета и небольшие повести автобиографичны : практически все несут в себе эпизоды из жизни либо самого автора, либо близких ему людей.

Афанасий Афанасьевич в своих рассказах словно экспериментирует с различными и жанрами. Особенно наглядно такие попытки демонстрируют его деревенские очерки, гармонично сочетающие в себе документалистику, публицистику и художественные зарисовки. По глубокому психологизму и эмоциональности, пронизывающих все сцены крестьянской жизни, произведения очень близки к творчеству Бунина. Не менее очаровательны и интересны записки о путешествиях, демонстрирующие эстетические воззрения.

Снова в Москве

По-настоящему к литературе Фет Афанасий Афанасьевич вернулся только в 80-е годы XIX века, приняв решение снова поселиться в Москве. Только это теперь был не нищий иностранец без роду-племени, а известный помещик, хозяин богатого московского особняка, представитель заслуженного дворянского рода Шеншиных.

Одиннадцать лет службы в качестве судьи позволили все-таки исполнится мечте поэта и принесли ему долгожданную грамоту и родовую, настоящую фамилию.

Он опять восстановил былые отношения с друзьями юности. Этот временной промежуток ознаменовался выходом переводов шопенгауэровского «Мир как воля и представление», первой части гетевского «Фауста», творений известных древнеримских и немецких классиков.

Примерно тогда же издали ограниченным тиражом «Вечерние огни» и автобиографичные «Мои воспоминания». Мемуары под названием «Ранние годы жизни» выйдут после кончины автор а. Работы этого периода существенно отличаются от ранних: если в юности Афанасия Афанасьевича Фета воспевают красоту и гармонию, являются своеобразным гимном чувственному началу, то поздняя лирика овеяна некоей аурой трагичности, вероятнее всего, связанной с реальным положением дел.

Уход из жизни

С возрастом здоровье резко ухудшилось: писатель почти ослеп, каждый астматический приступ сопровождался мучительнейшим удушьем. Физические муки лишали и душевного покоя. Фет принял тяжелейшее решение: в ноябре 1892 года выпроводил супругу в гости, выпил бокал шампанского, и продиктовал секретарю записку следующего содержания: «Не понимаю сознательного приумножения неизбежных страданий. Добровольно иду к неизбежному. 21 ноября, Фет (Шеншин)», вытащил канцелярский нож, направив лезвие на голову . Но секретарь исхитрилась отнять ножик. Самоубийства не получилось. Мужчина бросился прочь в поисках иного орудия, но его настиг апоплексический удар, приведший к смерти. Наследниками, кроме жены, он не обзавелся.

До нас дошли не только фотографические изображения поэта, но и несколько рукописных изображений. Наиболее известный портрет принадлежит кисти Ивана Репина (1882 год), хранится в собрании картин знаменитой Третьяковской галереи.

Судьба и творчество поэта Фета Афанасия

Биография Фета Афанасия

Вывод

Часть периода жизни Фета совпала с основными либеральными реформами Александра II , что наглядным образом демонстрирует общую картину судеб представителей многих известных дворянских семей. То же служение Отечеству на воинском поприще, помещичество при выходе в отставку с целью заработать денег и неуемная жажда творчества: стихами интересовались многие, иначе — откуда бы было столько литературных журналов. Однако, творчество Фета все равно занимает особое место благодаря своей тонкости, пронзительности и красоте.

Афанасий Афанасьевич Фет (первые 14 и последние 19 лет жизни официально носил фамилию Шеншин, 23 ноября (5 декабря) 1820, усадьба Новоселки, Мценский уезд, Орловская губерния - 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва) - русский поэт-лирик, переводчик, мемуарист.

Фамилия Фет (точнее, Фёт, нем. Foeth), стала для поэта, как он впоследствии вспоминал, «именем всех его страданий и горестей». Сын орловского помещика Афанасия Ивановича Шеншина и привезённой им из Германии Каролины Шарлотты Фёт, он был при рождении записан (вероятно, за взятку) законным сыном своих родителей, хотя родился через месяц после прибытия Шарлотты в Россию и за год до их брака. Когда ему было 14 лет, «ошибка» в документах обнаружилась, и он был лишён фамилии, дворянства и русского подданства и стал «иностранным подданным Афанасием Фётом» (таким образом, его отцом стал считаться первый муж Шарлотты, немец Фёт; кто в действительности был отцом Афанасия - неизвестно). В 1873 году он официально вернул себе фамилию Шеншин, но литературные произведения и переводы продолжал подписывать фамилией Фет (через «е»).

Родился Афанасий Афанасьевич 23 ноября 1820 года неподалеку от города Мценска, Орловской губернии, в деревне Новоселки.

До 14 лет Фет жил и учился дома, а затем в городе Верро Лифляндский губернии (теперь г. Выру, Эстония), в немецком частном пансионе Крюммера. В 1837 г. его перевезли в Москву, где Афанасий Афанасьевич учится в пансионе профессора Погодина, историка, писателя, журналиста, в который поступил для подготовки в Московский университет. Вскоре Фет поступил в Московский университет, на историко-филологический факультет. Почти все студенческое время Афанасий Фет прожил в семье своего товарища по университету, будущего литературного критика Аполлона Григорьева, имевшего влияние на развитие его поэтического дара.

1840 г. — выходит первый сборник его стихотворений “Лирический пантеон”.
Благословение на серьезную литературную работу Фету дал Гоголь, сказавший: «Это несомненное дарование». Первый сборник стихотворений Фета «Лирический пантеон» вышел в 1840 и получил одобрение Белинского, что вдохновило его на дальнейшее творчество. С 1842 года стихи Фета регулярно появляются на страницах журналов «Москвитянин» и «Отечественные записки». “Из живущих в Москве поэтов всех даровитее господин Фет”, — пишет в 1843 году Белинский.

В 1844 году Афанасий Афанасьевич оканчивает учебу в Московском Университете и в 1845 году, подающий надежды поэт, становится кавалеристом кирасирского полка Военного ордена, так как первый офицерский чин давал право на получение потомственного дворянства. В 1853 г. Фет перешел в уланский гвардейский полк; в крымскую кампанию находился в составе войск, охранявших Эстляндское побережье. В 1858 году вышел в отставку, подобно своему отцу, штаб-ротмистром. Дворянских прав Афанасий Афанасьевич, однако, достигнуть тогда не удалось: необходимый для того ценз повышался по мере того, как Фет повышался по службе.

1850 г. — в Москве вышел второй сборник стихотворений поэта. В 1856 году в Петербурге публикуется третий обративший на себя внимание знатоков и любителей поэзии.

Тем временем росла его поэтическая слава. Успех вышедшей в 1850 году в Москве втрой книги “Стихотворения А. Фета” открыл ему в Петербурге доступ в кружок “Современника”, где он познакомился c Тургеневым и В.П. Боткиным. Позднее Афанасий Фет познакомился у с Л.Н. Толстым, вернувшимся из Севастополя. Кружок “Современника” общими силами выбрал, проредактировал и красиво напечатал новое собрание “Стихотворений А.А. Фета” (Санкт-Петербург, 1856). В 1863 году оно было переиздано Солдатенковым в двух томах, причем во 2-й вошли переводы Горация и др.

В 1857 году Афанасий Афанасьевич женился в Париже на Марье Петровне Боткиной, сестре врача С. П. Боткина. Литературные успехи побудили Фета оставить военную службу и в 1858 году поэт уходит в отставку в чине гвардейского штаб-ротмистра, поселяется в Москве.

1860 году Афанасий Афанасьевич купил хутор Степановку с 200 десятин земли, в Мценском уезде, и энергично принялся хозяйничать, живя там безвыездно и лишь зимой ненадолго заезжая в Москву. В течение более десяти лет (1867 — 1877) Фет был мировым судьей и писал в это время в “Русском Вестнике” журнальные статьи о сельских порядках (”Из деревни”), где выказал себя столь убежденным и цепким русским “аграрием”, что вскоре получил от народнической печати кличку “крепостника”. Хозяином Афанасий Фет оказался превосходным, в 1877 г. бросил Степановку и купил за 105 000 рублей имение Воробьевку в Щигровском уезде, Курской губернии, близ Коренной Пустыни. Под конец жизни состояние Фета дошло до величины, которую можно назвать богатством. В 1873 г. за Фетом была утверждена фамилия Шеншин со всеми связанными с нею правами. На это сразу же отреагировал И.С. Тургенев: “Как Фет вы имели имя, как Шеншин вы имеете только фамилию”.

В 1881 году Шеншин купил в Москве дом и стал приезжать в Воробьевку на весну и лето уже дачником, сдав хозяйство управляющему. В это время довольства и почета Афанасий Афанасьевич с новой энергией принялся за поэзию оригинальную и переводную, и за мемуары. Он издал в Москве: четыре сборника лирических стихотворений “Вечерние огни” (1883, 1885, 1888, 1891) и переводы Горация (1883), Ювенала (1885), Катулла (1886), Тибулла (1886), Овидия (1887), Виргилия (1888), Проперция (1889), Персия (1889) и Марциала (1891); перевод обеих частей “Фауста” Гете (1882 и 1888); написал мемуары “Ранние годы моей жизни, до 1848 г.” (издание уже посмертное, 1893) и “Мои воспоминания, 1848 — 1889 г.” (в двух томах, 1890); перевод сочинений А. Шопенгауэра: «о четвертом корне закона достаточного основания» и «о воле в природе» (1886) и “Мир, как воля и представление” (2-е издание — 1888 г.).

28 и 29 января 1889 года торжественно отпразднован в Москве юбилей 50-летней литературной деятельности Фета; вскоре после того ему было Высочайше пожаловано звание камергера. Скончался Афанасий Афанасьевич 21 ноября 1892 года в Москве, не дожив двух дней до 72 лет. Похоронен в родовом имении Шеншиных селе Клейменове, в Мценском уезде, в 25 верстах от Орла.

Творчество Фета характеризуется стремлением уйти от повседневной действительности в «светлое царство мечты». Основное содержание его поэзии - любовь и природа. Стихотворения его отличаются тонкостью поэтического настроения и большим художественным мастерством.

Фет выразителен и точен при обрисовке картин природы в различные времена года, в каждом из которых он находит неповторимую прелесть. Даже в картинах увядающей природы поэт видит красоту, которая рождает светлые, жизнеутверждающие чувства. Это ощущается в таких стихотворениях, как , “Задрожали листы, облетая…” и др. Природа у Фета населена живыми существами, причем не только традиционными для поэзии (соловей, орел, лебедь), но и, быть может, впервые попавшими в лирический пейзаж (чибис, кулик). Точность, конкретность пейзажей во многом обусловлена достижениями русской реалистической прозы (Тургенева и Л. Толстого в первую очередь). Поэтизация красот природы — одна из заслуг Фета-лирика перед русской литературой. Стихи Фета о природе давно стали хрестоматийными.

Другая, не менее значительная заслуга Фета — изображение глубокого любовного чувства. Его любовной лирике свойственны трагедийность и глубокий психологизм. При этом облики героя и героини лишены у Фета социально-бытовой определенности. Недаром для стиля его любовных стихов так характерен прием, когда портретная или психологическая деталь выступает как часть целого. “Влево бегущий пробор”, “детские слезы”, “нерукотворные черты”, “изгибы близкой души”, “муки души безгрешной”, “образ мгновенный” — признаки героини.

А. А. Фет – крупнейший представитель плеяды поэтов «чистого искусства»

Гений «чистого искусства» или человек «без имени»?

Будущий поэт появился на свет в селе Новоселки Орловской губернии в декабре 1820 г. Сын состоятельного помещика Шеншина и лютеранки Каролины Шарлотты Фёт, прирожденной немки, долго считался «незаконнорожденным». Будучи замужем, мать тайно бежала с 45-летним Шеншиным в Россию на седьмом месяце беременности. Отцом поэта был записан Шеншин, но это было незаконно с юридической точки зрения, поскольку Фёт и Шеншин не состояли на тот момент в браке. Когда раскрылся обман, Фет из богатого дворянина превратился в иностранца весьма сомнительного происхождения. Этот факт биографии приверженца «чистого искусства» до сих пор находится под колпаком и порос тайнами.

Однако это обстоятельство сыграло с ребенком злую шутку – он был лишен титула дворянина, отцовского имени и права наследования. С молодости и до глубоких седин он считал это несмываемым позором и был вынужден добиваться утраченных прав. Богатый наследник стал «человеком без имени» и возращение утраченного положения превратилось в навязчивую идею, определившую его жизненный путь.

Образование «мальчика без привилегий»

Получив блестящее образование в немецком пансионате в г. Верро в Эстонии, Афанасий поступил на обучение к профессору Погодину, историку, писателю и журналисту. В 1844 г., окончив словесное отделение Московского университета (философский факультет), Фет уже стал писать стихи. С университетской скамьи крепла искренняя дружба с А. Григорьевым, товарищем по увлечению поэзией.

Интересен и тот факт, что свое «благословение» на солидную литературную работу А. А. Фету дал никто иной как признанный Н. В. Гоголь, отрезавший: «Фет – несомненное дарование». Уже в возрасте 19 лет вышел первый сборник стихотворений «Лирический пантеон», получивший высокую оценку В. Г. Белинского. Одобрение критика вдохновило начинающего поэта на дальнейшее творчество. Первые стихи с большим успехом расходились рукописно и были опубликованы в ведущих изданиях.

Годы военной службы – дело чести

Достижение цели всей жизни – возвращение дворянского звания привело Фета в провинциальный полк на юге России. Спустя год службы он получил звание офицера, а к 1853 году его перевели в полк неподалеку от Петербурга. Приверженец идей «чистого искусства» бывал в сердце родины и сблизился с Гончаровым, Тургеневым и Некрасовым, а также стал почетным автором популярного журнала «Современник. Хотя военная карьера складывалась не так удачно, как хотелось бы, уже к 1858 году Фет подал в отставку, дослужившись до почетного чина штаб-ротмистра.

Восхищение критиков сулило принятие в среду известнейших поэтов и писателей. Благодаря заработкам на литературном поприще Фет улучшил материальное положение и совершил первое путешествие по Европе. Поговаривают, что после отставки Фет с семьей «осел» в Москве и активно занялся литературным трудом, от издателей требуя по тем временам «неслыханную цену» за собственные произведения. Понимая, что дар создавать красивейшие и изящные стихи - редкость, Фет не страдал излишней скромностью.

Любовь как муза: «пожар страсти потушить не смея»

За годы военной службы было перенесено множество лишений и скитаний. В лавине трудностей камнем преткновения стала трагическая любовь, оставившая неизгладимый след в душе поэта на всю жизнь. Возлюбленной поэта, Марии Лазич, не суждено было стать женщиной всей его жизни: она была из интеллигентной, но терпящей нужду семьи, что стало серьезным препятствием для их брака. Расставание тяжело далось для обоих, а спустя несколько лет после расставания, поэт узнает о трагической гибели возлюбленной во время пожара.

Только в 37 лет Фет впервые женился на Марии Боткиной, дочери состоятельного чаеторговца. Это не был брак по любви, скорее, по расчету, чего поэт никогда не скрывал и открыто признался невесте в «родовом проклятии». Однако это не остановило немолодую деву. В 1867 г. Афанасий Фет даже стал мировым судьей.

Творческий путь: «абсолютная красота» и «вечные ценности»

Стихи Фета были призрачной попыткой сбежать от действительности: он воспевал красоту любви, родную природу. Характерная особенность творчества – рассуждать метафорично о вечном, чему способствовал редкий талант улавливать тончайшие оттенки настроений. Чистые и светлые эмоции пробуждали у всех ценителей творчества его гениальные стихи.

Любви всей жизни Марии Лазич он посвятил поэму «Талисман». После выхода в свет второго сборника стихов критики обоюдно признали Фета одним из способнейших поэтов современности. Будучи представителем направления «чистое искусство», он гнушался затрагивания острых социальных вопросов в своих произведениях. До конца своих дней он оставался убежденным монархистом и консерватором и считал воспевание красоты – единственной целью творчества.

Благосклонность критиков: боевое знамя «чистого искусства»

На протяжении всего жизненного пути Фет был щедро обласкан критиками. Белинский называл его «самым даровитым поэтом». Теплые отзывы Белинского стали отличной путевкой в творчество. Публикации в самых востребованных журналах – «Москвитянин», «Современник», «Отечественные записки» привнесли свою лепту в обретение славы.

Были критики, не разделявшие преемственность поэта идеям «чистого искусства» и считавшие его «мечтателем», полностью оторванным от реальности. Однако искусство Фета находится под особым вниманием критиков до сих пор. Положительные отзывы заслужили не только стихи, но и переводы Гете, Овидия, Горация.

Тернистый жизненный путь выработал в Фете мрачный взгляд на общество и жизнь в целом. Ожесточенное ударами судьбы сердце не заживало от глубоких ран, а сильное стремление компенсировать нападки социума делало его тяжелым человеком. 1888 год стал пророческим для поэта – в связи с 50-летним юбилеем «своей музы» ему удалось не только добиться придворного звания камергера, но и возвращения фамилии Шеншин. По словам Фета, это был «один из счастливейших дней всей жизни».