Жизненный и творческий путь педро кальдерона, краткая биография. Кальдерон де ла Барка – краткая биография Смотреть что такое "Кальдерон де ла Барка Педро" в других словарях

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА, Педро (Calderon de la Вагса, Pedro - 17.01.1600, Мадрид - 25.05. 1681, там же) - испанский драматург.

Жизнь выдающегося барочного драматурга Испании Педро Кальдерона де ла Барки Енао де ла Барреда-и-Ріаньо (таким является полное фамилия Кальдерона де ла Барки), казалось бы, очень далекое от того, что отразилось в его художественных произведениях. Он принадлежал к древнему, но обедневшего дворянского рода. Учился в иезуитской коллегии и Саламанкському университете, где изучал гражданское и каноническое право. В 1619-1623 pp. обратился к драматургии, а с 1625 pp. Кальдерон де ла Барка всецело отдался литературной деятельности. В 1637 г. его приняли в рыцарский орден Сантьяго. У1638 p. Кальдерон де ла Барка принимал участие в войне с Францией, в 1640 г. - в подавлении восстания в Каталонии.

После смерти своей возлюбленной и несовершеннолетнего сына Кальдерон де ла Барка, глубоко религиозный человек, стал священником, придворным капелланом и настоятелем кафедральной церкви св. Петра в Мадриде. Как придворный капеллан, он был тесно связан с королевским двором и высшей знатью Испании. Глубокий знаток метафизики, истории римского права, нравственной и догматической теологи, Кальдерон де ла Барка в последние годы жизни жил уединенно. В 1680 г. он составил список своих пьес, куда вошло 111 комедий и 70 ауто. В настоящее время известны 120 комедий, 78 ауто и 200 пьес малых жанров; некоторые произведения не разысканы и известны только по названиям.

Как драматург, Кальдерон де ла Барка относится к национальной драматургической школы Л. де Веги. Его творчество развивалось в двух направлениях. Он писал религиоВНО-фантастические пьесы - такие, как «Чистилище святого Патрика», «Поклонение кресту», и пьесы реальные - «комедии плаща и шпаги», «драмы чести», исторические. Однако не следует противопоставлять его реальные пьесы и пьесы реально-фантастические, поскольку между ними существует внутренняя взаимосвязь. Драматургия Кальдерона де ла Барки построена на противопоставлении обычного и исключительного, света и тени, земного и небесного. Последний крупный представитель испанской литературы «золотого века», который подытожил трехсотлетний идейное развитие Испании, Кальдерон де ла Барка был прежде всего художником-мыслителем, который пытался найти философскую концепцию бытия.

В период «ученичества» (примерно до 1625 г.) Кальдерон де ла Барка под влиянием Л. де Веги создал «комедии плаща и шпаги»: «Любовь, честь и власть» («Amor, honor в poder», 1623; вид. 1637), «Мнимый звездочет» («El astrologo fingido», 1624; вид. 1637), «Игра любви и случая» («Lances de амогу fortuna», 1625; вид. 1636) и др. Эти комедии основываются на нескольких сюжетных схемах, которые варьируются в деталях. Известный испанский критик М. Менендес-и-Пелайо установил эти схемы:

1. В город прибывает молодой дворянин, чаще всего - это солдат, который воевал во Фландрии, а теперь вернулся на родину, иногда - студент. Случается, что он приезжает по делам, связанным с каким-либо иском. В одном варианте герой имел в этом городе возлюбленную, в другом - он, прибыв в город, влюбляется и начинает любовную интригу.

2. Сюжет комедии строится на случаях и недоразумениях. Иногда молодой дворянин думает, что за время его отсутствия дама изменила ему. Он ревнует и упрекает ее, и за этим его застает отец или брат. Дама вынуждена убегать из дома, находит приют у подруги или в того самого кавалера, который по-рыцарски оберегает ее честь.

3. С главной интригой комедии переплетаются другие. Брат дамы, который играет роль ее бдительного сторожа, сам бывает влюбленным и является участником другой любовной истории. После ряда событий, вызванных игрой случайностей, все заканчивается счастливым браком.

4. Несколько иной становится интрига, когда кавалер, приехав в город, впервые знакомится с дамой. В такой ситуации инициатива часто за дамой, но и здесь большую роль играют случай и стечение обстоятельств.

Конечно, эти схемы Кальдерон де ла Барка развивал и совершенствовал, но их общие контуры являются именно такими. Драматург будто решает разными способами одну и ту же задачу, и любопытство комедии заключается в том, какими оригинальными ходами и новыми вариантами он удивит на этот раз. Изображение испанского любовного быта отличается у Кальдерона де ла Барки от того, каким его изображали Л. де Вега и Т. де Молина. Поле действия их комедий - вся Испания, причем, все решает прежде всего воля, изобретательность, энергия действующих лиц. Зато Кальдерон де ла Барка замыкает действие в пределы одного или нескольких дворянских интерьеров, лишь изредка выводя своих героев на улицу. При этом он тесно связывает действие комедии с домом, в котором живут персонажи, потайной комнатой, вещами, вроде замаскированной шкафа, которая позволяет проникать из одной комнаты в другую. Именно эти конкретные условия и вещи создают недоразумения, путаница, ошибки.

Внутренне меняются герои комедии. Женщины в комедиях Л. де Веги и Т. де Молины отважно шли в широкий мир и энергично боролись за свое счастье, а героини Кальдерона де ла Барки более пассивные. Единственное, что они могут себе позволить, - это завязать роман с молодым постояльцем, который остановился в их доме, а единственной их заботой является сохранение своей чести.

В самых значительных пьес Кальдерона де ла Барки принадлежат драматизированные «жития святых» и философские пьесы.

В них отразилось представление о человеке, присущее эпохе барокко: демонический разбойник, который совершает жестокие преступления, и праведник, который посвятил себя Богу, человек высоких духовных порывов. Он воплощает в себе тот положительный идеал, который подсказывала эпоха. Такой положительный идеал Кальдерон де ла Барка изобразил в драме «Стойкий принц» («El principe constante», 1628-1629, вид. 1636). Эта пьеса - не что иное, как драматизоване «житие»: принц Фернандо попал в плен к неверным. Ему предлагают свободу, но зато целый город должно перейти под владычество мусульман - и Фернандо отказывается от свободы, купленной за такую цену.

Принц Фернандо - человек, который страдает за идею и гибнет за нее. Но образ героя и патриота в драме Кальдерона де ла Барки затруднен чертами смирения и аскетического пренебрежения к плоти. Этот идеал подсказанный Кальдерону де ла Барке не только христианским учением, но и философией стоицизма, которая составляла одну из основ его мировоззрения.

Если в центре драмы «Стойкий принц» - образ святого подвижника, то в пьесе «Поклонение кресту» («La devocien de la cruz», 1630 - 1632) изображена демоническая личность, которая выбрала путь зла. Герой драмы Эусебио убивает на дуэли брата своей возлюбленной, становится разбойником и занимается грабежом. Он проникает в монастырь, где находится Юлия, его возлюбленная, и добивается ее, не догадываясь о том, что это - его сестра. Но душу Эусебио спасает то, что он чтит крест: он видит на груди Юлии крест, и это удерживает его от кровосмешения. То, что Эусебио сохранил где-то в глубине души веру в добро, помогло ему покаяться и стать на путь спасения.

Наконец, третья драма - «Чистилище святого Патрика» («El purgatorio de san Patricio», 1634) - словно синтезирует содержание первых двух. После кораблекрушения на ирландском побережье оказываются два человека - святой Патрик и Людовико Энио, который совершил в течение жизни страшные преступления. Пьеса построена на прямом сопоставлении святого подвижника и демонического разбойника, который в конце концов выбирает путь добра.

Однако Кальдерон де ла Барка как выдающийся художник не ограничивается выражением аскетической идеи. Он противопоставляет этой идее жизнь. К примеру, в «Стойком принце» Кальдерон де ла Барка объединяет историю святого подвижника с историей сугубо светского характера - изображает любовь принцессы Феникс до мавританского полководца Мулей, а также вводит образ шута, солдата Брито. В пьесе «Поклонение кресту «трезвую, скептическую ноту привносят недалекие умом крестьяне - Хиль и Менга. То же касается и пьесы «Чудодейственный маг» («El magico prodigioso», 1637), посвященной зарождению христианства и его столкновение с др-шим большим мировоззрением старого мира - язычеством.

Центральным произведением Кальдерона де ла Барки стала философская драма «Жизнь - это сон» («La vida es sueno», 1635), в которой драматургу с необычайной глубиной удалось выразить не только личное мировоззрение, а мировоззрение всей эпохи, которую он представлял. Концепция Кальдерона де ла Барки полемически противостоит концепции жизни, которую развивали художники Ренессанса.

Действие пьесы происходит в католической Польше, ни реального представления о которой тогдашний испанец не мог иметь. Перенеся действие в Польшу и сделав одного из персонажей герцогом Московским, Кальдерон де ла Барка освободил себя от необходимости придерживаться исторической точности. Содержание и стиль произведения не только объясняет, но и придает ему смыслового символического освещения.

Король Польши Басіліо - астролог и маг - узнал на основании неотразимый пророчества, что его сын станет предателем и тираном, посягнет на жизнь отца и принесет государству большие беды. Заботясь об интересах империи и отечества, Басіліо, который верил в пророчества, поступил со своим сыном жестоко - заточил в башне и сковал цепями. Для Сехісмундо башня должна быть и колыбелью, и могилой. Сехісмундо - человек «естественная». Он скован и морально, поскольку зависит от природы, от своих страстей. Сам герой называет себя сочетание человека и зверя. Человеком он является потому, что мыслит, потому что любознательный и обращается к небу с вопросами, а зверем, потому что является рабом своей животной природы. Знаменитый монолог Сехісмундо в первой сцене первого акта - результат глубокой мысли:

Как в безумном отчаянии

Клекочу, словно Везувий,

Сердце вырвал бы из груди!

Где же здесь правда? Разум где?

Где закон, что ставит мере?

Чтобы человеку - нет, не верю! -

Господь Бог этого не дал,

Что так щедро дарил

Реке и рыбе, птице и зверю?!

(Пер. М. Лукаша)

Движение сюжета связан с тем, что Басіліо усомнился и решил проверить пророчество. Сехісмундо напоили сон-травой, спящего перенесли во дворец и, когда он проснулся, объявили принцем. Попав во дворец, герой превратился из раба в тирана, став символом тиранического правителя: он выбрасывает слугу через окно, угрожает отцу и т.д. Когда Сехісмундо снова просыпается в тюрьме, ему сообщают, что все, что случилось с ним во дворце, было сном. Но герой наделен разумом, и логика его рассуждений такова: то, что случилось во дворце, ничем не отличается от того, что происходит в тюрьме. И если его жизнь во дворце было сном, значит, вся наша жизнь является сном. Сон - это что-то проминуще. Сехісмундо пробудился от сна, в котором он был принцем, но он не пробудился от сна жизни. Все - иллюзия и мираж. Под влиянием этой мысли начинается перерождение Сехісмундо. В пьесе выражена утопическая идея самовоспитания принца. В последнем действии трагедии правитель Сехісмундо действует мудро, доброжелательно. Он победил свои страсти, и теперь власть принадлежит не только ему, поскольку он - орудие Бога. Таким образом Кальдерон де ла Барка развивает в пьесе мнение, что ради тщеславного и мелочного земной жизни не следует отказываться от вечной жизни.

Кроме комедий, в раздел бытового театра Кальдерона де ла Барки входят и его «драмы чести», Драматург написал несколько таких драм. Как и в Л. де Веги, в них изображена измена жены и то, как человек наказывает предательницу, возвращая честь семьи. Самые известные из них - «Врач своей чести» («Е1 medico de su honra», 1633-1635), «За скрытую обиду скрытая месть» («A secreto agravio secreta venganza», 1635), «Художник своего позора» («El pintor de su deshonra», 1650). Воспроизводя в этих пьесах одну и ту же ситуацию, Кальдерон де ла Барка описывает различные человеческие типы, разные психологические отношения между супругами, варьирует развитие сюжета.

Кальдерон де ла Барка брал сюжеты не только из истории Испании, но и из истории других стран, как, к примеру, в драме «Ересь в Англии» («La cisma de Inglaterra», 1633), которая посвящена господству английского короля Генриха VIII и начала Реформации в этой стране. Относительно пьес на тему испанской истории, следует выделить драмы «Любовь после смерти» («Amor despues de la muerte», прибл. 1633), в которой два плана, две сюжетные линии - рыцарская любовь мавра Альваро Тусані к красавице-мавританки Клары Малек и восстание морисков Альпухари, подавлено испанцами, «Осада Бреды» («El sitio de Breda», 1625) - об осаде голландской крепости в северном Брабанте. Третья историческая пьеса Кальдерона де ла Барки, посвященная эпохе Филиппа II, - «Саламейський алькальд» («El Alcalde deZalamea», 1640-1645). Сюжет «Саламейського алькальда» основывается на том, что дворянин-капитан дон Альваро де Атайда похитил и обесчестил дочь крестьянина Педро Креспо, а Педро Креспо, став алькальдом, осудил и казнил обидчика.

В последний период своей жизни Кальдерон де ла Барка писал только «аутос сакраменталес» - пьесы, которые можно назвать богословскими трактатами в драматической форме. Аутос - драматический спектакль, связанную с тайной причастия, которую разыгрывали на площадях для простонародья, Кальдерон де ла Барка реформировал и предоставил ей богословско-схоластического характера. Одно из самых известных философских аутос драматурга - «Великий театр мира» («El gran teatro del mundo»). Кроме философских, Кальдерон де ла Барка писал аутос на мифологические сюжеты с теологическим истолкованием, на темы Ветхого Завета, на легендарные и исторические сюжеты, вдохновить притчами из Евангелия.

Творчество Кальдерона де ла Барки имеет своеобразную целостность и вообще подает глубокую концепцию взаимоотношений человека и общественных условий. Сам взгляд на человека и его возможности отличает Кальдерона де ла Барку от писателей Возрождения. Он неслучайно выдвигает как одну из самых главных тем тему ревности и подозрения. Осознание сложности и противоречивости человека составляет одну из основ мировоззрения Кальдерона де ла Барки.

В его пьесах действие разворачивается динамично и бурно, стихия жизни толкает его героев на преступления и нарушения существующих законов. В то же время драматург выстраивает свои пьесы рационалистически, достигает симметрии, с математической точностью разворачивая интригу и ведя ее к гармоничному финалу. Известный исследователь Х.М. где Коссіо заметил, что интеллектуализм и рационализм Кальдерона де ла Барки содержатся не только в интеллектуальных и философских монологах его персонажей, но и в изображении страстей. Мастерство испанского драматурга впечатляющая, она ориентирована на выражение барочной концепции жизни. Динамика жизни, ее зыбкость и дисгармония оттеняются устойчивым порядком и величием.

В Украине к творчеству Кальдерона де ла Барки впервые обратился И. Франко, сделав сценический вариант пьесы под названием «Староста заламейський» для Русского народного театра во Львове (пост. 1895 г.). В театрах Украины шли спектакли по пьесам Кальдерона де ла Барки: «Дама-невидимка» (Днепропетровск, Донецк), «С любовью не шутят» (Запорожье, Львов, Черкассы и др.), «Сам у себя под стражей» (Черкассы). Оперу на сюжет пьесы Кальдерона де ла Барки «Жизнь - это сон» написал украинский композитор П. Сеницы. Отдельные произведения Кальдерона де ла Барки перевели В. Мокровольський, Д. Павлычко, М. Лукаш, М. Литвинец, С. Борщевский и др.

Педро Кальдерон де ла Барка , часто сокращённо - Кальдерон (исп. Pedro Caldern de la Barca; полное имя - Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо, исп. Caldern de la Barca Henao de la Barreda y Riao; 7 (17 января 1600) - 15 (25 мая 1681) - испанский драматург и поэт, чьи произведения считаются одним из высших достижений литературы золотого века.

Биография

Биография драматурга, по сравнению с жизнью других классиков золотого века, Сервантеса и Лопе де Вега, относительно бедна внешними событиями и фактическими данными.

Кальдерон родился в Мадриде, в семье дона Диего Кальдерона, секретаря казначейства, дворянина средней руки. Мать будущего драматурга Анна Мария де Энао была дочерью оружейника родом из Фландрии. Отец готовил Кальдерона к духовной карьере: он получил образование в мадридской иезуитской коллегии, также учился в университетах Саламанки и Алькала-де-Энарес. Тем не менее, в 1620 году Кальдерон оставил учёбу ради военной службы.

По некоторым сведениям, в 1625-1635 годах Кальдерон служил в испанских войсках в Италии и Фландрии, однако есть свидетельства и о его пребывании в Мадриде в этот период. Как драматург Кальдерон дебютировал пьесой «Любовь, честь и власть» (Amor, honor y poder, 1623) и ко времени смерти своего великого предшественника и учителя, Лопе де Вега, последовавшей в 1635 году, уже считался первым драматургом Испании. Кроме того, он получил признание при дворе. Филипп IV посвятил Кальдерона в рыцари ордена Св. Иакова (Сантьяго) и заказывал ему пьесы для придворного театра, устроенного в недавно сооружённом дворце Буэн-Ретиро. Кальдерону были предоставлены услуги лучших на то время музыкантов и сценографов. В пьесах, написанных в бытность Кальдерона придворным драматургом, заметно использование сложных сценических эффектов. Например, пьеса «Зверь, молния и камень» (La fiera, el rayo y la piedra, 1652) была представлена на острове посреди озера в дворцовом парке, а зрители смотрели её, сидя в лодках.

В 1640-1642 гг., исполняя воинские обязанности, Кальдерон в составе роты кирасир, сформированной графом-герцогом Оливаресом, участвовал в подавлении «Восстания жнецов» (национально-сепаратистского движения) в Каталонии. В 1642 году по состоянию здоровья он оставил военную службу и через три года удостоился пенсии. В дальнейшем он стал терциарием ордена св. Франциска, а в 1651 году Кальдерон был рукоположён в священники; вероятно, это было вызвано событиями в его личной жизни (смерть брата, рождение незаконного сына), о которых сохранилось мало достоверных сведений, а также начавшимися гонениями на театр.

После рукоположения Кальдерон отказался от сочинения светских пьес и обратился к autos sacramentales - аллегорическим пьесам на сюжеты, заимствованные главным образом из Библии и Священного Предания, драматически иллюстрирующим таинство Евхаристии. В 1663 году он был назначен личным духовником Филиппа IV (королевским капелланом); эту почётную должность за Кальдероном сохранил и преемник короля, Карл II. Несмотря на популярность пьес и благоволение королевского двора, последние годы Кальдерона прошли в заметной бедности.

Творчество

Драматургия Кальдерона - барочное завершение театральной модели, созданной в конце XVI - начале XVII века Лопе де Вега. Согласно списку произведений, составленному самим автором незадолго до смерти, перу Кальдерона принадлежит около 120 комедий (в том числе «плаща и шпаги») и драм, 80 autos sacramentales, 20 интермедий и немалое число прочих произведений, в том числе стихотворений и поэм. Хотя Кальдерон менее плодовит, чем его предшественник, он доводит до совершенства созданную Лопе де Вега драматическую «формулу», очищая её от лирических и малофункциональных элементов и превращая пьесу в пышное барочное действо. Для него, в отличие от Лопе де Вега, характерно особое внимание к сценографической и музыкальной стороне спектакля.

А именно так звучит его полное имя, аристократ по происхождению, родился в Мадриде 17 января 1600 года. Первоначальное образование получил в иезуитской школе. В пятнадцать лет поступил в университет в Саламанке, где прослушал курс гражданского и канонического права. В первой половине своей жизни Кальдерон – человек шпаги. Он участвовал в военных походах в Италии и Фландрии, в 1637 годы был посвящен в рыцари ордена Сантьяго. В1640 году принимает участие в подавлении мятежа в Каталонии. В молодости он не раз обнажал шпагу на поединках и даже однажды, посмеявшись над напыщенным красноречием одного проповедника, был посажен в тюрьму за оскорбление духовного сана.
Вторая половина жизни Кальдерона посвящена церкви. В 1651 году он принял сан священника. Через тринадцать лет он уже важное духовное лицо, почетный капеллан короля, а в 1666 году – настоятель братства святого Петра.
Умер Кальдерон глубоким стариком 25 мая 1681 года. На его письменном столе осталась незаконченная духовная драма (ауто).
Первые поэтические лавры Кальдерон снискал себе в 1622 году, участвуя в состязании поэтов на празднике святого Исидора. Лопе де Вега заметил его, поощрив молодой талант лестной похвалой. В 1635 году Кальдерон получил звание придворного драматурга. Он писал для двора пьесы и музыкальные комедии, для духовных празднеств по заказам городских властей Мадрида – одноактные духовные представления (аутос сакраменталес).
В полное собрание сочинений поэта, изданное после его смерти (1682-1699), вошло 120 пьес, 80 аутос сакраменталес и 20 интермедий.
Творч. путь Кальдерона можно разделить на 4 периода. В «ученический» (примерно до середины 1620-х годов) он под влиянием Лопе де Вега создал «комедии плаща и шпаги»: «Любовь, честь и власть» (1623), «Мнимый звездочет» (1624), «Игра любви и случая» (1625), национально-патриотическую драму «Осада Бреды» (1625) и др. «Синтетический» период (до середины 30-х годов) характеризуется стремлением Кальдерона к широким обобщениям, постановке философ, и этических проблем, одновременной разработке нескольких тем в одной пьесе: «Стойкий принц» (1628-1629), «Жизнь – это сон» (1631-1632), «Сам у себя под стражей» (1636). В третий, «аналитический» период (до конца 1640-х годов) Кальдерон тяготел к концентрированной разработке отдельных тем, раскрывая одну ведущую черту в характере героя: «Врач своей чести» (1635), «Саламейский алькальд» (1640-1645). Последний период можно назвать периодом «мелодраматических аллегорий», когда Кальдерон сочинял для пышных придворных празднеств пьесы с музыкой, пением, балетными номерами.
Параллельно со светскими пьесами на протяжении всей творческой жизни Кальдерон писал также ауто, которым он придал классическую форму, вдохнув в эти символически-религиозные пьесы, утверждающие теологический тезис, подлинную поэзию. Среди его ауто имеются философские, на мифологические сюжеты с теологическим их истолкованием, на темы Ветхого завета, на легендарные и исторические сюжеты, вдохновленные притчами из Евангелия. Часто ауто Кальдерона представляют развернутую теологическую расшифровку философских формул, содержащихся в светских пьесах. Именно в ауто писатель чаще всего выступает выразителем испанской контрреформации. Светские пьесы Кальдерона, все, кроме интермедий, называемые автором «комедиями», не поддаются строгой жанровой дифференциации. Среди них можно выделить большую группу произведений, тяготеющих к трагедии и называемых обычно «драмами». Свыше 50 таких пьес могут быть условно по тематике разделены на драмы исторические, философские, религиозные, библейские, мифологические и «драмы чести». Одна из наиболее знаменитых морально-философских драм – «Жизнь – это сон». Драма «Любовь после смерти» (1633) проникнута состраданием и живой симпатией к угнетенным. В религиозных драмах – «Поклонение кресту» (1630-1632), «Чистилище святого Патрика» (1634) и др. – решаются теологические проблемы. Широко известны «драмы чести» – «Врач своей чести», «Стойкий принц» и особенно «Саламейский алькальд», в котором чувство чести впервые выведено за пределы исключительно дворянской добродетели, выражено представление автора о «законности» и дано такое яркое изображение царившего в Испании беззакония, что воспринималось позднее как революционный призыв. Социальные мотивы сильны и в других пьесах, включая даже некоторые ауто, например «Великий театр мира» (1645).
Комедии в собственном смысле слова могут быть разделены на комедии назидательные (например, «Чтобы избавиться от любви, надо этого желать» (1633), новеллистические и составляющие большинство «комедии плаща и шпаги», среди которых выделяют бытовые и «дворцовые». Большинство комедий Кальдерона тяготеет к так называемой «высокой комедии» и характеризуется выбором героев только из дворянской среды, строгим соблюдением героями кодекса дворянской чести, приподнятостью и патетикой стихотворной речи. Комедии Кальдерона, наиболее близкие к традициям Лопе де Вега, отличаются более обнаженной моральной основой, большей назидательностью, изощренной стихотворной техникой и изысканным языком.
Унаследовав великие национальные традиции испанской литературы, Кальдерон при этом выразил характерное для него разочарование в гуманизме Ренессанса. Кризис этого гуманизма, неосуществимость идеалов которого отразил уже М. Сервантес, дает Кальдерону основание для пессимистической переоценки самой природы человека, якобы вечного источника зла и жестокости. Единственным средством примирения с жизнью является христианская вера с ее требованием обуздания гордыни. В творчестве писателя противоречиво сочетаются мотивы Возрождения и барокко.
Творчество Кальдерона получило широкую известность в Европе с начале 19 века, когда немецкие романтики создали восторженный культ писателя. У нас знакомство с ним относится еще ко времени Петра I; романтическое увлечение пьесами Кальдерона получило выражение в переводах и постановках 1-й половины 19 века.

Сочинение

Педро Кальдерон де ла Барка (1600 – 1681) – испанский драматург, с именем которого связан второй этап развития испанского театра “золотого века”. Учился в колледже и в Саламанкском университете. С начала 1620-х годов в Мадриде стал известен как сочинитель пьес для театров, эпизодически участвовал в военных действиях, которые вела Испания. В 1651 году принял сан священника и получил почетную должность придворного капеллана при королевском дворе, продолжив при этом писать пьесы. Кальдерону принадлежит около 120 пьес и 90 ауто.

В отличие от Лопе де Вега, творческие принципы которого в целом он продолжил и реформировал, Кальдерон предназначал свои пьесы для постановки не столько в небольших театрах на городских улицах, сколько в придворном театре, где можно было использовать сложную постановочную технику и пышные декорации, а также различные световые эффекты и музыкальное сопровождение. Поздние пьесы Кальдерона больше напоминают оперу (искусство, родившееся в том же, 17 веке), чем драматическое представление. Основная тема творчества Кальдерона – соотношения свободы человеческой воли и Провидения, с одной стороны, свободы личности и требований общества, с другой.

Человек у Кальдерона свободен и зависим одновременно: его главная задача – уметь хорошо сыграть отведенную ему роль в “великом театре мироздания” (название известного ауто Кальдерона), сохраняя при этом право свободы выбора между Добром и Злом (свободу воли). Среди пьес Кальдерона есть и “комедии интриги” (”Лента и цветок”, “Астролог-притворщик”) и “драмы чести” (”Врач своей чести”), и народно-героические драмы (”Саламейский алькальд”), и религиозные драмы (”Поклонение кресту”, “Стойкий принц”), и драмы на мифологические (”Статуя Прометея”) и исторические сюжеты (”Дочь воздуха”). Самые известные кальдероновские “комедии интриги” – “Дама-невидимка” и “Дом с двумя выходами трудно охранять”.

Сюжет обеих комедий построен на использовании схожего сценического приема – наличия потайного входа в помещение, которым пользуется дама, желающая добиться любви приглянувшегося ей молодого человека. Но если у Лопе-комедиографа комедийная интрига развивается приемущественно в импровизационной манере, изобилует неожиданными поворотами, то в комедиях Кальдерона все идет по расчисленному автором порядку, подчинено доказательству того, что живое человеческое чувство и человеческую волю нельзя запереть в темницу. Кальдерон развивает перед зрителем и мысль о том, что единственной защитой чести любого человека может быть только он сам. Для многих героев Кальдерона честь – не общественное достояние, а чувство собственного достоинства. В этом Кальдерон решительно расходится с общепринятыми представлениями. Маниакальное следование голосу превратно понятой чести – чести как социальной условности – может обернуться трагедией: такова основная идея знаменитых кальдероновских “драм чести”, первая из которых – “Луис Перес галисиец”.

Самая знаменитая пьеса Кальдерона “Жизнь есть сон” включает в себя элементы религиозно-философской драмы, драмы чести и даже комедии интриги (характерный мотив: женщина, переодетая мужчиной, преследует неверного возлюбленного). Кальдерон писал почти исключительно драмы и создал круг последователей в жанре испанской комедии. Его нововведения касались как стиля, так и драматургической техники. Он сохранил традиционные для комедии три акта, характерное для нее разнообразие размеров и решение характера в категориях таких национальных ценностей и поведенческих императивов, как честь, однако смысл его поэзии и драматической системы глубоко оригинален. Драма Кальдерона принадлежит барокко.

Проблемы познания и свободы человека.

Кальдерон – одна из центральных фигур в европейской художественной культуре XVII века. Он был выдающимся сыном великого столетия, в котором завершился Ренессанс и развилось барокко. 17й век – это век торжества барокко, в котором причудливо сочетались гуманизм Возрождения и христианские идеи. Если писатели Ренессанса делали ставку на силу разума и на свободу человека, то писатели барокко не забывали и о Боге, и искали гармонию для человека не в природе его, а в его душе. Герой эпохи барокко никогда не был одинок, ибо рядом с ним всегда находился Бог.

В творчестве Кальдерона доля ауто, религиозно-философских драм и комедий бытового плана примерно равная. Кроме того, все они пронизаны (ауто и религиозно-философские драмы – в большей степени) идеями поиска идеала в самом человеке и достижения высшей правды, а также пониманием жизни как сна, в котором пробуждение – смерть. Для Кальдерона-католика и человека эпохи барокко смерть не была чем-то безысходным и пугающим, как для представителя Ренессанса. Смерть открывает врата высшей правды, и от того, каким вступит человек в эти врата, зависит его жизнь после смерти. Эти идеи были характеры для литературы и театра барокко в целом и для философских драм в частности. Неоднократно в разных своих пьесах Кальдерон подходил к теме идеального, справедливого монарха.

В своей знаменитой драме «Жизнь есть сон» он попытался ее решить. В драме изображена если не программа воспитания идеального монарха, то во всяком случае назидательная картина его самовоспитания. Главной задачей ауто «Жизнь есть сон» было дать наглядный урок воспитания идеального государя. Роднит пьесу со священными ауто ее религиозный символизм, теологический тезис утверждения свободной воли и толкование жизни как сна, театра, где люди играют лишь отведенную им роль, чтобы потом воскреснуть к высшей правде уже в загробном существовании. Сехизмундо побеждает, пройдя через падение. Его победа – это победа над самим собой. И это не просто изображение человека, обуздавшего свои страсти – это именно портрет идеального правителя, способного ради блага подданных и державы поступиться своими собственными желаниями: так, будучи сам влюблен в Росауру, он, тем не менее, устраивает ее судьбу так, чтобы она была счастлива.

Показателен также эпизод с наказанием солдата, поднявшего восстание в пользу Сехизмундо – хотя он и поспособствовал тому, что принц занял свой престол, но нарушил верность своему сюзерену, за что он и наказан. Солдат поднял бунт против установленного порядка, справедливый монарх не может не покарать бунтаря. В этом процессе самовоспитания принца Сехизмундо в идеального монарха решающую роль сыграло восприятие им жизни как мимолетного сна. И кроме того, здесь Кальдерон еще рассматривает проблему личной свободы. Заточенный в тюрьму Сехизмундо мечтает быть свободным, как птица, как дикий зверь, но, получив свободу, он и в самом деле уподобляется зверю. Драматург утверждает, что «звериная», ничем не обузданная свобода очень быстро убивает в человеке все человеческое – что и происходит с Сехизмундо, едва он только осознает, что свободен. Из смиренного узника он превращается в тирана. Здесь Кальдерон касается тезиса о свободе воли и о том, что люди лишь выполняют волю небес, играя преопределенные им роли, и совершенствоваться и изменить судьбу они могут лишь одним способом – изменив самих себя и постоянно борясь с греховностью человеческой натуры. Драма Кальдерона «Жизнь есть сон», несомненно, является вершиной его творчества. В ней выражена кульминация всей испанской драматургии семнадцатого века.

Педро Кальдерон де ла Барка (исп. Pedro Calder?n de la Barca) родился 17 января 1600 года в Мадриде в Испании. Его отец дон Диего Кальдерон занимал крупную государственную должность: он работал секретарем казначейства. Его мать Анна Мария де Энао происходила из Фландрии, являлась дочерью простого оружейника. Кальдерон, стремясь под наставлениями отца построить духовную карьеру, окончил мадридскую иезуитскую коллегию, также получал образование в университетах Алькала-де-Энареса и Саламанки. Однако в 1620 году будущий драматург оставил университет и поступил на военную службу. Существуют данные, свидетельствующие о том, что Педро Кальдерон служил в испанских войсках на территории Фландрии и Италии в период с 1625 по 1635 гг. Согласно другой информации, в эти годы он пребывал в Мадриде.

Наставником и предшественником Кальдерона считался знаменитый испанский драматург, поэт и прозаик Лопе де Вега. К моменту смерти своего учителя Кальдерон становится известным драматургом Испании, получившим признание при королевском дворе. Поэт дебютирует в драматургии со своей пьесой «Любовь, честь и власть» в 1623 году. Вскоре король Филипп IV высказывает свое признание драматургу и заказывает у него пьесы для постановок в придворном театре. Король настолько полюбил творчество Кальдерона, что даже наградил его рыцарским орденом Святого Иакова.

В период с 1640-1642 гг. драматург продолжает военную службу, подавляет в Каталонии «Восстание жнецов». После того, как знаменитый поэт оставляет военную службу по состоянию здоровья, в его жизни происходят трагические события: он становится отцом незаконнорожденного сына, а также умирает родной брат драматурга. В связи с этим в 1651 году Кальдерон принимает сан священника. В 1663 году Кальдерон становится личным духовным наставником Филиппа IV, а затем и его преемника Карла II. Тем не менее, великий испанский драматург прожил последние годы в бедности. Он скончался 25 мая 1681 года.

Пьесы Педро Кальдерона

Среди произведений Кальдерона представлены пьесы различной жанровой тематики. Это и более ранние религиозные драмы «Поклонение кресту» (1625), «Стойкий принц» (1629), «Маг-чудодей» (1637); и комедии интриги «Астролог-притворщик» (1632), «Лента и цветок» (1632), «Сэм у себя под стражей» (1637); и драмы чести «Врач своей чести» (1635), «Живописец своего бесчестия» (1650). Кроме того в его творчестве представлены мифологические, народно-героические драмы «Статуя Прометея» (1668), «Саламейский алькальд» (1644-1649) и пьеса с историческим сюжетом «Дочь воздуха» (1650).

В 1629 году Кальдерон пишет две самые известные комедии интриги «Дама-невидимка» и «Дом с двумя выходами трудно охранять». Обе пьесы характеризуются использованием схожего сценического приема: дама проникает в помещение через потайной ход, чтобы добиться любви понравившегося ей мужчины. Основная идея обеих комедий интриг заключается в том, что человеческую волю нельзя запереть на замок. Также Кальдерон развивает в них мысль, что только сам человек может стать защитником своей чести.

Одной из самых знаменитых пьес драматурга считается произведение «Жизнь есть сон» , написанное приблизительно в 1635 году. Здесь переплелись различные жанры: в пьесе присутствуют элементы драмы чести, религиозной драмы и даже комедии интриги. В пьесе драматург рассматривает предназначение человека и насколько он готов распоряжаться своей судьбой, а также вопрос о том, каков же должен быть идеальный правитель, способный поддерживать порядок и согласие в мире.