Что принят профессиональный стандарт учителя ямбург. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? Три оценки – два прогноза

НОВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА

Три оценки – два прогноза.

На прямо поставленный вопрос «Что принесет учителю новый стандарт профессиональной деятельности педагога?» надо иметь мужество дать честный ответ. Как показало обсуждение документа, сегодня педагоги, руководители образовательных организаций дают три разных ответа , каждый из которых нуждается в осмыслении.

Сценарий первый (скептический): введение стандарта ничего не даст. Как работали, так и будем работать. Очередной «девятый вал» реформирования сначала накроет, как цунами, а затем схлынет, как и многие предыдущие модные инициативы, оставив после себя горы «подмоченной» отчетной документации.

Сценарий второй (пессимистический): станет гораздо хуже, чем было. Новые, непомерно высокие требования к профессиональным компетенциям педагога в руках чиновников и администрации образовательных организаций станут дополнительным инструментом угнетения учителя как при проведении процедуры аттестации.

Сценарий третий (сдержанно оптимистический): новый стандарт профессиональной деятельности педагога вернет нас к сути педагогической деятельности.

Но произойдет это не вдруг и не сразу, поскольку для овладения тонкими современными инструментами педагогического воздействия на ребенка потребуется время, а главное, желание самого педагога их изучать и применять на практике. Перед нами три оценочные суждения, а на деле два прогноза развития перспектив образования в стране: консервативная стратегия, призывающая к вынужденной фиксации в профессиональном стандарте существующего уровня подготовки педагогов, и конструктивная, нацеленная в будущее.

Ни больше и ни меньше. Первый ответ фиксирует стагнацию отечественного образования и убеждение в том, что ее нельзя преодолеть в наших условиях. Второй предрекает углубление кризиса. Аргументы не лишены оснований. Возможности педагогов не беспредельны, они еще толком не успели разобраться с ФГОСами, а тут появляется новый документ, предъявляющий повышенные требования уже к учителю.

Оба ответа свидетельствуют о неверии значительной части профессионального сообщества, включая практиков и теоретиков, в возможность выхода отечественного образования из углубляющегося кризиса.

Вместе с тем реальные потребности системы требуют педагогов, обладающих новыми профессиональными качествами и компетенциями. Если таковых нет и не будет, остается лишь, плывя по течению, «сушить весла», тихо присутствуя при автаназии российского образования. Но перемены неотвратимы. Они уже наступили. На память приходят известные строки Бориса Пастернака:

За поворотом, в глубине

Лесного лога,

Готово будущее мне

Верней залога.

Его уже не втянешь в спор

И не заластишь.

Оно распахнуто, как бор,

Все вглубь, все настежь.

Конечно, можно еще некоторое время втягиваться в бессодержательный спор, пытаться «заластить», уговаривать не входить на нашу суверенную школьную территорию уже наставшее будущее. Однако более профессиональной представляется позиция тех коллег, кто готов бесстрашно идти навстречу переменам. Последний ответ предполагает возможность преодоления кризиса.

Продвижение к профессиональному стандарту осуществляется в условиях дефицита педагогических кадров, скрытого или явного саботажа со стороны значительной части сотрудников.

В наших городах 93% учителей – женщины. По доле учителей со стажем более 20 лет Россия превышает Германию в два раза. Отсюда известная ироническая характеристика типичного российского учителя: «уставшая бабушка».

Опасность использования административного ресурса – прямого давления на педагогов для обеспечения форсированного режима продвижения профессионального стандарта.

Почти полное отсутствие, за редкими исключениями, комплекса условий, необходимых для качественного освоения педагогами новых профессиональных компетенций.

На этих условиях следует остановиться подробнее. Перечислим их:

Создание системы подготовки будущих педагогов и переподготовки ныне действующих;

Наличие профессиональной команды, включающей специалистов, психологов, дефектологов и медиков – иными словами, службы сопровождения, помогающей педагогам организовать работу с усложняющимся диверсифицированным контингентом учащихся;

Наличие методического шлейфа: разработанных методических рекомендаций, позволяющих педагогам работать с разными категориями учащихся;

Наличие разработанных индикаторов оценки квалификации педагогов, дающих возможность объективно оценить степень овладения ими требуемыми педагогическими компетенциями.

Все это еще предстоит создавать, и на это, разумеется, потребуется время. Однако острота ситуации заключается в том, что его нам отпущено не слишком много.

И наконец, четвертая проблема, связанная с освоением профессионального стандарта, носящая наиболее деликатный и, не побоюсь этого слова, болезненный характер:

Отсутствие разработанной процедуры объективной независимой аттестации, позволяющей по достоинству оценить чрезвычайно усложнившийся труд педагогов, не на словах, а на деле обеспечить их профессиональный и карьерный рост.

Ныне действующая процедура аттестации, построенная целиком на квалификационных характеристиках, зачастую носит формальный характер и отличается излишней громоздкостью. (гигантский портфолио, компьютерное тестирование, вопросы на знание текста нового Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Вместе с тем необходимо объективно и по достоинству оценить труд педагогов, обучающих сложных, проблемных и не вполне здоровых детей. Ведь ими затрачено ничуть не меньше усилий, а результат работы не менее важен для общества. В этой связи в стандарте появилось требование к учителю: уметь отслеживать динамику развития ребенка. (Однако сегодня 90% учителей не умеют этого делать).

Успеха следует ожидать только там, где будет

Осознано, что утверждение стандарта профессиональной деятельности педагога – лишь начало масштабного образовательного проекта. Для его реализации потребуются слаженные усилия администраторов всех уровней, руководителей вузов, обеспечивающих подготовку и переподготовку кадров, а также добрая воля самих педагогов, осознавших необходимость менять себя. В конце концов, главное качество педагога – это умение учиться самому.

КАК ОМОЛОДИТЬ «УСТАВШУЮ» БАБУШКУ?

Некогда Н.Бор произнес довольно зловещую фразу: «Для того чтобы в физике победили новые идеи, нужно, чтобы умерли старые физики». Не берусь судить о путях продвижения новых идей в фундаментальных науках, но в нашем непрерывном педагогическом производстве наивно уповать только на смену поколений, тем более, что мы имеем дело с профессией с неконкурентоспособной зарплатой на единицу труда. Как показали исследования социолога В.С.Собкина, в эту профессию приходят через «двойной негативный отбор»: в педвузы абитуриенты идут не по воле сердца, а поскольку больше некуда, а учителями становятся не лучшие выпускники.

Не скрою, эта горькая ироничная характеристика вызывает у меня внутреннее отторжение. Во-первых, потому, что в эту категорию попадают сегодня люди, чей стаж – больше двадцати лет, среди них сорока- и пятидесятилетние педагоги. А на мой взгляд, это именно тот возраст, когда достигаются вершины профессионального мастерства. Накопленный опыт, серьезное отношение к делу, нацеленность на получение образовательных результатов – все это характеризует данную категорию профессионалов, которая, пережив многочисленные реформы, до сих пор держит на своих плечах все еще несовершенную конструкцию отечественного образования.

(Очень много сегодня детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Необходимо овладеть педагогической технологией коррекционно-развивающего обучения.

В качестве наглядного примера привожу фрагменты урока истории на тему «Начало Крестовых походов», рельефно обнажая специальные приемы обучения, которыми при желании способен овладеть любой педагог вне зависимости от стажа и возраста (урок почетного работника образования РФ Т.П.Аненковой, стаж работы – 35 лет).

«Шифровка» - упражнение, направленное на развитие внимания, логического мышления и восприятия.

ЗАДАНИЕ: Расшифруйте численный ряд и ответьте на вопрос: где папа римский выступил с призывом к Крестовому походу?

Н Е А Р Л К О М Т Ш

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Правильный ответ: КЛЕРМОН

«Зашумленный» текст – упражнение, направленное на развитие зрительной перцепции и внимания.

ЗАДАНИЕ: Расшифруйте надпись на доске и назовите причины Крестовых походов.

1.Ткрестьянеумткмоглиивткшкуйтицоттнгосподй.

2.Вакжаждадцынаживыфычфеодаловзд.

3.Бсбезземельещлврыцарейзлаю.

4.Фчусилениерсвлиянияджкатолическоймицерквир.

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

1.Крестьяне могли уйти от господ.

2.Жажда наживы феодалов.

3.Безземелье рыцарей.

4.Усиление влияния католической церкви.

Работа со стрелками – упражнение, направленное на развитие пространственного восприятия, внимания, зрительно-моторной перцепции.

ЗАДАНИЕ: Соотнесите даты и события

Правление папы Иннокентия III

Сколько длилась борьба пап с германскими императорами?

Появление католической и православной церквей

Данные фрагменты лишь иллюстрируют суть предлагаемой педагогической технологии. Разумеется, овладение данной технологией потребует от учителя усилий и времени, но зато она позволит ему организовать работу на уроке в зоне ближайшего развития этих детей и тем самым облегчить жизнь и себе, и им.

Итак, профессиональный стандарт – это набор требований к педагогу, обусловленных реальными потребностями системы.

МОЦАРТИАНСТВО ИЛИ РЕМЕСЛО?

Вопреки стороннему взгляду, педагогическая среда по своему составу неоднородна. В ней, наряду с консервативной частью учительства, существует крайне значимый слой педагогов, добившихся выдающихся успехов в своей деятельности. В наиболее резкой форме эту позицию выразил Сергей Рукшин, научный руководитель лицея №239 Санкт-Петербурга: «Какого лешего мы пишем стандарт учителя, если это ничего не изменит реально в нашей школе в лучшую сторону? Мы занимаемся несвоевременными вещами и не анализируем того, что происходит…»

С.Рукшин – единственный в мире педагог, воспитавший двух филдовских лауреатов, его ученики завоевали более 90 медалей на международных олимпиадах.

Так сложилось, что в общественном сознании профессиональный стандарт воспринимается как шаблон, от которого запрещено отступать. В таком превратно понимаемом качестве стандарт может легко превратиться в очередную удавку для педагога. Но одновременно существует и иной, конструктивный взгляд на профессиональный стандарт.

Сравним 2 диаметрально противоположных взгляда

СКЕПТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД

Антитеза творчества;

Ограничитель свободы учителя;

Инструмент тотального контроля;

Признак восстановления административно-командной системы управления образованием.

КОНСТРУКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ

Инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире;

Инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень;

Объективный измеритель квалификации учителя;

Симбиоз ремесла и творчества;

Средство отбора педагогических кадров в учреждении образования.

Стандарт обеспечивает симбиоз ремесла и творчества в любой сфере деятельности (так, например, если фигуристы затрудняются выполнить обязательную программу, предполагающую безукоризненное выполнение неизменных технических элементов, то вряд ли стоит ожидать от них полета в произвольной программе).

Профессиональный стандарт педагога предполагает разные его уровни усвоения: стартовый (базовый) – это планка, опускаться ниже которой просто неприлично, и высокий уровень мастерства.

По отношению к минимальным требованиям к педагогу (знать свой предмет, уметь планировать свой урок и т.п.) в стандарте звучат категорические требования: «педагог должен». Стандарт на то и стандарт, чтобы выдвигать требования. Профессиональный стандарт нацеливает педагогов на решение реальных, а не выдуманных проблем.

Сам же С.Рукшин замечает: «Но дети, правда, серьезно изменились, причем в худшую для обучения сторону. Во-первых, это клиповое сознание. У меня студенты теряют нить лекции, логические связки за 2-3 минуты. Из-за этого они не в силах что-то выучить. То есть их можно механически научить дифференцировать, а вот развить мышление – уже нет». Меняется мир – меняются дети – меняется стратегия образования.

Изменение стратегии образования невозможно без модификации условий: материальных, финансовых, кадровых.

Сегодня реальная ситуация требует, чтобы учитель овладел компетенциями, которые включены в новый профессиональный стандарт педагога:

Работа с одаренными учащимися;

Работа в условиях реализации школой программ инклюзивного образования;

Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;

Работа с учащимися массовых школ, имеющими проблемы в развитии;

Работа с девиантными социально запущенными учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении;

Мониторинг и экспертиза качества обучения, соответствующие международным стандартам.

Мне очень трудно оказалось написать отзыв на эту книгу. Я педагог с 20-летним стажем преподавания, поэтому всё, что написано в книге, важно для меня. Я с огромным уважением отношусь к автору книги и, читая то, что он пишет (не только в этой книге), утрачиваю способность критически мыслить, потому как просто доверяю его опыту, его профессионализму. Я просто голосую "за". Хотя, конечно, делаю это не бездумно: я действительно разделю профессиональную позицию автора книги. И да, текст профессионального стандарта педагога я изучила задолго до чтения этой книги.

Книга состоит из двух разделов.
Первый раздел называется "My way", или опыт профессионального самоопределения" . В нём автор в формате разговора с читателем рассуждает о причинах введения профессионального стандарта педагога, о его критике оппонентами, об отношении к стандарту педагогов, о необходимых условиях внедрения стандарта. Глава начинается с предъявления читателям трёх возможных прогнозов в формате ответа на вопрос, вынесенный в заголовок книги. Что принесёт стандарт? Автор описывает три сценария на основе результатов обсуждения стандарта.

  • Введение стандарта ничего не даст.
  • Станет гораздо хуже, чем было.
  • Стандарт вернёт нас к сути педагогической деятельности.


Мне стало любопытно: а что думают по этому поводу коллеги в Сети? Я создала опрос в Google-форме и кинула ссылку в свою ленту в Фейсбук, а также в сообщество Педагогического клуба сетевого взаимодействия в Google+. На данный момент на вопросы ответили 36 человек. Практически все из ответивших читали профессиональный стандарт педагога.



На ключевой вопрос анкеты голоса распределились следующим образом.


Первое, что меня сильно зацепило в этой части книги — то, с каким трепетом Ямбург относится к учителям. Очень бережно, с уважением. Мне кажется, он их где-то даже идеализирует. С одной стороны, это очень приятно. Учителей часто делали заложником множества экспериментов, перекладывая на них все риски, "недоделки" и ответственность. А потому, когда руководитель коллектива разработчиков стандарта вступает в открытый диалог с педагогами, диалог конструктивный, — это здорово. С другой стороны, складывается ощущение, что автор искренне считает всех учителей подвижниками, почти святыми людьми, ну, пусть слегка неразумными и неправильно с точки зрения вызовов современного общества выученными, но в любом случае удивительными людьми — профессионалами с большой буквы и высоконравственными личностями. Однако, ни то, ни другое не соответствует действительности. Как сегодня колоссален разрыв между образовательными учреждениями, так велик он и между педагогами — даже работающими в одном образовательном учреждении.

Второе — я искренне не понимаю, почему такой негатив идёт в отношении стандарта. Когда я запускала свою анкету, то мне, как учителю, было интересно, какой вариант отношения к стандарту наиболее популярен у ответивших на опрос коллег. Так вот, более половины выбравших ответ, что введение стандарта ухудшит текущую ситуацию — это как раз учителя школы. Что это: страх перед неизвестностью, боязнь не соответствовать ожиданиям, что-то ещё? Не знаю. Но мой вариант — скептический. Как-то с трудом верится, что с введением стандарта последуют серьёзные качественные изменения в системе подготовки и повышения квалификации, в понимании изменения своей роли. Конечно, мне бы очень хотелось быть оптимистом, но...

+Marina Kurvits в Google+ недавно написала , как, определяя тему выступления на конференции, воспользовались лингвистическим конструктором, при помощи которого смысл меняется в зависимости от места, где стоит запятая — "Менять нельзя работать как прежде". И в каком месте поставит запятую большинство учителей? Особенно те, кого Ямбург нежно называет "уставшими бабушками" (кстати, я по возрасту и стажу тоже попадаю в эту категорию). Они всю жизнь работали-работали, а теперь что — меняться? Да гораздо проще у детей мобильные телефоны отнять, интернет запретить, а самим в шали и с мелом. Я утрирую, конечно.

Но я искренне не вижу для себя каких-то проблем в тексте стандарта. И не вижу поводов для того, чтобы его бояться. Да, я не всё знаю и не всё умею — из тех требований, что стандарт предъявляет к учителю. Но я также понимаю, что у школ разная специфика, а потому, наряду с общими требованиями к педагогам, существуют и такие, которые будут востребованы в одном образовательном учреждении, и не востребованы в другом.

Кроме того, на мой взгляд, стандарт, в отличие от многих нормативных документов, написан "человеческим языком". То есть, для учителя, прочитавшего стандарт, не составит труда понять, какие компетентности у него "западают" и, при необходимости, "дотянуть" их до необходимого уровня.


Второй раздел — "Что делать, или Технология медленного чтения документа" . В ней не только приведён текст стандарта (причём, в двух вариантах: развёрнутая концепция проф.стандарта и вариант, утверждённый Минтруда России), но дан чуть ли не подстрочный комментарий к каждому его разделу: то есть, если вы выше не согласитесь со моим мнением о человеческом языке стандарта, то, читая комментарии Ямбурга, будете вынуждены отступить. Как для меня (думаю, и не только для меня) +Olga Bryksina является переводчиком ФГОСов на человеческий язык, так теперь Ямбург — не только автор, но и переводчик своего же текста — настолько, чтобы сделать его понятным для любого учителя. С удовольствием прочла текст профстандарта ещё раз, комментарии помогли его более глубокому осмыслению.

А ещё я с восторгом читала текст профстандарта учителя математики и информатики (прежде просто опустила эту часть). Среди профессиональных компетенций, которыми должен владеть учитель, особенно восхитило следующее. Итак, учитель должен:
содействовать формированию у учащихся позитивных эмоций от математической деятельности <...>
Скажете, слишком обще? А вот и нет! Далее следует подробное описание: за счёт каких свойств предмета учитель математики должен содействовать мотивации и результативности каждого учащегося.

Для меня этот вопрос был и остаётся больным. Я уже не раз писала: что у меня в детстве с математикой была любовь без взаимности (причём, не в том варианте, который обычно случается: здесь всё наоборот — математика меня очень любила, а я её — нет), что моя дочь сейчас испытывает похожие проблемы. У меня любовь к математике пришла только после того, как я официально закончила её изучать, что будет у дочери — сказать сложно. Не раз размышляла над причинами, а сейчас вот задумалась с этой стороны. Мне очень везло с учителями математики, считаю, что везёт и моей дочери. Однако того, что учитель прекрасно знает свой предмет и может передать эти знания учащимся, ещё недостаточно для того, чтобы полюбить предмет. Может, дело действительно в недостатке на уроке позитивных эмоций от математической деятельности ?

В общем, пока повсеместное введение профстандарта откладывается, учителя имеют возможность подробно изучить текст этого документа, а также соотнести его со своей педагогической деятельностью. Очень не хотелось бы, чтобы введение профстандарта превратилось в формальность, породило очередное очковтирательство и бумагопачкательство. А то как бы не получилось, как в известной присказке (не знаю, чьи слова, я впервые услышала их более 15 лет назад от А. А. Аузана):
любое новое дело проходит три стадии. Первая стадия — шумиха. Вторая — неразбериха. Третья — наказание невиновных, награждение непричастных.

Купить книгу на Озоне

В 2018 году в Екатеринбурге планируется открытие филиала полноценной общеобразовательной школы для детей, болеющих тяжелыми заболеваниями и в течение длительного времени вынужденных находиться на лечении в условиях стационаров медицинских учреждений. Об этом стало известно 16 февраля на пресс-конференции УрГПУ, посвященной внедрению профессионального стандарта деятельности педагога.

- Такие школы уже действуют в Хабаровском крае, в Калининграде, в Орле. В этих школах работают молодые ребята, уже овладевшие профстандартом. Такие школы могут стать образцом для обычных школ, потому что везде есть дети с отклонениями. В этом году мы должны запустить этот проект . - Сообщил разработчик профессионального стандарта педагога, директор московского Центра образования № 109 Евгений Ямбург.

Евгений Александрович выступил на площадке Уральского государственного педагогического университета в рамках педагогического форума «Профессиональный стандарт как инструмент формирования педагогической компетентности педагога».

Главный вопрос, который волновал участников форума, «Зачем нужен профстандарт педагога?». Спикеры рассказали, что в начале работы над стандартом и сами задавались подобным вопросом.

- Жизнь меняется, меняются дети и родители. Некоторые директора школ думают, что если обеспечили некий уровень функционирования, то все, high-класс, можно жить. Но здесь, как и в альпинизме, как только ты перестаешь карабкаться вверх, начинаешь скатываться вниз. Нельзя зафиксировать уровень функционирования, если ты не ползешь наверх. Стандарт написан на вырост. Никто из нас сейчас в полной мере не дотягивает. Но есть цель, а дальше глаза боятся, а руки делают. - Подытожил руководитель группы разработчиков профессионального стандарта педагога Евгений Ямбург.

Он отметил, что само слово «стандарт» в России воспринимается как удавка на шее учителя, в то время, как разработчики убеждены: профстандарт педагога - это некий профессиональный уровень, без которого творчество в профессии невозможно.

- Нельзя от учителя требовать то, чему его никто не учил. Иначе это будет формализм. Есть основная задача - это перестройка педагогических вузов, системы повышения квалификации. Но уже сейчас реальный педагог сталкивается со сложным смешанным контингентом учащихся.

Главный разработчик отмечает, что, несмотря на перенос сроков внедрения стандарта педагога на сентябрь 2019 года, все равно останутся те, кто к этому будет не готов. Быстрый результат в педагогике, по мнению, Евгения Ямбурга, это всегда фейк.

Начальник отдела общего, дошкольного и дополнительного образования министерства общего и профессионального образования Свердловской области Наталья Сокольская убеждена, что система образования переживает процессы стандартизации в течение длительного времени.

- Этот документ (профессиональный стандарт деятельности педагога) ждут с тревогой, определенными надеждами. Сейчас мы стараемся максимально проинформировать профессиональное сообщество, снять возможные барьеры, которые у людей могут быть.

Директор Департамента образования Администрации г. Екатеринбурга Екатерина Сибирцева заметила, что на школьнике внедрение профстандарта должно отразиться самым лучшим образом.

- Все те меры, которые сегодня принимает государство, направлены на повышение качества образования и, самое главное, на повышение качества подготовки наших педагогов. Стандарт дает не только рамки, но и новые возможности. Мы очень благодарны УрГПУ, который ведет эту большую работу в регионе (является региональной стажировочной площадкой по внедрению профессионального стандарта педагога - прим. авт.). Школы Екатеринбурга активно в нее включаются. Мы сегодня популяризируем стандарт, мы объясняем, что у педагога появляются дополнительные свободы. Возникают возможности горизонтального развития, причем не только фактического, содержательного, которые и были всегда, но сегодня мы можем придать им другой статус. Для педагога это дополнительные меры социальной поддержки. - Подчеркнула Екатерина Александровна.

Координатор региональной стажировочной площадки по внедрению профессионального стандарта педагога, первый проректор - проректор по учебной работе УрГПУ Светлана Минюрова заметила, что всегда важно знать, кто мы и куда и зачем мы идем.

- На площадках УрГПУ мы последние четыре года активно, открыто и честно обсуждаем значимые для всех нас вопросы развития профессии. С 2015 года несколько раз в течение года мы встречаемся с коллегами на самых разных площадках. И если раньше встречались полярные точки зрения, и люди начинали задавать вопросы: «Зачем вы нас стандартизируете?», «Зачем вы вводите какие-то дополнительные экзамены, профессиональные категории?», то сейчас и в городе и в области, и в регионе у нас есть желание понять, что реально будет меняться.

Впервые базовый профессиональный стандарт педагога был утвержден в 2013 году. Срок его внедрения перенесен на 1 сентября 2019 г. На сегодняшний день в Реестре профстандартов Минтруда России зарегистрировано 1046 стандартов и еще порядка 600 обсуждаются.

Вопросы профессионального стандарта деятельности педагога в течение месяца обсуждаются в рамках педагогического форума «Профессиональный стандарт как инструмент формирования педагогической компетентности педагога». Форум стартовал в УрГПУ - единственном вузе региона, ставшем региональной стажировочной площадкой по внедрению профессионального стандарта деятельности педагога, 1 февраля.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Юлия Иваницкая
Фото: Василий Васильев

Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? Три оценки – два прогноза. На прямо поставленный вопрос «Что принесет учителю новый стандарт профессиональной деятельности педагога?» надо иметь мужество дать честный ответ. Как показало широкое обсуждение документа, сегодня педагоги, руководители образовательных организаций дают три разных ответа, каждый из которых нуждается в осмыслении, поскольку возник не на пустом месте, а опирается на печальный опыт истекших десятилетий и отражает непростые, объективные, противоречивые реалии, в контексте которых разворачивается реформирование отечественного образования. По сути дела, каждый из них предполагает свой сценарий развития событий, связанных с введением в действие стандарта педагогической деятельности. 1. Сценарий первый (скептический): введение стандарта ничего не даст. Как работали, так и будем работать. Очередной «девятый вал» реформирования сначала накроет, как цунами, а затем схлынет, как и многие предыдущие модные инициативы, оставив после себя горы «подмоченной» (в смысле сомнительности с точки зрения достоверности) отчетной документации с рапортами и статистическими отчетами об успешном внедрении прогрессивного начинания. 2. Сценарий второй (пессимистический): станет гораздо хуже, чем было. Новые, непомерно высокие требования к про¬фессиональным компетенциям педагога в руках чиновников и администрации образовательных организаций станут дополнительным инструментом угнетения учителя как при проведении процедуры аттестации, так и при начислении денег из стимулирующего фонда оплаты труда педагогических работников. 3. Сценарий третий (сдержанно оптимистический): новый стандарт профессиональной деятельности педагога вер¬нет нас к сути педагогической деятельности. Овладение новыми профессиональными компетенциями поможет педагогу адекватно ответить на новые вызовы, с которыми он уже сегодня сталкивается в своей повседневной практической деятельности, облегчит решение необычайно сложных задач обучения, воспитания и развития детей в изменившихся условиях. Но произойдет это не вдруг и не сразу, поскольку для овладения тонкими современными инструментами педагогического воздействия на ребенка потребуется время, а главное, желание самого педагога их изучать и применять на практике. Перед нами три оценочных суждения, а на деле два прогноза развития перспектив образования в стране: консервативная стратегия, призывающая к вынужденной фиксации в профессиональном стандарте существующего уровня подготовки педагогов, и конструктивная, нацеленная в будущее. Ни больше и ни меньше. Первый ответ фиксирует стагнацию отечественного образования и убеждение в том, что ее нельзя преодолеть в наших условиях. Второй предрекает углубление кризиса. Аргументы не лишены оснований. Возможности педагогов не беспредельны, они еще толком не успели разобраться с ФГОСами, определяющими новое содержание общего образования, его цели и приоритеты (одни метапредметные компетенции, которые предстоит научиться формировать учителям у своих воспитанников, дорогого стоят), а тут появляется новый документ, предъявляющий повышенные требования уже к учителю. Зная медвежью хватку чиновников от образования, использующих для внедрения инноваций преимущественно административный ресурс, легко представить себе, какой жесткий прессинг обрушится на головы педагогов. Из книги Евгения Ямбурга "Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога?"

Размышления учителя о новом профессиональном стандарте педагога

Кто-то сказал: «Самое страшное, что человек, защитивший кандидатскую, думает, что он и вправду кандидат наук». Я всего лишь учитель. Самый обыкновенный. Каких большинство в наших школах.

И меня волнуют те же проблемы, что и вас. Китайцы говорили: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». А мы живем именно в такую эпоху.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Утверждены и введены в действие ФГОС.

Эти документы, в первую очередь, направлены на улучшение качества образования.

Но вы все прекрасно понимаете, что никакие качественные изменения не произойдут без … личности учителя.

Еще К. Д. Ушинский писал: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Дошли и до нас.

В 2013 году приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации утвержден Профессиональный стандарт педагога.

С 1 января 2015 года Стандарт работает в режиме «пилотно-экспериментального применения». Оценку дал Министр образования России Дмитрий Ливанов: «Стандарт состоялся, он отвечает всем требованиям, которые сегодня предъявляет общество профессии учителя». В эксперимент включились 21 регион и 24 вуза. Полный переход на стандарт планируется с 2018.

Чего нам, учителям, ожидать от Профессионального стандарта педагога?

Еще на стадии обсуждения проекта разгорелись споры. Предполагались 3 сценария развития событий:

    Введение стандарта ничего не даст. Как работали, так и будем работать. (скептический)

    Станет гораздо хуже. Чем было. Непомерно высокие требования к проф. компетенциям педагога станут дополнительным инструментом угнетения учителя. (пессимистический)

    Овладение новыми проф. компетенциями облегчит решение сложных задач обучения, воспитания и развития детей в изменившихся условиях. (сдержанно оптимистический)

Думаю, большинство из вас стандарт прочитали. Образ учителя, описанный в документе, безусловно, хорош. Но сегодня он кажется фантастическим. Специалисты отмечают: чтобы подготовить таких педагогов, нужно лет двадцать.

Есть мнение, что к учителям предъявляются слишком высокие требования (как к идеальному преподавателю, которому можно сразу присвоить звание заслуженного учителя России). Судите сами. Один из главных навыков, прописанных в документе, - это умение работать во всех типах классов и со всеми детьми. Таких учителей в России не больше 100 чел.

Цитирую «Российскую газету»: «Если сейчас спросить … по всей строгости стандарта, большинство школ останутся без учителей».

Признаюсь, меня появление профессионального стандарта педагога насторожило.

Разобраться в сути Стандарта и перспективах его введения помогла встреча с руководителем группы разработчиков концепции профстандарта педагога, директором Центра образования №109 Москвы Евгением Александровичем Ямбургом.

По словам Ямбурга, главная задача реформирования образования в целом и вводимого стандарта в частности – это повышение квалификации педагога.

Реальные потребности системы образования требуют специалистов, обладающих новыми профессиональными качествами. Потому стандарт педагога - это ответ на угрозы и вызовы XXI века.

Одна из таких угроз человечеству – проблема генетической усталости . Растет количество детей с отклонениями в состоянии здоровья, с проблемами в развитии. Для воспитания и обучения таких детей нужны определенные методики и определенные специалисты, не только предметники, но и психологи, дефектологи, социологи…

Сегодня школы по закону «Об образовании» обязаны взять ребенка с любыми отклонениями. Значит, знание основ коррекционной педагогики необходимо учителям любой специальности.

Поднимается проблема инклюзивного образования, то есть совместного обучения разных по состоянию здоровья детей. Решение ее требует новых компетенций от учителя.

Другая проблема. Происходящие демографические сдвиги приводят к тому, что в одних и тех же классах сидят дети разных национальностей (это разный менталитет, разные культуры, разные религии), а значит, учитель должен быть вооружен необходимыми знаниями культурологии, этнологии, религиоведения, которые помогут ему избежать многих роковых ошибок в работе.

Уже сегодня в школах Москвы и других крупных городов для значительного количества первоклассников русский язык неродной. Значит, необходимо другое преподавание русского – как иностранного. А это уже другая компетенция учителя.

Ни одна из этих проблем не является надуманной. Их неотвратимо ставит перед школой сама жизнь. «Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога».

Согласно документу, от российского учителя ждут не только умения «планировать и проводить учебные занятия».

В стандарте неоднократно подчеркивается, что теперь любой учитель обязан уметь работать со всем категориями детей: особо одаренными, отстающими в развитии, с ограниченными возможностями здоровья, социально запущенными и теми, «для кого русский язык не является родным».

Уточняется, что каждый педагог должен «владеть методами обучения, выходящими за рамки учебных занятий»,- вести «проектную деятельность», «полевую практику», а также организовывать экскурсии и походы.

Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.

Разрабатывать и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.

Подразумевается, что каждый учитель должен знать иностранный язык, чтобы «совместно с учащимися использовать иноязычные источники информации».

Учитель будущего прекрасно владеет компьютером, может проводить видеоконференции, видеопрезентации, разбирается в социальных сетях.

В области воспитания педагогам необходимо регулировать поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды, проектировать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка. Владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.

В области развития особо выделяется готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья; способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития; способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

Учитель должен понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). Осваивать и адекватно применять специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу.

Вот какому учителю доверяется будущее государства, общества и, если угодно, мира.

Вы скажете, что наиболее яркие успешные педагоги, волшебная встреча с которыми оставляет неизгладимый след в жизни юного человека, - всегда выходят за рамки стандартов, воспитывая прежде всего масштабом своей личности.

Настоящей удачей является для ребенка и родителей встреча с неординарным учителем!

Однако давать современный уровень образования призвана каждая школа, вне зависимости от того, трудятся в ней педагогические звезды или нет.

Да и, согласитесь, уникальные творческие педагоги всегда являются образцами высочайшего профессионализма.

Это как в фигурном катании, где исполнение обязательной программы нисколько не противоречит, а, напротив, является базой для творческих прорывов, выходящей за рамки стандартов в программе произвольной.

Профессиональный стандарт определяет нижнюю планку квалификации , несоответствие которой свидетельствует о непригодности работника.

Вам кажется, что эта планка завышена?

Да, Стандарт мог быть и таким, как в шутку предложил доктор пед. наук Исаак ФРУМИН: всего три позиции: «детей надо любить; детей не надо бить; не позволяй, чтобы они били тебя».

Любая реформа в образовании идет только «через голову» педагога, не может быть высокого качества образования без высокого уровня подготовки учителя.

Таким образом, Стандартом закладывается в образовательную систему идея саморазвития педагога. В преамбуле к профессиональному стандарту педагога сказано, что нельзя требовать от учителя то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации»

Будем ждать: пересмотр существующих стандартов содержания профессионального педагогического образования; качественную реорганизацию системы переподготовки учителей.

Дорогу осилит идущий.

Профессиональный стандарт - часть масштабного системного образовательного проекта, включающего изменения в сфере высшего педагогического образования, переподготовки педагогов и способов их аттестации, и этот проект находится в стадии разработки и уточнения.

Пугает ли нас, учителей, этот документ?

Цитирую Е. А. Ямбурга: «В христианстве самый страшный грех- это уныние, и тогда давайте повесимся и ничего не будем делать. Я общаюсь с учителями, и не только столичными. И в глубинке люди хотят работать. Поэтому, если будут учить не формальным вещам, люди будут переучиваться».

Внедрение стандарта педагога может принести неисчислимые бедствия при глупом подходе, а может дать импульс движению вперед – при умном.

Если рассматривать профстандарт как набор новых завышенных требований к педагогам, не подкрепленный системой постепенного обучения и переобучения, тогда это пустой и даже опасный документ.

Цель применения: обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.

Профессия учителя массовая: в России это почти миллион триста тысяч человек, и таких по-настоящему творческих, выдающихся среди них мало. Многое мешает учительской креативности: пресловутый бумажный вал, множество правил и ограничений. Кроме того, усредненный статистический портрет российского учителя - это «уставшая дама»: 93% - женщины, большинство из них – немолоды. Доля возрастных учителей у нас в два-три раза больше, чем в других странах. Это не так уж страшно: скажем, финские исследователи обнаружили, что наиболее результативными педагогами являются женщины со стажем более двадцати лет. Но с ожидаемым образом творца, успешного, креативного профессионала, артиста и художника этот портрет мало вяжется, и в этом основная причина некоторого общественного раздражения по отношению к школе.

    ""Стандарт позволяет точно определить направление профессионального развития, личностного роста".

    "Стандарт четко определяет обязанности и сферу приложения творческих сил учителя и одновременно отвечает требованиям сегодняшнего дня".

    "Стандарт - веяние времени, есть к чему стремиться, есть чему учиться".

    "Профессиональный стандарт позволяет провести самоэкспертизу профессиональной деятельности, определить сильные и слабые стороны, наметить пути профессионального роста".

    "Профессиональный стандарт педагога даёт понять, кто может носить высокое звание “учитель”, каким он должен быть, к чему стремиться молодому педагогу".

Вслед за Е. А. Ямбургом цитирую одного из руководителей министерства: «Мы еще не едем, мы только запрягаем». Жизнь и наши совокупные усилия покажут, куда и как мы поскачем в этой упряжке.