Как понять что машина закипела. Что делать, если машина закипела

Летом, да и не только, может возникнуть вопрос, что делать, если закипела машина. Проблема может возникать по нескольким причинам, иногда это неисправность, в других случаях, это оплошность самого водителя. Но, в любом случае, необходимо в первую очередь ослабить воздействие высоких температур на двигатель, и только потом искать причину закипания. Не стоит забывать, что, перегрев очень опасен для мотора, нужно знать, как избежать проблем в дальнейшем. Существует четкий алгоритм действий при перегреве, если вы сделаете все, как положено, то риск осложнений значительно снизится.



Признаки


Что делать, если закипела машина? Для начала полезно узнать признаки такой проблемы. В таком случае, вы сможете своевременно принять меры для недопущения ситуации. Поэтому, для начала рассмотрим процесс закипания глазами водителя.

Первое, на что следует обращать внимание - это изменение температуры двигателя. Все современные автомобили демонстрируют этот показатель на приборной доске. Нормальная температура для работы колеблется в пределах 85-90° C. Все что выше, является потенциально опасной ситуацией. При температуре в 100° происходит закипание охлаждающей жидкости. При этом, наблюдается пар, идущий из-под капота. Если не отреагировать на это состояние, то произойдет деформация деталей силового агрегата, и он заглохнет.



Что делать?


Тянетесь по пробкам, и в процессе движения заметили, что температура мотора стала подходить к 95°. В таком случае, самым оптимальным вариантом будет остановить автомобиль, и дать ему остыть. При движении с малой скоростью эффективность охлаждения снижается, из-за отсутствия обдува радиатора встречным потоком воздуха. Если у вас не получается остановиться (в плотном потоке), не всегда есть возможность прижаться к обочине, то следует включить печку. Так вы сможете «оттянуть» часть тепла от мотора. Уровень нагрева ОЖ снизится, недостатком такого метода является жара в салоне. Но, зато вы сможете избежать закипания.

Гораздо хуже если вы все же закипели. В таком случае необходимо срочно остановиться. Если нет видимого пара, а просто показатель датчика приблизился к 100°, имеет смысл не глушить машину, оставить ее работать на холостых оборотах с включенной печкой. Постепенно температура упадет. Если в таком случае остановить двигатель, то можно получить несколько серьезных проблем. При неработающем моторе охлаждающая жидкость не прогоняется по системе. Оставшийся без движения, почти закипевший антифриз быстро нагреет мотор в разных местах, и вызовет деформацию деталей. Также, закипев, он может создать паровые пробки, что снизит эффективность работы системы охлаждения.

Гораздо хуже, если из-под капота повалил пар. В таком случае следует сразу остановить автомобиль, дальнейшее движение может привести к самым серьезным последствиям, в том числе и заклиниванию двигателя. После остановки аккуратно откройте капот. Пар, вырывающийся из системы охлаждения, достаточно горячий и может вызвать серьезные ожоги. Иногда, пар выбивает крышку радиатора, если она на месте, то ее следует снять. Делать это следует крайне аккуратно, опять же по причине высокой температуры пара. Некоторые автомобили имеют радиаторы с перепускными клапанами. Они стравливают пар, в этом случае не стоит трогать крышку радиатора, подождите 10-20 минут, пока антифриз не остынет.

Некоторые водители допускают серьезную ошибку, они пытаются разбавить кипящий антифриз более холодным. Если сделать это в момент кипения, то вероятнее всего произойдет деформация блока цилиндров, в некоторых случаях он может лопнуть. Особенно это касается моторов с блоком из чугуна. Добавляйте новую порцию охлаждающей жидкости только после остывания движка до 70°.



Зимой мотору, чтобы остыть достаточно 10 минут, летом ожидание может затянуться до получаса. Перед дальнейшим движением обратите внимание на некоторые моменты. Обязательно проверьте уровень антифриза. При кипении он активно испаряется, наверняка придется добавить свежую порцию. Ехать с нехваткой антифриза нельзя. При добавлении жидкости обязательно прокачайте систему. Делается это сдавливанием нижнего шланга, соединяющего мотор и радиатор. При этом, из радиатора будут выходить пузыри воздуха. После этой процедуры уровень антифриза снизится, добавьте его, и повторите прокачку.

Обязательно проверьте уровень масла. Он не должен увеличиться. Также осмотрите щуп. Масло должно быть чистым, без примеси белесой пены. Если вы увидели, что смазка побелела, это значит прогорела прокладка под головкой блока цилиндров. Это вызвало попадание антифриза в картер двигателя. Заводить мотор в таком случае нельзя. Следует отвезти машину на эвакуаторе в сервис.
Иногда, перегрев автомобиля вызван заклиниванием термостата. При этом жидкость будет гоняться только в малом кругу (внутри двигателя) системы охлаждения, опознать такую неисправность можно по холодному радиатору. Продолжать движение с такой поломкой следует аккуратно, обязательно включите печку, и часто останавливайтесь. Проверьте работоспособность вентилятора.

Заключение . Многие водители сталкиваются с различными неисправностями системы охлаждения. Обычно, первым возникающим вопросом является, что делать, если закипела машина на дороге. На самом деле не нужно делать ничего сложного. Достаточно простые действия помогут избежать дальнейших проблем.

Расскажут, как правильно действовать, если ваша машина «закипела».

Невнимательность водителей

В девяти из десяти случаев, по словам автоинструкторов , причина экстренной остановки летом — это перегрев машины. И чаще всего случается подобное из-за элементарной халатности и невнимательности водителя.

Помните, когда стрелка температуры охлаждающей жидкости быстро ползет вверх, а вентилятор радиатора почему-то не срабатывает, сразу же включайте «аварийку», перестраивайтесь, прижимайтесь к обочине и останавливайтесь.

Выясните причину перегрева и дайте автомобилю охладиться.

Быстрое реагирование

Главное, действовать быстро и без проволочек. Если вы увидели из-под капота клубы пара, то немедленно глушите мотор. Если же стрелка температуры перешла в красную зону, выключать двигатель совсем не обязательно. Отключите кондиционер и включите печку. Конечно, в салоне сразу станет как в бане, но зато вы немного собьете температуру.

Мгновенное выключение перегретого двигателя может привести, так скажем, к «тепловому» удару, когда начинается перегрев охлаждающей жидкости в точках ее контакта с самыми теплонапряженными деталями мотора и образование паровых пробок .

Результатом станет, например, деформация головки блока цилиндров или другие неприятности, требующие последующего ремонта.

Правила при «закипании»

Итак, вы стоите в пробке, машина нагрелась, но температура еще не в красной зоне:

  • Если есть пар, глушим двигатель , осторожно открываем капот. Пробку ни в коем случае не открывать, иначе можно обжечься паром!
  • Если пара и течи охлаждающей жидкости нет, доводим мотор до 1500-2000 оборотов. На автомобиле с АКПП включаем N или Р.
  • Если температура продолжает расти, а из печки идет не горячий воздух, глушим машину и даем ей остыть. Только после этого можно попытаться найти причину.
  • Кстати, остудить неперегретый мотор помогает 1,5-2 литра холодной воды, которую нужно вылить на радиатор.
  • Если остановить перегрев не получилось, проверяем уровень охлаждающей жидкости, но машина должна остыть до момента, пока на нем можно держать руку. Если уровень низкий, доливаем ОЖ или воду.
  • Проверьте уровень моторного масла . Если он повышен, то заводить машину нельзя. Скорее всего, «пробило» прокладку между блоком цилиндров и «головой». Нелишним будет проверить ремень привода помпы (генератора).
  • Заведите автомобиль и посмотрите, нет ли течи. Далее удаляем из системы охлаждения воздух.
  • Если нет течей, белого дыма из выхлопной трубы, а двигатель больше не перегревается, можно ехать дальше.
  • На следующий день обязательно еще раз проверьте уровень охлаждающей жидкости и масла, а также наличие подтеков.

Причины перегрева

Причин может быть несколько:

  • негерметичность системы охлаждения;
  • наличие в системе воздуха;
  • в системе нет давления ;
  • дефект термостата;
  • дефект помпы;
  • обрыв или недостаточное натяжение ремня привода помпы (генератора);
  • внешнее загрязнение радиатора кондиционера или самого радиатора;
  • внутренние загрязнения системы охлаждения;
  • дефект вискомуфты вентилятора;
  • дефект крыльчатки или задевание крыльчаткой других элементов;
  • выход из строя датчика включения вентилятора радиатора ;
  • недостаточная плотность охлаждающей жидкости, когда ее разбавляют водой.

Видео о порядке действий при закипании двигателя:

Легкой и спокойной вам дороги!

В статье использовано изображение с сайта autopride.ru

Хотя это случается довольно редко, но все-таки, бывает такое, что закипел дизельный двигатель . В основном это происходит вследствие невнимательности автовладельцев – человек просто не следит за температурой охлаждающей жидкости. И как только стрелка датчика займет устойчивое положение в области высокой температуры, могут возникать различные непредвиденные сюрпризы. Наиболее распространенный – перегрев дизельного двигателя.

В принципе, закипеть двигатель может в любой сезон – как летом, так и зимой. Но наиболее часто подобные случаи возникают весной, что объясняется достаточно просто. Дело в том, что в зимнее время все автомобильные системы, включая и охлаждающую, работают с повышенными нагрузками. Большие перепады температур – по ночам минусовая, а после начала движения достаточно высокие плюсовые – сказываются негативно практически на всех узлах и агрегатах.

Как обнаружить перегрев

Казалось бы, ничего сложного – нужно просто почаще смотреть на температурный датчик. Тем не менее, не все так очевидно. Ведь если на дороге движение интенсивное, то водитель может не сразу заметить опасное передвижение температурной стрелки в красную зону. Особенно, если это происходит на городских улицах, когда все внимание сосредоточено на управлении автомобилем. Но есть несколько признаков того, что дизельному двигателю грозит перегрев и что он может закипеть – для этого даже не нужно смотреть на датчик.

Например, если снизился уровень охлаждающей жидкости в системе, то в первую очередь на это отреагирует обогреватель – он расположен в самой высокой точке охлаждающей системы, поэтому туда перестанет поступать охлаждающая жидкость. Аналогичная ситуация произойдет и в случае, если закипел дизельный двигатель – ведь обычно процесс закипания начинает происходить в наиболее горячем месте – у камер сгорания головки блока цилиндров, после чего сразу же образуются пробки горячего пара и перекрывают проход антифриза или тосола к обогревателю. В результате в салон горячий воздух не подается.

Также о критическом состоянии охлаждающей системы будет свидетельствовать детонация, появившаяся внезапно. При перегреве дизельного двигателя температура вблизи камер сгорания поднимается гораздо выше оптимальной, что начинает провоцировать ненормальной воспламенение топливной смеси – в итоге при нажатии педали подачи топлива дизельный двигатель отзывается характерным металлическим стуком.

Но большинство водителей эти признаки могут и не заметить – ведь если на улице достаточно тепло, то обогреватель попросту отключают, а при качественной шумоизоляции салона можно и не услышать детонацию. В этом случае двигатель может очень быстро закипеть. Но если никаких действий не предпринимать, то мощность двигателя начнет снижаться, более того, начнет раздаваться стук более равномерный и сильный, нежели при детонации. Известно, что при нагревании предметы расширяются – это же происходит и с поршнями, в итоге давление на стенки цилиндров увеличивается, силы трения значительно возрастает. Если же водитель и эти признаки проигнорирует, то при дальнейшем движении мотор может получить серьезные повреждения, что приведет к необходимости капитального ремонта двигателя .

Почему происходит перегрев и закипание дизельного двигателя?

Перегреться и закипеть дизельный двигатель может по разным причинам. Но основные – это недостаточное количество охлаждающей жидкости и неисправности системы охлаждение или какого-либо ее элемента. Очень часто то происходит из-за загрязнения радиатора – он забивается листвой, мошкой, тополиным пухом, пылью. Поэтому нужно периодически снимать его и прочищать – сделать это можно сжатым воздухом. Также нужно внимательно следить за исправностью термостата, вентилятора, температурного датчика. Также способствовать перегреву может и накипь в радиаторе, но не из-за воды, как было ранее, а по причине использования различных герметиков.

Таким образом, если Вы не хотите, чтобы закипел дизельный двигатель Вашего авто, нужно внимательно следить за состоянием охлаждающей системы и количеством жидкости в ней. А при первых признаках нарушения работы обращаться на СТО.

Что делать, если мотор «закипел». От чего «закипает» двигатель и как с этим бороться.

В межсезонье (особенно весной) в автомобиле чаще всего проявляются всевозможные неисправности. Это связано с изменением температурного режима эксплуатации и, естественно, касается лишь узлов, на которые так или иначе влияет изменение температуры окружающей среды. К ним относится система кондиционирования, подвеска, так как в ней используются резиновые втулки (которые нередко заполнены гелем) или пневматические резиновые подушки, и, конечно же, система охлаждения. Охлаждение двигателя - наиболее «капризная» из всех систем автомобиля, так как ее конструкция несовершенна, а ничего принципиально нового для отвода тепла пока не придумано. На сегодняшний день жидкостная система с принудительной рециркуляцией остается преобладающей. Как в любой заполненной жидкостью замкнутой системе, в ней существуют традиционные проблемы – образование воздушных пробок и связанные с ним застои и локальный перегрев, коррозия на внутренних поверхностях элементов и пр.

В связи с резким изменением температурного режима эксплуатации весной в пробках на дорогах нередко можно наблюдать автомобили с «закипевшим» двигателем. Однако ошибочно было бы думать, что поломки в этот период случаются чаще. Дело, скорее, в том, что в зимний период их последствия либо совсем не проявляются, либо проявляются, но не до такой степени, чтобы водитель придавал им серьезное значение.

Что делать, если автомобиль неожиданно закипел?

По большому счету, следить во время движения неукоснительно следует только за двумя приборами – за датчиком уровня топлива и за стрелкой температуры. Так как перегрев двигателя всегда свидетельствует о поломке в системе охлаждения, заметив нестандартное повышение температуры, двигатель нужно немедленно остановить.

Естественно, в определенных ситуациях температура охлаждающей жидкости может подниматься, к примеру, в жару в пробке. Это штатная ситуация, справиться с которой должен электрический вентилятор, включающийся по приказу второго датчика температуры. Если вентилятор и детали системы охлаждения исправны, до красной зоны стрелка не дойдет. Температура будет подниматься и опускаться в одних и тех же пределах. Если же стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости заползла в красную зону, двигатель необходимо немедленно выключить. Температура кипения антифриза – 130 градусов Цельсия, и если стрелка в красной зоне, до этой отметки уже недалеко.

Физика процесса закипания

Если в системе охлаждения появилась неисправность, а водитель вовремя не посмотрел на табло указателя температуры, антифриз разогревается выше 130 градусов и закипает. Давление в системе стремительно растет, и крышка радиатора (она, кстати, снабжена клапаном, позволяющим, в прямом смысле, спускать пар) перестает удерживать антифриз внутри системы. Как следствие, раскаленная жидкость начинает фонтаном извергаться в подкапотное пространство. Там она попадает на еще более раскаленный блок цилиндров и другие части двигателя, отчего и образуются устрашающие клубы пара, валящие из-под капота во все стороны. Это в лучшем случае, а в худшем раньше крышки «сдается», то есть сначала вздувается, а потом и лопается, не выдержав давления, одна из резиновых трубок системы охлаждения, которых в автомобиле немало. Как правило, эта участь постигает одну из двух длинных и толстых трубок, подводящих охлаждающую жидкость к радиатору.

Возможные последствия закипания охлаждающей жидкости

Если антифриз вскипел и вырвался наружу, значит, в системе его осталось меньше, и охлаждаться в штатном режиме двигатель уже не будет. Если включить его и продолжить движение, жидкость снова закипит, а поскольку ее стало значительно меньше, температура в районе камеры сгорания и главных подвижных частей – поршней – резко подскочит. Металл, из которого сделаны поршни, расширится, и двигатель попросту заклинит. Даже если этого не случится, корпус блока цилиндров может треснуть и прийти в негодность. В крайнем случае, это произойдет с головкой блока цилиндров, или ее просто «поведет», то есть, попросту говоря, она станет кривой и потребует ремонта и переборки. Часто лопается или деформируется прокладка между головкой блока и блоком, и это наиболее щадящее из возможных последствий. В любом случае, финансовые последствия попыток «доехать до сервиса» на автомобиле с вытекшим антифризом будут грандиозными, учитывая, сколько стоит новый двигатель к современной модели автомобиля. Повреждения блока, поршней или головки следует всеми силами избегать.

Что можно сделать, если стрелка оказалась на пороге красной зоны или уже в ней

Если водитель вовремя заметил нестандартный подъем температуры, нужно постараться ее сбросить доступными способами. Самый простой из них – включить на полную мощность отопитель. В нем также есть радиатор, и он в этом случае сыграет роль дополнительного средства охлаждения антифриза. Если это не помогло, продолжать движение нельзя ни под каким видом.

Если антифриз вытек, его нужно долить, так как всегда есть шанс, что произошел какой-то случайный сбой, и после долива температура больше подниматься не будет. Решившись на эту операцию, нужно неукоснительно соблюдать два правила: не открывать крышку радиатора сразу после кипения и не заливать в расширительный бачок свежий антифриз, не остудив двигатель. В первом случае можно попасть в больницу, обварившись кипящим антифризом, во втором – все-таки спровоцировать появление трещин в блоке или головке.

Летом двигатель до залива новой порции антифриза должен остывать не менее часа, так как попадание прохладного антифриза в кипящий сродни питью ледяной воды сразу после горячего кофе. Металл, как и эмаль зубов, в этом случае будет разрушаться из-за перепада температур.

Доливать антифриз и пытаться продолжать движение может только опытный водитель, способный понять, какая именно поломка произошла в системе охлаждения. Если опыта недостаточно, лучше сразу вызывать эвакуатор.

Распространенные поломки системы охлаждения и способы их ремонта

Чаще всего выходит из строя термостат, который заклинивает в закрытом положении. В этом случае антифриз просто не попадает в так называемый «большой круг охлаждения», то есть не циркулирует внутри радиатора. Термостат заполнен специальным веществом, которое в процессе эксплуатации теряет свои рабочие свойства, делая приспособление нерабочим. К сожалению, это никак нельзя заметить снаружи. Термостат необходимо заменить, чтобы восстановить штатную схему циркуляции.

Не срабатывает вентилятор при работающем термостате. Без вентилятора остудить двигатель в пробке невозможно, так как набегающего потока воздуха в пробке нет. Часто выходит из строя не сам вентилятор, а контакты разъема питания или провода. Это выявляется в процессе диагностики у электрика.

Датчик температуры вышел из строя и не подает вентилятору команду на включение либо совсем, либо когда уже слишком поздно, и температура уже поднялась. Также выявляется в процессе диагностики.

Сломался рециркуляционный насос, который также называют помпой. Проверка работы и регламентная замена помпы производится во время плановых ТО. Если же автомобиль не обслуживается в техцентре дилера, нужно знать срок службы помпы для своего автомобиля и менять ее вовремя, до появления поломки.

Радиатор забит грязью после зимы и не справляется, хотя остальные части системы работают. Необходимо отправиться на мойку и попросить промыть радиатор. Крайне желательно затем продуть его сжатым воздухом, помогающим удалить грязь из сот радиатора.

Не стоит забывать, что производить какие-либо манипуляции, не опасаясь последствий, может только опытный водитель с навыками автоэлектрика и автослесаря. Если ремонт своими руками автомобилисту чужд, а двигатель закипел, лучше сразу вызывать эвакуатор и отправиться в сервис, взяв с собой запас антифриза нужной марки и цвета.

3 года