Как тургенев относится к базарову? Характер базарова, вопрос о прототипе героя Отношения с родителями.

Присмотримся к характеру, затронувшему чувствительнейший нерв современности, вызвавшему бурю критических страстей, восторгов и брани, обрушившейся на его создателя. Речь идет о тургеневском Базарове. Нет, казалось бы, более красноречивого аргумента в пользу «отражательного» предназначения литературы, возведенного в абсолют. Базарова «узнали» тотчас не только апологеты его, вроде Писарева, но и его противники из стана разночинской демократии, усмотревшие в нем карикатуру на «новых людей». И те, кто увидел в нем карикатуру, не рискнули бы, разумеется, отрицать его связь (хотя бы и карикатурную) с социально-психологическим типом, уже вполне сформировавшимся в 60-е годы.

Но странное дело: сколько усилий было потрачено писавшими о романе «Отцы и дети» на то, чтобы непременно «разместить» Базарова по принципу «обратной» проекции в пределах какого-либо исторически конкретного ответвления революционной демократии. Писаревцы «тянули» его в свой стан; послереволюционным тургеневедением владел соблазн, спроецировав этот характер на историческую реальность, «разместить» его как можно ближе к «здоровому» ядру революционной демократии. Даже в Добролюбове, которого Тургенев терпеть не мог, готовы были увидеть базаровский прототип. И что же: все усилия были тщетны. Не «размещался» Базаров ни в центре, ни на периферии разночинской психологии и идеологии, ни в кругу «Современника», ни в когорте «Русского слова». Вечно в нем оставался некий смущавший критику избыток художественного смысла, который невозможно было понять в свете одной лишь «теории отражения». А между тем странно было бы и утверждать, что «отражательная» функция искусства в создании этого характера никак не задействована. Нет и не может быть сомнения в том, что в Базарове отразились какие-то существенные приметы демократического мироощущения 60-х годов. Но в живой целостности характера на эти приметы наслоилось сложное и необычное для психологии русского разночинства содержание. Тургеневский Базаров несет в себе художественную истину, которая, пересекаясь с мироощущением радикализма, в корне отрицает его, причем отрицает из глубины его собственных мировоззренческих посылок. И этой-то истиной мы обязаны не только логике отражения, но и логике художественного пересоздания, не только исторической реальности, но и духовной реальности тургеневского видения мира.

Художественный апофеоз Базарова, конечно же,— в его трагедии, но трагедия его не в том, в чем ее обычно усматривают, не в нелепой случайности его гибели. Впрочем, и сама эта случайность разве не посрамляет гордыню нигилистического ума? Базаров ведь если и «мыслящий тростник», то все же «тростник». Эту трагическую паскалевскую «формулу человека» Тургенев знал (он любил философию Паскаля и ценил ее сумрачную глубину).

И еще менее трагедия Базарова в преждевременности его появления на российской общественной сцене, как бы ни навязывали нам этот вариант истолкования. Однако тургеневский Базаров появился на свет как раз вовремя, именно тогда, когда для Тургенева сделался вполне очевидным роковой изъян разночинского доктринерства и нигилистического пренебрежения к жизни. «Системами дорожат только те, которым вся правда в руки не дается»,— писал Тургенев. И в этом утверждении был для него не только итог былых увлечений системой Гегеля (он ведь учился в Берлине у одного из самых даровитых учеников Гегеля — профессора Вердера), но прежде всего результат наблюдений над догматической идеологией разночинской демократии. «Полная истина» в применении к человеку означала для Тургенева и полноту мысли, не порабощенной доктринерством, и полноту судьбы, которая не должна быть принесена в жертву идее.

Тургенев не прибегает в романе к обнаженным и одномерным формам авторской оценки: ни апологетики, ни отрицания героя здесь нет и в помине. Авторская воля, материализованная в живой сложности характера, проступает лишь в том, что сам герои в смятении и муках, прикрывая кровоточащую душу маской горделивого скепсиса (за которым лишь угадывается героическая сдержанность сердца), сражается с неустранимыми потребностями «живой жизни» и с высшею из них, которая есть любовь. И нет ничего более сокрушительного для кичливого нигилистического рассудка, для деревянной доктрины, собранной из сомнительных силлогизмов, чем эта живая, идущая от естества (а не от какой-либо нелепой этики «разумного эгоизма») победоносная потребность любви, с которою в ослеплении борется тургеневский герой. Он побежден, он пал в этом ратоборстве, но это-то поражение его и есть его трагический апофеоз.

Трагедия Базарова, наконец, и в этом обилии жизненных сил, брошенных на жертвенник узкой идеи, в широте натуры, изначально не соразмерной плоскому и крохотному мировоззренческому кредо. Не замечательно ли уже одно то, что трагический Базаров явился на свет именно тогда, когда нигилистический радикализм в России был преисполнен наступательного самодовольства. Итак, если тургеневский роман и ответ на злобу дня, то это такой ответ, который сквозь пену и накипь времени с пророческой прозорливостью обнажает роковое противоречие и злотворный изъян российского радикализма, того идолопоклонства перед кумирами теории, системы и «пользы», которое в грядущем дорого обойдется русской мысли. Отталкиваясь от социальной поверхности, мысль Тургенева, создавая характер Базарова, идет в глубину, от современного к вечному. И это обнаружение вечной субстанции в том, что, казалось бы, всецело приковано к злобе дня, и заключает в себе источник той новой художественной правды, которая прошла незамеченной для современников, пребывающих «у времени в плену». Характер Базарова сотворен не по готовой «модели» действительности, а, скорее, в сфере сопряжения реального материала с авторским идеалом и сокровенным, устремленным в глубину жизни движением авторской мысли. И на вопрос, чему обязан своим появлением на свет тургеневский герои, можно ответить лишь так: и русской реальности 60-х годов, и неповторимому авторскому видению мира, и объекту и субъекту творчества, и жизненному материалу, и писательскому идеалу.

Эта программная статья Тургенева – ключ к пониманию типологии его героев.

Гамлеты, по Тургеневу, - «лишние люди» из дворян, а Дон Кихоты – молодые демократы-разночинцы. Гамлеты – эгоисты и скептики, носятся с собственной персоной. Враждуя с ложью, ищут истину и сами же в неё не верят. Во всём сомневаются, нерешительны, лишены активного, волевого начала.

Дон Кихоты – не эгоисты, смысл существования видят не в самокопании, а в поиске истины, ради которой готовы жертвовать собой. Способны вести за собой других. Но в них есть однообразие, сухость, односторонность. Последствия их деятельности расходятся с их целями.

Сам Тургенев был по преимуществу Гамлетом, но весьма симпатизировал лучшим чертам Дон Кихотов. Он хотел видеть в дворянах больше смелости, решительности и действенности, а в демократах – трезвости и самоанализа. Тургенев думал о герое, снимающем крайности гамлетизма и донкихотства.

В романе «Отцы и дети» эти крайности он обнажит в пародии на нигилистов – Ситникове и Кукшиной (донкихотство), а также в Павле Петровиче и Одинцовой (гамлетизм). Между этими крайностями в романе расположится более «мягкий» вариант: с одной стороны – Базаров, а с другой – отец и сын Кирсановы.

Предыстория романа «Отцы и дети». Прототипы Базарова

Тургенев начинает писать роман в большой обиде на демократов из «Современника», желая создать карикатурный образ нигилиста-разночинца. Эта обида была продиктована несогласием Тургенева с трактовкой Добролюбовым его романа «Накануне». Когда Тургенев пришёл к Некрасову и сказал ему: «Или я, или Добролюбов с Чернышевским», - Некрасов выбрал молодых демократов, и Тургенев вышел из «Современника».

В «Формулярном списке действующих лиц новой повести» Тургенев писал о Базарове: «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ». (Смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского). И.Павлов – атеист, материалист с чрезвычайно резкими суждениями, врач и писатель. Н.Преображенский – однокурсник Н.Добролюбова по педагогическому институту, молодой человек с завышенным самомнением, бесцеремонностью и свободой суждений.

Исследователи приводят и других прототипов Базарова, в частности, знакомых Тургеневу врачей Дмитриева и Якушкина. В одном из писем К.Случевскому Тургенев называет целый ряд «истинных отрицателей», в числе которых оказываются Белинский, Бакунин, Герцен, Добролюбов, Спешнев.

Тургенев не копировал одно реальное лицо. Для него в конечном варианте важна была не идеологическая схема, а живой характер. Вот почему, рисуя Базарова в начале романа мрачными и однотонными красками (пока обида на молодёжь «Современника» была ещё горяча), затем он как честный и чуткий художник почувствовал, что его герой не может быть столь первобытно схематичным.

Тургенев сам пытается в процессе работы над романом как можно более глубоко понять своего героя, даже пишет дневник Базарова! Вот почему художественный результат в итоге так сильно разошёлся с первоначальным замыслом романа.

Герои романа Авторское отношение к Николаю Петровичу Кирсанову

Несомненно, автор относится к Николаю Петровичу Кирсанову, младшему из братьев, с мягкой, доброй иронией, сочувствием, но без большого уважения. Интересно, что если историю старшего брата Кирсанова рассказывает Базарову Аркадий, то повествование о биографии Николая Петровича автор берёт на себя (причём, в самом начале романа), а потому авторская позиция в этом рассказе проступает отчётливее, без двойного преломления.

Она сказывается в обилии уменьшительных суффиксов в эпитетах, характеризующих героя; в постоянном подчёркивании жизненной несамостоятельности человека, за которого выбор всегда делали обстоятельства (то перелом ноги, то революция 1848 года, то смерть жены и т.д.). Особо писатель отмечает всегдашнее неосознанное стремление героя под женское крыло – качество, которое потом перейдёт по наследству к его сыну Аркадию.

События, которые описанные в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети » в канун крестьянской реформы. Прогрессивная общественность разделилась на либералов и революционер – демократов. Одни приветствовали реформу, а другие были против такой реформы.

В центре романа появляется Евгений Базаров. И роман Тургенева начинается с приезда Базарова в имение Кирсановых. Базаров был сыном лекаря, так же он прошел суровую школу, потом учился в университете на гроши, увлекался разными науками, хорошо знал ботанику, агротехнику, геологию, никогда не отказывает в медицинской помощи людям, вообщем он гордится собой. А вот неприятия и интерес у людей он вызвал своим внешним видом: высокий рост, старый плащ, длинные волосы. Так же автор подчеркивал его ум, указывая на череп и лицо, выражающие самоуверенность. А вот Кирсановы были лучшие из дворян. Взгляды Базарова вызывают у них разные чувства.

Характеристика Базарова в романе «Отцы и дети» звучит одним словом: он – нигилист, он ярко отстаивает свою позицию отрицания всего. Он плохо высказывается об искусстве. Природа не предмет восхищения для героя, она для него не храм, а мастерская, и человек в ней работник. А любовь Базаров называет ненужным чувством. Взгляды Базарова не типичны для представителей радикального дворянства.

Автор проводит своего героя через много испытаний, а так же через испытания любовью. Когда у него произошла встреча с Одинцовой, Базаров был уверен, что любви нет, и не будет вообще. На женщин он смотрит равнодушно. Анна Сергеевна для него – только представитель одного из разрядов млекопитающих. Он говорил, что её богатое тело, достойно театра, но он о ней не задумывался как о человеке. Потом неожиданно для него вспыхивает чувство, которые его вводят в состояние рассеянности. Чем дольше он находился в гостях у Одинцовой, чем ближе сходится с ней, тем сильнее к ней привязывается.

Человек, сильно веривший в свою теорию нигилизма, принимающий ее на 100 %, ломается при первой же настоящей жизненной ситуацией. Подлинная любовь настигает героя романа Базарова и он не знает, что делать и как правильно поступить. Он не лишается гордости из-за неразделенного чувства, он просто отходит в сторону.
Отношение Базарова к окружающим – разное. Аркадия он пытается увлечь своей теорией. Павла Петровича Кирсанова ненавидит, а Николая Петровича считает добрым, но уже отжившим свой век человеком. Внутри него растет чувство внутреннего противостояния с самим собой. Пытаясь выстроить свою жизнь на основе нигилизма, он не может подчинить ее всем этим сухим канонам.

Отрицая существование чести, он, в то же время, принимает вызов на дуэль, так как считает это правильным. Презирая принцип благородства, на дули он ведет себя, именно благородно, что признает сам Павел Кирсанов. Поступки, требующие определенного анализа Базарова пугают и не всегда он понимает как поступить.
Как Базаров не пытается, ему не удается спрятать свои нежные чувства к родителям. Особенно это проявляется в момент приближения смерти Базарова. Прощаясь с Одинцовой, он просит не забывать стариков. Осознание того, что базаров нигилист, но он верит в существование любви для него тягостно и болезненно.

Начало шестидесятых годов 19 века. Сложная, переходная для России эпоха. Это был переломный период, ознаменовавшийся появлением нового типа людей – разночинцев. Они не имели ни средств на существование и были вынуждены получать образование, а затем своими знаниями зарабатывать на жизнь. Разночинцы шли, как правило, в естественные науки, увлекались материализмом, причем в низшем его проявлении, вульгарном. Базаров в “Отцах и детях” – один из представителей нигилистов-шестидесятников. И. С. Тургенев не приемлет его взгляды, доказывает

Ложность его теории.
Базаров – убежденный нигилист. И, как оказывается, это не дань новому модному веянию. Герой полностью верит в свою теорию. Тщательно продумав и прочувствовав свои идеи, он претворяет их в жизнь. Так кто же такой нигилист? Лучшее определение дает Аркадий, ученик Евгения: “Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру”. Но формирование новой идеологии не могло обойтись без крайностей. Базаров считает, что только естественные науки способны вести к прогрессу. Поэтому он и занимается в основном химией, физикой, биологией. Проводит эксперименты с лягушками, наблюдает за амебами, собирает образцы флоры и фауны. Но на этом его интересы и заканчиваются. Герой думает, что искусство и другие проявления духовности жизни людей тормозят движение вперед. Этим, собственно, он и отличается от истинных материалистов, утверждающих первичность материи и вторичность сознания. Чего стоят, например, рассуждения Базарова о том, что “Рафаэль гроша медного не стоит,” а “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”. Невежество героя не ограничивается этим. Базаров не может понять великого русского поэта А. С. Пушкина. Доходит даже до того, что он оскорбляет его, смеется над его поэзией. Нигилист всячески издевается над пристрастиями Николая Петровича Кирсанова к игре на скрипке и чтению стихов. Жизнь таких людей, в понимании Базарова, бесполезна для общества. Он также отрицает любовь и романтизм. Во время разговора с Аркадием “ученый-материалист” издевается над речами своего друга о “загадочных взглядах” и советует ему получше изучить анатомию глаза.
В прошлые десятилетия молодое поколение узнавало черты своих характеров в онегиных, печориных, рудиных и чацких. У печориных была воля без знания, у рудиных – знание без воли. “У базаровых же есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое”. Действительно, Базаров – человек жизни, человек дела. Он дни напролет проводит в труде, в занятиях. У него даже руки от работы красные, подчеркивает Тургенев. Базаров не может жить без того, чтобы не давать регулярно работу своему мозгу и извлекать из нее пользу. Так, гостя у Аркадия, все время он проводит в своей лаборатории за микроскопом. Конечно же, такие энергичные люди могли бы внести большой вклад в развитие науки.
Базаров – сын уездного лекаря, имеющего два десятка душ. Поэтому и средств на существование у героя мало. Ему чуждо изящество жизни. Оказавшись в обществе утонченного аристократа Павла Петровича Кирсанова, Базаров не перестает над ним подтрунивать. Герой не устает иронизировать над его воротничками, духами, английской одеждой. Ненависть к “барчукам проклятым” у Евгения в крови. Но она взаимна и вскоре выливается в горячий спор. Выясняются некоторые дикие идеи Базарова. Да, герой все отрицает, все опровергает, стремится все рушить. Но что же он хочет построить взамен? Ничего. Как говорит герой, его задача – лишь расчистить место. А создавать что-то новое это уже не его забота. Какое сходство с варварами! Разрушить Рим – это все, на что они были способны.
Но идеи Базарова нежизнеспособны. Его теория ставит его же самого в тупик, он становится ее рабом. Герой, отрицающий все чувства, вдруг влюбляется. Охватившая его страсть пробивает брешь в его теории. Любовь к Одинцовой заставляет Базарова посмотреть на мир иначе. И вот уже Евгений видит, что жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему. Поэтому Базаров, выстрадавший свою теорию, отступничество от нее видит как свою слабость, как жизненный крах. Рушатся все его устои. Постепенно он начинает подмечать, что совершает непозволительные для себя поступки. Это и участие в дуэли, “рыцарском поединке”, который так яростно отрицал герой. Это и благородный поступок, совершенный во время дуэли. Поддавшись чувству, Евгений сохраняет жизнь своему противнику. Внутренний конфликт Базарова не находит своего разрешения и в итоге приводит разочаровавшегося героя к трагическому финалу.
Неотвратимый удар судьбы настигает Базарова – он умирает. В том, что смелый “анатом” и “физиолог” заражается от вскрытия трупа, есть что-то роковое. Перед лицом смерти слабыми оказываются опоры, поддерживавшие некогда Базарова. “Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!” – признает Евгений. Но герой вдруг проявляет качества, некогда им отрицавшиеся. Смерть Базарова удивительна. Умирая, он думает не о себе, а о своих родителях и об Одинцовой. Ослабив над собой контроль, Базаров становится лучше и человечнее. Но это не признак слабости, а естественной проявление чувства. И “это служит энергичным доказательством цельности, полноты и естественного богатства натуры”.
Базарова больше нет. Но жизнь продолжается. Те герои, которые изучали природу, понимали ее красоту, покорялись таинственным силам, действующим в ней, обретают счастье в любви, в жизни. И история продолжается ими. Но Базаров не побежден окончательно. После смерти его продолжают помнить и любить. Базаровы с такими знаниями и умениями нужны обществу. Материализм же в их понимании обречен на гибель.

  1. Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева “Отцы и дети” являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее...
  2. Замечательным даром видеть и чувствовать происходящее в русской общественной жизни обладал И. С. Тургенев. Свое понимание назревающего главного общественного конфликта 60-х годов XIX века, конфликта между либералами-аристократами и революционными демократами,...
  3. В процессе изучения русской литературы XIX в. мы познакомились со многими прекрасными женскими образами, каждый из которых выделяется своими индивидуальными чертами, оставляет неотразимый след в нашей памяти. Неповторимы образы пушкинских...
  4. Базаров узнает о существовании Анны Одинцовой от Кукшиной, знакомой его друга Ситникова. Первый раз он видит ее на балу у главу администрации области, куда приехал сообща с Аркадием. “Это что...
  5. В статье о комедии А. Островского “Бедная невеста” Тургенев, внутренне опираясь на идейно-художественные достижения Пушкина, говорит о той ложной манере, которая “состоит в подробном до крайности и утомительном воспроизведении всех...
  6. Роман “Отцы и дети” был написан Тургеневым в 60-е годы XX века, когда обострилась борьба между лагерями демократов и либералов. В это время нормировался новый тип передового деятеля – разночинца-демократа....
  7. Женщины в произведениях писателей играют большую роль. Можно сказать огромную. Так как без любви не обходится ни одно произведение. А женщины всегда ассациируются с любовью. Во всех произведениях женщина мечтает...
  8. Иван Сергеевич Тургенев в романе “Отцы и дети” пользуется разными художественными приемами: портретной характеристикой, антитезой, пейзажными зарисовками. Все они помогают более полно раскрыть характеры персонажей. Кроме перечисленных художественных приемов, в...
  9. Чистое и трогательное чувство Лизы Калитиной и Федора Ивановича Лаврецкого, героев романа И. С. Тургенева “Дворянское гнездо”, всегда вызывало симпатии и сочувствие читателей. Федор Иванович старше Лизы, он пережил глубокое...
  10. Однако “тайна” Павла Петровича скорее в том, что он живой мертвец. Образ смерти с ним неразлучен. В его холодных глазах, когда он смотрит на небо, ничего, кроме света звезд, не...
  11. В романе “Дворянское гнездо” большое место автор уделяет теме любви, потому что это чувство помогает высветить все лучшие качества героев, увидеть главное в их характерах, понять их душу. Любовь изображена...
  12. Тургеневская девушка. Это понятие ассоциируется у читателей с образом чистой, порядочной, доброй и нежной, тонко чувствующей, но в то же время умной, смелой и решительной героини. Именно такими предстают перед...
  13. Написание романа “Отцы и дети” совпало с важнейшими реформами 19 века, а именно отменой крепостного права. Век знаменовал собой развитие промышленности и естественных наук. Расширилась связь с Европой. В России...
  14. Великий русский писатель Тургенев Иван Сергеевич плыл в лодке по реке Рейн мимо небольшой развалины и увидел двухэтажный домик. Из окна нижнего этажа смотрела старуха, а из окна верхнего –...
  15. Повесть И. С.Тургенева “Ася” это скорее драма, драма этой самой девушки Аси. Она встречает в своей жизни Н. Н.-молодого человека, который привлекает не только ее, но и который нравится ее...
  16. Иван Сергеевич Тургенев прожил долгую творческую жизнь и оставил нам в наследство самое главное свое богатство – художественные произведения, плоды многолетних размышлений о жизни, о вечных, непреходящих ее ценностях. Одной...
  17. Н. Н. – герой-рассказчик повести. Воплощает черты нового для Тургенева литературного типа, пришедшего на смену “лишним людям”. Прежде всего в “Асе” отсутствует обычный для тургеневских “лишних людей” конфликт с окружающим...
  18. Cюжет романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” заключен в самом его названии. Невольное противостояние старшего и Младшего поколений, обусловленное изменяющимся духом времени, можно рассматривать как в трагическом ключе (Ф....