Какие художники представлены в русском музее. Государственный Русский музей: история создания

Кто любит русскую живопись, наверняка был в Русском музее в Санкт-Петербурге (открыт в 1897 году). Конечно, есть . Но именно в Русском музее хранятся главные шедевры таких художников, как Репин, Брюллов, Айвазовский.

Если мы вспоминаем о Брюллове, то сразу же думаем о его шедевре “Последний день Помпеи”. Если о Репине, то в голове возникает картина “Бурлаки на Волге”. Если вспомним Айвазовского – вспомним и “Девятый вал”.

И это не предел. “Ночь на Днепре” и “Купчиха”. Эти знаковые картины Куинджи и Кустодиева – тоже в Русском музее.

Эти работы вам покажет любой гид. Да и сами вы вряд ли пройдёте мимо них. Так что об этих шедеврах я просто обязана рассказать.

Добавив пару моих любимых, пусть и не самых “раскрученных” (“Ахматову” Альтмана и “Тайную вечерю” Ге).

1. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г. Государственный Русский музей

4 года подготовки. Ещё 1 год непрерывной работы красками и кистями. Несколько обмороков в мастерской. И вот результат – 30 квадратных метров, на которых изображены последние минуты жизни жителей Помпеи (в 19 веке название города было женского рода).

Для Брюллова все было не зря. Думаю, в мире не было такого художника, чья картина, всего лишь одна картина произвела бы такой фурор.

Люди толпами врывались на выставку, чтобы посмотреть шедевр. Брюллова буквально носили на руках. Его окрестили ожившим . А Николай I удостоил художника личной аудиенции.

Что же так поразило современников Брюллова? Да и сейчас не оставит зрителя равнодушным.

Мы видим очень трагичный момент. Через несколько минут все эти люди погибнут. Но нас это не отталкивает. Потому что нас завораживает … Красота.

Красота людей. Красота разрушения. Красота катастрофы.

Посмотрите, насколько все гармонично. Красное расскаленное небо прекрасно сочетается с красным одеянием девушек справа и слева. А как эффектно падают под ударом молнии две статуи. Я уж не говорю про атлетичную фигуру мужчины на вздыбленном коне.

Картина с одной стороны о реальной катастрофе. Позы людей Брюллов срисовывал с погибших в Помпеях. Улица тоже настоящая, ее до сих пор можно увидеть в очищенном от пепла городе.

Но красота персонажей делает произошедшее похожим на древний миф. Как будто красивые боги прогневались на красивых людей. И нам не так печально.

2. Айвазовский. Девятый вал. 1850 г.

Иван Айвазовский. Девятый вал. 221 х 332 см. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

Это самая известная картина Айвазовского. Которую знают даже люди, далёкие от искусства. Чем же она так прославилась?

Людей всегда завораживает борьба человека со стихией. Желательно со счастливым финалом.

Вот этого в картине хоть отбавляй. Остросюжетней некуда. Шестеро выживших отчаянно цепляются за мачту. Рядом накатывает большая волна, девятый вал. За ней следом идёт ещё одна. Людям предстоит долгая и страшная борьба за жизнь.

Но уже рассвет. Пробивающееся сквозь рваные тучи солнце – это надежда на спасение.

Стихия Айвазовского, так же, как и у Брюллова, потрясающе красива. Конечно, морякам не сладко. Но мы не можем не любоваться прозрачными волнами, солнечными бликами и сиреневым небом.

Поэтому эта картина производит такой же эффект, что и предыдущий шедевр. Красота и драма в одном флаконе.

3. Ге. Тайная вечеря. 1863 г.

Николай Ге. Тайная вечеря. 283 х 382 см. 1863 г. Государственный Русский музей. Tanais.info

Два предыдущих шедевра Брюллова и Айвазовского были приняты публикой с восторгом. А вот с шедевром Ге все было сложнее. Не любил ее Достоевский, например. Слишком приземлённой она ему казалась.

Но больше всех были недовольны церковники. Они даже смогли добиться запрета на выпуск репродукций. То есть широкая публика ее не могла увидеть. Аж до 1916 года!

Отчего же такая неоднозначная реакция на картину?

Вспомните, как изображали Тайную вечерю до Ге. Хотя бы . Стол, вдоль которого Христос и 12 апостолов сидят и трапезничают. Иуда среди них.

У Николая Ге все иначе. Иисус возлежит. Что как раз Библии соответствовало. Именно так принимали еду иудеи 2000 лет назад, по-восточному.

Христос уже произнёс своё страшное предсказание, что один из учеников предаст его. Он уже знает, что это будет Иуда. И просит его сделать, что задумал, не откладывая. Иуда уходит.

И как раз в дверях мы словно сталкиваемся с ним. Он накидывает на себя плащ, чтобы уйти в темноту. И в прямом, и переносном смысле. Его лица почти не видно. А его зловещая тень падает на оставшихся.

В отличие от Брюллова и Айвазовского, здесь более сложные эмоции. Иисус глубоко, но смиренно переживает предательство ученика.

Пётр возмущён. У него горячий характер, он вскочил и недоуменно смотрит в след Иуде. Иоанн не может поверить в происходящее. Он, как дитя, который впервые столкнулся с несправедливостью.

А ещё апостолов меньше двенадцати. Видимо, для Ге это не было столь важным уместить всех. Для церкви же это было принципиально. Отсюда и цензурные запреты.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

4. Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873 гг.

Иван Репин. Бурлаки на Волге. 131,5 х 281 см. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей. Wikipedia.org

Илья Репин впервые увидел бурлаков на Ниве. И так был поражён их жалким видом, особенно в контрасте с отдыхающими неподалёку дачниками, что решение писать картину тут же созрело.

Холёных дачников Репин не стал писать. Но контраст все же в картине присутствует. Грязное отрепье бурлаков противопоставлено идиллистическому пейзажу.

Может быть, для 19 века это выглядело не так вызывающе. Но для современного человека такой вид работника кажется удручающим.

Да ещё Репин пароход на заднем плане изобразил. Который мог бы быть использован в качестве буксира, чтобы людей не мучить.

В реальности бурлаки не были настолько обездолены. Их хорошо кормили, после обеда всегда давали поспать. А за сезон они зарабатывали столько, что зимой могли прокормить себя, не работая.

Репин взял для картины сильно вытянутый по горизонтали холст. И удачно выбрал угол зрения. Бурлаки идут к нам навстречу, но при этом не загораживают друг друга. Мы легко можем рассмотреть каждого из них.

И самого главного бурлака с лицом мудреца. И молодого парня, который никак не приноровится к лямке. И предпоследнего грека, который оглядывается на доходягу.

С каждым в упряжке Репин был лично знаком. Вёл с ними долгие беседы про жизнь. Поэтому они и получились такими разными, каждый со своим характером.

5. Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880 г.

Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 105 х 144 см. 1880 г. Государственный Русский музей. Rusmuseum.ru

“Лунная ночь на Днепре” – самая известная работа Куинджи. И не удивительно. Сам художник очень эффектно познакомил ее с публикой.

Он организовал персональную выставку. В выставочном зале было темно. Лишь одна лампа была направлена на единственную картину выставки, “Лунную ночь на Днепре”.

Люди заворожённо смотрели на картину. Яркий зеленоватый свет луны и лунной дорожки гипнотизировал. Видны очертания украинской деревушки. Лишь часть стен, освещённых луной, выступает из темноты. Силуэт мельницы на фоне освещённой реки.

Эффект реалистичности и фантастичности одномоментно.Как же художник добился таких “спецэффектов”?

Помимо мастерства здесь ещё Менделеев руку приложил. Он помогал Куинджи создать состав краски, особенно мерцающей в полумраке.

Казалось бы, удивительное качество у художника. Уметь самому распиарить свою же работу. Но он поступил неожиданно. Почти сразу после этой выставки Куинджи 20 лет провёл затворником. Он продолжал писать, но свои картины никому не показывал.

Картина ещё до выставки была куплена великим князем Константином Константиновичем (внуком Николая I). Он так был привязан к картине, что взял ее в кругосветное путешествие. Соленый влажный воздух способствовал потемнению полотна. Увы, того гипнотического эффекта уже не вернуть.

6. Альтман. Портрет Ахматовой. 1914 г.

Натан Альтман. Портрет Анны Ахматовой. 123 х 103 см. 1914 г. Государственный Русский музей. Rusmuseum.ru

“Ахматова” Альтмана очень яркая и запоминающаяся. Говоря о поэтессе, многие вспомнят именно этот ее портрет. Удивительно, но ей самой он не нравился. Портрет ей казался странным и “горьким”, судя по ее стихам.

На самом деле даже сестра поэтессы признавала, что в те дореволюционные годы Ахматова такой и была. Истинной представительницей модерна.

Молодая, стройная, высокая. Ее угловатой фигуре как нельзя лучше вторят “кустарники” в стиле кубизма. А ярко-синее платье удачно сочетается с острым коленом и выпирающим плечом.

Он сумел передать облик стильной и неординарной женщины. Впрочем он сам был таким.

Альтман не понимал художников, которые могут работать в грязной мастерской и не замечать крошек в своей бороде. Сам он всегда был одет с иголочки. И даже нижнее белье шил себе на заказ по своим же эскизам.

В неординарности ему тоже было сложно отказать. Как-то изловил тараканов в своей квартире, он покрасил их в разные цвета. Одного выкрасил в золотой цвет, назвал его “лауреатом” и отпустил со словами “Вот его тараканиха-то удивится!”

7. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918 г.

Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 120 х 120 см. 1918 г. Государственный Русский музей. Artchive.ru

“Купчиха” Кустодиева – жизнерадостная картина. На ней мы видим добротный, сытый мир купечества. Героиня с кожей светлее неба. Кот с мордочкой, похожей на лицо хозяйки. Пузатый начищенный самовар. Арбуз на богатом блюде.

Что мы могли бы подумать о художнике, который написал такую картину? Что художник знает толк в сытой жизни. Что он любит пышных женщин. И что он явно жизнелюб.

А вот, как было на самом деле.

Если вы обратили внимание, то картина написана в революционные годы. Художник с семьёй жил крайне бедно. Мысли только о хлебе. Тяжёлый быт.

К чему такое изобилие, когда вокруг разруха и голод? Так Кустодиев пытался запечатлеть безвозвратно ушедшую красивую жизнь.

А что насчёт идеала женской красоты? Да, художник говорил, что худые женщины его не вдохновляют на творчество. Тем не менее, в жизни он предпочитал именно таких. Стройной была и его жена.

Кустодиев был жизнелюбивым. Чему поражаешься, так как к моменту написания картины он уже 3 года как был прикован к инвалидному креслу. Диагноз костного туберкулёза ему был поставлен ещё в 1911 году.

Кустодиевская внимательность к деталям очень необычна для времени, когда процветал авангард. Мы видим каждую сушку на столе. Гуляющих у гостиного двора. И молодца, пытающегося удержать коня на скаку. Все это похоже на сказку, небылицу. Которая когда-то была, да закончилась.

Подведем итог:

Хотите увидеть главные шедевра Репина, Куинджи, Брюллова или Айвазовского – Вам в Русский музей.

“Последний день Помпеи” Брюллова – про красоту катастрофы.

“Девятый Вал” Айвазовского – про масштаб стихии.

“Тайная вечеря” Ге – про осознание скорого предательства.

“Бурлаки” Репина – про наемного работника 19 века.

“Лунная ночь на Днепре” – про душу света.

“Портрет Ахматовой” Альтмана – про идеал женщины модерна.

“Купчиха” Кустодиева – про эпоху, которую не вернуть.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях на моем блоге.

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Сдержанное и элегантное здание Михайловского дворца, созданное неистощимым на фантазии Росси, музеем стало не сразу. Изначально дворец был призван стать резиденцией младшего сына Павла I, для чего из казны ежегодно "откладывались" четыреста тысяч рублей. К совершеннолетию царевича набралась приличная сумма, позволившая построить роскошную резиденцию с обширным садом.

Все смертны, даже царские дети. Дворец переходил в руки наследников, потом детей наследников, потом внуков... Внуки уже все были гражданами Германии, что никак не могло понравиться императору Александру III, отличавшемуся сильными патриотическими чувствами. Дворец был куплен в казну.

Тот же Александр III первым озвучил идею о создании музея, в котором будут собраны лучшие образцы русского искусства за тысячу лет. Идея русского музея витала в обществе уже с середины 19-го столетия, поэтому чаяния монарха и народа совпали, а в 1898 году Русский музей был открыт для публики .

Современный Государственный Русский музей предлагает посетителям коллекции отечественной живописи и скульптуры с 12-го до 20-го века. Вся экспозиция расположена на двух этажах Михайловского дворца и корпуса Бенуа, построенного специально для нужд нового музея. Кроме основного здания, Русский музей приглашает посетителей в Строгановский, Мраморный и Инженерный дворцы. Но главные свои сокровища музей хранит в бывшей резиденции царевича Михаила Павловича.

На первом этаже музея расположены:

Экспозиции русского народного искусства (17-21 века), большая коллекция живописи и скульптуры 19 века. Представлена резьба по дереву, керамика, ткачество, художественная роспись. От яркости и разнообразия коллекции голова идет кругом;
- обширная и богатая коллекция живописи и скульптуры русских мастеров 19 века.

Второй этаж музея приглашает осмотреть:

Продолжение экспозиции шедевров 19 века;
- коллекцию русского искусства 18 века.

В двухэтажном корпусе Бенуа, в основном, проходят временные выставки музея, а также располагаются залы, где размещены произведения современных и скульпторов.

Музей располагает великолепным собранием древних икон, среди которых есть произведения Рублева, Ушакова и Дионисия.

Трудно назвать фамилию хотя бы одного известного русского художника, творчество которого не было бы представлено в Русском музее. 15 тысяч экспонатов коллекции живописи музея включают в себя все то лучшее, что было создано русскими мастерами за 800 лет.

Расположен музей недалеко от Невского проспекта, что делает его непременным объектом для посещения многочисленных туристов. Сами петербуржцы, к слову сказать, больше любят бывать именно в русском музее, предпочитая его пышному и огромному .

В музее действует лекторий, программа которого разнообразна и интересна.

Временные выставки музея давно уже снискали себе славу самых посещаемых в городе на Неве. Чаще всего это собрание шедевров из запасников музея, объединенных общей темой или временем создания. Частыми гостями музея становятся лучшие произведения, хранящиеся в других , а также и в частных коллекциях.

Посещение Русского музея стоит недешево: 350 рублей (для жителей России и Беларуси - 250 рублей).

Можно приобрести билет, дающий право на посещение всех филиалов Русского музея, который действителен три дня. Такой билет обойдется в 600 и 400 рублей соответственно. Комплексный билет позволяет несколько сэкономить.

Открыт Русский музей с 10 утра до 6 вечера. В четверг экспозицию можно осмотреть с часа дня до 9 ч. вечера. Выходной день только один - вторник.

Ориентир для тех, кто незнаком с Петербургом - метро "Невский проспект".

Русский музей — самое большое собрание картин и скульптур отечественных авторов. Экспозиция музея расположена в пяти зданиях. Самое главное — Михайловский дворец.

Всего в музее насчитывается примерно 4 миллиона экспонатов, в настоящее время коллекция постоянно пополняется.

В стенах музея ведется большая научно-исследовательская работа, проводятся лекции и семинары, рассчитанные на детей и взрослых.

Можно приобрести абонемент.

Кстати, именно этот музей петербуржцы любят больше всех остальных. Даже больше, чем .

История Русского музея

Государственный Русский музей в стал первым в стране местом, где хранятся произведения величайших российских живописцев и скульпторов.

Главный корпус музея, Михайловский дворец, был построен для младшего сына Павла I, Михаила. Архитектором стал Карл Росси. Уже после смерти великого князя его наследники продали дворец в городскую казну.

В 1895 году в здании дворца учрежден Русский Музей имениимператора Александра III согласно указу Николая II.Так началась славная история Русского музея.

Основой постоянной коллекции стали картины, некогда принадлежавшие Эрмитажу, Академии Художеств и Зимнему дворцу.

Часть картин приобреталась у частных коллекционеров, часть передана меценатами в дар.

Император Николай II жертвовал собственные средства на покупку новых экспонатов. За первые десять лет коллекция выросла почти вдвое.

За годы революции и войны ни один из экспонатов не пострадал. Часть была эвакуирована на Урал, часть — спрятана в подвальных помещениях здания.

В настоящий момент в здании музея ведутся исследовательские работы, Отдел реставрации музейных ценностей считается самым лучшим в России. Сюда привозят предметы искусства со всей страны, чтобы восстановить их былой вид.

Что надо знать о музее

Все картины Государственного Русского музея созданы русскими художниками (или художниками, которые проживали на территории России) — от древних домонгольских икон (конечно же авторства Андрея Рублева, Дионисия и Семена Ушакова) до живописи второй половины XIX века и современного искусства.

В самых крупных залах Михайловского дворца представлены полотнами членов Императорской Академии Художеств, в залах поменьше можно увидеть картины передвижников (знаменитая живопись Репина, Сурикова, Саврасова, Шишкина, Васнецова, Левитана и так далее).

В корпусе Бенуа (пристройка Михайловского дворца) хранится прославленный русский авангардизм. К сожалению, именно на нем и заканчивается композиция русского музея.

Сотрудники музея часто устраивают лектории, встречи с историками и интересными людьми, сотрудничают с лучшими художественными собраниями и курируют работу около 700 музеев по всей России.

Контактная информация

Время работы Русского музея: с 10 до 17, во вторник он не работает.

Если боитесь очередей, то лучше не ходите туда в понедельник. В этот день закрыт Эрмитаж и все туристы идут сюда.

Лучше отложите свой визит на четверг и пятницу.

По словам сотрудников музея, в эти дни меньший поток туристов.

Еще одна маленькая хитрость: со стороны корпуса Бенуа есть еще одни билетные кассы, но о них почему-то мало кто знает. Там очередь значительно меньше. Но экспозицию музея придется смотреть в обратном хронологическом порядке (то есть от авангардистов к древним иконам).

Стоимость билета для взрослых граждан РФ— 250 рублей, для студентов — 150 рублей.

За 600 руб. (льготный — 300) можно купить билет на три дня. В его цену входит посещения всех пяти корпусов.

К сожалению, официальный сайт Русского rusmuseum.ru музея не очень информативен, бронь билетов на нем также отсутствует. Все события из жизни музея можно узнать в одноименной группе «Вконтакте ».

Картины в Русском музее

Казимир Малевич, Автопортрет

Преподобный Сергий Радонежский, Михаил Нестеров

Причина, Viggo Wallenskold

Закусочная, Ральф Гоингс

Богоматерь Умиление злых сердец, Петров-Водкин

Бег, Александр Дейнека


Древнейшая икона в собрании музея. Была написана предположительно в XII веке. Автор её неизвестен, считается, что написали её в Новгороде. Название своё получила из-за того, что каждый волос на изображении был пропитан сусальным золотом. В Русском музее появилась в 1934 году, до того кочевала из Румянцевского музея - в Исторический, оттуда - в Третьяковскую галерею.


Самая известная картина художника Карла Брюллова, с которого, как считается, началась наша национальная школа живописи. Раскопки в Помпеях начали как раз в то время, когда Брюллов находился на учёбе в Италии. Так что многие наброски он рисовал с натуры.

Как потом писал Баратынский, «стал последний день Помпеи для русской кисти первым днём». Огромное эпическое полотно, написанное Брюлловым за три года, стало символом нарождавшейся русской живописной школы. В стране художника в буквальном смысле носили на руках. А саму картину Николай I повесил в Академии художеств, чтобы начинающие живописцы знали, на что ориентироваться.


Иван Айвазовский нарисовал сотни картин с морем, эта - самая знаменитая. Величественная морская стихия, буря, море и на фоне всего этого - беспомощные жертвы кораблекрушения, пытающиеся спастись на корабельной мачте.

Талант Айвазовского до сих пор знаменит во всём мире, его картины нет-нет да и появятся на международных аукционах, а знаменитый английский маринист Тернер, восхищённый нашим художником, написал в честь него хвалебное стихотворение.


Одна из самых знаменитых картин художника Васнецова (наряду с «Алёнушкой» или «Иваном-царевичем»). Своего витязя художник писал несколько раз. Сперва была видна вся надпись - он её убрал. Поначалу рыцарь стоял лицом к зрителю - он его развернул, получилось более монументально. Кроме того, на картине была дорога - Васнецов убрал и её, для большей безысходности.

И по сей день «Витязь» считается одной из лучших российских картин на сказочные сюжеты и каноническим образом нашей живописи второй половины XIX века наряду с полотнами Репина и Сурикова.


«Вот так тебе запорожцы ответили, плюгавому. Не будешь ты даже свиней у христиан пасти. Этим кончаем, поскольку числа не знаем и календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, за это поцелуй в **** нас!» - именно таково было, по легенде, окончание письма запорожских казаков турецкому султану. Текст его дошёл до нас в виде списков (письменных копий) и, как считается, был написан в XVII веке, когда в очередной раз турецкий султан потребовал от казаков перестать нападать на Блистательную Порту и сдаться.

Копию нашёл екатеринославский историк Новицкий, который передал её своему коллеге Яворницкому, а тот, в свою очередь, прочитал своим знакомым, среди которых был и художник Илья Репин. Тот так заинтересовался сюжетом, что вскоре решил написать по его мотивам картину. Сам Яворницкий позировал Репину в качестве модели для писаря. Атамана Сирко художник писал с киевского генерал-губернатора Драгомирова. А толстый смеющийся казак в красном кафтане и белой папахе - это писатель Гиляровский.

Картину потом признавали исторически недостоверной (да и к самому письму было немало претензий), но в итоге её успех на выставках (в том числе и за границей) был настолько огромным, что полотно в итоге купил сам император Александр III для размещения в Русском музее.


Главное монументальное историческое полотно красноярского художника Василия Сурикова, ради которого тот ездил в Швейцарию. Самого полководца художник списал то ли с преподавателя местной гимназии, то ли с отставного казачьего офицера.

Получился госзаказ невзначай: художник нарисовал картину к 100-летию альпийского похода Суворова в 1899 году, в итоге она так понравилась императору Николаю II, что тот её приобрёл для Русского музея.


Одна из ключевых картин в творчестве художника Верещагина, одна из немногих, выставленных в Русском музее (большая часть коллекции хранится в Третьяковской галерее). Художник - как всегда, с немыслимой по тем временам фотографической точностью - создал настоящий сюжет, достойный лучших фоторепортёров нашего времени. Роскошные двери среднеазиатской мечети, а перед ними - бедняки, для которых этот богатый мир закрыт навеки.

Это, кстати, одна из немногих невоенных картин Верещагина: тот прославился прежде всего как баталист, с репортёрским хладнокровием вскрывающий ужасы войны: и в Средней Азии, и на Балканах. Погиб Верещагин тоже на войне: на броненосце «Петропавловск» в Порт-Артуре.


Удивительная стилизация античного сюжета художником эпохи модерна. Валентин Серов, вдохновлённый раскопками на острове Крит (куда, по легенде, Зевс в образе быка и увёз Европу), написал не просто картину, а большое декоративное панно.

В Русском музее хранится одна из шести копий картины. Большой вариант находится в Государственной Третьяковской галерее.


Одна из самых сильных картин, посвящённых Гражданской войне. У Петрова-Водкина смерть лишена всякого пафоса, какой-либо патетики. У умирающего комиссара и держащего его солдата нет выражения боли и гнева на лице: только усталость, безразличие, отсутствие воли к дальнейшему движению, в то время как остальные бойцы бегут под звуки барабанов вперёд в бой.


Александр Дейнека написал эту картину ещё в 1942 году, буквально сразу после падения Севастополя. Ему показали снимки разрушенного города, и Дейнека решил создать большое героическое полотно о тех, кто защищал Севастополь. Получилась немного пафосная, но эмоционально очень сильная картина про отвагу и безнадёжность положения тех, кто решил не сдаваться во что бы то ни стало.

Фото: Павел Каравашкин, annaorion.com, echo.msk.ru, ttweak.livejournal.com, HelloPiter.ru, rusmuseumvrm.ru, kraeved1147.ru

Высочайший указ об учреждении в Михайловском дворце Санкт-Петербурга «Русского музея императора Александра III» был подписан 120 лет назад, 13 апреля 1895 года.

В настоящее время Государственный Русский музей является крупнейшим музеем русского искусства в мире. Его коллекция насчитывает 407,5 так называемых единиц хранения. В преддверии памятной даты сайт вспомнил 10 шедевров живописи, которые увидеть можно в Русском музее.

Архип Куинджи. «Лунная ночь на Днепре». 1880

Берег реки. Линия горизонта бежит вниз. Серебристо-зеленоватый свет луны отражается в воде. «Лунная ночь на Днепре» - одна из самых известных картин Архипа Куинджи.

Магия пейзажа покорила великого князя Константина Константиновича, который приобрел ее за большие деньги прямо из мастерской художника. С любимой картиной князь не захотел расстаться даже во время кругосветного путешествия. В итоге его прихоть чуть не погубила шедевр Куинджи - из-за морского воздуха изменился состав краски, пейзаж стал темнеть. Но, несмотря на это, картина и по сей день обладает магической притягательностью, заставляя зрителей долго вглядываться в нее.

Магия пейзажа покорила великого князя Константина Константиновича. Фото: www.russianlook.com

Карл Брюллов. «Последний день Помпеи». 1830—1833

«Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днём!» - так написал об этой картине поэт Евгений Баратынский. А британский писатель Вальтер Скотт назвал картину «необычной, эпической».

Полотно размером 465,5×651 см выставлялось в Риме и в Париже. В распоряжении Академии художеств она оказалась благодаря Николаю I. Картину в дар ему преподнес известный меценат Анатолий Демидов, и император решил выставить ее в Академии, где она могла бы служить руководством для начинающих живописцев.

Стоит отметить, что Карл Брюллов изобразил себя на фоне разрушающегося города. Автопортрет художника можно увидеть в левом углу картины.

Карл Брюллов изобразил себя на фоне разрушающегося города. Автопортрет художника можно увидеть в левом углу картины. Фото: Commons.wikimedia.org

Илья Репин. «Бурлаки на Волге». 1870-1873

Лето 1870 года, проведенное художником на Волге в 15 верстах от Самары, оказало большое влияние на творчество Ильи Репина. Он начинает работу над полотном, в котором многие потом усмотрели философский смысл, воплощение покорности судьбе и силу простого народа.

Находясь среди бурлаков, Илья Ефимович Репин знакомится с бывшим священником Каниным, с которого он позже создаст много эскизов для картины.

«Что-то в нем было восточное, древнее. А вот глаза, глаза! Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб... А лоб - большой, умный, интеллигентный лоб; это не простак», - говорил о нем мастер.

"Что-то в нем было восточное, древнее. А вот глаза, глаза!" Фото: Commons.wikimedia.org

Илья Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». 1880-1891

«Ты - шайтан турецький, проклятого чорта брат и товарыщ и самого люциперя секретарь!» По легенде так начиналось письмо, которое запорожские казаки написали в 1675 году в ответ на предложение султана Махмуда IV перейти к нему в подчинение. Известный сюжет лег в основу знаменитой картины Ильи Репина.

Известный сюжет лег в основу знаменитой картины Ильи Репина. Фото: Commons.wikimedia.org

Виктор Васнецов. «Витязь на распутье». 1878

Поэтический дух народных преданий мастерски передан в работе Виктора Васнецова. Впервые полотно было представлено на суд зрителей в 1878 в рамках передвижной выставки.

Над картиной художник работал несколько лет. В первых вариантах богатырь был обращен лицом к зрителю, но позже композиция была изменена. В Русском музее хранится более поздняя версия картины - 1882 года. Первая версия 1878 года находится в Серпуховском историко-художественном музее.

Стоит отметить, что сюжет «Витязя на распутье» воспроизведён на надгробии художника, который похоронен на Введенском кладбище.

Над картиной художник работал несколько лет. Фото: Commons.wikimedia.org

Иван Айвазовский. «Девятый вал». 1850

Созданная в 1850 году картина «Девятый вал» была приобретена Николаем I.

Девятый вал, в представлении мореплавателей, является самым сокрушительным. Именно его предстоит пережить героям картины, потерпевшим кораблекрушение.

Созданная в 1850 году картина «Девятый вал» была приобретена Николаем I. Фото: Commons.wikimedia.org

Валентин Серов. Портрет Иды Рубинштейн. 1910

Знаменитая танцовщица и актриса Ида Рубинштейн вдохновляла многих художников: Кееса ван Донгена, Антонио де ла Гандара, Андре Дюнуайе де Сегонзака, Леона Бакста и Валентина Серова.

Русский живописец, которого считают мастером портрета, увидел ее впервые на парижской сцене. В 1910 году он создает ее портрет.

«Монументальность есть в каждом её движении, просто оживший архаический барельеф», - восхищался ее грацией художник.

Знаменитая танцовщица и актриса Ида Рубенштейн вдохновляла многих художников. Фото: Commons.wikimedia.org

Валентин Серов. Похищение Европы. 1910

Идея написать «Похищение Европы» родилась у Валентина Серова во время поездки в Грецию. Посещение Кносского дворца на острове Крит оказало на него большое впечатление. В 1910 году картина, в основу которой легла легенда о похищении Зевсом Европы, дочери финикийского царя Агенора, была закончена.

По некоторым свидетельствам, Серовым было создано шесть вариантов картины.

Идея написать «Похищение Европы» родилась у Валентина Серова во время поездки в Грецию. Фото: Commons.wikimedia.org

Борис Кустодиев. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1922

«Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве», - так написал о художнике в своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец Федор Шаляпин.

Работа над картиной велась в квартире живописца. Комнатка, где Шаляпин позировал Кустодиеву, была так мала, что картину приходилось писать по частям.

Смешной момент работы позже вспоминал сын художника. По его словам, чтобы запечатлеть на холсте любимую собаку Федора Ивановича, пришлось пойти на хитрость: «Чтобы мопс стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее».

Мастерская, где Шаляпин позировал Кустодиеву, была так мала, что картину приходилось писать по частям. Фото: Commons.wikimedia.org

Казимир Малевич. Черный круг. 1923

Одна из самых известных картин основоположника супрематизма - Казимира Малевича - имеет несколько вариантов. Первый из них, созданный в 1915 году, сейчас хранится в частном собрании. Второй - созданный учениками Малевича под его руководством - экспонируется в петербургском Русском музее.

Эксперты отмечают, что «Чёрный круг» для Казимира Малевича был одним их трёх главных модулей новой пластической системы, стилеобразующим потенциалом новой пластической идеи - супрематизма.