Классный час «славна богатырями земля русская! Былинные слова и выражения Что составило основу былинного и сказочного творчества.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Верхняя Елюзань

Внутренний мир человека в произведениях национальной и русской литературы: опыт сопоставительного анализа русской былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» и татарской сказки «Женитьба Нарика» (дастан «Чура-Батыр»)

«Любимцы веков»

Секция литературоведение

Выполнила: Бигишева Мадина Ринатовна,

обучающаяся 7 класса

МБОУ СОШ с. Верхняя Елюзань

Городищенского района

Пензенской области

Руководитель: Ягудина Гюзель Фяттяховна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ с. Верхняя Елюзань

Городищенского района

Пензенской области

2018

У каждого народа – свой герой!

Он всех сильней,

Он всех мудрей на свете.

Плечом к плечу стоят Чура с Ильей – одной земли,

Одной Отчизны дети!

Ренат Харис, татарский поэт

Введение

Сотни лет народные сказки, былины пересказываются из уст в уста и записываются со слов разных рассказчиков. Они со своими сказочными сюжетами и героями покоряют художественностью своих образов, богатством вымысла и неистощимостью фантазии.

В фольклоре имеются схожие между собой сюжеты или сюжеты, тесно пересекающиеся друг с другом. Иногда они заимствуются одним народом у другого, творчески перерабатываются, вносятся новые элементы.

Не стоит этому удивляться, ведь русские и татары живут бок о бок уже не один век и культуры этих народов во многом дополнили друг друга.

В фольклоре черпали вдохновение великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин и великий татарский поэт Габдулла Тукай. И очень жаль, что такой огромный пласт татарской национальной культуры очень слабо представлен в мировой «паутине», то есть в Интернете. Свою работу мы….

Цели работы:

    Сравнение русской былины об Илье Муромце и татарского дастана о Чуре-Батыре, раскрытие тех общих идей, мотивов, сюжетов, образов, которые в них прослеживаются;

    Заинтересовать учащихся чтением былин, потому что к нашему времени былины уже никто не создает и они являются лишь культурным наследием прошлого;

    Воспитывать любовь к родной земле, гордость за национальных героев-богатырей, воспитание верности Родине, бескорыстия и мужество.

Объект исследования:

былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник» и дастан «Женитьба Нарика» в обработке Ю.Ряшина.

Методы исследования:

работа с различными информационными источниками(былинами), анализ и обобщение информации.

Актуальность

Многие и многие поколения читателей и сегодня радуют произведения устного народного творчества. Они будят любознательность, интерес к другим народам, их культуре, сближают людей разных национальностей. Эти небольшие произведения фольклора снова взывают к нашей памяти, к нашей национальной гордости. Они учат нас добру и справедливости, верности и бескорыстию, любви к своему народу, к нашей большой многонациональной Родине. Сегодня нашу землю терзают те, кто думает только о себе и своём благополучии, те, кто забыл о совести, чести, благородстве, любви, те, кто не умеет ценить российский стяг.

И чтобы победить эти хитрое воинство, нужны настоящие богатыри-патриоты, люди, беззаветно любящие свою Родину. Стать такими нас учат славные герои русских и национальных произведений народного творчества.

I . 1 . Более тысячи лет назад никто на Руси не мог сказать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они передавались с обычаями и обрядами от предков. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые народ чтил. Строитель возводил храм – получалась просторная палата, под куполом которой из узких проёмов в стене лился и играл солнечный луч, словно было возведено жилище для сказочных и былинных героев.

Такова была сила поэтического сказания, сила сказочной выдумки. Где тайна этого всевластия? Она в самой тесной и прямой связи со всем укладом жизни человека на Руси. По этой же причине мир и быт крестьянской жизни составил основу былинного и сказочного творчества.

Но вспомним, для чего в основном живут и к чему стремятся сказочные герои.

Они ищут счастье, а счастье, по сказкам, заключается в благополучии, поэтому сказочные герои отправляются на поиски невест и женихов, добывают какие-то волшебные предметы, защищают себя, свой дом, родных и добро от недругов. Не случайно сказка часто заканчивается словами: «Стали жить – поживать и добра наживать».

Слово «былина» явно образовано от слова «быль» и связано с глаголом «быть». В словаре В.И.Даля дается такое его толкование: «что было, случилось, рассказ не вымышленный, а правдивый; старина, иногда вымысел, но сбыточный, несказочный».

Народное же название этих произведений – старина, старинушка, старинка. Именно это слово использовали сказители. В древности старины исполнялись под аккомпанемент гуслей, но со временем эта традиция отошла в прошлое. Нам, современным семиклассникам, непросто погрузиться в мир былин: устаревшие слова, отсутствие рифмы создают определённые трудности при чтении.

Былины – произведения устного народного творчества о богатырях и народных героях. В них воплощены думы и чувства народа, мечтающего о независимости от иноземцев, о счастливой мирной жизни и о труде на благо семьи.

Нам, людям XXI века, важно понять, ради чего народ славил богатырей и пел об их славных делах.

Для сопоставления мы взяли русскую былину «Илья Муромец и Соловей Разбойник» и татарскую сказку «Женитьба Нарика», точнее дастан «Чура-Батыр».

Данные произведения можно сопоставить потому, что их связывает и главный герой – богатырь, и то, что действия былин происходят в реальной местности: подвиги Ильи связаны с Киевской Русью, Муромом, Черниговым, а Чуры – с Кададой, Мокшой, Сурой, Елюзанкой (эти реки так называются и поныне), с Крымом, Казанью. Также упоминаются Самарканд, Бухара (города Узбекистана), Астрахань, Бахчисарай.

Илья Муромец главный богатырь Руси – едет через непроходимые, непроезжие леса ближней, прямой, а не окольной, долгой дорогой. Ему неведом страх перед загородившим проезд Соловьём Разбойником. Прямая дорога была неспокойной – на ней грабили, убивали. Но, очистив дорогу от Соловья Разбойника, Илья сделал дорогу свободной, и его подвиг был высоко оценен современниками. В былине развита мысль о едином сильном государстве, способном нанести порядок внутри страны и отразить нашествие врагов.

Чура-Батыр - тюркский народный герой. Как утверждают искусствоведы, первые сказания о Чуре-Батыре появились ещё около двух тысяч лет назад у протюркских племён Кавказа и Приазовья. Сейчас Чура –Батыр – герой не только татарских сказок, но и сказок чувашей, народа мари и других. По преданию, он был тесно связан с золотоордынским улусом Мохши (теперь село Наровчат Пензенской области), с елюзанскими землями (теперь три татарских села: Нижняя, Средняя и Верхняя Елюзани), где, как понятно из сказки, родился Чура-Батыр, с кададинским холмом и могучим орланом Кагау, свободно реющим над землями татар-мишари.

Али, Рустам – реальные люди, жители села. В предисловии Фатыма-аби (бабушка) рассказывает им одну из многочисленных сказок, сказов, былин и рассказов, которых она знала множество.

Детских книг, тем более сказок, связанных непосредственно с нашими елюзанскими краями, пока не издавалось, и сказки о Чуре-Батыре, сочиненные и обработанные Юрием Тимофеевичем Ряшиным по мотивам народного эпоса, – первый опыт такой работы. «Женитьба Нарика» - это, скорее всего, не сказка, а древний дастан или былина . Дастан (от перс. داستان‎ дастан - «рассказ») - эпическое произведение в фольклоре или литературе Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии. Обычно дастаны являются фольклорной или литературной обработкой героических мифов, легенд и сказочных сюжетов (материал из Википедии). Дастан описывает фантастические и авантюрные ситуации, в нём нередко усложнённый сюжет, несколько гиперболизированы события и идеализированы герои. В дастане дается много конкретного материала о реальной жизни тюркского народа и нравах его жителей. Яркие типажи изображены на страницах сказки. Принадлежат они к разным социальным слоям и сословиям времён Золотой Орды. Есть тут и крымский хан, и купцы, и сборщики налогов. Но симпатии автора –рассказчика обращены к людям простым, бедным, неродовитым. Явное сочувствие и любовь достается главному герою – Чуре-Батыру. Нарик, отец Чуры, - знаменитый гонец в Крымском Ханстве, волею судьбы оказавшийся на берегах Суры и реки Елюзанки.

2. Биографии Ильи Муромца и Чуры-Батыра во многом схожи, но, конечно, есть и отличия.

Илья, крестьянин из села Карачарова, 33 года просидел сиднем: не служили ему ни руки, ни ноги. А однажды пришли к нему калики перехожие(нищие странники), дали напиться ключевой воды - и Илья чудесным образом исцелился и был наделен нечеловеческой, богатырской силою.

Чура был обыкновенным подростком, как и все дети: помогал матери по дому, уважал старших и не говорил им поперек ни единого слова, пас скот, несправедливость к себе переносил молча, несправедливость по отношению к друзьям всегда замечал и вставал на защиту слабого и униженного. Был он красивым, стройным и сильным.

Однажды в жаркий день он увидел старого босоногого дервиша(нищего). Подростки стали смеяться над ним, а Чура угостил его молоком, дал поесть ломоть с медом, яйцо, помог подняться и проводил с уважением. И лишь спустя некоторое время, когда он в одиночку справился с сорока воинами, ощутил в себе силу богатырскую.

Чура-Батыр (в отличие от Ильи, после победы которого оставались на поле боя лежать горы вражеских трупов,)был милосерден. «Он бил саблей вострой воинов-врагов не острием клинка, а только частью его плоско. После каждого удара юноши воины теряли сознание и падали ниц на сырую землю. Раздел их тогда юноша, спеленал руки к телу штанами турецкими, посадил на коней и такими привез к хану». «Чура раскидал пеших воинов хана, пуская в ход только руки богатырские».

Уму-разуму Чуру-Батыра учит Кагау-орлан. Эта могучая птица не просто фон, а непосредственный участник событий. Говоря человеческим языком, он направляет его на верный путь, рассказывая, что ждёт Батыра в будущем и предупреждает об опасности: «Но помни ты, что пошли против тебя не по доброй воле воины ханские, твои соплеменники, и потому их ты не сильно бей, не бей до самой смертушки». «Ты удал и смелее тебя в мире нет никого, нет батыров, которые бы могли с тобою храбростью сравниться. Но пока ты малец, и чтоб кровушка из-под меча твоего не пролилась, голова и сердце должны остудиться».

Чура-Батыр не ослушался Кагау, поэтому «каждым шагом своим он ума прибавлял, размышляя о мире подлунном». «Не тот батыр, кто силён телом, а тот, кто умом могуч и сердцем благороден», - пишет автор, восхищаясь своим героем. Чура (в конце сказки) не унижается ради достижения цели, независим и смел, но не горд и эгоистичен, не стремится заполучить богатство и чин.

Чура-Батыр живет по заповедям Божьим. Автор пишет: «Твои родители чтут слово Аллаха, и воспитали тебя достойным и уважительным к людям джигитом». Для Чуры заповеди стали нравственным законом. Он неуклонно следовал им, шёл по пути, указанному Аллахом, не отступал от него, вопреки всем испытаниям и тяжестям этого пути.

Былинный чудо-богатырь Илья Муромец был православным, все свои славные боевые подвиги совершал с именем Бога на устах. И Илье, и Чуре при жизни сопутствуют чудеса, а победить в битвах помогают высшие силы. Недюжинные силы героев послужили не славе и обогащению, а защите своей страны.

3. Хороший конь был в большом почёте на Руси. Заботливый владелец холил его, знал ему цену. Один из былинных героев, Иван – гостиный сын, бьется о «велик заклад», что на своём трёхлетнем Бурочке-косматочке обскачет всех княжеских жеребцов, а Микулина кобылка обошла княжеского коня вопреки пословице. «Лошадь пашет, конь под седлом». Верный конь предупреждает своего хозяина об опасности – ржёт «во всю голову», бьёт копытами, чтобы разбудить богатыря.

Конь у Чуры-Батыра под стать коням русских богатырей: «Жеребец превратился в вороного коня, ладно скроенного телом, спокойного нравом и с полным отсутствием боязни перед каким-либо другим человеком». «Заржал вдруг Тасмалы-кер ржаньем громче грома гремучего, так что оставшиеся воины в ужасе побежали кто-куда». «Не жалей меня, Чура-Батыр, что такое усталость, не знаю я, если хочешь, вмиг домой доскачу».

Конь Ильи – ему под стать.

«Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холмы стал перемахивать,

Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал».

II . 1. Язык былины и сказки во многом схож. В них мы встречаем и троекратные повторы:

«Целых три дня и три ночи ловили они рыбу снастями разными…»(«Женитьба Нарика»), «Во том гнёздышке да соловьином а случилось быть да и три дочери, ай три дочери его любимых» («Илья Муромец и Соловей Разбойник»).

В обоих произведениях есть постоянные эпитеты : «добрый молодец», «красно солнышко», «ветры буйные», «уста сахарные», «чёрный ворон» («Илья Муромец и Соловей Разбойник»), «травы шелковистые», «яства изысканные», «ручьи гремучие», «солнце блистательное» («Женитьба Нарика»); гиперболы («побежал шагами саженьими» - сажень – 2м.), «раскидал по пути полвойска грозного» («Женитьба Нарика»), Илья один побивает «силушку великую» под Черниговым; его конь перескакивает с горы на гору, «мелки реченьки, озёрки промеж ног» пускает(«Илья Муромец и Соловей Разбойник»); сравнения («Опять день за днем – будто дождь дождит. А неделя за неделей – как трава растёт, а год за годом – как река бежит» («Илья Муромец и Соловей Разбойник»), «впитывал, словно капли дождя, красоту родной природы», «волосы чёрные, как смоль, до лопаток спину как завесой накрыли» («Женитьба Нарика»).

Инверсии, метафоры, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – тоже отличительные черты сказочного и былинного языка.

2. Почему же народ пел о богатырях и об их славных подвигах? Да потому, что в былинах воплощены думы и чувства народа. Богатырь – воплощение идеала мужественного, честного, беззаветно преданного родине человека. Нет ни одной, где богатырь не победил бы врага. А чтобы подчеркнуть силу героя, величие его подвига, сказатели изображают его сражающимся в одиночку. «На привале у пути у Вороны-реки Чура, спешившись, трапезничал, когда догнали его сорок воинов. Пришлось с досадою отложить ему обед и принять бой с противником». «К обеду подошел к площади у караван-сарая, раскидал по пути полвойска грозного: лихо Чура шёл, штабелями противников укладывая» («Женитьба Нарика»).

«А й тут старыя казак да Илья Муромец

Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый,

Во свои берет во белы он во ручушки.

Он тетивочку шелковеньку натягивал,

А он стрелочку каленую накладывал,

Он стрелил в того-то Соловья Разбойника,

Ему выбил право око со косицею,

Он спустил-то Соловья да на сыру землю,

Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,

Он повез его по славну по чисту полю,

Мимо гнездышка повез да соловьиного» (« Илья Муромец и Соловей Разбойник»).

Таким образом, герой русской былины Илья Муромец и герой тюркского фольклора Чура-Батыр (в переводе – «герой») сражаются с врагами своего народа, обладая сверхъестественной силой. Они ищут счастья, а счастье, по сказкам, заключается в благополучии, поэтому они защищают себя, свой дом, родных и добро от недругов. Богатыри, в отличие от сказочных героев, служат Руси-матушке, спасают и защищают её от врагов, каждый из них считает делом чести прийти на службу, чтобы быть полезным Родине. Они не стремятся к славе, а любят родную землю, страдают её болью и хотят избавить от врагов, постепенно разоряющих города и сёла.

Главными чертами характера обоих богатырей являются самоотверженная любовь к своему народу, готовность всегда встать на защиту обиженных, независимость и чувство собственного достоинства.

Главная ценность этих героев-богатырей – родная земля, которая хранит все обычаи и традиции, бережёт «дедовскую славу», учит быть честным, совестливым и благородным. А земля прежде всего держится людьми, их памятью и любовью.

Они оба соответствуют толкованию В.И.Даля в «Словаре живого великорусского языка»: «Богатырь – человек рослый, дородный, дюжий и видный, необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. Сказочные богатыри, великаны, побивающие одним махом десятки врагов и разные чудища».

3. Русского богатыря Илью Муромца можно увидеть в картинах известных русских художников: М.Врубеля, В.Васнецова, К.Васильева, В. Фокеева и других. Каждый из них по-своему представлял этого исполина, но «Богатыри» Васнецова являются классикой, потому что на его картине перед нами настоящий богатырь – крепкий, могучий, уверенный в своей силе, серьёзный, истинный защитник родной земли. Такой не пропустит никакго врага, и мирные жители могут спать спокойно, когда славный богатырь Илья стоит на рубежах Родины. Иллюстрации к сказке Юрия Ряшина нарисовала пензенская художница Анна Шадчнева. Её герой – обыкновенный, реалистический, вызывает положительные эмоции.

Заключение

На дворе – 21 век. Давно ушло время кочевников, их набеги и бесчинства в далёком прошлом. Да и Соловьи-Разбойники остались только в былинах. Но на смену им пришли другие: уже не кочевники, но такие же завоеватели, умные, хитрые, коварные, которые не один десяток лет пытаются «всю Русь в три свиста прибрать» - пусть не пожарами, не битвами, не грабежами, но словом, чужим образом жизни, соблазном, антироссийскими санкциями. И пусть эти ненавистники России хотят разрушить её мощь и силу, оболгать её ратную славу, опустить нас к роли равнодушных наёмников, знаем, что не оскудела земля наша мужеством и отвагой, доблестью и любовью, милосердием и состраданием. Поэтому мы выстоим, выдержим, одолеем зло. И слово литературы – как русской, так и родной, нерусской - несущее добро, предлагающее подумать и о своём месте в жизни, не оставит нас равнодушными.

Имена первой тройки самых знаменитых древних витязей до сих пор у всех на слуху – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Мы вспомнили, чем именно они заслужили свой статус, и какие ещё были русские главные русские богатыри

Откуда есть пошли богатыри?

Впервые русские былины были записаны известными учёными XIX века П. Н. Рыбниковым (четырехтомник с 200 былинными текстами) и А. Ф. Гильфердингом (318 былин). А до этого сказания передавались устно - от дедов к внукам, и, в зависимости от деда - с самыми разными дополнениями и деталями. «Современная наука о богатырях» делит их на две группы: "старшие" и "младшие".

"Старшие" – старше, древнее, относятся к дохристианскому периоду, порой являются существами сверхъестественными, оборотнями с неимоверной силой. «Было ль – не было ль», - это как раз про них. Сказания о них переходили из уст в уста, и многие историки вообще считают их мифами или древними славянскими божествами.

Так называемые "младшие богатыри" имеют уже вполне человеческий образ, они обладают большой, но уже не титанической, не стихийной силой и почти все живут во времена князя Владимира (980-1015 гг.) В исторических летописях сохранилось многое, указывающее на то, что события, перешедшие в былины, действительно имели место. Богатыри стояли на страже Руси и были ее супер-героями.

Главные представители былинного супер-геройства в очередном порядке.

1.Святогор. Богатырь-Гора

Ужасный великан, Старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле. На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно древнее происхождение Святогора. В сказаниях народа древний воин передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.

2.Микула Селянинович. Богатырь-Плуг

Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула берет даже не силой, а выносливостью. Он – первый представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь. Страшная его сила, сопоставление со Святогором указывают на то, что этот образ сложился под влиянием мифов о титанических существах, бывших, вероятно, олицетворением земли или бога-покровителя земледелия. Но сам Микула Селянинович уже представляет не стихию земли, а идею оседлой земледельческой жизни, в которую он вкладывает свою огромную силу.

3.Илья Муромец. Богатырь и человек

Главный защитник русской земли, обладает всеми чертами реального исторического персонажа, однако все его похождения все еще сопоставлены с мифом. Илья сидит сиднем тридцать лет; получает силу от богатыря Святогора, исполняет первую крестьянскую работу, отправляется в Киев, по дороге захватывает в плен Соловья Разбойника, освобождает Чернигов от татар. А далее – Киев, богатырская застава с «братьями крестовыми», бои с Поленицей, Сокольником, Жидовином; нехорошие отношения к Владимиру, нападение татар на Киев, Калин, Идолище; битва с татарами, три «поездочки» Ильи Муромца. Не все моменты одинаково разработаны в литературе: одним походам посвящено сравнительно много исследований, другими же почти никто до сих пор не занимался обстоятельно. Физическую силу богатыря сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, бессеребренность, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. Со временем религиозная сторона начала получать верх в его характеристике, так что, наконец, он стал святым угодником. После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения Илья принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь (ныне Киево-Печерская лавра). Следует отметить, что это весьма традиционный шаг для православного воина - сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные.

Почивающие в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры мощи преподобного Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста. Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии - кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и она была пригвождена к сердцу ударом копья.

4.Добрыня Никитич. Богатырь-Львиное Сердце

Сопоставляется с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть "мягкосердия богатырского". Добрыня имеет прозвание "млад", при огромной физической силе "мухи не обидит", он защитник "вдов и сирот, несчастных жен". Добрыня также "артист в душе: мастер петь и играть на гуслях". Он - представитель высшего русского общества, типа князя-дружинника. Он княжич, богач, получивший высшее образование, стрелец и борец отличный, знает все тонкости этикета, на речах разумен, но он легко увлекается и не очень стоек; в частной жизни он человек тихий и смирный.

5.Алёша Попович. Богатырь - Робин

Тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитичем: он находится в постоянных отношениях с ними. Он как бы «младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой - горделив, спесив, бранчив, задорен и груб. В бою он вёрток, хитёр, дерзок, но, в конце концов, к позднейшему развитию эпоса, Алеша оказывается бабьим пересмешником, злостным наветчиком женской чести и неудачливым ловеласом. Трудно понять, как богатырь пережил такое вырождение, возможно, всему виной природная черта – хвастливость.

6.Михаил Потык - Богатырь Like A Rolling Stone

Сражается с аллегорическим змеем зла, по Библии отражением исконного врага человека, «который принял на себя вид змея, стал враждебно между первым мужем и первой женой, обольстил первую жену и ввёл первых людей в искушение». Михаил Потык - представитель земской служилой силы, он - непосед, возможно имя изначально его имя звучало как Поток, что значило «бродячий, кочевой». Он является идеалом кочевника..

7.Чурила Пленкович - Богатырь заезжий

Помимо старых и новых богатырей существует отдельная группа заезжих удальцов. Суровец Суздалец, Дюк Степанович, Чурила Пленкович – как раз из этой серии. В прозвищах этих богатырей прямое указание на родную местность. Крым в древние времена назывался Сурожем или Сугдаей, поэтому богатырь, происходивший оттуда, назван был Суровцом или Суздальцем. Из Сурожа происходил также и Чурило Пленкович, имя которого «расшифровывается» как Кирилл сын Плёнка, Френка, Франка, то есть итальянского сурожского купца (этим именем Феленк, Ференк турки и татары обозначали в Крыму генуэзцев). Чурила - олицетворение молодости, дерзости и богатства. Слава о нем шла впереди него – знакомство с князем Владимиром обставил следующим образом: навел страху на бояр и дворян, заинтриговал князя своей дерзостью и удалью, пригласил в имение – и… скромно согласился служить князю. Однако стал заложником своей дерзости – полюбил молодую жену старого боярина. Старый боярин вернулся домой – Чуриле голову срубил, а молодая его жена сама грудью на острые вилы бросилась.

В чем тайна всевластия былин? Подготовьте сообщение о былинах, используя высказывание М. Горького об устном народном творчестве и рассказ ученого-фольклориста Владимира Прокопьевича Аникина.

Ответ

Тайна всевластия былин в тесной и прямой связи со всем укладом жизни русского человека, именно поэтому мир и быт русской крестьянской жизни составил основу былинного и сказочного творчества.

Былины (от слова «быль») — произведение устной народной поэзии о русских богатырях и народных героях.

Действие былин происходит в Киеве, на торговых площадях Новгорода и в других русских городах.

Русь и тогда вела оживленную торговлю, поэтому в былинах упоминаются знаменитые торговые пути, певцы воспевали широту земли русской. Но сказители знали и о далеких землях, названия которых упоминали в былинах.
Документальную ценность придает былинам множество черт древнего быта, в них рассказывается об устройстве первых городов.

На Руси в большом почете был хороший конь, поэтому образ коня очень часто встречается в былинах. В былинах также подробно перечисляются и описываются детали одежды, конской упряжи.

Но более всего ценны в былинах думы и чувства народа. Нам, жителям XXI века, важно понять, ради чего народ пел о богатырях и об их славных делах, кто такие богатыри и во имя чего они совершали подвиги?

Илья Муромец совершил много подвигов, в частности, освободил от разбойников одну из дорог. Его подвиги были высоки.

Все богатыри, сражаются с врагами во имя покоя и благополучия Руси, они защищают родную землю.

Но былины изображали не только события героической обороны страны, но и дела и события повседневной жизни: работа на пашне, торговля. Такие былины не просто развлекали: певец учил и наставлял, как жить.

Будничный труд крестьянина в былинах поставлен выше воинского, это выражено в былине о землепашце Микуле и князе Вольге.

Время Древней Руси сказалось и на художественном строе былин, они отличались торжественностью тона, грандиозностью образов, важностью действия.

Былинный стих особенный, он предназначен для передачи живых разговорных интонаций.

В былинах есть зачины, концовки, повторы, преувеличения (гиперболы), постоянные эпитеты. Рифмы в былинах нет, в древности пение былин сопровождалось игрой на гуслях.

В искусстве былины осуществилась связь времен Древней Руси и нашей эпохи.

В чем "тайна всевластия" былин? Подготовьте сообщение о былинах, используя высказывание М. Горького об устном народном творчестве и рассказ ученого-фольклориста Владимира Прокопьевича Аникина.

Ответы:

Тайна всевластия былин в тесной и прямой связи со всем укладом жизни русского человека, именно поэтому мир и быт русской крестьянской жизни составил основу былинного и сказочного творчества. Былины (от слова «быль») - произведение устной народной поэзии о русских богатырях и народных героях. Действие былин происходит в Киеве, на торговых площадях Новгорода и в других русских городах. Русь и тогда вела оживленную торговлю, поэтому в былинах упоминаются знаменитые торговые пути, певцы воспевали широту земли русской. Но сказители знали и о далеких землях, названия которых упоминали в былинах. Документальную ценность придает былинам множество черт древнего быта, в них рассказывается об устройстве первых городов. На Руси в большом почете был хороший конь, поэтому образ коня очень часто встречается в былинах. В былинах также подробно перечисляются и описываются детали одежды, конской упряжи. Но более всего ценны в былинах думы и чувства народа. Нам, жителям XXI века, важно понять, ради чего народ пел о богатырях и об их славных делах, кто такие богатыри и во имя чего они совершали подвиги? Илья Муромец совершил много подвигов, в частности, освободил от разбойников одну из дорог. Его подвиги были высоки. Все богатыри, сражаются с врагами во имя покоя и благополучия Руси, они защищают родную землю. Но былины изображали не только события героической обороны страны, но и дела и события повседневной жизни: работа на пашне, торговля. Такие былины не просто развлекали: певец учил и наставлял, как жить. Будничный труд крестьянина в былинах поставлен выше воинского, это выражено в былине о землепашце Микуле и князе Вольге. Время Древней Руси сказалось и на художественном строе былин, они отличались торжественностью тона, грандиозностью образов, важностью действия. Былинный стих особенный, он предназначен для передачи живых разговорных интонаций. В былинах есть зачины, концовки, повторы, преувеличения (гиперболы), постоянные эпитеты. Рифмы в былинах нет, в древности пение былин сопровождалось игрой на гуслях. В искусстве былины осуществилась связь времен Древней Руси и нашей эпохи.

Былины - произведения устной народной поэзии. В них повествуется о богатырях и народных героях. Действие былин происходит в культурных центрах Древней Руси: в Киеве, Великом Новгороде, Чернигове, Муроме, Ростове, Галиче. Былины сохранили в себе множество достоверных черт древнего быта и жизни. В них рассказывается об устройстве городов, об отношении богатырей к коням, об одежде и оснащении кораблей. Самое важное в былинах - это образы богатырей, которые совершают подвиги во имя защиты родной земли от врагов: Ильи Муромца, Добрыни Никитича; высокая оценка крестьянского труда даётся в былине о землепашце Микуле и о князе Вольге. От поздних песен русского народа былины отличаются грандиозностью образов, важностью действия, торжественностью тона. Пение былин в древности сопровождалось игрой на гуслях. В былинах есть зачины, концовки, повторы, гиперболы, постоянные эпитеты. В былине осуществилась связь времён Древней Руси и нашей эпохи.

Примерные варианты докладов

О силе духовной и силе богатырской «святорусских» былинных героев

Начиная с празднования юбилея - тысячелетия Креще­ния Руси, люди чаще стали обращаться к христианству, что­бы лучше понять историю России и русскую душу. Загля­нуть в глубины духовной жизни наших предков мне помогли былины. Мне захотелось понять, ради чего народ пел о бога­тырях и их славных делах.

Целью работы было выявление влияния православных тра­диций на образ жизни и становление богатырства в эпоху сред­невековой Руси.

Если предположить, что «святорусские» богатыри в были­нах отличались не только физической силой, но и силой духа, то становится понятным, почему они всегда побеждали вра­гов государства и не проиграли ни одной битвы, а также" - почему русскую землю называли Святой Русью: русские люди испокон веков тверды в вере и правде, служении Родине.

В результате этой работы я нашла доказательства, почему богатырей в былинах называют «святорусскими»; выяснила, какими духовными заповедями руководствовались в жизни люди Руси; определила взаимосвязь между силой богатырс­кой и силой духовной; сопоставила образы былинных богаты­рей с их историческими прототипами.

На Руси былинных героев называли «святорусскими бо­гатырями», потому что сражались они за родную землю, чтили православную веру и всегда были готовы вступить в борьбу с иноверцами, которые пытались осквернить Свя­тую Русь. Старшим богатырем был Святогор - «житель Святой горы»4. Некоторые исследователи былин обвиняют его в том, что он не нашел применения своей силе. Духов­ный смысл былины раскрыл митрополит Иоанн: Святогор от старшего поколения богатырей передал младшему - в лице Ильи - силу вместе с обязанностями служения Богу, Церкви и Отечеству (1).

Вокруг князя Владимира собрались богатыри, чье призва­ние было хранить Святую Русь, защищать православную веру и моральный кодекс народа. Православные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович встретились, померялись силой и побратались. Богатыри стали крестовы­ми братьями, т. е. совершили обряд обмена крестами и стали братьями по духу. С тех пор у них одна духовная сила, одна дорога, одна судьба.

Проанализировав былины, я установила, что все богатыри обязательно ходили в храм и укрепляли силу духовную: Илья Муромец «стоял заутреню во Муроме, /ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град»; «Пошел Добрыня к заутре­ни, /Прошел он церкву соборную»; / «Ото сна Алеша пробуж­дается, /Утреней зарею умываетца. /На восток он, Алеша, богу молитца» (2).

Строго соблюдались православные обычаи: при встрече го­ворили: «Гой вы еси», т. е. желали здоровья («гоить» - исце­лять, ухаживать), вошедшего в дом сначала кормили, а потом расспрашивали. Мы читаем в былине: богатыри «поели, попи­ли, пообедали», «они Господу Богу помолилися». Обязатель­ным правилом духовной жизни Руси было получение отцовс­кого благословения на любое новое дело. Так сказал отец Иван Тимофеевич Илье: «Я надобрыя дела тебе благословенне дам, а на худыя дела благословенья нет». Добрыня лишь на третий раз получил у матери благословение, и она наказала ему, как надо себя вести при встрече с врагом. Понятно, что на злое дело никто не попросит благословения у родителей. От родителей богатыри учились нравственным понятиям, правилам и стро­го следовали им. Каждый богатырь понимал: применять"ду­ховную силу надо «надобрые дела», т. е. на мирные отношения с людьми. А «худые дела» - это пролитие невинной крови, избиение беззащитных , ненависть к людям.

Илья - самый сильный («старый») богатырь, потому что всегда предан Родине, несмотря на тяжкие испытания. Он способен к самоотречению: отказался остаться воеводой в Чер­нигове, не поддался уговорам зятьев Соловья-разбойника от­пустить его за хороший выкуп, не согласился жить в освобож­денном им от «Идолища Поганого» Царьграде по просьбе царя Константина, не женился ни на одной из возлюбленных, хотя у него были дети.

После победы над разбойниками Илья стер предупрежда­ющую людей надпись на камне: «Если прямо ехать - убиту быть». Так он восстанавливал покой и порядок в Русской зем­ле (3). С татарским Калин-царем Илья Муромец справился вместе с крестным отцом Самсоном Самойловичем и его бога­тырями. В старину отношения между крестным сыном и кре­стным отцом ценились очень высоко, просьбы о помощи вы­полнялись непременно. Затем Илья победил и Идолище Поганое, потом - Жидовина-царя. Он получил духовную силу от калик перехожих и Святогора для служения Руси и свято выполнял свой долг. Он побеждал всех врагов Руси - такое было у него предназначение. И погибнуть он не мог, т. к. в бою ему «смерть не писана».

Крылатый огненный многоголовый Змей уводил в плен рус­ских людей, совершал набеги на Киев. С ним сражался Добры - ня Никитич и одержал победу. Алеша Попович встретился с Тугариным Змеевичем, который хозяйничал в Киеве и вел себя вызывающе, оскорблял своим поведением окружающих: «Да Богу, собака, не молится, да князю с княгиней он не кланяет­ся, князьям и боярам он челом не бьет». Сидеть за столом меж­ду князем и княгиней - грубое нарушение принятых на Руси обычаев. За княжеским столом Тугарин вел себя непристойно: «А Тугарин Змеевич нечестно хлеба ест, по целой ковриге за щеку мечет - те ковриги монастырские». Мы знаем, что по русской традиции «хлеб - святыня и всему голова». Сразу вид­но, что Тугарин - «чужой», иноземный захватчик. Воспитан­ный в православной среде, богатырь не мог равнодушно смот­реть на оскорбительное поведение Тугарина Змеевича. Алеша с помощью молитвы одолел разъяренного Тугарина (4).

Народ Святой Руси в былинах воспел не только богатыр­скую (воинскую) силу, но и духовную силу («силу Духа»). Проанализировав былины, я поняла следующее. По сравне­нию с богатырской силой духовная сила без необходимости себя не проявляет. Она обнаруживается лишь при реальной опасности. Подвиги богатырей предопределены, и поэтому они их осуществляли. Духовная сила увеличивает богатырс­кую, если воин бьется за правое дело. Богатырская сила мо­жет покинуть воина в наказание за совершенную им ошибку.

Былины дали мне возможность задуматься о том, что есть на свете сила полезная, а есть - губительная: силой можно воспользоваться во благо людям, можно тяготиться ею и даже все разрушить. Духовная и богатырская силы направлены в былинах на то, чтобы герои могли исполнять свой долг - спа­сать людей, устанавливать мир и спокойствие на Руси.

Проанализировав ряд книг о былинах, я поняла, что обра­зы богатырей историчны. Илья Муромец - историческое лицо святой Православной церкви. Доказательства: есть Жи­тие и сохранились мощи преподобного Илии Муромца в Кие - во-Печерской лавре (5). Большая часть ученых считает прото­типом Добрыни Никитича дядю князя Владимира. Сестра Добрыни Малуша служила у княгини Ольги ключницей и родила князю Святославу сына Владимира, которого впослед­ствии назвали Красное Солнышко. В малолетство князя он правил за него в Новгороде, а потом в Киеве. Из летописей можно узнать, что Добрыня и Путята крестили новгородцев: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». Участвовал Доб­рыня и в сватовстве Владимира к дочери полоцкого князя Рог - неды (6). Есть исторические данные и о прототипе Алеши Поповича. В летописях XI в. Алеша Попович упоминается трижды в битвах с печенегами. Из Суздальской летописи из­вестно о храбреце XIII в. Александре Поповиче, погибшем под Калкой. Рассказ о его подвигах в Ростовской земле своим источником имел местные предания, а имя в уменьшитель­ной форме Алекса совпало с именем богатыря (7). Были ли в реальной истории богатыри?, трудно дать однозначный от­вет, но из произведений литературы мы знаем, что они погиб­ли. Мною обнаружено несколько вариантов былин и преда­ний о том, отчего перевелись богатыри на Святой Руси. Я поняла, что герои никогда не умирают просто так: их кончи­на во имя чего-то светлого дает веру и надежду на лучшее. Я не считаю, что богатыри исчезли. Я верю, наш народ силен корнями и традициями предков, он не растерял духовную силу. Даже новый гимн начинается так: «Россия - священ­ная наша держава».

И я задумалась: а нужны ли в наше время богатыри? Былины доказали мне, что да, нужны. И я решила узнать мнение сверстников. Выяснилось, что из 50 юношей «да» ответили 44, а из 50 девушек - 38, причем некоторые спрашивали: «Кто такие богатыри?» Идти в армию собирается только 21 человек. Для своей работы я использовала рассуждения 11-классников по обществознанию на тему: «Я - россиянин, что для меня это значит?», где немало ответов следующего содержания: «Я отдал бы все за Россию и за ее благополучие»; «Я хочу отдать свои силы и знания, для того чтобы Россия стала вновь великой державой».

В ходе работы над текстами меня заинтересовал вопрос о смене богатырских эпох и преемственности идеи служения. Я выяснила, откуда приходит духовная сила. Богатыри полу­чают ее из разных источников: мифический защитник пла­неты Святогор - от Сварога и Семаргла (славянские мифы); защитники Православной веры на Русской земле: Илья Му­ромец - от калик перехожих и от Святогора; Добрыня Ники­тич - от священных православных предметов - «колпака земли греческой», головного убора странников в Византию и монахов, от «плетки шамахинской» - жезла; Алеша Попо­вич - от обращения с молитвой к Спасу и Богородице, чему его научил отец-священник (тексты былин).

Современные герои-защитники Отечества и здорового об­раза жизни - от родителей, от традиций семьи, от учителя, от командира, от чтения духовной литературы, от духовника, от примеров из истории предков (анкетирование на боевом корабле Северного флота).

Прошлое должно служить современности. Задача нашей эпохи - найти истоки высокой нравственности, которые ос­тавили нам предки, желая научить нас быть счастливыми. Сегодня в мире много несправедливости, часто торжествует зло, т. к. недостаточно героев, которые бы шли в бой за правое дело. А ведь в наше время у России тоже врагов немало, поэто­му современным воинам нужен дух богатырский, чтобы выс­тоять и не поддаться на угрозы террористических актов и при­зывы скинхедов. Россия будет жить в мире и спокойствии только тогда, когда у нее будет не только боевая мощь, но и высокая нравственность, патриотизм народа. Сегодня важно осознать, что сохранить настоящую святую Россию можно только на основании православия и что материальные блага людей и благополучие страны будут прочными, если жизнь будет пронизана духовными, чистыми началами.