Мифические истории по повести ночь перед рождеством. Традиции украинского фольклора и народная мифология в повести «Ночь перед Рождеством

05.01.2015 4538 645 Макушева Елена Геннадьевна

Цели: учебная: обобщение и систематизация материала о Н.В. Гоголе и его произведении "Ночь перед Рождеством”; формировать умение давать характеристику литературным героям, проводить самостоятельное исследование текста, развивать у учащихся умение анализировать и обобщать прочитанный текст;

развивающая: развитие речи, формирование артистических навыков, помочь учащимся проникнуть в мир Н.В.Гоголя на примере изучаемой повести; учить навыкам работы в группах, защищать свой мини-проект;

воспитательная: привитие интереса к литературе; создать ситуацию успеха.

Оборудование: иллюстрации к повести, презентация урока в формате Microsoft Power Point 2007, текст повести,

запись на доске: «Ночь перед Рождеством» есть полная картина

домашней жизни народа, его маленьких радостей,

его маленьких горестей, - словом, тут вся поэзия его жизни».

(В.Г.Белинский.)

Ход урока:

1.Оргмомент. Объявление темы, целей и задач урока. Мотивация.

· - Психологический настрой.

2.Слово учителя.

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами продолжим изучение повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Тема нашего урока: Герои повести. Мифические образы и их роль в произведении. Поэтизация верности и бескорыстной любви.

Вы продолжите начатую работу в группах, расскажите о герое, которого выбрали для анализа, т.е. дадите ему характеристику. И, конечно же, мы с вами продолжим наслаждаться удивительным миром гоголевской прозы, миром, в котором чудесным образом переплелись реальность и фантастика. Итогом нашей работы будет экспресс-газета, которую вы выпустите к концу урока.

Вы помните, что в этой книге перед читателем предстал украинский народ, носитель благородных и высоких стремлений, с его прошлым и настоящим, самобытной и колоритной речью, пересыпанной пословицами и поговорками. Не случайно многие критики и писатели восхищались необычайной красочностью стиля Гоголя.

В этом можно убедиться, если погрузиться в текст повести «Ночь перед Рождеством», о которой критик В.Г.Белинский писал: «Ночь перед Рождеством» есть полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, - словом, тут вся поэзия его жизни».

3.Работа над темой урока.

3.1. Беседа.

Что мы знаем о жизни великого русского писателя Н.В.Гоголя?

С какой книгой мы познакомились? - Сколько повестей входит в ее состав?

Что мы узнали о жизни украинского народа? - Какие черты характера присущи украинцам?

Перечислите предметы народного быта.

3.2.Беседа по содержанию первых страниц повести.

– О чём говорится в начале повести? В какую красоту нас окунает писатель?

· (Начинается произведение с описания зимнего пейзажа. Ночь накануне великого христианского праздника – Рождения Иисуса Христа)

– Какие фантастические черты несёт пейзаж?

· (Пейзаж одушевлён: «Глянули звёзды», «Месяц величаво поднялся на небо посвятить добрым людям и всему миру…», «месяц…заглядывал»).

– Кто и почему нарушает эту красоту?

· (Эту тишину, красоту нарушают злые силы – чёрт, ведьма. Они ведут себя наиболее активно, смело, стараются навредить добрым людям, потому что им осталась только одна ночь бродить на белом свете.)

– Вот мы и познакомились с героями повести – это чёрт и ведьма. Посмотрите на доску и запомните, как они выглядят (слайды).

– Что делает ведьма?

· (Ведьма поднимается на своей метле на небо и собирает в свой рукав звёзды).

– Что делает чёрт? (Чёрт крадёт месяц).

v Просмотр презентации

· А кто же является главными героями повести? (Оксана и Вакула)

· Какие они? Давайте найдем в тексте описания черт характера героев.

v Работа с текстом.

3.3.Составление кластеров (работа в группах).

Теперь переходим к следующей части нашего урока. Возьмите листочки и фломастеры, которые лежат перед вами. Составим кластеры на героев повести.

v 3.4.Физкультминутка.

Давайте прервем нашу работу и немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста. Сейчас мы с вами выполним несколько упражнений.

1-ое упражнение – потягивание. Представьте себя в роли черта. Вам нужно собрать как можно больше звезд. Прямо над собой достаем звезду, слева, справа (3 раза)

Следующее упражнение – ходьба на месте. Вы – Чуб и кум, идущие по зимнему хутору в гости к Солохе. Итак, начали…

3 упражнение - дыхательная гимнастика. Подул сильный ветер. Выдыхаем воздух. Ветер стал поднимать снег. Ничего не стало видно. Закрыли глаза. Открыли.

4 упражнение – приседание . Наконец-то вы оказались в доме Солохи. Но постоянно в дверь ее хаты кто-то стучится. Солоха вынуждена прятать вас в мешок. А для этого вам надо присесть. Итак, выполняем 10 приседаний.

3.5.Работа по теории литературы.

Учитель: Ребята! Когда Пушкин прочитал "Вечера на хуторе близ Диканьки”, он сказал: "Что за прелесть эти сказки!”.

v Какие элементы сказки встречаются в повести?

1) Чёрт украл месяц; 2) Вакула летает на чёрте; 3) Царица подарила свои черевики.

v А какие слова использованы в переносном смысле?

– Снег загорелся широким серебряным полем, весь обсыпался хрустальными звездами;

– От мороза горят щёки.

3.6. Народные традиции.

– Какой украинский религиозный праздник описывает Гоголь? Ответ : Рождество.

– О каких обрядах вы узнали? 1. Колядование. (Маскарад). 2. Пост. Голодная кутья.

– Что вы узнали о посте?

Ответ: Можно есть только постную пищу. Нельзя употреблять в пищу мясо, сметану и другую жирную пищу.

– Да, у русского и украинского народов во время поста нельзя есть пищу животного происхождения для того, чтобы очистить организм. А воздержание и молитвы очищают душу.

Учитель: Ребята, мы познакомились с характерными чертами Гоголевских героев, которые характеризуют типические черты украинского народа.

– А какие черты, по-вашему, характерны для нашего народа? это: гостеприимство, уважение всех национальностей и вероисповедания.

Да, ребята, для каждого народа мира есть характерные типичные черты, которые описываются писателями в своих произведениях.

Ребята, эпиграфом сегодняшнего нашего с вами сотрудничества послужит высказывание знаменитого писателя XIX в. В.Г.Белинского "...целая, полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, словом тут вся поэзия его жизни”.

4.Рефлексия.

4.1. Викторина.

Давайте проверим, удалось ли вам погрузиться в текст повести и оказаться наблюдательными читателями.

(Класс разбивается на две группы)

Представители каждой команды по очереди выйдите к доске и снимите по три звезды. На каждой звезде номер вопроса, на которой команде предстоит ответить.

v Итак, первая команда...

1) Как называлось село, в котором жил гоголевский персонаж Вакула? (Диканька)

2) Кем по родству приходилась ведьма Солоха кузнецу Вакуле? (Матерью)

3)кем по профессии был Вакула из повести «Ночь ….»?(Кузнецом)

4) Назовите «транспортное средство» кузнеца Вакулы при полете в Петербург. (Черт)

5) Как зовут отца Оксаны в повести Гоголя «Ночь…»? (Корний Чуб)

6)Должностное лицо, которому кузнец Вакула выкрасил дощатый забор в Полтаве. (Сотник)

7)Предмет домашнего обихода, в котором хранили добро. (Сундук)

8)Что спрятал черт в карман? (Месяц)

9)Человек, вторым заглянувший в гости к Солохе. (Дьяк)

10)За чем отправился Вакула к царице? (За черевичками)

11)Песни, которые распевали в канун Рождества (Колядки)

12)Что означает выражение «строить куры»? (Ухаживать)

-Молодцы!

4.2.Угадай героя .

В.Г.Белинский отмечал: «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат красками действительности. Видишь и слышишь их».

v Поэтому, я думаю, вы легко узнаете героев повести по их описанию.

1)Спереди совершенно немец, сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире… Узенькая мордочка, ноги тонки. (Черт)

2)Сухощавый высокий мужик с обросшею бородою в коротком тулупе. (Кум)

3) Свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой. (Оксана)

4) Была ни хороша, ни дурна собою. Однако же умела причаровать к себе самых степенных казаков (Солоха)

5)Лукавый, с тонкими пальцами, его вторая половина сделала из его толстой косы самую узенькую (Дьяк)

6)Несмотря на небольшой рост в ширину был довольно увесист (Пацюк)

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Сочинение


Волшебная ночь перед Рождеством в одноименной повести Г. Гоголя начинается с фантастического события. Из трубы одного из домов повалил черный дым, и вместе с ним вылетела верхом на метле ведьма. Там, где она пролетала, звезды исчезали одна за другой. В скором времени ведьма набрала их полный рукав. Черт, который также появился в ночном небе, обжигая руки, схватил месяц и спрятал его в карман. И потому сделалось так темно, что ничего уже нельзя было разглядеть. Даже дорогу в кабак тяжело было найти.
Вволю позабавившись на небе и ощутив холод, ведьма проскользнула в трубу дома и превратилась в обычную женщину по имени Солоха. Ее знали в селе за то, что она умела привораживать к себе степенных казаков. Черт вслед за Солохой через печную трубу проник в дом.

Чего только не бывает в праздничную ночь! Это же кузнец Вакула странствует из Диканьки в Петербург верхом на черте, чтобы достать для своей любимой Оксаны черевички самой царицы. Встретившись в столице с запорожцами, парень попадает в царский дворец, и царица дарит ему невыразимо красивые ботинки.

А какой же праздник обходится без шуток и смеха! Смеются парни и девушки, ходят с колядками от дома к дому. Смеется и читатель над казаками, которые в рождественскую ночь решили наведаться к Солохе на огонек. Никто из Солохиных гостей: ни глава, ни дьяк, ни черт, ни Чуб - не хотели, чтобы их там кто-то видел. Поэтому Солоха прячет своих кавалеров в мешки из-под угля. Какой же комический вид они имеют, когда их вызволяют из тех мешков парни и девушки, думая, что там лежат угощения!
Смеется читатель и над пузатым Пацюком, который отдавался праздничной трапезе очень необыкновенным способом. Он сидел на полу по-турецки перед небольшой кадкой, на которой стояла миска с галушками, и хлебал из миски похлебку, хватая время от времени зубами галушки. А вареники сами летели из миски прямо в разинутый рот Пацюка, который лишь жевал и глотал пищу.

В ночь перед Рождеством черт, который хотел посмеяться над людьми, был обманут сам. Вместо того, чтобы навредить Вакуле, которого он ненавидел за малярные способности, нечистый выполняет все желания кузнеца да еще и получает в награду три удара хворостиной по спине.

Повесть Г. Гоголя «Ночь перед Рождеством» входит в первый сборник писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В этих повестях автор описал милую его сердцу Украину, где он родился и вырос. В них фантастично переплелись давние легенды и картины жизни простых украинцев, фантастическое и комическое.

Другие сочинения по этому произведению

Характеристика персонажей в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» Ночь перед Рождеством Характеристика образа Вакула кузнец Соединение реального и сказачного в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рожднством» (2) Что мне понравилось в повести «Ночь перед Рождеством» ЛЮБОВЬ ТВОРИТ ЧУДЕСА (по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством») Образ кузнеца Вакулы (по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством») (1) Сказочное в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» Фантастические и смешные эпизоды в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (План) Изображение народных обычаев в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождством»

Тема: «Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Герои повести. Мифические образы и их роль в произведении».

Цель: Развитие навыков сбора, анализа, синтеза, обобщения, оценивания, навыков

коллаборативной работы, морально-нравственных качеств в процессе

формирования знаний учащихся по героям повести, мифическим образам и их роли

в произведении Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Прогнозируемый результат. Знать основные понятия по изучаемой теме. Уметь

применять полученные знания на практике.

Тип урока: изучающий.

Вид урока: нестандартный.

Оборудование, нагл. пособия: ИКТ, презентация, постеры, маркеры, стикеры, текст

произведения.

Методы: объяснительно-иллюстративный, деятельностный, словесный, поисковый,

информационно-коммуникативный.

Ход урока.

I . Оргмомент.

    Подготовка учащихся к работе на уроке. Создание коллаборативной среды. Разминка. «Какое качество, по вашему мнению, главное в характере человека?»

    Деление на МГ при помощи конфет.

    Вызов: О чем будем говорить на уроке? Слайд № 1

    Постановка темы и целей урока перед учащимися.

Сегодня наш урок, посвящен произведению Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Мы будем говорить с вами о героях повести, об использовании Н. В. Гоголем мифических образов и их роли в произведении.

    Запись числа и темы урока учащимися. Слайд № 2

II . Подготовка к основному этапу урока учащихся. Слайд № 3 (Заставка)

1. Упражнение «Конверты». Группам раздаются вопросы. Каждая из групп задает

остальным свой вопрос. Выслушивает ответы, дополняет. Слайд № 4-9

Что вы знаете о христианском празднике Рождестве Христовом?

Как называется вечер накануне рождества?

Чем занимаются православные в рождественскую ночь?

Какой символ несет в себе звезда, носимая православными во время колядования?

Что такое колядка?

Каким образом связаны между собой христианство и язычество?

Что такое в вашем представлении фантастика?

Что такое в вашем представлении реальность?

Какие существа относятся к низшей мифологии?

Дать определение термину «мифологема.

2. Взаимооценка.

III . Основной этап урока. Слайд № 10

Слово учителя. Назовите героев произведения. Какие из них являются мифологическими существами, а какие – реальными? Слайд № 11

1. Задание по МГ. Отобразить на постере все, что вы знаете о персонаже: Вакуле,

Оксане, Чубе, Черте, Солохе. Анализ образов-персонажей. Слайд № 12

2. Защита постеров учащихся у доски.

3. Взаимооценка.

4. Предварительное задание. Составить небольшое сочинение-рассуждение по

образам героев. «Нравится ли герой и почему?» Защита своих работ учащимися по

5. Взаимооценка.

Каково отношение сельчан к потусторонней силе? Слайд № 13

Почему чёрт именно в эту ночь должен был «выучивать грехам добрых людей»? Кого из образов-персонажей можно назвать главными? Как влияют на судьбу главных героев представителисил зла? Слайд № 14

IV. Закрепление полученных знаний.

    «Кто быстрее?» Слайд № 15

Используя данные иллюстрации, найдите их отображение в тексте.

Можно ли по иллюстрациям и цитатам из текста сделать вывод о внутреннем

перерождении героини.

    Задание по группам. Охарактеризовать двух противоположных героев по стратегии « Даймонд - бриллиант».

1. Вакула

2. Добрый, набожный

3. Работает, любит, путешествует, ненавидит, мешает

4. Злой, коварный

3. Игра « Путешествие по страницам произведения». Слайд № 16-25

Вопросы-ответы

Перечень вопросов:

Как называлось село, в котором жил гоголевский персонаж Вакула?

Кем по родству приходилась ведьма Солоха кузнецу Вакуле?

Назовите «транспортное средство» кузнеца Вакулы при полёте в Петербург.

Как зовут отца Оксаны в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»?

Сколько персонажей повести «Ночь перед Рождеством» оказалось в мешках в доме у

Какая царица в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед рождеством» пожаловала Вакуле

черевички?

Кто и зачем украл месяц?

За что черт мстил кузнецу?

Что ведьма собирала в рукав в ночь перед Рождеством?

Как можно укротить черта?

Куда и зачем отправился Вакула, оседлав черта?

V . Подведение итогов урока.

    Какой вывод можно сделать, проанализировав образы произведения? Слайд № 26

Оксана Красота, Любовь, Вера Вакула

Побеждают зло.

2. Просмотр видеоролика фильма «Ночь перед Рождеством» (1961г). Слайд № 27

3. Просмотрев видеоролик, проанализировав образы героев произведения, какой

можно сделать вывод? «Ночь перед Рождеством» - красивая сказка о любви, где

несмотря на трудности герои обретают счастье. Слайд № 28

Можно ли связать повесть Гоголя с нашей современной жизнью?

4. Слайд № 29. Высказывание Гоголя о своём творчестве.

VI . Рефлексия. «Две звезды, одно пожелание». Слайд № 30 (Заставка)

VII . Домашнее задание. Перечитать эпизоды, рассказывающие о взаимоотношениях

Вакулы и Оксаны. Слайд № 31

VIII . Оценивание.

IX . Напутственное слово. Звезда – это символ счастья, удачи, надежды на лучшее и

пусть каждый, уходя с урока унесёт с собой в душе звёздочку – частичку нашей

любви и веру, что в конечном счете Любовь, Красота и Доброта спасут мир.

Слайд № 32 (Заставка)

Повесть «Ночь перед рождеством» была написана Н. В. Гоголем в 1830 – 1832 годах. Первое издание произведения было опубликовано в 1832 году в типографии А. Плюшара. Повесть входит в известный цикл писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В «Ночи перед Рождеством» Гоголь с юмором изобразил опоэтизированную сельскую жизнь в праздничный день, развернув сюжет вокруг истории любви кузнеца Вакулы и дочери богатого козака Оксаны.

Главные герои

Вакула – кузнец, «силач и детина хоть куда», в свободное время занимался «малеванием», был влюблен в Оксану и летал в Петербург на черте, чтобы достать для нее черевички самой царицы.

Оксана – дочь козака Чуба, возлюбленная Вакулы, ей «не минуло еще и семнадцати лет», «была капризна, как красавица».

Черт – невзлюбил Вакулу за то, что тот нарисовал его в дурном свете, возил кузнеца в Петербург.

Другие персонажи

Чуб – богатый козак, вдовец, отец Оксаны.

Солоха – ведьма, мать Вакулы, «имела от роду не больше сорока лет».

Пузатой Пацюк – знахарь, бывший запорожец, который уже много лет живет в Диканьке.

Голова, дьяк, кум Панас, царица Екатерина.

В Диканьке наступила зимняя, ясная ночь перед Рождеством. Неожиданно из трубы одной из хат вылетела ведьма верхом на метле и, поднявшись к небу, начала собирать в рукав звезды.

С другой стороны на небе появился черт. Он спрятал месяц в карман, и вокруг сразу сделалось темно. Сделал черт это для того, чтобы козак Чуб поленился идти по темноте и остался дома, а потому кузнец Вакула не смог прийти к его дочери Оксане. Так черт хотел отомстить кузнецу, который нарисовал его посрамленным на картине со Страшным судом.

Чуб вместе с Панасом, ожидая «добрую попойку» у дьяка выходят из хаты козака и видят, что на небе пропал месяц, и на улице стало совсем темно. Поколебавшись, они все же решают продолжить путь.

Пока Чуб ушел, оставшаяся одна дома Оксана любовалась собой перед зеркалом. За этим делом и застает девушку пришедший к ней Вакула. Кузнец обращается к Оксане с нежными речами, но она только смеется и издевается над ним. Раздосадованный Вакула решает, что девушка не любит его.

Неожиданно в двери постучали, и кузнец пошел открывать.

Мороз увеличивался, поэтому черт с ведьмой спустились через дымоход к ней в хату. Ведьмой была ни кто иная, как мать Вакулы – Солоха. Она умела так очаровывать мужчин, что к ней ходили многие козаки села, при этом ни один из них не знал о соперниках. Среди всех поклонников Солоха выделяла богатого козака Чуба.

Между тем, когда черт спускался в дымоход, он заметил Чуба и устроил сильную метель, пытаясь таким образом вернуть его домой.

И действительно – ничего не видя из-за метели, Чуб решил вернуться назад и они с кумом разошлись в разные стороны. Дойдя до своей хаты, козак постучал, но, услышав возмущенный крик Вакулы, решил, что это не его дом, и изменил голос. Не распознав в пришедшем Чуба, кузнец поколотил козака. Тогда Чуб, рассудив, что если Вакула здесь, то дома его нет, отправился к Солохе.

Пока черт летал из трубы и обратно, месяц вылетел из висевшей у него на боку «ладунки» и поднялся на небо. «Все осветилось. Метели как небывало» . На улице показались толпы колядующих парубков и девушек с мешками.

Девушки поспешили в дом Чуба. Оксана заметила у одной из девушек новые черевички и загрустила, что ей некому достать красивую обновку. Тогда Вакула сам вызвался достать «такие черевички, какие редкая панночка носит» . Шутя, Оксана сказала, что ей подойдут только те, которые носит сама царица и если кузнец их раздобудет, то она выйдет за него замуж.

К сидевшей с чертом Солохе неожиданно приходит дюжий голова. Пока женщина открывала двери, нечистый спрятался в мешке. Голова успел только выпить чарку водки и сказать, что из-за метели не попал к дьяку, как в двери снова постучали – это был сам дьяк. Солоха спрятала голову во второй мешок. Однако и беседа женщины с дьяком была скоро прервана – к Солохе пришел козак Чуб. Хозяйка спрятала в третий мешок дьяка, а вскоре в этом же мешке оказался и Чуб, который не хотел видеться с пришедшим к матери Вакулой.

Пока Солоха вышла к очередному посетителю, кузнец уносит все три мешка и, опечаленный издевательствами Оксаны, даже не замечает их тяжести.

На улице Вакула встречает колядующих. Оксана, смеясь, снова повторяет свое условие при всех. Расстроенный Вакула бросил мешки на землю и, взяв с собой самый маленький, попрощался со всеми и убежал.

Вакула решает пойти к местному знахарю – Пузатому Пацюку – «он, говорят, знает всех чертей и все сделает, что захочет» . Застав Пацюка за поеданием сначала галушек, а после вареников, которые сами летели в рот к хозяину, Вакула спрашивает у него как найти черта, чтобы попросить у того помощи. На это знахарь ответил ему: «Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами» . Испугавшись летящего ему в рот скоромного вареника, Вакула убегает от Пацюка.

Услышав слова кузнеца, черт тут же выскочил из мешка и предложил заключить контракт, подписав его кровью. Однако Вакула ухватил черта за хвост. Крестя нечистого, кузнец оседлал его и заставил отнести в Петербург к царице.

Оксана замечает оставленные Вакулой мешки и предлагает их забрать. Пока девчата ходили за санками, мешок с Чубом и дьяком уносит к себе вышедший из шинка кум. Во время ссоры Панаса с женой за содержимое мешка, из него вылезли Чуб и дьяк, объяснив, что решили так пошутить.

Девушки отвезли оставшийся мешок к Оксане. В это время вернулся домой Чуб и, обнаружив в мешке смущенного голову, был возмущен хитростью Солохи.

Долетев до Петербурга, черт обернулся конем, а после, по велению Вакулы, уменьшился и спрятался к нему в карман. Кузнец находит знакомых запорожцев, и с помощью нечистого получает согласие идти с ними к царице.

Во дворце запорожцев и Вакулу встретил Потемкин, а затем и сама царица. Когда Екатерина спросила у запорожцев, с какой просьбой они пришли к ней, кузнец тут же упал к ногам царицы, прося для своей жены такие же прекрасные черевички, как у нее. Екатерину развеселило его простодушие, и она приказала принести самые дорогие башмаки с золотом. Расхваливая ножки царицы, кузнец, подталкиваемый запорожцами, отошел назад и черт его мгновенно перенес уже «за шлахбаум» .

По Диканьке в это время уже пошли слухи, что Вакула то ли утонул, то ли повесился. Услышав об этом, Оксана очень расстроилась – ведь он любил ее, а теперь, возможно, навсегда ушел из села или вовсе пропал. Не появился Вакула и после обедни.

Обратно кузнец добрался еще быстрее, и, отвесив черту три удара хворостиной, отпустил его. Зайдя домой, Вакула тут же заснул и проспал до обедни. Проснувшись, кузнец взял с собой башмачки царицы для Оксаны и шапку и пояс для Чуба и отправился к козаку. После согласия отца на сватовство смущенная девушка сказала, что готова выйти замуж за Вакулу «и без черевичков» .

Женившись, кузнец размалевал всю свою хату, а в церкви изобразил черта в аду – «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо» .

Заключение

В повести «Ночь перед Рождеством» Гоголь раскрывает тему народной жизни, изображая ряд типичных сельских персонажей – ловкого и сильного кузнеца Вакулу, красивую и самовлюбленную Оксану, глупого и богатого Чуба, хитрую Солоху и других. Вводя в повествование мифических персонажей (ведьму, черта, знахаря), автор приближает сюжет произведения к сказочному, таким образом переплетая в повести приемы реализма и романтизма.

Краткий пересказ «Ночи перед Рождеством» описывает основной сюжет произведения, но для лучшего понимания повести советуем ознакомиться с ее полным вариантом.

Тест по повести

Вопросы теста охватывают многие важные моменты краткого содержания произведения:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 2870.