Одинаковые ли правила этикета в разных странах. Правила этикета в разных странах мира

Путешествие за рубеж всегда дарит нам новые открытия, новые чувства, а если повезет, то и новых друзей. Всем известно, что завоевать доверие и уважение можно, неукоснительно следуя главному правилу поведения в чужой стране:

Отправляясь в другую страну, необходимо познакомиться с ее традициями и обычаями. Это не только полезно (поскольку поможет вам избежать неловких ситуаций), но и интересно и познавательно. Судите сами.

В Англии, например, огромное значение уделяется формальностям. Они соблюдаются во всем: в переписке, при знакомстве, за столом и т.д. Не следует, например, обращаться к кому-либо по имени, если вы не получили от него специального на то разрешения. Говорить с англичанином о делах после окончания рабочего дня считается дурным тоном. За столом нельзя обращаться к незнакомым людям, если вы им не представлены, а также класть руки на стол. Целовать руку женщинам и обмениваться рукопожатиями с мужчинами не принято.

Во Франции следует помнить, что предметом национальной гордости считается французская кухня. Смело расхваливайте какое-либо блюдо или напиток - это будет только приветствоваться. Оставлять еду на тарелке не принято, а если вам захочется подсолить блюдо по своему вкусу, знайте, что это может быть расценено как неуважение к хозяевам. Наиболее подходящими темами для застольной беседы могут быть спектакли, выставки, книги, туристические достопримечательности города и страны. Если вы, отправляясь в гости, решите преподнести хозяйке дома цветы, помните, что белые цветы и хризантемы во Франции считаются символом скорби.

В Германии особое внимание обратят на вашу пунктуальность. Пунктуальность и строгая регламентация сказываются везде. Немцы имеют привычку расписывать как деловую, так и частную жизнь по дням и по часам. Приглашение в гости является знаком особого уважения. Мужчина может преподнести хозяйке букет, но предварительно его следует развернуть. Приходя в дом, принято также дарить небольшие подарки детям.

В Японии жизнь просто насыщена многообразными церемониями и подчинена строгому протоколу, поэтому необходимо быть предельно вежливым. Когда вы хотите преподнести японцу небольшой подарок, то в знак уважения вручайте его двумя руками. Это особенно важно при встрече с лицом, которое занимает высокое положение. Перед тем, как войти в японский дом, надо снять обувь. Вместо рукопожатия японцы низко кланяются. Здесь не принято сидеть, положив ногу на ногу: это является признаком того, что мысли и высказывания собеседника вас не интересуют. Назначив вам встречу, японец обязательно придет за две минуты до указанного времени.

Обычная форма приветствия в Китае - легкий поклон. Рукопожатия также распространены. После деловой встречи вас наверняка пригласят в ресторан, где уговорят попробовать какое-нибудь экзотическое блюдо. Если вы даже и не готовы к этому, постарайтесь съесть хотя бы маленький кусочек. Одежде в Китае не придают большого значения. Костюм с галстуком обязателен лишь на официальных приемах. Если вы приглашены в китайский дом, то придете чуть пораньше. Избегайте преподносить дорогие подарки. Подарок следует принимать обеими руками.

Для мусульманских стран характерны общие правила этикета, обусловленные религиозными верованиями. Пять раз в день в мусульманских странах работа прерывается для совершения молитвы (намаза). Придя в дом к мусульманину, не удивляйтесь, если он расцелует вас в обе щеки - таков национальный обычай. Более того, вы должны ответить тем же и тоже приветствовать его поцелуем. Помните, что мусульмане не едят свинину и не употребляют алкоголь.

В Пакистане и некоторых других исламских странах едят только правой рукой. Левая считается настолько нечистой, что если ею даже нечаянно коснуться пищи, то хозяин тут же прикажет унести блюдо с едой со стола (на сосуд с водой это не распространяется). При встрече на улице мусульмане ограничиваются рукопожатием.

В арабских странах в гостях нельзя садиться так, чтобы подошвы ваших ботинок были видны хозяину - это считается неприличным. Мужчина не может касаться женщины. Если вы выпьете чашку кофе и отдадите ее хозяину, он тут же нальет в нее еще. И так будет до тех пор, пока вы один не выпьете весь кофе из одного кофейника. Если же вы не хотите больше пить, то покачайте чашечкой из стороны в сторону или переверните ее вверх дном.

Кроме специальных правил поведения, в каждой стране существует свой язык жестов.

В Голландии поворот указательного пальца у виска означает, что кто-то сказал остроумную фразу. Говоря о себе, европеец покажет рукой на грудь, а японец - на нос. Кольцо, образованное большим и указательным пальцами, в США означает, что все идет хорошо, в Японии - деньги, во Франции - ноль, а в Португалии считается неприличным.

Итальянец выражает недоверие, постукивая указательным пальцем по носу. Этот жест в Голландии означает, что говорящий или тот, о ком говорят, находится в состоянии алкогольного опьянения.

уважать хозяев и достойно представлять свою родину.

В арабских странах поднятый кверху большой палец считается проявлением непристойного поведения.

Когда француз или итальянец стучат себя пальцем по голове, это значит, что они считают какую-то идею глупой. Если британец или испанец шлепнет себя ладонью по лбу, этим он покажет окружающим, что доволен собой. Тем же самым жестом немец выразит свое крайнее возмущение по отношению к кому-либо.

Когда француз чем-то восхищен, он соединяет кончики трех пальцев, подносит их к губам и, высоко подняв подбородок, посылает в воздух нежный поцелуй. Если он потирает указательным пальцем основание носа, это означает, что он не доверяет тому, о ком говорят.

Сегодня уже нельзя встретить человека, который при первом знакомстве упадет на одно колено или отвесит поклон до земли. Женщины больше не делают реверансов, мужчины редко целуют руку дамам, никто не разучивает партии вальса или элементы мазурки. С каким удивлением посмотрели бы на нас предки! Ведь для них такой светский этикет был делом обычным и даже обязательным, определял наличие воспитания, хороших манер и культуры. Как и почему со временем менялись нормы и правила поведения в высшем обществе, расскажет эта статья.

Что обозначает понятие «светский этикет»?

Это определение вбирает в себя совокупность хороших манер и регламентирует линии общественно одобряемого поведения. Знание норм современного этикета может помочь человеку расположить к себе окружение, произвести впечатление, закрепить за собой репутацию эрудированного интеллигента и внимательной персоны. Однако добиться подобного мнения о себе - это настоящая наука. С ней имели дело все поколения, жившие ранее, поэтому некоторая совокупность советов к сегодняшнему дню всё-таки выработалась, несмотря на периодические изменения привычек, вкусов, мировоззренческих взглядов. Вне зависимости от времени и эпохи, социальные ожидания по отношению к индивиду оставались в общем и целом неизменны - они всегда включали наличие вежливости, чувство такта и обходительности, умение вести себя за столом, в гостях, в публичном месте, способность начать и поддержать разговор.

Возникновение этикета

Традиционно ассоциируется в сознании большей части населения с Францией, Англией и рядом других европейских стран, например, Германией. Однако родиной зарождения светскости их назвать никак нельзя! Здесь долгое время царило повсеместное невежество, грубость, необразованность, уважение силы и власти. Светский этикет обязан своим происхождением Италии, которая одна, благодаря собственному экономическому могуществу, выделялась, особенно в Раннем Средневековье, на фоне остальных государств. Так, до середины XVI века Англия оставалась варварской страной с кровожадными законами из-за неустанного вовлечения в новые войны. В это время самостоятельные итальянские города-коммуны богатели, занимались развитием искусства и, конечно, в попытках украсить и облагородить собственную жизнь, постепенно вводили в обиход нормы этикета. Германия этого периода, подобно Англии, была вовлечена в не менее кровавую войну, в связи с чем дворянство долгое время оставалось некультурным. Франция аналогичным образом признавала только силу власти, войны и боя.

Это - начало зарождения этикета, более приближенного своими канонами к современности. Конечно, не стоит думать, будто бы до Средневековья никакие нормы этикета в мире не существовали. Они оформились практически сразу после того, как появился человек, а значит, в большей или меньшей степени, сопутствовали людям уже с далекой древности. Ведь поклонение стихиям и локальным богам тоже можно считать определенными правилами поведения. Древняя Греция, например, также внесла определенный вклад в развитие светских норм: к заслугам греков относится создание застольного и делового этикета.

История дальнейшего развития этикета

Светский этикет в своем становлении прошел длинный путь. Постепенно, когда военные действия в Европе начали приобретать более целенаправленный и обдуманный характер, появилось понятие куртуазности. Оно регламентировало правила поведения рыцарей, которые стали выступать одними из главных представителей образованного общества со своей собственной, самобытной, высокой светской культурой. Согласно кодексу чести, рыцарь должен был выбрать для себя Прекрасную Даму сердца, сражаться и побеждать ради неё, уметь слагать стихи и песни в честь возлюбленной, не надеяться на ответ с её стороны и хорошо играть в шахматы. Конечно, предусматривали правила и наличие таких характерных для рыцаря доблестей и навыков, как умение отлично владеть оружием, ездить верхом, способность проявлять смелость, решимость и бесстрашие в нужный момент.

Этикет того времени подарил такие знакомые человечеству сегодня традиции, как пожатие руки при встрече или снятие головного убора. И то, и другое во времена рыцарства подтверждало отсутствие желания убить собеседника и использовалось для выражения добрых намерений и хорошего расположения. Конечно, сегодня человек, машинально пожимающий руку товарищу, может даже и не знать о том, как, оказывается, важен был данный жест в мире средневековой Европы!

Следующий этап, которым характеризуется история этикета, - это период Ренессанса (Возрождения). Достижения технического прогресса, науки и искусства привели к усилению контактов между странами, вследствие чего нормы этикета сделали огромный шаг вперёд, стали тождественны образованности и элегантности человека. Все большее распространение получали такие правила, как мытье рук перед едой, использование столовых приборов и умение в них разбираться, соблюдение выдержанного стиля в одежде, отсутствие излишней напыщенности и щегольства.

В дальнейшем понятие этикета непрерывно изменялось, наполняясь если не новым, то качественно иным содержанием от эпохи к эпохе. Отбиралось только всё самое лучшее и необходимое, то, что действительно могло проявить человека как самостоятельную единицу и охарактеризовать его в аспекте знания правил культуры. Сегодня этот процесс все ещё не завершён - основы этикеты не статичны, они находятся в непрерывном изменении и развитии. С появлением новых сфер появляются и новые правила поведения.

А что было с этикетом в России?

Первоначальное бытование светского этикета на территории современной России может быть сравнимо с ситуацией, имеющей место быть в начинающих своё становление государствах средневековой Европы. Четко сформулированных норм и правил как таковых не было вплоть до конца XVII - начала XVIII века, то есть до тех пор, пока на престол не взошёл просветитель и реформатор Пётр I. До него универсальной настольной книгой любого русского человека был «Домострой», в котором были прописаны фундаментальные основы семейной жизни и ведения хозяйства, согласно которым мужчина был безраздельным главой в доме, мог поколотить жену, а также самостоятельно устанавливал, по каким обычаям и традициям они будут жить. Петр усмотрел в этом пережиток прошлого, неподходящий для прогрессивного государства, а потому позаимствовал у европейцев множество книг, обучающих светскому этикету.

Современные и те, что знакомы человеку из истории

Сегодня человечеству, помимо куртуазного, ушедшего в прошлое, этикета, знакомы также следующие его типы:

  • Придворный - культура и этикет, которые были необходимы к соблюдению при дворе монархов. Это - строго регламентируемые и обязательные для исполнения нормы. За их несоблюдение (например, несовершение поклона перед королевской фигурой) вполне можно было отправиться на плаху. Этот вид этикета применяется и сегодня в государствах с монархической формой правления.
  • Дипломатический - это правила светского этикета, которые регулируют поведение дипломатов и процесс их взаимодействия друг с другом во время встречи, на переговорах, на приеме и т. д. Данный вид этикета также сложился давно, но сохраняет свое существование и до сегодняшнего дня.
  • Воинский этикет - регулируется наличием определенного устава и выработанных в течение времени традиций, которые определяют поведения всех членов, задействованных внутри военной системы. Сюда относятся манеры и нормы поведения как в служебных, так и во внеслужебных сферах деятельности, в межличностных контактах, при совершении приветствий и обращений, которые имеют ритуальную направленность и в других сферах жизни не употребляются.
  • Профессиональный - вид этикета, который приобрел наибольшее развитие в течение XX и XXI веков за счет активного увеличения числа профессий, связанных с началом эпохи научно-технического прогресса. Самые разные слои населения со всех континентов начали всё более активно вовлекаться в профессиональную деятельность, что в результате привело к существенному расширению функционала этикета данного типа.
  • С профессиональным соседствует и который регламентирует нормы общения официальных лиц друг с другом при исполнении своих прямых должностных обязанностей.
  • Общегражданский (также называемый поведенческим или непосредственно светским) - представляет собой наиболее широкое понятие этикета, т. к. объединяет в себе общий свод норм, правил, условностей и традиций, к использованию которых люди прибегают при общении друг с другом. Общегражданский этикет, таким образом, является самым универсальным из всех остальных видов.
  • Речевой - это вид этикета, который устанавливает речевые культурные нормы, предполагающие знание стилистических и грамматических основ языка, а также умение просто, ясно и доходчиво излагать свои мысли и доносить их до окружающих. Данный тип является обязательной составляющей, входящей во все вышеперечисленные виды этикета, так как именно умения грамотно писать и хорошо говорить являются базовыми основами любого этикета вообще.

Теперь пришло время рассмотреть разницу между понятиями «этика и этикет». Их легко можно спутать, в то время как каждое из них обладает определённым, отличным от другого слова, значением.

Этика и этикет: различия и сходства

Если то, что представляет собой этикет, уже выяснено выше, пришло время определить, что же несёт в себе термин «этика». Это понятие представляет собой исследование нравственности и морали с точки зрения философии, то есть к правилам общественного поведения имеет, как видно, весьма далекое отношение. Отличия этих понятий могут быть наглядно продемонстрированы на конкретных примерах, например:

  • "Любовь к Господу и ближнему" - это предложение, раскрывающее принцип этики.
  • "Не убий, не укради, не пожелай" - это фраза, которая определяет уже принцип этикета (с точки зрения христианской морали).

И та и другая категории призваны наставить человека на истинный путь, научить его совершать хорошие поступки, привить светлый, добрый взгляд на мир. В этом заключается основное сходство терминов «этика» и «этикет». Первый определяет то, что должно быть достигнуто, а второй - то, посредством чего и как это можно осуществить.

Светский этикет сегодня: как себя вести?

Теперь пришло время более подробно разобраться в том, что подразумевает под собой этикет, то есть перейти уже непосредственно к практическому руководству к действию.

Современный светский этикет предусматривает:

  • Формы приветствия и обращения к другому;
  • Правила поведения во время принятия пищи;
  • Нормы поведения в определённых кругах общества;
  • которые также представляют собой отдельное искусство со своими тонкостями и нюансами (светская беседа);
  • Учтивость в обращении к женщинам;
  • Уважение и почтительность к старшим по возрасту и положению.

Как же добиться того, чтобы оставить о себе исключительно положительное впечатление в обществе, зарекомендовать себя как образованного и культурного человека?

Инструменты этикета

Правила светского поведения, которые складываются из единства эстетической (внешней) и морально-этической (внутренней) составляющих, предлагают каждому человеку арсенал определённых вспомогательных инструментов для достижения поставленной цели - добиться признания в обществе. Сюда относятся:


Занимаясь воспитанием, взращиванием в себе этих качеств, можно быть уверенным: рано или поздно признание в обществе всё же придёт.

Можно ли этикету научиться?

Конечно! В настоящее время каждому желающему подтянуть собственные навыки в умении обходиться с окружающими людьми может быть предложен на выбор любой мастер-класс по светскому этикету. Знатоки обучают своих подопечных умению правильно вести себя за столом, разбираться в многообразии столовых приборов, грамотно проводить дискуссии на глубокие, философские темы с оппонентом так, чтобы никого не оскорбить, организовывать и проводить приёмы, выходить в публичные места и многое другое. Разумеется, неотъемлемой частью курса является раздел «светская беседа», который поможет неуверенным в собственных силах людям начать говорить красиво, изысканно и без ненужных излишеств.

Подведение итогов

Итак, теперь становится понятно, что в светском этикете нет ничего страшного. Основы этикета, по сути, в той или иной степени знает каждый человек, нужно только решить для себя - требуется ли большее развитие уже существующих навыков или того, что есть, вполне достаточно. После этого необходимо или как следует взять себя в руки и постигнуть азы светскости не выходя из дома, или записаться на специальный курс, которые сегодня представлены в огромном множестве. Главное - это мотивация, а там и до высшего света недалеко!

Этикет в России национальные особенности если и имеет, то слишком слабые, большинство историков свидетельствует об их отсутствии. Сначала Петр I сделал все для того, чтобы «вырвать с корнем» традиции боярства, считая их устаревшими и пропахшими нафталином. Затем революционеры приложили массу усилий, чтобы уничтожить дворянские традиции как пережиток прошлого.

Этикет в Российской империи и в жизни современного общества

Если в странах Европы правила и нормы поведения развивались естественным путем – из глубины веков, то на земле наших предков – исключительно революционными наскоками.

Основоположником истории российского этикета с большой натяжкой можно считать Петра I, который в начале XVIII века решил искоренить существующие на Руси правила «замшелого» боярского домостроя и ввести новые стандарты поведения, принятые в Европе, это был вполне ощутимый революционный (и чудовищный для большинства) переворот в миропорядке. Но ведь совершенно очевидно, что в одночасье невозможно изжить многовековые традиции, поэтому понятия домостроя в виде осколков, нюансов и представлений «правильно – неправильно» оставались в обществе и при Петре Великом, а некоторые дошли и до наших дней.

Последующие 200 лет традиции и нормы этикета в Российской империи имели возможность развиваться эволюционно – выкристаллизовывались постепенно и логично, сближаясь все больше с общими европейскими стандартами. Чему причиной и общий курс развития России как европейской страны, и бесчисленные браки царствующих особ с принцами и принцессами стран Европы, которые привносили в культуру и традиции поведения российской аристократии то, чему были обучены сами.

Однако в начале XX века случился новый революционный переворот – большевистский. И вновь - попытка искоренить старые особенности российского этикета и ввести новые, выдуманные практически на ходу! Так наше общество потеряло основные морально-этические ориентиры. Представления «что – хорошо, что – плохо» в период революции и Гражданской войны смешались и подчас были диаметрально противоположны для разных социальных слоев.

И вот почти уже 100 лет в России сосуществуют господа, граждане и товарищи – сообщества, в которых правила приличий весьма различаются. Этикет в жизни современного российского общества отличает сложный микс: в базе – остатки европейских традиций, однако для большинства сограждан привычными стали и наслоения советского периода – иногда нелепые и глупые. А то, что принято большинством, обычно и считают нормой.

По сути, этикет – это квинтэссенция психологии общения, собранная поколениями как наиболее эффективная система взаимодействия между людьми. Данная система изменяется во времени и в силу новых обстоятельств – технического прогресса, эмансипации, глобализации, демократизации и пр.

Правила социального этикета в России

Если же обратиться к «официальной» формулировке понятия «этикет» – правила и нормы поведения, принятые в каком-либо обществе, – то можно сказать однозначно: в России он имеет в фундаменте европейские традиции. Общие правила этикета в России следующие:

  • Мы носим европейский костюм, а не -кафтаны с кокошниками-картузами.
  • Мы приветствуем друг друга рукопожатием, а не тремся носами при встрече, как эскимосы.
  • Социальный этикет в России диктует начинать любой контакт с обмена взглядами – по-другому общение не выйдет приятным, тогда как в арабских странах считается неприличным смотреть пристально и прямо в глаза собеседнику.
  • У нас воспитанный мужчина встает, когда в комнату входит женщина, и помогает ей, например, снять верхнюю одежду или устроиться в удобном кресле, а на Востоке все это покажется странным.
  • В России «нормальным» считается неспешный разговор со средним уровнем эмоций, который, однако, может показаться излишне экспрессивным бедуинам пустыни и абсолютно невыразительным - жителям стран Южной Америки.
  • Мы обычно принимаем пищу сидя на стуле и за высоким столом, пользуемся приборами, принятыми в европейской цивилизации, и лишь в качестве экзотики можем выпить пиалу с чаем, сидя на ковре, или взять в руки палочки в китайском ресторане.

Но вот что интересно: из-за последнего революционного слома традиций – отмены многих большевистских правил – общество ощутило пустоту, которая постепенно заполняется. Зачастую - представлениями бедных людей о богатой жизни!

И сегодня главная особенность этикета в России заключается в том, что это в определенном смысле «мутант-перевертыш» вне логики и психологического наполнения, потребуются усилия и время, чтобы поставить его с головы на ноги.

Именно по этой причине нам – вроде бы, кажется, жителям страны с европейским укладом – для уверенного поведения и проявления воспитанности совершенно необходимо обучаться нормам и правилам общеевропейского этикета. Или, как минимум, «сверить часы» – свои представления и навыки с действующими европейскими традициями.

Материал подготовлен редакцией сайта сайт

Будем очень признательны,если оставите свою оценку

Древнекитайский мудрец Конфуций говорил, что все добродетели имеют своим источником этикет. Предыстория этикета, формирование в социуме норм приличий, манер поведения в обществе заключены в традициях и обычаях этноса, своеобразии культурноисторического развития народа. Культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта. Поэтому осмысление традиций этикета, их изучение и преемственное использование в жизни людей третьего тысячелетия позволят избежать распространения нигилизма и радикализма в обществе.

Традиция - это передача в течение длительного времени - от поколения к поколению - таких элементов социального и культурного наследия, как общественные установки, нормы поведения, ценности, обычаи, обряды, ритуалы. Традиции являются тем механизмом, с помощью которого общество, коллективы вносят свои ценности и нормы в сознание людей. Они стабилизируют общество, жизнь отдельного коллектива . Например, традициями как европейских, так и восточных народов предусмотрено получение женихом приданого невесты. Приданое, читаем в словаре В.И. Даля, - «богатство невесты, что за нею идет по наследству, или в дар от родных; женино имущество» . Оно выставлялось на всеобщее обозрение с тем, чтобы любой мог увидеть ценности, которые получали жених и невеста после свадьбы. В русском языке поныне сохранились пословицы: «Верь приданому после свадьбы», «Приданое - в сундуке, а дурак - на руке». Для перевозки приданого снаряжали поезд, т.е. ряд повозок, следующих одна за другой. Чтобы подчеркнуть богатство приданого невесты, более или менее тяжелые вещи раскладывались на несколько повозок. Поезд двигался по самым многолюдным улицам, останавливаясь на перекрестках. Во время переноса приданого собравшиеся гости, родня жениха и невесты с вещами в руках отплясывали на улице, невзирая даже на дурную погоду. Когда стихала музыка, пели веселые песни . Эта традиция жива до сих пор. Например, в день свадьбы требуют выкуп за невесту (символическая плата за выдачу приданого невесты), брачный картеж с шумом проезжает по оживленным местам.

Нарушение сложившихся традиций воспринимается как святотатство, кощунство. Исследователь древнерусской культуры Б.А. Успенский вводит даже специальный термин «анти-поведение» . На наш взгляд, его примером могут служить события в Москве в начале XVII столетия. Представители польской шляхты (дворянство) прибыли в столицу на свадьбу русского царя Лжедмитрия I (1605-1606) и дочери польского магната Марины Мнишек (умерла в 1614г.). Ненависть москвичей к гостям из Речи Посполитой стала следствием неуважительного отношения польской стороны к русским традициям. В православных храмах они вели себя без всякого почтения: входили туда в шляпах и при оружии, облокачивались на гробницы с мощами чудотворцев. В ходе свадебного обряда грубо нарушались сложившиеся на Руси обычаи. Наевшись и напившись, шляхтичи пустились в пляс. В России для солидных людей считалось зазорным и неприличным скакать и выделывать коленца. Танцы были уделом скоморохов. Советская поэтесса Н. Кончаловская в книге «Наша древняя столица» так образно выразила это поругание национальных традиций:

Пляшут под музыку польские паны,

Русским красавицам стыдно глядеть.

Сроду такой не видали стыдобы:

Женскому полу плясать во хмелю.

Не приходилось и слыхивать, чтобы Девки, горланя, прошли по Кремлю.

Шляется шляхта по древней столице,

Озорничает средь ясного дня -

В древнем соборе сидят на гробнице,

Шпорами нагло о плиты звеня.

Нарушен был и религиозный этикет: супругой русского царя могла быть только православная, а Марина Мнишек придерживалась обрядов Римской церкви. Женитьба на католичке и ее коронация стали последней каплей в чаше терпения москвичей: вспыхнуло народное восстание, в ходе которого Лжедмитрий I был убит.

Обычай - стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для его членов. По сей день мы машем уезжающим рукой. Таков обычай прощания, пожелания доброго пути. В его основе языческие представления наших предков, поклонявшихся стихиям огня, воды, воздуха и т.д. Этим способом «навивался» попутный ветер, помогающий уходящему благополучно добраться до дома. До наших дней дожил еще один обычай: женщина должна идти справа от мужчины. Он уходит корнями в далекое прошлое, когда слева мужчины носили шпагу или саблю, и при нападении возникала необходимость быстро вытащить ее из ножен.

Обряд - воплощение бытовых, религиозных и иных обычаев в различных ситуациях. Издавна традиционный русский свадебный обряд состоял из двух, в определенной мере противопоставленных друг другу частей: с одной стороны - официальной, юридической, церковной (венчания), с другой - семейной (веселого загула, т.е. собственно свадьбы). Причем главной, окончательно скрепляющей семейный союз, в народе считалась вторая часть, семейная. Если по какой-то причине свадьба откладывалась (хотя и венчание уже состоялось), молодые находились врозь до собственно свадебной церемонии. В наши дни, также как и раньше, «свадебная часть» бракосочетания длится гораздо дольше (иногда несколько дней!), чем «официальная», регистрирующая часть (в отделении ЗАГСа и в храме).

Ритуал - разновидность обряда, упорядоченная система и последовательность действий, произнесения речей, церемониал. Ритуалы в разных культурах имеют свои особенности. Например, в европейских придворных кругах велась борьба за малейшие привилегии участвовать в ритуале, поскольку такое участие подтверждало аристократические преимущества перед другими, менее знатными дворянами. Одним дамам разрешалось сидеть возле короля, другие вынуждены были стоять. Существовал этикет, который предписывал одним сидеть в креслах или на табуретках, в креслах с той или иной спинкой; одни имели преимущество идти впереди иностранных принцев, другие - позади. Были и такие, которым дозволялось держать свечу при раздевании короля, хотя покои при этом ярко освещались . В русской культуре исторически сложилась следующая символика цвета в одеянии православных священнослужителей: золотые (желтые) одеяния или белые - богослужение в честь Христа

Спасителя, пророков, апостолов, при совершении таинств (треб) и отпевании; голубой и белый - для праздников в честь Пресвятой Богородицы; красный - в день памяти мучеников и т.д. Даже во времена СССР, когда велась атеистическая пропаганда, в некоторых русских семьях так или иначе отмечался главный православный праздник - Пасха. Советские люди, даже и не соблюдавшие церковный пост, крайне редко ходившие в храмы (или вовсе туда не ходившие), красили яйца, пекли куличи, обращались друг к другу в близком кругу в Светлое воскресение с традиционным для этого дня приветствием: «Христос воскресе!».

Традиции, обычаи, обряды, ритуалы воплощают моральную сущность общества. «Нравственность является идеологическим отражением общих жизненных интересов эпохи» - писал немецкий ученый Эдуард Фукс (1870-1940) . В конце XX - начале XXI в. все чаще раздавались голоса о «падении нравов», «всеобщей безнравственности», отсутствии у современных людей понятий о нормах приличия и т.д. В связи с этим считаем уместным совершить небольшой исторический экскурс в глубь веков, подробнее остановившись на картине нравов Европы в эпоху Возрождения.

В XVI-XVII вв. произошел величайший переворот в системе духовных ценностей. Средневековый аскетизм сменился стремлением к полноте жизни, радости земных наслаждений. Сформировался европейский индивидуализм с новым типом личности. Речь идет об уверенном в себе, предприимчивом, энергичном, полном планов и надежд, не лишенном эгоизма, даже подчас хищничества, властном, волевом человеке. Его интересуют исключительно земные проблемы, в личности ценятся высокая работоспособность, инициативность, умение все уметь, все знать, все мочь, побольше успеть и т.д.

Человек эпохи Ренессанса, в отличие от средневекового аскета, обладал пышущим здоровьем, крепким телосложением. В книге «Физиология человека» (XVI в., Франция) физические данные мужчины описываются так: «Мужчины от природы имеют крупный стан, широкие лица, немного загнутые брови, большие глаза, четырехугольный подбородок, толстые жилистые шеи, крепкие плечи и ребра, широкую грудь, впалый живот, костистые и выступающие бедра, жилистые крепкие ляжки и руки, твердые колени, крепкие голени, выступающие икры, стройные ноги» и т.д. В женщине любили пышные формы. Дама, корсаж (часть женского платья, покрывающая бюст) которой предвещает роскошную грудь, ценится превыше всего. Таковы женщины с чувственных полотен фламандского художника Питера Пауля Рубенса (1570-1640). Современник объясняет, почему для мужчин крупные женщины предпочтительнее субтильных: «Гораздо приятнее управлять высоким и красивым конем, и последний доставляет всаднику гораздо больше удовольствия, чем маленькая кляча».

Чувственность, переходящая в сладострастие, воспринимается как естественное проявление человеческой натуры. «Законы природы важнее всего. Природа ничто не создала даром и снабдила нас благородными органами не только для того, чтобы мы ими пренебрегали, а для того, чтобы мы ими пользовались», - говорят герои романа «Декамерон» итальянского писателя Джованни Бокаччо (1313-1375). «Брак с сильным и хорошо сложенным мужчиной» - основа физического здоровья женщины.

Впервые в Европе нормы этикета становятся востребованными широкими слоями населения: дворянством, купечеством, городскими жителями. Хорошие манеры были необходимы кавалеру, чтобы очаровать даму. Из Франции в европейские языки, а в XVIII в. и в русский, приходят понятия «куртуазия» и «элеганция». Куртуазия - придворный этикет, вежливость, учтивость; элеганция - вежливость, внешний лоск, светскость в эпоху Возрождения . Отсюда и прилагательное элегантный - красивый, изящный. В век Ренессанса формируются представления о придворном этикете. В их основе эталоны и правила поведения в данном обществе. Мужчина воспринимался социумом в качестве хозяина дома, отца семейства. В гостиной комнате его кресло находилось на возвышении, а гости располагались в порядке, соответствующем их статусу.

Зачастую ту или иную эпоху, ее великих деятелей мы воспринимаем, представляя этикетные особенности данного общества. Вот начало стихотворения В. Набокова «Шекспир»:

Среди вельмож времен Елизаветы и ты блистал, чтил пышные заветы, и круг брыжей, атласным серебром обтянутая ляжка, клин бородки - все было, как у всех...

Брыжи - воротник на груди в виде оборок. Его носили современники У. Шекспира, философа Ф. Бэкона. Именно такое одеяние мужчин той эпохи запечатлено на полотнах великих художников. Например, «Портрет мужчины в брыжах и с эспаньолкой» Рембрандта.

Прием пищи монарха обставлялся чрезвычайно пышно. Ниже приведено описание современником ритуала обедов и ужинов английской королевы Елизаветы I (1558-1603). Сначала двое джентльменов вносят в покои монарха символы королевской власти - жезл и покров. Они три раза преклоняют колени, расстилают на столе скатерть и уходят. Затем два других джентльмена приносят соль, блюдо и хлеб. Преклонив колени, они также удаляются. Далее две знатные дамы приносят нож для дегустации. Приседают в реверансе (почтительный поклон с приседанием) и остаются в комнате до конца трапезы. Телохранители королевы вносят двадцать четыре блюда в золотой посуде, и одна из знатных дам отрезает кусочек от кушанья, дает его попробовать телохранителю, чтобы обезопасить первое лицо в государстве от отравления. Затем и сама Елизавета I приступает к трапезе. Не съеденные ею блюда достаются фрейлинам .

Конечно, не стоит утрировать. Элегантность в одежде придворных находилась в противоречии с тем, что мы бы сейчас назвали «цивилизованным поведением». На королевских приемах во Франции не хватало ночных горшков, с которыми бегали лакеи (отправление естественных надобностей в присутствии других до начала XIX столетия в Европе не считалось чем-то неприличным и вписывалось в существующие нравы). В Версале, Фонтенбло, Лувре придворные «орошают занавеси, мочатся в камины, на стены, с балконов». Поэтому двор так часто меняет место своего пребывания: королевские резиденции после испражнений гостей чистят и моют

Что делать, если вас пригласили на обед в другой стране? В некоторых странах они весьма странные…

Для начала необходимо узнать правила этикета в разных странах мира. Иначе можно не только попасть в неловкую ситуацию, но и навеки испортить отношения с хозяином дома.

Почему в Казахстане не наливают полную чашку чая, в Китае нельзя резать лапшу, а в Эфиопии неприлично просить отдельную тарелку?

Франция: спокойствие, только спокойствие

Само слово «этикет» французского происхождения. И это не случайно. Правилам поведения за столом, как и самой трапезе, здесь принято уделять особое внимание. Дурным вкусом во Франции считается спешка за столом. Даже если вы очень голодны, есть стоит медленно. Кстати, это полезно не только для имиджа, но и для пищеварения. К тому же не стоит набрасываться на хлеб, который приносят перед основным блюдом. Есть его по кусочку в ожидании горячего считается здесь дурным тоном.

Англия: круг общения

Англичане большое внимание уделяют не только правилам приема пищи, но и общению за столом. Например, верхом неприличия считается повышать голос во время разговора, хвастаться своими достижениями, а главное - вести беседу только с одним гостем. Тема разговора - общая для всего стола, и в беседе принимают участие все собравшиеся. неприличным считается также и перебивать собеседника - особенно гостя или главу семьи.

Китай: размер имеет значение

Сейчас длинные спагетти ассоциируются у нас в первую очередь с Италией. В то же время, по одной из версий, лапша появилась в Европе благодаря путешественнику Марко Поло. Именно он привез ее в 1292 году с собой из Китая. В самой Поднебесной лапшу едят уже тысячелетия. Первые упоминания о ней содержатся в документах, которым более 2000 лет. С тех пор в Китае настоящий культ лапши. Она олицетворяет собой здоровье и долголетие. Именно поэтому застольный этикет предписывает ни в коем случае лапшу не разрезать. Считается, что так человек укорачивает себе жизнь.

Казахстан: стакан наполовину пуст

В Казахстане гостю никогда не наливают полную чашку чая. Не стоит требовать добавки - это считается невежливым. Наполненная до краев чашка означает, что хозяин хочет быстрее выпроводить вас из своего дома. Чем меньше порция чая, которую наливают гостю, - тем больше уважения. К тому же пьют чай в Казахстане обычно из пиалы, а ее просто неудобно держать в руках, если наполнить до краев.

Таиланд: мойте руки после еды

Если в Таиланде сервировали стол ложкой и вилкой, это еще не значит, что вам предоставили выбор, чем есть. Особенно внимательно нужно относиться к блюдам из отварного риса. Вилка здесь используется только для того, чтобы положить рис на ложку. Правда, некоторые блюда из северных и северо-восточных регионов страны нужно есть только руками. В них рис имеет клейкую консистенцию, а следовательно, его сложнее брать вилкой. Расслабиться можно, лишь если вам подали блюдо без риса. Такую пищу едят вилкой. Кстати, палочками в Таиланде рис не едят. Это считается самым злостным нарушением этикета.

Чили: руки прочь!

В Чили в отношении рук все наоборот. За столом совершенно ничего нельзя есть руками. Только столовыми приборами. Даже картошку фри. Тем более стоит забыть про известное нам правило «птицу едят руками». В Чили на вас посмотрят как на варвара. Здесь, кстати, самые строгие правила этикета среди всех латиноамериканских стран.

Япония: как много в этом звуке

Не удивляйтесь, если увидите, как японцы громко чавкают, когда едят лапшу и супы. Таким образом они демонстрируют свое уважение повару. Чем громче чавканье, тем лучше удалось блюдо. Кстати, суп можно пить прямо из миски, даже не используя ложку.

Эфиопия: в лепешку

В Эфиопии неприлично просить себе отдельную тарелку. Все гости и хозяева едят из одного большого блюда. Таковы традиции гостеприимства. Пищу в Эфиопии кладут на плоскую лепешку, которую называют «ынджера». В добавок ынджеры кладут на край тарелки для того, чтобы брать с их помощью пищу. Таким образом лепешка выполняет еще и роль вилки. Кстати, брать еду принято маленькими порциями, чтобы не уронить лишнее в общую тарелку.

Адыгея: стой, кто идет

Адыги с большим уважением относятся к пище, поэтому считается непочтительным поворачиваться спиной к накрытому столу. По этой же причине все собравшиеся не могут вместе выйти из-за стола. Хотя бы один человек должен остаться сидеть, пока не вернутся остальные. Обычно остается самый старший. К тому же в Адыгее не принято отказываться от приглашения отобедать. Это может быть воспринято хозяином как оскорбление.

Ненецкий автономный округ: все пропел

Какое русское застолье проходит без песни? Обычно после того, как гости поедят и выпьют, начинают петь. Но не везде. Например, у ненцев петь и свистеть за столом категорически запрещено. Это считается верхом неприличия. Если кто-то вдруг запоет за столом, ненцы вспомнят примету «все пропоешь, все просвистишь».

http://www.moya-planeta.ru/travel/