Правила чтения русской народной сказки. Роль сказок для детей в их интеллектуальном развитии

Очень важным является методика работы над выразительностью речи, в которой ребенок сможет правильно, четко, ясно определить последовательность и правильность в работе.

Рекомендации по выразительному чтению малых фольклорных жанров

Предназначение колыбельной песни - успокоить, ребенка, протянуть ниточку любви, связывающую мать и дитя. Колыбельная исполняется негромко, нежно, слегка монотонно, однообразно, но в голосе должна слышится доброта. Интонация должна быть успокаивающей, убаюкивающей.

Главная цель потешки - поиграть с ребенком, развеселить его, распотешить, весело научить его говорить, весело дать нравственный урок. Это веселая народная школа. Потешка задает «сценарий» игры. Главное в этой игре - жесты, движение. Жесты управляются словами: топни, вырывай… Эти слова надо выделять. Потешки может состоять из нескольких частей. « Закон повтора» - повтор слов, повтор одинакового построения предложений. Потешка должна звучать весело.

Главная задача прибаутки (побасенки) - высмеять плохую черту характера или показать остроумие героя. Ее форма - диалог и монолог. Исполнителю надо передать живую, разговорную речь, характер героя. Используется прием драматизации. Следует подчеркнуть юмор ситуации. Побасенка читается весело, лукаво.

Предназначение небылицы - весело учить ребенка различать действительность и фантазию, развивать воображение. При чтение необходимо подчеркнуть слова, обозначающие небывалое действие. Выделить стихотворный ритм. Рифму, игру слов. Небылицы читаются весело, с юмором.

Загадка учит сообразительности. При чтении необходимо выделить слова, обозначающие признаки, подчеркнуть сравнение. Читать ритмично, подчеркнуть рифму. В интонации надо передать скрытый в подтексте вопрос, даже если загадка повествовательного характера.

Цель скороговорки - научить детей чисто говорить, преодолевать трудности в произношении слов родного языка. Скороговорка читается весело, быстро, на одном дыхании, без пауз. Ритм четкий. Критерии оценки скороговорителей: трудность выбранного текста, чистота и скорость говорения, художественна выразительность.

Считалка исполняется скандировано, с подчеркиванием ритма счета, весело. Надо подчеркнуть слова, указывающие на выбор: «тебе водить», «выйди вон» и другие.

Выразительное чтение малых фольклорных жанров чрезвычайно важно для стимулирования познавательного отношения ребенка к миру. Ребенку постоянно приходится систематизировать явление действительности.

Правила выразительного чтения сказок

Сказки являются одной из любимых произведений детей. Педагогу очень важно знать правила выразительного чтения сказок, для того чтобы заинтересовать детей:

Сказка должна читается в простой, задушевной, разговорной манере, чуть напевно, чтобы ребенок мог уловить ее суть.

Присказка читается живо, заинтересованно, шутливо, чтобы заинтересовать слушателя, вызвать эмоциональные чувства, чувства радости.

Тон таинственности соблюдается в зачине и тех местах, где есть чудесные действия, события, превращения. Голос звучит приглушенно, с паузами перед эпизодами, в которых говорится о необычайных приключениях героев. Положительный герой требует теплого, дружеского отношения, ласковой, одобрительной интонации. Голос звучит сочувственно, если главный герой страдает, обижен. Отрицательному персонажу соответствуют сухие, неприязненные интонации, передающие осуждение, недовольство, возмущение.

Шутливой интонацией выделяются комические ситуации в сказках (лукавство, ирония в голосе).

После окончания чтения - длинная пауза, чтобы дети могли осознать и подготовиться к ее обсуждению.

В сказках для детей кроется особое очарование, открываются какие - то тайники миропонимания. Они находятся в сказочном повествовании самостоятельно. Это развивает мышление ребенка. Герои сказок становятся для детей их идеалом, они стремятся подражать им. Сказки очень важны для становления чтения детей.

Правила, которые сделают чтение вслух увлекательным:

1. Показывайте ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отдавая давно надоевшую повинность. Ребенок это чувствует и утратит интерес к чтению.

2. Демонстрируйте уважение к книге. Ребенок должен знать, что это не игрушка. Приучите детей аккуратно обращаться с книгой. Рассматривать ее желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перелистывать страницы.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком.

Взрослый должен стоять или сидеть лицом к детям так, чтобы они могли наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

Таким образом, ребенок-слушатель чувствует, что повествование обращено к нему, а вам видно, какие чувства вызывает у него ваше чтение. Можно заметить, какое место в сказке или рассказе больше всего интересует ребенка, соответственно, это позволит полнее реализовать терапевтическую и компенсаторную функцию художественного произведения.

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Все это чарует ребенка, он наслаждается напевностью повествования, ритмом стиха. Роль чтеца или рассказчика при организации домашнего чтения трудно переоценить. Именно от него зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. Взрослый должен тонко чувствовать, в каком ритме читать, когда уменьшать или увеличивать драматизм ситуации.

В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя». Слово «слушать» означает не только физический слух, но и способность чувствовать, ощущать самые разнообразные «внутренние звуки»: от легкости, приятного тепла, до покалывания, чувства тяжести, неприятных ощущений.

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста, стараясь голосом передать характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивать». Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

6. Сокращайте текст, если он слишком затянут, так как ребенок все равно перестает воспринимать услышанное. Кратко перескажите окончание. Однако при пересказе важно не только передать замысел и сюжет, но и сохранить стиль произведения. В процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшиеся паузы. Если вы читаете сказку на ночь, следите, чтобы у истории был счастливый конец.


7. Читайте сказки всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть, для взрослых это и скучновато, но для него – нет.

8. Читайте вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте семейное чтение и тогда, когда ребенок научится читать.

9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» ребенка, позвольте ему самому выбирать книги.

10. С самого раннего детства необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребенком в книжный магазин, библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно. Отведите дома уголок для ремонта книг. Найдите время и помогите отреставрировать книги.

11. Читайте вслух или пересказывайте ребенку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде чем прочитать ему незнакомую для вас книгу, попробуйте прочитать ее сами, чтобы направить внимание ребенка в нужное русло.

12. Привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое, не отрывайте от чтения или рассматривания. Как этого достичь? Все атрибуты читаемых текстов, любую наглядность, музыкальное сопровождение можно варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять.

13. Обыгрывайте впечатления, полученные детьми при слушании сказки: дайте им возможность действовать и выразить свои эмоции и чувства, свое отношение к прослушанному.

Для этого можно предложить игру-беседу с куклами-персонажами. Они позволяют отнестись к персонажам уже со своей позиции, вызывающей у ребенка сочувствие к положительным персонажам и возмущение поступками отрицательных.

Чем интенсивнее эмоциональное воздействие сказки, тем интереснее и разнообразнее детские рисунки. Опыт показывает, что иногда, прослушав сказку, дети не знают, что рисовать: они сидят в раздумье перед чистым листом бумаги, вертят в руках карандаш и т.д. Дело в том, что обилие впечатлений мешает им сосредоточиться. В этом случае не стоит торопить ребенка и уж тем более ругать его. Посидев какое-то время, он все равно приступит к работе и нарисует то, что в наибольшей степени произвело на него впечатление, задело его эмоциональную сферу. Поэтому детские рисунки, выполненные после прослушивания сказки, содержат много информации. Внимательно всматриваясь в них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средства выразительности и т.д., можно узнать, каким представляют себе дети тот или иной сказочный персонаж, кто из героев сказки вызвал у них наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех, почему и т.д.

Домашние задания к научно-популярной книге :

1. Чтение взрослыми детям о животных, которые упоминаются в сказке.

2. Рисование детьми любого понравившегося животного.

Содержание:

Сказка является вымыслом, порождением фантазии ее автора. Однако, как поется в песенке к известному мультфильму: «Не бойся сказки, бойся лжи…». Вымышленные герои проживают удивительные истории, сталкиваются с опасностями, трудностями, преодолевают препятствия и получают бесценный опыт. А вместе с ними косвенно получают опыт и наши дети. То, что сказка имеет воспитательное значение, заметил еще Александр Сергеевич Пушкин. Он считал, что любое, даже самое лучшее образование неполноценно без знания сказок. Основательница сказкотерапии Зинкевич-Евстигнеева применяет сказку для лечения расстройств у детей и взрослых.

«С какого возраста нужно начинать чтение сказок своим деткам?» — вопрос, волнующий всех родителей. Некоторые считают, что это целесообразно делать лишь тогда, когда ребенок начинает понимать смысл прочитанного текста и прислушивается к содержанию. Однако опыт показывает, что это происходит только в 3-4 года. А до этого малыш проявляет неусидчивость, отвлекается, не обнаруживает интерес к чтению.

Другая точка зрения – что малышу нужно читать еще с рождения. Понимает он или нет, реагирует или нет, чтение во время бодрствования приводит к раннему развитию речевых навыков, памяти, интеллекта в целом. Кроме того, слушая сказки, ребенок слышит чистое родное слово, что влияет на его культурное воспитание. Восприятие интонаций также положительно сказывается на формировании его эмоциональной сферы.

Есть еще один подход, но он не всеми мамами взят на вооружение, а зря. Плод на 11-й неделе своего развития внутри утробы начинает различать звуки и реагировать на них. Поэтому уже с этого времени его можно звать по имени, читать ему сказки, петь песенки. Такой опыт положительно отразится на ваших отношениях с малышом, а звук вашего голоса будет для него самым желанным!



Все ли сказки можно читать новорожденному малышу? Однозначно, нет. Льюис Кэрролл или Астрид Линдгрен с их Алисой или Пеппи будут слишком сложны и не интересны карапузикам. Для них больше подойдут коротенькие сказки («Репка», «Колобок») или в стихотворной форме (цикл Агнии Барто). Иллюстрации к прочитанному отрывку важны для понимания его смысла.

Сказки на ночь для детей могут стать своеобразным ритуалом отхода ко сну. Особую актуальность они приобретут в то время, когда нужно будет отучать ребенка от груди. Лучше, если вы будете заучивать слова или пересказывать книжки наизусть. Это способствует большему контакту между вами и ребенком и более выраженному интересу с его стороны. Благо, что дети очень любят слушать один и тот же рассказ много дней подряд, поэтому вам не нужно будет запоминать весь арсенал детской хрестоматии дошкольника.

До 2 лет сказки должны быть простыми, доступными, с использованием животных персонажей. Хорошо ими воспринимаются и русские народные сказки, благодаря своей плавной, текучей, успокаивающей речи. Интонационно спокойно читаются и аудиосказки для детей, которые можно включать малышу перед сном. Музыкальное сопровождение таких записей делает их более яркими для восприятия ребенка, что способствует развитию его фантазии. Аудиосказки могут увлечь и отвлечь кроху, когда мама не в состоянии уделить ему внимание (готовит обед, отошла в соседнюю комнату, приводит себя в порядок). Однако они не смогут заменить совсем того общения, которое обеспечивает самостоятельный рассказ ребенку.



Для того чтобы сказки выполняли свою роль, необходимо придерживаться простых правил, облегчающих восприятие прочитанного. Возможно, вам придется где-то себя перевоспитать, делая то, что не делали раньше. Возможно, придется быть более внимательными к содержанию текстов и к своему ребенку. Но у вас должно быть четкое понимание, что и для чего вы делаете.

С некоторыми правилами вы уже знакомы: учет возраста и интонационная насыщенность. На некоторых детских книжках указан рекомендованный возраст для чтения, но вы должны всегда перед покупкой бегло просматривать картинки и содержание. Когда будете читать малышу, показывайте ему картинки, жестикулируйте, подражайте голосам персонажей. Помните, что крохе сейчас важен не смысл прочитанного текста, а его эмоциональное восприятие. Чтение с выражением поможет ребенку сориентироваться в вашем отношении к героям сказки, а также позднее выработать свое собственное отношение.

При чтении необходимо учитывать следующие моменты:

  • Время суток. Днем желательно читать сказки с ярким, захватывающим сюжетом, а вечером – спокойные, умиротворяющие.
  • Концовка. Выбирайте сюжеты с хорошим, добрым концом. Детская психика легкоранима, лишние переживания и стрессы ей не нужны. Сказки, показывающие активную борьбу добра со злом, воспитывают в маленьком человечке веру в победу над всем плохим.
  • Чтение с желанием. Если вы относитесь к чтению, как к ежедневной тяжкой обязанности, то лучше оставьте его. А еще лучше — приобретите сборник аудиосказок. Помните, мультфильмы никогда не заменят той роли, которую играет сказка в жизни вашего ребенка!

Когда малыш подрастет и начнет понимать смысл прочитанных текстов, с ним можно будет проводить воспитательные беседы, спрашивать, чему нас учит та или иная сказка. Не забывайте и о тактильном контакте: ребенок с удовольствием посидит у вас на руках, ощутит мягкие поглаживания по голове. Сказка может стать для вас отличным объединяющим моментом. А когда кроха заговорит, наградой вам будет просьба: «Мам, почитай мне…».

Психологи не перестают утверждать, чтение сказок положительно влияет на развитие ребенка. Сказка на ночь – это внимание и любовь родителей, которые трудно переоценить. Это поучительная история, которая закладывает в подсознание мораль. Это развитие фантазии, помогающее крохе в будущем. Сейчас можно читать сказки онлайн с планшета или телефона, удобных приложений. Можно рассказывать малышу истории из красочных книг или включать аудиосказки. Но какой способ даст больше пользы ребенку?

Читаем сказки правильно

Психологи уверяют, что если родители будут начитывать книгу без выражения, не вкладывая в текст свою любовь, эффект от этого будет не так хорош. Важно не просто озвучивать предложения, написанные на страницах или мониторе планшета. Стоит проживать историю вместе с героем. Своим голосом вы можете помочь ребенку пережить удивление, радость, разочарование.

Читайте выразительно, делайте паузы, озвучивайте диалоги с разной интонацией.

Уделяйте на чтение достаточное время. Ребенок ныряет в сказочный мир, не оставляйте его там одного. Но и не перегружайте кроху большим количеством информации. Три сказки на ночь малышу будет тяжело «переварить».

Ребенку до трех лет читают сказки не более десяти минут. Ребенку постарше от 15 до 30 минут.

Не обязательно читать сказку перед сном. Вы можете делать это днем, если ребенок находится не в активном состоянии и из него не плещет энергия. Важно, чтобы малыш хорошо воспринимал информацию, не было слишком уставшим. Взять с собой планшет можно в поликлинику, метро, в парк или поезд. Вместо игр на телефоне, вы можете закачать приложение и знакомить малыша с прекрасным.

Читайте сказку в любое удобное время и в любом удобном месте.

Психологи советуют превратить ритуал чтения на одно из самых любимых занятий ребенка. Для этого родителям нужно постараться. Выбирать сказки следует по возрасту, они должны быть интересными, яркими. Читать их стоит, вкладывая любовь. Тогда же данный ритуал можно использовать в воспитательных целях, если ребенок провинился. Специалисты настоятельно рекомендуют не наказывать малыша криками, унижениями, стоянием в углу. Вместо этого следует коротко побеседовать с ребенком, описать свои чувства, попросить не повторять больше плохое поведение. Как наказание, можно перестать читать сказки с картинками в течение недели.

Сказки могут стать помощником в воспитании ребенка.

Выбирайте правильно книги для ребенка. Истории должны быть интересными и поучительными. Следите за реакцией малыша. Обязательно обговорите после прочтение то, что ваше чадо поняло из прочитанного. Обговорите поведение, представьте себя на месте героев, спросите, как бы на их месте поступил ребенок.

Добрых ночей вам и вашему ребенку!

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!

1. Педагогическая ценность чтения сказок.

2. Классификация сказок, их жанровое своеобразие.

3. Специфика изучения сказок в начальных классах.

Детская литература – это то, что создано мастерами слова специально для детей.

Литература для детского чтения – т.е. произведения, которые читаются детьми.

В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.

Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.

Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Теперь признана их безусловная ценность, но еще в 20-е годы нашего столетия некоторые педагоги и литературные критики отрицали за сказками право быть помещенными в детских книгах. Фантастический вымысел отождествлялся с суеверием и религией. Суждения о вреде сказки сочетались с общим отрицанием значения культурного наследия, нужного для эстетического воспитания детей в социалистическом обществе.

Нигилизм и вульгаризация в педагогической науке были осуждены советской общественностью. Еще в 1934 г. С. Я. Маршак говорил: «Возьмем... сказку. У многих наших обывателей есть представление, будто бы сказку убила революция. Я думаю, это ложное представление».

Вся практика советской педагогической науки, практика работы детских издательств доказала высокую ценность и важность включения народных сказок в детские книги, и особенно в книги, с которыми знакомят дошкольников.

Самый распространенный вид сказок, который рано становится известным ребенку,- сказки о животных. Звери, птицы в них и похожи и не похожи на настоящих. Идет петух в сапогах, несет на плече косу и кричит во все горло о том, чтобы шла коза вон из заячьей избушки, иначе быть дерезе зарубленной («Коза-дереза»). Волк ловит рыбу - опустил хвост в прорубь и приговаривает: «Ловись, рыбка, и мала и велика! («Лиса и волк»). Лиса извещает тетерева о новом «указе» - тетеревам без боязни гулять по лугам, но тетерев не верит («Лиса и тетерев»). Легко усмотреть во всех этих сказках неправдоподобие: где это видано, чтобы петух ходил с косой, волк ловил рыбу, а лиса уговаривала тетерева спуститься на землю? Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей занимает сама история: будет ли изгнана коза-дереза из заячьей избушки, чем кончится очевидная нелепость ловить рыбку хвостом, удастся ли хитрый умысел лисы. Самые элементарные и в то же время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности – ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения.

Сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. Тянут репку и дед, и бабка, и внучка, и Жучка, и кошка - тянут-потянут, а не вытянуть им репки. И только когда пришла на помощь мышка, вытянули репку. Конечно, емкий художественный смысл этой иронической сказки станет до конца понятным маленькому человеку, лишь когда он вырастет. Тогда сказка обернется к нему многими гранями. Ребенку же доступна лишь та мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе: много ли сил в мышке, а без нее не могли вытянуть репку.

«Курочка-ряба» в народном варианте, хорошо представленном, например, в обработке писателя А.Н. Толстого, несет в себе столь же важную для воспитания мысль. Снесла курочка яичко, бежала мышка, хвостом махнула, яичко упало и разбилось. Стал дед плакать, бабка рыдать, заскрипели ворота, взлетели курицы, двери покосились, рассыпался тын, верх на избе зашатался. А весь переполох – от разбитого яйца. Много шума из ничего! Сказка смеется над пустяшной причиной стольких нелепых последствий.

Дети рано приучаются верно оценивать размеры явлений, дел и поступков понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий. Веселый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость, – вот он и попался лисе («Колобок»). В сказке о теремке рассказывается о совместной дружной жизни мухи, комара, мыши, лягушки, зайца, лисы, волка. А потом пришел медведь – «всем пригнетыш»– не стало теремка («Теремок»). В каждой сказке есть мораль, которая необходима ребенку, ведь он должен определить свое место в жизни, усваивать морально-этические нормы поведения в обществе.

Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия. Сказки «Репка», «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок» и некоторые другие удерживают внимание ребенка особой композицией: эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с добавлением какой-либо новой подробности. Эти повторения содействуют запоминанию и пониманию.

Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии – того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно: быстро, сломя голову, бежит курица к хозяйке за маслицем, – петух проглотил зерно и подавился, та посылает ее к коровушке за молоком. Курица - к коровушке, та просит, чтобы хозяин дал ей свежей травы пр. В конце концов курица принесла маслица, петух спасен, но скольким он обязан спасением! («Петушок и бобовое зернышко»). Ирония сказки понятна ребенку, ему нравится и то, что столько трудных препятствий удалось преодолеть курице, чтобы петушок остался жив. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.

В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить. Плачет заяц у порога своей избушки. Его выгнала коза. Петух прогнал козу - радости зайца нет конца. Весел и слушателю сказки.

Резкое разграничение положительного и отрицательного в природе сказок. У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному персонажу. Петух - герой, лиса - хитрая обманщица, волк – жадный, медведь – глупый, коза - лживая. Это не примитивность, а та необходимая простота, которая должна быть усвоена малышом прежде, чем он будет готов воспринять сложные вещи.

В сказках о животных много песенок: поет лиса льстивую песню петуху: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шелкова бородушка…»; поет и петух, призывая на помощь кота: «Несет меня лиса за темные леса…»; поет коза перед дверью дома: «Вы, детушки! Вы, козлятушки! Отопритеся, отворитеся…»; поют волк, медведь и другие персонажи. Сказки изобилуют веселыми присловьями: «лиса при беседе краса», «заюнок-кривоног по горке скок», «комар-пискун», «муха-горюха» и др. Песенно-ритмическое начало сообщает повествованию сильную эмоциональную экспрессию, разнообразит его, придает сказке черты необычного, свойства игры.Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе поэтический смысл сказок в сжатой ритмико-игровой форме. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания.

Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел.

Русская волшебная сказка создала поразительно живой, замысловатый мир. Все в нем необыкновенно: люди, земля, горы, реки, деревья, даже вещи - предметы быта, орудия труда - и те приобретают в сказках чудесные свойства. Топор сам рубит лес; дубинка бьет недругов, мельница мелет зерно; печка разговаривает; яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от посланных Ягой гусей-лебядей; взмывает в небо ковер-самолет; в маленьком сундучке помещается большой город с жителями, домами и улицами.

Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребенка. Малыш с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке: радуется победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой, огорчается их невзгодам.

В особенности трогает ребенка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Действие в таких сказках часто совершается в семье. Говорили дочке отец с матерью, чтобы не ходила со двора, берегла братца, а девочка заигралась-загулялась - и братца унесли гуси-лебеди («Гуси-лебеди»). Братец Иванушка не послушал сестры - напился водицы из козьего копытца и стал козликом («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Добрая сирота терпит гонения злой мачехи («Хаврошечка», «Морозко»). В развитие действия неизменно вносятся этические мотивировки: несправедливость становится источником страданий и злоключений, благополучные концовки всегда устраняют противоречия нормам справедливости. Волшебная сказка учит ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо.

В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его миро ощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.

Волшебная сказка с ее стройной композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряженнее становятся взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению - и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой прием помогает ребенку понять, что для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить во что бы то ни стало.

В волшебной сказке характеры персонажей, действующие лица от начала и до конца бывают наделены определенными добродетелями или пороками.

Герои сказок всегда остаются верны своим характерам, что бы с ними ни случилось. Для ребенка такая особенность сказок очень важна: это та необходимая простота человеческих отношений, которая должна быть освоена прежде, чем он научится понимать сложность дел и поступков людей.

Волшебным сказкам свойственна такая композиционная особенность: троекратное повторение какого-либо эпизода с последующим усилением эффекта. С тремя змеями бьется Иван-царевич, и каждый новый его противник сильнее предыдущего: трехглавого сменяет шестиглавый, шестиглавого - девятиглавый или двенадцатиглавый; три трудных задачи задает Морской царь Ивану-царевичу - и каждая новая все труднее и труднее; трижды разгоняет своего верного коня герой с намерением доскочить до верхнего окошка, в котором сидит царевна, и только на третий раз добивается своего.

Прием троекратного повторения имеет особенный смысл в каждом конкретном случае. В сказке о Сивке-бурке трижды повторяющееся скакание на коне мимо терема царевны свидетельствует о необыкновенной трудности в достижении цели. В другой сказке троекратное повторение эпизода имеет уже иной смысл. Трижды ходили дочери подсматривать за Хаврошечкой, и только в третий раз по оплошности она не сохранила тайны. Третий раз оказался роковым. Так, этот последний, третий эпизод оказывается то счастливым, то несчастливым.

Волшебные сказки живо передают подробности человеческих переживаний и тем волнуют воображение слушателей. «Старшие ушли, – говорится в сказке «Гуси-лебеди», – а дочка забыла, что ей приказывали, посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась-загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках. Пришла девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда нету! Кликала, заливаясь слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, – братец не откликнулся! Выбежала в чистое поле: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом». Беззаботная игра девочки передана словами: «заигралась-загулялась», а затем внезапное, словно сердце упало: «Глядь - братца нету!» Испуг, затем поиски с постепенно пропадающей надеждой найти брата и, наконец, горькое отчаяние: «Кликала, заливаясь слезами, причитывала... братец не откликнулся!»

Построение фраз, отбор слов определяются характером содержания. Спокойное повествование сменяется стремительным, когда речь заходит о внезапных и быстрых действиях,- это достигается с помощью глаголов движения. О гусях-лебедях, например, говорится так: «налетели», «подхватили», «унесли», «метнулись», «пропал» и т. д. Подбор глаголов ярко передает динамику событий, остроту ситуации. При этом маленький слушатель становится как бы участником происходящего, активно сопереживая героям сказки.

Сказочники воспроизводят мир во всей его предметной вещественности, в многообразии звуков, в блеске красок. Сказки заполнены солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний, громыханием грома - всеми чертами окружающего нас мира. Ночь в сказках - темная, солнце - красное, море - синее, лебеди - белые, луга - зеленые. Это все густые глубокие цвета, не полутона . Меч у героя - острый, дворцы - белокаменные, камни - самоцветные, столы - дубовые, пироги – пшеничные и т. д. Вещи и предметы имеют четкие формы: известны их материал, качество. Все вместе взятое и делает волшебную сказку образцом национального искусства слова. Искусство сказки уходит своими глубокими корнями в культуру и язык народа.