Виктор Захарченко: биография, достижения и интересные факты. Виктор гаврилович захарченко: интервью Награды, почетные звания

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

«Творческий портрет Виктора Гавриловича Захарченко»

Выполнила: Филимонова Д.А

Группа: СНП-13

Факультет: Консерватория, 4 курс

Проверила: Покладова Е.В

Виктор Гаврилович Захарченко родился 22 марта 1938 года в станице Дядьковской, Кореновского района. Окончил Краснодарское музыкальное педагогическое училище (1960) и Новосибирскую государственную консерваторию (1967). Трудовую деятельность начал преподавателем педагогического училища в г. Куйбышеве. С 1964 по 1974 год работал главным хормейстером Государственного Сибирского русского народного хора. В 1974 году возглавил Государственный Кубанский казачий хор. С 1990 года - художественный руководитель Центра народной культуры Кубани и Государственного академического Кубанского казачьего хора.

Воссоздание Кубанского казачьего хора в жанре и структуре государственных русских народных хоров произошло в 1968 г. под руководством Сергея Чернобая. В 1971 году Кубанский казачий хор впервые стал дипломантом международного фольклорного фестиваля в Болгарии, что положило начало многочисленным почетным званиям, завоеванным позднее на различных международных и всероссийских фестивалях и конкурсах.

В 1974 г. художественным руководителем Государственного Кубанского казачьего хора стал композитор Виктор Гаврилович Захарченко, которому более чем за 30 лет его творческой деятельности на Кубани удалось всесторонне реализовать свои художественные, научные и просветительские устремления. В 1975 г. хор стал лауреатом I Всероссийского смотра-конкурса государственных народных хоров в Москве, повторив этот успех в 1984 на втором аналогичном конкурсе. Под руководством В.Г. Захарченко хор вынес на сцену подлинный песенный фольклор кубанского казачества, в народных песнях, обрядах, картинах казачьего быта предстали индивидуальные народные характеры, появились раскованность и импровизация, возник правдивый фольклорный хоровой театр.

На протяжении всей творческой жизни Виктор Захарченко часть своей души и таланта отдавал композиторскому творчеству. Захарченко-композитору всегда была близка поэзия высокого гражданского пафоса, наполненная любовью к родине, к России, к русскому народу, к его святыням. Для него актуальна русская классическая поэзия Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Есенина, Цветаевой и Рубцова. «Людям нужны сегодня глубокие и откровенные авторские песни, обращенные к душе, добру, чувству патриотизма, укреплению национального самосознания и исторической памяти, - говорит композитор. - Эти песни должны помогать нам из духовно-разобщенного населения соединиться в настоящий, крепкий верой и духом, непобедимый народ, способный выстоять в любую годину».

Окончил: Краснодарское музыкальное училище им. Махна, Новосибирскую государственную консерваторию им. Глинки, аспирантуру в ГМПИ им. Гнесиных, профессор, академик искусствоведения.

Имеются многочисленные награды такие, как:

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (26 января 2009) -- за большой вклад в развитие музыкальной культуры и многолетнюю творческую деятельность;

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (15 января 2004) -- за большие заслуги в развитии и сохранении народной музыкальной культуры;

Орден Дружбы (18 ноября 1998) -- за заслуги в области музыкального искусства и многолетнюю плодотворную работу;

Орден Трудового Красного Знамени;

Орден «Знак Почёта»;

Юбилейная медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941--1945 годов» -- за активное участие в патриотическом воспитании граждан и большой вклад в подготовку и проведение юбилея Победы;

Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;

Государственная премия РСФСР в области народного художественного творчества (1991) -- за концертные программы последних лет;

Народный артист России;

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации;

Почётная грамота Правительства Российской Федерации (11 апреля 2003) -- за большой личный вклад в развитие отечественного музыкального искусства и в связи с 65-летием со дня рождения;

Почётная грамота Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

Государственная премия Российской Федерации за 2015 год в области литературы и искусства;

Региональные награды:

Медаль «Герой труда Кубани» (Краснодарский край);

Медаль «За вклад в развитие Кубани -- 60 лет Краснодарскому краю» 1степени (Краснодарский край);

Медаль «Слава Адыгеи» (Адыгея);

Медаль «За заслуги перед Ставропольским краем» (Ставропольский край);

Заслуженный деятель искусств Республики Адыгея;

Иностранные награды:

Медаль «60 лет освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков» (Белоруссия);

Медаль «100-летие со дня освобождения от Османского ига» (Болгария);

Орден Дружбы (Вьетнам);

Орден князя Ярослава Мудрого 5 степени (24 августа 2013) -- за весомый личный вклад в укрепление международного авторитета Украины, популяризацию её исторического наследия и современных достижений и по случаю 22-й годовщины независимости Украины;

Орден «За заслуги» 3 степени (4 апреля 2008) -- за значительный личный вклад в сохранение и популяризацию украинского песенного наследия, укрепление украинско-российских культурных связей;

Народный артист Украины (22 июня 1994) -- за значительный личный вклад в обогащение культурного и художественного наследия народа Украины, высокое исполнительское и профессиональное мастерство;

Ведомственные награды:

Знак «За верность долгу» (МВД России);

Грамота управления ФСБ России по Краснодарскому краю;

Почётная грамота Министерства культуры РСФСР и ЦК профсоюза работников культуры;

Церковные награды:

Орден преподобного Сергия Радонежского 3 степени (РПЦ);

Орден Святого Благоверного князя Даниила Московского 3 степени (РПЦ);

Общественные награды:

Наградной крест «За заслуги перед казачеством России» 3 степени;

Орден «За веру, волю и Отечество» (Союз казаков России);

Крест «За возрождение казачества» (Союз казаков России);

Наградной крест «За заслуги перед Кубанским казачеством» (Кубанское казачье войско);

Медаль «10 лет Возрождения Енисейского казачьего войска» (Енисейское казачье войско);

Медаль «350 лет казачества на Беларуси» (Республиканское общественное объединение «Белорусское казачество», 2005) -- за неоценимый вклад в дело возрождения казачества славянских государств;

Знак чести «Серебряный крест» (Общественная организация «Георгиевский союз», Санкт-Петербург);

Юбилейная медаль ФНПР «100 лет профсоюзам России» (Федерация независимых профсоюзов России, 2004);

Памятный знак «За службу на Кавказе» (знак воинского отличия, учреждённый в Южном федеральном округе);

Лауреат Международной премии Фонда Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного: орден «За веру и верность»;

Лауреат Международной премии славянского единства «Боян»;

«Человек года» и серебряный крест по номинации Русского биографического института;

«Человек года» Кубани 2001 и 2002 года по опросу газеты «Вольная Кубань»;

В.Г. Захарченко - автор многочисленных публикаций и творческих редакций, в том числе «Песни села Балман», «Песни станицы Кавказской», «Кубанские народные песни», «Умом Россию не понять», «Поет Кубанский казачий хор» и др.; возглавляет факультет традиционной культуры и кафедру сценического народного ансамбля в Краснодарском университете культуры и искусств. Виктор Гаврилович - профессор, академик международной академии информации, академик Российской гуманитарной академии; доктор искусствоведения; председатель совета благотворительного фонда возрождения народной культуры Кубани «Истоки»; член Союза композиторов РФ; член Президиума Всероссийского хорового общества и Всероссийского музыкального общества; полковник Всекубанского казачьего войска; член комиссии по Государственным премиям России при президенте РФ. Удостоен многочисленных государственных и международных наград: орденов Дружбы народов, «Знак Почёта», Трудового Красного Знамени, Союза казаков России «За веру, волю и Отечество» и ордена Дружбы Республики Вьетнам; медали «100-летие со дня освобождения от Османского ига» Республики Болгария. Награждён медалями «За доблестный труд» и «За вклад в развитие Кубани - 60 лет Краснодарскому краю», крестом Союза казаков России «За возрождение казачества».

Заслуженный деятель искусств России, заслуженный деятель искусств Республики Адыгея, народный артист России, народный артист Украины, лауреат Государственной премии России, лауреат Международной премии Фонда Всехвального апостола Андрея Первозванного, «Человек года» в номинации Русского биографического института.

По инициативе Виктора Гавриловича в г. Краснодаре открылся Центр Кубани, а в институте культуры - отделение фольклора и этнографии, народной культуры.

Патриотический пафос, чувство своей сопричастности к народной жизни, гражданской ответственности за судьбу страны - вот главная линия композиторского творчества Виктора Захарченко. Он тонко и глубоко чувствует фольклорную ткань: тембры, краски, переплетения звуков. Он чувствует сердцем и нервом музыкальную драматургию каждого концерта, его философскую наполненность, строгость и изысканность. Его песни - это

музыкальные посвящения гениальному русскому композитору Георгию Свиридову, выдающемуся русскому дирижёру Владимиру Минину, «певцу берёз российских» Григорию Пономаренко…

Для Виктора Гавриловича в песне очень важны слово, идея и содержание. В последние годы он расширил свой музыкальный и тематический диапазон, идейную направленность творчества. По-иному зазвучали строки стихов Пушкина, Некрасова, Лермонтова, Есенина, Блока, Рубцова. Рамки традиционной песни стали тесны, создаются баллады-исповеди, поэмы-размышления, песни-откровения. Так появились песни «Я буду скакать» (на стихи Н. Рубцова), «Сила русского духа» (на стихи Г. Головатого), редакции поэмы «Русь» (на стихи И. Никитина).

Названия произведений Захарченко говорят сами за себя - «Набат» (на стихи В. Латынина), «Умом Россию не понять» (на стихи Ф. Тютчева), «Помоги тому, кто слабее» (на стихи Н. Карташова).

Захарченко-фольклористом восстановлены почти исчезнувшие из поля зрения музыкальной науки и художественного творчества 14 сборников песен кубанского казачества А.Д. Бигдая, переизданные им в собственной творческой редакции, с позиций современной фольклористики. По существу, сделаны первые, но самые трудные и важные шаги на пути создания антологии песенного фольклора Кубани. захарченко дирижёр казачий хор

Виктором Захарченко разработана и воплощена в жизнь концепция созданного в 1990 году Центра народной культуры Кубани, позже переименованного в Государственное научно-творческое учреждение (ГНТУ) "Кубанский казачий хор", в котором в настоящее время работают 506 чел., в т. ч. в Государственном Кубанском казачьем хоре 120 чел. Это пока единственное в стране учреждение культуры, которое столь планомерно, всеохватно и перспективно занимается возрождением традиционной народной культуры. С 1998 года на базе ГНТУ активизировались проведение многочисленных фестивалей, международных научных конференций и чтений, издание исследований по истории и культуре казачества, выпуск компакт-дисков, аудио и видеокассет, ведется напряженная концертная и музыкально-просветительская деятельность в России и за рубежом.

Виктор Гаврилович Захарченко - профессор, декан факультета традиционной культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусства. Он ведёт обширную исследовательскую деятельность, им собрано свыше 30 тысяч песен и традиционных обрядов - историческое наследие кубанских станиц; изданы сборники песен кубанских казаков; сотни обработок народных песен записаны на грампластинки, компакт - диски, фильмы.

Всей своей деятельностью Государственный академический Кубанский казачий хор под руководством Виктора Гавриловича Захарченко способствует возрождению и развитию богатого культурного наследия наших предков, духовному и патриотическому воспитанию молодежи.

Душа народа живёт в его песнях. Они из далёкого прошлого, от дедов и прадедов донесли до нас то, чем жил народ, во что верил; донесли его тревоги и радости, мечты и идеалы. В будни и праздники, в счастье и беде песня всегда рядом с казаком-хлеборобом и воином, защитником Отечества. Песня - это связь с Родиной: с той землёй, что обильно полита потом и кровью предков и на которой выпало счастье родиться; с теми людьми, что рядом, и с теми, что давно уже ушли от нас, но живут и будут жить с нами славными деяниями своими, помыслами, сердечными чувствами.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История Кубанского казачьего хора. Его репертуар: кубанские казачьи, русские и украинские народные песни, а также песни на стихи русских и украинских поэтов в обработке Виктора Захарченко - художественного руководителя коллектива. Фото солистов хора.

    презентация , добавлен 26.04.2012

    Булат Окуджава - признанный основоположник авторской песни. Биография и творчество барда: его поэзия, песни, проза, звания и награды. Постановки, киносценарии, песни для фильмов, нотные издания. Общие принципы Окуджавы - "делать со своей души наброски".

    реферат , добавлен 24.04.2009

    Биография Виктора Шендеровича, развитие его личности и достижения во многих сферах общественной жизни. Особенности синтаксиса и пунктуации в эмоционально-экспрессивной лексике культурного деятеля. Анализ концепта власти в материалах Шендеровича.

    реферат , добавлен 21.01.2013

    История архивного фонда Канцелярии Наказного атамана Кубанского казачьего войска и Начальника Кубанской области. Ежегодные ведомости и рапорты о существующих типографиях, лавках и библиотеках как источник изучения истории регионального книжного дела.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2014

    Биография Николая Константиновича Пархоменко – известного ученого-фольклориста. Содержание и жанр песни "Позняя любовь". Музыкально-теоретический и вокально-хоровой анализ. Работа над произведением, распевание в хоре и сценическое воплощение номера.

    дипломная работа , добавлен 09.02.2010

    Анализ народной песни и ее связи с произведениями других фольклорных жанров. Обзор места народной песни в фольклоре английского и белорусского народов. Прагматические функции архетипов в разных жанрах народной песни. Понятие концептуальной картины мира.

    дипломная работа , добавлен 07.10.2013

    Изучение особенностей жанра исторической песни в музыкальном фольклоре русского народа. Песни в духе скоморошьей традиции. Появление личного сознания в народной поэзии после объединения Руси. Музыкально-поэтические принципы жанра исторической песни.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2017

    М.Е. Пятницкий (1864-1927), знаток певческого искусства, "собиратель" русских песен, родоначальник народного хорового пения на профессиональной сцене. Первоначальный состав первого народного хора. Творческая деятельность хорового коллектива сегодня.

    презентация , добавлен 06.04.2012

    Начало творческого пути, актерские работы Мейерхольда. Работа над постановкой спектаклей. Режиссер театра В.Ф. Комиссаржевской. Работа в Императорских театрах. Организация процесса, направленного на возникновение художественного образа спектакля.

    методичка , добавлен 19.07.2013

    Творчество Фердинана Виктора Эжена Делакруа - французского живописца и графика, предводителя романтического направления в европейской живописи. Первая картина Делакруа. Поиски нового стиля. Визит в Марокко. Росписи, выполненные в Бурбонском дворце.

Композитор

Краснодарское краевое отделение Союза композиторов России

Музыковед-фольклорист, композитор, хоровой дирижер, педагог, общественный деятель.

Окончил Краснодарское музыкально-педагогическое училище (1960, дирижирование и хоровой класс А.И. Манжелевского); дирижерско-хоровое отделение Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (1967, хоровой класс и ди-рижирование В.Н. Минина и Б.С. Певзнера).

В 1965-1974 главный хормейстер Сибирского народного хора (Новосибирск). В 1974 стал художественным руководителем Кубанского государственного казачьего хо-ра. Искусство государственного академического Кубанского казачьего хора пользуется заслуженным успехом в нашей стране и за рубежом. Гастрольные пути Кубанского казачьего хора проходят по всем странам и континентам.

Успешной и плодотворной была и деятельность Захарченко-фольклориста. Им собраны разрозненные и почти исчезнувшие из поля зрения музыкальной науки и художественного творчества дореволюционные 14 сборников песен кубанского казачества А.Д. Бигдая и переизданы в двух томах в творческой редакции с позиций современной фольклористики. В.Г. Захарченко изданы также «Песни станицы Кавказской», два тома «Кубанских народных песен» и «Песни Кубанского казачьего хора».

В.Г. Захарченко разработана и воплощена в жизнь концепция Центра народной культуры Кубани (ЦНКК). Это единственное в стране учреждение культуры, которое планомерно, широко и перспективно занимается возрождением традиционной народ-ной культуры. Центр включает в себя детскую художественную школу (музыкальный фольклор, иконопись, народные ремесла и народная хореография), Государственный академический казачий хор, благотворительный фонд «Истоки». На базе ЦНКК проходят фольклорные фестивали, международные научные конференции, чтения, издаются исследования по истории и культуре казачества, выпускаются компакт-диски, ведется напряженная концертная и музыкально-просветительская работа.

Член Союза композиторов России.

Народный артист России (1984) и Украины (1994).

Заслуженный деятель искусств России (1977).

  • Лауреат Государственной премии России (1991, 2016).
  • Медаль «Герой труда Кубани»
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III (2009) и IV степени (2004).
  • Орден Дружбы (1998).
  • Орден Трудового Красного Знамени.
  • Орден «Знак Почета».
  • Орден дружбы (Вьетнам).
  • Орден князя Ярослава Мудрого (Украина).
  • Орден «За заслуги» (Украина).
  • Орден преподобного Сергия Радонежского (РПЦ).
  • Орден Святого Благоверного князя Даниила Московского III степени.
  • Медаль «Слава Адыгеи».
  • Орден «За веру, волю и Отечество» (Союз казаков России).
  • Почетный житель станицы Дядьковской.
  • Почетный гражданин города Краснодара.

Некоторые издания В.Г. Захарченко

  • В 1998 Краснодарской краевой библиотекой им. А.С. Пушкина и Краснодарской государственной академией культуры и искусства был подготовлен библиографический указатель. В нем отражены основная часть публикаций и самого В.Г. Захарченко, и литература о его творчестве (1969-1998 годы). Стремясь избежать повторов, мы указываем в нашем справочнике лишь некоторые, наиболее существенные книги и нотные издания В.Г. Захарченко.
  • 1. Песни села Балман; запись, сост., нотирование и вступит. ст. В.Г. Захарченко. – Новосибирск, 1969.
  • 2. Песни Кубанского казачьего хора; сост. В.Г. Захарченко, вступит. ст. В.Г. Комиссинского. – Краснодар, 1978.
  • 3. Свадьба Обско-Иртышского междуречья: этнографические описания свадебных обрядов. Тексты и напевы песен / Захарченко В.Г., Мельников М.Н. – М.: Сов. композитор, 1983. 224 с.
  • 4. Народные песни Кубани. Вып. 1. – Краснодар, 1987.
  • 5. Народные песни Кубани. Вып. 2. Песни черноморских казаков. – Краснодар: Сов. Кубань, 1997.
  • 6. Песни из репертуара Кубанского казачьего хора; обр. В.Г. Захарченко, сост. А.В. Шугай и В.Г. Захарченко. – Киев: «Мистетство», 1990.
  • 7. Песни станицы Кавказской, записанные от Анастасии Ивановны Сидоровой. – Краснодар, 1993.
  • 8. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков; творч. ред., вступит. ст. «Аким Дмитриевич Бигдай и его сборник “Песни казаков Кубани”» В.Г. Захарченко. Том 1. Песни черноморских казаков. – Краснодар: Краснодар. кн. изд-во, 1992. 446 с.
  • 9. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков; творч. ред., вступит. ст. «Дело государственной нужды» В.Г. Захарченко. Том 2. Песни линейных казаков. – Краснодар: Сов. Кубань, 1995. 510 с.
  • 10. Поет Кубанский казачий хор. Вып. 1. Народные песни, записанные в станицах Краснодарского края в обработке для народного хора; вступит. ст. В.Г. Захарченко. – Краснодар: Изд-во «ЭДВИ», 2002. 319 с.
  • 11. Захарченко В.Г. Остановись, мгновение: Марина Крапостина. – Краснодар, 2000. 12 с.
  • 12. Захарченко В.Г. Песней очистимся: статьи, беседы, интервью. – Краснодар, 2007. 399 с.
  • 13. Песни сибирского села Ольшанка / Захарченко В.Г., Мельников М. Н. – Краснодар: Кубанский казачий хор, 2008. 171 с.
  • 14. Захарченко В.Г. Россия! Русь! Храни себя, храни! Песни для нар. хора и со-листов на стихи рус. поэтов. – Краснодар, 2008. 400 с.
  • 15. Захарченко В.Г. «Спасибо, Родина, что счастье есть»: 70 лет с кубанской песней. – Краснодар, 2008. 44 с.
  • 16. Захарченко В.Г. Умом Россию не понять: песни на стихи рус. поэтов для со-листов, хора и орк. (аранжировка А. Дудника). – М.: Композитор, 1998. 126 с.
  • 17. Из истории Кубанского казачьего хора. Материалы и очерки; сост. и общ. ред. В.Г. Захарченко. – Краснодар, 2006. 312 с.
  • 18. Кубань – Украина: историко-культурные связи. Шевченковские чтения к 70-летию В.Г. Захарченко: матер. науч.-практич. конфер. ; сост. и научн. ред. Н.И. Бондарь. – Краснодар: Пресс-Имидж, 2008. 152 с.

Слайд 2

Виктор Гаврилович Захарченко

  • Слайд 3

    Знакомство с творчеством В.Г.Захарченко.

    Виктор Гаврилович Захарченко (1938) (слайд12). Родился будущий композитор в станице Дядьковской, Кореновского района в казачьей семье. Отец погиб в первый же год войны. Мать хорошо пела. Из четырех детей музыкальный дар достался одному Виктору. В 17 лет, не зная музыкальной грамоты, он сочинил музыку. В.Г. Захарченко яркий самобытный композитор, автор целого ряда полюбившихся народу песен. Он удостоен многочисленных государственных и международных наград. По его инициативе в г. Краснодаре открылся Центр народной культуры Кубани. Им собрано свыше 30 тыс. народных песен. Государственный академический Кубанский казачий хор знают и любят в России и за её пределами, но, конечно, особенно у нас на Кубани. Родина высоко оценила заслуги В.Г. Захарченко, его вклад в развитие культуры Кубани. Он награжден многими орденами и медалями. Виктор Гаврилович Захарченко – народный артист России и Украины, лауреат государственной премии России, почетный гражданин станицы Дядьковской и города Краснодара.

    Слайд 4

    В.Захарченко с семьей, сестрой Верой.

  • Слайд 5

    «Я – казак по рождению и воспитанию. Народные и духовные песни слышал с детства, впитал казачьи традиции. Невероятно сильное желание стать музыкантом было у меня всегда. Но жила во мне какая-то абсолютная внутренняя уверенность в том, что я им обязательно буду». В.Г. Захарченко

    Слайд 6

    Виктор Захарченко – студент Краснодарского музыкально-педагогического училища

    Слайд 7

    Кубанский казачий хор

    Профессиональная музыкальная деятельность на Кубани была заложена 14 октября 1811 года. В те далёкие годы этот коллектив назывался Черноморским Войсковым певческим хором.

    Слайд 8

    Слайд 9

    « Я большой почитатель таланта Виктора Гавриловича Захарченко, он блистательный мастер своего дела и замечательный гражданин своей Родины. Благодаря ему народное творчество Кубани знают далеко за пределами нашего края. Более того, Кубань олицетворяют с Чёрным морем, хлебным полем и с именем Захарченко. Это наше достояние, и мы должны ценить и всячески беречь это творение, данное нам Богом, Потомки будут нам безмерно благодарны, если мы сбережём Кубанский казачий хор – символ нашей истории и высоко патриотического славянского искусства. Мы обязаны это сделать во славу Кубани и на благо России». А.Ткачёв губернатор Кубани

    Слайд 10

    «Я был на концерте Кубанского казачьего хора и чуть было не разрыдался. Я понял: пока есть такие таланты, такие мужественные люди, Россия жива…» В. Белов писатель «Искусство Кубанского казачьего хора – это половодье песен и танцев, музыки и пластики, Это духовное здоровье нации… За это нравственное омовение души талантливому руководителю хора Виктору Гавриловичу Захарченко и его артистам низкий поклон». В. Минин народный артист СССР

    Посмотреть все слайды

    В канун своего 80-летнего юбилея художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического Кубанского казачьего хора, народный артист России и Украины, Республик Адыгея, Абхазия и Карачаево-Черкесия, лауреат Государственной премии Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного, Герой труда Кубани, профессор, композитор Виктор Гаврилович Захарченко размышляет о пройденном пути, о содержании концептуальных понятий веры, культуры и патриотизма, ярко и самобытно переплетающихся в искусстве народных песни и танца.

    Как закалялся стальной характер потомственного черноморского казака

    Наш герой, вдохновенно сочетающий в себе как минимум три основополагающие ипостаси - композитора, хормейстера и ученого, родился 22 марта 1938 г. в станице Дядьковской Краснодарского края в казачьей семье.

    В трехлетнем возрасте лишился ушедшего на фронт отца. Мать, несмотря на полученную похоронку, не смирилась с потерей и ждала его на протяжении всего военного лихолетья, - вспоминает Захарченко. - Не сломиться под грузом тягот и забот о семерых детях (троих из них она похоронила) помог сильный характер, невероятная любовь к жизни. Спасали и песни - могучие, протяжные, лирические или шуточные, которые пели буквально везде: на полевом стане, дома или в гостях... А потому с малых лет уже знал, кем стану, когда вырасту.

    В пятом классе написал письмо Сталину: «Хочу быть артистом и заниматься музыкой, а у нас в школе нет баяна…» Но тогда детской мечте не суждено было осуществиться: приехавшая с проверкой московская комиссия сняла директора и возвратилась обратно в столицу, так и не забрав с собой учиться. А меня начали дразнить, злорадствуя и дав прозвище, сверстники и учителя: «Смотрите, Артист идет!» Под таким психологическим прессингом забросил учебу. Спустя несколько месяцев практически полного затворничества снова вернул меня в школу ее новый руководитель: он поговорил с мамой, пообещал прекратить нападки и приобрести баян. Так, я освоил не только данный инструмент, но и балалайку, гармошку. Кстати, завершив обучение, последнюю из этого списка взял с собой, чтобы попытать счастье на пробах в музыкальное училище им. Римского-Корсакова, проходивших в Краснодаре. Однако столкнулся с непроходимым консерватизмом членов приемной комиссии: для них было принципиальным знание сольфеджио, а для меня как станичного жителя в ту пору слово было не знакомым… От переполнявшего разочарования хотел спрыгнуть с моста. Но Божественное провидение остановило: окрикнувший в роковую секунду мужчина по стечению обстоятельств оказался преподавателем музыкально-педагогического училища. С его легкой подачи меня приняли, открыли все сложности нотной грамоты.

    Затем десять лет я был главным хормейстером Государственного академического Сибирский русский народный хор. Продолжил свое образование в аспирантуре института им. Гнесиных, где моим наставником оказался интеллигент в нескольких поколениях Евгений Гиппиус, родственник писательницы Зинаиды Гиппиус.

    Сложно представить, но в далеком 1974 г., когда на Покрова Пресвятой Богородицы руководство над Кубанским казачьим хором принял Виктор Гаврилович, достояние России, особо ценный объект культуры Краснодарского края находился на грани закрытия: ему на смену должно было прийти модное низкосортное варьете. Но трагического исхода удалось избежать благодаря титаническим усилиям, непобедимой силе духа ярчайшего гения страны.

    Чтобы передать накопленный опыт и знания, которые собирал буквально по крупицам, в том числе и в Сибири, маэстро сформировал мощную кузницу кадров - систему образования, охватывающую школьное и академическое обучение народной культуре. Десятки выпускников его учреждений - певцы и танцоры - уже стали звездами на эстрадном небосводе и пополнили стройные ряды хора.

    Захарченко инициировал проведение массовых краевых и всероссийских фольклорных фестивалей, дав великолепный шанс как молодым людям, только начинающим карьеру, так и состоявшимся профессионалам показать все, на что способны. Записи и фонограммы, сделанные во время их проведения, а также в период регулярных поездок по населенным пунктам Краснодарского края, хранятся в центре традиционной народной культуры, созданном при хоре почти 30 лет назад. Старинные песни и обряды ждут своего часа, чтобы предстать во всей красе, не преданные вечному забвению, а запечатленные на бумажных или аудионосителях: сквозь время и пространство, артефакты со скрупулезной точностью воссоздадут в воображении потомков образ родной земли с душой родниковой...

    В честь 70-летия Виктора Гавриловича дому его семьи, сменившему не одного хозяина, после выкупа, передачи в муниципальную собственность и реставрации, присвоен статус музея, а улице, на которой он стоит, - имя земляка, прославившего свою малую Родину. К знаменательной дате был торжественного открыт и обновленный Дом культуры, а также с широким размахом организован фестиваль народного творчества. А значит, связь поколений в родной Дятьковской уже не прервется, а будет только укрепляться через развитие традиционной кубанской культуры - декоративно-прикладного искусства, хорового пения, танца, виртуозной игры на духовых и народных инструментах.

    Нестор, повествующий о загадочной душе русского фольклора

    Исследователи и почитатели уникального наследия маэстро единодушно отмечают поразительную полифоничность народных образов, чутко и бережно сотканных в живописное панно из песни, слов и движений. Композиционная напряженность туго сбитых планов и объемов неумолимо втягивает зрителя в манящую многомерность творческой интерпретации. С одной стороны, в каждом произведении Захарченко слышится торжественность симфонической музыки таких мэтров, как Прокофьев, Чайковский, Бетховен, Шуберт... С другой, завораживает глубина драгоценных жемчужин русской классической литературы - бессмертных стихотворений Пушкина, Лермонтова, Полонского, Некрасова, Дельвига, Блока, Тютчева, Есенина, Цветаевой, Северянина, Алексея Толстого… Красной нитью пролегает фольклорный способ освоения, искусно используемый Виктором Гавриловичем: в результате получается самостоятельное авторское толкование, но в то же время, уходящее своими корнями в универсум сознания русской нации.

    Захарченко принадлежит к тем мастерам, которые находятся в самой гуще актуальных проблем искусства. От его проницательного взора не укроется ни щемящая боль, ни глухая надломленность и тоска современника по живительному источнику народного духа. Ему чужды кривые зеркала, в которых уродливыми гримасами отражаются образцы массовой поп-культуры. По сути, он светом своего творчества противостоит разрушительной тенденции «на поток». Деликатно, но уверенно, берется за переложение на музыку остросоциальных стихов Николая Зиновьева, Николая Рубцова, Юрия Кузнецова. Затрагивая наиболее злободневные явления в жизни общества, Виктор Гаврилович обжигает сердца аудитории не всегда удобной правдой.

    Не могу молчать о политическом горе двух кровных «братьев» - России и Украины, жители которых до сих не оправились от страшной исторической несправедливости, - подчеркивает Захарченко. - В репертуаре Кубанского казачьего хора особое место отведено песням на стихи Леси Украинки и Тараса Шевченко о трагически фатальном надломе, об увеличивающейся пропасти между нами.

    Творец, создающий незабываемые музыкальные, поэтические и исторические образы казачества России

    Великий российский ученый Михаил Ломоносов в научном трактате об истории славян с пророческой мудростью подчеркивал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Слова, сказанные почти три столетия назад, не теряют своей актуальности и сегодня. Виктор Гаврилович Захарченко своим подвижническим и созидательным трудом открывает все величие тайны и глубину нравственной силы казачьей культуры.

    Идейным вдохновителем и основателем ансамбля по праву считается духовный наставник, воспитатель черноморцев протоиерей Кирилл Россинский. Под его началом были объединены несколько десятков хористов, - рассказывает о зарождении легендарного певческого коллектива Захарченко. - Их быт и образ жизни отличался скромностью: не в зарабатывании денег видели они цель, а в служении высоким идеалам и истине. И с достоинством пронесли свой крест и миссию, несмотря на суровые обстоятельства.

    Началом тягостного изгнания стал 1920 г.: 27 из них, словно повторяя судьбу учеников Христа, разошедшихся по всему свету после Его распятия и чудесного воскрешения, в кровавых событиях раскулачивания и разрушения привычного уклада, храмов и монастырей, иммигрировали в Сербию, как и большинство наших земляков. Лишенные дома кубанские казаки учредили свой штаб, оберегая самое ценное - православие и символы войсковой чести - регалии и знамена.

    Виктор Гаврилович не только подвергает анализу ход истории страны как строгую хронологическую последовательность событий, режимов и правителей, но и на собственном примере показывает важность продолжения и активного преобразования традиций, начатых до него выдающимися деятелями искусства. Наш герой с нескрываемым восхищением и гордостью говорит о жизни первого художественного руководителя Кубанского войскового певческого хора - музыканта, композитора и хорового дирижера Григория Митрофановича Концевича, считая себя лишь скромным преемником его богатейшего поэтического и песенного наследия. Уникальны совпадения в ключевых моментах многогранного творческого пути каждого из них.

    Григорий Митрофанович родом из станицы Старонижестеблиевской. Свои музыкальные дарования, проявленные еще в детстве, он развивал в Кубанской учительской семинарии, а затем на регентских курсах при Петербургской капелле, где и приобрел неповторимую вокальную технику, - продолжает Захарченко. - Удивительно умело сочетал педагогическую работу, регентство в войсковом хоре и невероятную страсть в поисках талантливых людей в селах и станицах. Большинство были не только не грамотны, но и далеки от профессиональной техники исполнения песен. Концевич подолгу занимался с ними, раскрывал секреты мастерства. Лучшие из них впоследствии становились членами певческого коллектива. Но главная его заслуга перед Отечеством заключается в бережном коллекционировании шедевров фольклора, которые дошли в своем неизменном виде до наших дней, заняв почетное место и в репертуаре хора. На нотный стан впервые легли традиционные казачьи и адыгейские песни и наигрыши. Однако Григорий Митрофанович не обошел вниманием и классические произведения Римского-Корсакова, Бортнянского, Чайковского (в частности, неподражаема обработка увертюры «1812 год»).

    Жизнь Концевича трагически оборвалась во время массовых и беспощадных сталинских репрессий. Невосполнимая утрата до сих пор отдает горечью… В 70-летнюю годовщину со дня его мученической кончины в знак уважения к блестящему таланту, который не замыкался в рамках какого-то одного направления, а охватывал все ипостаси народного песенного искусства, был посвящен большой концерт.

    Стараниями Захарченко официально закреплена связь старейшего профессионального казачьего ансамбля, основанного еще в 1811 г. в Екатеринодаре, с Кубанским казачьим хором.

    «Восприятие подлинного искусства, как и всего прекрасного и чистого, происходит на уровне сердца»

    Московская консерватория, Санкт-Петербургская хоровая капелла, Храм Христа Спасителя, Государственный Кремлевский дворец, саммит Большой восьмерки, встречи и мероприятия на высшем государственном уровне, - вот далеко не полный список знаменитых сцен, религиозных, правительственных и деловых площадок, где прозвучали исконно русские мотивы, порой раскрашенные в философски спокойные или, напротив, неожиданно дерзкие цвета музыкальной палитры и авторского прочтения. Энергетике и харизме свободолюбивой казачьей удали, отчаянной смелости и заразительному веселью покорились члены жюри престижных международных фольклорных фестивалей и восторженная публика на пяти континентах.

    Восприятие подлинного искусства, как и всего прекрасного и чистого, происходит на уровне сердца, а значит, для него не существует культурных и языковых барьеров, - рассуждает Виктор Гаврилович. - Эмоционально насыщенное общение между артистами и зрителями будоражит и пробирает до дрожи, ведь каждое выступление - на пределе чувств, моральных и физических возможностей.

    Отсюда искренняя преданность аудитории, неизменные аншлаги с многотысячными залами, где со слезами на глазах, слушают стоя, и часами не отпускают со сцены с просьбами сыграть на бис пронзительную «Ой, шо ж воно тай за ворон», «Распрягайтэ, хлопци, конэй», «Когда мы были на войне», «Любо, братцы, любо», «Калинку», молитву «Вечная память», игривую и заводную колядку «Щедрык-вэдрык»...

    Свой 207-й концертный сезон старейший национальный хор России, пережив суровые падения и триумфальные взлеты и отвоевав без единого выстрела право быть духовным стержнем и святыней всего российского казачества, встречает с гордой атаманской статью на вороном коне вдохновения и со звонкой песней на устах.

    Светлана Тельнова.

    Захарченко Виктор Гаврилович

    Художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора, генеральный директор ГНТУ "Кубанский казачий хор", профессор, композитор. Член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ.

    Образование и ученые звания. Краснодарское музыкально-педагогическое училище, Новосибирская государственная консерватория им. Глинки, аспирантура в ГМПИ им. Гнесиных. Доктор искусствоведения, профессор.

    Карьера. "Я — казак по рождению и воспитанию. Народные и духовные песни слышал с детства, впитал казачьи традиции…Невероятно сильное желание стать музыкантом было у меня всегда. Но жила во мне какая-то абсолютная внутренняя уверенность в том, что я им обязательно буду". Уже во время учебы в консерватории работал главным хормейстером Государственного Сибирского русского народного хора (1964-1974). С 1974 года — художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора. Композитор, фольклорист, общественный деятель, ученый, исследователь народной песни.


    Награды, почетные звания

    • Народный артист, России, Украины, республик Адыгея, Абхазия и Карачаево-Черкесия
    • Заслуженный артист Республики Южная Осетия
    • Заслуженный деятель искусств РФ
    • Заслуженный деятель искусств Республики Адыгея
    • Заслуженный деятель искусств Карачаево-Черкесской Республики
    • Орден "Знак Почета"
    • Орден Трудового Красного Знамени
    • Герой труда Кубани
    • Медаль "За доблестный труд"
    • Лауреат Государственной премии России
    • Лауреат Международной премии Фонда Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного: орден "За веру и верность"
    • Лауреат Международной премии славянского единства "Боян"
    • Орден Дружбы
    • Орден Союза казаков России "За веру, волю и Отечество"
    • Крест "За возрождение казачества" Союза казаков России
    • Медаль "За вклад в развитие Кубани - 60 лет Краснодарскому краю" 1 степени
    • "Человек года" и серебряный крест по номинации Русского биографического института
    • "Человек года" - Кубани 2001 и 2002 года по просу газеты "Вольная Кубань"
    • Почетный житель станицы Дядьковской
    • Почетный гражданин города Краснодара
    • Почетная грамота Государственной Думы Федерального Собрания РФ
    • Почетная грамота Министерства культуры РСФСР и ЦК профсоюза работников культуры
    • Почетная грамота Правительства Российской Федерации
    • Знак МВД РФ "За верность долгу"
    • Памятный знак "За службу на Кавказе"
    • Медаль "10 лет Возрождения Енисейского казачьего войска"
    • Кавалер Ордена "Меценат"
    • Орден Русской православной церкви преподобного Сергия Радонежского III степени (Патриарх Московский и всея Руси) г. Москва
    • Решением Совета "Георгиевского Совета" награжден Знаком Чести "Серебряный Крест Георгиевского Союза" Санкт-Петербург
    • Орден "За заслуги перед отечеством" IV, III степени
    • Грамота управления федеральной службы безопасности РФ по Краснодарскому краю
    • Наградный крест "За заслуги перед казачеством России" III степени
    • Орден русской православной церкви преподобного Сергия Радонежского III степени
    • Знак чести "Серебряный крест георгиевского союза"
    • Медаль за неоценимый вклад в дело возрождения казачества славянских государств "350 лет казачества на Беларуси"
    • Юбилейная медаль "100 лет профсоюзам России"
    • Медаль "60 лет освобождения Республики Беларусь от немецко - фашистских захватчиков"
    • Памятная медаль "60 лет Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 годов" за активное участие в патриотическом воспитании граждан и большой вклад в подготовку и проведение юбилея Победы
    • Наградной Крест за заслуги перед Кубанским казачеством
    • Орден Ярослава Мудрого

    Междунарные награды

    • Орден Дружбы Республики Вьетнам
    • Медаль "100-летие со дня освобождения от Османского ига" Республики Болгария

    Семья. Жена — Вера Александровна Шиянова, дочери — Виктория (1961), Наталья (1972) и Вера (1983). Внуки — Виктор и Андрей.


    Витя Захарченко с сестрой Верой

    Увлечения. Шахматы, чтение.

    Планы. "Писать новые песни, записывать народные казачьи песни, делать обработки, готовить новые концертные программы".


    Кто вы, доктор Захарченко?

    (Статья Петра Белого, приуроченная к 30- летию деятельности В.Г.Захарченко на посту художественного руководителя Кубанского казачьего хора)

    Вопрос, как говорится на засыпку. Думаю, ответить на него не в состоянии ни сам Виктор Гаврилович, ни любой из нас. И в самом деле, подумайте.

    Ученый? Профессор, доктор искусствоведения, автор множества научных книг по этнической музыке, собиратель фольклора, уникальный знаток-специалист, владеющий самой современной методологией, дешифровавший тысячи народных песен Кубани и Сибири...

    Хормейстер? Артист, прошедший школу великого Владимира Минина, достигший вершин мастерства, требовательный и жесткий предводитель Кубанского казачьего хора, вот уже третье десятилетие находящегося в звездном отрыве от аналогичных коллективов, исколесившего земной шар вдоль и поперек по нескольку раз...

    Композитор? Русский рапсод, чьи песни люди, со слезами на глазах, слушают стоя. И всё это равнозначительно, равновелико. Итак, ответа нет. От фантастики к факту — перед нами человек, живущий тремя жизнями. От себя добавлю: это только те три жизни, которые на виду.

    Я же знаю и про четвертую, и про пятую... Знаю о напряженных духовных, этических исканиях Захарченко, об изучении им философии и теологии, о его глубочайших познаниях в области русской классической литературы, о его пламенной любви к симфонической музыке, о его преклонении перед искусством Бетховена, Шуберта, Чайковского, Прокофьева... А в начале, там, в родной Дядьковской, был баян, политый слезами детского восторга. И была мечта. Никакая не "американская", с зелёным отливом, а стопроцентно наша, русская. Смотрите, ребята, думайте.

    Феникс


    Всю свою творческую жизнь, начиная со славного, чуть нами подзабытого, сибирского десятилетия, Виктор Захарченко сочиняет песни. Были и заметные удачи, например, "Хлеб — всему голова", случались и полу-удачи... Не забудем, то были советские годы — с неусыпным партийным надзором. Но вопреки всему песенный источник не иссякал.

    В середине девяностых произошло страшное несчастье. Захарченко попал в аварию. Жизнь висела на волоске. Текли месяцы и месяцы сущего мученичества. Излечение шло тяжело, страдания были запредельны. Другой на месте Захарченко давно, что называется, загнулся бы. Но Захарченко, как Феникс, восстаёт из пепла. Восстаёт преображённым, духовно просветлённым, всем сердцем обращенным к Богу. Жизнь и Истина воссияли перед ним первозданным светом. Свершилось чудо. Будто некая мистическая преграда пала — и хлынул мощнейший водопад, песенное наводнение, поток, сметающий всё на своем пути. Словно Кто-то водит рукой композитора — песня рождается за песней. Ни одной неудачи! Шедевр за шедевром. Взрывные мелодии, потрясающие музыкальные идеи, бьющее ключом вдохновение! И это происходит тогда, когда композиторское песенное творчество в отечестве окончательно сдало позиции под натиском поп-культуры! Нет, это не старая история про Дон Кихота. Другой случай, совсем новый.

    На наших глазах вершится духовное событие национального значения. Кажется даже, что вся предшествующая жизнь Виктора Захарченко была лишь приготовительной прелюдией к этому акту всесокрушающего творчества. Но это было бы несправедливо — слишком уж хороша, красива прелюдия.

    Песенная симфония


    Виктор Захарченко не просто песни пишет. Он создаёт песенную симфонию ошеломляющей философской глубины. Отвергнув случайные песенные тексты, Захарченко приникает к роднику русской поэтической традиции. Блок, Тютчев, Пушкин, Есенин, Цветаева, Лермонтов, Дельвиг, Некрасов, Рубцов, Алексей Толстой, Северянин сами по себе способны сообщить песне иные, многомерные параметры. Казалось бы, используй, твори, пожинай лавры. Однако наш композитор — мудрый Нестор от фольклора — вовсе не собирается эксплуатировать классическую поэзию. Захарченко делает тонкий ход. Он отыскивает музыкальный ключ к русским поэтам не на путях чисто композиторской интерпретации текстов, но применяет к ним фольклорный метод освоения, помня, что стихи Полонского и Некрасова, Пушкина и Лермонтова частично уже распеты народом.

    Творчески используя этот опыт фольклора, композитор дает поэтам музыкальное толкование внеличное, вводит их в некий универсум народного сознания, растворяя их индивидуальное во всеобщем. С одной стороны, композитор "умирает" в поэте, а с другой, поэт рассеивается, оплодотворяя народное. Возникает симфоническая по своей сложности концепция.

    Корни Песенной симфонии Виктора Захарченко питаются от глубин его личности, интеллекта, духовного опыта, богатство которых дает ему право обратиться напрямую к нации. В своей Симфонии Захарченко, не пророчествуя и не влезая на котурны, выступает как мощный интегратор национального духа. Он говорит с людьми словно на их языке, прямо, не хитря, используя чёткие, афористически краткие формы высказывания — и одерживает впечатляющую художественную победу. Только, пожалуй, однажды, в песнях на стихи своего недавнего современника Николая Рубцова, прорывается у Захарченко своё, обжигающе личное. Эту ноту сердечной, чисто захарченковской, боли за нынешний день русских людей — забыть нельзя. Это как голос от автора, вдруг раздавшийся посреди симфонии во внезапно наступившей тишине.

    Другая боль Виктора Захарченко — потомственного черноморского казака, для которого неразделимы русское и украинское — отрыв Украины от России. Трещина прошла прямо по его сердцу. Может быть, поэтому самое им выстраданное — песни на стихи Тараса Шевченко и Леси Украинки, — песни, исторгающие слезы у русских и подымающие на ноги тысячные аудитории на Украине. Кто как не простые люди России и Украины, в отличие от своих политиков, горюют о безумии и абсурде нашего разрыва? Поздравляю всех живущих в России сегодня. Творчество композитора Виктора Захарченко — чудо нечаянное, явленное русским духом на рубеже ХХ-го и XXI-гo веков.

    Дядьковской повезло, что у нее есть Захарченко!

    Об агропромышленном комбинате «Кубань-ЛюКС» наша газета неоднократно писала за последние пять лет. Его руководитель Николай Владимирович Лютый за высокие показатели коллектива, активную гражданскую позицию в ходе читательского референдума, проведенного «Вольной Кубанью», был признан «Человеком года-2004» в номинации «Лидеры АПК». И сегодня хозяйство мощно набирает обороты. Урожайность зерновых, к примеру, сейчас держится на уровне 60 центнеров. В развитие животноводства только за последнее время направлено семь миллионов рублей, и дальше решено наращивать вложение средств, считая прежде всего молочную отрасль наиболее перспективной. И тем не менее при очередной встрече с Н.В. Лютым мы договорились не поднимать в беседе производственные вопросы, а поговорить об отношении людей к делу, их семейных заботах, отношении к своей малой родине, ее истории...

    Повод и тему разговора долго искать не пришлось. Через девять месяцев, в марте 2008 года. Герой труда Кубани, народный артист России профессор Виктор Гаврилович Захарченко отметит свое 70-летие. Не найдется, пожалуй, в Дядьковской такого человека, который бы не гордился тем, что руководитель известного на весь мир Кубанского казачьего хора родился и вырос в этой станице, прославил ее незаурядным талантом, огромной любовью и почитанием своей малой родины, давшей путевку в большую жизнь, принесшей всероссийскую славу. Беседу мы вели долго и неторопливо, и я успела ее записать.

    Вот что из этого получилось.

    Меня часто знакомые бизнесмены донимают уп­реками. Зачем, мол, в хо­зяйстве, имеющем чуть больше семи тысяч гектаров пашни, Одержать такую уйму работников? Я и сам пони­маю, что мы вполне могли бы справиться со всеми делами, имея 150, а не 600 человек…. Но куда деваться тем, которые оказались бы за воротами сельхоз-предприятия?
    В Кореновск или Красно­дар на работу каждый день не наездишься. Заводить личное подсобное хозяй­ство? Да, многие станични­ки так и поступают. Но при нынешних ценах на свини­ну и высокой стоимости зернофуража можно в дол­говую яму попасть. Остает­ся одно - воровать в хо­зяйстве... Но за это и поса­дить могут.

    Согласен: сокращать персонал в любом случае рано или поздно придется. Ведь только так я смогу по­высить людям зарплату в два-три раза. Но принимать непопулярное решение од­ним махом все же не тороп­люсь. Намерен провести ре­организацию, как принято говорить, эволюционным путем.

    Уже треть вспомогатель­ных производств АПК пере­шли на хозрасчет, самооку­паемость. Теперь они сами вольны решать, сколько че­ловек оставить. Потихонь­ку избавляются от баллас­та без моего администра­тивного вмешательства. И для дела польза, и мне хо­рошо. Меньше недоброже­лателей будет в станице. Думаю, за год-полтора вдвое таким образом удас­тся сократить численный состав хозяйства.

    «Кубань-ЛюКС» - гра­дообразующее предприя­тие. И, естественно, меня как коренного жителя Дядьковской, родившегося здесь, волнует внешний об­лик станицы. Вместе с гла­вами муниципального обра­зования и сельского поселения Владимиром Никола­евичем Рудником и Алек­сандром Михайловичем Сенченко, специалистами и депутатами стараемся при­вить людям любовь к своей малой родине. У многих - идеальный порядок на под­ворье. Надо теперь, говорим сельчанам, и в целом в станице порядок навести, благоустроить ее общими силами.

    В этих вопросах приме­ром для меня служит быв­ший председатель колхоза «Маяк коммунизма», на землях которого базирует­ся сейчас наше хозяйство, Василий Андреевич Оста­пенко. Это он начинал ас­фальтировать улицы в Дядь-ковской, построил велико­лепный Дом культуры, доб­ротные кирпичные дома для людей, думал о духовном общении станичников по­средством привлечения" их в кружки народного творчества, спортивные секции. Боюсь ошибиться, но Ос­тапенко сыграл не после­днюю роль в судьбе В.Г. Захарченко, который при нем был душой и мотором агитбригады, так часто встречающейся с полевода­ми и животноводами.

    Виктор Гаврилович для дядьковчан - больше чем земляк. Наша гордость, пу­теводная звезда, если хоти­те. Не стану говорить за всех. О своем отношении к нему, к его творчеству скажу.

    Песни Кубанского каза­чьего хора - это глоток прохладной родниковой воды в жару. Слушаешь их - и обо всем забываешь. Написаны они на слова рус­ских поэтов, а в них, как правило, глубочайший смысл. Особенно в после­дних произведения.
    Льется музыка, чудная песня, кажется, душу тебе выворачивает, аж кожа пу­пырышками покрывается. Сидишь как загипнотизиро­ванный, впитываешь в себя чарующие звуки. Вот за это, за глубину народного твор­чества, и ценят люди Виктора Гавриловича и в России, и на Украине, и на всем пространстве большого Советского Союза.

    Думаю, о таких уникальных личностях мы должны говорить в полный голос при жизни. Мало кто знает, насколько прост в житейских буднях Захарченко. Не простачок, вовсе нет. У него одна манера общения и с руководителями большого ранга, и с рядовыми меха­низаторами, и со станичны­ми бабушками. Говорит с че­ловеком всегда задушевно, независимо от того, какое у того образование, какой пост занимает.

    К тому же очень скром­ный, чему порой поража­ешься. «Мне ничего не надо, помогите родной ста­нице», - отвечает обычно, когда ему задают вопрос: «В чем нуждаетесь?».

    Но краевые власти все же рассудили мудро. С лег­кой руки вице-губернатора Галины Дмитриевны Золиной и при поддержке Алек­сандра Николаевича Ткаче­ва было принято решение о проведении в честь 70-летия руководителя Кубан­ского казачьего хора фес­тиваля народного творче­ства в Дядьковской. Мы, в свою очередь, вместе с му­ниципальной и сельской властью откроем к этой зна­менательной дате музей имени Захарченко.

    В первую очередь будет приведен в порядок станич­ный Дом культуры, который основательно обветшал. На его реконструкцию понадо­бится не один миллион руб­лей, и конечно же, ни бюд­жет района, ни хозяйство не смогли бы выдержать такой финансовый прессинг. Деньги удалось изыскать в краевом бюджете.

    ДК - это не просто очаг культуры. Здесь, как и в се­мье, формируется идейный, духовный стержень наших детей, они приобщаются к прекрасному. И я рад тому, что руководитель департа­мента Наталья Георгиевна Пугачева поддержала идею об открытии здесь школы искусств, бальных танцев. Важно для нас сохранить и дом, в котором когда-то жил В.Г. Захарченко. Прав­да, домом его можно на­звать с большой натяжкой. Родители-то не шибко богатые были. «Хаткой нызэнькой пид камышом» была когда-то. мы ее выкупи у нынешнего хозяина, передали в муниципаль­ную собственность. Вместе с В.Н. Рудником заказали проект, чтобы дом-музей нашего именитого земляка продержался долго. Станет он своего рода школой вос­питания, напоминанием о казачьем укладе жизни, ку­банском творчестве, памя­тью истории станицы.

    Дядьковской повезло, что у нее есть Захарченко. Но мне кажется, что и в большинстве других станиц могут быть подобные музеи, центры - назовите как хо­тите, где будут собраны ма­териалы об именитых зем­ляках именно этого насе­ленного пункта. О космо­навтах, полководцах, уче­ных, медиках, Героях Со­юза, России и Кубани, круп­ных руководителях, знат­ных хлеборобах и так да­лее - как уже отсутствую­щих, так и ныне живущих. Давайте в их честь откры­вать музеи, учить детей на достойном примере, на ис­тории родного края, каза­чьих традициях...

    Для меня тема прошло­го - самая больная. Одно скажу: его переписывать ни­кому не позволено. Да, были в истории государства Российского и цари, и Ле­нин, и Сталин, и голодомор. Но мы уважать должны все периоды жизни наших да­леких и близких предков, если хотим, чтобы нас ува­жали наши дети. Уважать, уроки, пусть и горькие, из­влекать, а не опошлять.

    Считаю вандализмом на государственном уровне по­пытки некоторых депутатов Госдумы убрать со Знамени Победы серп и молот. Не могли, что ли, извилины на­прячь и сообразить, что серп олицетворяет все кре­стьянство, а молот - ра­бочих, вместе с доблестной нашей армией освободив­ших страну от нечисти? Вот когда закончится подобная вакханалия, тогда и окреп­нет наша вера в будущее, ибо оно неразрывно связа­но с прошлым.

    А так что получается? Мои отец и мать всю жизнь за «палочки» в коллектив­ном хозяйстве проработали, а я должен им сказать, что колхозы - темное про­шлое? Жизнь родителей пе­речеркнуть? И кто меня ум­ным назовет?! И как я могу быть уверен в том, что лет через двадцать-тридцать мои сыновья или внуки не обвинят меня в «отсталос­ти», решив, что АПК - чер­ное пятно в истории Куба­ни?

    К счастью, кубанцы народ мудрый, не плюют в колодец. А еще - самобытный и не­множко консервативный. Вспоминается в связи с этим забавный случай, услышан­ный от батьки своего.
    Когда-то партийное на­чальство хотело через Дядьковскую железную до­рогу проложить. Старики собрались и решили: «Нэ будэ цього». Не нужно, мол, наших коров пугать и кур давить. Прислушались. Же­лезную дорогу отодвинули в сторону Медведовской.
    Да, самобытен наш ку­банский народ, сам себя со­творивший. Были мы и остаемся и воинами, и хлебо­пашцами.

    У меня иногда спраши­вают: умею ли я красиво жить? Не знаю, что задаю­щий вопрос вкладывает в это понятие... Если отдых в Куршавеле, трехэтажный особняк с бассейном и кучу любовниц - то не умею. В моем понимании красота жизни заключена в высокой духовности человека, в любви и сострадании к ближнему.

    У Виктора Гаврилови­ча Захарченко есть очень хорошая песня. Смысл ее примерно такой. Сын отпро­сился у матери, поехал, по­смотрел, что творится в России... Вернулся домой и рассказывает: «Матушка, родная, гибнет наша стра­на, разваливается, вороги ее одолели поганые». «Нет сынок, то не вороги, что ты видел. Вороги - это те, кто веру нашу православную продал», - ответила мать.

    А чтобы не появилось в наших рядах, среди нашего будущего поколения подоб­ных отщепенцев, мы долж­ны серьезно заниматься вос­питанием своих детей, учить их своим примером жизни и таких людей, как наш про­славленный земляк Виктор Гаврилович Захарченко.

    Откровения Николая Лютого записала

    Галина АЗАРОВА. Спецкор «Вольной Кубани». ст. Дядьковская, Кореновский район.