Что объединяет повести олеся и гранатовый браслет. Александр КупринГранатовый браслет

Любовь хотя бы раз в своей жизни испытал каждый человек – будь-то любовь к матери или отцу, мужчине или женщине, своему ребенку или другу. Благодаря этому всепоглощающему чувству люди становятся более добрыми, душевными. Тема любви затрагивается в творчестве многих великих писателей и поэтов, именно она вдохновила их на создание своих бессмертных произведений.

Великий русский писатель А. И. Куприн написал ряд произведений, в которых воспел чистую, идеальную, возвышенную любовь. Под пером А.И.Куприна

Родились такие замечательные произведения, как рассказы Гранатовый браслет», «Суламифь », «Олеся », «Поединок» и многие другие, которые посвящены этому светлому чувству. В этих произведениях писатель показал любовь разного характера и разных людей, но суть ее неизменна – она безгранична.

В повести «Олеся », написанной А.И.Куприным в 1898 году, показана всепоглощающая любовь Олеси , девушки из глухой полесской деревушки, к барину Ивану Тимофеевичу. Во время охоты Иван Тимофеевич знакомится с Олесей , внучкой ведьмы Мануйлихи . Девушка завораживает его своей красотой, восхищает гордостью и самоуверенностью. А Иван Тимофеевич привлекает Олесю своей добротой и интеллигентностью. Главные герои влюбляются друг в друга, целиком отдаваясь своему чувству.

Влюбленная Олеся проявляет свои наилучшие качества – чуткость, деликатность, наблюдательность, врожденный ум и подсознательные знания жизненных тайн. Ради своей любви она готова на все. Но это чувство сделало Олесю беззащитной, приведя ее к гибели. В сравнении с любовью Олеси чувство Ивана Тимофеевича к ней скорее похоже на мимолетное влечение.

Предложив девушке руку и сердце, главный герой подразумевает, что Олеся , которая жить не может вдали от природы, переедет к нему в город. Ваня даже не думает отказаться от цивилизации ради Олеси . Он оказался слабым, смирился со сложившимися обстоятельствами и не предпринял никаких действий, чтобы быть вместе с возлюбленной.
В рассказе «Гранатовый браслет» любовь представлена как безответное, бескорыстное, романтическое чувство, которое испытывает главный герой Желтков, мелкий служащий, к княгине Вере Николаевне Шеиной.

Смыслом жизни Желткова стали его письма к любимой женщине, полные чистой, самоотверженной любви. Муж княгини, справедливый и добрый человек, с сочувствием относится к Желткову и, отбросив всякие предрассудки, проявляет уважение к его чувствам. Однако Желтков, осознав несбыточность своей мечты и потеряв всякую надежду на взаимность, совершает самоубийство.

При этом даже в последние минуты своей жизни он думает лишь о своей возлюбленной. И только после смерти главного героя к Вере Николаевне приходит осознание того, что «любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Это произведение является глубоко трагичным и говорит о том, как важно вовремя понять любовь другого человека и ответить ему взаимностью.

В своих произведениях А.И.Куприн продемонстрировал любовь как искреннее, преданное и бескорыстное чувство. Это чувство – мечта каждого человека, ради которой можно пожертвовать всем. Это вечная всепобеждающая любовь, которая сделает людей счастливыми и добрыми, а окружающий мир прекрасным.

Поисковая деятельность учащихся при изучении произведений А.И. Куприна «Олеся», «Гранатовый браслет»

Я иду на урок

Ольга СУХАРИНА

Ольга Николаевна СУХАРИНА (1965) - учитель русского языка и литературы школы № 71 г. Екатеринбурга.

Поисковая деятельность учащихся при изучении произведений А.И. Куприна «Олеся», «Гранатовый браслет»

Уроки по творчеству А.И. Куприна можно начать с лекционного изложения материала. Учитель даёт обзор творческого пути писателя, сопоставляя его с творчеством И.А. Бунина. Цель сопоставления - пригласить учащихся к поиску. Проблемный вопрос может прозвучать и в начале разговора о Куприне, и в конце изложения материала о творчестве писателя.

На последующих уроках я уделяю много внимания поисковой деятельности учеников . Для этого я продумываю систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, вопросы должны вызвать интеллектуальные затруднения у учащихся и целенаправленный мыслительный поиск. Преподаватель может придумать косвенные подсказки и наводящие вопросы, может сам подытожить главное, опираясь на ответы учеников. Возможно, что учитель не даёт готового ответа, задача наставника - привлечь ученика к сотрудничеству.

Примерные вопросы и задания проблемного поиска при изучении рассказа «Гранатовый браслет»:

Как пейзаж помогает понять настроение и внутренний мир Веры Николаевны?

Насколько важен образ генерала Аносова в произведении?

Дать сопоставительный анализ описания именин Веры и описания комнатки Желткова.

Сравните подарки гостей с подарком Желткова. Смысл сравнения?

Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль играет в создании этого настроения музыка?

Поисковый метод опирается на следующие формы деятельности:

Работа с текстом;

Выбор цитат;

Анализ текста:

целостный анализ,

анализ эпизода,

сопоставительный анализ;

Выявление художественных особенностей текста.

К каждому вопросу я советую ученикам собирать материал, собранную информацию мы оформляем в виде схем.

При разборе повести «Олеся» мы размышляли над таким вопросом: “Иван Тимофеевич - человек добрый, но слабый. Верно ли такое высказывание?” Привожу примеры подобных рассуждений, оформленных в виде схем.

Вывод. Чувства Ивана Тимофеевича оказались слишком слабыми. Не сумел защитить свою любовь. Может быть, не было той настоящей любви, которая затмила бы сомнения и помогла пережить все беды и горести.

Вывод. Олеся способна на чувства более сильные, чем её избранник. Для героини любовь стала жизнью; Иван Тимофеевич это чувство сберечь не смог и не захотел.

Генерал Аносов о Желткове: “ Безумец… Может быть, твой жизненный путь пересекла, Верочка, именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”.

Князь Шеин о Желткове: “Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать… Я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души…”

Вывод. Куприн показывает благородство души простого человека, его способность к глубокому, возвышенному чувству. Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь Желткова, та, которая бывает “раз в тысячу лет”, осталась бессмертна. Именно такая любовь воспета Куприным.

Ассоциативный ряд: холодный - высокомерный - гордый - надменный - аристократический

2. Если холод с самого начала концентрируется вокруг главной героини, как это характеризует особенности её восприятия жизни ?

Непогода сменится теплыми днями

Лето сменится осенью

Молодость - старостью

Самые красивые цветы обречены на увядание и смерть

Способна ли княгиня Вера почувствовать неуловимый ход времени?

3. Отношение Веры к природе:

море - “Когда я первый раз вижу море, оно меня радует и поражает”

“Когда привыкну к нему, я скучаю, глядя на него…”;

лес (сосны, мхи, мухоморы) - сравнение:

Вывод. Куприн проводит параллель между описанием осеннего сада и внутренним состоянием героини. “Деревья успокоились, покорно роняли жёлтые листья”. В таком равнодушном состоянии пребывает героиня: со всеми строго проста, холодно любезна.

Финал рассказа: “Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и заплакала. Деревья мягко сотрясались. Налетел лёгкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел листьями…”

Любовь Олеси - сильное, глубокое, самоотверженное чувство

По повести А.И. Куприна «Олеся»

Любовь-испытание:

Олеся для окружающих чужая;

Смелая, свободная;

Стремится к добру;

Не боится жить в согласии со своим сердцем, поэтому ей суждено видеть дальше, чувствовать тоньше, чем её осторожному избраннику;

Стремится к добру;

Любовь - это главный смысл жизни.

Олеся и Иван Тимофеевич

Через сопоставление с Иваном Тимофеевичем, начинающим писателем, Куприн позволит увидеть в Олесе главное:

Иван любуется не только внешней красотой Олеси, но и внутренней;

Важно не только уметь видеть, но и желание видеть;

Вывод. Жизнь научила Ивана Тимофеевича постоянно контролировать свои душевные порывы, не научила задумываться о последствиях. “Человек добрый, но слабый”, он не способен на настоящую любовь. Права оказалась Олеся: “Никого вы сердцем не полюбите, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесёте”.

Только в единении с природой человек способен достигнуть духовной красоты и благородства.

Нитка красных бус Олеси:

Это память о любви;

Это символ её чистого чувства;

Это сила её негаснущей любви;

Каждая бусинка - это огонёк любви.

Поисковая деятельность подготавливает переход к самостоятельной исследовательской деятельности .

Учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают её в написании творческих работ (сочинения) или в рефератах. Важен тот материал, который собрали сами дети в результате поисковой деятельности. Важно не растерять этот материал, скопить его, систематизировать. Итогом работы над произведением является написание сочинения. В основе сочинения и будет тот материал, опорные схемы, отражающие работу во время поисковой деятельности учащихся. Каждая схема - это основа сочинения, раскрытие мысли, результат проделанной работы, это личность ученика, его восприятие прочитанного.

Тема любви часто затрагивается в творчестве А.И. Куприна. Это чувство раскрывается в его произведениях по-разному, но, как правило, оно трагично. Особенно ярко трагичность любви мы можем увидеть в двух его произведениях: «Олеся» и «Гранатовый браслет».
Повесть «Олеся» - раннее произведение Куприна, написанное в 1898 году. Здесь можно увидеть черты романтизма, ведь писатель показывает свою героиню вне воздействий общества, цивилизаций.
Олеся – человек чистой души. Она выросла в лесу, ей свойственны природная естественность, доброта, душевность. Героиня живет лишь по велениям своего сердца, ей чуждо притворство, неискренность, она не умеет переступать через свои подлинные желания.
Олеся встречает в своей жизни человека из совсем другого мира. Иван Тимофеевич – начинающий писатель, городской интеллигент. Между героями зарождается чувство, которое в дальнейшем помогает раскрыть сущность их характеров. Перед нами предстает драма неравной любви персонажей. Олеся – девушка искренняя, она любит Ивана Тимофеевича всей душой. Искреннее чувство делает девушку сильнее, она готова ради возлюбленного преодолеть все преграды. Иван Тимофеевич же, несмотря на свои положительные качества, испорчен цивилизацией, развращен обществом. Этот добрый, но слабый человек с «ленивым» сердцем, нерешительный и осторожный, не может встать выше предрассудков своей среды. В его душе есть какой-то изъян, он не может с головой отдаться тому сильному чувству, которое захватило его. Иван Тимофеевич не способен на благородство, он не умеет заботиться о других, его душа полна эгоизма. Особенно ярко это заметно в момент, когда он ставит Олесю перед выбором. Иван Тимофеевич готов заставить выбирать Олесю между собой и бабушкой, он не подумал, чем может закончиться стремление Олеси пойти в церковь, герой дает возможность своей возлюбленной убедить себя в необходимости их расставания и так далее.
Такое эгоистичное поведение героя становится причиной настоящей трагедии в жизни девушки, да и самого Ивана Тимофеевича. Олеся и ее бабушка вынуждены покинуть деревню, потому что им грозит реальная опасность со стороны местных жителей. Жизнь этих героев оказывается во многом разрушенной, не говоря уже о сердце Олеси, которая искренне любила Ивана Тимофеевича.
В этой повести мы видим трагедию расхождения подлинного, природного чувства и чувства, впитавшего в себя черты цивилизации.
Рассказ «Гранатовый браслет», написанный в 1907 году, повествует нам о подлинной, сильной, безусловной, но безответной любви. Стоит заметить, что в основе этого произведения лежат реальные события из семейных хроник князей Туган-Барановских. Этот рассказ стал одним из самых известных и глубоких произведений о любви в русской литературе.
Перед нами типичные представители аристократии начала 20 века, семья Шеиных. Вера Николаевна Шеина – красивая светская дама, в меру счастлива в браке, живет спокойной, достойной жизнью. Ее муж, князь Шеин, довольно приятный человек, Вера уважает его, ей с ним комфортно, но с самого начала у читателя создается впечатление, что героиня его не любит.
Спокойное течение жизни этих персонажей нарушают только письма от анонимного поклонника Веры Николаевны, некоего Г.С.Ж. Брат героини презрительно относится к браку, не верит в любовь, поэтому он готов прилюдно высмеивать этого незадачливого Г.С.Ж. Но, присмотревшись повнимательней, читатель понимает, что только этот тайный поклонник княгини Веры является подлинным сокровищем среди пошлых, разучившихся любить людишек. «..любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения», - такими словами генерала Аносова передает Куприн современное ему положение вещей.
Поклонником Веры Николаевны оказывается мелкий чиновник Желтков. Однажды в его жизни произошла роковая встреча – Желтков увидел Веру Николаевну Шеину. Он даже не разговаривал с этой, незамужней еще тогда, барышней. Да и как бы он посмел - слишком неравным было их социальное положение. Но человеку не подвластны чувства такой силы, он не способен контролировать жизнь своего сердца. Любовь настолько захватила Желткова, что стала смыслом всего его существования. Из прощального письма этого человека мы узнаем, что его чувство – это «благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».
От самого героя мы узнаем, что чувство это – не следствие душевной болезни. Ведь в ответ на свои эмоции ему не нужно было ничего. Пожалуй, это абсолютная, безусловная любовь. Чувства Желткова настолько сильны, что он добровольно уходит из жизни, лишь бы не мешать Вере Николаевне. Уже после смерти героя, под самый конец произведения, княгиня начинает смутно осознавать, что не сумела вовремя разглядеть в своей жизни что-то очень важное. Недаром в конце рассказа, слушая сонату Бетховена, героиня плачет: «Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала». Мне кажется, что эти слезы – тоска героини по настоящей любви, о которой люди так часто забывают.
Любовь в восприятии Куприна часто трагична. Но, пожалуй, только лишь это чувство способно придать смысл человеческому существованию. Можно сказать, что писатель проверяет любовью своих героев. Сильные люди (такие как Желтков, Олеся) благодаря этому чувству начинают светиться изнутри, они способны нести любовь в своем сердце, не смотря ни на что.

Тема любви – наверное наиболее часто затрагиваемая в литературе, да и в искусстве вообще. Именно любовь вдохновляла величайших творцов всех времен на создание бессмертных произведений. В творчестве многих писателей эта тема является ключевой, к их числу принадлежит и А. И. Куприн, чьи три основных произведения – «Олеся», «Суламифь» и «Гранатовый браслет» - посвящены любви, представленной однако автором в разных проявлениях.

Наверное нет более загадочного, прекрасного и всепоглощающего чувства, знакомого всем без исключения, чем любовь, ведь с самого рождения человек уже любим своими родителями и сам испытывает, пусть безотчетно, ответные чувства. Однако для каждого любовь имеет свой особенный смысл, в каждом своем проявлении она неодинакова, уникальна. В этих трех произведениях автор изобразил это чувство с позиций различных людей и у каждого из них оно имеет разный характер, при этом суть ее остается неизменной – она не знает границ.

В рассказе «Олеся», написанной в 1898 году, Куприн описывает глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья, куда судьба забросила Ивана Тимофеевича, "барина", городской интеллигента. Судьба сводит его с внучкой местной колдуньи Мануйлихи, Олесей, которая завораживает его своей необычайной красотой. Это красота не светской дамы, а дикой лани, живущей на лоне природы. Однако не только внешность привлекает Ивана Тимофеевича в Олесе: Молодой человек восхищён самоуверенностью, гордостью и дерзостью девушки. Выросшая в глубине лесов и почти не общаясь с людьми, она привыкла относиться к незнакомым людям с большой осторожностью, однако встретившись с Иваном Тимофеевичем, она постепенно влюбляется в него. Тот подкупает девушку своей непринуждённостью, добротой, интеллигентностью, ведь для Олеси все это необычно, ново. Девушка очень рада, когда молодой гость часто навещает её. В один из таких визитов она, гадая по его руке, характеризует читателю главного героя как человека «хотя и доброго, но только слабого», признаётся, что доброта его «не сердечная». Что сердце у него «холодное, ленивое», и той, которую он “будет его любить” , принесёт он, хотя и невольно, “много зла”. Таким образом, со слов юной гадалки, Иван Тимофеевич предстаёт перед нами как эгоист, человек, неспособный к глубоким душевным переживаниям. Однако, несмотря ни на что, молодые люди влюбляются друг в друга, полностью отдаваясь этому всепоглощающему чувству. Влюбляясь, Олеся проявляет свои чуткую деликатность, врождённый ум, наблюдательность и такт, её инстинктивные знания тайн жизни. Более того, её любовь открывает огромную силу страсти и самоотверженности, обнаруживает в ней великий человеческий талант понимания и великодушия. Олеся готова на всё ради своей любви: пойти в церковь, терпя издевательства деревенских жителей, найти в себе силы уйти, оставив после себя лишь нитку дешёвых красных бус, представляющих собой символ вечной любви и преданности. Образ Олеси для Куприна является идеалом открытого, самоотверженного, глубокого характера. Любовь возвышает её над окружающими, даря ей радость, но в то же время делая ее беззащитной, ведёт к неизбежной гибели. По сравнению с великой любовью Олеси даже чувство Ивана Тимофеевича к ней во многом проигрывает. Его любовь более похожа порой на мимолетное увлечение. Он понимает, что девушка не сможет жить вне природы, окружающей ее здесь, но все же, предлагая ей руку и сердце, подразумевает, что она будет жить с ним в городе. При этом, он не задумывается о возможности отказаться от цивилизации, оставшись жить ради Олеси здесь, в глуши.

Он смиряется с положением, даже не делая попыток изменить что-либо, бросив вызов сложившимся обстоятельствам. Наверное, будь то настоящая любовь, Иван Тимофеевич разыскал бы возлюбленную, сделав для этого все возможное, но, к сожалению, он так и не понял, что упустил.

Тему взаимной и счастливой любви А. И. Куприн раскрыл и в рассказе «Суламифь», повествующем о безграничной любви богатейшего царя Соломона и бедной рабыни Суламифь, работающей на виноградниках. Непоколебимо крепкое и страстное чувство поднимает их выше материальных различий, стирая границы, разделяющие влюбленных, еще раз доказывая силу и мощь любви. Однако, в финале произведения автор разрушает благополучие своих героев, убивая Суламифь и оставляя Соломона в одиночестве. По мнению Куприна, любовь - это светлая вспышка, открывающая духовную ценность человеческой личности, пробуждающая в ней всё лучшее, что скрыто до поры в глубине души.

Совсем иную любовь изображает Куприн в рассказе «Гранатовый браслет». Глубокое чувство главного героя Желткова, мелкого служащего, «маленького человечка» к светской даме княгине Вере Николаевне Шеиной приносит ему столько страданий и мук, так как любовь его безответна и безнадежна, сколько и наслаждения, поскольку она возвышает его, волнуя душу и даря радость. Скорее даже не любовь, а обожание, оно столь сильно и безотчетно, что даже насмешки не умаляют ее. В конце концов, осознав несбыточность своей прекрасной мечты и потеряв надежду на взаимность в своей любви, а также во многом под давлением окружающих Желтков решает покончить жизнь самоубийством, но даже в последний миг все его мысли лишь о возлюбленной, и, даже уходя из жизни, он продолжает боготворить Веру Николаевну, обращаясь к ней словно к божеству: "Да святится имя Твое". Лишь после смерти героя та, в которую он был так безнадежно влюблен осознает, “что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё”, жаль что слишком поздно. Произведение глубоко трагично, автор показывает, как важно вовремя не только понять другого, но и, взглянув в свою душу, быть может найти там ответные чувства. В "Гранатовом браслете" есть слова о том, что "любовь должна быть трагедией"; мне кажется, что автор хотел сказать, что прежде чем человек осознает, духовно дойдет до того уровня, когда любовь – это счастье, наслаждение, он должен пройти через все те трудности и невзгоды, что так или иначе сопряжены с ней.

Настоящая любовь - любовь чистая, возвышенная, всепоглощающая.
Такая любовь изображена во многих произведениях А. И. Куприна: «Гранатовый браслет», «Суламифь», «Олеся». Все три повести заканчиваются трагически: «Гранатовый браслет» и «Суламифь» разрешаются гибелью главных героев, в « Олесе» сюжетное действие заканчивается расставанием Олеси и рассказчика. По Куприну, истинная любовь обречена, потому что ей нет места в этом мире, - она всегда будет осуждаться в порочной общественной среде.
В «Олесе» препятствием для любви героев явились их социальные различия и предрассудки общества. Олеся - девушка, родившаяся и всю юность проведшая в полесских чащобах, дикая, необразованная, чуждающаяся людей. Местные жители считали её ведьмой, презирали, ненавидели (показателен оказанный ей жестокий приём у церковной ограды). Олеся не отвечала им взаимной ненавистью, она просто опасалась их и предпочитала уединение. Однако к рассказчику она прониклась доверием с первой встречи; их обоюдное влечение стремительно возрастало и постепенно переросло в настоящее чувство.
Рассказчика (Ивана) поразило в ней сочетание естественности, «лесной души», и благородства, «конечно, в лучшем смысле этого довольно пошлого слова». Олеся никогда не училась, не умела даже читать, однако говорила красноречиво и складно, «не хуже настоящей барышни». И главное, что привлекало его в полесской колдунье, это её тяготение к народным традициям, её сильный, волевой характер и свободолюбивая, чуткая и способная искренне любить душа. Олеся не умела притворствовать, поэтому её любовь не могла быть низменным порывом или маской. И герой питал к ней, такой искренней, подлинные чувства: он обрёл в девушке родственную душу, они без слов понимали друг друга. А настоящая любовь, как известно, строится на взаимопонимании.
Олеся любила Ивана самозабвенно, жертвенно. Боясь, что его осудит общество, девушка оставила его, отказалась от своего счастья, предпочтя его счастье. Каждый из героев выбрал благополучие другого. Но их личное счастье оказалось невозможным без взаимной любви. Это подтверждает финал повести: «Господи! Что же такое случилось?» - прошептал Иван, «входя с замиранием сердца в сени». Это был апогей несчастья героя.
Любовь соединила их навеки и навеки разлучила: только сильные чувства побудили Олесю покинуть Ивана, а Ивана - позволить ей это. Они не боялись за самих себя, но опасались друг за друга. Олеся ради Ивана отправилась в церковь, осознавая, что её ожидает там опасность. Но она не выдала своих опасений Ивану, чтобы не огорчить его. В сцене их последнего свидания она также не хотела огорчать возлюбленного, разочаровывать его, потому не поворачивалась к нему лицом до тех пор, пока он «с нежным умилением отнял её голову от подушки». Онавзывала: «Не смотри на меня... Прошу тебя... Гадкая я теперь...» Но Ивана не смутили длинные красные ссадины, избороздившие её лоб, щёки и шею, - он принимал её такой, какая она есть, он не отвернулся от неё, израненной, для него она и тогда являлась самой красивой. Он любил её безоговорочно и не отказывался от намерения жениться на ней. Но в жестоком обществе, закостенелом в предрассудках, это было невозможно.
Олеся была изгоем общества. Люди считали, что Олеся накликивает беду, ворожит, презирали и боялись её, а Иван верил ей. Даже когда она сама принялась уверять его, что обладает колдовской силой, он не сомневался, что она добрая и никому не способна причинить зло, что сила, заключенная в ней, - светлая, а сплетни о ней - суеверный вымысел. Он не мог подозревать Олесю в чём-либо дурном, он доверял ей, а значит, испытывал настоящую любовь, любовь, основанную на вере, надежде и всепрощении.
Олеся тоже готова была простить Ивана в любой ситуации, обвинить себя, но выгородить его (хотя именно из-за Ивана пошла в церковь, в произошедшем с ней несчастье она винила только себя). Слёзы и неумолимую дрожь в сердце у читателя вызывает ответ Олеси на просьбу героя простить его: «Да что ты!.. Что ты, милый?.. Как тебе не стыдно и думать об этом? Чем же ты виноват здесь? Всё я одна, глупая... Ну, чего я полезла в самом деле? Нет, солнышко, ты себя не вйновать...» Всю вину и всю ответственность за свершившееся девушка возлагала на себя. И за последующие действия -- тоже. Никогда ничего не боявшаяся Олеся вдруг испугалась... за Ивана. Иван неоднократно предлагал Олесе выйти за него замуж, высказывал ей заверения в их дальнейшем, счастливом и совместном, будущем, но девушка боялась подставить его под удар закона и молвы, бросить тень на его репутацию. А Иван в свою очередь пренебрегал репутацией во имя любви.
Их чувство не принесло им счастья, жертвы во имя друг друга - тоже. Слишком сильно довлело над ними общество. Но побороть их любовь никакие предрассудки не могли. Рассказчик после исчезновения Олеси говорит: «Сстеснённым, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты, как вдруг моё внимание привлёк яркий предмет, очевидно нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешёвых красных бус, известных в Полесье под названием "кораллов", - единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и её нежной, великодушной любви ». Эта незабвенная вещица символизировала для Ивана любовь Олеси, которую та даже после расставания стремилась передать ему.
Понятия «душа» и «любовь» для обоих героев были неразделимы, поэтому их любовь - чиста и непорочна, возвышенна и искренна, как и души - чистые, светлые. Любовь для них - творение души. Чувство, лишённое недоверия и ревности: «Ревновал ли ты меня?» - «Никогда, Олеся! Никогда!» Как можно было ревновать её, чистую и светлую Олесю?! Слишком возвышенной, сильной и крепкой была их взаимная любовь, чтобы допускать эгоистического инстинкта - ревности. Сама по себе их любовь исключала всё приземлённое, пошлое, банальное; герои любили не для себе, не свою любовь лелеяли, а отдавали души друг другу.
Такая любовь - вечная, но непонятая обществом, жертвенная, но не приносящая счастье, может быть дарована не многим и лишь раз в жизни. Потому что такая любовь - высшее проявление Человека. А человек рождается лишь однажды.