На чьем гербе есть дракон. Герб семьи значение символов
В последние годы многие семьи возвращаются к старым, забытым традициям и обзаводятся семейным гербом. У одних герб сложный, состоящий из множества вычурных элементов, у других простой и лаконичный. В любом случае герб семьи и значение символов должны нести смысловую нагрузку, отражая либо историю семьи, либо принципы и цели ее членов. Вне зависимости от масштабов герба – то ли это герб целого государства, то ли это фамильный герб – все они подчиняются основным правилам, которые можно узнать из книг по геральдике.
Символов в геральдике существуют сотни и сотни, но не все они имеют отношение к фамильным гербам, так как многие применяются, например, только для городов и крепостей, другие принадлежат правившим династиям. Мы хотим рассмотреть только те, которые можно использовать в гербе обычной (не монаршей) семьи.
Животные символы на гербах
- Бык – свидетельствует о трудолюбии, плодородии, терпеливости, а так же является символом скотоводства.
- Ворон – символизирует долголетие и прозорливость.
- Голубь – символ святого духа, чистоты и смирения.
- Грифон – мифическое существо полу-лев полуптица, символизирует могущество, силу, власть, бдительность.
- Дракон – символ могущества и силы.
- Единорог – в христианстве символизирует непорочность и чистоту, а так же непобедимость.
- Журавль – означает бдительность.
- Змея – символизирует осторожность, мудрость, добро. Если змея свернулась кольцом – то это символ здоровья, если схватила себя за хвост – вечность, бессмертие, если ползет – печали, если пьет из чаши – то это всем известный символ медицины, врачебного искусства.
- Кабан – обозначает могущество, бесстрашие.
- Кошка – символ независимости.
- Лев – символизирует силу, великодушие, власть, а так же предусмотрительность.
- Леопард – символ отваги в бою, стойкости.
- Медведь – знак силы и предусмотрительности.
- Овца – символизирует сельскую жизнь, доброту и кротость.
- Олень – знак воина, перед которым отступает неприятель.
- Орел – означает независимость, силу, великодушие, предусмотрительность и, конечно же, власть и господство.
- Пеликан – символизирует благотворительность, помощь, заботу, самопожертвование и бескорыстие.
- Петух – обозначает мужское начало, энергичность, силу, является символом бдительности, борьбы и боя.
- Пчела – знак неутомимости и трудолюбия.
- Гамаюн (райская птица) – символ мира, богатства, величия и благополучия.
- Собака – символизирует преданность, верность, послушание, бдительность.
- Сова – означает мудрость, сообразительность, расторопность.
- Сокол – знак ума, красоты, отваги.
- Феникс – символ возрождения и бессмертия.
Неодушевленные предметы на гербе семьи и их значение
- Десница (правая рука) – обозначает верность клятве, обещанию, присяге.
- Дубовый лист – символ прочности, силы, могущества и победы.
- Зеркало – знак общественной власти, правдивости, исполнения общественного долга, чистоты мыслей.
- Жезл меркурия – символизирует красноречие, острый ум, трудолюбие и является и является символом торговли.
- Книга – чаще всего раскрытая, знак знаний.
- Колос – обозначает богатство земли, земледелие.
- Корона – означает господство, власть.
- Лавровый венец – символизирует твердую славу, величие, нерушимость, победу.
- Лестница – знак больших возможностей для роста благосостояния, новых сфер развития.
- Меч – символ готовности к защите отчизны, рода от врагов. Если меч огненный – то это еще и знак духовного оружия, несущего добро и просвещение.
- Молот – обозначает усердный и тяжелый труд рабочих и ремесленников.
- Оливковая ветвь – знак мира, процветания.
- Посох – говорит о духовной власти, святительстве.
- Свеча – символизирует самозабвенное служение делу созидания. В христианской традиции огонь свечи обозначает Христа.
- Свиток – знак учености, свидетельствует об отношении к большой науке.
- Рука, держащая меч – обозначает верность воинскому долгу.
- Солнце – символизирует провидение, изобилие, истину и богатство.
- Факел – означает стремление к знаниям, правде, желание творить и духовное горение.
- Яйцо – обозначает начало жизни, надежду.
«В гербоведческой литературе имеются краткие высказывания о «змие» и «драконе». А.Б. Лакиер, касаясь западноевропейских гербовых фигур, писал о драконе как эмблеме «нечистой силы, язычества, невежества» в виде грифона с лапами, языком-жалом, крыльями летучей мыши и рыбьим хвостом».
«В центральном круглом медальоне знака (креста) ордена на розовом (с 30-х гг. XIX в. - красном) фоне помещалось изображение св. Георгия на коне, поражающего копьем змия.
Некоторыми это изображение неверно трактуется как борьба с драконом, но дракон в геральдике олицетворяет добро. Причину ошибки следует искать в том, что и дракон, и змий изображаются в геральдике крылатыми, но дракон - с двумя лапами, а змий - с четырьмя. Последняя тонкость, оставаясь незамеченной, и приводит к ошибочному трактованию изображения змия как дракона.»
Другое геральдическое значение дракона - неприкосновенность, неприкосновенность, девственность охраняемого объекта (сокровища, девы).
Русская геральдика обязана своим созданием царю Алексею Михайловичу. Если до него и существовали некоторые эмблемы, как, например, двуглавый орёл государственной печати, печати некоторых городов и т. п., то они не имели полноты и законченности, не приняли ещё постоянных геральдических форм.
Большое значение имел труд государева печатника, боярина Артамона Сергеевича Матвеева: «Всех великих князей московских и всея России самодержцев персоны и титла и печати» (1672). Он включал в себя гербы (по сути, еще «рисунки эмблем») 33 русских земель, названия которых входили в большой государев титул Алексея Михайловича.
По просьбе царя император Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича или Курелича, который (в 1673 г.) написал сочинение (оставшееся в рукописи) «О родословии российских великих князей и государей, поднесенное царю Алексею Михайловичу от цесарского советника и герольдмейстера Лаврентия Курелича, с показанием имеющегося, посредством браков, сродства между Россией и восмью европейскими державами, то есть цесарем римским и королями: англинским, дацким, французским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в средине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича». Сочинение это служило важным пособием для посольского приказа (подлинник его на латинском языке и русский перевод хранились в архиве иностранных дел ). Таким образом, лица эти и создали первые русскую геральдику.
Зарождение русской геральдики произошло во второй половине XVII в., когда под влиянием непрестанных сношений с Польшей и Западной Европой начинают создаваться гербы и в России, путём смешения двух геральдических систем, западноевропейской и польской соответственно.
Как источником для польских гербов послужили знаки, помещавшиеся на знамёнах, так и у нас в основу старейших гербов легли эмблемы тех областей и городов, которые некогда составляли уделы владельцев гербов. Принцип этот сохранился отчасти и в других русских гербах; так, в гербы родов, пришлых в Россию, старались помещать эмблемы, хотя бы отчасти указывающие на происхождение рода. Рядом с этим при составлении гербов принимались в соображение и личные заслуги. Таким образом явилась смешанная, или русская, система гербов.
В царствование Петра Великого приведение в порядок существовавших гербов и пожалование новых получило окончательную форму учреждением герольдии. В 1726 году при Петербургской Академии наук была учреждена кафедра геральдики. С 1797 года составлялся «Общий гербовник дворянских родов Российской империи», включающий около 5 тысяч гербов.
В советское время геральдика существовала в статусе вспомогательной исторической дисциплины. Кроме государственных гербов СССР, союзных и автономных республик, являвшихся образным выражением советской идеологии, символизирующих основные принципы и устои социалистического государства, было создано огромное количество советских эмблем. В целом, гербоведение пришло в упадок, последствия которого далеко не исчерпаны и на начало XXI века.
В различных культурах значение дракона значительно отличается, предлагаю нашим читателям ознакомиться с некоторыми из них:
Драконы в геральдике;
Значение Дракона у некоторых народов;
Значение татуировки "дракон" в России и странах бывшего СССР.
Драконы в геральдике
Дракон - популярный в средневековье геральдический монстр. Изображался обычно с двумя крыльями, двумя ногами, длинным завитым остроконечным хвостом и чешуйчатым телом.
С опущенной головой он называется побеждённым драконом.
Геральдическое значение дракона - неприкосновенность, запрет, девственность охраняемого объекта (сокровища, девы и проч.).
Виды драконов в геральдике:
Крылатый дракон - дракон с двумя лапами;
Змей - дракон без крыльев;
Амфиптер - извивающийся дракон с крыльями, но без лап;
Гивр - дракон с крыльями и лапами (в Интернете гивр описывается, наоборот, как дракон без крыльев и лап).
Глубже значение символа определяется по позе дракона:
Вздыбленный (стоящий на задних лапах; с поднятыми передними);
Идущий (с поднятой правой передней лапой и смотрящий вправо);
Статичный (стоящий на всех четырёх лапах, крылья приподняты над спиной, распростёрты или приопущены, хвост узловатый).
Ещё глубже значение определяется цветом: чёрным, красным, зелёным или золотым.
В русской геральдике этот символ несколько отличается от европейского и совмещал в себе также образ змея (в европейской геральдике отдельный символ):
Дракон, эмблема нечистой силы, язычества, невежества, изображается в профиль с лапами грифа, на которых он и покоится; язык его похож на жало, крылья у него такие же, как у летучей мыши, а туловище оканчивается рыбьим хвостом.
Александр Лакиер, «Русская геральдика».
Значение Дракона в некоторых странах
Дракон в Китае - символизирует мудрость силу, осуществляет связь с предками, символ мужского начала (ян) и китайской нации в целом.
Тибетский дракон - один из представителей восточных мифологических драконов и наиболее близок к китайскому.
Корейский дракон - наиболее близкий родственник корейского дракона, как по внешности, так и по культурной значимости - китайский дракон.
Вьетнамский дракон - Вьетнамцы считали приносящего дождь дракона важным для земледелия. Он символизировал императора, процветание и силу народа. Подобно китайскому дракону, вьетнамский - символ ян, означающего мир, жизнь, существование и рост.
Драконы Анд (Андийские Кордильеры) - летающий змей, посредник между Верхним (Ханак Пача), Средним (Кай Пача) и Нижним (Уку Пача) мирами, покровитель шаманских путешествий.
Дракон в Европе - символизирует зло, темную силу и транспорт дьявола.
Дракон в эллинской культуре - был носителем просьб к богам и проводником на пути в загробный мир.
Дракон у австралийских аборигенов - считался покровителем дождя и жизни.
Значение татуировки "дракон" в России и странах бывшего СССР
В комментариях я уже говорил о значение татуировки "дракон", поэтому просто повторю свои слова.
В СССР татуировки были распространены исключительно среди преступного мира, следует учитывать тематику изображения именно в этой среде (если живете, конечно, в стране бывшего Советского Cоюза) перед тем как делать татуировку, само изображение дракона в данной среде не несло никакого смысла (также сейчас на зоне "за партак спроса нет"), но могут таки поставить в неловкую ситуацию, следующим анекдотом:
Камера. Сидят по нарам матерые зэки, свои дела делают, все тихо-мирно. Заходит новенький:
- Здорово, драконы!
Они в непонятках:
- Че это за "драконы"?
Пишут маляву пахану в соседнюю зону:
"Че за "драконы" появились?"
Приходит ответ:
"Те же петухи, только с гребнем во всю спину!"
И для того, чтобы не попасть в достаточно серьезное положение из-за подобной татуировки, попав в СИЗО, а затем колонию, нужно быть просто к этому готовым.
Следует также добавить, что татуировка летящего дракона над замком, нанесенная на грудь или спину обозначала расхитителей государственной или коллективной собственности. И еще обозначала полную конфискацию имущества.
Исландия
На геральдическом щите изображен рисунок национального флага, поддерживаемый четырьмя щитодержателями духами-хранителями Исландии. Согласно сагам, они охраняют остров от датских королей. Основой для их вхождения в государственный герб послужил отрывок из произведения «Круг земной» известного исландского скальда, историка и политика Снорри Стурлусона, созданного ок.1230 г.
Сага об Олаве сыне Трюггви рассказывает о том, как конунг Дании Харальд, сын Горма, совершая поход против ярла Норвегии Хакона, решил совершить поход против Исландии в отместку за хулительные стихи, которые все исландцы сочинили о нем по решению Альтинга. «Харальд конунг велел одному колдуну отправиться в чужом обличьи в Исландию на разведку и потом ему донести. Тот отправился в обличьи кита. Подплыв к Исландии, он отправился на запад и обогнул стану с севера. Он увидал, что все горы и холмы полны там духами страны, большими и малыми. А когда он проплывал мимо Оружейного Фьорда, он заплыл в него и хотел выйти на берег. Но тут вышел из долины огромный дракон и за ним - множество дышащих ядом змей, жаб и ящериц. Колдун поплыл прочь и направился на запад вдоль берега к Островному Фьорду. Но когда он заплыл в этот фьорд, навстречу ему вылетела птица, такая громадная, что крылья ее задевали горы по обоим берегам, а за ней множество других птиц, больших и малых. Колдун поплыл оттуда прочь и направился сначала на запад, а затем, огибая страну, на юг к Широкому Фьорду и заплыл в него. Но тут навстречу ему вышел огромный бык и пошел вброд по морю со страшным ревом, а за ним шло множество духов страны. Колдун поплыл прочь и направился на юг, огибая Мыс Дымов, и хотел выйти на берег у Викарскейда. Но тут навстречу ему вышел великан с железной палицей в руке. Голова его была выше гор, и много других великанов шло за ним. Оттуда колдун поплыл вдоль берега на восток. Но там, как он сказал, нет ничего кроме песчаных отмелей, и негде пристать, и сильный прибой, и море, такое огромное между странами, что на боевых кораблях туда не переплыть».
Таким образом, четыре эти фигуры стали символизировать на гербе духов, охраняющих страну.
© Снорри Стурлусон. Круг Земной. (Snorri Sturluson "Heimskringla"). "Наука". Москва, 1980. © Перевод, статьи, примечания Издательство "Наука", 1980 г. Издание подготовили: А.Я.Гуревич, Ю.К.Кузьменко, О.А.Смирницкая, М.И.Стеблин-Каменский.
Англия
На штандартах саксонских королей Англии были изображения драконов - дабы вселить ужас в войско неприятеля.
Столица Англии, а затем и Великобритании - Лондон существовал как город (Лондиний) со времен римского завоевания Британии в I в. н.э. Еще раньше здесь было большое поселение бриттов - Линдун. С IX в. он стал резиденцией королей Англии. Но городская печать Лондона известна лишь с XIII в. - времени развития городского совета. Символом столицы стал (как и всей Англии) Георгиевский крест, потому что святой Георгий Победоносец - покровитель Англии. По одной из многочисленных версий родиной этого полководца и христианского мученика называют Британию. Крест на печати дополняет меч апостола Павла - покровителя Лондона. Эти же символы закрепились в гербе города, утвержденном впервые в 1380 г. В XVI - XVII вв. сложился большой герб Лондона - с двумя драконами-щитодержателями (дракон - традиционный персонаж иконографии святого Георгия), рыцарским шлемом в навершии и латинским девизом «Domine dirige nos» («Бог ведет нас»).
Уэльс
В Уэльсе, подчиненном английским королям в XI - XII вв., города долгое время не имели утвержденных гербов. Узаконенное развитие местной геральдики начинается примерно с XV в., когда появились многие частновладельческие гербы и усилилось значение городов.
Основой герба столицы Уэльса - Кардиффа - стало знамя последнего самостоятельного принца Уэльса Гламоргана Иестина-ан-Гверганта - красное с тремя серебряными стропилами. В городском гербе 1906 г. его держит красный дракон - древний символ кельтских племен Британии, страж подземных богатств центра угольных копий. Красный дракон изображен и на флаге Уэльса. В углу гербового щита - цветок лука-порея, один из местных национальных символов. Серебряный щит и зеленая трава соответствуют цветам уэльского флага.
У другого крупного города Южного Уэльса - Суонси городская печать известна с 1548 г., а герб утвержден в 1843 г. На нем присутствует личный герб уэльского и валлийского рода Браое, расположенный на щите над серебряными приоткрытыми воротами замка в лазоревом поле. Над башнями - флаги с красным драконом.
Красный дракон был эмблемой как британских, так и саксонских королей: короля Артура, затем перешел к Тюдорам и к Генриху VII.
«Уэльсский Дракон» - «красный сказочный дракон, нарисованный на бело-зеленом Подкладочном шелке» - был одним из флагов, предоставленных Генриху VII в Соборе Святого Павла в благодарственном молебне после его победы в Босфоре. Генрих VII, как утверждалось, происходил от Кадваладра, великого уэльсского короля, которого называли «последний король Британии», символ которой - олицетворяющий храбрость и свирепость дракон - был принят позднее уэльсскими принцами.
Самое раннее упоминание о красном драконе как о национальной эмблеме Уэльса появляется в «Истории Бриттов», где рассказывается известная история о сражении красного и белого драконов, которые бушевали ниже участка крепости Вортиджерна в Снойдония, и красный дракон, сначала имеющий худшее положение в конце концов преодолевает белого. Бой был использован для того, чтобы показать в символической форме борьбу между англами и саксами и Мерлин предсказал, что англичане после долгих лет притеснения, однажды оттеснят саксов за море. С того времени красный дракон символизировал великих уэльсских принцев, и, вполне определенно, он должен был, в конечном счете, быть выбран Королевской Эмблемой Уэльса.
Дракон входил в герб династии Тюдоров и найден в Тюдоровских рукописях, на Тюдоровской печати и даже, согласно Королевскому Монетному двору, на лицевой стороне золотых суверенов Генри VII.
В 1959 году Королева объявила, что на флаге современного Уэльса будет изображаться красный дракон на зелено-белом фоне.
Уэльский флаг состоит из двух равных горизонтальных полос, белой над зеленой, поверх которых расположен большой красный дракон, идущий с поднятой правой передней лапой.
На первоначальной версии флага был изображен дракон, стоящий на зеленых холмах. Постепенно это изображение трансформировалось в современную версию.
Изображение Красного дракона использовалось при чеканке золотых монетах Генри VII, единственного британского монарха, использовавшего дракона как марку монетного двора. На всех остальных монетах если и присутствовали драконы, то только повергаемые Св. Георгием.
Знаменитый красный дракон Уэльса был скопирован Норманом Силлманом с рисунка Геральдической палаты для воспроизведения на фунтовой монете. Как и копии 1985 и 1990 годов, новая уэльская монета носит надпись по краям «PLEIDOL WYF, I"M - GWLAD», взятой из уэльсского государственного гимна и означающей «я верен моей стране». До настоящего времени этот знаменитый дракон появился на фунтовых монетах 1995 и 2000 годов.
Гербы г. Банкомпанья
В основу взят родовой герб семейства, проживавшего в городе Бонкомпанья Maison Buoncompagni De gueules, au dragon issant d"or. |
Maison Buoncompagni - Prince de Piombino De Buoncompagni, au chef de Gonfalonier de l"Eglise. |
De Buoncompagni, a la plaine de Ludovisi. |
Ecartele: 1 et 4, de Ludovisi; 2 et 3, de Buoncompagni, |
МиланСогласно древней легенде, в первом крестовом походе, родоначальник рода Висконти (первых герцогов миланских) убил на дуэли предателя и взял себе его щит, на котором был изображен змей, держащий в пасти ребенка. В дальнейшем этот герб стал гербом города Милана, символизируя силу и победы города. В середине XV века миланский престол вместе с гербом перешел к династии Сфорца. Дочь герцога Галеаца Сфорца, ставшея через замужество Великой Княгиней Литовской привезла этот герб в Белоруссию, в город Пружаны .
|