Описание принца джона из романа айвенго. «Айвенго» характеристика героев

Вклад сэра Вальтера Скотта в дело создания исторического романа переоценить невозможно. Его произведениями лет сто пятьдесят зачитывалось не одно поколение читателей. «Айвенго» — одна из наиболее интересных вещей, написанных этим автором.

Историческая обстановка романа

Норманны завоевали около 150 лет назад исконные земли саксов всего в одном сражении. Действие романа происходит в XII веке на фоне борьбы двух братьев за трон. Это законный король Ричард I и его брат Джон, который, по сути, хочет узурпировать власть в королевстве. Династия Плантагенетов вполне утвердилась на острове и вытеснила ее коренных жителей на худшие земли. Саксонская знать мечтает вернуть себе прежнее положение. И страна оказывается в трех противоборствующих лагерях. Такова расстановка сил в начале романа, где главным должен быть образ Айвенго, созданный воображением писателя. Завязка романа начинается с возвращения Айвенго на родину, где он не знает, что его ждет.

Характеристика образа Айвенго

Уилфред Айвенго лишен наследства своим отцом Седриком, но глубоко влюблен в его подопечную Ровену, которой Седрик готовит более высокую участь, чем брак с его сыном. Айвенго — саксонский рыцарь, который верен Ричарду I, королю Англии, представителю пришедшей из Франции династии Плантагенетов. От своего сюзерена он получил желание следовать куртуазным законам чести. Доблесть, смелость, верность для него не пустой звук. Такова характеристика образа Айвенго в целом.

Участвуя в Ричарда, он завоевал большую славу как истинный защитник веры и христианства. Там он покрывает себя славой, но и вызывает к себе ненависть рыцаря Буагильбера, которого он победил на турнире в Палестине. Это одна из сторон, которой охарактеризован образ Айвенго. Он — идеальное воплощение рыцарского кодекса чести и героизма. Для него примером служит Ричард Львиное Сердце. Отважный рыцарь долгое время провел, сражаясь за Святую Землю. Он не юнец, но истинный который не будет действовать сгоряча, — таким предстает образ Айвенго перед читателем. Во время двухдневного турнира в Ашби он получил тяжелое ранение, но, собрав всю силу и выдержку, довел турнир до победы. А затем Айвенго, не выздоровев до конца, отправится защищать честь еврейской девушки Ревекки. Это еще одна грань, которая входит в образ Айвенго. К своему королю, доблесть и мужество которого безупречны, рыцарь относится с большой долей критики из-за его любовных приключений. Сам же главный герой романа однолюб, и никаким соблазнам он не подвержен. Образ Айвенго в романе Вальтера Скотта написан достаточно однообразно. Этот персонаж положительный, и его достаточно трудно нарисовать ярко.

Бриан де Буагильбер

Это рыцарь Ордена Тамплиеров. Рыцари-тамплиеры являются представителями мощной международной военной религиозной организации, которая якобы посвятила себя завоеванию Святой Земли. Но на самом деле они часто вмешиваются в европейскую политику. Бриан де Буагильбер — грозный боец, который перенес много испытаний, опасностей и бурных страстей. Он суров и выглядит зловеще. Мораль он не признает. Он потакает своим страстям и соблазнам. Так, зная, что состоятельный еврей Исаак собирается поехать в Шеффилд, рыцарь не гнушается простым нападением на него с целью ограбления. Жадность, похотливое отношение к женщинам, далекое от возвышенных куртуазных представлений того времени, характеризуют этот персонаж.

Он не стесняется похитить дочь старого Исаака, Ребекку, и добиваться у своей пленницы любви. Однако с течением романа его образ претерпевает романтические изменения благодаря его любви к Ревекке. Он, поняв, что девушка не ответит на его чувства, потерял интерес к жизни и погиб в поединке с Айвенго, но сделал свою гибель сознательной. Таков образ рыцаря ордена храма в романе Вальтера Скотта «Айвенго». Он противоположен главному герою, но очень интересен и ярок.

Леди Ровена

Трудно анализировать образ белокурой леди Ровены, потому что в романе он дан намеком и без развития. Мы многое узнаем о ее окружении, а о ней самой можем судить только косвенно. Из текста мы узнаем, что она справедливая и красивая. Еще сообщается, что девушка — это существо «мягкое, доброе, нежное», хотя благодаря своему воспитанию она весьма гордая и серьезная.

Леди Ровена служит только пешкой в руках мужчин, которые пытаются ею манипулировать. Так, Морис де Браси сразу захотел жениться на ней, когда узнал, какое у нее приданое. Седрик желает связать ее браком с Ательстаном, чтобы они могли родить новое сильное королевское саксонское поколение. И никому нет дела до чувств самой леди Ровены. Она мужчинами не воспринимается как человек с собственными желаниями. Даже Айвенго относится к ней как к предмету. Когда он возвращается на родину, то не спешит обрадовать леди Ровену своим появлением, а держит и от нее все в глубокой тайне. Выигрывая турнир, Айвенго называет Ровену королевой любви и красоты, хотя она, возможно, предпочла бы простую теплую встречу.

Даже когда в конце романа Айвенго наконец добивается у Седрика согласия на свадьбу, то оказывается, что читатель даже не видел, как Айвенго ухаживал за своей невестой. Можно только предположить, что некогда ухаживания были, и у Ровены возникло чувство любви к Айвенго. Этот молодой мужчина — средневековый романтичный рыцарь, и ему нужна прекрасная дама для выражения куртуазной любви и борьбы за нее. Это и делает Ровену чем-то вроде пешки для самого писателя, чтобы поддерживать любовную интригу, поэтому мало привлекает к ней интерес, любовь и сочувствие читательской аудитории. Положительный образ писателю не удался. Он слишком схематичен.

Ревекка

Не совсем справедливо сравнивать Ревекку и Ровену, потому что в романе они играют разные роли. Если о любви Ровены и Айвенго читатель знает как о свершившемся факте и не видит в ней никакой интриги, то отношения Ревекки к Айвенго даны в развитии. Любовь прекрасной черноволосой еврейки не находит отклика в душе главного героя. Ревекка — человек гордый, смелый, мужественный и свободный, так как она не принадлежит к высшей знати. Она — лицо презираемое в силу своей национальности. Но красавица-еврейка почти всегда уверена в себе.

И всякий раз, когда она находится под угрозой насилия, то ведет споры с храмовником. Ревекка имеет возможность выбирать свою судьбу — умереть с достоинством на суде Тамплиеров или поехать в Испанию и посвятить себя работе в больнице. В финальной сцене она дарит Ровене ларец с драгоценностями и отвергает предложение перейти в христианство и остаться в Англии.

Такими вырисовываются главные женские образы в романе Вальтера Скотта «Айвенго».

Заключение

Этим романом сразу после его написания зачитывались самые известные писатели всех стран, не говоря уж о массовом читателе. Затем он перешел в разряд детской литературы. Но современного ребенка роман вряд ли заинтересует. Эта красочно описанная эпоха раннего Средневековья может вызвать интерес у взрослого вдумчивого человека, знающего историю и склонного к анализу.

Роман В. Скотта «Айвенго» был написан в 1819 году.

Его действие происходит в Шотландии и переносит читателя на семь веков назад в особенный мир истории и переживаний. Нас интересует главный герой - Айвенго, характеристика которого будет дана в статье. Но сначала мы кратко рассмотрим основные события этого произведения.

Начало событий в романе

После окончания Третьего крестового похода в плену томится король Ричард Львиное Сердце. Его место на престоле коварно занимает принц Джон. Айвенго, характеристика которого нас интересует, является верным сторонником законного короля.

Застигнутые непогодой, в доме Седрика Сакса встречаются все герои романа. Идут расспросы о походе во имя веры.

Рыцарь-храмовник рассказывает, что проиграл лишь одному рыцарю на турнире: его зовут Айвенго. Все ахают - это имя в доме запрещено упоминать.

Тем временем все готовятся к турниру в Ашби, который должен состояться на следующий день.

Вся знать прибыла в Ашби посмотреть на доблесть рыцарей, вернувшихся их Палестины. На арену выезжает рыцарь, который представился как Лишенный Наследства. Он никому не открывает лица. Победив всех, он делает круг по арене и выбирает королевой красоты и любви леди Ровену.

Второй день турнира продолжается поединками отрядов. Соратники рыцаря Лишенного Наследства разбиты. Он сражается один с тремя противниками. Ему на помощь выезжает рыцарь в черных доспехах. Вдвоем они добиваются победы, и черный рыцарь исчезает. Принц Джон снова назначает победителем таинственного рыцаря. Тот вновь выбирает королевой леди Ровену, но, раненый, падает с коня и тут открывается его лицо. Все узнают Уилфреда Айвенго, характеристика которого последует далее.

В плену

Маленький отряд Седрика Сакса, в который входит леди Ровена, прекрасная еврейка Ревекка с отцом и раненый беспомощный главный герой, захватывает отряд принца Джона и заключает в замок де Бефа. Хитростью подчиненные Седрика вызволяют его из замка. Он вместе с Черным рыцарем захватывает замок и освобождает узников. Этот рыцарь оказывается королем Ричардом и приглашает всех к себе.

В замке короля

Королевское приглашение - это приказ. По мнению Седрика, именно Ательстан - законный король Англии, и ему должна принадлежать леди Ровена. Но сам Ательстан, коренной сакс, присягает королю Ричарду, и все уговаривают Седрика соединить влюбленных друг в друга Ровену и сына Седрика. Пока Седрик колеблется, изможденный раной рыцарь-герой едет на верную гибель - освобождать Ревекку. Она в плену у храмовника Буагильбера. На поединке рыцарь ордена внезапно падает с коня и умирает. Наш герой, освободив Ревекку, возвращается. Седрика уговорили разрешить брак леди Ровены и его сына. Происходит свадьба Ровены и Айвенго, характеристика которого чуть позже будет изложена.

Роман «Айвенго»

После успеха романа «Уэверли», который вышел в свет в 1814 году, восьмым произведением исторического жанра станет «Айвенго». Произведение «Айвенго», характеристика которого парадоксальна и заключается в том, что оно, став классикой исторической приключенческой литературы, в наши дни перекочевало в детские библиотеки.

Роман кажется несколько затянутым, действие развивается медленно. Зато прекрасны отступления, которые показывают панораму жизни XII столетия и погружают в ее атмосферу, в антураж рыцарской жизни, который вновь входит в моду: подростки и взрослые делают себе костюмы рыцарей и устраивают нарядные рыцарские турниры.

Рыцарь Айвенго: характеристика

Уилфред Айвенго принадлежит к старинному роду. Его отец Сакс придерживается всех древних обычаев и не переносит норманов, захвативших всего в одном сражении всю страну. Он считает, что его воспитанница, прекрасная леди Ровена, должна породниться с лицом королевского дома саксов. Поэтому у него имеются две причины лишить сына наследства: он присягнул на верность английскому королю и мечтает жениться на леди Ровене.

Айвенго - красив, молод, силен и смел.

Он отлично владеет всеми воинскими искусствами, что позволяет ему на турнире в Палестине победить опытного рыцаря Буагильбера и повторить это на родине.

Герой произведения - патриот. Он ненавидит норманов, которые более ста лет взращивают на родине ожесточение и озлобление простого народа.

Айвенго - однолюб. Полюбив Ровену, он деликатен с чувствами Ревекки и ведет себя, как рыцарь, - не более. А леди Ровене он навсегда отдал свое сердце. Своей возлюбленной он посвящает военные подвиги.

Уилфред благороден. Он - человек чести и справедлив. Он помогает отцу Ревекки, старому еврею Исааку, спасти свое состояние и жизнь от посягательств храмовника де Буагильбера. Он защищает Ревекку на суде.

Айвенго прогрессивен. Он понимает, что будущее его страны состоит в объединении. Поэтому он присягает королю и отправляется с ним в Третий крестовый поход. Отец за это лишил сына наследства, и тот поместил на свой щит дуб, который вырван с корнем. Смелость, благородство и любовь к родине сына заставляют старого Седрика пересмотреть свои политические взгляды и раскрыть сердце сыну.

Герой - рыцарь, а это значит, что он верен данному слову, защищает слабых. Всегда, даже с риском для жизни, правдив и справедлив Айвенго, характеристика которого закончена.

Все качества Айвенго актуальны для нашего времени. Остается открытым вопрос: «Легко ли быть рыцарем?».

План характеристики Айвенго:

  • История создания романа «Айвенго».
  • Происхождение героя.
  • Его портрет.
  • Верность королю Ричарду.
  • Отношение к положительным и отрицательным персонажам.
  • Рыцарские качества.

На этом мы заканчиваем рассмотрение романа В. Скотта и его главного героя Айвенго.

Действия романа «Айвенго» раскрываются перед читателем на фоне интереснейших исторических событий: 1194 г., король Ричард Львиное Сердце возвращается в Англию из австрийского плена, а тем временем, властолюбивый принц Джон захватил трон, учиняя всевозможные беспорядки.
Автор подробно описывает борьбу завоеванных норманнами саксов, которые не могут примириться с участью покоренного народа, и война против норманнов обусловлена не только национальными, но и социальными противоречиями. Норманны находятся на более высоком уровне социального развития, но саксонская знать не прощает им потери своих владений и жестокого истребления соотечественников. Страну, можно сказать, буквально рвут на части те, кто остался верен королю Ричарду, и те, кого умудрился подкупить принц Джон.
Роман захватывает своим повествованием, увлекательным сюжетом с первых страниц. Нельзя сказать, что это книга для подростков: дети, скорее, будут читать лишь из любопытства о том, что же будет дальше. Их увлечет за собой сюжетная линия. А вот психологические образы, философский вопрос выбора, достаточно трудный язык, суждения, заставляющие немало подумать над той или иной проблемой, заинтригуют любого взрослого.
Практически каждый образ здесь рисуется яркими красками. Даже затрудняюсь, с кого начать. Начну, пожалуй, с героя, именем которого названа книга.
Айвенго – славный и доблестный рыцарь, совершивший немало подвигов. Рыцарь, лишенный наследства за долгие годы скитаний, изгнанный из дома своим отцом из-за противоречивых взглядов на положение в стране и за привязанность к воспитаннице его отца Седрика, леди Ровене, закалил свой дух, научился быть терпеливым, сдержанным, более сильным и рассудительным.
Он никогда не действует сгоряча и отдает отчет каждому своему поступку, даже если он будет стоить ему жизни. Честь, доблесть, смелость, любовь и верность для него превыше всего. На протяжении долгих лет в его сердце жила любовь к леди Ровене. На турнире, который устроил принц Джон, Айвенго сражался до последнего: сколько же нужно выдержки! Как нужно уметь собирать свои силы, какую нужно иметь волю, чтобы, получив тяжелое ранение, завершить начатые состязания до конца и выйти из них победителем! Едва выздоровев, отправляется он защитить честь Ревекки, зная, что соперником выступит сильнейший Бриан де Буагильбер. Но вообще читатель должен заметить, что в романе гораздо больше внимания уделяется другим героям. Так, эпизодов с Черным рыцарем мы наблюдаем гораздо больше. Легендарный король Англии - Ричард Львиное Сердце, вынужденный скрываться под маской Черного Рыцаря, выносит на руках из горящего замка раненого Айвенго, а потом совершает еще много хороших дел: спасает старого Седрика и леди Ровену, примиряет Айвенго с отцом и благословляет будущий брак юноши и Ровены. Этот король – истинная душа простого народа. Его уважает и почитает вся шайка разбойников Локсли (большой вопрос, кстати, кто больше разбойник – Локсли, или принц Джон), он умеет ценить настоящие подвиги и дружбу. «Англия останется без короля», - предупреждали его верные подданные, однако Черный рыцарь побывал в самых горячих точках романа ради того, чтобы защитить своих друзей. Благородство, благополучие близких для него стоят на первой ступени в иерархии ценностей, нежели чем корона и власть. Трусливый принц Джон – его прямая противоположность. И тут напрашивается вопрос: можно ли назвать Ричарда безрассудным?
Ведь он должен понимать, что если погибнет, то все его приближенные останутся в руках жестокого брата. «Великодушный, но опрометчивый и романтический монарх» - так говорит о нем сам автор. Осудить ли Ричарда, или же восхищаться им – решать читателю.

Не менее противоречив и образ храмовника Бриана де Буагильбера. Сперва он может показаться жестоким, суровым и алчным человеком, да и что можно ждать, казалось бы, от человека, вынесшего не один жестокий бой, закаленного солнцем Палестины и кровожадными схватками?.. Однако даже такой человек может любить. Он любил до самой смерти прекрасную Ревекку, был готов пожертвовать всем ради этой любви: званием, честью, лишь бы только она дала свое согласие. С одной стороны, любовь его носит хищный характер.

Он не желает принимать отказ, он привык завоевывать, как истинный воин, только вот он забыл, что сердце девушки – это не просто крепость, которую можно отбить мечом, ведь у нее тоже есть собственное мнение, право выбора. А с другой стороны, храмовник не принуждает ее – он предлагает различные варианты спасения, не насильно же он держит ее в крепости. Он терпелив и ждет своего часа. С тем фактом, что на поединке с Айвенго «он пал, став жертвой собственных страстей», или «бог покарал его за необузданную страсть» я соглашусь едва ли. Храмовник, поняв, что Ревекка никогда его не полюбит, потерял смысл жизни и сдался, хотя выступил на поединке как рыцарь и создал иллюзию сражения. И ему это удалось. Имя, последнее, что ему можно было потерять, не запятнано позором и умер он в доспехах, как и подобает рыцарю, хотя, еле сидевшего в седле Айвенго он мог бы запросто одолеть. Он предпочел смерть позору и, как я считаю, поступил благородно. Его любовь может служить образцом для подражания: ради своей любимой он был готов на все.
Но ещё интереснее в романе женские образы. Ровена. Избалованная богатством и вниманием, властью, дарованной ей, привыкшей, что все ей вокруг подчиняются, она не обладает решимостью, самоотверженностью. Что касается Айвенго, то скорее, она позволяет себя любить, ей льстит любовь такого доблестного рыцаря, тешит ее самолюбие.
Уильям Теккерей замечательно отозвался об этом персонаже: «Ровена, - бесцветное белобрысое создание, по моему скромному мнению недостойное ни Айвенго, ни положения героини». Но что она сделала ради него, любимого человека? Лишь спросила вначале книги – где Айвенго, да что с ним?... Гораздо удивительнее и ярче образ Ревекки – прекрасной и мужественной еврейки. В отличие от Ровены, она прошла через унижение и презрение, будучи дочерью всеми гонимого и ненавистного народа. Она научилась выживать. В экстремальной ситуации, когда Ровену и Ревекку взяли в плен, Ревекка, ловко выскользнув из окошка башни, предпочла разбиться насмерть, нежели достаться угнетателю в качестве легкой добычи, а Ровена расплакалась, как беззащитное дитя. Именно Ревекка и ее отец Исаак выручают Айвенго с доспехами, именно эта девушка вылечила его рану. Она прекрасная целительница, смелая и решительная. Автор в конце повествования делает интересную заметку: «Айвенго долго и счастливо жил с Ровеной, ибо с ранней юности их связывали узы взаимной любви. И любили они друг друга еще более оттого, что испытали столько препятствий к своему соединению. Но было бы рискованным слишком подробно допытываться, не приходило ли ему на ум воспоминание о красоте и великодушии Ревекки гораздо чаще, чем то могло понравиться прекрасной наследнице Альфреда». Намек на то, что образ Ревекки не мог покинуть сердце Айвенго, очевиден.
Самоотверженные люди по типу Буагильбера и Ревекки потерпели поражение. Айвенго остался верен своей любви и своим принципам, не желая даже узнать больше о Ревекке. В этом, наверное, его минус. Любила ли его Ровена? Задавал ли он себе этот вопрос, прежде чем отдать ей предпочтение? Стоит отметить, что образы Ревекки и рыцаря Храма оставляют после прочтения книги более сильное впечатление. У них есть чему поучиться, и они гораздо интереснее и ярче, чем образы Ровены и Айвенго. Да, пусть они проиграли, но они восхищают своим мужеством и запомнятся читателям надолго.