Русалка. Правда ли, что настоящая русалка существует? Существуют ли русалки — доказательства того, что эти удивительные создания среди нас

Русалка - один из самых распространенных женских демонических персонажей, связанных со стихией воды.

Вообще-то образ русалки, особенно в славянской традиции, разнообразен. Она нередко выступает не только в качестве собственно водного духа, но и как дух лесной, полевой, как олицетворение плодородия и даже духа судьбы. У некоторых народов русалка даже выступала в роли чуть ли не полубогини.

В некоторых местах русалок подразделяли на водяных и лесных. В первом случае русалки были женами водяных, а во втором - леших.

Женских духов воды называли не только русалки, но и водяница, шутовка, купалка, мертвушка и так далее. Сам же термин «русалка» имеет очень древнее происхождение, но до сих пор точно не установлена его этимология. Исследователи считают, что это слова восходит к слову русло или роса. Также есть гипотеза, что оно образовано от прилагательного русый, в качестве «светлый».

Как выглядит русалка

Нужно отметить, что облик русалок, как водных духов, везде воспринимался по-разному, в зависимости от климатических условий. Так у народов, живущих на юге, русалки как правило шаловливые, веселые, они не столько творят зло, сколько просто проказничают, забавляются. В некоторых местах считалось, что русалка, поймав человека, иногда загадывает ему загадки, и если он их отгадает, то отпускает его.

Русалки обычно предстают в образе прекрасных, обнаженных девушек, часто одетых в белые одежды.

А вот севернее, русалки становясь более грозными существами. Они мстительны, готовы погубить любого путника, защекотать его до смерти или потопить. Их внешний вид ужасен - они бледны, часто с зеленоватым оттенком, их волосы растрепаны и весь внешний вид весьма ужасен. Так, например, на севере России русалок представляли по большей части в виде страшных, уродливых и косматых баб с отвислой грудью, которую они закидывают за плечи.

Иногда русалки представлялись похожими на призраков: считалось, что они имеют облик обычных людей, но при этом бывают прозрачны, словно сотканные из тумана.

Происхождение русалок. Как становятся русалками

Согласно народным поверьям, русалками становились девушки, либо утопленницы, либо умершие не своей смертью. В первую очередь это касается девушек, умерших до вступления в брак, особенно «зарученные» (просватанные) невесты, не дожившие до свадьбы. С этим и связано мнение, что русалки тоже смертны, поскольку они почти люди, просто в этом облике доживают свой земной век. Поэтому они имеют тот же характер, привычки и вкусы, какие были у покойниц. И выглядят они обычно в той одежде, в которой умерли - отсюда образ русалки в подвенечном платье и с венком на голове.

Также русалками становились женщины, утонувшие на так называемой Русальной неделе.

В некоторых местах полагали также, что русалкой может стать проклятая матерью и похищенная нечистой силой девушка.

Обитают русалки преимущественно в водоемах. Но не всегда. Так согласно поверьям с середины весны и летом они перебираются в поля, особенно там где растет рожь или конопля. А согласно другим поверьям, после Троицына дня они где-нибудь выбирают себе развесистую, склонившуюся над водой иву или плакучую березу, и на ней поселяются.

Русалки и культ плодородия

Известны обряды, явно указывающие на связь русалок с культом плодородия. Так, в некоторых местах существовал обряд, в ходе которого парни наряжались русалками и гонялись с кнутами за женщинами, стараясь ударить их, а те спрашивали у ряженых: «Русалоцки, как лен уродится?»; ряженые в ответ указывали на длину кнута, вызывая этим бабьи выкрики: «Ох, умильные русалоцки, какой хороший!»

Поведение русалок

Русалки любят петь, тем более, что почти во всех традициях считается, что голос у русалок очень красив, он просто завораживает, одурманивает того, кто его слышит и он полностью им подчиняется. В этом русалки перекликаются с сирином, мифической птицей с женской головой, чьи песни способны были заворожить и даже погубить человека или с сиренами из греческой мифологии. Кстати именно поэтому, в народном лубке русалки нередко изображались в виде птиц, с женскими головами и грудями.

Приписывалась русалкам и способности к оборотничеству, что весьма типично для всех представителей нечистой силы. Русалки могли превращаться в животных (собака, птица, мышь, заяц, кошка) и предметы - сноп соломы, коряга и прочее.

Русалки не сидят на месте, они любят прогуливаться, поэтому их можно встретить практически где угодно и не только на берегу водоема. Они могут сидеть на мосту или на дереве, быть возле колодца, на полянах, в лесу, на перекрестках и огородах и даже прятаться за печкой или углом дома. Особенно они любят приходить в те дома, где когда-то жили.

Русалки еще любят приходить в бани, где не просто стоят, но могут там стирать свою одежду или мыться. В такие моменты лучше с ними не встречаться.

Интересно, что в отличие от остальных представителей нечистой силы, русалки могут передвигаться не только ночью, но и днем.

Также русалкам приписывалась «забота» и умение насылать бурю, дождь, град, а если он разгневаются, то могли заставить реки разлиться так широко, что тони затапливали пастбища и огороды.

Способность затапливать что-либо у русалок связана с их волосами. Народные поверья утверждают, что у русалки волосы всегда мокрые и если она начнет их расчесывать своим гребешком, то вода будет литься до тех пор, пока она будет это делать. Отсюда и родилось поверье о том, что если увидеть русалок, расчесывающих волосы у воды - то жди беды. Другое поверье - русалки сильно плещутся перед утопленником.

Но с другой стороны, стоит волосам русалки высохнуть - она умрет.

Еще одно любимо занятие русалок - плескаться и кататься на колесах водяной мельницы.

Купаются русалки преимущественно на утренней и вечерней заре, а также в полдень. Поэтому это время считалось опасным для купания простых людей. Слишком высок риск столкнуться с русалками и попасть к ним в немилость.

Русалки любят заниматься рукодельем, поэтому иногда у женщин, уснувших без молитвы, похищают нитки и пряжу, которую они потом, качаясь на древесных ветвях, разматывают или завивают ими свои березки.

Опасность русалок

Как и всякая нечистая сила, русалки приносят вред человеку. Они сбивают путников с пути, душат, щекочут до смерти, утаскивают на дно и топят, могут превратить в какое-либо животное или предмет, топят рыбацкие лодки или запутывают сети, мельникам портят жернова, разрушают плотины, воруют белье, отбирают у коров молоко, уводят отбившихся от стада животных, заманивают к себе детей различным обманом. Также русалки могут насылать болезни - лихорадки, головную боль, водянку и так далее. Вообще считалось, что встреча с русалкой уже сама по себе вызовет какое-либо заболевание, а кроме того, человек может потерять сон или, наоборот, русалки ему «очи зашьют».

Но нужно отметить, что такие зловредные действия русалки в основном делают тем, кто не соблюдает различных запретов, кто не ведет праведную жизнь, не чтит приметы и поверья. Потопление русалками людей, по народному убеждению, нередко является результатом того, что человек пошел купаться в неурочное время, без креста, в запретном месте.

Следует отметить, что русалки не только могли творить зло, но и наоборот, помогать людям. Так, в некоторых традициях верили, что русалки иногда заботятся о человеческих детях, особенно оставленных женщинами в поле: кормят их грудью, баюкают, развлекают и так далее.

В силу того что русалки, это девушки, то им свойственно влюбляться и влюбляться горячо. Поэтому молодым, красивым парням и холостым мужчинам следовало их опасаться, так как русалка может заставить взять себя в жены и увести с собой на дно. Существует много историй о том, что мужчина был женат на русалке и ушел жить к ней. Там он проводил свои годы в богатстве и роскоши, русалка исполняла все его желания, кроме одного - хоть на мгновение покинуть водяное царство.

В большинстве случаев с русалками старались не связываться. Для этого использовали различные защитные средства. Например, если человек сталкивался с русалками, то во избежание несчастий нужно было бросить им платок или что-то другое из одежды, чтобы они отстали. Кстати именно по этой причине, в некоторых местах специально для них во время «Зеленых святок» развешивали на кустах новые полотна и одежду. Задабривание нечистой силы - одни из самых распространенных способов и защиты от них.

Особенно опасаться русалок следовало в период с Троицы до Петрова поста и в дни русальной недели. На эти дни строго настрого нужно было соблюдать все предписания, касающиеся ткачества, работы и так далее.

Защита от русалок

Для защиты от вредоносных русалок, нападающих на людей, повсеместно использовали различные обереги, например, некоторые растения (полынь, любисток, хрен, чеснок, освященную вербу и т.д.), церковный ладан и железные орудия. Кроме этих оберегов, русалки, по поверьям, боятся очерченного круга, креста и молитвы.

Также верили, что если к русалкам подъехать на кочерге, они испугаются и убегут, так как решат, что это едет ведьма, а ведьм они боятся.

© Алексей Корнеев

Чего боятся русалки? Как называют русалку мужского пола? Разбираемся в русалках вместе с ЭГ.

Что хорошего и плохого сулит вам встреча с русалкой

5 июня – Духов день, начало русальной недели. Древние славяне были убеждены, что в эту неделю русалки выходят из воды и живут на земле. Тому, кто увидит русалку, то очень важно вести себя соответствующим образом – чтобы эта встреча не причинила вреда, а принесла удачу.

Кто такие русалки

В славянской мифологии все русалки – девушки; ни одного существа мужского пола среди них нет.

Каждая из них была когда-то человеком. То есть русалками не рождаются – русалками становятся. Неправильно думать, что в русалку может превратиться только утопленница. Если девушка, скажем, умирает накануне собственной свадьбы (по некоторым поверьям – после наступления половой зрелости, но до брака), ей тоже прямая дорога в русалки.

Выглядит русалка завлекательно и жутковато. Это девушка, одетая в нижнюю рубаху без пояса или и вовсе обнаженная, с длинными и непременно распущенными волосами. Кожа у нее бледная, а волосы либо светло-русые, либо зеленые – от водорослей. Русалки очень любят расчесываться гребнем. Что до рыбьего хвоста, то он бывает обычно у водяных дев европейских народов; славянские русалки, как и нормальные «человеческие» девушки, как правило, ходят на двух ногах.

Во время русальной недели обитательницы водоемов выходят на землю по ночам – танцуют, смеются, качаются на ветках деревьев, как на качелях.

У некоторых русалок есть дети – такое бывает, если девушку при жизни соблазнил мужчина, а потом не стал на ней жениться. Русалочьи дети либо печальные, либо, наоборот, очень веселые; ходят, как и их матери, без одежды или в исподнем.


Как себя обезопасить

Увидев русалку, нужно бросить ей какой-нибудь предмет женской одежды – например, платок или пояс; подойдет и украшение. Если этого не сделать, можно навлечь на себя беду. Полезно также на русальной неделе оставлять у водоема одежду или лоскутки, предметы детской одежды – для детей русалок, клубки пряжи – русалки любят шить.

Молодым мужчинам лучше к русалкам не приближаться – могут утянуть на дно. Молодым женщинам и девушкам тоже стоит держаться от них подальше – есть риск, что сорвут одежду или отхлещут ветками деревьев. Полезно иметь при себе чеснок или пучок полыни – это отпугнет русалку. Зато маленьким деткам можно русалок не бояться – эти подводные девы любят детей и даже оберегают их от опасностей. Могут, например, спасти ребенка, который тонет.

Ни в коем случае нельзя смотреть русалке в глаза – зачарует, подчинит вашу волю своей, и тогда вы сделаете все, что она ни прикажет. Если русалка заговорила с вами, смотрите в землю. Если пытается утащить под воду, уколите ее иголкой или булавкой – русалки до смерти боятся железа.

Не стоит пытаться поймать русалку. Во-первых, все равно не выйдет – она плавает как рыба, да и по суше передвигается быстрее любой лошади. Во-вторых, если русалка от вас убегает, скорее всего, она таким образом заманивает вас в какое-нибудь крайне неприятное место, из которого вы рискуете не выбраться.

Как извлечь из встречи выгоду

Встреча с русалкой может расцениваться и как предвещание скорого богатства, и как предвестье гибели. Так что, повторимся, не оставляйте русалку без подарка. Если при вас ничего подходящего нет, оторвите рукав от своего платья и бросьте ей. А потом надейтесь на лучшее.

Там, где русалки пляшут по ночам, гуще и зеленее трава – и вообще всякая растительность чувствует себя привольнее; русалки покровительствуют плодородию. Поэтому желательно приманить русалку на свое поле, или на луг, или в сад. Для этого на границе поля, луга или сада нужно в русальную неделю оставлять краюшки хлеба, женскую одежду, полотенца, клубки ниток, пряжу.

Девушка, мечтающая стать красавицей, должна в русальную неделю на рассвете – когда русалки уже свое отплясали – пойти на луг и умыться росой. А еще лучше – поваляться в траве (без одежды, разумеется), чтобы искупаться в росе целиком.

Если подкрасться к русалке и отнять у нее какую-нибудь вещь – например гребень, – она исполнит любое ваше желание, лишь бы вы отдали ей эту вещь обратно. Правда, проделать сие очень сложно; так что сто раз подумайте, прежде чем так рисковать.

Все сказки и мифы всегда имеют под собой какой-то источник – даже если и искаженный с течением времени существования мифа, но он все равно есть. Так и мифы про русалок возникли не на пустом месте.

Посмотрите на эту фотографию.

Что это за существо, которое так похоже на русалку?

Но увы, это не она. Это всего лишь белуха — большой дельфин.

Но согласитесь, уставшие моряки запросто могли бы увидеть в нем русалку? А если предварительно выпили рома, то поклялись бы, что еще и разговаривали с ней…

Итак, мифы…

Первые упоминания о русалках как о существах из плоти и крови, а не богов или их подручных встречаются в исландской летописи Speculum Regale (XII век): «У берегов Гренландии встречается чудовище, которое люди называют «Маргигр». Существо это до пояса выглядит, как женщина, у нее женская грудь, длинные руки и мягкие волосы. Шея и голова у нее во всех отношениях такие же, как у людей. От пояса же и ниже чудовище это подобно рыбе — у нее рыбий хвост, чешуя и плавники».

С развитием судоходства свидетельств стало больше. Так, Христофор Колумб в 1492 году отметил, что у берегов Кубы водятся русалки «с петушиным оперением и мужеподобными лицами». В 1531 году поглазеть на выловленную в Балтийском море русалку имел возможность весь двор польского короля Сигизмунда II, но, к сожалению, недолго — на третий день пленница скончалась.

Так как искусительниц мореплаватели стали видеть все чаще и чаще, мимо подобного феномена не могли пройти святые отцы. В 1560 году им представился отличный шанс поговорить с русалками с глазу на глаз — у берега острова Мандар, возле Цейлона, голландский корабль изловил сразу семерых красавиц. Однако отцы-иезуиты, даже не дойдя до рыболюдей, погрязли в дискуссиях о душе этих заблудших существ, а посему тайна так и осталась тайной. Практическую пользу из пленниц пытался извлечь М. Боскэ, личный врач голландского вице-короля в Гоа (тогдашнем центре европейской Ост-Индийской торговли). Для этого он вооружился скальпелем и распотрошил всех семерых пленниц, пытаясь докопаться, так сказать, до сути. В итоге пришел к выводу, что русалки не только внешне, но и внутренне полностью похожи на людей. После выяснения этого факта дискуссии в среде лиц духовного сана разгорелись с новой силой, поскольку нужно было срочно выяснить — есть ли у русалок душа и если есть, то уместно ли впредь употреблять их в пищу? Ведь в тогдашней португальской колонии Ангола туземцы за милую душу уплетали пойманных морских людей…

Известный мореплаватель и географ Генри Гудзон (чьим именем названы залив в Канаде, река и пролив), проходя мимо Новой Земли, собственноручно записал в судовом журнале: «Сегодня утром один из моей команды, выглянув за борт, заметил русалку. Тогда он стал звать остальных и пришел еще один. Русалка между тем подплыла к кораблю совсем близко и внимательно разглядывала их. Немного погодя, волна ее опрокинула. От пупка и выше ее спина и грудь были, как у женщины… у нее была очень белая кожа, длинные черные волосы свисали назад; нижняя часть ее тела завершается хвостом, как у морской свиньи или дельфина, но блестящим, как у макрели. Имена матросов, которые ее видели, Томас Хилс и Роберт Райнар. Дата: 15 июня 1608 г.»

Большинство людей прекрасно знают историю русалочки Ариэль благодаря сказке Ганса Христиана Андерсена и мультфильму студии Уолта Диснея. Однако русалки в восточнославянском фольклоре - явление не столь веселое и радостное и связано с «неправильной» смертью. Кстати, никаких хвостов они не имели.

«Неправильная» смерть

У восточных славян, как и у многих других народов, считалось, что покойники делятся на две категории: умершие «правильной» и «неправильной» смертью. Собственно, «правильно» умершие - те, кто умер естественной смертью, прожив отмеренный срок. Самоубийцы; убитые матерями младенцы; некрещеные; погибшие в результате несчастного случая; те, кого прокляли родители; колдуны (те, кто водил дружбу с нечистой силой) и т. п. - умерли «неправильно». Такие люди не попадают на «тот» свет, они «доживают» жизнь (в этом, кстати, наблюдается отличие от христианского понимания «неправильной» смерти, где самоубийца совершил страшный грех, а гибель в результате несчастного случая ни к чему «эдакому» не ведет). Все, кто умер «неправильно», опасны для живых, они не могут быть погребены обычным способом и недостойны поминовения. Такие покойники становятся русалками, кикиморами, упырями и различными мелкими демонами.

В науке «неправильных» мертвецов называют «заложными» или ходячими. Любопытно, что представления о таких покойниках были сформированы у славян в глубокой древности, но до сих пор сохраняются в слегка измененном виде. Кстати, к глубоким старикам тоже относились нехорошо, так как считали, что они «чужой век заедают», ведь дело не может быть только в крепком здоровье, тут однозначно присутствует колдовство, в результате которого ведьма/колдун питается жизненной силой цветущих растений, живых людей и даже сливками с молока.

Кого называют русалками?

Итак, кто становится русалкой? Девушка, умершая «неправильной» смертью; некрещеный или родившийся мертвым ребенок; редко - мужчина, если умрет во время Русальной недели (после или до праздника Троицы). Но все же, как правило, это утонувшая обрученная девушка или утопившаяся из-за любви. В этом смысле удивительно читается сказка Андерсена о русалочке Ариэль. Ведь она пожертвовала собой ради возлюбленного и стала морской пеной, вдобавок обретя душу. Как принято теперь говорить: «сломала систему».

Происхождение слова «русалка» - серьезный вопрос. Среди ученых существуют разные мнения на этот счет, но более или менее популярное в данный момент гласит, что это слово берет начало в античном празднике роз - rosalia, который был посвящен душам умерших. При этом образ русалки сложился в жизни древних славян. Но славяне, в зависимости от региона проживания, называли это существо и другими словами: «шутовка», «чертовка», «водяниха», «лоскотуха» (от укр. «лоскотать» - «щекотать»), «мавка», «купалка», «казытка» (от бел. «казычут» - «щекочут»).

Образ русалки

Русалка выглядит так: никакого рыбьего хвоста, белая (цвет траура в Древней Руси) одежда, длинные распущенные зеленые (как осока) или русые волосы и цветочный венок на голове (так хоронили незамужних девушек). Рыбьего хвоста у них нет - это явление, характерное для западноевропейских легенд и относится к морским людям, о которых мы писали . Восточнославянский образ русалок дополнялся красотой, бледным лицом, холодными руками и закрытыми, как у трупа, глазами, почти прозрачным телом. В некоторых поверьях говорится, что ростом они с деревья. Менее распространенный в народе образ русалки подчеркивает ее принадлежность к нечисти: страшная, безобразная, заросшая шерстью, горбатая, брюхастая, когтистая и с длинными, обвисшими грудями.

Живут русалки обыкновенно на дне водоемов, поэтому детей предостерегали не подходить в том числе и к колодцам. Русалки обычно опасны для людей, хотя не всегда, как любая нечистая сила, способны оборачиваться животными и предметами, используемыми в человеческом быту. Убивает русалка человека, защекотав его до смерти, но может и кусать, и душить, и щипать. Представления о деятельности русалок на суше радикально разнятся: то ли они вредят людскому хозяйству, то ли стерегут жито и помогают урожаю расти хорошо. Кстати, русалку, сидящую на дубе, Александр Сергеевич Пушкин придумал не сам. В народе говорили, что на Русальной неделе русалки селятся в лесах и особенно любят дубы и березы. Любовь русалок к растительности, особенно к деревьям, - дальний отголосок веры в то, что деревья связывают мир живых и мир потусторонний. Для молодого мужчины (русалки их особенно любят) верная погибель, если он присядет покачаться с такой русалкой на ветке или качелях. А кого убьет русалка - тот сам становится русалкой.

Спасение у попавшего к русалке одно - народные поверья гласят, что от нее можно откупиться: дать ей ткань или готовую одежду, чтобы она могла укрыться сама или укрыть своего ребенка. За такую добродетель русалка даже может наградить сверхъестественной способностью или дать волшебный предмет.

Русалки миф или реальность. Случаи встреч

Русалка как правило изображается, как девушка с рыбьим хвостом, но у нее может быть и пара ног, и пара хвостов, которые, в свою очередь, могут быть не только рыбьими, но и дельфиньими или змеиными. Она поет чудесные песни, а порой еще и играет на арфе. Кроме русалок существуют и «русалы» иногда такие же романтичные, а временами вспыльчивые и гневные. Русалки любят погреться на солнце на прибрежном песке или на скалах, расчесывая гребнями свои длинные волосы. Они встречаются не только в морях, но и в озерах, реках и даже колодцах. В России - в омутах.

Неизвестный корреспондент пишет: «В том году мы отдыхали на Азовском море. Один раз я, 12-ти летний мальчик, шел по пояс в воде, минуя отмели и углубления, которые плавно чередовались, и внезапно провалился в подводную яму. Я нырнул, что бы посмотреть, что это за яма, и… лицом к лицу столкнулся с небольшим зеленым человечком!

Он отдыхал, лежа на песчаном дне. Глаза у него были несоразмерны лицу - большие и очень выпуклые. Он поднял веки, наши взгляды встретились и оба вздрогнули. Человечек махнул рукой и нечаянно поцарапал мне живот своими длинными ногтями. Мы оба рванулись в разные стороны. Он - вглубь, а я - вверх. Перепуганный насмерть, примчался я домой и больше ни разу не вошел в море в том году. больше зеленого человечка я не встречал».

Это далеко не первое свидетельство наблюдения в воде человекообразного существа.

1610 год — англичанин Г.Хадсон увидал русалку недалеко от берега. У нее была белая кожа, а на голове - длинные черные волосы. Моряки прошлых столетий так часто встречали русалок, что попросту отмахнуться от их рассказов ученым было невозможно.

Вот что написал известный английский путешественник мореплаватель Генри Гудзон, в начале XVII столетия: «Один из матросов команды, посмотрев за борт, увидал русалку. Ее грудь и спина были, как у женщины… Очень белая кожа и спадающие черные волосы. Когда русалка нырнула, мелькнул ее хвост, походивший на хвост бурого дельфина, испещренный пятнышками, как у макрели».

В начале XVIII столетия в одной книге поместили изображение русалки с такой подписью:

«Похожее на сирену чудовище, пойманное на побережье Борнео, в административном округе Амбойна. В длину полтора метра, телосложение похожее на угря. Прожило существо на суше четыре дня и 7 часов в бочке с водой. Временами издавало звуки, напоминавшие мышиный писк. Предлагаемых моллюсков, крабов и морских раков есть не стало…»

Почему-то более часто русалок встречались в Шотландии. В XVII столетии в «Абердинском альманахе» утверждали, что путешествующие в этих местах «непременно увидят прелестную стайку русалок - изумительно красивых созданий».

1890 год — учитель Уильям Монро (Шотландия) увидал на пляже существо, на голове которого «были волосы, лоб выпуклым, лицо пухлым, щеки румяные, глаза голубые, рот и губы естественной формы, похожие на человеческие. Груди и живот, руки и пальцы того же размера, что и у взрослого человека; то, как это существо использовало свои пальцы (при расчесывании), не предполагает наличия перепонок».

1900 год — с русалкой, у которой были волнистые золотисто-рыжие волосы, зеленые глаза, ростом с человека, повстречался некий Александр Ганн. Через 50 лет в тех же местах русалку увидели две девочки. По их описанию, она в точности была похожа на русалку, которую видел Ганн.

1957 год — существо, похожее на русалку, даже запрыгнуло на плот путешественника Эрика де Бишопа. Руки этого странного существа покрывала чешуя.


В России жители одной деревушки возле Ведлозера в Карелии с давних времен замечали в нем водяных существ полутораметрового роста с круглой головой, длинными волосами, белыми руками и ногами, но коричневым туловищем. Увидев рыбаков, они ныряли под воду. Эти водяные описаны в книге С. Максимова, которая вышла в 1903 г.

Частота встреч с русалками начала снижаться после эры великих географических открытий и уже в наше время упала почти до нуля. Морские люди вымерли, и, вероятно, произошло это относительно не так давно - в середине или конце XIX столетия. Причина- усиление рыболовства и загрязнение вод. Шансов на то, что где-то в теплых бухтах южных морей мы еще повстречаем последних представителей русалочьего племени, не больше, чем на встречу со в Гималаях или с динозавром в Конго.

Жанна Железнова из Петрозаводска рассказала вот о таком случае:

«В этнографической экспедиции я узнала о встрече человека с невиданным земноводным человекообразным существом.

Это произошло во время Великой Отечественной войны в Белоруссии. Солдат отстал от своего взвода, чтобы догнать его, шел по лесной дороге. И вдруг увидел, на этой дороге лежит человек. Он побежал к нему, и когда добежал, то понял, что это не совсем человек, а кто или что - понять невозможно. С виду мужчина с бородой, но весь в рыбьей чешуе, а на руках и ногах вместо пальцев перепонки. Солдат перевернул его на спину, увидал, что у него лицо человеческое, хотя и нельзя назвать его красивым, но и безобразным не назовешь.

И этот чешуйчатый начал знаками показывать солдату на себя и куда-то в сторону, вероятно, просил его туда отнести. Солдат пошел в том направлении и в скором времени увидал небольшое лесное озеро. Отволок туда чешуйчатое существо, опустил в воду. Он немного полежал в воде, пришел в себя и уплыл. И даже на прощание солдату рукой помахал».

В исландской хронике XII столетия запечатлено свидетельство о полуженщине-полурыбе, которую увидели у берегов Гренландии. У нее было ужасное лицо, широкий рот и два подбородка. Рафаэль Холиншед сообщает о том, что во времена английского короля Генриха II (50-80-е годы XII века) рыбаки поймали человека-рыбу, который отказывался говорить и ел как сырую, так и вареную рыбу. Он сбежал в море через два месяца после поимки.

1403 год — после шторма в Западной Фрисландии обнаружили русалку, запутавшуюся в водорослях. Ее одели и кормили обыкновенной пищей. Она научилась прясть и кланяться перед распятием, но так и не начала говорить. Она часто предпринимала безуспешные попытки к бегству обратно в море и умерла после 14-ти лет жизни среди людей.

Эти и другие подобные свидетельства долго поддерживали веру в существование человекоподобных морских существ. Скорей всего, за русалок принимали тропических ламантинов, небольших китов, котиков и тюленей. Вблизи эти животные, безусловно, вовсе не напоминают людей, но в воде их позы и крики бывают порой очень «человеческими»…

1723 год, Дания — была учреждена специальная Королевская комиссия, которая должна была внести полую ясность в вопросе о существовании русалок. Во время поездки на Фарерские острова с целью сбора информации о русалках члены комиссии встретили русалку-мужчину. В докладе было указано, что у русалки «глубоко посаженные глаза и черная борода».

1983 год – американский антрополог из Университета Виргинии Рей Уогнер рассказал одной ричмондской газете, что в южной части Тихого океана, неподалеку от острова Новая Гвинея, он дважды видел существо, чем-то напоминающее человека. Уогнер объяснил, что при помощи новейшего подводного видеооборудования ему удалось установить, что существо, которое он увидел, было морской коровой. В большинстве известных случаев, считает он, русалки были не чем иным, как тюленями, бурыми дельфинами, ламантинами или морскими коровами. Но Уогнер не утверждает, что русалки вовсе не существуют.

Приведем случай невероятной встречи. Сообщение о нем получила одна из московских редакций в ответ на публикацию статьи на тему реальности леших и русалок. Говорилось об одной разновидности - болотнянике.

В военные годы Иван Юрченко жил в деревне Николаевка, в одной из северных областей европейской части России, учился в начальной школе. Школа отправляла учеников полоть сорняки в колхозных посевах, далеко за деревню. Там сразу же за полем начинались болота. Возле болот находились сенокосы. Косцы устроили рядом сарай для ночевки, постелили на нары сено. Как-то утром, придя на прополку, ребята зайдя в сарай заметили, что на сене остались вмятины от двух фигур огромного роста, как видно ночевавших в сарае той ночью. Они удивились росту людей, поговорили по этому поводу и принялись за работу.

Ивану захотелось оправиться и он отошел с поля к болоту. И вот на болоте за кустами он увидел двух неизвестных, которые пристально следили за ним. Иван обратил внимание на то, что они были черными, на головах у них были длинные волосы, в плечах были очень широкими. Рост не мог определить, так как мешали кусты. Иван очень испугался и, крича, побежал к своим товарищам.

Узнав, что кто-то есть на болоте, побежали в деревню к коменданту (комендатуры в то время существовали для ссыльных) и председателю колхоза. Те, вооружившись наганом и ружьем, с ребятами отправились к месту происшествия. Неизвестные черные люди ушли в глубь болота и из-за кустарников смотрели на людей. Никто из местных жителей не решался продвинуться вперед.

Мужчины выстрелили в воздух, неизвестные оскалили белые зубы (что в особенности бросалось в глаза на черном фоне их лиц), начали издавать звуки, похожие на раскатистый хохот. После этого, как показалось Юрченко, они присели или погрузились в болото. Больше их никто не видел. В сарае на сене остались следы, как видно, самца огромного роста и самки поменьше, можно было рассмотреть и следы больших грудей.

Так известно ли нашим современникам о подобных существах? Или это единственный непонятный случай?

Вот еще такое письмо.

«В 1952 году я, М.Сергеева, работала на лесозаготовительном участке Балабановск в Западной Сибири. Заготовляли лес в зимнее время, а весной сплавляли по реке Карайга. Местность кругом болотистая, летом мы собирали там грибы и ягоды. Много там и озер. В 20-ти км от участка находится озеро Порасье. На него-то четвертого июля мы и пошли: я, старик сторож с племянником Алексеем и Таня Шумилова.

По пути дед рассказал, что озеро это торфяное и незадолго до революции оно высохло, дно загорелось от молнии и горело на протяжении целых 7-и лет. После вода вернулась, и теперь на озере много плавучих островов. Их называют „кымья“. Пока погода стоит хорошая, кымья у берега, но если отходят на середину озера - жди дождей.

На месте мы были уже в одиннадцатом часу вечера. Наскоро натянули два полога и тут же втроем свалились от усталости. А дед отправился ставить сети.

Когда мы поутру проснулись, уха была уже готова. Рыбы в сети поймалось много, загрузили целиком повозку. И тут я увидела, что неподалеку за деревьями виднеется еще одно озеро. Спросила о нем старика, но он рассердившись на меня буркнул: «Озеро как озеро…» Больше ни о чем спрашивать я его не стала, но Алексею и Татьяне все рассказала. Выбрав момент, когда дед пошел осматривать дальнюю сеть, мы побежали к тому озеру, благо до него было всего метров 200. Вода в нем оказалась настолько чистой, что все камешки на дне было видно. Таня и Алексей захотели искупаться, я же лишь сняла платок и положила его на какую-то корягу у берега, а сама присела рядом.

Алексей уже зашел в воду и звал Таню, когда вдруг та вскрикнула, схватила свою одежду и кинулась в лес. Я посмотрела на Алексея, который стоял неподвижно и смотрел перед собой округлившимися глазами. И тут я увидала, как к его ногам тянется чья-то рука. Под водой к Алексею подплыла девушка. Она бесшумно вынырнула, подняла голову с длинными черными волосами, которые тут же убрала с лица.

На меня глянули ее большие синие глаза, девушка с улыбкой протягивала руки к Алексею. Я вскрикнув, вскочила, и потащила его за волосы из воды. Увидела, как при этом зло сверкнул взгляд русалки. Она схватила лежавший на коряге мой платок и, расхохотавшись, ушла под воду.

Мы и опомниться не успели, как дед очутился рядом. Он торопливо перекрестил Алексея, поплевал в сторону и лишь после этого облегченно вздохнул. Я и не подозревала, что наш сторож-человек верующий…

В том же году в декабре меня перевели на другой участок, и постепенно тот случай начал забываться. Но через 9 лет я вдруг получила письмо от старика, в котором он писал, что тяжело болен и вряд ли поднимется. Я взяла отпуск на три дня и отправилась к нему. Мы проговорили всю ночь, тогда-то старик мне и поведал одну историю.

Лет 40 назад, молодым парнем, он работал десятником. Как-то раз пошел в лес за жердями. Тогда впервые и оказался на том самом озере. Захотел искупаться… и завладела им русалка. Трое суток не отпускала, с жизнью уже распрощался. Но, на счастье, вспомнил благословение матери… И громко произнес он эти слова. Русалка с ненавистью, и невероятной силой оттолкнула его…
Только тогда я поняла, почему старик так не хотел пускать нас на то озеро».