Современное искусство по кусочку. Примитивизм, фовизм

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 24.07.2015 19:12 Просмотров: 4998

Это течение возникло в изобразительном искусстве конца XIX- начала XX в. Оно отличается намеренным опрощением изобразительных средств и обращением художников к формам примитивного искусства: первобытного, средневекового, народного, детского творчества.

Обычно понятия «примитивизм» и «наивное искусство» отождествляют. Но мы с этим категорически не согласны, потому что наивное искусство – это искусство непрофессионалов, а примитивизм – в определённой степени стилизация. Мы видим «примитивные» картины у многих художников, имевших академическое художественное образование или прошедших школу живописи у различных мастеров. Они имели опыт работы и в других стилях. Это, например, Поль Гоген, Михаил Ларионов, Пабло Пикассо, Наталья Гончарова, Пауль Клее, Климент Редько, Юрий Васнецов и многие другие. Возможно, работы таких больших мастеров не совсем правильно называть «стилизацией», это их собственный стиль, который в основе имеет пластику примитивного искусства. Но и наивным их творчество также назвать нельзя, потому что примитивные способы творческого самовыражения они выбрали сознательно, а не в силу недостатка художественного образования. Например, профессиональный художник Сергей Заграевский с самого начала своей творческой деятельности сохраняет один и тот же характерный для него стиль. Мы назовём этот стиль примитивизмом. А кто-то, возможно, поспорит с нами и отнесёт его картины к наивному искусству.

Сергей Заграевский «Яблоневый сад» (1992)
Конечно, невозможно многообразие творческих способов самовыражения, почерков и приёмов уложить в определённый стиль. Никогда художественная мысль не ограничивается рамками стиля, раз и навсегда выбранным направлением.
В связи с этим хочется вспомнить творчество М. Шагала.

М. Шагал «Белое распятие» (1938). Холст, масло, 254,3 х 139, 7 см. Институт искусств (Чикаго)
Картина создана художником под влиянием впечатлений от преследования евреев в Центральной и Восточной Европе. Она аллегорична. Образ распятого Иисуса для Шагала является новым символом – переживающего смертные муки еврейства.
В этой картине смешаны символизм , историзм и простодушная серьёзность примитивизма.

Марк Шагал (1887-1985)

Родился в г. Витебске. Получил традиционное домашнее еврейское образование. Занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, у Л.С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой, затем продолжил художественное образование в Париже, где познакомился с художниками и поэтами-авангардистами .
Где бы он ни жил: в Петербурге, Париже, США – всюду он оставался сыном еврейского народа, но всегда хранил в сердце родной город, рисуя его тихие улочки и низенькие дома. Витебск называют второй по значимости «моделью» художника. А первой была Белла, жена и муза – с 1909 г. и до конца жизни.

М. Шагал «Над городом» (1918)
У Шагала отчётливо видна осознанная примитивизация пластического языка, только в такой форме он мог (и желал) выражать себя. Он так говорил о своих попытках стать художником: «Наверно, я вообще не поддаюсь обучению. Или меня не умели учить... Я способен только следовать инстинкту. Понимаете? А школьные правила мне не лезут в голову».
Шагал учился не только у авангардистов – он работал и у мастера вывесок. В витебском Народном художественном училище Шагал вместе с мастерами вывесок и их учениками готовил оформление города к 1-й годовщине революции. Художник изучал и детское творчество. В своей книге «Моя жизнь» он пишет: «Я не уставал восхищаться их рисунками, их вдохновенным лепетом...». В его работах, особенно в графике, проявились черты детского рисунка.
М. Шагал любил бытовые сюжеты и наполнял их фантастикой, предчувствием чуда, мифологичными символами и животными.


У истоков европейского примитивизма – творчество П. Гогена, А. Матисса, А. Модильяни.

Анри Матисс (1869-1954)

А. Матисс – французский художник и скульптор, лидер течения фовистов . Он искал свой путь: сначала писал картины в духе импрессионизма, затем работал в технике пуантилизма (в статье «Постимпрессинизм»), а позже создал новый стиль, вошедший в историю искусства под названием «фовизм». Для его картин периода начала XX в. характерны плоские формы, чёткие линии и менее строгий пуантилизм.
В 1906 г. Матисс побывал в Алжире и открыл для себя скульптуру народов Африки, стал интересоваться примитивизмом и классической японской ксилографией.

А. Матисс «Натюрморт с апельсинами» (1912)

Амедео Модильяни (1884-1920)

Итальянский художник и скульптор, работал в основном в стиле экспрессионизм . Но, испытав влияние многих художников парижской школы (Тулуз-Лотрека, Сезанна, Пикассо, Ренуара), впитал их особенности. В его творчестве присутствуют также отголоски примитивизма и абстракции .

А. Модильяни «Портрет Марии Васильевой» (1918)
Впрочем, некоторые искусствоведы примитивизм считают стилистической маскировкой экспрессионизма. Например, творения гениального австрийского экспрессиониста Оскара Кокошки только специалистам напоминают народные картинки.

Картина Оскара Кокошки
У некоторых художников начала XX в., относящихся к различным художественным направлениям и стилям, присутствуют работы в стиле примитивизм. Вот примеры этих работ.

П. Пикассо «Танцовщица» (1907-1908)

М. Ларионов «Офицерский парикмахер» (1909)

П. Клее «Акробатический номер» (1923)

П. Гоген «Жёлтый Христос» (1889). Холст, масло. 91,1 х 74,3 см. Галерея Олбрайт-Нокс (Буффало)
Эта картина П. Гогена считается одним из ключевых произведений в символизме, но исполнена в стиле примитивизма.
Безграничные муки, принимаемые Христом, противоречат «незамечаемости» этой жертвы людьми. Художник обращается к «вечной» теме, стремясь понять и объяснить себе и другим в своих работах смысл жертвенного служения. Главная тема картины – людская отчужденность и от Бога, и от неба. Но и в выражении лица самого Христа читается не столько любовь к человечеству, сколько сомнения, не была ли напрасной его жертва – на Его лице отображена та стадия страдания, которая граничит с апатией, безразличием ко всему окружающему.

«Венера» М. Ларионова (1912), созданная в стиле примитивизма, похожа на рисунок на заборе, да ещё и с надписью. Конечно, здесь и речи не может быть о наивном искусстве – это явная и намеренная стилизация, насмешка.

Н. Гончарова «Хоровод» (1910)
А вот примитивизм Н. Гончаровой выражен в грубоватой монументальности крестьянских фигур. Несмотря на искусственную статичность ее образов, картины Н. Гончаровой полны мощного вечного движения. Её примитивизм – вариант экспрессионизма.
И в настоящее время художники нередко обращаются к этому стилю. Примитив не скован традицией «школы», он свободен от канонов, отсюда его непосредственность.
Две разновидности примитива: лубочный и романтико-идиллический – оказались долгожителями. Они продолжают жить в примитиве наших дней.

Д. Завгородний «Странный бык»

Д. Завгородний «Северное сияние»

2 августа 2016, 09:38

В этом, предыдущих и последующих постах я использую материал из книги Уилла Гомперца "Непонятное искусство", цикла лекций в музее Гараж Ирины Кулик, лекций Дмитрия Гутова, книги Сьюзи Ходж "Современное искусство в деталях", документальных фильмов BBC, и др.

ПРИМИТИВИЗМ, ФОВИЗМ

В предыдущем посте я рассказывала о кубизме Пикассо и Брака. Одним из источников вдохновения Пикассо стала выставка африканского искусства. Простота и в то же время, первобытная мощь и величественность деревянных масок поразила художника. И не только его.

Собственно, стремление к этой простоте проходит красной нитью через всю историю современного искусства. С одной стороны, художники пытались копировать стиль работы примитивных племен Африки, Австралии и Южной Америки, а с другой - детские рисунки.

Вообще, радостное ожидание перемен, связанное с бурным развитием промышленности во Франции, довольно быстро сменилось усталостью от темпов, которые приобрела жизнь.

Уже в конце 19 века широко распространилось движение "возврата к истокам".

В живописи, как я уже писала ранее, это был Гоген, с его "таитянской" тематикой, плоскостным изображением и насыщенной символикой.

Поль Гоген, Старые времена, 1892

Движение, ратовавшее за упрощение искусства, принимало различные формы. Например, работы знаменитого австрийского живописца и основного участника общества Венский сецессион, Гюстава Климта (1862-1918), гораздо более изысканны и декоративны, чем у того же Гогена. Климт любил орнамент, бронзовые и золотые цвета, богато украшенные одежды. При той же простоте линии и двухмерности изображения, примитивизм Климта роскошен.

Густав Климт, Ожидания, 1909

Густав Климт, Яблоня, 1912

Густав Климт, Девушка с веером, 1918

Однако, те, кого считают основоположниками примитивизма 20 века, жили во Франции. Морис де Вламинк (1876-1958), Анри Матисс () и Анри Дерен (1880-1954) тоже восхищались африканским искусством.Помимо этого, они разделяли и страсть к насыщенным цветам, как в произведениях Ван Гога. С голландцем их также связывало убеждение, что эмоции в картине важнее изображаемого объекта.

Результатом совмещения простоты племенного искусства и насыщенных, чистых цветов, они создали невероятно яркие и жизнерадостные работы. В них цвет - как способ передать эмоцию, а не описать реальный объект.

Морис де Вламинк, Фруктовый сад, 1905

Морис де Вламинк, Мост в Шату, 1907

Андре Дёрен, Эстак, 1905

Андре Дёрен, Мост Чаринг-Кросс, 1906

Анри Матисс, Красный лук, 1906

Анри Матисс, Гармония в красном, 1908

" Я переводил на язык цвета то, что видел инстинктивно без всякого метода, чтобы сказать правду не как художник, а как человек. Выжимая до конца, ломая тюбики аквамарина и киновари" - так Морис де Вламинк описывает свои работы того периода. Действительно, именно цвет станет вскоре визитной карточкой этой троицы художников. Они решили выставиться на Салоне 1905 года. Как водится, критика лютовала. Луи Воссель (влиятельный критик того времени) язвительно заметил, что картины писали "дикие звери" (les fauves фр.)

И хотя ни Матисс, ни Вламинк, ни Дёрен, не собирались связывать себя рамками какого-то направления, словечко им приглянулось.

Фовизм был в прямом и переносном смысле яркой вспышкой на небосклоне искусства. По сути, эта идея использовать большие пятна неразбавленного цвета в обрамлении простой формы получила свое логическое продолжение в работах многих художников 20 века.

Фриденсрайх Хундертвассер, Путь к тебе, 1966

Рой Лихтенштейн, Натюрморт с хрустальной вазой, 1973

Вилем де Кунинг, Без названия 5, 1983

Однако, в 1905 году публика еще не оправилась от неоимпрессинистов, а тут подоспел Матисс со своей знаменитой "Женщиной в шляпе".

Анри Матисс, Женщина в шляпе, 1905

Уж не знаю, была ли в тот момент рада мадам Матисс, что вышла замуж за художника, ибо портрет получился спорным. Желто-зеленое лицо, сведенное до нескольких простых мазков и оранжеватые штрихи волос не каждому придутся по вкусу. Однако, она пришлась по вкусу Лео Стайну - коллекционеру и покровителю современных художников. Он купил "Женщину в шляпе", а меньше чем через год приобрел "Радость жизни" - еще одно знаменитое полотно фовистского периода Матисса.

Анри Матисс, "Радость жизни", 1906

Вдохновленный пасторальными сценами, Матисс написал группы людей, предающихся различным наслаждениям: музыке, танцу, любви. И снова основной герой - цвет. Фигуры же людей написаны небрежно и двухмерно, хотя сама композиция выстроена аккуратно и гармонично.

Сам сюжет не настолько нов, как манера письма.

Агостино Караччи, Взаимная любовь, 1602

Контраст этих двух работ выявляет то, насколько изменилось восприятие художника. Создается впечатление, что Матисс балуется, заигрывает со зрителем. Его радость жизни не столько в сюжете, сколько в самой живописи: линии, цвете.

Матисс, по его собственному признанию, мечтал, чтобы искусство было вроде "хорошего кресла для отдыха". Даже когда фовизм остался в прошлом, художник продолжал работать по такому же принципу. Кстати, музой, подругой и спутницей для него стала девушка из Томска - Лидия Деликторская, которая оставалась с ним до конца его жизни, а потом подарила несколько полотен (оставленных ей Матиссом на безбедную старость) Пушкинскому музею и Эрмитажу.

Немного уйду в сторону: недавно, прочитанная мною критика искусства начала 20 века, заставила взглянуть немного по-другому и на полотна Матисса. Кроме прорывов в технических областях, это время было одновременно застоем в социальных отношениях. Привычные формы жизни порядком затерлись. Образ сытого буржуа во фраке, являвшимся основным заказчиком, осточертел художнику.

Желание ломать стало основной движущей силой. Кубисты, конечно, наглядней всего воплотили этот принцип, в буквальном смысле раскрошивший привычный облик вещей.

Но и другие художники, как мембрана улавливающие происходящее, отражали свое недовольство в живописи. Они меняли все, что было привычным обывателю, разрушали мещанский мирок у себя на холсте. Вольно или невольно, художник выражал протест против изживающих себя условностей. Может и контрасты фовистов - это не утверждение радости бытия, а такой же вызов реальности?

Отсюда и зеленые лица женщин, небрежный/ условный рисунок. С этой очки зрения полотно Матисса "Радость жизни" - скорее ирония или сатира над гедонизмом европейских буржуа, все удовольствие от жизни которых сводится к плотской любви, песням и пляскам. Такой конфетный мирок с фигурами, напоминающими ярмарочные леденцы. Но эта точка зрения не особо популярна. Всё же чаще творчество Матисса трактуют как выражение радости и яркости бытия.

Искусство как отрада для глаз и сердца - принцип, который был близок не только Матиссу. И если ему приходилось делать усилие для того, чтобы рисовать по детски легко, то Анри Руссо (1844-1910) делал это, потому что просто не умел по-другому.

Анри Руссо, Автопортрет, 1890

Анри Руссо - сотрудник таможни, малограмотный человек, решивший заняться живописью в 40 лет без получения какого-либо образования и профподготовки. Домосед, не любитель богемных тусовок и далекий от арт сообщества, он стал одним из самых знаменитых художников стиля примитивизм. Руссо был простодушен и наивен, возможно, поэтому в его работах есть незамысловатость детских рисунков. Конечно, публика и критика сначала подняла художника на смех.

Анри Руссо, Карнавальная ночь, 1886

Обаяние простоты и детскости показалось тогдашнему зрителю банальным неумением рисовать, не более. Однако, отсутствие техники у Руссо с лихвой компенсируется четкостью, характерной, опять же для японской гравюры. Начинающего художника здорово выручала абсолютная невосприимчивость к критике, позволившая ему продолжать заниматься любимым делом.

Анри Руссо

Понятно, что его произведения нельзя сравнить по исполнению с мастерами прошлого или талантливыми современниками. Руссо брал другим. Его незамысловатые сюжеты завораживали многих из артистического мира того времени. Среди поклонников был, например, Пикассо, которому принадлежит знаменитая фраза: " Я могу рисовать как Рафаэль, но мне понадобиться вся жизнь, чтобы научиться рисовать как ребенок". Руссо был тем, кто этого добился. Пикассо даже приобрел его картину "Портрет женщины", которая, по признанию испанца, просто заворожила его.

Анри Руссо, Портрет женщины, 1895

Работы Руссо, если так можно выразиться, одной ногой уже в сюрреализме. Они действительно завораживают не столько своей безыскусностью, сколько подтекстом, двусмысленностью, аллегоричностью. Это как те моменты в фильмах ужасов, когда качели на пустой детской площадке немного раскачиваются, вроде бы как от ветра.. Или нет? Руссо оставляет этот вопрос зрителю.

Манера Руссо восхищала не только Пабло Пикассо. Среди его поклонников был также румынский скульптор Константин Бранкузи (Брынкуши).Правда, в отличие от Руссо, художественная тусовка Парижа приняла его на ура. Бранкузи выбрал себе амплуа простолюдина-художника: окладистая борода, сабо и льняная рубаха. Материалы, с которыми работал скульптор были подстать - дерево и камень. Мрамор не особо впечатлял мастера.

Бранкузи какое-то время был учеником в мастерской Родена, но их подходы к работе оказались совершенно различны.

Огюст Роден, Поцелуй, 1886

Константин Бранкузи, Поцелуй, 1912

Изображения красноречивее любых объяснений. Бранкузи считал, что в скульптуре можно обходится без предварительной моделировки, работая сразу с материалом. Он старался максимально сохранить первоначальную форму породы, оставляя ее текстуру. Никаких романтических изгибов, простые линии, отсутствие декоративных элементов.. Скульптуры Бранкузи нравятся именно своей простотой и оригинальностью исполнения. В начале 20 века это был очередной вызов традиции.

За ним последовали и другие скульпторы примитивисты: Модильяни (да он пробовал себя и в скульптуре, причем вполне успешно), Джакометти, Хепворт..

Амадео Модильяни, Голова, 1910

Джакометти, Шагающий человек 1, 1960

Барбара Хепворт, Одиночная форма, 1964

В России - это скульптор Вадим Сидур. На мой взгляд, очень здорово.

Вадим Сидур

Вадим Сидур

В России, кстати, одними из первых примитивистов в живописи были Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, работавшие в технике "лубок". Это вид графики, отличающееся простотой и плоским рисунком. Гончарова вдохновлялась русскими иконами. В своих работах она использовала характерных элемент иконописи - движки - вертикальные белые линии.

Михаил Ларионов, Еврейская Венера, 1912

Наталья Гончарова, Косари, 1911

Как мы видим, простота, упорядоченность и структура стали основополагающими понятиями и целями художников, начиная с постимпрессионистов. Однако, эти, казалось бы, безобидные стремления имели в себе и разрушительный потенциал. Ведь всякое желание уместить мир в структуру имеет обратную сторону - создание жесткой системы. А как показала практика, попытки подчинить все живое субъективной жесткой логике ведет к гибели и разрушениям. Дальнейшие события 20 века - яркое тому подтверждение.

Продолжение следует)

И постскриптум.

Чудесная американка - Бабуля Мозес - художница-любительница, представитель примитивизма второй половины 20 века, просто покорила мое сердце. Она даже чем-то напомнила мне голландцев с их уютными бытовыми сценами сельской жизни. Вот, например:

Бабуля Мозес, Ранняя весна на ферме, 1945

Питер Брейгель старший, Перепись, 1566

P.S спасибо всем, кто читает и кому интересно. Этот пост выкладываю поздно - уезжала - пришлось сделать перерыв)

Марк Шагал «Любовники» Примитивизм Ты волосы свои несешь навстречу мне, и я, почуя твой взгляд и трепет, тела дрожь, тебя опять спросить хочу я: где давние мои цветы под хулой свадебной, далекой? Я помню: ночь, и рядом ты, и в первый раз к тебе прилег я, и погасили мы Луну, и свечек пламя заструилось, и…

Фрида Кало «Натюрморт с испуганной невестой», 1943 Примитивизм Смысл работ Фриды Кало всегда скрыт глубоко внутри. Окинув быстрым взглядом картину, зритель никогда не поймет смысл, потому что каждый предмет становится символом. Невеста — маленькая кукла, выглядывающая из разрезанного арбуза. Две части арбуза, представленные на картине, это не две половины. Они символизируют любовь и страсть, которые…

Марк Захарович Шагал «Синий дом», 1917 Музей изобразительных искусств, Льеж Примитивизм Витебск был любимым городом Шагала, знаковым местом, о котором художник всегда помнил и берёг эти воспоминания. Не случайно, когда живописцу выпала возможность посетить Советский Союз по приглашению Фурцевой, Шагал намеренно отказался от поездки в Витебск – хотел сохранить в душе старый город, город своей…

Фрида Кало «Сломанная колонна», 1944 Музей Долорес Ольмедо, Мехико Примитивизм, автопортрет На этой картине Фрида выразила всю физическую и душевную боль, которую постоянно испытывала в течение жизни. В детстве она переболела полиомиелитом, а в ранней юности попала в автомобильную аварию и какое-то время была прикована к постели. У нее был сломан в нескольких местах позвоночник,…

Марк Шагал «Я и деревня», 1911 Музей современного искусства, Нью-Йорк, США Примитивизм Благодаря финансовой поддержке столичных меценатов в 1910 Шагал оказался в Париже. Молодой художник, покочевав сначала с квартиры на квартиру, вскоре поселился в павильоне под названием «La Ruche», что в переводе означает «Улей». В этом деревянном здании располагалось более ста грязных, убогих, но дешевых…

Анри Руссо «Карнавальный вечер», 1886 Художественный музей, Филадельфия Примитивизм Это одна из ранних картин Руссо, хотя он написал её в 42-летнем возрасте. Анри Руссо до сорока лет работал таможенником и начал писать, лишь когда вышел в отставку. За год до «Карнавального вечера» он выставил в свободном Художественном салоне на Елисейских полях свои копии картин старых…

Фрида Кало «Девочка с маской смерти», 1938 Наивное искусство (Примитивизм) Нагойский городской музей, Япония Фрида Кало (исп. Magdalena Carmen Frida Kahlo y Calderón, 6 июля 1907, Койоакан - 13 июля 1954, Койоакан) - мексиканская художница, жена Диего Риверы.В работах Фриды Кало очень сильно влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки. Её творчество насыщено символами и…

Марк Шагал «Счастье», 1980 Бумага, литография, 116 x 75,5 см Национальный музей Марка Шагала, Ницца, Франция Примитивизм В нашей жизни есть одна-единственная краска, как и на палитре художника, придающая смысл жизни и искусству. Это краска любви. — Марк Шагал.

Наивное искусство Это понятие используется в нескольких смыслах и фактически тождественно понятию «примитивное искусство» . В различных языках и разными учеными эти понятия используются чаще всего для обозначения одного и того же круга явлений в художественной культуре. В русском языке (как и в некоторых других) термин «примитивный» имеет несколько негативный смысл. Поэтому уместнее остановиться на понятии Наивное искусство . В самом широком смысле так обозначается изобразительное искусство, отличающееся простотой (или упрощенностью), ясностью и формальной непосредственностью изобразительно-выразительного языка, с помощью которого выражается особое, не обремененное цивилизационными условностями видение мира. Понятие появилось в новоевропейской культуре последних столетий, поэтому отражает профессиональные позиции и представления этой культуры, считавшей себя высшей ступенью развития. С этих позиций под Наивное искусство понимается и архаичное искусство древних народов (до египетской или до древнегреческой цивилизаций), например, первобытное искусство; искусство народов, задержавшихся в своем культурно-цивилизационном развитии (коренного населения Африки, Океании, индейцев Америки); любительское и непрофессиональное искусство в самых широких масштабах (например, знаменитые средневековые фрески Каталонии или непрофессиональное искусство первых американских переселенцев из Европы); многие произведения так называемой «интернациональной готики»; фольклорное искусство; наконец, искусство талантливых художников-примитивистов XX в.,

не получивших профессионального художественного образования, но ощутивших в себе дар художественного творчества и посвятивших себя самостоятельной его реализации в искусстве. Некоторые из них (французы А. Руссо, К.Бомбуа , грузин Н.Пиросманишвили , хорват И.Генералич , американка А.М.Робертсон и др.) создали истинные художественные шедевры, вошедшие в сокровищницу мирового искусства.Наивное искусство по видению мира и способам его художественной презентации в чем-то приближается к искусству детей, с одной стороны, и к творчеству душевнобольных - с другой. Однако в сущности своей отличается и от того, и от другого. Ближе всего по мировосприятию к детскому искусству стоит Наивное искусство архаических народов и аборигенов Океании и Африки. Принципиальное отличие его от детского искусства заключается в глубокой сакральности, традиционализме и каноничности. Детская наивность и непосредственность мировосприятия как бы застыли навечно в этом искусстве, его выразительные формы и элементы художественного языка наполнились сакрально-магической значимостью и культовой символикой, имеющей достаточно стабильное поле иррациональных смыслов. В детском искусстве они очень подвижны и не несут культовой нагрузки. Наивное искусство, как правило, оптимистично по духу, жизне- утверждающе, многопланово и разнообразно, имеет чаще всего достаточно высокую эстетическую значимость. В отличие от него искусство душевнобольных, часто близкое к нему по форме, характеризуется болезненной навязчивостью одних и тех же мотивов, пессимистически-депрессивной настроенностью, невысоким уровнем художественности. Произведения Наивного искусства крайне разнообразны по форме и индивидуальной стилистике, однако для многих из них характерны отсутствие линейной перспективы (глубину многие примитивисты стремятся передать с помощью разномасштабности фигур, особой организацией форм и цветовых масс), плоскостность, упрощенная ритмичность и симметричность, активное использование локальных цветов, обобщенность форм, подчеркивание функциональности предмета за счет тех или иных деформаций, повышенная значимость контура, простота технических приемов. У художников-примитивистов XX в., которые знакомы с классическим и современным им профессиональным искусством, часто возникают интересные и оригинальные художественные решения при попытках подражать тем или иным приемам профессионального искусства при отсутствии соответствующих технических знаний и навыков. Сюжеты художники Наивного искусства чаще всего берут из окружающей их жизни, фольклора, религиозной мифологии или собственной фантазии. Им легче, чем многим художникам-профессионалам удается спонтанное, интуитивное, не затрудненное культурно-социальными правилами и запретами творчество. В результате чего возникают оригинальные, удивительно чистые, поэтичные и возвышенные художественные миры, в которых господствует некая идеальная наивная гармония между природой и человеком. Именно эти качества Наивного искусства привлекали к нему внимание многих мастеров искусства XX в., начиная с ранних авангардистов и кончая концептуалистами и постмодернистами. Те или иные приемы и элементы языка примитивистов использовали в своем творчестве многие крупные художники XX в. (экспрессионисты, П.Клее, М.Шагал, Х.Миро, П.Пикассо и др.). В Наивном искусстве многие представители культуры стремятся усмотреть пути выхода художественной культуры из цивилизационных тупиков.

Примитивизм (неопримитивизм)
- направление, возникшее в европейском и русском искусстве в начале ХХ века. Его главным
признаком было программное опрощение художественных средств, обращение к различным формам примитивного искусства - народного и детского творчества, первобытного и средневекового искусства и т.д. В основе лежало стремление обрести чистоту взгляда на мир, присущую неиспорченному цивилизацией сознанию.
В России примитивизм наиболее ярко представлен именами Н.С.Гончаровой, М.Ф.Ларионова, К.С.Малевича, художников групп "Бубновый валет", "Ослиный хвост" и некоторых мастеров "Голубой розы". Источником вдохновения для неопримитивистов становится искусство Востока, а также лубок, провинциальные вывески, детское творчество, народная игрушка, искусство примитивных культур.

"После этого Гурджиев продолжил объяснение различных функций человека и

центров, управляющих этими функциями. В том же порядке эти идеи изложены в

лекциях по психологии. Объяснения и связанные с ними обсуждения заняли довольно

много времени... нет возможности передать эти беседы в том виде, как они

действительно происходили. Поэтому я собрал весь материал по психологии и

космологии в две отдельные серии лекций. Здесь нужно заметить, что идеи не были

даны нам в той форме, как они изложены в лекциях".

Смысл

Я знаю, ты существуешь. Ты не плод моего воображения, не сон, не больная фантазия, не иллюзия. Порой мне кажется, что ты совсем близко. Почти за спиной. Или рядом в потоке людей. Стоит только закрыть глаза в мимолетном сейчас и я услышу твой голос, или обернусь черной ночью на пустынном перекрестке и встречу твой взгляд. Но время идет. День за днем. Год за годом. Как и раньше. Но тебя нет. Иногда опускаются руки и нет сил сделать хоть шаг. Охота все оставить, и расписаться кровью под собственным бессилием. Вырвать саму мысль о том, что ты еще здесь. Но я помню. Ты никогда не проигрывала. Не уходила первой. Так что и мне не с руки сдаваться. Мы начали эту Игру задолго до рождения и закончиться ей едва ли суждено. Не помню как долго это уже продолжается. Я встречал твои мысли и поступки в других. И верил. Что нашел. И цеплялся как безумец за призрачную надежду. Ты играешь со мной через людей, которые мне были близки и дороги. Знаешь, это больно. Но время все расставляет по местам. И понимание вновь собирается из разбитых осколков далекого прошлого. Знаю, тебе возможно сейчас тоже не просто. Столько пройдено, столько найдено похожего на искренность и взаимность. Но в этом были и мои мысли. Они цепляли, застревали в твоем сердце и заставляли поверить в то что твой поиск окончен. Но время расставляло все по местам. И ты вновь одна. Знаю, это больно. Прости меня. Скажу лишь одно. Я не плод твоего воображения, не сон, не больная фантазия, не иллюзия. Я существую. И однажды мы вновь встретимся и уже не потеряем друг друга никогда.

Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание

О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира

К постановке проблемы

Пытливая, ищущая мысль человека, проникая со все возрастающей страстью и успехом в глубины мироздания, познает материальный мир в его бесконечно­сти - в большом и малом, постигает строение атома и Вселенной, решает одну за другой проблемы, которые на каждом шагу ставит перед ней природа. Эта пытли­вая, ищущая мысль человека не могла не обратиться и на самое себя, не могла не остановиться на вопросе о взаимоотношении мышления и природы, духовного и материального. Это основной вопрос философии. Различное его решение разде­ляет идеализм и материализм - главные направления, борющиеся в философии. Теоретическая значимость этого вопроса очевидна.

Но вопросы большой теории, правильно поставленные и верно понятые, - это вместе с тем и практические вопросы большой значимости. По-настоящему ви­деть крупные теоретические проблемы - это значит видеть их в соотношениях с коренными вопросами жизни.

Вопрос о связи психического с материальным, о зависимости психического от материальных условий - это вопрос не только о познаваемости, но и об управляе­мости психических процессов. Решение вопроса о зависимости того или иного протекания психических процессов от объективных условий определяет пути формирования, направленного изменения, воспитания психологии людей. Пра­вильно поставленные вопросы познания мира в конечном счете связаны с задача­ми его революционного преобразования.

) в своих экспрессивных размашистых работах смогла сохранить прозрачность тумана, легкость паруса, плавное покачивание корабля на волнах.

Ее картины поражают своей глубиной, объемом, насыщенностью, а текстура такова, что от них невозможно оторвать взгляд.

Теплая простота Валентина Губарева

Художник-примитивист из Минска Валентин Губарев не гонится за славой и просто делает то, что любит. Его творчество безумно популярно за рубежом, но почти незнакомо его соотечественникам. В середине 90-х годов в его бытовые зарисовки влюбились французы и заключили с художником контракт на 16 лет. Картины, которые, казалось бы, должны быть понятны только нам, носителям «скромного обаяния неразвитого социализма», понравились европейской публике, и начались выставки в Швейцарии, Германии, Великобритании и других странах.

Чувственный реализм Сергея Маршенникова

Сергею Маршенникову 41 год. Он живет в Санкт-Петербурге и творит в лучших традициях классической русской школы реалистичной портретной живописи. Героинями его полотен становятся нежные и беззащитные в своей полуобнаженности женщины. На многих самых известных картинах изображена муза и жена художника - Наталья.

Близорукий мир Филипа Барлоу

В современную эпоху картинок высокого разрешения и расцвета гиперреализма творчество Филипа Барлоу (Philip Barlow) сразу привлекает внимание. Однако от зрителя требуется определенное усилие для того, чтобы заставить себя смотреть на размытые силуэты и яркие пятна на полотнах автора. Наверное, так видят мир без очков и контактных линз люди, страдающие близорукостью.

Солнечные зайчики Лорана Парселье

Живопись Лорана Парселье (Laurent Parcelier) - это удивительный мир, в котором нет ни грусти, ни уныния. У него вы не встретите хмурых и дождливых картин. На его полотнах много света, воздуха и ярких красок, которые художник наносит характерными узнаваемыми мазками. Это создает ощущение, будто картины сотканы из тысячи солнечных зайчиков.

Динамика города в работах Джереми Манна

Маслом на деревянных панелях американский художник Джереми Манн (Jeremy Mann) пишет динамичные портреты современного мегаполиса. «Абстрактные формы, линии, контраст светлых и темных пятен - все создает картину, которая вызывает то чувство, которое человек испытывает в толпе и суматохе города, но также может выразить и спокойствие, которое обретается при созерцании тихой красоты», - говорит художник.

Иллюзорный мир Нила Саймона

На картинах британского художника Нила Саймона (Neil Simone) все не так, как кажется на первый взгляд. «Для меня мир вокруг - это череда хрупких и постоянно меняющихся форм, теней и границ», - говорит Саймон. И на его картинах все действительно иллюзорно и взаимосвязано. Границы смываются, а сюжеты перетекают друг в друга.

Любовная драма Жозефа Лорассо

Итальянец по происхождению современный американский художник Жозеф Лорассо (Joseph Lorusso) переносит на холст сюжеты, подсмотренные им в повседневной жизни обычных людей. Объятия и поцелуи, страстные порывы, минутки нежности и желания наполняют его эмоциональные картины.

Деревенская жизнь Дмитрия Лёвина

Дмитрий Лёвин - признанный мастер русского пейзажа, зарекомендовавший себя как талантливый представитель русской реалистической школы. Важнейший источник его искусства - привязанность к природе, которую он нежно и страстно любит и частью которой себя ощущает.

Яркий восток Валерия Блохина