Тема и идея произведения шинель. Анализ «Шинель» Гоголя

Сразу заметно, что в художественном отношении она стоит очень высоко. Автор задал себе трудную задачу, окружить сочувствием читателя ничтожный и смешной образ Башмачкина , не впадая в карикатурность и слащавую сентиментальность. Как тонко и трогательно изобразил Гоголь маленькую, «муравьиную» душу своего героя, видно, хотя бы, из рассказа о тех мыслях и чувствах, которые овладели им, когда он примирился, наконец, с мыслью о необходимости купить новую шинель. У него не хватало сорока рублей

«Акакий Акакиевич думал-думал и решил, что нужно будет уменьшить обыкновенные издержки, хотя бы, по крайней мере, в продолжение одного года: изгнать употребление чая по вечерам и не зажигать по вечерам свечи, а, если что понадобится делать, идти в комнату к хозяйке и работать при её свечке; ходя по улицам, ступать, как можно легче и осторожнее по камням и плитам почти на цыпочках, чтобы, таким образом, не истереть скоровременно подметок; как можно реже отдавать прачке мыть белье, а чтобы не занашивалось, то всякий раз, приходя домой, скидать его и оставаться в одном только демикотоновом халате, очень давнем и щадимом даже самим временем.

Надобно сказать правду, что сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад, даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели. С этих пор, как будто, самое существование его сделалось какъто полнее, как будто он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто, он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, и подруга эта была не кто другая, как та же шинель, на толстой вате, на крепкой подкладке без износу... Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность, словом все колеблющиеся и неопределенные черты... Огонь порой показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: «не положить ли, точно, куницу на воротник!»

Так, балансируя между насмешкой и сожалением, смехом и слезами, Гоголь тонко рисует в «Шинели» образ, сатирический и элегический одновременно.

Из анализа вышеприведенного отрывка мы узнаем о том, что маленький, беззащитный Акакий Акакиевич был наделен такой силой воли, которой, быть может, не сыскать у многих людей с характером. Из этого же отрывка «Шинели» мы узнаем, что существо человека, даже стоящего на самой низкой ступени умственного развития, доступно стремлениям к «идеалу». Этим идеалом в жизни Башмачкина была хорошая ватная шинель. Мечта о шинели осветила жизнь героя Гоголя, показала ему цель в жизни накопить денег для её покупки. Эта мечта даже облагородила его, подняв его в собственных глазах...

Акакий Акакиевич в новой шинели. Иллюстрация Б. Кустодиева к повести Гоголя

Кроме Башмачкина, Гоголь вывел в «Шинели» чиновников, находящихся на различных ступенях чиновничьей иерархии. Легкомысленные молодые чиновники, между которыми есть и богачи, и знатные это толпа, в которой автор воплотил тот эгоизм, ту «свирепую грубость», которой, по его словам, он много видел в самой утонченной, образованной светскости. В «значительном лице» повести Гоголь вывел человека добродушного, но тщеславного и пустого; генеральский чин ему вскружил голову, к своим подчиненным и вообще людям, ниже его стоящим по службе, он считает необходимым относиться «строго, распекать их при всяком удобном и неудобном случае». И вот, человек добрый в душе, одурманенный тщеславием, он совершает поступки, в которых тоже оказывается много самой «свирепой грубости». «Человеческие», гуманные отношения к людям вычеркнуты из тактики его действий, он не желает унижать свое звание внимательным отношением к людям, низшим по своему положению!

Гоголь «Шинель». Аудиокнига

Литературная история «Шинели» Гоголя проанализирована и раскрыта историками беллетристики. В основе «Шинели» лежит действительный случай, происшедший с одним маленьким чиновником, который долго копил деньги, чтобы купить ружье. Добившись, наконец, того, чего желал, он отправился на охоту, нечаянно уронил ружье в реку и не смог его достать. С горя он чуть не умер, и спасли его товарищи, в складчину купившие ему новое ружье.

Замысел повести «Шинель» возник у Н. В. Гоголя под влиянием рассказанной ему реальной истории. Один бедный чиновник долгое время копил деньги на очень дорогое ружье. Купив его и отправившись на охоту, чиновник не заметил, как бесценная покупка соскользнула с лодки в реку. Потрясение от потери было настолько сильным, что незадачливый охотник серьезно заболел. Здоровье чиновника пошло на поправку, лишь после того как друзья скинулись и купили ему точно такое же ружье.

К этому забавному происшествию Гоголь отнесся очень серьезно. О тяжелой жизни бедных чиновников ему было известно не понаслышке. В первые годы службы в Петербурге писатель сам «отхватал всю зиму в летней шинели».

Объединив главную мысль из истории о чиновнике с собственными воспоминаниями, в 1839 г. Гоголь начал работу над «Шинелью». Повесть была закончена в начале 1841 г. и впервые напечатана через год.

Смысл названия

Шинель в повести — не просто предмет одежды. Она практически становится одним из героев произведения. От обычной шинели оказываются зависимыми не только счастье бедного Акакия Акакиевича, но даже его жизнь.

Главная тема повести — бедственное положение мелкого чиновничества.

Главный герой Акакий Акакиевич Башмачкин вызывает к себе непритворную жалость. Весь жизненный путь был предначертан ему с рождения. При крещении ребенок сделал такое лицо, «как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник».

Акакий Акакиевич — просто винтик в огромной бюрократической машине. Работа чиновника заключается в примитивном переписывании документов. На большее Акакий Акакиевич не способен.

Начальство относится к Башмачкину «холодно-деспотически». Вдобавок он служит постоянной мишенью для шуток сослуживцев. Акакий Акакиевич никак не реагирует на насмешки. Лишь в крайних случаях он жалобно просит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».

На взгляд окружающих жизнь Башмачкина скучна и бесцветна. Хотя сам чиновник видит «разнообразный и приятный мир» в своем переписывании бумаг. Акакий Акакиевич даже не замечает ничего вокруг, полностью погружаясь в свою однообразную работу.

Из состояния отрешенности Башмачкина выводит «сильный враг» всех мелких чиновников — русский мороз. Акакий Акакиевич с ужасом понимает, что покупка новой шинели — суровая необходимость. Требуемая сумма могла быть скоплена только путем жесточайшей экономии и ограничения расходов. Это привело Башмачкина в еще более бедственное материальное положение, но, с другой стороны, дало ему первую в жизни настоящую цель.

Мечтая о новой шинели, Акакий Акакиевич словно бы заново родился: «сделался как-то живее, даже тверже характером». «Огонь порою показывался в глазах» покорного титулярного советника.

Долгожданное осуществление мечты стало самым значительным событием в жизни Акакия Акакиевича — «большим торжественным праздником». Благодаря обычной шинели он почувствовал себя другим человеком и даже согласился пойти на день рождения сослуживца, чего никогда не делал.

Блаженство Акакия Акакиевича продолжалось недолго. Подвергнувшись ночному нападению и лишившись осуществленной мечты, он впал в отчаяние. Хлопоты по розыску преступника не помогали. Единственным средством оставалась помощь одного «значительного лица». Однако резкий прием, оказанный Башмачкину у генерала, убил в нем последнюю надежду. «Надлежащее распеканье» привело к горячке и скорой смерти.

Фигура титулярного советника была настолько незначительной, что на службе о его похоронах узнали лишь на четвертый день. Замена места другим чиновником прошла совершенно безболезненно для работы учреждения.

Проблематика

Главная проблема повести заключается в том, что в эпоху Гоголя огромное количество людей были такими же акакиями акакиевичами. Их жизни проходили бесследно и не представляли собой никакой ценности. Для любого вышестоящего чиновника Акакий Акакиевич даже не человек, а покорный и беззащитный исполнитель распоряжений.

Бюрократическая система порождает бездушное отношение к людям. Яркий пример — «значительное лицо». Этому человеку «сострадание было… не чуждо», но занимаемая должность убивает в нем лучшие чувства. Узнав о смерти бедного просителя, генерал испытывает раскаяние, но оно быстро проходит. Финал повести с появлением привидения чиновника подчеркивает, что в реальной жизни смерть Акакия Акакиевича никак бы не повлияла на сложившийся порядок.

Композиция

Повесть представляет собой историю жизни чиновника Башмачкина, главным событием в которой стала покупка новой шинели. Конец произведения — фантастическая месть умершего титулярного советника.

Чему учит автор

Гоголь по собственному опыту знал, какое негативное воздействие на человека оказывает его стесненное материальное положение. Он призывает обратить внимание на забитых и униженных людей, пожалеть их и попытаться помочь, ведь от этого могут зависеть их жизни.

Петербургские повести появились в самую мрачную пору.

В.И. Ленин характеризуя эту эпоху отмечал:

«Крепостная Россия забита и неподвижна. Протестует ничтожное меньшинство дворян, бессильных без поддержки народа. Но лучшие люди из дворян помогли разбудить народ».

Сам Н.В. Гоголь никогда не называл цикл этих повестей «Петербургскими повестями», так что название чисто деловое. К этому циклу относится и повесть «Шинель», которая, по-моему, является здесь самой значительной из всех остальных.

Ее важность, значимость и осмысленность по сравнению с другими произведениями увеличивает тема, затронутая в «Шинели»: маленький человек.

Грубая сила, беззаконие власть имущих царили и доминировали над судьбами, жизнями маленьких людей. В число этих людей входил Акакий Акакиевич Башмачкин.

«Маленький человек» такой, как наш герой и многие другие, кажется должны бороться за нормальное отношение к ним, но у них не хватает сил ни физических, ни моральных, ни духовных.

Акакий Акакиевич Башмачкин - жертва, которая не просто находится под гнетом окружающего мира и собственной бессильности, а не понимающая трагичность своего жизненного положения. Это духовно «стертая» личность. Автор сочувствует маленькому человеку и требует внимания к этой проблеме.

Акакий Акакиевич так незаметен, незначителен в своем положении, что никто из сослуживцев не помнит «когда и в какое время поступил» он на службу. Можно даже говорить про него неопределенно, что, между прочим, и делает Н.В. Гоголь: «Служил в одном департаменте».

А, может, этим он хотел подчеркнуть, что этот случай мог случиться в любом департаменте, рабочем заведении. Сказать то, что таких людей, как Башмачкин, очень-очень много, но их никто не замечает.
В чем же состоит образ главного героя? Я думаю, что образ имеет две стороны.

Первая сторона - духовное и физическое несостоятельность персонажа. Он даже не пытается достичь большего, поэтому в начале нам его не жаль, мы понимаем, насколько он убог. Нельзя же жить без перспективы, при этом, не осознавая себя личностью. Нельзя видеть смысл жизни только в переписывании бумаг, а целью, смыслом считать покупку шинели. Идея ее приобретения делает его жизнь более осмысленной, наполняет ее. По-моему, это выводится на первый план, чтобы показать личность Акакия Акакиевича.

Вторая сторона - бессердечное и несправедливое отношение окружающих к Акакию Акакиевичу. Посмотрите, как относятся окружающие к Башмачкину: смеются над ним, издеваются. Он думал, что, приобретя шинель, станет выглядеть знатнее, но этого не произошло. Вскоре после покупки на забитого чиновника «нестерпимо обрушилось» несчастье. «Какие-то люди с усами» отняли у него едва купленную шинель. Вместе с ней Акакий Акакиевич утрачивает единственную в жизни радость. Его жизнь вновь становится печальной и одинокой. В первый раз, пытаясь добиться справедливости, он отправляется к «значительному лицу», чтобы поведать ему о своем горе. Но снова его игнорируют, отвергают, выставляют на посмешище. Никто не захотел помочь ему в трудную минуту, никто не поддержал. И он умер, умер от утраты, горя.

Н.В. Гоголь в рамках образа одного «маленького человека» показывает страшную правду жизни. Униженные «маленькие люди» погибали и страдали не только на страницах многочисленных произведений, освещающих эту проблему, но и в реальности. Однако окружающий мир к их страданиям, унижениям и смертям оставался глух, как безучастен остается к гибели Башмачкина холодный, как зимняя ночь, надменный Петербург.

Разделы: Литература

Цели урока:

  1. Проследить традицию изображения “маленького” человека в русской литературе;
  2. Донести до детей мысль, что есть унижение, которое возвышает;
  3. Ответить на вопросы:
  • Актуальна ли проблема “маленького” человека в наши дни?
  • А как должно быть в жизни?

Оборудование:

  1. Иллюстрации к произведению (портреты Башмачкина);
  2. Схема создания синквейна;
  3. Кроссворд (сетка);
  4. Репродукция Натальи Нестеровой “Распятие”;
  5. Урок предварительно планируется по календарному планированию на 23 марта;

Ход урока

“Весь мир против меня:
Как я велик!…”

М.Ю.Лермонтов

1. Вступительное слово учителя:

Герой повести Н. В. Гоголя “Шинель” Акакий Башмачкин родился, по утверждению автора, “против ночи, если мне не изменяет память, на 23 марта”. И дожил сегодня до очередного дня рождения… Удивительная, странная дата. Гоголь упоминает о ней на первой же странице знаменитой повести. Почему-то даже эта деталь кажется писателю важной в описании героя. А герой-то маленького чина, “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу”. (Демонстрирует портреты Башмачкина на доске). Это снаружи. А что внутри? Сегодня, когда мы с вами отмечаем годовщину со дня рождения Акакия Акакиевича, мне хочется, чтобы вы взглянули на него “простым глазом” - по известному совету Чехова брату, и увидели не только то, что очевидно. У Гоголя все гораздо сложнее…

Ребята, а вы любите праздновать Дни Рождения? С чем у вас ассоциируется этот праздник? (Ответы примерно однозначны).

Но сегодня у нас будет особенный “День Рождения” - на нем не будет именинника… Зато, как положено, будут гости и, конечно, будут подарки.

Кроссворд:

По вертикали:

9. ГУМАНИЗМ.

По горизонтали:

  1. Что могло бы помочь попасть Башмачкину в “статские советники”? (Награды)
  2. Место действия повести; (Петербург)
  3. Это насекомое упоминается в повести дважды. С ним сравнивается главный герой; (Муха)
  4. Какой мех выбран был на воротник шинели? (Кошка)
  5. Подруга жизни Башмачкина; (Шинель)
  6. Это окружает всю жизнь Акакия Акакиевича; (Бедствия)
  7. Сильный враг всех, кто получает 400 рублей жалованья в год; (Мороз)
  8. В каком департаменте служил Акакий Акакиевич? (Одном)

Объясните, почему по вертикали у нас получилось слово “гуманизм”? Подберите синонимы к этому слову. Как это понятие связано с темой произведения?

3. Аналитическая работа с текстом повести:

Какова главная тема повести “Шинель”?

(Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни; тема “маленького человека”.)

В каких произведениях, прочитанных ранее, мы встречались с темой “маленького человека”?

(Н. М. Карамзин “Бедная Лиза” - в центре повествования простая, необразованная крестьянская девушка; нам внушается мысль, что “и крестьянки любить умеют!”. А. С. Пушкин “Станционный смотритель” - бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимают сильные мира сего. А. С. Пушкин “Медный всадник” - главный герой - несчастный, обездоленный Евгений, у которого бедность уничтожила и характер, и ум, сделала ничтожными мысли и мечты. Все эти произведения полны любви и сочувствия авторов к своим героям. Гоголь развивает традиции великих русских писателей в изображении “маленького человека”).

Как подчеркивается типичность героя и ситуации?

(“…служил в одном департаменте”, “…когда и в какое время он поступил в департамент…этого никто не мог припомнить”, “один чиновник…” - все эти фразы показывают не исключительность, необычность ситуации и героя, а их типичность. Акакий Акакиевич – один из многих; таких, как он, были тысячи – никому не нужных чиновников.

Какая личность перед нами? Охарактеризуйте образ главного героя.

Имя “Акакий” в переводе с греческого – “незлобивый”, а у героя такое же отчество, то есть судьба этого человека была уже предопределена: таким был его отец, дед и т.д. Он живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни видит в переписывании бумаг…

4. Элемент драматической постановки:

Ребята, к нам пожаловали первые гости. Давайте послушаем самого Акакия Акакиевича, его рассказ о себе.

Добрый вам день! Я ничем не примечательный, обыкновенный человек, и жизнь моя совершенно естественна. Служу я с любовью и вполне счастлив: переписываю бумаги, и это разнообразное и приятное занятие. Мне однажды даже предложили небольшое повышение, но я сробел и отказался, ведь и так хорошо. Никогда я обращал внимания, что делается и происходит всякий день на улице, даже когда все стремились развлечься, я же занимался дома переписыванием бумаг…

(Выходит “один молодой человек”, который служил в том же департаменте, что и Башмачкин):

В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения, а молодые чиновники посмеивались и острили над ним, сыпали ему на голову мелкие клочки разорванных бумаг… А однажды уж слишком была невыносима шутка, он произнес: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И что-то странное заключалось в словах и в голосе, каким они были произнесены. В этих проникающих словах звенели другие: “Я брат твой!” И с тех пор как будто все переменилось передо мной и показалось в другом виде, часто среди самых веселых минут представлялся мне низенький чиновник с лысинкой на лбу со своими проникающими словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”…

Ребята, встречались ли вам в жизни люди, чем-то похожие на Акакия Акакиевича? “Дважды незлобивый” - есть ли такие люди сегодня?

Как можно интерпретировать слова “Я брат твой!”?

Достойны ли люди, подобные Акакию Акакиевичу, пренебрежения и унижений?

(Акакий Акакиевич – удавшийся человек настолько, насколько у него было жизненных амбиций. У него гармония потребностей и возможностей. А у многих людей, славно воспользовавшихся новыми российскими условиями, сегодня возможности опережают потребности. Например, нет потребности идти в театр, но есть возможность купить дорогой билет, похвастаться этим перед окружающими, - и он туда идет… Хотя это ничего ему не дает в духовном плане. Людей, подобных Акакию Акакиевичу, много. Такой тип присутствует в каждом человеке, только люди иногда теряют свою внутреннюю память, заболевают высокомерием, спесью…)

Чем стало для Башмачкина приобретение шинели? На что он идет ради этого?

(Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели).

Какие чувства вызывает у вас поведение и поступки Акакия Акакиевича на пути к достижению цели?

(Что-то очень дурно устроено в мире, где люди – просто тихо помешанные, они стремятся к высшей цели, и эта цель – новая шинель. Башмачкин – жертва этого мира, невиновная жертва, и он скорее вызывает уважение, чем жалость и презрение).

В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели?

(Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости).

С какой целью Гоголем вводится фантастический финал?

(Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя. Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…)

5. Психологический тренинг: Попробуйте чуть-чуть побыть в роли бедного Башмачкина и возразить что-то Значительному лицу, попытайтесь донести свою боль и достучаться до его души. (Рано или поздно всем детям придется испытать на себе гнет бюрократической машины нашего общества, пусть попытаются доказать свою правоту. Необходимо только в роли Значительного лица представить учащегося твердого, решительного, “высокомерного”, лучше для этой роли подойдет старшеклассник).

6. Элемент драматической постановки:

Перед вами еще один гость - Значительное лицо, к которому обратился за помощью Акакий Акакиевич.

Значительное лицо: “Что вам угодно? (отрывисто и твердо) Что вы, милостивый государь, не знаете порядка? Куда вы зашли? не знаете, как водятся дела? Об этом вы должны были прежде дать просьбу в канцелярию; она пошла бы к столоначальнику, к начальнику отделения, потом передана была бы секретарю, а секретарь доставил ее бы уже мне… Понимаете ли вы, кто стоит перед вами? понимаете ли вы это? понимаете ли это? Я вас спрашиваю!

2-3 ученика пробуют себя в роли “просителей”.

7. В конце нашего разговора, как и обещали, давайте сделаем подарки Акакию Акакиевичу, все-таки мы отмечаем его день рождения.

Мы подарим ему наши творческие работы – синквейны, которые напишем сейчас.

Схема создания синквейна – на доске:

  • 1 строка: Кто? Что? (1 существительное)
  • 2 строка: Какой? (2 прилагательных)
  • 3 строка: Что делает? (3 глагола)
  • 4 строка: Что автор думает о теме? (фраза из 4 слов)
  • 5 строка: Кто? Что? (Новое звучание темы) (1 существительное)

Безобидная, нелепая, возвышающая,
Любит, страдает, живет,
Бабочка погибает у пламени огня,
Как неправеден этот мир.

8. Дети читают свои синквейны.

9. Заключительное слово учителя:

Обратите внимание на картину Натальи Нестеровой “Распятие”. Христос на кресте, а внизу бесконечное количество людей, отчасти даже не выписанных. Огромное количество голов-шариков, такая человеческая икра. Вот Акакий Акакиевич и есть человеческая икра, основа будущей жизни. На наших глазах Гоголь из икринки выращивает человека. Для Башмачкина новая шинель стала Верой. Он был доволен своим ветхим капотом. Ну да, протерся, прохудился, но ведь можно и залатать. То есть он хотел сохранить себя в старой вере. Но у него был Учитель, портной Петрович. И Петрович был тверд: не латать надо старое, а созидать новое. И он вынудил Акакия Акакиевича пересмотреть свои убеждения. А на это способен лишь отважный. Он шел на неимоверные лишения, чтобы построить Нечто Новое. Башмачкин не просто надевает шинель, он входит в нее, как в Храм. И становится другим человеком. Он по-другому ходит по улице, идет в гости… Но его убили. Убили люди, рядом с ним живущие. Не только Значительное лицо, но и сослуживцы, надсмехающиеся над его любовью к красоте букв. А он им твердил: “Я брат твой!”. Как в Библии: “Возлюби ближнего своего, как самого себя!”, “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними!”. Давайте об этом помнить.