Тычок жесткой полусухой кистью рисование пальчиками. Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники (тычком жесткой полусухой кистью)

Тема занятия: Рисование сухой кистью животных (на примере белки).

Преподаватель: Талипова Г.Р.



Задачи:

- расширить знания учащихся о художниках-анималистах;

- формировать умение учащихся изображать белок, ежей, зайцев передавать пропорции фигуры животных.

- формировать умение учащихся передавать фактуру шерсти животных, окраску.

- воспитание у детей интереса и любви к животным.


История техники "сухая кисть "

Сухая кисть (англ. Drybrush) - живописный и графический приём в изобразительном искусстве. Основой этой техники является нанесение краски, малонасыщенной связующими веществами, с помощью кисти на фактурную поверхность. Дело в том, что классическая живопись маслом на холсте - трудоёмкий и длительный процесс, а технология сухой кисти позволяет выполнять портрет маслом или рисунок в течение нескольких часов, а быстрый набросок или шарж - за несколько минут. Эта техника позволяет добиваться детализации форм, достигая фотографического эффекта. Графика сухой кистью не требует закрепления, так как масло в нанесённой на поверхность краске высыхает и частично впитывается. Эта техника уступает в диапазоне возможностей классической живописи маслом, поэтому некоторыми художниками также используется смешанная техника с различными сочетаниями живописных и графических материалов.


Технологией письма сухой кистью пользовались ещё в XIV веке китайские художники, изображавшие чёрно-белые пейзажи. Популярность и развитие в нашей стране этой технике дали художники, рисовавшие портреты на ул. Арбат в Москве и в курортный сезон на побережье, в середине 1980-х годов. Уличные художники Арбата начали писать быстрые монохромные портреты в технике сухая кисть, а именно в сочетании масло на акварельной бумаге-торшоне, как правило используя сажу газовую и индиго, а позже и в цвете. Итак благодаря этим художникам появился совершенно отдельный, самостоятельный живописный способ изображения, который продолжает развиваться. Особой чертой такой техники является то, что краска не мажется на ощупь. Благодаря этому, вы сможете сразу же вставить портрет в рамочку или свернуть в рулон, не испортив его и не испачкав себя.


Чтобы выполнить работ у сухой кистью, вам необходимо:

кисти и лист бумаги, небольшое количество масляной краски, палитра, ластик, гуашевые белила.


Как выбрать бумагу

Если вы хотите рисовать в этой технике, то вам потребуется бумага. От ее выбора будет зависеть качество вашего рисунка или портрета. Бумагу лучше взять текстурированную, например, под холст или под яичную скорлупу. Акварельная бумага отлично подходит для рисования сухой кистью.

Совет: поэкспериментируйте с различными видами, текстурами и фактурами бумаги, чтобы выбрать свою.


Кисти

Кисти следует выбрать жесткие, очень хороши из свиной щетины. Кисти следует выбрать жесткие, очень хороши из свиной щетины. Первой кистью будет кисть-флейц - плоская кисть из щетины. Флейц подходит для проработки общего фона. Также вам понадобятся плоские кисти: щетина к примеру № 12-20 и конечно же кисти из круглой синтетики № 2-4. Теперь вам стоит запастись терпением и аккуратностью, поскольку в некоторых случаях краска, попавшая на светлые участки лица человека, ее удаление иногда не представляется возможным и вам придется начинать все с нуля.


Этапы рисования:

1. Карандашом нанесите на бумагу контуры рисунка. Нужно делать это очень легко и аккуратно, так как краски используются малонасыщенные, и их слой достаточно тонкий. Если жирные карандашные линии будут заметны, то это испортит рисунок. Лучше проработать рисунок заранее на другом листе бумаги, чтобы на этапе нанесения контуров не применять ластик. Он повредит текстуру бумаги, а также может способствовать появлению катышков.





Помимо животных, сухой кистью можно рисовать натюрморты и пейзажи. В интернете можно увидеть самые разнообразные рисунки сухой кистью. К тому же, начинать проще всего с простых предметов, например, с яблока, и писать их лучше в натуральную величину. Однако стоит учесть, что художник, желающий овладеть этим приемом, должен обладать определенным опытом в рисовании карандашом, все остальное – годы практики. Удачи вам!

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикаль­но. При работе кисть в воду не опускается. Таким об­разом заполняется весь лист, контур или шаблон. По­лучается имитация фактурности пушистой или колю­чей поверхности.

РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага лю­бого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.


ОТТИСК ПРОБКОЙ

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю­бого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижима­ет пробку к штемпельной подушке с краской и нано­сит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

ОТТИСК ПЕЧАТКАМИ

ИЗ КАРТОФЕЛЯ

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю­бого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребенок прижима­ет печатку к штемпельной подушке с краской и нано­сит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

ОБРЫВАНИЕ БУМАГИ

Возраст: от трех лет.



Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цвет­ной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длин­ные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобра­зить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех), накладывает кусочки бумаги на клей. В резуль­тате изображение получается объемным. Путем обры­вания можно также изготовить крупные части изобра­жения, например, туловище, лапки и голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохна­тым. В данном случае части изображения намазыва­ются клеем и наклеиваются на основу. Этот вид рабо­ты используется на занятиях с детьми старшего до­школьного возраста.

СКАТЫВАНИЕ БУМАГИ

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в ру­ках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скаты­вает из нее шарик. Размеры его могут быть различны­ми: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опус­кается в клей и приклеивается на основу.

ОТТИСК ПОРОЛОНОМ

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю­бого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижима­ет поролон к штемпельной подушке с краской и нано­сит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

ОТТИСК ПЕНОПЛАСТОМ

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю­бого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижима­ет пенопласт к штемпельной подушке с краской и на­носит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Котёнок»

(Тычок жесткой полусухой кистью. Гуашь)

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Программное содержание: Продолжать учить детей передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жесткой полусухой кисти. Закреплять умение самостоятельно подбирать нужный цвет. Расширять представление о жизни домашнего животного, находить и называть различия и сходства кошки и котят при сравнении их внешнего вида; подбирать слова, характеризующие действия животных. Воспитывать интерес к жизни домашних животных, желание знать о них как можно больше.

Материал и оборудование: Половинки альбомных листов с нарисованным силуэтом котёнка, гуашь, жесткие кисточки, тряпочки (на каждого ребёнка).

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и картинок «Кошки» из серии « Домашние животные».

Ход занятия:

Воспитатель читает детям потешку:

Как у нашего кота

Шуба очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

Воспитатель: Ребята, а у кого дома живёт котёнок?

Дети: У меня! А у меня кошечка! У моей бабушки живёт кот!

Воспитатель: Какие они у вас, расскажите!

Дети: У меня черный! У меня пушистый!

Воспитатель: А что едят кошки, вы знаете?

Дети: Молочко! Сметанку! Рыбку! Мясо!

Воспитатель: А во что они любят играть?

Дети: Бантиком на шнурке!

Воспитатель: А вы любите играть с котятами?


Воспитатель: Давайте поиграем! Вставайте в хоровод!

Физкультминутка: «Котята».

Если кто-то с места сдвинется, (Шаг в сторону)

На него котёнок кинется. (Прыжок вперёд)

Если что-нибудь покатится, (Круговые движения руками)

За него котёнок схватится. (Хватательные движения рук вперёд)

Прыг-скок! (Прыжки вверх)

Цап-царап! (Движения рук вперёд)

Не уйдёшь из наших лап! (Взяться руками за противоположные плечи)

Воспитатель: Молодцы, весело играете! А теперь отгадайте мои загадки:

Хвост пушистый и усы…

Нет приятнее красы!

Лапки – мягкие подушки,

Кверху поднятые ушки.

Ну. Подумайте немножко.

Догадались? Это… (Кошка).

Мохнатенька, усатенькая,

Молочко пьет, песенки поет? (Кошка)

Воспитатель: Жалко, что в детском саду нет котёнка, с которым можно было бы поиграть.

Воспитатель: А давайте нарисуем своих пушистых котят. Присаживайтесь на места и подумайте, какого котёнка вы хотите нарисовать.

Воспитатель раздаёт детям половинки альбомных листов с нарисованным контуром котёнка и жёсткие кисти.

Воспитатель: Ну что, ребята, решили какого котёнка вы нарисуете? Рыжего, белого, а может быть полосатого?

Дети говорят, какого цвета котёнка они будут рисовать, а воспитатель раздаёт краски.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, какой кисточкой мы будем рисовать?

Дети: Колючей.

Воспитатель: Да, колючей, жёсткой. И рисовать мы будем полусухой кистью. Кисть мы сразу будем окунать в краску, излишки краски уберём, вытерев кисточку об край баночки, и будем наносить тычки на рисунке так, чтобы заполнить весь контур, а кисточку будем держать вертикально вверх. Тогда наш котёнок получится пушистым.

Воспитатель помогает, объясняет, показывает индивидуально каждому

Воспитатель: Ну что, ребята, все справились? У всех получились пушистые котята?

Дети: Да! Да!

Воспитатель: Молодцы! Теперь вы знаете, что можно рисовать жёсткой кистью, делая тычки на рисунке.

Воспитатель: Посмотрите, какие у вас получились интересные, красивые котята!

После занятия выполненные рисунки дети рассматривают вместе с воспитателем.

Конспект занятия кружка по рисованию в технике тычок жесткой полусухой кистью для детей старшей группы на тему «Ёжик - без головы и ножек».

Задачи:

Образовательные: формировать предметные представления у детей по теме «Животные»

1.Обучающие: а) изобразительные-позволить наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость); б) технические- помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жёсткой полусухой кистью.

2. Развивающие: развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;развивать интерес к окружающему миру.

3.Воспитательные: вызвать интерес к нетрадиционной форме рисования (тычок жесткой полусухой кистью). Вызвать интерес к обитателям леса.

Материал для занятия: альбомный лист, с нарисованным контуром ёжика, жёсткая кисть для клея «Щетина» №8, гуашевые краски.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций Ёжика из серии «Дикие животные», загадки и стихи о еже.

Ход работы:

1.Вводная часть (мотивационная).

Воспитательсобирает возле себя и предлагает детям отгадать загадку:

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной;

Иголок очень много,

А ниток – ни одной.

Скажите, ребята, а по какому основному признаку вы догадались, что в загадке идёт речь о ежике.(Ответы детей ).

Воспитатель: -Верно. А как вы думаете, зачем ёжику иголки? (Ответы детей).

А помимо грибов, яблок и других лакомств, ёжик переносит на своих иголках сухие листики, которыми он выстилает свою норку. Для зимней спячки.

Воспитатель: -А кто из вас хоть раз видел ёжика? Как он выглядит? (Ответы детей ). А что вы ещё знаете про ежей? Где он живёт, чем питается? Даёт ли на зиму запасы? (Ответы детей ).

Воспитатель: -Живёт ёж в лесу, днём спит, а ночью выходит на охоту: ловить жуков, моллюсков, разных червяков, лягушек, мышей, вступает в схватку даже со змеями. Ёж не делает запасов на зиму, т.к. забирается в выстланную листьями норку и спит до весны. Семья ежей очень дружная. Ежи – родители заботятся о своём потомстве, прилежно обучают ежат всему тому, что умеют сами.

Воспитатель: -Сегодня мы с вами нарисуем ежа, который гуляет по колючему лесу. А чтобы ёж смог себя защитить от врагов, у них должно быть достаточно иголок. Мы поможем иголкам «вырасти». Нарисуем на спине ёжика много- много иголок. Чтобы нам помочь ежику вырастить хорошие иголочки, нужно немного взбодриться.

Физкультминутка :

Собираем детвору

Поиграть в одну игру.

(взмахи поочерёдно правой и левой рукой)

Покажите мне,ребята,

Как в лесу живут зверята,

Как лисёнок просыпается,

Как бельчонок умывается,

Как зайчонок поскакал,

Как волчонок пробежал,

Как ежонок и ежиха

Собирают ежевику.

Только медвежонок спит.

2. Основная часть ( показ и объяснение способа действия).

Воспитатель: -Ребята,каким образом мы свами можем изобразить ежика, показать его колючесть? (ответы детей). Сегодня мы с вами изобразим ежика с помощью тычка жесткой полусухой кистью, потрогайте ваши кисти. Какие они? (ответы детей) . Я покажу, как мы нарисуем шубку на своем ежике. Я обмакиваю сухую кисточку в краску, наношу на рисунок ряд тычков, потом пририсовываю глаза и носик.

3.Самостоятельная работа детей.

Ребята выполняют работы, воспитатель по мере необходимости оказывает помощь в создании образа « Ежика».

4. Итог занятия.

Воспитатель: -Ребята, у вас получилась настоящая колючая сказка, главные герои которой колючие и трудолюбивые ёжики. Когда ежик видит врага, он сворачивается в клубок, поэтому у него не видно ни головы, ни ножек. Люди так и говорят: «Ежик - без головы и ножек».И нашим ежикам не страшны ни враги, ни холод, так как многочисленные острые иголки, которые вы им нарисовали, помогут им в трудную минуту.

Лариса Савчук

Известно, что использование , вызывает у детей заряд положительных эмоций, позволяет в доступной, интересной форме научить дошкольников разнообразным способам рисования . Это в свою очередь способствует обогащению художественного опыта воспитанников , повышению выразительности детских рисунков, развитию воображения, интереса к изобразительной деятельности и развитию творчества.

Уже начиная с младшего дошкольного возраста возможно использование различных нетрадиционных техник рисования , одной из которых является рисование методом «тычка» жёсткой полусухой кистью . Данная техника доступна и интересна детям, они легко её осваивают

При рисовании этим способом краска должна быть густой (консистенция сметаны) .

Желательно раскладывать её понемногу (3-4 мм) в маленькие розетки.

- Кисточка должна быть жёсткой (натуральная щетинная, и самое главное, сухой (т. е. перед работой её не надо окунать в воду) .

Краски на кисточку необходимо набирать мало, только на её край.

При нанесении тычка, кисточка должна находится в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка.

После каждого промывания кисточку следует тщательно вытереть насухо.


Тематика изображения способом «тычка» разнообразна. Это рисование пейзажей различных времён года, рисование животных , птиц, снеговиков, цветов и др.

Работы детей получаются интересными , выразительными, красочными и радуют как самих юных художников, так и их родителей .

Например, работы выполненные детьми второй младшей группы в технике «тычка» на тему "Цветы"

"Цветы в вазе".

Предварительно, на лист бумаги наклеить силуэт вазы и восковыми мелками нарисовать стебли цветов . Дети самостоятельно рисуют цветы в технике тычка , по желанию выбирая цвет.





"Цветы в горшочке".

Предварительно, на лист бумаги наклеить силуэт горшочка, восковыми мелками нарисовать стебли . Дети сначала рисуют листья цветов беличьей кистью способом примакивания, затем цветы в технике "тычка"



Публикации по теме:

Лукьянова Наталия Владимировна. "Мой мишка". Мастер-класс. Нетрадиционное рисование в технике "тычок жесткой кистью" для детей 3-4 лет..

Художественное творчество НОД «Нетрадиционная техника рисования: тычок сухой кистью» «Ёжик на опушке» Художественное творчество НОД «Нетрадиционная техника рисования: тычок сухой кистью» «Ёжик на опушке». В старшей группе. Воспитатель Соловьёва.

Конспект занятия по рисованию гуашью методом тычка жесткой полусухой кистью в средней группе «Зайка серенький» Цель. Упражнять в нетрадиционном способе рисования кистью. Закрепить умение равномерно наносить тычки на всю поверхность предмета. Развивать.

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования «граттаж» Цель мастер-класса: повысить желание педагогов к овладению новой нетрадиционной техникой рисования «граттаж». Задачи мастер-класса: 1. Знакомство.

Методические рекомендации для педагогов и родителей по снижению тревожности у детей дошкольного возраста 1. Чтобы существенно снизить тревожность ребенка, необходимо педагогам и родителям, воспитывающим ребенка, обеспечить реальный успех ребенка.

Нетрадиционная техника рисования – рисование салфетками Нетрадиционное рисование позволяет не ограничивать проявления творческих способностей.