Ги де мопассан хронологическая таблица кратко. Ги де Мопассан: биография краткая и творчество, фото

Французская литература

Мопассан Анри Рене Альбер Ги де

Биография

МОПАССАН, АНРИ РЕНЕ АЛЬБЕР ГИ ДЕ (Maupassant, Henri Rene Albert Guy de) (1850−1893), французский писатель. Родился 5 августа 1850 в Трувиль-сюр-Арке (деп. Нижняя Сена). Образование получил в руанском лицее, юность провел в Нормандии. В 1870 принял участие во франко-прусской войне. Вернувшись к гражданской жизни, поступил на службу в Морское министерство, затем в Министерство народного просвещения.

В начале творческого пути испытал влияние Г. Флобера. Принадлежал к Меданскому кружку молодых писателей, собиравшихся в загородном доме Э. Золя в Медане, близ Парижа, и свой первый рассказ Пышка (Boule de suif) отдал в изданный этой группой сборник Меданские вечера (Les Soirees de Mdan, 1880), куда вошли также новеллы Золя и Ж. К. Гюисманса. Вслед за тем появилось огромное количество рассказов в сборниках Заведение Телье (La Maison Tellier, 1881), Лунный свет (Clair de lune, 1884), Сестры Рондоли (Soeurs Rondoli, 1884), Рассказы вальдшнепа (Contes de la bcasse, 1885), Сказки и другие рассказы (Contes et nouvelles, 1885). Мопассан создал также несколько романов - Жизнь (Une Vie, 1883), Милый друг (Bel-Ami, 1885), Пьер и Жан (Pierre et Jean, 1888) и Сильна как смерть (Fort comme la mort, 1889). За десять лет литературной деятельности (1880−1890) Мопассан создал шесть романов и около 300 новелл. С 1884 он начал страдать от нервных расстройств, навязчивых идей и галлюцинаций, которые послужили сюжетом для новеллы Орля (Le Horla, 1887), перекликающейся с творчеством Э. А. По. В 1891 Мопассана, впавшего в полное безумие, поместили в клинику в Париже, где он скончался 6 июля 1893.

Мопассан Анри Рене Альбер Ги де (1850-1893 гг.) – знаменитый на весь мир французский писатель. Появился на свет Ги де Мопассан 5 августа 1850 года, в замке Миромениль. Его отец Гюстав де Мопассан был аристократом.

С детства мальчик был крепышом, несмотря на плохую наследственность. Учился в семинарии, после отчисления перевелся в руанский лицей. Друг матери, Гюстав Флобер, впоследствии стал духовным наставником Мопассана. После окончания лицея принимает решение уехать в Париж продолжить обучение. Но франко-прусская война внесла свои изменения в планы.

После войны была работа в морском министерстве, продиктованная финансовыми трудностями в семье Мопассана. Все это время, опасаясь наследственной болезни, Ги де Мопассан усердно занимается своей физической формой. Флобер все это время уделял внимание своему подопечному. Только когда он одобрил произведения Мопассана, лишь после этого они увидели мир.

В 1880 году его произведение впервые печатают в сборнике «Les soirées de Médan», в одном ряду с Золем, Гюисмансом и другими известными в то время авторами. Вначале своего творческого пути Мопассана называют последователем Золя.

За десятилетний период своей активной творческой деятельности, а именно с 1880 по 1890 годы, он пишет триста новелл и шесть романов. Наследственный недуг проявил себя в 1884 году, его посещают галлюцинации, навязчивые идеи, которые и послужили основой написания новеллы Орля. В течении семи последующих лет, болезнь прогрессировала. Его положили в Парижскую клинику в тяжелом состоянии. Через два года 6 июля 1893 года Ги де Мопассан умер.

Сочинение

Родился Анри-Рене-Альберт-Ги де Мопассан в 1850 г. на севере Франции, в Нормандии – стране живописных лугов и полей. По натуре своей Мопассан не был ни пессимистом, ни мизантропом. Жизнь Мопассан любил глубоко, сильно, страстно.

Мопассан был из дворянской семьи. Он усвоил и переосмыслил флоберовские традиции. Творческий путь интенсивный, но короткий. Всего несколько романов: «Жизнь», «Милый друг», «Пьер и Жан» и другие. Был он и мастером новеллы: «Пышка», «Иветта», короткие «Отец Симон», «Лунный свет», «Мой дядюшка Жюль».

Мопассан – создатель замечательных образцов лаконичной, точной, выразительной французской прозы, придавал очень большое значение слову. Подобно Флоберу, Мопассан избегал повторения слов, заботился об экономности выразительных средств.

Природа художественного метода Мопассана была сложной. Продолжая лучшие литературные традиции реализма прошлого, он оказался не свободным и от некоторого влияния натурализма.

Поэтому, наряду со своеобразными реалистическими произведениями, есть у него и значительно более слабые и по идейному значению и по художественной форме.

Мопассан прожил 42 года. Последние 3-4 года не мог писать. Он сошёл с ума, говорил, что на мозг давит Эйфелева башня. Поэтому создания последних лет жизни писателя значительно уступают тем, которые были написаны в пору расцвета его таланта. И всё-таки можно смело утверждать, что реалистические тенденции были ведущими в его творчестве.

Известность пришла к Мопассану в 1880 г. после опубликования его новеллы \"Пышка\", первого свидетельства его творческой зрелости. Новеллы и принести ему славу замечательного французского рассказчика.

Многочисленные новеллы его весьма разнообразны по темам, по интонации (то печальной, то веселой; то ироничной, то злой), по жанровым признакам. Но большинство их так же, как и романы, объединяет мысль об уродливости многих форм действительности, объединяет тоска по красоте человеческих отношений.

Пространных описаний у него не бывает никогда. Не бывает и пространных характеристик. Сущность человека, идея прозведения вытекают из поведения, поступков действующих лиц. Главное для писателя – отобрать обстоятельства, изобразить ситуацию, в которой действуют герои.

Значительное место в творчестве писателя занимают романы. К роману Мопассан и обратился потому, что стремился отразить больше жизненных явлений, показать всякого рода людей. Сами возможности этого жанра позволили сделать более широким социальный фон изображаемых событий, ввести более разнообразный круг действующих лиц. Темы их часто значительно более широкие, чем в новеллах, круг проблем разнообразен.

В каждый из своих романов Мопассан вносил и новые темы и особые приёмы их раскрытия, что и определило жанровое отличие их друг от друга.

Умер Ги де Мопассан в 1893 г. после нескольких лет тяжелой болезни, от которой его не смогли спасти ни усилия врачей, ни самоотверженная любовь матери.

Известность пришла к Мопассану в 1880 г. после опубликования его новеллы \"Пышка\", первого свидетельства его творческой зрелости. Новеллы и принести ему славу замечательного французского рассказчика. Многочисленные новеллы его весьма разнообразны по темам, по интонации (то печальной, то веселой; то ироничной, то злой), по жанровым признакам. Но большинство их так же, как и романы, объединяет мысль об уродливости многих форм действительности, объединяет тоска по красоте человеческих отношений.

Мастерство Мопассана как художника проявилось в том, что обладая необыкновенно тонкой наблюдательностью, умением отбирать яркие \"говорящие\" факты, умением обобщать, типизировать, – он сумел в маленьких новеллах, на небольшом материале раскрыть большие темы, сделать важные социальные обобщения.

Пространных описаний у него не бывает никогда. Не бывает и пространных характеристик. Сущность человека, идея новеллы вытекают из поведения, поступков действующих лиц. Главное для писателя – отобрать обстоятельства, изобразить ситуацию, в которой действуют герои.

Новелла «Папа Симона» почти наивна. Речь о мальчике-полусироте. Он живёт в деревне с матерью, за него некому заступиться, мальчишки его дразнят. Внезапно за него заступается кузнец и становится его другом, а кузница любимым местом. Молодой приезжий однажды провожает его, видит мать, говорит спасибо и уходит. Пока мать одна, на неё смотрят косо. Она работящая. Появление кузнеца, который испытывает к Мари симпатию, всё меняет. Постепенно все начинают говорить о ней иначе, как о порядочной женщине. Когда кузнец открыто ухаживает за матерью Симона, говорит о помолвке, вся деревня счастлива. Общественное мнение способно меняться.

Большую роль в новеллах Мопассана играет рассказчик. Введение рассказчика – не новый приём, изобретенный Мопассаном. У Мопассана рассказчик придаёт повествованию живой характер, помогает создавать впечатление достоверности того, о чём говорится. Очень часто он вспоминает свою историю по поводу какого-либо происшествия, взволновавшего его собеседника.

Композиция его новелл очень искусна. Большую роль в них играет развязка, которую Мопассан всегда разнообразит, неизменно стремясь к тому, чтобы заинтриговать читателя, но и для того, чтобы направить его мысль на понимание идейного смысла новеллы. Иногда развязки в точном смысле этого слова в новеллах вообще нет. Читатели должны сами предложить её.

В новелле «Ожерелье» важна развязка. В основе абсолютная случайность. Новелла начинается с утверждения, что иногда в чиновничьих скучных семьях появляется удивительная женщина, чтобы блистать в высшем свете. И мадам Фурестье из этой породы. Она молода, хороша собой. Муж однажды приносит 2 билета на бал, находятся деньги на бальное платье. Назавтра бал, и женщина говорит, что без украшения никак не пойти. Она вспоминает о подруге, приезжает и та даёт ей ларчик. Мадам Фурестье выбирает бриллиантовое ожерелье. Все на балу в восторге. Они возвращаются домой, а ожерелья нет. С утра объезжают все магазины, приобретают ожерелье, залезая в огромные долги. Проходит 10 лет. За это время долг выплатили, мадам довольствовалась самыми минимальными возможностями. Подруги встречаются вновь. Мадам Фурестье рассказывает о том, что произошло. И выясняется, что ожерелье было поддельное. Дальше идёт переосмысление…Что же истинная ценность? Эта тяжкая, безрадостная жизнь честного безупречного семейства, или ожерелье, которое 10 лет всё равно считалось поддельным?

Не во всех своих новеллах Мопассан оказался реалистом. В некоторых из них он проявляет себя как художник, поставляющий забавные анекдотики с эротическим содержанием. Таковы новеллы-анекдоты \"Болезнь Андре\", \"Дело г-жи Люно\", \"Мудрец\", \"Задвижка\", \"Усы\", \"Кивок головой\", \"Встреча\", \"Незнакомка\", \"Неосторожность\", \"Преступление, раскрытое дядюшкой Бонифасом\",\"Ржавчина\" и др.

В них и сказался натурализм Мопассана: отсутствие социальных обобщений, внимание не к общественным сторонам жизни и характера человека, а лишь к его физиологической сущности. Построены они на острой \"пикантной\" ситуации и предназначены для того, чтобы развлекать читающую публику, а не волновать умы и сердца.

Есть у него целая группа новелл, в которых отражены мистические ощущения, патологические чувства, какое-то особое восприятие мира (\"Страх\", \"Ночь\", \"Видение\", \"Он?\", \"Орля\", \"Кто знает?\", \"Покойница\" и др.). Они были рождены очевидно, теми болезненными настроениями, которые иногда тревожили писателя и развились в последствии в тяжёлое психическое заболевание.

Интересно, что в этих новеллах, представляющих собой не что иное, как описание галлюцинаций, кошмаров, преследующих рассказчиков, очень часто выражается сомнение самого рассказчика в реальности всего изображенного. Подобные сомнения могли быть высказаны только здоровым человеком. Художник-реалист, Мопассан не хотел уступить своей болезни. Но иногда был не в силах бороться нею, и тогда появлялись подобные новеллы.

Анализ романа Мопассана «Жизнь»

В 1883 году вышел первый роман Мопассана, «Жизнь», заслуживший высокую оценку Тургенева и Льва Толстого. Героиня романа Жанна – один из привлекательнейших женских образов в творчестве Мопассана. Однако те страдания, на которые обречена Жанна, отнюдь не ограничиваются причинами личными и семейными, а восходят к общим историко-социальным предпосылкам.

Беспрестанные несчастья, обрушивающиеся на Жанну, – смерть матери, второго ребенка, мужа, отца – обостряют одиночество героини романа и заставляют ее особенно мучительно переживать процесс постоянной утраты своих дорогих иллюзий. Женщина эпохи романтизма, Жанна любит жить в мечтах, к чему ее так располагает размеренный и сонный поместный быт. Ни монастырское воспитание, ни семья не подготовили ее для жизни деятельной. Девушкой Жанна живет иллюзиями об ожидающем ее празднике жизни, прекрасном, как восход солнца, иллюзиями о великой любви, которая выпадет на ее долю, о счастливом супружестве. Став матерью, она живет иллюзиями о сыне, будущем великом человеке… Как только одни из этих иллюзий погибали, на смену им приходили другие, чтобы погибнуть в свой черед. Рождение иллюзии, за которую Жанна цепляется, как бы находя в ней смысл своего существования, и утрата ее – в этом проходит вся ее жизнь.
Хотя Мопассан и в некоторых предшествовавших рассказах уже говорил о том, как часто присуще людям жить иллюзиями и утрачивать их, нельзя думать, что в своем романе он только и хотел доказать, что в рождении и гибели иллюзий состоит все человеческое существование. Мопассан показал, что такого рода жизнь типична для Жанны как собирательного образа прекрасных в своем роде, но бездеятельных, инертных женщин из дворянско-поместной среды. Тот читатель, который легко поддается очевидному состраданию Мопассана к его героине, убежден, что писатель только любит ее и никогда ни в чем не осуждает. Однако это заключение неверно, ибо оно сделано без учета той скрытой иронии, которая всегда присуща произведениям Мопассана, написанным в объективной манере. Мопассан действительно любит Жанну, любит всю прелесть ее женского облика и, в частности, ту ее высокую человечность, которая еще не изуродована буржуазными влияниями, а, напротив, мужественно противостоит им. Но все это не исключает критического отношения писателя к Жанне, которое нетрудно уловить в ряде эпизодов романа и которое нарастает к его финалу.

Демократизм Мопассана, часто побуждавший его в изображении жизненных явлений придерживаться народных оценок, народной мудрости, ясно проявляется и в этом романе. «А что бы вы сказали, – говорит Розали в ответ на жалобы Жанны, – если бы вы должны были вставать каждый день в шесть часов утра и ходить на поденщину? Однако ведь много таких женщин, которые вынуждены делать это, а когда они становятся старыми, то помирают от нищеты». Какая резкая и беспощадная правда в этих словах! Немало было горестей у Розали, но от всех горестей ее исцеляла работа, и в отличие от Жанны она воспитала своего сына не в безделье, а в здоровом крестьянском труде.

Последней надеждой нищенской жизни Жанны станет внучка, ребёнок Поля от умершей любовницы.

Как приговор самого Мопассана над праздной и бездеятельной жизнью дворянства и даже над лучшими его представителями, какими в романе были Жанна и ее отец, как приговор, основанный на народной мудрости, звучат заключительные слова романа, произнесенные тою же Розали: «Жизнь, что ни говорите, не так хороша, но и не так плоха, как думают».

Знаменитый писатель Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан появился на свет 5 августа 1850 года в Нормандии (область на севере Франция), где прошли его детские годы. Отец мальчика, дворянин по происхождению, увлекался живописью, музыкой и литературой. Именно от него Ги де Мопассан унаследовал любовь к искусству.

После рождения младшего брата писателя - Эрве, родители Ги де Мопассана развелись. В тринадцать лет мальчик поступил в духовную семинарию. Там он впервые начал писать стихи. Посвящены они были тяжестям быта этого заведения («Давно от мира отрешенный»), из которого Ги де Мопассан не раз сбегал домой.

За такое поведение юноша был исключен из семинарии. После он поступил учиться в руанский лицей. Окончив его в 1869 году, Ги де Мопассан отправился в Париж, чтобы изучать право. Но в это время началась франко-прусская война и молодому человеку пришлось уйти на фронт.

После войны писатель жил очень бедно, служил в морском министерстве, а в свободное время занимался литературой. Но свои произведения публиковать он не решался. И только после того, как его друг прозаик Гюстав Флобер дал высокую оценку работам Ги де Мопассана, автор отнес их в печать.

Таким образом, почти все произведения писателя вышли в период с 1880 по 1890 год. Самыми известными из них стали: дебютная повесть «Пышка», романы «Жизнь» и «Милый друг», повесть «Орля».

Пребывая на волне успеха и финансового благополучия после выхода своих произведений, писатель вел довольно разгульный образ жизни. В результате Ги де Мопассан заразился сифилисом, который в дальнейшем послужил причиной паралича мозга и смерти писателя 6 июля 1893.

При рождении в 1850 году француза нарекли Анри-Рене-Альбер-Ги. Дворянская семья Мопассан проживала в роскошной усадьбе Миромениль в пригороде города Дьепа. Несмотря на внешний лоск, семейство было бедно, так как дед писателя давно разорился и обрек отца Гюстава де Мопассана на трудовые будни. Отец служил на бирже в должности маклера, но при этом в жизни оставался верен своему эстетическому вкусу, продолжая почитать искусство и даже собственноручно рисуя акварелью. Отец Мопассана был франтом, и о нем шла слава как о прожигателе жизни.

Мать его была с детства знакома с отцом. Лора Ле Пуатвен, несмотря на серьезность и основательность, все же приняла в свое время предложение руки и сердца Гюстава и даже родила ему двух сыновей. Однако пара быстро распалась, сразу после рождения второго сына Лора покинула усадьбу и переехала с детьми на собственную виллу в городке Этрета.

Дети проводили время в праздности, много гуляли, бегали и резвились, с удовольствием рыбачили на побережье, общались с местными рыбаками и фермерами.

Но в возрасте 13 лет все резко изменилось, когда Ги отправили на обучение в духовную семинарию. Строгие правила и наставничество учителей оказались не по душе Мопассану, и он предпринимал попытки бегства, много шалил и был неугомонен. В итоге его исключили из семинарии с соответствующей формулировкой.

Мать отправила сына в другую школу - руанский лицей. И мальчик вдруг прижился. Он демонстрировал интерес и к точным наукам, и к искусству. Он влюбился в книги. Его истинным наставником и фактически учителем жизни стал писатель Гюстав Флобер. В дальнейшем он заложит благодатную почву для развития литературного таланта писателя.

Служба

После школы будущий литератор поехал в Париж, поступил в университет на специальностью юриста. Но в этот период началась война с Пруссией. Студент был призван в войска солдатом. Однако страсть к наукам у него осталась и переросла в любовь.

После завершения военных действий обучение Мопассан не продолжил, т.к. плата за высшее учебное заведение оказалась не по карману родителям. Зато был открыт путь в Морское министерство, где Анри-Рене-Альбер-Ги прослужил шесть полных лет за очень маленькую зарплату. В этот период его захватило увлечение литературой, она стала его целью и делала его счастливым.

Не бросая службу в министерстве, будущий великий писатель под покровительством Флобера начал творить. Писал много и с упоением, потом уничтожал написанное и снова приступал к произведению. Наставник Флобер повторял ученику, чтобы стать великим, надо ежедневно посвящать себя «музе» — только это позволит отточить перо! Первые произведения действительно можно было уничтожать, так как «второй отец» Мопассана Флобер просто запретил ему печататься.

Благодаря покровительству известного писателя, Ги перевели из Морского министерства в Министерство образования.

Становление писателя

Первая опубликованная новелла Мопассана назвалась «Рука трупа», она была выпущена в печатной прессе в 1875 г. Следом под тем же псевдонимом была опубликована поэма «На берегу». Кстати, спустя несколько лет эта новелла привела автора на судебную скамью, так как переизданное и сменившее название произведение «Девка» надзорный комитет отнес к порнографическим зарисовкам. Гюстав Флобер вновь заступился за ученика, составив разъяснительное письмо-рецензию на поэму.

Рассказ произвел впечатление на литературное сообщество, настолько он был хорош своей ироничностью и яркими, детально прорисованными характерами. За признание и внезапно вспыхнувшую к Мопассану читательскую любовь в министерстве по месту службы ему дали полугодовалый отпуск.

За «Пышкой» последовало собрание поэтических произведений «Стихотворения».

Затем Ги решил уйти с чиновничьего поста и начать карьеру в газете.

Творчество

В 80-х гг. наступил период активного творчества Мопассана. Он находил сюжеты своим произведениям, впечатляясь увиденным в путешествиях. Он побывал в Алжире и на Корсике, что вылилось в великолепные новеллы и романы. К примеру, традиции и бытовые особенности корсиканцев легли в основу книги Мопассана «Жизнь».

Литературоведы высоко ценят его лучшие романы:

  • «На воде»,
  • «Пьер и Жан»,
  • «Под солнцем»,

новеллы и повести:

  • «Завещание»,
  • «Ожерелье»,
  • «Лунный свет».

Апогеем творчества стал роман «Милый друг», он вознес Мопассана на небосвод звездных писателей-новеллистов Франции.

Читатели боготворили Мопассана, который научился зарабатывать, посвятив себя любимому делу. Ги де Мопассан разбогател. Его годовой доход составил 60 тыс. франков, и это позволило ему ни в чем себе не отказывать. Безусловно, он материально поддерживал и маму с братом. К концу жизни у него было довольно солидное состояние, множество домов, десятки яхт.

В чем секрет популярности писателя? По мнению Эмиля Золя, Ги блестяще играет на чувствах. Он очень доброжелательно ведет диалог с читателем, а юмор и сатира тонки и безобидны. Лев Толстой иначе трактовал феномен Мопассана: француз является истинным ценителем любви.

Писатель был довольно общителен и искренен в отношениях с близкими людьми, он водил дружбу с именитыми соратниками по литературному поприщу: Полем Алексисом, Иваном Тургеневым, Леоном Дьерксом и др.

Некоторые из литературных произведений Мопассана были экранизированы, причем первым оживил его труд советский кинематограф. Знаменитая «Пышка» с легкой руки отечественного режиссера Михаила Ромма вышла на экраны в 1934 году. Затем была экранизация «Милого друга» в 1936 г. Это же произведение вновь экранизировали Пьер Кардиналь в 1983-ом. А в 2012-ом в фильме «Милый друг» режиссера Деклана Доннеллана в главных ролях снялись известные актеры Голливуда Роберт Паттинсон и Ума Турман.

Отношения и связи

Довольно странные слухи ходили об отношениях писателя с Флобером. По одним из них Флобер и мать Мопассана Лаура имели тайную любовную связь, в результате которой появился сам Ги. По другой версии, старый писатель испытывал страсть к подрастающему гению литературного натурализма Мопассану. Но ни одна из сплетен так до сих пор и не подтверждена.

Ги был известным ловеласом и сердцеедом. Он любил всех женщин и не испытывал серьезных чувств ни к одной. Множество случайных связей, десятки романов, сотни похождений - все это становилось основой сюжетных линий его литературных произведений. Список любовниц Мопассана состоял из 300 женщин.

Литератор старался не раскрывать имена возлюбленных прессе, и на деле известны лишь имена некоторых дам, на время завладевших его сердцем: графиня Эммануэла Потоцкая, Мари Канн, Эрмина. Мопассан был настолько скрытным, что однажды предложил устроить дуэль с газетным писакой, напечатавшем сплетню о его новой возлюбленной.

В 1882-ом, за 11 лет до своей смерти, Мопассан вдруг объявил о своей женитьбе, однако этот брак по неизвестным причинам так и не стал реальностью.

Смерть

В конце жизни все его любовные похождения привели к неизлечимой в те времена болезни - сифилису. Он отнесся к этому с оптимизмом, сообщая другу в письме: «У меня самый настоящий сифилис. Настоящий, а не жалкий насморк…Я теперь не боюсь его подцепить!».

Его лечили традиционным для 19 века «лекарствами» - цианистой ртутью и йодистым калием. Все это вылилось в сильные головные боли, общую слабость и вспышки неврозов. Врачи даже предположить не могли, что все это могло быть признаками сифилиса. Неврозы стали лечить постельным режимом и поездками на минеральные источники. Безрезультатно.

В это время его младший брат Эрве, заразившийся сифилисом еще в армии, совсем потерял разум и был помещен Мопассаном в психиатрическую больницу. К сожалению, эта же участь ждала и самого Ги. Но до этого он успел пристраститься к наркотикам - морфию и эфиру, которыми врачи также лечили его головные боли и неврозы. В психиатрической лечебнице меланхолия сменялась вспышками бреда и ярости.

Умер он в муках в возрасте 43 лет со словами «Тьма! О, тьма…».

Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан.

Его детство прошло в Нормандии, где мальчик овладел местным наречием и сильно сблизился с местными рыбаками, научившись у них рыбной ловле и умению ходить под парусом.

В тринадцать лет Мопассан в соответствии с волей матери поступил в духовную семинарию в Ивето. Учеба в условиях суровой дисциплины пришлась ему не по нраву, и, в конце концов его исключили.

В 1866 году он поступил в руанский лицей, который закончил спустя три года. Во время обучения в лицее одним из преподавателей Мопассана был поэт Луи Буйле, оказавший заметное влияние на формирование литературного вкуса писателя.

Окончив лицей в качестве бакалавра, Мопассан поступил на юридический факультет в городе Канне, однако в период он был призван на фронт, после чего финансовое положение семьи так ухудшилось, что завершить высшее образование юноша уже не смог.

С 1872 по 1878 годы он служил в Морском министерстве, едва сводя концы с концами и посвящая свободное время гребле и литературе. Этот период своей жизни писатель отразил в таких произведениях, как «Наследство», «В лоне семьи» и других. Мопассан также сильно сблизился с Флобером, который выхлопотал для него перевод в Министерство народного образования.

Любовь к водной стихии, которую Мопассан испытывал с самого детства, отразилась в его ранних рассказах: еще в 1870-х годах он планировал издать сборник новелл под названием «Лодочные рассказы», материал которых впоследствии был переработан в новеллы «Подруга Поля», «Иветта», «На реке», «Поездка за город» и другие. Другая страсть писателя – путешествия – позволяла ему чувствовать единение с природой и наблюдать жизнь простых людей.

Первая новелла Мопассана под названием «Рука трупа» (впоследствии отредактированная и изданная под именем «Рука») была опубликована в 1875 году под псевдонимом, в 1876 году он выпустил в свет поэму «На берегу» и очерк о творчестве Флобера (в журнале «Литературная республика»).

Перепечатанная в 1879 году под названием «Девка», поэма привела к судебному преследованию «за порнографию», которое было прекращено не без помощи Флобера, который ранее сталкивался с подобными трудностями. После успеха «Пышки» Мопассан начал работать с газетой «Голуа», где вышли его «Воскресные прогулки парижского буржуа».

В начале 1880-х годов Мопассан тесно сблизился с Тургеневым и предпринял ряд путешествий, впечатления от которых отразились во многих его произведениях. Тогда же он с головой уходит в писательскую деятельность, упорно трудясь над своими произведениями и испытывая хроническое переутомление. Эти усилия выразились в создании основных трудов писателя – романов «Жизнь» (1883 года), «Милый друг» (1885 года), «Монт-Ориоль» (1887 года), а также очерков: «Под солнцем» (1884 года), «На воде» (1888 года) и многих других произведений. Эти книги принесли Мопассану признание и богатство.

Основными темами творчества Мопассана были нормандский быт, семейные отношения и женская судьба, поиск смысла в индивидуальном существовании человека, а также депрессия и паранойя. В целом для творчества Мопассана характерен пессимизм и постоянный поиск лучшей жизни в условиях неминуемого одиночества и несчастья. В эстетическом плане писатель стремился не к психологическому анализу своих персонажей, а к изложению фактов и поступков, то есть безоценочному реализму в описании происходящих событий.

Еще в 1870-х годов Мопассан жаловался на здоровье, состояние которого ухудшилось из-за постоянного изматывающего труда и особенно – после того, как он заболел сифилисом. Нервные припадки вызвали у писателя глубокую депрессию и привели к покушению на самоубийство в декабре 1891 года. Мопассан оказался в лечебнице для душевнобольных, где его настиг паралич мозга. 6 июля 1893 года писатель скончался, не приходя в сознание. Его похоронили на кладбище Монпарнас в Париже.