Христианские мотивы в романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание. Христианские мотивы в романе Ф

Православие, принесенное на Русь еще в X веке, глубочайшим образом повлияло на менталитет русского народа, наложило неизгладимый отпечаток на русскую душу. И, кроме того, православие принесло с собой письменность, а следовательно и литературу. Христианское влияние так или иначе можно проследить на творчестве любого писателя. Глубочайшее внутреннее убеждение в христианских истинах и заповедях несет, в частности, такой титан русской литературы, как Достоевский. Его роман “Преступление и наказание” тому доказательство.
Отношение писателя к религиозному сознанию потрясает своей глубиной. Понятия греха и добродетели, гордыни и смирения, добра и зла - вот то, что интересует Достоевского. Грех и гордыню несет Раскольников, ключевой герой романа. Причем грех вбирает в себя не только прямые поступки, но и затаенные помыслы (Раскольников несет наказание еще до преступления). Пропустив через себя заведомо мощную теорию о “наполеонах” и “тварях дрожащих”, герой убивает-таки старушку-процентщицу, но не столько ее, сколько себя. Пройдя по пути саморазрушения, Раскольников тем не менее с помощью Сони находит ключ к спасению через страдание, очищение и любовь. Как известно, все эти понятия - самые главные и важнейшие в христианском мировоззрении. Люди, лишенные покаяния и любви, не познают света, а увидят темный загробный мир, страшный по своей сути. Так, Свидригайлов уже при жизни имеет четкое представление о загробном мире. Он предстает перед нами в виде “черной бани с пауками и мышами” - в христианском представлении это картина ада, для грешников, не знающих ни любви, ни покаяния. Также при упоминании о Свидригайлове постоянно возникает “черт”. Свидригайлов обречен: даже добро, которое он вот-вот уже готов совершить, напрасно (сон о 5-летней девочке): его добро не принимается, слишком поздно. Страшная сатанинская сила, черт, преследует и Раскольникова, в конце романа он скажет: “Черт меня вел на преступление”. Но если Свидригайлов кончает жизнь самоубийством (совершает самый страшный смертный грех), то Раскольников очищается. Мотив мо литвы в романе свойствен и Раскольникову (после сна о лошади молится, но его молитвы не услышаны, и он идет на преступление). Постоянно молятся Соня, дочь квартирной хозяйки (готовит себя в монастырь), дети Катерины Ивановны. Молитва, неотъемлемая часть христианина, становится частью и романа. Также присутствуют такие образы и символы, как крест и Евангелие. Соня дает Раскольникову Евангелие, принадлежавшее Лизавете, и, читая его, он возрождается к жизни. Крест Лизаветы Раскольников сначала от Сони не принимает, так как пока не готов, но затем берет, и опять же это связано с духовным очищением, возрождением от смерти к жизни.
Христианское в романе усиливается от многочисленных аналогий и ассоциаций с библейскими сюжетами. Присутствует реминисценция из Библии о Лазаре, притча, которую Соня читает Раскольникову на четвертый день после преступления. При этом Лазарь из этой притчи воскрес именно на четвертый день. То есть Раскольников эти четыре дня духовно мертв и, по сути, лежит в гробу (“гроб” - каморка героя), а Соня пришла, чтобы спасти его. Из Ветхого Завета в романе присутствует притча о Каине, из Нового - притча о мытаре и фарисее, притча о блуднице (“если кто не греховен, пусть первым бросит в нее камень”), притча о Марфе - женщине, всю жизнь нацеленной на суету и пропускающей самое главное (Марфа Петровна, жена Свидригайлова, всю жизнь суетится, лишенная основного начала).
Четко прослеживаются евангельские мотивы в именах. Капернаумов - фамилия человека, у которого Соня снимала комнату, а Мария-блудница жила недалеко от города Капернаума. Имя “Лизавета” значит “почитающая Бога”, юродивая. Имя Ильи Петровича вбирает в себя Илью (Илья-пророк, громовержец) и Петра (твердый как камень). Заметим, что именно он самым первым заподозрил Раскольникова". Катерина - “чистая, светлая”. Цифры, являющиеся символичными в христианстве, символы и в “Преступлении и наказании”. Это числа три, семь и одиннадцать. Соня выносит Мармеладову 30 копеек, первый раз она же приносит “с работы” 30 целковых; Марфа выкупает Свидригайлова также за 30, а он, как Иуда, предает ее, покушаясь на ее жизнь. Свидригайлов предлагает Дуне “до тридцати”, Раскольников 3 раза звонит в колокольчик и столько же раз бьет старуху по голове. Происходит три встречи с Порфирием Петровичем. Число семь: в седьмом часу узнает, что не будет Лизаветы, совершает преступление “в седьмом часу”. А ведь число 7 является символом союза Бога с человеком; совершая преступление, Раскольников хочет разорвать этот союз и поэтому терпит муки. В эпилоге: осталось 7 лет каторги, Свидригайлов прожил с Марфой 7 лет.
В романе присутствует тема добровольного мученичества ради покаяния, признания своих грехов. Именно поэтому Миколка хочет взять вину Раскольникова на себя. Но Раскольников, ведомый Соней, которая несет в себе христианскую правду и любовь, приходит (хотя через преграду сомнений) к народному раскаянию, ибо, по мысли Сони, только народное, открытое раскаяние при всех является настоящим. Воспроизводится главная мысль Достоевского в этом романе: человек должен жить, быть кротким, уметь прощать и сострадать, а все это возможно только с обретением истинной веры. Это чисто христианская точка отсчета, поэтому роман является трагикомическим, роман-проповедь.
В силу таланта и глубочайшего внутреннего убеждения Достоевского христианская мысль реализуется в полной мере, производит сильнейшее воздействие на читателя и, как следствие, доносит до каждого христианскую идею, идею спасения и любви.

Творчество Ф. М. Достоевского считают глубоко психологичным и глубоким. Автора всегда волновало нравственное богатство человека и общества в целом. Но важно заметить, что героев произведений Достоевского невозможно разделить на положительных и отрицательных. Чаще всего персонажи этого писателя наделены различными, иногда противоположными, чертами характера. Внутренняя противоречивость и нестабильность делает их интересными и, в то же время, естественными, правдоподобными.

Роман «Преступление и наказание» становится произведением, в котором автор обращает свое внимание на самые острые общественные проблемы. Достоевский считает, что среда очень сильно воздействует на человека, на его отношение к себе и окружающим. Достоевский обращается к обратной стороне жизни Петербурга, где под внешней роскошью, богатством и красотой скрыт иной мир – жестокий, грязный и пошлый. Именно такая среда могла привести к тем идеям, которые возникли у Родиона Раскольникова.

Нельзя говорить, что Раскольников – отрицательный герой, ибо многое он делает для людей, и поступки его не продуманы заранее. Стремление к хорошему заложено в этом герое от природы, а вот стремление увидеть в себе исключительную личность – заслуга общества и окружающей среды.

Если вспомнить судьбу самого Достоевского, то она сложна и трагична. Писателю пришлось многое осознать и переоценить в своей жизни. Главной ценностью он считал любовь к окружающим, чего так не хватало людям его времени. Достоевский не приемлет достижения цели любыми средствами и путями. Он пытается донести до читателя губительность подобных стремлений не только для окружающих, но и для самого человека, который становится безжизненным и пустым духовно. Герой романа «Преступление и наказание» пришел к убеждению собственной нравственной смерти: «Я себя убил, а не старушонку».

На мой взгляд, Раскольников – человек, в котором существуют две противоположные идеи: с одной стороны, любовь к людям, с другой – презрение к ним. Следует заметить, что Достоевский не описывает подробно процесс духовного возрождения Раскольникова. Но читатель все же чувствует подобные изменения в герое. Надежду на восстановление любой преступной, падшей личности Достоевский видел в том, что невозможно полностью растоптать совесть и любовь.

В черновых записях «Преступления и наказания» человеколюбие и наказание выступают как единственное условие для обретения внутренней, душевной гармонии. «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием», - считал Достоевский.

Возможность духовного возрождения главного героя романа обуславливается уже тем, что Раскольников умеет чувствовать чужую боль и умеет искренне любить. Такова его любовь к Соне Мармеладовой. Достоевский писал: «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для другого». В подтверждение этого достаточно вспомнить тот момент, когда Сонечка узнает о совершенном Родионом преступлении. Она бросилась перед ним на колени и обняла его. «Доброе чувство» «волной хлынуло в его душу и разом размягчило ее».

Важно помнить о том, что сам Достоевский был глубоко верующим человеком. Поэтому естественно его неприятие идеи о сверхчеловеке. Для писателя жизнь человеческая есть самая важная и главная ценность.

По мнению Достоевского, только любовь к окружающим делает людей настоящими людьми. Только это удивительное, данное Богом, чувство способно вытеснить в человеке гордость и эгоизм.

Я считаю, что сам писатель осознал все это, исходя из собственного, очень сложного, жизненного опыта. Автор не принимает стремления «по своей глупой воли пожить». Только следование за Иисусом Христом и жертвенная любовь могут спасти душу человека от зла и душевных мук.

На каторге под подушкой Раскольникова «лежало Евангелие», с помощью которого, как считает Достоевский, только и можно преодолеть бесовские силы и душевный эгоизм как порождение зла.

По мысли писателя, для людей на земле существует лишь две перспективы: или любить, или уничтожить друг друга, или вечная жизнь, или вечная смерть. Я думаю, что многие согласятся с подобным мнением, ибо в мире существуют нравственные ценности, которые одинаково дороги и важны для каждого человека на земле. Нужно стремиться к истине и правде только через любовь и самопожертвование.

Христианские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

В творчестве Ф.М. Достоевского христианская проблематика получает свое главное развитие в романах «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы». В «Преступлении и наказании» затронуты многие проблемы, получившие затем развитие в «Братьях Карамазовых».

Главная мысль романа «Преступление и наказание» проста и ясна. Она есть воплощение шестой заповеди Божьей – «Не убий». Но Достоевский не просто декларирует эту заповедь. Он доказывает невозможность совершения преступления по совести на примере истории Родиона Раскольникова.

Целью убийства сам Раскольников в начале романа называет облагодетельствование тысяч несчастных петербургских бедняков. Однако истинная цель преступления формулируется главным героем позже, во время диалогов с Соней Мармеладовой. Эта цель – определение принадлежности Родиона к первому или второму разряду людей.

Итак, Раскольников после долгих сомнений (все-таки совесть в нем жива) убивает старуху. Но во время совершения убийства в квартиру неожиданно входит Лизавета, сестра процентщицы, забитое, беззащитное существо, одна из тех, чьим благом прикрывается Родион. Он убивает и ее.

После совершения убийства главный герой потрясен, но не раскаивается. Однако «натура», полностью заглушенная разумом во время подготовки и совершения убийства, снова начинает восставать. Символ этой внутренней борьбы в Раскольникове – физическое недомогание. Раскольников страдает от страха разоблачения, от ощущения «отрезанности» от людей, и, главное, он мучается от понимания того, что «убить-то он убил, но не переступил и на этой стороне остался».

Свою теорию Раскольников все еще считает верной, потому свои опасения и волнения по поводу совершенного преступления главный герой трактует как признак совершенной ошибки: он замахнулся не на свою роль в мировой истории – он не «сверхчеловек». Соня уговаривает Родиона сдаться в полицию, где он признается в убийстве. Но это преступление воспринимается Раскольниковым сейчас не как грех против Христа, а именно как нарушение принадлежности к «тварям дрожащим». Истинное раскаяние приходит только на каторге, после апокалипсического сна, в котором показываются последствия принятия всеми людьми теории «наполеонизма» как единственно правильной. В мире начинается хаос: каждый человек считает себя истиной в последней инстанции, и поэтому люди не могут договориться между собой.

Таким образом, в романе «Преступление и наказание» Достоевский опровергает бесчеловечную, антихристианскую теорию и тем самым доказывает, что историей движет не воля «сильных» людей, а духовное совершенство, что люди должны жить, следуя не «иллюзиям ума», а велению сердца.

Православие, возникшее на Руси в конце первого тысячелетия, сильно повлияло на склад ума русского народа, изменило душу русских людей. Кроме того, оно способствовало развитию грамотности и образованности народа, а также дало начало развитию литературы. Христианское влияние оказало влияние на творчество любого писателя. Убеждение в заповедях и истинах можно найти в творчестве Достоевского, в частности, в романе «Преступление и наказание»

Глубина религиозного сознания в романе поражает.

Достоевский заостряет внимание на представлении добра и зла, греха и добродетели. Причём грех – не только поступки, но и мысли. Дав начало развитию теории о «Великих мира сего» и «дрожащих тварях», Раскольников убивает старушку-процентщицу. Однако этим поступком он в, первую очередь, убил себя. Через саморазрушение герой с помощью Сони находит путь к спасению через раскаяние и страдание. Данные принципы – основные в христианской философии. Лишённые любви и покаяния не достойны познания света, а попадают в тёмный мир после смерти. Например, Свидригайлов ещё будучи при жизни имеет понимание загробного мира. Он обречён. Его слишком запоздалое добро не имеет значения (сон о пятилетней девочке). Раскольников сопровождается чёртом: «Чёрт меня вёл на преступление». Но всё-такие он очищается, в отличие от Свидригайлова, совершившего смертный грех – самоубийство.

Молитва, важная часть христианства, как и любой религии, имеет важное место в романе. Без конца молится Соня, дети Катерины Ивановны. Также имеют место крест и Евангелие. Эти вещи Соня дала Раскольникову, который, кстати, отрицал любую религию.

Ясно видны черты Евангелия в именах героев - Капернаумов, Мария-блудница. «Лизавета» - почитающая Бога, божий человек. Имя Ильи Петровича подобно Илье-пророку. Катерина – «чистая, светлая». Три, семь, одиннадцать, тридцать – числа, являющиеся условными в христианстве, присутствуют в романе. Соня даёт Мармеладову тридцать копеек, Марфа отдаёт за Свидригайлова такую же сумму, а он, слова Иуда, предал её. Раскольников три раза звонил в колокольчик перед преступлением, которое совершает в седьмом часу. Это число символизирует связь человека с Богом, а главный герой, совершая преступление, нарушает эту связь, за что и платится страданиями и семью годами каторги.

Помимо всего вышеперечисленного, присутствует добровольное мучение и раскаяние ради искупления грехов. Так, Миколка пытается взять на себя вину Раскольникова, который благодаря Соне и христианской вере, приходит к раскаянию перед народом, ибо только так, по мнению Сони, можно покаяться в своих грехах. Достоевский считает, что человек должен уметь прощать, что может быть только путём обретения веры.






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства, – говорится в "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России", – является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Сегодняшняя школа совместно с семьей должна сформировать целую систему духовно-нравственных ценностей: любовь к Отечеству, справедливость, милосердие, доброту, честь, достоинство, любовь, почитание родителей, стремление к познанию, трудолюбие, эстетическое отношение к жизни… Без этих качеств нет Человека.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Что такое духовность, нравственность? Как учитель, сеющий «разумное, доброе, вечное», может воспитать духовно-нравственную личность?
Конечно, своей личностью и средствами предмета, особенно если этот предмет – литература.

Сегодня учитель должен ставить новые задачи обучения: не научить, а дать возможность научиться, не преподавать, а дать возможность найти ответ самостоятельно. Методы и технологии разные – выбор за учителем: какой прием будет более продуктивен на каждом конкретном уроке. А применение новых педагогических технологий – это не метод, это инструмент, который тоже стал реальностью сегодняшнего дня.

Программа по литературе для X класса дает широкие возможности для учителя по воспитанию цельной духовно-нравственной личности: вопросы чести, долга, совести, любви, преданности, сострадания и милосердия поднимали в своих произведениях И.А.Гончаров, С.Тургенев, А.Н.Островский, Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой. Таким образом, «высокий» литературный и биографический материал позволяет выстраивать данную работу в системе.

Материал представленной разработки объемный, но рассчитан на один урок. Поэтому подготовка к нему ведется на протяжении нескольких уроков, используется индивидуальный и групповой метод выполнения домашнего задания в виде исследования Евангельских текстов, подбора цитатного материала.

Позади уроки по биографии Достоевского, по романам «Идиот» и «Братья Карамазовы», а также урок внеклассного чтения по рассказу Солженицына «Матренин двор». На мой взгляд, трудно найти писателей, которые, как Ф.М.Достоевский и А.И.Солженицын, так остро и пронзительно говорили бы о человеке, его предназначении, его совести, его душе.

Такой урок с историческими параллелями дает возможность связать воедино «вечные» темы литературы X IX века и века XX через христианские мотивы.

Главная особенность русской литературы – это ее православная направленность.

Н.А. Бердяев утверждал: «Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человеческого мира. В самых значительных творениях она проникнута религиозной мыслью».

Это же можно сказать и о литературе XX века, исключая некоторые произведения последних десятилетий.

Кроме того, элементы интегрированного урока позволяют развивать потенциал учащихся, приобщать к новому типу мышления, развивать речь, внимание, эстетические чувства. Использование на уроке стихов, музыки дает возможность учащимся окунуться в нравственную атмосферу темы.

Технология развивающего обучения и сотрудничества, личностно-ориентированный подход, когда во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, приемы аналитической беседы дают возможность старшеклассникам поразмышлять над сложными вопросами бытия, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее.

Урок может быть полезен учителям литературы и МХК, а его элементы можно использовать во внеклассной работе.

Цели урока:

образовательные:

  • организовать деятельность учащихся по уяснению христианских мотивов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»;
  • обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации → её исследование → решение → анализ → обобщение;
  • вызвать у учащихся заинтересованность в чтении Евангелия.

развивающие:

  • развивать логическое мышление;
  • развивать мотивацию учащихся к творческой деятельности;
  • развивать умение сравнивать, определять понятия, выявлять связи и сопоставления между изучаемыми понятиями и текстами, делать самостоятельные выводы;
  • воспринимать явления интегрировано;
  • развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к литературе и православнойкультуре.

воспитывающие:

  • воспитывать отношение к человеку как к высшей ценности;
  • содействовать формированию нравственных качеств учащихся, желанию становиться лучше;
  • воспитывать коммуникативность, культуру речевого общения;
  • воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека;
  • воспитывать эстетические чувства.

Тип урока: урок применения знаний.

Используемые технологии: технология сотрудничества, личностно-ориентированного и развивающего обучения.

Используемые приемы : аналитическая беседа, комментированное чтение, приём составления синквейна, основанного на методике развития творческого и критического мышления.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа, коллективная, фронтальная работа.

Оборудование: портреты Ф.М.Достоевского и А.И. Солженицына, тексты романа «Преступление и наказание» и рассказа «Матренин двор», тексты Евангелия, проектор, аудиозаписи: «АVE MARIA», романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье», фортепианная музыка Э.Морриконе, мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал: библейские заповеди, предание о Содоме и Гоморре.

Ход урока

«Жить не по лжи» Солженицын А.И.

I. Организационный момент.

II. Ориентировочно-мотивационный этап.

Звучит музыка. Учитель читает стихотворение Б.Окуджавы.

Совесть, Благородство и Достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрёшь как человек.

СЛАЙД №1.

III. Подготовительный этап.

Учитель . Сегодня мы поговорим о двух произведениях, на первый взгляд, далеко отстоящих друг от друга и по времени написания, и по героям, и по именам авторов. Это – роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор». Мы постараемся найти точки соприкосновения этих, казалось бы, разных произведений, определим, какие христианские мотивы объединяют их.

Судьбы Достоевского и Солженицына во многом схожи: оба пережили духовный надлом, оба пострадали от режима: один отбывал срок на каторге, а другой – в лагерях и поселении. Оба любили Россию и размышляли над ее судьбой.

Итак, тема урока: «Христианские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор».

СЛАЙД №2 «Люби других, как себя»

IV. Операционно-исполнительский этап.

Феодор Михайлович Достоевский – великий русский писатель, который пытался разгадать загадку человеческой личности, ставил вечные вопросы бытия: для чего живет человек, есть ли Бог, как соотнести человеческую свободу и божественное предопределение.
Цитата со слайда (прот. Зеньковский)

Человек – вот что занимало писателя: в чем его природа («зверь» он или «образ Божий»), как преобразовать мир на основах духовности, нравственности, уважения личности, как соединить справедливость, правосудие и законность.

СЛАЙД №3 «Жить не по лжи»

Учитель. Таким законом, по мнению Достоевского, должен быть закон нравственный (цитата со слайда), а Солженицын из ХХ века продолжал эту мысль: «Жить не по лжи».

Нравственным идеалом для Достоевского был образ Христа, воплотивший высшие человеческие качества. Но к Христу писатель пришел не сразу.

Ученики. Из биографии писателя мы знаем, что он состоял в кружке М. Петрашевского и был приговорен к расстрелу. Перерождение его убеждений произошло в 1849 году, когда он ожидал казни, но потом она была заменена каторгой.

В Сибири он встретил жену декабриста Фонвизина, которая подарила писателю маленькую книжечку в кожаном переплете. Это было Евангелие. С ним Достоевский не расставался до последних дней жизни, как и с образом Христа.

Учитель. Вспомните. Что он написал об этом в своем дневнике.

Ученик читает: «Верю, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа».

Учитель. Действительно, вера была Достоевским выстрадана, и ею он наделяет своих любимых героев.

Записи в тетрадях.

Цитата со слайда №3 (слова Достоевского)

СЛАЙД №4 «Вечная Сонечка»

Учитель. Вот таким значком добра и духовной красоты явилась для Достоевского Сонечка Мармеладова. Полное имя героини София. Что оно означает? (мудрость).

– Давайте обратимся к тексту романа. Найдите портретное описание Сони Мармеладовой (I , 2 – Мармеладов о дочери и II, 7 – Соня около умирающего отца, III, 4 – Соня у Раскольникова). Ученики зачитывают фрагменты.

– Какой вы увидели Соню в этих сценах? (Кроткая, любящая, прощающая, безответная, смиренная)

– Расскажите о жизни Сони Мармеладовой

Ученики. Соне всего 18 лет, но она уже много в жизни потеряла и испытала. Рано умерла мать. Отец женится на другой, пропивает все деньги. Семья бьется в нужде, мачеха больна. Соня вынуждена идти на панель, чтобы прокормить семью. Казалось бы, Соня должна озлобиться на мачеху, которая заставила ее зарабатывать деньги таким способом, но Соня прощает ее. Более того, она приносит деньги каждый месяц и является, по сути, единственным кормильцем большой семьи.

Соня изменилась внешне (она одета в крикливый, броский наряд), но в душе она осталась чистой и непорочной.

Учитель. Как вы считаете, Соня осознанно совершает этот шаг?

Ученики. Да, она совершает осознанный шаг. Это ее нравственный выбор. Она приносит себя в жертву ради голодных детей.

Учитель. Обратите внимание: находясь на дне жизни, Соня не становится порочной. В каком мире живет Соня? Какие люди ее окружают?

Ученики. Ее окружают такие люди, как Раскольников, Лужин, Свидригайлов. Это мир лжи, подлости, обмана, насилия, жестокости.

Учитель. Как ей живется в этом мире? Да, Соня не протестует, как Раскольников, не интригует, как Лужин, не подличает, как Свидригайлов. А что она делает?

Ученики. Она смиряется.

Учитель. А как вы понимаете, что такое «смирение»?

Ученики. Это душевный мир, покой, согласие со своей совестью, душой. И это ее осознанный выбор, а не подчинение обстоятельствам. Этот внутренний покой (смирение, гармония) помогают ей творить мир вокруг себя: помогать своим родным, горячо сочувствовать Раскольникову.

Учитель. Давайте проанализируем сцену с Лужиным (ч. V, гл. 3). Обратите внимание на поведение Сони в этой сцене. Что говорит о ней Катерина Ивановна? Посмотрите внимательно на ремарки автора: не что говорит Соня, а как она говорит (робко, чуть слышно…)

Да, Соня очень уязвима перед злом. Она перед ним беззащитна. Она не может постоять за себя, но за других…(мы увидим далее, сколько внутренней силы и убежденности в этой хрупкой, на первый взгляд, девушке).

– Как называет себя Соня?

Ученики. Я бесчестная, я великая грешница.

Учитель. А кто такой грешник и что такое грех?

Ученики. Грех - это совершение зла, нарушение Божьих заповедей. А грешник – это человек, который отошел от Бога.

Учитель. Какую заповедь Христа нарушила Соня?

Ученики . Не прелюбодействуй.

Учитель . Как вы считаете, грех прелюбодеяния, совершенный Соней, может быть прощен?

Ученики . Конечно, да, потому что ею двигали любовь и сострадание. Любовь в представлении народной нравственности выше страха Божьего наказания.

Учитель . А может быть, у нее был другой выход? (уйти из жизни)

Ученики . Нет, это было бы нечестно по отношению к детям Мармеладовым. Это был бы эгоистичный поступок с ее стороны: избавиться от мук и страданий самой, а детей обречь на смерть. К тому же, для Сони как для глубоко верующего человека самоубийство – это смертный грех, это недопустимо: ведь жизнь – это дар Божий.

Учитель . Что же поддерживает Соню в ее трудной жизни?

Ученики . Вера в Бога.

Учитель . Наиболее полно и ярко раскрывается образ Сони в ее встречах и беседах с Раскольниковым. Давайте вспомним эти сцены романа. Как Раскольников воспринимает Соню в начале их знакомства? Кто она для него?

Ученики . Соня для него ровня: она так же, как и он, совершила преступление. Но постепенно он понимает: эта девушка живет совсем по другим законам, а он пока еще весь во власти своей страшной теории.

Учитель . Раскольников называет ее юродивой, причем твердит дважды, почему? Что значит это слово? (Ученики читают статью толкового словаря).

На доске:

Юродство – врожденное телесное или духовное уродство (житейское представление).

Юродство – это «безумная мудрость», духовный подвиг, добровольное принятие на себя лишения плоти, «самопроизвольное мученичество» (старинная русская религиозная традиция).

Грех – нарушение религиозных предписаний, правил.

Учитель . Какую фразу произносит Соня сразу после признания Раскольникова?

Ученики . «Да что же вы это над собой сделали?» И советует «встать на все четыре стороны и сказать всем: «Это я убил». Тогда Бог тебе опять жизни пошлет».

Учитель . Почему «над собой?» Почему Соня жалеет не старуху-процентщицу и ее сестру, а убийцу?

Ученики . Потому что он совершил смертный грех и погубил свою душу.

Учитель . Что же делать Раскольникову?

Ученики . Соня советует «встать на все четыре стороны и сказать всем: «Это я убил» Тогда Бог тебе опять жизни пошлет». Страдание принять и искупить себя им. Вот что надо. «За тобой пойду, всюду пойду», – говорит Соня и дает ему свой крест.

Учитель . Что у православных означало поменяться крестами?

Ученики . Это значило стать духовно ближе, стать почти родными.

Записи в тетрадях.

СЛАЙД №5. «Две правды»

Учитель . Соня и Раскольников – это два разных полюса, которые далеки друг от друга, но не могут существовать друг без друга и притягиваются. У каждого своя правда.

Работа в группах. Ученики обсуждают, в чём правда Сони и правда Раскольникова. Ученики каждой группы приводят доводы, цитируют текст. Затем представители каждой группы делают выводы.

– В чем правда Сони? (комментирование слайда)

Ученики. Раскольников преступил для себя, а Соня – ради других.

Соня сама объясняет, почему добрый, честный, благородный Раскольников преступил: «От Бога вы отошли…» (цитата со слайда).

А про себя она говорит так: «Что бы я без Бога-то была» (цитата со слайда)

Правда Раскольникова – это бунт. А правда Сони – любовь и смирение.

Записи в тетрадях.

СЛАЙД №6 «Евангельские притчи»

Учитель . Весь текст романа как будто незримыми нитями прошит Евангельскими притчами и заповедями (их цитируют герои и сам автор). Прочитайте эти отрывки. Как вы их понимаете?

Ученики зачитывают отрывки из романа, комментируют их.

Евангельские притчи являются неотъемлемой составляющей романа, они рядом с героями, они помогают читателю осмыслить их поступки.
Записи в тетрадях.

СЛАЙД №7. «Воскрешение Лазаря»

Учитель . Самой важной сценой является эпизод чтения Евангелия о воскрешении Лазаря. Это сцена веры в Воскресение.

Ученики пересказывают содержание эпизода.

Герой находится на распутье, он готов признаться в своем преступлении и принять наказание.

Учитель . Почему, по вашему мнению, Соня сначала не хотела читать?

Ученики . Она сама грешница, для нее это очень личное. Она тоже жаждет Воскресения. Она тоже надеется на чудо.

Учитель . Да, они оба нуждаются в Воскресении, но каждый из них смотрит на эту притчу по-своему: Соня – со стороны Лазаря, а Раскольников – Христа.

Ученики. «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением Вечной Книги».

Записи в тетрадях.

СЛАЙД №8 «Путь к покаянию» (ЭПИЛОГ)

Учитель . Воскресение героев лежит через покаяние и страдание, поэтому только на каторге, куда Соня пошла, как и обещала, за Раскольниковым, наших героев ждет перерождение.

– Как вы считаете, кто из них сильнее, кто ведет за собой другого?

Ученики. Конечно, Соня. Своей верой, любовью, состраданием она вселяет в героя надежду на преображение.

Учитель . Найдите строки, подтверждающие, что Раскольников готов к преображению.

Ученики . «Разве могут ее убеждения не быть теперь моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере...»

Поняв это, Раскольников становится счастливым и делает Соню счастливой: «Он знал, какою бесконечною любовью ис­купит он теперь все ее страдания».

Учитель . Каким мы видим героя в эпилоге?

Ученики . «Он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим».

Именно Соня возродила его к новой жизни.

Учитель . Достоевский знает, что новую жизнь Раскольникову «надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, буду­щим подвигом». Это очень долгий и трудный путь.

Соня - идеал Достоевского. Соня несет с собой свет Надежды и Веры, Любви и Сочувствия, Нежности и Понимания. Вот таким должен быть человек, по мнению Достоевского. Поэтому героиня и носит имя «София» («мудрость»).

Учитель. В чем же суть христианского мировоззрения Достоевского?

Ученики .Писатель верит, что воскресить падшего человека можно верой, любовью, милосердием и состраданием.

Учитель . Таким образом, можно сказать, что весь роман «Преступление и наказание» построен на мотиве воскресения человека к новой жизни.

Записи в тетрадях.

СЛАЙД № 9 «Не стоит село без праведника»

Учитель. опросы христианской морали волновали и А.И.Солженицына.

А. И. Солженицын – христианский писатель. Однако он не религиозный проповедник, а художник, который выражает свои взгляды через художественные образы.

– Расскажите об истории создания рассказа «Матренин двор»

Ученики сообщают, что рассказ построен на автобиографической основе, что у него было другое название – «Не стоит село без праведника». Имя героини сохранено, только фамилию автор изменил.

Учитель. Кто такой праведник? Какие ассоциации у вас возникают при этом слове?

Учащиеся составляют ассоциативный ряд слова «праведник».

Праведник – правда, свет, душа, мир, согласие, мораль, нравственность, Бог.

Запись на доске:

Праведник – человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности.

СЛАЙД №10 «Люди забыли Бога, оттого и все»

Учитель. Расскажите о жизни Матрены (опрос). Что означает имя «Матрена»? (госпожа, мать семьи, матушка)

Ученики. Судьба Матрены - это судьба миллионов и миллионов крестьянских женщин на Руси: несчастливое замужество, смерть детей, тяжелый колхозный труд, гибель мужа, тяжелая болезнь - немочь, которая одолевает с каждым годом все сильнее. Но героиня не ропщет, не жалуется, не завидует. Она живет для людей, близких и соседей. Она безотказна и бескорыстна. Она не озлобилась на мир и не очерствела душой.Матрена живет по-христиански.

Записи в тетрадях.

Слайд №11 Матренин дом

Учитель . Найдите описание дома Матрёны Васильевны. Что особенного в нём?

Ученики рассказывают о том, как живет героиня, что окружает ее, как она ведет хозяйство.

Учитель. Хозяйка из Матрены, как мы видим, неидеальная: нет у нее ни поросенка, ни коровы, ни одежды приличной. А есть кошка колченогая, мыши, тараканы, коза да фикусы, которые «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Как вы думаете, почему Матрена такая? Почему еще Ефим, ее покойный муж, упрекал жену за ее «некультурный» вид?

Ученики. Потому что для нее это не главное. Главное - это то, что позволяет ей жить в ладу с самой собой, со своей совестью, с душой. Это доброта, любовь, милосердие, терпимость.

Записи в тетрадях.

СЛАЙД №12 «Матренин мир»

Учитель. Как Матрена строит свои взаимоотношения с людьми? Как воспринимает она свою судьбу? Держит ли обиду, зло на людей?

Ученики. «Но её лоб недолго оставался омрачённым…”

Матрена не знает, что такое зависть, вражда. Доброта и смирение - вот что движет героиней.

Учитель. Как вы понимаете смысл названия рассказа? Не о хозяйственных же постройках говорит автор. А о чем?

Ученики. Двор - это не только и не столько наружная часть дома. Это окружение человека, то, что ему дорого, близко. Это духовный мир Матрены. Это и есть ее двор, защита, охрана. От дьявольского антимира, который ее окружает.

Записи в тетрадях.

Слайд № 13 «Матренино сердце»

Учитель. Почему, на ваш взгляд, Солженицын не дает подробного портретного описания главной героини? На какие детали ее внешности он обращает особое внимание? (Лицо и улыбка) - Цитата со слайда.

– Чем для Матрены была ее горница?

Ученики смотрят в словаре толкование слова «горница» (горний, высший, небесный).

Ученики. Это не просто деревянная постройка, это ее жизнь. «Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет…для Матрены было это - конец ее жизни всей» И самое обидное и страшное, что во главе всего – Фаддей, которого она любила когда-то.

Учитель . Горницу, пишет Солженицын, разбирают по ребрышку, как будто это живое существо. Да это так и есть. С горницей уходит все: уходит кошка, пропадает котелок со святой водой, а затем уходит и сама жизнь. Матрена одинока, никому не нужна, она отдала все, что имела.

Записи в тетрадях.

СЛАЙД №14 «Матренина душа»

Учитель. Много страдала Матренина душа. И тем не менее, она, как и Соня Мармеладова, сохранила открытость, бескорыстие и доброту. Что держит Матрену в жизни?