Икона Богородицы «Знамение» Новгородская. Икона Божией Матери Знамение

Икона Божией Матери «Знамение» – почитаемое Русской Православной Церковью 10 декабря изображение Богородицы с Божественным Младенцем. Подробности в статье!

Икона Божией Матери «Знамение»

Эта икона изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) - благословляющий Божественный Младенец - Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов.

История иконы Божией Матери «Знамение»

Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI - XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцы молились, прося Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену.

Когда икону переносили, - враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь.

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес.

Иконография

Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя, / мир отечеству нашему даруй // и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Приидите вернии, светло да празднуем / всечестнаго образа Богоматере чудное явление / и от того благодать почерпающе, / первообразней умильно возопиим: // радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

07.12.2015
Понедельник

Тропарь, глас 4
Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя, мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость


Кондак, глас 4
Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси, темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало

Дорогие братья и сестры!

27 ноября / 10 декабря Русская Православная Церковь чтит образ Божией Матери «Знамение», который особо любим в нашем Отечестве.

Икона «Знамение» относится к типу Оранта («молящаяся»), на ней изображается Пресвятая Богородица с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. Руки Богородицы воздеты к небу, они распахнуты навстречу Тому, Кто выше всей вселенной, и в то же время они благословляют молящихся.



Молитвенно воздетые руки Богородицы означают заступничество за людей пред Богом. Надпись на одной из византийских печатей начала XIII в. гласит: «Простирая Свои руки и принося заступничество Свое всей вселенной, дай и мне Свой покров, о Пречистая, для того, что я должен совершить». С руками, воздетыми к небу, молился и Моисей во время битвы израильтян с амаликитянами: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной стороны, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца» (Исх. 17: 11–12).


Изображения Богоматери, сходные с иконой Знамение, встречаются ещё на заре христианской эры. К наиболее ранним относится изображение Богородицы из катакомбы Святой Агнии в Риме, относящееся к IV веку, где изображена Богородица с Божественным младенцем на коленях. Далее традиция развивается в византийской иконописи. В Греции подобный образ обычно связан с Рождеством Христовым, и только на Руси он стал также Знамением, знаком милости Богоматери к людям. В основе иконографии - пророчество о воплощении Спасителя («…Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7. 14)).



XII в. В летописи сообщается, что новгородцы одолели суздальцев «силою крестною и святою Богородицею», то есть какое-либо наименование с иконой еще не связывается. Икону летописец называет просто «святою Богородицею», без конкретного эпитета. Слово «знамение» тогда по обыкновению употреблялось в том же значении, что и у В.И. Даля: «Знамение - знак, признак, примета; клеймо, тамга, печать; явление природы или чудо для знаменования, доказательства; предвещенье чего-либо». Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» благоговейно почитается по всей России. Многие из её списков, такие как икона Богородицы Знамение Курско-Коренная, Абалацкая и другие, также прославились чудесами. Традиционно перед иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» молятся об избавлении от междоусобной брани, во время бедствия и нашествия врагов, об исцелении слепоты и болезней глаз, при эпидемиях, об охране и благословении наших соотечественников, вынужденных скитаться по свету, о примирении враждующих, о прекращении бедствий и от воров.



Об иконе Богоматери «Знамение» Абалакской (Абалацкой):


Эта икона была написана по следующему случаю: в царствование Михаила Феодоровича на Абалакском погосте жила одна одинокая вдова. Однажды задремав, она увидела на воздухе образ Знамения Пресвятой Богородицы с изображениями на сторонах Святителя и Чудотворца Николая и преподобной Марии Египетской и услышала от образа голос: «Мария! Объяви это видение народу и скажи, чтобы построили на Абалакском погосте, по правую сторону ветхой Преображенской, новую деревянную церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, что в древнем Новгороде, с приделами по одну сторону Святителя Николая, а по другую Преподобной Марии Египетской». После этого видение кончилось и Мария проснулась. По робости она никому ничего не сказала. Через некоторое время не во сне, а наяву вдове было опять то же видение, только с небольшою разницею. Но и после этого видения Мария, боясь насмешек, не сказала ничего. Вскоре было ей третье видение, так же как и второе - наяву. После этого Мария пошла к своему духовнику, рассказала ему все три свои видения и просила объявить их народу. Но духовник не объявил. После четвертого видения вдова стала рассказывать о случившемся всему народу и священникам.

В Тобольском соборе, чтобы удостовериться в справедливости видений, показали вдове образ Знамения Богоматери (который она никогда не видела), она тотчас сказала, что этот видела в видении. Все ей поверили, и Преосвященный, после строгого испытания, благословил абалакских прихожан строить храм. На Абалакской иконе Божия Матерь изображена точно так же, как и на Знаменской, т. е. с воздетыми кверху руками и с Предвечным Младенцем на персях; только с той разницею, что на Абалакской по сторонам Приснодевы изображены: с правой стороны Святитель Николай, а с левой Преподобная Мария Египетская.



Об иконе Богоматери «Знамение» (Курской-Коренной)


Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» - самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви, получившая наименование Одигитрия русского рассеяния. История ее явления такова: город Курск, разоренный Батыем, пришел в запустение и зарос лесом. Тут охотились жители Рыльска. В 1295 г. один из них, ходя по лесу, увидел у корня дерева образ, обращенный лицом к земле. Подняв образ, он увидел, что эта икона «Знамение» Богоматери. Как только он поднял образ, на том месте, где лежал он, показался источник воды. Охотник, нашедший икону, понял, что это не простая икона. Он созвал своих спутников, и они общими усилиями сейчас же срубили небольшую часовенку, в которой и поставили обретенную икону.

Жители Рыльска, узнав о новоявленной иконе, стали посещать ее для поклонения, и от иконы стали источаться многочисленные чудотворения. В период страшных потрясений XX в., чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная покинула Россию в 1920 г. Она стала Путеводительницей Русского рассеяния, неотлучно пребывая со всеми первоиерархами Русской Православной Церкви заграницей. Ныне она пребывает в одном из храмов Новой Коренной пустыни под Нью-Йорком. В Российском Курском Знаменском соборе хранится список с чудотворного образа. Интересно, что 30 сентября - 11 октября 2009 г. список иконы «Знамение» сделал 176 витков вокруг Земли на российском космическом корабле «Союз ТМА-16». Проект был реализован по инициативе Учебно-делового центра «Галактика» в рамках Всероссийской программы «Православная экспедиция». А в октябре текущего года святыню торжественно встречали в Уфимском кафедральном соборе Рождества Богородицы. Встречу возглавил Глава Башкортостанской митрополии, Управляющий Уфимской епархией митрополит Уфимский и Стерлитамакский НИКОН с сонмом уфимского духовенства.



С иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Курско-Коренная тесно связана жизнь великого святого русского зарубежья Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. Она сопровождала святителя в его многочисленных поездках и помогала в нуждах окормляемой им пастве. Душа святителя отошла ко Господу во время молитвы перед ней. В молитве второй ко святителю есть удивительные строки: «…преставленный же от сего временного во иное житие вечное, в неже настави тя Пречистая Владычица, Одигитрия разсеяния русского, чудотворною Своею иконою Кореннокурскою, еяже спутник ты явился еси в день преставления своего…». Божия Матерь «Знамение» Курско-Коренная исцелила и отрока Прохора, будущего великого святого земли Русской - Серафима Саровского, всея России чудотворца. Когда мальчик был смертельно болел, образ «Знамение» с крестным ходом проносили мимо его дома. После того, как отрок приложился к нему, последовало чудесное выздоровление. В кондаке третьем акафиста преподобному говорится: «…и страждущу ти люте Сама Владычица мира явися, с Небес исцеление принесши…».



На Руси построено немало храмов в честь иконы Божией Матери «Знамение». Но наиболее известным является Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области. Знаменский храм - уникальный памятник русской архитектуры конца XVII - начала XVIII в., давно вошедший в сокровищницу мирового искусства. Столпообразное белокаменное здание, выполненное в стиле барокко, поднято на высокий цоколь и окружено открытой галереей, декорированной белокаменным кружевом из цветов, фруктов, кистей и проч.




Изящная восьмигранная башня церкви увенчана золоченой металлической короной. Фасады храма богато украшены скульптурами святых и ангелов, цветочным и растительным орнаментом, стены четырехлепесткового яруса - бриллиантовым рустом. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в подмосковных Дубровицах - уникальный православный храм. Ведь ни до, ни после так обильно скульптурами их не украшали. В 1910 г. архитектор Сергей Маковский сказал о Дубровицком храме: «…ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!».

Завершим наше краткое повествование молитвой к образу Пресвятой Богородицы, именуемой «Знамение»:

«О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и покланяемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающе дивное знамение Твоего заступления, Великому Новуграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле отцем нашим на помощь тогда ускорила еси, тако и ныне нас немощных и грешных Твоего Матерняго заступления и благопопечения сподоби. Церковь святую утверди, град Твой и всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию и умиленно просящих со слезами Твоего заступления, помилуй и сохрани. 
Ей, Госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехми многими, простри ко Христу Богу Богоприимнеи руце Твои и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго, мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем суде Его, да спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем, и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое имя Достопокланяемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь».

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Трощинский Павел

Новгородская икона Божией Матери «Знамение» – одна из наиболее почитаемых в нашем народе. Это главная святыня русского Севера.

Иконы типа «Знамение» появились на русской земле очень рано, а именоваться так стали после чуда, произошедшего в Новгороде в 1170 г.

Это было время, когда Русь раздирали междоусобицы. Объединенные полки русских князей двинулись на вольный Новгород, чтобы покорить его. Все новгородцы денно и нощно молились об избавлении города, архиепископ Новгородский Иоанн во время молитвы перед образом Господа нашего Иисуса Христа услышал голос: «Иди в церковь Святаго Спаса на Ильину улицу, и возьми икону Святыя Богородицы, и постави ю на острог противу ратных».

Отслужив молебен в церкви Святого Спаса, архиепископ Иоанн в присутствии молящихся вознес икону Божией Матери на городскую стену. Когда полки, окружившие Новгород, начали приступ и осыпали защитников градом стрел, одна из них попала в святой лик Пречистой. И обратилась икона лицом к городу, а из глаз Богородицы потекли святые слезы, оросив облачение архипастыря. «О великое и преславное чудо! Не суть то слезы, но милостивое знамение», – восклицает летописец.

Так осажденным был дан знак (знамение), что Царица Небесная молится пред Сыном об избавлении города. В тот же миг непонятный страх объял нападавших, и новгородцы стали преследовать неприятеля, обратившегося в бегство.

Празднование в честь иконы владыка Иоанн установил 10 декабря. В конце XV – начале XVI в. чудотворный образ получил наименование «Знамение» (в значении «знак милости Божией»). Он широко почитался и в последующие столетия, став общерусской святыней. Икона «Знамение» – строго фронтальное поясное изображение Богородицы, поднявшей руки в молитве (иконографический тип «Оранта»). На груди Богоматери – медальон с образом благословляющего Младенца Христа. На другой стороне иконы – святые (либо Петр и Анастасия, либо Иоаким и Анна – надписи с их именами не сохранились), представленные молящимися образу Христа. В течение столетий икона многократно реставрировалась. От живописи XII в. сохранились только фрагменты синей одежды Богоматери на лицевой стороне и изображения святых на обороте.

В 1352 г. по молитвам перед этой иконой получали исцеление пораженные чумой. В благодарность за неисчислимые милости и благодеяния, подаваемые Богородицей, новгородцы построили в 1356 г. церковь Знамения Пресвятой Богородицы, куда была торжественно перенесена чудотворная икона. Этот храм впоследствии стал собором Знаменского монастыря.

В середине XV в. в Новгороде была написана икона «Битва новгородцев с суздальцами», которая послужила образцом для других икон, написанных на эту тему. Специалисты сравнивают этот образ с «Похвалой Знамению», созданной иеромонахом Пахомием Сербом. В честь иконы Богоматери «Знамение» написаны два канона. Первый был составлен около 1140 г. иеромонахом Пахомием Лагофетом, приехавшим на Русь с Афона.

"Знамение" из церкви в Дубровицах

"Знамение" из церкви в Дубровицах

В годы советской власти икона «Знамение» хранилась в Новгородском музее, в настоящее время она находится в новгородском Софийском соборе, где возобновлены богослужения. На протяжении XII–XIX вв. с иконы делались многочисленные копии-списки, широко почитавшиеся по свей России; самые известные из них: Абалацкая (главная святыня Сибири), Царско-сельская (в Знаменской церкви Царского Села; считалась семейной святыней дома Романовых), Серафимо-Понетаевская (главная святыня женского Серафимо-Понетаевского монастыря).

В церкви Знамения Пресвятой Богородицы усадьбы Дубровицы находится икона, написанная около 150 лет назад. Этот образ особо почитается прихожанами: еженедельно перед иконой служатся молебны с чтением акафиста. Взирая на святые иконы Небесной Заступницы, верующие люди испрашивают милостей и щедрот, ходатайства о спасении и ниспослании мира стране нашей и всему миру.


28 августа -- последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.


На одних иконах Божия Матерь Сама простирает свой покров над молящимися, на других его держат ангелы, а Дева молится вместе с людьми. Разные варианты иконографии Покрова, начиная с XII века.


Несмотря на то что праздник Воздвижения Креста Господня относится к числу древнейших праздников христианской церкви, достоверно не известны ни точное время, ни обстоятельства его возникновения. В искусстве Древней Руси были широко распространены образы Воздвижения Креста, зачастую входившие в праздничный ряд иконостасов, в то время как в Византии отдельные иконы с подобным сюжетом не встречаются


Празднование в честь чудотворной иконы «Троеручица» совершается в июле дважды – 11-го и 25-го числа (по новому стилю). С этим образом связано множество преданий, рассказывающих о том, откуда на изображении Богоматери появилась третья рука, и о том, как икона оказалась на Святой горе Афон. О почитании необычной богородичной иконы рассказывает искусствовед Светлана ЛИПАТОВА


В греческом тексте Евангелия апостолы называются "со-учениками". 12 июля Церковь чтит память двух из них: Петра, самого стойкого из учеников Христа, на краеугольном камне его веры Спаситель метафорически обещал построить Церковь, и Павла, бывшего гонителя палестинских христиан, уверовавшего в Сына Божьего и обратившего в христианство греческий мир.


Преображение Господне - один из центральных летних праздников православного календаря. В это день мы вспоминаем евангельский сюжет: Христос на горе Фавор явил трем ученикам достоинство собственного Богосыновства. Церковь верит, что свет увиденный учениками в тот день был светом не физическим, а духовным, к концу византийской эпохи учение о фаворском свете заняло ключевое место в церковной мистике, а Преображение стало не только эпизодом евангельской истории, но и символом нашего обожения.


Чудотворная икона Божией Матери Донская пробудет в этом году в Донском монастыре дольше обычного. 31 августа ее доставили в монастырь из Государственной Третьяковской галереи, где она обычно хранится. Смотрите наш фоторепортаж.


Самые интересные примеры сложной композиции, в которой присутствуют как символы, так и исторические детали. Иконы, росписи, книжные миниатюры, лицевое шитье


В этом году в России праздник в честь Иверской иконы отмечается 2 дня подряд -- 6 мая второе обретение московского образа в 2012 году, а 7 мая -- традиционное празднование во вторник Светлой седмицы, память обретения первообраза в море у Афонской горы. ФОТОГАЛЕРЕЯ


Процессия со свечами, небольшая фигурка Пресвятой Девы, которая делает шаг на лестницу к храму, навстречу первосвященнику – переход от земного к небесному, от Ветхого Завета к Новому подчеркивается в композиции иконы Введения Божией Матери во храм


В православном искусстве редко святые представляются с атрибутами. На иконе «Похвала Богородицы» пророки предстоят Божией Матери, держа в руках символы своих пророчеств: Иаков - лестницу, Гедеон - руно, Моисей - купину, Араон - расцветший жезл. Необычную иконографию разбирает Ирина ЯЗЫКОВА


Двенадцатилетний Иисус в храме поражает учителей Израиля своим знанием Закона и мудрыми ответами. Отрок изображается сидящим на троне, ведь Он находится «в том, что принадлежит Отцу». Об иконе Преполовения из Пскова рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА


Равноапостольные мать и сын, утвердившие христианство, Константин и Елена – святые, которые на иконах изображаются символически. А как они выглядели на самом деле? Показываем и их прижизненные изображения с портретными чертами, и иконописные. ФОТОГАЛЕРЕЯ

Ико-на эта про-сла-ви-лась в XII ве-ке в Нов-го-ро-де, ко-гда вла-ди-ми-ро-суз-даль-ский князь Ан-дрей Бо-го-люб-ский всту-пил в со-юз с кня-зья-ми смо-лен-ским, по-лоц-ким, ря-зан-ским, му-ром-ским и дру-ги-ми и за-мыс-лил с их по-мо-щью по-ко-рить Ве-ли-кий Нов-го-род и для это-го по-слал сы-на сво-е-го Мсти-сла-ва. Со-ста-ви-лась гро-мад-ная рать, — по сло-вам ле-то-пис-ца «ма-ло не вся зем-ля рус-ская со-во-ку-пи-ся, еди-ных бо кня-зей то-гда бя-ше 72». Еще за-дол-го до Нов-го-ро-да лю-ди ста-ли гра-бить и жечь се-ла, из-би-вать муж-чин, а де-тей и жен-щин брать в плен, чтоб сде-лать из них сво-их ра-бов. Зи-мой 1170 го-да гро-мад-ное опол-че-ние это об-ло-жи-ло Нов-го-род, по-тре-бо-вав сда-чи. Не раз обе сто-ро-ны на-чи-на-ли пе-ре-го-во-ры, но не мог-ли прий-ти к со-гла-сию.

На-ча-лось сра-же-ние. Яс-но бы-ло, на чьей сто-роне прав-да, и нов-го-род-цы с чи-стым серд-цем мог-ли про-сить Бо-га о по-мо-щи и ждать небес-но-го за-ступ-ле-ния. Так они и по-сту-пи-ли. Хра-мы не за-тво-ря-лись ни днем ни но-чью, и пе-ние цер-ков-ное сме-ши-ва-лось с пла-чем на-ро-да. Ар-хи-епи-скоп Иоанн с тех пор, как под Нов-го-род под-сту-пи-ли вра-ги, три дня и три но-чи неустан-но мо-лил-ся в со-бо-ре св. Со-фии — Пре-муд-ро-сти Бо-жи-ей о спа-се-нии го-ро-да. В тре-тью ночь, стоя пе-ред ико-ной Все-ми-ло-сти-во-го Спа-са, он вдруг по-чув-ство-вал свя-щен-ный тре-пет, и то-гда от ико-ны раз-дал-ся го-лос:

— Иди в цер-ковь Гос-по-да на-ше-го Иису-са Хри-ста, что на Ильин-ской ули-це, возь-ми там об-раз Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, воз-не-си его на го-род-ские сте-ны, и то-гда узришь спа-се-ние гра-да.

Чуд-ное успо-ко-е-ние про-ли-лось то-гда в ис-том-лен-ное серд-це свя-ти-те-ля. В го-ря-чей, уми-лен-ной мо-лит-ве без слов пал он ниц пе-ред ико-ной и про-вел в мо-лит-ве всю ночь. Утром со-брал он ду-хо-вен-ство и го-род-ских пред-ста-ви-те-лей и рас-ска-зал им о та-ин-ствен-ном го-ло-се. То-гда у скорб-ных нов-го-род-цев по-яви-лась на-деж-да. Ар-хи-епи-скоп Иоанн по-слал про-то-дья-ко-на и кли-ри-ков в цер-ковь Спа-са на Ильин-ской ули-це, чтоб при-не-сти от-ту-да ико-ну Бо-го-ма-те-ри, а сам стал петь со-борне мо-ле-бен. Но несмот-ря на все уси-лия по-слан-ных они ни-как не мог-ли сдви-нуть ико-ну с ее ме-ста, и с этим из-ве-сти-ем воз-вра-ти-лись к ар-хи-епи-ско-пу. То-гда сам свя-ти-тель Иоанн во гла-ве крест-но-го хо-да, со-про-вож-да-е-мый на-ро-дом и ду-хо-вен-ством, по-шел в цер-ковь Спа-са. Там упал он на ко-ле-ни пе-ред ико-ной Бо-го-ма-те-ри и со сле-за-ми взы-вал:

— О Пре-ми-ло-сти-вая Вла-ды-чи-ца Бо-го-ро-ди-ца, упо-ва-ние и за-ступ-ни-ца гра-ду на-ше-му, не пре-дай нас за гре-хи на-ши вра-гам на-шим. Но услышь плач наш и по-ща-ди лю-дей Тво-их.

Ста-ли слу-жить мо-ле-бен, и ко-гда за-пе-ли: «Пред-ста-тель-ство хри-сти-ан непо-стыд-ное, хо-да-тай-ство ко Твор-цу непре-лож-ное, не пре-зри греш-ных мо-ле-ний гла-сы», ико-на са-ма за-ко-ле-ба-лась, как бы дви-га-ясь к ар-хи-епи-ско-пу. Ви-дя это чу-до, на-род и клир ра-дост-но взы-ва-ли: «Гос-по-ди, по-ми-луй!».

Ар-хи-епи-скоп при-нял на ру-ки чу-до-твор-ный об-раз, при-ло-жил-ся к нему, и за-тем ико-ну с тор-же-ством по-нес-ли на го-род-скую сте-ну и по-ста-ви-ли ее ли-цом к на-па-дав-шим. Но во-и-ны Мсти-сла-ва не смяг-чи-лись и пу-сти-ли на это ме-сто сте-ны це-лые ту-чи стрел. И вот од-на из них ра-ни-ла свя-щен-ный лик. То-гда со-вер-ши-лось но-вое чу-до: ико-на об-ра-ти-лась са-ма ли-ком к го-ро-ду, и из очей ее по-тек-ли сле-зы. В то же вре-мя на на-па-дав-ших на-пал ужас. У них по-мра-чи-лось зре-ние, и они ста-ли по-ра-жать друг дру-га. Нов-го-род-цы, обод-рен-ные зна-ме-ни-ем, от-во-ри-ли во-ро-та, бро-си-лись на вра-гов, раз-би-ли их на-го-ло-ву и мно-гих уве-ли в плен. Те же, ко-то-рые спас-лись бег-ством, не мог-ли най-ти се-бе про-пи-та-ния там, где рань-ше са-ми про-из-ве-ли без-жа-лост-ное опу-сто-ше-ние. Они гиб-ли от го-ло-да и бо-лез-ней, и как с ужа-сом го-во-рит ле-то-пи-сец, в Ве-ли-кий пост пи-та-лись мя-сом сво-их ло-ша-дей.

Ар-хи-епи-скоп Иоанн то-гда же уста-но-вил празд-но-ва-ние в па-мять чу-дес-но-го за-ступ-ле-ния, ока-зан-но-го Бо-го-ма-те-рью Нов-го-ро-ду. Так как 25 фев-ра-ля — день, ко-гда со-вер-ши-лось это со-бы-тие — по-чти все-гда при-хо-дит-ся на мас-ле-ни-цу или Ве-ли-кий пост, то празд-ник пе-ре-но-сит-ся на 27 но-яб-ря.

По-чти два ве-ка чу-до-твор-ная ико-на «Зна-ме-ние» Бо-го-ма-те-ри сто-я-ла на Ильин-ской ули-це, в де-ре-вян-ной церк-ви Спа-са. В 1357 го-ду ее пе-ре-нес-ли во вновь по-стро-ен-ную на той же Ильин-ской ули-це ка-мен-ную цер-ковь во имя Зна-ме-ния.

В 1566 го-ду в Нов-го-ро-де вспых-нул силь-ный по-жар, охва-тив-ший мно-го улиц. Ни-ка-ки-ми уси-ли-я-ми нель-зя бы-ло оста-но-вить гроз-ную сти-хию. То-гда мит-ро-по-лит Ма-ка-рий по-шел с крест-ным хо-дом в цер-ковь Зна-ме-ния и там, пре-кло-нив ко-ле-ни пе-ред чу-до-твор-ной ико-ной, мо-лил-ся о пре-кра-ще-нии бед-ствия. За-тем, под-няв ико-ну, он по-нес ее крест-ным хо-дом по бе-ре-гу Вол-хо-ва. Ско-ро ве-тер по-дул в сто-ро-ну ре-ки, и по-жар от это-го стал ути-хать.

В 1611 го-ду Нов-го-ро-дом овла-де-ли шве-ды. Из-би-вая нов-го-род-цев, они гра-би-ли до-ма и их хра-мы. Ико-ны они под-вер-га-ли по-ру-га-нию, а свя-щен-ную по-су-ду и утварь уно-си-ли. Как-то несколь-ко шве-дов по-до-шли к церк-ви Зна-ме-ния, где в то вре-мя со-вер-ша-лась служ-ба, и две-ри по-это-му бы-ли от-кры-ты. Они ри-ну-лись в цер-ковь, чтобы огра-бить ее, но неви-ди-мая си-ла от-бро-си-ла их на-зад. Они сно-ва бро-си-лись к две-рям и сно-ва бы-ли от-бро-ше-ны. Это ста-ло из-вест-но всем шве-дам, и ни-кто из них уж боль-ше не пы-тал-ся вой-ти в Зна-мен-скую цер-ковь.

В 1636 г. за-ду-мал обо-красть эту цер-ковь се-реб-ря-ных дел мас-тер Лу-ка Пла-виль-щи-ков. По окон-ча-нии ве-чер-ней служ-бы на 27 но-яб-ря он при-та-ил-ся в церк-ви, а но-чью во-шел в ал-тарь, со-брал се-реб-ря-ные со-су-ды с жерт-вен-ни-ка, вы-сы-пал день-ги из кру-жек и, на-ко-нец, стал под-хо-дить к чу-до-твор-ной иконе, чтобы со-рвать с нее дра-го-цен-ные укра-ше-ния. Но ед-ва он кос-нул-ся ри-зы, как был от-бро-шен от ико-ны и без чувств упал на пол. Пе-ред утре-ней явив-ший-ся в цер-ковь по-но-марь вы-вел его, по-ла-гая, что Лу-ка в пья-ном ви-де остал-ся в церк-ви. Он не за-ме-тил при этом, что при Пла-виль-щи-ко-ве бы-ли цер-ков-ные со-су-ды. Кра-жа об-на-ру-жи-лась, ко-гда ста-ли слу-жить утре-ню, и все на-шлось в до-ме Лу-ки. Вор на вре-мя по-те-рял рас-су-док и толь-ко впо-след-ствии рас-ска-зал о быв-шем от ико-ны чу-де.

Чу-до-твор-ная ико-на «Зна-ме-ние» Бо-го-ро-ди-цы сто-ит в ико-но-ста-се Зна-мен-ско-го со-бо-ра, сле-ва от цар-ских врат. Она име-ет 13 1/2 верш-ков вы-ши-ны и 12 ши-ри-ны. Над ле-вым оком Бо-го-ма-те-ри остал-ся след от стре-лы. По сто-ро-нам ико-ны име-ют-ся изо-бра-же-ния ве-ли-ко-му-че-ни-ка Ге-ор-гия По-бе-до-нос-ца, му-че-ни-ка Иа-ко-ва Пер-си-я-ни-на и пре-по-доб-ных Пет-ра и Онуф-рия Афон-ских. В 1565 го-ду ико-на воз-об-нов-ле-на мит-ро-по-ли-том Ма-ка-ри-ем. На иконе зо-ло-тая ри-за ве-сом свы-ше 71/2 фун-тов с дра-го-цен-ны-ми ка-ме-нья-ми.

Ико-на «Зна-ме-ние» пред-став-ля-ет Бо-го-ма-терь с мо-лит-вен-но под-ня-ты-ми ру-ка-ми и яв-ля-е-мым на лоне ее Бо-же-ствен-ным Мла-ден-цем. Изо-бра-же-ние это по-ме-ща-лось на пе-ча-тях епи-ско-па Нов-го-род-ско-го. Оно весь-ма древ-не-го про-ис-хож-де-ния, так как в Ри-ме, в ка-та-ком-бах св. Аг-нии, есть изо-бра-же-ние IV в. Бо-го-ма-те-ри с мо-лит-вен-но рас-про-стер-ты-ми ру-ка-ми и с Пред-веч-ным Мла-ден-цем на ко-ле-нях. В Гре-ции та-ким изо-бра-же-ни-ем озна-ча-лось обык-но-вен-но Рож-де-ство Хри-сто-во, и толь-ко у нас, в Рос-сии, ико-ны по-лу-чи-ли на-име-но-ва-ние «Зна-ме-ния», т. е. зна-ка ми-ло-сти Бо-го-ма-те-ри. На неко-то-рых го-род-ских ико-нах в трех де-я-ни-ях изо-бра-жа-ет-ся са-мо чу-дес-ное со-бы-тие 1170 го-да: ввер-ху — пе-ре-не-се-ние ико-ны из церк-ви Спа-са на го-род-скую сте-ну; ни-же — пе-ре-го-во-ры меж-ду обе-и-ми сто-ро-на-ми, а вни-зу — са-ма бит-ва, где нов-го-род-цам по-мо-га-ют ан-ге-лы с длин-ны-ми пи-ка-ми.