Разбор глагола. Морфологический разбор глагола: пример анализа

Морфологический разбор глагола, одной из самых трудных частей речи, опирается на известную опорную схему анализа.

Сначала определяем общее грамматическое значение слова, потом начальную форму, по которой в дальнейшем выводим постоянные признаки, далее находим словоформу в тексте, устанавливаем непостоянные признаки и синтаксическую роль.

При разборе глагола часто допускаются ошибки в определении вида. А ведь нужно всего лишь задать вопросы "что делать?" или "что сделать?" и не перепутать двувидовые глаголы (сов. вид - его казнят завтра; несов. вид - я всю жизнь казню себя за тот поступок).

Путаница выходит и с выяснением переходности глагола. Это свойство означает способность глагола управлять существительным в В.п. без предлога (смотрю фильм, видишь солнце, писал письмо, ловит рыбу, строят дом) и в Р.п. при отрицании (не вижу стола), а также при обозначении какой-либо части (выпить воды, но не всю воду). Даже если в тексте нет зависимого существительного, необходимо его подставить, чтобы убедиться в наличии переходности глагола.

С возвратностью легче справляются, но иногда теряют постфиксы -СЯ, -СЬ в начальной форме.

С определением наклонения тоже не возникает каких-то особых затруднений: реальное действие, которое уже произошло, происходит сейчас или произойдёт, относят к изъявительному, нереальное представлено двумя наклонениями, одно из которых повелительное (идём, идёмте, давай/те пойдём, иди, идите, пусть идёт/идут), а другое условное, его можно называть ещё сослагательным), в этих формах нельзя определить время.

Напомним непостоянные признаки глагола:

1. Он обозначает действие предмета, (безличные глаголы обозначают состояние человека или природы).

2. Имеет формы 1, 2, 3 лица (в настоящем и будущем времени - пою, поём; поёшь, поёте; поёт, поют; а также в повелительном наклонении).

3. Имеет формы рода (только в прошедшем времени изъявительного наклонения, а также в условном наклонении - лежал, лежала, лежало, лежал бы, лежала бы, лежало бы).

4. Имеет формы единственного и множественного числа (стою, стоишь, стоит; стоим, стоите, стоят).

5. Имеет формы изъявительного, условного и повелительного наклонений (сплю, спим, спишь, спите, спит, спят; спал бы, спала бы, спали бы; спи, спите, стой, стойте, оставь, оставьте).

6. В предложении зависит от подлежащего и согласуется с ним, выполняя роль сказуемого.

Запомните:

1. У безличных глаголов нет числа и лица (смеркалось, смеркается, будет смеркаться, подморозит, подморозило бы, меня тошнило, тошнит, затошнит), а инфинитив неизменяемая форма и не имеет непостоянных признаков.

2. Все возвратные глаголы являются непереходными.

3. Лицо и род исключают друг друга (я/ты/он пришёл).

4. Выяснить спряжение можно по суффиксу перед -ТЬ неопределённой формы, когда окончания безударные, при ударных окончаниях используем форму 3 лица множественного лица (пить - пьют, лететь - летят, спать - спят).

5. Иногда глагол употребляется в переносном значении: Ну, я пошёл! (прошедшее время в значении будущего), Идёт он вчера по улице (настоящее в значении прошедшего), Вы бы меня угостили, что ли! (условное наклонение в значении повелительного), Знай я раньше об этом, никогда бы не пришёл (повелительное в значении условного).

ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ГЛАГОЛА

1. Часть речи и общее грамматическое значение.

2. Начальная форма (инфинитив) и морфологические признаки:
Постоянные (П.п.):
- вид,
- переходность,
- возвратность,
- спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- наклонения,
- времени (только в изъявительном наклонении),
- числа,
- лица (только настоящем и будущем времени и в повелительном наклонении),
- род (только в прошедшем времени единственного числа).

3. Синтаксическая роль глагола (простое и составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое).

Давайте перечитаем начало седьмой главы «В гостях у Беорна» из романа-сказки Джона Р.Р. Толкина и выполним морфологический разбор некоторых глаголов.

На рассвете Бильбо разбудили яркие лучи солнца. Хоббит вскочил, чтобы посмотреть на часы, поставить на огонь чайник - и понял: он не дома. На завтрак не было ни чая, ни ветчины с гренками, а только холодные остатки вчерашней баранины и крольчатины. А после завтрака нужно было сразу же отправляться в путь.

На сей раз хоббиту позволили вскарабкаться орлу на спину и примоститься между крыльями. В лицо дул ветер, и Бильбо зажмурился . Солнце всё ещё освещало вершины крайних восточных гор. Утро выдалось прохладным, в долинах и впадинах клубился подкрадывавшийся к ледникам и вершинам туман.

Не щиплись , - сказал орёл. - Ты же не кролик, хотя похож на него. Не бойся. Нет ничего приятнее прохладного утра и лёгкого ветерка. Что может быть лучше полёта?

Равнину пересекала река, посреди которой торчала то ли скала, то ли каменный холм, напоминавший обломок горы, будто бы сюда его забросил во время игры какой-то великан. Орлы быстро опустились на скалу и оставили там путников.

Прощайте! Пусть во время похода вам сопутствует удача, пока вы не вернётесь в свои гнёзда! - Так обычно прощаются орлы.

Образцы разборов

На рассвете Бильбо разбудили яркие лучи солнца.

1. (Лучи) разбудили

2. Начальная форма (инфинитив): разбудить
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- II спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- множественного числа.

Хоббит вскочил, чтобы посмотреть на часы, поставить на огонь чайник - и понял: он не дома.

1. Посмотреть - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. инфинитив - посмотреть
П.п.
- совершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- II спряжение, исключение.
Н.п.

3. Синтаксическая роль: обстоятельство.

На завтрак не было ни чая, ни ветчины с гренками, а только холодные остатки вчерашней баранины и крольчатины.

1. Не было - глагол, так как обозначает состояние предмета.

2. Н. ф. быть
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- не переходный,
- невозвратный,
- I спряжение,
- употреблён в безличном значении.
Непостоянные (Н.п.):
имеет форму
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- ср. рода,
- единственного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

А после завтрака нужно было сразу же отправляться в путь.

1. Отправляться - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. инфинитив - отправляться
П.п.
- несовершенный вид,
- непереходный,
- возвратный,
- I спряжение.
Н.п.
не имеет, так как не изменяется.

3. Синтаксическая роль: составное глагольное сказуемое.

В лицо дул ветер, и Бильбо зажмурился .

1. (Бильбо) зажмурился - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. зажмуриться
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- непереходный,
- возвратный,
- II спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- м. рода,
- единственного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Солнце всё ещё освещало вершины крайних восточных гор.

1. (Солнце) освещало - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. освещать
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- ср. рода,
- единственного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Утро выдалось прохладным, в долинах и впадинах клубился подкрадывавшийся к ледникам и вершинам туман.

1. (Утро) выдалось - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. выдаться
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- непереходный,
- возвратный,
- разноспрягаемый.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- ср. рода,
- единственного числа.

3. Синтаксическая роль: составное именное сказуемое.

Не щиплись , - сказал орёл.

1. Не щиплись - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. щипаться
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- непереходный,
- возвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- повелительного наклонения,
- 2 лица,
- единственного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Равнину пересекала река, посреди которой торчала то ли скала, то ли каменный холм...

1. (Река) пересекала - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. пересечь
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- ж. рода,
- единственного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Пусть во время похода вам сопутствует удача, пока вы не вернётесь в свои гнёзда!

1. (Пусть) сопутствует - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. сопутствовать
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- непереходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- повелительного наклонения,
- 3 лица,
- единственного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

1. (Вы) не вернётесь - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. вернуться
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- непереходный,
- возвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- 2 лица,
- множественного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Так обычно прощаются орлы.

1. (Орлы) прощаются - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. прощаться
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- непереходный,
- возвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- 3 лица,
- множественного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Тренировка

Произведите морфологический разбор глаголов из следующих предложений:

пел 3 ... (М.Ю. Лермонтов.)

Арина Петровна встает с своего места и высматривает 3

сияли 3 звёзды. (М.А. Шолохов.)

Выходишь 3

возьмём 3 . (В. Козлов.)

смущают 3 . (В. Песков.)

Вылезай 3

Листья побежали 3

САМОПРОВЕРКА

По небу полуночи Ангел летел, и тихую песню он пел 3 ... (М.Ю. Лермонтов.)

1. (Он) пел 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. петь
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- м. рода,
- единственного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Арина Петровна встаёт с своего места и высматривает 3 в дверь, точно ли Улитушка ушла. (М.Е. Салтыков-Щедрин.)

1. (Арина Петровна) высматривает 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. высматривать
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме

Изъявительного наклонения,
- настоящего времени,
- 3 лица,
- единственного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

По ночам на обугленно-чёрном небе сияли 3 звёзды. (М.А. Шолохов.)

1. (Звёзды) сияли 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. сиять
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- непереходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- множественного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Выходишь 3 – ослепляет тебя синева. (Н.Г. Астафьева.)

1. (Ты) выходишь 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. выходить
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- непереходный,
- невозвратный,
- II спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- настоящего времени,
- 2 лица,
- единственного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Мы тебя доктором в экспедицию возьмём 3 . (В. Козлов.)

1. (Мы) возьмём 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. взять
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме

Изъявительного наклонения,
- будущего времени,
- 1 лица,
- множественного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Размеры жертвы крокодила мало смущают 3 . (В. Песков.)

1. (Размеры) смущают 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. смущать
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме

Изъявительного наклонения,
- настоящего времени,
- 3 лица,
- множественного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Вылезай 3 скорее, мышь. Что ты в норке там сидишь?

1. Вылезай 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. вылезать
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- непереходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- повелительного наклонения,
- 2 лица,
- единственного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Листья побежали 3 по дороге. Это значит: осень на пороге.

1. (Листья) побежали 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.

2. Н. ф. побежать
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- непереходный,
- невозвратный,
- разноспрягаемый.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- множественного числа.

3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.

Литература

1. Виды разбора на уроках русского языка. Пособие для учителей. - М., Просвещение, 1978.

2. Вороничев О.Е. О логической основе морфологического анализа знаменательных слов / Русский язык в школе и дома. - 2008. - № 1, 4, 6.

3. Литневская Е.И. Поступающим в МГУ им. М.В. Ломоносова. Морфологический разбор на вступительных экзаменах / Русская словесность. - 1995. - № 4.

Глагол - это одна из самых важных частей речи русского языка, на изучение которой в школьной программе отводится огромное количество времени. И это понятно, ведь тема на самом деле достаточно объемная. При ее изучении детям объясняют, как определять форму, вид и значение конкретного слова в предложении, а также как разбирать глаголы как части речи. Курс русского языка предполагает знакомство с данным разделом после всех именных частей. И делается это совсем не случайно, ведь, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, глагол имеет форму спряжения, а это значит, что морфологические признаки данной части речи в корне отличаются от других слов и словоформ.

Слово как часть речи: глагол

Определение глагола, поданное в школьных учебниках, звучит примерно так: это часть речи, которая отвечает на вопросы, обозначающие действие, и может выражаться в состоянии (болеть), свойстве (заикаться), признаке (темнеть) и в отношении (ревновать). Начальную которая отвечает на вопросы "что делать" и "что сделать", называют инфинитивом, или неопределенной формой, которая в предложении может выступать любым из его членов.

Например: понимать (подлежащее) - значит чувствовать; быть (сказуемое) дождю; друзья просили его спеть (дополнение); она пошла пройтись (обстоятельство).

Тему раздела, повествующего о том, как разбирать глаголы как части речи, дети начинают изучать уже в 4 классе, а в последующие годы возвращаются к ней неоднократно. Однако перед тем, как перейти непосредственно к анализу глагола,следует изучить его признаки. Именно об этом и пойдет речь далее.

Постоянные признаки глагола

Одна из важных особенностей данной части речи заключается в том, что все слова, относящиеся к ней, могут иметь постоянные и не постоянные признаки, изучение которых обязательно для того, чтобы разобрать как часть речи глагол. К первым относятся:

  • Принадлежность к виду. Если процесс или действие, описанное глаголом, законченно на данный момент, или указано, что оно будет таковым - это совершенный вид. Например: уехал, пришел, напишу, прочитаю, скажу . А если слово не предполагает законченности, то это несовершенный вид глагола. Например: живу, рисовал, пишу.
  • Переходность и непереходность. Различия этих грамматических признаков заключаются в наличии предлога при употреблении глагола с местоимением или именем существительным. Переходные глаголы могут употребляться без предлогов с именительными частями речи в винительном, а при отрицании - в родительном падеже. А при непереходных формах наличие предлога для связи слов - обязательное условие. Например: читал письмо, не читал статью, построили дом, отвыкнуть от дома, сочувствовать другу, дорожить временем.
  • Возвратность. Определить этот признак достаточно просто, как правило, все глаголы такого типа заканчиваются на -ся или -сь. Стоит отметить, что данная характеристика указывает на то, что глагол непереходный. Например: смеялся над сестрой, растворился в воде, придерживаться диеты .
  • Спряжение - это одна из важнейших характеристик, которая участвует в формировании слов и заключается в изменении глаголов по числам и лицам. Для изучения и закрепления этой темы в школьном курсе русского языка уделяется немало времени, и от умения правильно определить спряжение глагола зависит качество правописания. Однако можно всю тему записать в один маленький конспект. Итак, к первому спряжению относят все глаголы с окончаниями -ешь, -ем, -ет, -ете, -ут, -ют , а ко второму - с окончаниями на -ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят . Чтобы определить спряжение, глагол следует изменить по лицам и проследить за изменением окончания.

Непостоянные признаки глагола

Характеристика этих признаков заключена в их названии, и их также очень важно изучить до того, как разбирать глаголы как части речи. К ним относятся следующие факторы, которые влияют на словообразование:

  • Наклонение. Форма этого признака показывает на отношение действия к реальному времени. Существует три формы наклонения: изъявительная (действие происходит сейчас), условная (действие является лишь желаемым) и повелительная (действие возможно при определенных событиях).
  • Время и число. В русском языке существует прошедшее, настоящее и будущее время глаголов. Как правило, с определением этого грамматического признака трудностей не возникает, равно как и с определение множественного или единственного числа.
  • Род. Как и все знаменательные части речи, глаголы могут изменяться по родам, в зависимости от слова, определяющего лицо, с которым связано действие.

Как разбирать глаголы как части речи

Именно вышеуказанные особенности и следует указать в глагола, план которого выглядит так:

  1. Указать название части речи.
  2. Определить начальную форму.
  3. Указать как части возвратность, переходность, спряжение.
  4. Обозначить непостоянные признаки: наклонение, время, лицо и род (если они есть), а также число.
  5. Разобрать предложение, в котором употребляется глагол, и определить его функцию, то есть указать, каким членом он является.

Примеры разбора глагола как части речи

Для закрепления изученного материала (морфологические особенности и признаки глагола) школьной программой предусмотрены многочисленные разборы данной части речи по описанной выше схеме. При помощи такого приема детей учат систематизировать знания и правильно их применять, вновь и вновь повторяя при конкретном разборе все признаки той или иной части речи.

В качестве примера рассмотрим такую фразу: "На небе ярко светит солнце".

  1. Светит - глагол.
  2. Начальная форма - светить.
  3. Глагол несовершенного вида, невозвратный, переходный, использован во втором спряжении.
  4. Солнце светит - действие происходит в настоящем времени, а значит, это изъявительная форма глагола, который употреблен в единственном числе, в третьем лице и в среднем роде.
  5. На - предлог, небе - обстоятельство, ярко - обстоятельство, светит - сказуемое, солнце - подлежащее.

Разбор глагола по составу

Не менее важной является тема: "Морфемный разбор слова". Что это означает и как разобрать слово по составу? Глагол, как и все слова, имеет основную часть, на базе которой и формируются другие формы. Именно эта часть без окончания, которое при обозначении заключается в прямоугольник, называется основой и является главной в определении лексического значения. При разборе она обозначается квадратной скобкой под словом.

Вслед за основой выделяют суффикс - морфему, которая участвует в формо- и словообразовании однокоренных слов. На письме обозначается углом с направленной вверх вершиной.

Для глаголов в изъявительном и условном наклонении прошедшего времени характерен нулевой суффикс или -л-. Например: читал - читал бы , нес - нес бы .

Неопределенная форма образуется при помощи суффиксов -ть- и -ти-, однако в школьной программе эти морфемы рассматриваются как окончания. Например: спала - спать и спасла - спасти .

Приставка - одна из значимых частей слова, которая стоит вначале и участвует в образовании новых словоформ. Схематически обозначается перевернутой буквой Г.

Корень - обязательная и основополагающая часть, в ней заключено лексическое значение и объединяющая для всех однокоренных слов составляющая. Нет ни одной самостоятельной лексической единицы, в которой не было бы этой морфемы, то время как без остальных элементов они вполне нормально используются. Корень на письме обозначают дугой.

Правила морфемного разбора

Вопрос о том, как разобрать глагол по составу, интересует многих школьников. Об этом можно много говорить, но лучше показать на практике. Но для начала следует отметить, что у инфинитива и у глаголов единственного числа мужского рода, употребленного в прошедшем времени и условном наклонении, нет окончания. Также у этих глаголов нет суффикса.

Морфемный разбор глаголов, как и других слов, проводят по такой схеме:

  1. Определение части речи.
  2. Выделение окончания с объяснением его значения.
  3. Подбор однокоренных слов и определение корня.
  4. Выделение приставки и суффикса.
  5. Определение основы слова, в которой заключено лексическое значение.

Разбери глаголы по составу

Для закрепления материала следует разобрать несколько слов по составу по такому примеру: страдает - начальная форма страдать . Это с окончанием -ет , которое указывает на настоящее время, третье лицо, единственное число. Основа слова -страда -, суффикс -а -. Однокоренные слова: страдает, страдание, страждущий . Корень - страд с возможной заменой буквы «д» на «ж». У этого слова нет приставки.

Определенные трудности вызывает цифра 3, расположенная над одним из слов в разбираемых текстах. Речь идет о морфологическом анализе словоформ. Часть школьников не знают даже значения этого понятия. Рассмотрим, как сделать морфологический разбор слова правильно. Объясняем теорию на доступных примерах. Следует воспринимать анализ слова, как этап непосредственной работы над целым рядом языковых понятий.

Вконтакте

Общая информация

Что такое морфологический анализ слова? Это определение его постоянных и непостоянных признаков с целью проследить, как оно видоизменяется в конкретном предложении, в какой форме употребляется. Наука морфология относится к разделу грамматики, где изучаются отдельные словоформы или некая совокупность форм слов какого-либо языка.

Разбор слова предполагает умение анализировать форму слова , рассматривать каждую словоформу как часть речи, указывать ее постоянные и непостоянные признаки, функцию внутри . Разбор слова как части русской речи начинается с определения его значения . Если оно обозначает предмет, значит, это существительное, действие — , признак деятельности — , качество предмета — .

Существует стандартный план морфологического разбора . Чтобы без ошибок сделать разбор слова как строго выполняйте все пункты:

  1. Определить, какой частью речи является данное слово, для этого нужно задать специальный вопрос .
  2. Поставить слово в неопределенную форму (Н.ф.) в именительном падеже единственного числа.
  3. Выявить постоянные , а затем проанализировать непостоянные признаки (изменяемость слова).
  4. Определить каким членом является в предложении.

Практика

Приведем конкретные примеры. Разберем слово как часть речи.

Существительное

Для начала сделаем разбор существительного:

Вариант №1. Сущ. — стула.

  1. Что? Стул, обозначает предмет; сущ.
  2. Н. ф. – И. п., ед. ч.- стул.
  3. Нарицательное, неодушевленное, м.р., 2 скл.
  4. Р. п., ед. ч.
  5. Было два стула, (в предложении является дополнением).

Вариант №2. Сущ.- девочек

  1. Кто? девочка, обозначает предмет, сущ.
  2. Н. ф.- И. п. ед. ч. – девочка.
  3. Нарицательное, одушевленное, ж.р., 1 скл.
  4. Р. п., мн. ч.
  5. Целый класс девочек (в предложении является дополнением).

Глагол

Разбор глагола как части речи самостоятельной языковой единицы

Он также проводится по вышеуказанному порядку:

Слово №1 – Бежать

  1. Что делать? Бежать, обозначает действие, глагол.
  2. Н.ф.- бежать.
  3. Несовершенный вид, невозвратный, 2 спряж., переходный.
  4. Изъявительное наклонение, ед. ч, Н.в., м.р.
  5. Мальчику нужно бежать домой. (В предложении выполняет роль сказуемого).

Слово №2- Повеселиться бы

  1. Что сделать? повеселиться, действие, глаг.
  2. Н. ф.- веселиться.
  3. Совершенный вид, возвратный, 1 спряж., переходный.
  4. Сослагательное наклонение, мн. ч.
  5. Детям повеселиться бы! (В предложении выступает в роли сказуемого).

Важно! Р азбор существительного является основой для работы с другими частями речи. Определение пунктов 3 и 4 в схеме осуществляется по начальной форме выбранного для разбора слова. Следует учесть, что у неизменяемых частей речи непостоянных признаков не бывает.

При работе с глаголом следует знать, как определить его особенности :

  • Н.ф определяется по вопросам «что делать?» или «что сделать?»;
  • совершенный/несовершенный вид: если есть в вопросе буква «С», то вид будет совершенный, когда буквы нет — это несов. вид;
  • возвратность: если есть постфикс СЯ,
  • спряжение: 1-е — все слова, заканчивающиеся на ЕТЬ, ОТЬ, УТЬ, ЮТЬ, АТЬ,ЯТЬ, плюс два — на ИТЬ. Ко 2-у спряжению относятся — все глаголы на ИТЬ, плюс четыре АТЬ, семь на ЕТЬ;
  • переходность, то есть возможность образования дополнений с этим глаголом.

Прилагательное

Теперь поговорим об особенностях анализа морфологической структуры слов , обозначающих признаки предметов. Разбор прилагательного , как отдельный подвид лингвистического анализа, осуществляется по схожей методике.

Кудрявой

  1. Какой? кудрявый, качество, прилагательное.
  2. Н. ф.- кудрявый.
  3. Качеств.
  4. Положит. степень, полн., ед. ч., ж. р., Д. п.
  5. Поклонюсь к кудрявой березоньке. (В предложении выступает в роли определения).

Угрюм

  1. Каков? угрюм, признак, прилагательное.
  2. Качеств.
  3. Положит. степень, кратк., ед. ч., м. р., И. п.
  4. Мальчик был угрюм. (В предложении является составным сказуемым).

Здесь необходимо умение определить, к какому разряду относится прилагательное . Например, к качественному можно подставить слово более, а к относительному — нельзя, притяжательное указывает определенный объект принадлежности, краткая форма отвечает на вопросы: какова/ов? Степени сравнения подразделяются на положительную, сравнительную – со словом более, превосходную — прилагательные с суффиксами ВШИ, приставкой НАИ.

Причастие

Морфологический разбор причастия :

Пишущий

  • какой? что делающий? пишущий, признак по действию, причаст.;
  • Н.ф.- пишущий;
  • действ., несов. вид, невозвр., наст. в.;
  • ед. ч., м. р, И. п.;
  • В избе сидел сын, пишущий письмо с фронта, (в предложении выполняет функцию определения в составе причастного оборота).

Важно! Надо помнить, что часть свойств у причастия — от глагола, а часть — от прилагательного. Страдательным значением будет в том случае, если предполагается воздействие стороннего или внешнего объекта (блузка, постиранная мамой).

Наречие

Морфологический разбор наречия также проводится по плану: определение общего грам­ма­ти­че­ского зна­че­ния, основных характеристик, функции в конкретном предложении:

Быстро

Как? Быстро, обозначает признак действия, является наречием.Определительное, знаменательное.Непостоянный признак — неизменяемое.Отряд шел быстро. (в предложении выполняет функцию обстоятельства).

Деепричастие

Морфологический разбор деепричастия :

Напевая

  • Что делая? напевая, добавочное действие, дееприч.;
  • морфолог. приз.- несов. вид, переход., невозврат.;
  • Напевая, он мылся в душе, (в роли одиночного деепричастия).

Важно! Помним, что деепричастие берет признаки от глагола и наречия (неизменяемость), не имеет Н. ф., которая указывается, когда проводится морфологический разбор существительного.

Основная трудность заключается в разграничении определительных, обозначающих образ действия, меру и степень, и обстоятельственных наречий времени, места, признака, отсутствии Н.ф. и непостоянных признаков.

Морфологический разбор имени существительного

Морфологический разбор глагола

Вывод

Во избежание недочетов в подобного рода работе, необходимо четко следовать схеме. Разбор слова, как часть заданий лингвистического характера, требует определенной усидчивости. Надо внимательно подходить к вопросу определения частиречной принадлежности лексем, а также их характерных особенностей.

В русском языке выделяют несколько вариантов разбора слов, Так, лексический разбор заключается в выяснении смыслового значения слова и всего, что с этим связано. Имеется еще и морфологический разбор. В этом случае, слово разбирается как часть речи. Устанавливаются его структурные признаки. Например, подлежит выяснению родовая принадлежность, числовая форма, отнесения к той или иной части речи и так далее.

Разобрать слово «держа»

При разборе слов принято двигаться от общего к частному. То есть, в первую очередь выделяются наиболее значимые признаки данного слова. Как правило, это неизменные признаки, которые остаются такими же при изменении формы слова. Затем, определяются переходные признаки. Они меняются при изменении формы слова. В качестве примера можно разобрать слово «держал»:

  • в первую очередь, необходимо определить принадлежность к той или иной части речи. Указанное слово отвечает на вопрос «что делал?». Следовательно, данное слово является глаголом. Ведь оно обозначает действие, выраженное в фиксации какого-либо предмета;
  • следует определить родовую принадлежность слова. Слово «держал» соотносится с местоимением «он». Это говорит о том, что указанное слово употреблено в мужском роде. Например, словосочетание «он держал» также прямо указывает на родовую принадлежность разбираемого слова;
  • Помимо перечисленных признаков надо установить число, в котором употреблено слово. Оно стоит в единственном числе. ведь множественная форма данного слова будет представлена словом «держали». То есть, будет идти о действиях двух и более людей.

Таким образом, данное слово является глаголом. Оно употреблено в единственном числе и мужском роде. Но представленные признаки могут быть дополнены и другими. Так, слово «держали» употреблено в изъявительном наклонении и прошедшем времени. Но последние два признака могут меняться.

Происхождение данного слова

Слово «держали» является исконно русским. Оно не относится к числу заимствованных слов. Его первоначальной формой является слово «держать». Более того, существительное «держак» образовано именно от этого глагола.

    Разбор слова как части речи - это морфологический разбор. Его назначение это логическое мышление, морфологический разбор помогает усвоить основные сведения обо всех частях речи. К тому же благодаря ему учимся отличать друг от друга части речи.

    Имя существительное.

    План разбора.

    1.Часть речи.

    2.Морфологические признаки: падежи, ед./мн. число, собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение.

    3.Синтаксическая роль.

    Пример: Ветер по морю гуляет

    (По) морю им. сущ. , обозначает предмет, (что?) море; н. ф. - море, нариц. , неодуш. , ср. р. , 2 скл. ; в дат. п. , в ед. ч. ; обстоятельство.

    Имя прилагательное.

    План разбора.

    1.Часть речи.

    2.Морфологические признаки: разряд - качественное, относительное, притяжательное, непостоянные признаки - степень сравнения, краткая или полная форма, падеж, число, род (в ед. ч.) .

    3.Синтаксическая роль.

    Глагол .

    1. Часть речи. Обозначается словоформа.
    2. Глагол ставится в неопределнную форму (писал писать).
    3. Морфологический разбор: спряжение, вид (совершенный или несовершенный), возвратность (возвратные глаголы имеют постфикс -ся или сь), переходность, наклонение, время, число, лицо и род.
  • Разбор слова, как часть речи (морфологический разбор) - одна из самых непростых задач, которая ставится учителем на уроках русского (или родного) языка. Сложность заключается в том, что мы знаем немало частей речи, а у каждой из них - свои признаки. Кроме того, разбираемое слово, как правило, находится не в начальной форме, а в любом падеже, числе, лице и так далее.

    Чтобы верно разобрать слово морфологически, нужно знать схему этого разбора, которую можно увидеть .

    Порядок разбора имени существительного :

    • задаем вопрос;
    • ставим слово в начальную форму(единственное число, именительный падеж)
    • указываем часть речи;
    • указываем постоянные признаки:(одушевленное или неодушевленное;собственное или нарицательное;род; склонение);
    • указываем постоянные признаки (падеж; число);

    Порядок разбора имени прилагательного. :

    Находим существительное,с которым связанно наше прилагательное и задаем вопрос(от существительного);

    Ставим прилагательное в начальную форму(единственное число, именительный падеж, мужской род);

    • указываем часть речи;
    • определяем род(в единственном числе);
    • определяем число;
    • определяем падеж;
    • определяем каким членом предложения является.

    Порядок разбора глагола :

    Задаем вопрос;

    Устанавливаем что слово является глаголом;

    Ставим глагол в неопределенную форму(что делать?,что сделать?)

    Определяем постоянные признаки глагола(спряжение);

    Определяем непостоянные признаки глагола (число; время; лицо; род);

    Определяем каким членом предложения является.

    В любом учебнике есть порядок разбора слова как части речи. например у существительного значение (вопрос кто или что) постоянные признаки: собственное или нарицательное, одуш. неодуш. склонение, род. число падеж. и синтаксическая роль (каким членом предложения является). есть памятки для всех частей речи раздел морфологический разбор. В учебниках эти задания над словом обозначаются цифрой 3.

    Если совсем примитивно, то существительное обозначает предмет, глагол действие этого предмета, а прилагательное признак его.

    Разобрать существительное как часть речи по таблице. Выполните задание по примеру в таблице. Укажите признаки существительного, его место в предложении.

    Разберите по примеру в таблице прилагательное.

    Также по таблице разбираем глагол как часть речи со всеми его признаками..

    Разбор слова, как части речи это морфологический разбор слова (разбор под цифрой 3), который дат характеристики слова, как части речи исходя из особенностей использования слова.

    Морфологический разбор производят согласно следующей схемы:

    Определяется общее грамматическое значение слова (при необходимости выделяется начальная форма слова)

    Определяются постоянные свойства слова (морфологическая характеристика) и его непостоянные свойства (морфологическая характеристика словоформы)

    Определяется роль слова в предложении.

    Любое слово является той или иной частью речи, и следовательно его можно разобрать как часть речи, то есть выполнить морфологический разбор.

    Схема этого разбора универсальна и подходит для любой части речи, хотя некоторые из них разбирать интересно и занимательно, а другие скучно и нудно.

    Прежде всего следует определить, к какой части речи относится данное слово. Обычно это достигается постановкой вопроса. Например Стол. Что это? - Стол - это существительное. Или слово Гулять. Задаем вопрос: Что делать? - Гулять - это глагол.

    Далее следует определить начальную форму слова. Это именительный падеж единственного числа, а для глагола это инфинитив. Некоторые части речи не изменяются и мы указываем эту особенность этих слов. Например наречие Вповалку оказывается неизменяемым словом, как и деепричастие Открывши.

    Далее находим постоянные лексические признаки слова. Это могут быть склонение или спряжение, возвратность, переходность для глаголов, или одушевленность, имя собственное или нарицательное для существительных.

    Следующим этапом находим уже непостоянные грамматические признаки. Это обычно падеж, время, число, род, лицо.

    После этого указываем какую лексическую роль данное слово играет в предложении: подлежащие, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.

    Ну и для красивого завершения морфологического разбора обязательно приводим пример предложения, если оно не задано изначально.