Синтаксис как раздел науки о языке. Актуальные проблемы синтаксической науки

Синтаксис как наука – это раздел грамматики, освещающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц.

Синтаксис как наука о синтаксическом строе языка позволяет построить и показать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как они составляются, какими средствами соединяются компоненты в синтаксические единицы.

Основные понятия синтаксиса:

Синтаксическая позиция. В предложении имеется только одна определенная синтаксич позиция для опред формы. (Сашу увидел Катю, несочетаемость).

Синтаксич отношения – отношения координации (корреляции). Подлежащее и сказуемое- нет главного, они координируют.

· Отношения сочинения (равноправия).

· Отношения подчинения (зависимости).

· Иерархия как вид отношений, отношения включения, один уровень включается в другой, более сложный. + отношения подчинения (отношения- единоначалия), вершинный узел и зависимый узел.

Синтаксич. зависимость

4 аспекта синтаксиса.

1) Формально-структурный (относится к плану выражения). Категории синтаксич формы (простое/ сложное, типы придаточных и т д).

2) Семантический аспект. С содержательной точки зрения в синтаксич стр-ре выделяют поверхностную структуру (структуру формы) и глубинную структуру(подтекстовый смысл, авторские интенции). С точки зрения семантич синтаксиса предл-ие выполняет назывную функцию, тоже является именем. Пропозиция- составляет структуру и смысл ситуации. В каждом предл. - 2 типа номинативного значения пропозиция (та часть значения, к-ая передает положение дел в мире, объективное содержание предложения) и модус (та часть значения, которая показывает отношение говорящего к сообщаемому, субъективное начало). Модус: эксплицированный (вербализованный) + неэксплицированный (невербализованный).

Элементы семантич структуры предл-ия: агент-производитель действия; предикат – то что сообщается о субъекте речи; объект – элемент действия, ситуации, то на что действие направлено; инструментатив- орудие действия; медиатив- при помощи чего, средство; адресат; контрагент – участник симметричного отношения.

3) Коммуникативный аспект. Подразумевается актуальное членение речи, тема-рематическое членение.

4) Прагматичекий аспект. Предмет характеристики- коммуникативная цель, для чего мы произносим. Основа- теория речевых актов, идея Джона Остина, Сэрль монография- 2Речевые акты», Арутюнова, Звегинцев.

В синтаксисе решаются следующие основные вопросы:

1. связь слов в словосочетаниях и предложениях;

2. рассмотрение видов синтаксической связи;

3. определение типов словосочетаний и предложений;

4. определение значения словосочетаний и предложений;

5. соединение простых предложений в сложные.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Синтаксис как раздел науки о языке. Актуальные проблемы синтаксической науки.:

  1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА КАК РАЗДЕЛ НАУКИ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ
  2. 19 Синтаксис как раздел языкознания. Синтаксические единицы языка.
  3. 1 Морфология как раздел науки о языке. Грам. значение, грам. категория, грам. форма. Принципы выделения частей речи.
  4. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании развития науки.
  5. Доктор филологических наук, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор Б. Н. Головин хорошо известен филологам- русистам как оригинальный ученый-теоретик, автор популярных вузовских пособий, подвижник вузовской лиіггвистической науки.

Лингвистика, или языкознание - наука о речи, языке и коммуникации - изучает самые разные стороны строения и функционирования языков. Синтаксис - это изучающий словосочетания, предложения и текст. Тому, что именно и с какой точки зрения изучают специалисты, и посвящена эта статья.

Словосочетания

Словосочетания - это такие образования в языке, которые конструируются из готовых единиц - слов и фразеологизмов - при помощи служебных слов (предлогов) или без них по определенным правилам того или иного языка. Синтаксис - это изучающий, по каким именно правилам слова объединяются в словосочетания и с помощью каких средств.

Для конструирования словосочетания недостаточно взять два любых слова и механически их соединить. Во-первых, они должны быть связаны смыслом. Скажем, слова «зяблик» и «вислоухий» могут быть легко соединены по всем правилам грамматики (вислоухий зяблик, вислоухих зябликов и т. д.), однако значения этих слов будут сопротивляться такому соединению. Оно может состояться только в том случае, если оба этих слова или одно из них будут употреблены в переносном значении. Например, «зябликом» можно назвать щенка, который часто мерзнет, тогда и со словосочетанием «вислоухий зяблик» будет все в порядке. Это интересные вопросы, но ими синтаксис занимается косвенно, это больше поле науки семантики и семасиологии - науки о значении слов.

Синтаксис - это раздел науки о языке, изучающий словосочетания с точки зрения их формальной связи. Синтаксистов интересует вопрос о том, почему одни сочетания слов воспринимаются носителями как грамматически правильные, а другие - нет. Самый простой пример - «голубой вода» и «голубая вода». В первом случае нарушено правило согласования прилагательного и существительного. В русском языке прилагательное (определение) должно повторять формы существительного (определяемого), чтобы словосочетание получилось корректным. Поэтому синтаксис -- раздел науки о языке, изучающий словосочетание с грамматической точки зрения.

Предложение

Из слов конструируются словосочетания, а словосочетания объединяются в предложения. Синтаксис - это раздел науки о языке, изучающий, по каким правилам и согласно каким моделям это происходит. Вопросов для изучения и исследования очень много, и проще всего увидеть это на примере разницы между языками. Скажем, в английском предложении в состав грамматической основы обязательно должны входить и подлежащее, и сказуемое. Если смысл предложения не предполагает подлежащего, оно все равно должно быть представлено формально. - It (формальное подлежащее, в котором нет необходимости с точки зрения смысла) is raining.

В русском же языке грамматическая основа может быть представлена одночленно: "Все время дождит"; "Сегодня холодно"; "Смеркается осенью быстро". Во всех этих предложениях невозможно выделить подлежащие и сказуемые, и одновременно с этим главный член предложений (дождит, холодно, смеркается) и есть и подлежащее, и сказуемое (синтаксические функции реализуются ими синкретично). Более объемные объединения - тексты - также изучаются синтаксисом.

Пунктуация

Почему же всем носителям языка важно понимать, что такое синтаксис? Пунктуация (корректная расстановка опирается на синтаксические знания, поэтому для того, чтобы правильно писать, необходимо разбираться не только в азах, но и в нюансах синтаксиса. Допустим, невозможно понять, где нужно ставить запятую в сложноподчиненном предложении, не зная, что такое сложное предложение и не умея находить границы его частей.

Таким образом, синтаксис - наука, изучающая тексты, законы формирования предложений и объединения слов в словосочетания. На синтаксис опираются знания пунктуации.

СИНТАКСИС И ЕГО ПРЕДМЕТ. ОСНОВНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Термин «синтаксис» применяется, прежде всего, для обозначения синтаксического строя языка , который вместе сморфологическим строем составляетграмматику языка . Вместе с тем «синтаксис» как термин применим и к учению о синтаксическом строе, в таком случаесинтаксис - это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т.е. его синтаксические единицы и связи и отношения между ними.

Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой сущностью изучаемых объектов.

Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловесного противопоставления; значения жесловесных форм , возникающиев сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложений, являютсяпредметом синтаксиса. Поэтому в широком смысле словасинтаксис (гр. syntaxis - составление) представляет собой раздел грамматики, изучающий строй связной речи.

Если морфология изучает слова в совокупности всех возможных форм, то синтаксис изучает функционирование отдельной формы слова в различных синтаксических объединениях. Минимальной единицей общения является предложение. Однако синтаксические свойства слов проявляются не только в предложении, строение которого всецело подчинено задачам коммуникации. Синтаксические свойства слов обнаруживаются и на более низком уровне языковой системы - в словосочетаниях, представляющих собой смысловое и грамматическое объединение слов. Следовательно,синтаксис изучает предложение - его строение, грамматические свойства и типы, а такжесловосочетание - минимальное грамматически связанное объединение слов. В таком смысле можно говорить осинтаксисе предложения исинтаксисе словосочетания .

Синтаксис словосочетания проявляет синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их сочетаемости с другими словами, причем эти правила определяются грамматическими признаками слова как определенной части речи. (Так, возможность словосочетаний типакрасное знамя определяется грамматическими свойствами сочетающихся имен: существительное как часть речи обладает свойством грамматически подчинять себе прилагательное, а прилагательное, как наиболее согласуемая часть речи, способно принимать форму, обусловленную формой существительного, что внешне выявляется в его флексии.)Синтаксис словосочетания в общей языковой системе является переходной ступенью от лексико-морфологического уровня к собственно синтаксическому. Эта переходность обусловлена двойственностью природы словосочетания, которая заключается в следующем: словосочетание строится из отдельных лексических единиц, т.е., как и предложение, структурно оформляется, функциональная же значимость этих единиц другая - она не поднимается выше значимости единиц лексических.

Синтаксис предложения - качественно новая ступень в общей языковой системе, определяющая языковую сущность,коммуникативно-функциональную значимость языка. Синтаксис предложения строится на изучении единиц коммуникативного плана. Связи и отношения форм слова и словосочетаний в составе предложения подчиняются целям коммуникации, поэтому они отличны от связей и отношений между компонентами словосочетания. Однако и на этом языковом уровне общая языковая системность проявляется достаточно отчетливо. Например, многие даже сложные синтаксические единицы конструктивно базируются на морфолого-синтаксических отношениях, в частности сложноподчиненные предложения с присловной зависимостью, а наличие определительных придаточных диктуется грамматическими свойствами имени. Так же и в предложениях с приглагольной зависимостью: распространяющая глагол придаточная часть, обусловливается лексико-грамматическими свойствами глагола.

Общая языковая системность подчеркивается наличием взаимосвязанности и взаимопроникновения явлений разных языковых уровней. Это фундамент, на котором прочно покоится здание общей языковой системы и который не позволяет рассыпаться ее отдельным звеньям.

Итак, словосочетание и предложение выделяются в качестве синтаксических единиц разных уровней: словосочетание - уровеньдокоммуникативный ,предложение - уровенькоммуникативный , причемсловосочетание в систему коммуникативных средстввключается лишь через предложение . Однако выделение данных синтаксических единиц оказывается недостаточным, чтобы судить о предельной единице синтаксического членения. Так, нельзя, например, признать словосочетание минимальной синтаксической единицей. Само понятие словосочетания противоречит этому, поскольку предполагает некое объединение компонентов. В качестве минимальной синтаксической единицы нельзя признать и слово как таковое, как элемент лексического состава языка, так как при объединении в синтаксических единицах сочетаются не слова вообще, в совокупности их морфологических форм, а определенные, нужные для выражения данного содержания формы слов (естественно, при возможности формообразования). Следовательно,первичной синтаксической единицей можно признатьформу слова илисинтаксическую форму слова . Это относится и к тем сочетающимся компонентам, когда слова лишены признака формообразования, например:очень плодотворно, весьма приятно.

Форма слова – это, прежде всего,элемент словосочетания . Однако роль и назначение ее не ограничиваются этим. Синтаксическая форма слова может выступать в качестве «строительного элемента» не только в составе словосочетания, но и в составе предложения, когда она распространяет само предложение или участвует в построении его основы. Из этого следует, чтосинтаксическая форма слова участвует в построении предложения либо непосредственно, либо через словосочетание . Существование формы слова как единицы синтаксической подтверждается крайним случаем ее функционирования, когда синтаксическая форма слова преобразуется в предложение, т.е. в единицу иного синтаксического уровня. Синтаксическая форма слова и словосочетание, с одной стороны, и предложение, с другой, - это синтаксические единицы разной функциональной значимости и разных синтаксических уровней, но единицы взаимосвязанные и взаимообусловленные, единицы общей синтаксической системы языка. Однако даже предложение, будучи единицей сообщения, значимо в языке только как маленькое частное звено, которое и структурно, и семантически, и акцентологически подчиняется общим задачам коммуникации, т.е. приобретает свою специфику лишь в связи с другими звеньями (предложениями). Так возникаетсинтаксис сложного целого ,синтаксис связной речи ,синтаксис текста , который изучает единицы, большие, чем отдельное предложение, единицы, имеющие свои правила и законы построения.

Определение набора синтаксических единиц отнюдь не достаточно для описания синтаксической системы языка, поскольку система - это не только набор элементов, но и их связи и отношения . Так,синтаксическая связь служит для выражения зависимости и взаимозависимости элементов словосочетания и предложения и формирует синтаксические отношения, т.е. те разновидности синтаксического соответствия, которые регулярно выявляются в синтаксических единицах независимо от их уровня.

Предикативные отношения возникают в результате синтаксической связи главных членов предложения. На уровне сложного предложения разныевиды синтаксической связи :

    подчинительной,

    сочинительной,

    бессоюзной

также формируют синтаксические отношения :

    причинно-следственные,

    временные,

  • сопоставительно-противительные,

    перечислительные и т.д.

Значит, синтаксис изучает синтаксические единицы языка в их связях и отношениях.

    с одной стороны, оно отражает явления реального мира , в чем черпает свою информативность (отношения между предметом и его признаком, действием и объектом и т.д.);

    с другой - оно опирается на взаимодействие компонентов собственно синтаксических единиц (зависимость, например, управляемой формы слова от управляющей, согласуемой от определяющей это согласование, и т.д.), т.е. опирается на синтаксическую связь .

Эта двуплановость содержания синтаксических отношений и является сущностью синтаксической семантики вообще и семантики синтаксических единиц в частности.Синтаксическая семантика (или синтаксическое значение) присуща любой синтаксической единице и представляет ее содержательную сторону;семантическую структуру же, естественно, могут иметь лишь единицы, разлагающиеся на компоненты (словосочетания, предложения).

Если обратиться к основной синтаксической единице - предложению, то, исходя из сказанного, в ней можно обнаружить содержательную сторону (отражение реальных предметов, действий и признаков) иформальную организацию (грамматическую структуру). Однако ни то, ни другое не обнаруживает еще одной стороны предложения - егокоммуникативной значимости , его назначения.

Синтаксической науке известны все три аспекта изучения предложения, в результате чего сформировалось мнение о необходимости различать соответственно этому

предложение в языке (при учете его синтаксической семантики и формальной организации)

и предложение в речи , т.е. предложение, реализуемое в контексте, в конкретной речевой ситуации (при учете его коммуникативной направленности). Последнее принято называтьвысказыванием , хотя часто пользуются и тем же термином - предложение, имея в виду его речевое содержание.

Набор синтаксических единиц , вычленяемых в языке, образует егосинтаксические средства . Как и любые другие, синтаксические средства имеют свое специфическое назначение, т.е. существуют не сами по себе, а ради определенных функций.Частные функции синтаксических единицопределяются общей коммуникативной функцией синтаксиса . Если коммуникативную функцию выполняет предложение (высказывание) как синтаксическая единица, то функцией любой синтаксической единицы докоммуникативного уровня (синтаксическая форма слова, словосочетание) можно признать роль этой единицы в построении предложения (как компонента словосочетания или члена предложения).

Для обозначения синтаксических единиц, членящихся на компоненты, существует и термин «синтаксическая конструкция» , который используется и в отношении к абстрактной языковой модели, и в отношении к конкретной языковой единице, построенной по этой модели.

В общей языковой системе синтаксическая сторона занимает особое место - этоявление высшего порядка , ибо для выражения мысли недостаточно только отбора лексического материала, необходимо правильное и четкое установление связи между словами, группами слов. Как бы ни был богат словарный запас языка, в конечном счете, он всегда поддается инвентаризации. Но«язык неистощим в соединении слов» . Именно в строе языка, т.е. в его грамматике (и в первую очередь в синтаксисе), заложено основание его национальной специфики. Известно, что многие слова русского языка имеют иноязычное происхождение, однако они спокойно уживаются с исконно русскими словами. Время сделало вполне русскими такие, например, слова, каксвекла, кровать, деньги и др. , и именно потому, что они подчинились правилам сочетаемости слов русского языка. В грамматической оформленности слова синтаксическая сторона всегда стоит на первом месте: так,многие морфологические свойства слова появляются в результате специфики функционирования его в предложении .

Синтаксическая структура русского языка обогащается и совершенствуется. В результате постоянного взаимодействия отдельных элементов в общей синтаксической системе языка появляются параллельные синтаксические конструкции для выражения одного и того же содержания. Структурная вариативность приводит, в свою очередь, к стилистической дифференцированности.

Стилистические возможности современного русского синтаксиса вполне ощутимы и достаточно широки. Наличие вариантов в способах выражения мысли и, следовательно, в синтаксической организации речи позволяет выработать целую систему синтаксических средств, приспособленных к функционированию в различных типах общения, в разных речевых ситуациях (в разных функциональных стилях речи).

Изучение синтаксических единиц и их стилистических свойств создает возможность целенаправленного отбора выразительных средств языка, сознательного их использования в разных речевых контекстах. Выбор синтаксических единиц, соответствующих конкретным целям речевого общения, всегда связан с поиском оптимального варианта. Причем этот оптимальный вариант должен удовлетворять требованиям не только нужного смысла, но и нужного эмоционального звучания. И эта чисто эмоциональная сторона высказывания очень часто создается средствами синтаксиса. В частности, конструкции экспрессивного синтаксиса обладают не толькоинформационной функцией , но ифункцией воздействия . Отсюда ясно, какое огромное значение имеет целенаправленное изучение синтаксической системы языка.

Синтаксис как наука 1. Предмет синтаксиса. 2. Синтаксические единицы. 3. Синтаксические отношения. 4. Синтаксические связи.

Литература 1. Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка. - М. , 2003. 2. Современный русский язык. Под ред. В. А. Белошапковой – М. , 1989. 3. Розенталь Д. Э. Голуб И. Б. Современный русский язык. – М. , 2003. 4. Современный русский язык: Сборник упражнений. – М. , 1990. 5. Сиротинина О. Б. Лекции по синтаксису русского языка. – М. , 2006. 6. Санников В. З. Русский синтаксис в семантико-прагматическом пространстве. – М. , 2008. 7. Золотова Г. А. , Онипенко Н. К. , Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. – М. , 1998. 8. Шмелёва Т. В. Семантический синтаксис. – Красноярск, 1993. 9. Прияткина А. Ф. Русский язык. Синтаксис осложнённого предложения. – М. , 1990. 10. Кустова Г. И. Синтаксис современного русского языка. - М. , 2007. 11. Всеволодова М. В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса. – М. , 2000. 12. Валгина Н. С. . Теория текста: учебное пособие. – М. , 2003. 13. Филиппов К. А. Лингвистика текста. – СПб, 2003.

1. Предмет синтаксиса Синтаксис (от греч. составление, построение, строй) – это раздел науки о языке – который изучает, с одной стороны правила связывания слов и форм слов, а с другой – те единства, в составе которых эти правила реализуются, т. е. синтаксические единицы. Синтаксис – это - высший уровень языка, который демонстрирует язык в действии; - единственный раздел науки о языке, который изучает коммуникацию, законы общения людей между собой.

1. Предмет синтаксиса В. В. Виноградов: Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка, целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли. Выделяют следующие аспекты изучения синтаксиса: - формальный (конструктивный); - семантический (смысловой); - коммуникативный (функциональный); - прагматический (прикладной).

2. Синтаксические единицы В русской науке традиционно выделяется две основные синтаксические единицы – словосочетание и простое предложение. Предикативность – это грамматическая сущность предложения, которая состоит в комплексе грамматических значений, соотнесенных с актом речи и всегда имеющих формальное выражение. Студенты слушают лекцию (предложение). Слушание лекции студентами (словосочетание).

2. Синтаксические единицы Словосочетание – непредикативная синтаксическая единица, компонентами которой являются слово и форма слова или несколько форм слов, соединенных между собой синтаксической связью. Словосочетание выполняет номинативную функцию. Простое предложение – это предикативная синтаксическая единица, состоящая из нескольких соединенных между собой синтаксической связью форм слов или из одной формы слова. Сложное предложение – это синтаксическая единица, компонентами которой являются предикативные единицы, соединенные между собой синтаксической связью.

2. Синтаксические единицы Синтаксема - это минимальная неделимая далее семантико синтаксическая единица русского языка, выступающая одновременно как носитель элементарного смысла и конструктивный компонент более сложных построений. Синтаксема обладает тремя основными признаками: - семантическим (значение слова); - морфологическим (грамматическая форма); - синтаксическим (способность занимать синтаксическую позицию). Я пью чай с женой (дополнение) с вареньем (определение) с удовольствием (обстоятельство)

2. Синтаксические единицы Текст – комплексная сложная синтаксическая единица, представляющая собой последовательность языковых единиц, объединенных общим смыслом. Основными свойствами текста является связность и цельность. Синтаксис языка занимается изучением моделей предложений и словосочетаний, имеющихся в данном языке. Синтаксис речи определяет, какие из возможных языковых моделей реализуются в том или ином контексте. Студент читает книгу. Журналист написал статью. N 1+ Vf + N 4 – структурная схема.

3. Синтаксические отношения Компоненты синтаксических единиц находятся друг с другом в определенных смысловых связях – синтаксических отношениях, которые формально выявлены, объективированы синтаксической связью (сочинением или подчинением). Все синтаксические отношения делятся на предикативные и непредикативные. Предикативные отношения возникают только между подлежащим и сказуемым. Наступила зима. Выпал снег. Непредикативные отношения могут реализовываться на уровне словосочетания и предложения.

3. Синтаксические отношения Разновидности непредикативных отношений: 1) полупредикативные отношения устанавливаются между обособленными членами (например, причастным или деепричастным оборотом) и словом, к которому они относятся: Мое сердце, полное любви, готово было выпрыгнуть из груди. Взглянув на статью, я сразу догадался, кто автор. 2) собственно непредикативные отношения устанавливаются - между словами, связанными сочинительной связью в предложении: и ты, и я (соединительные отношения), ты, а не я (противительные отношения); - на уровне словосочетания: писать ручкой, бежать быстро, белый снег.

3. Синтаксические отношения Определительные (атрибутивные)отношения – зависимое слово определяет главное со стороны качества предмета известный журналист, кофе по-турецки, желание учиться. Обстоятельственные отношения – зависимое слово обозначает признак действия (главного слова) бежать быстро, встретиться вечером, забыть по рассеянности, поехать лечиться. Объектные отношения – зависимое слово обозначает предмет приложения действия или признак, обозначаемый главным словом, орудие действия рисовать картину, читать для студентов, подать обедать. Субъектные отношения – зависимое слово обозначает производителя действия или носителя состояния, выраженного главным словом приезд отца, нарисованный художником, синева заката, жизнь языка. Комплетивные (восполняющие) отношения – зависимое слово восполняет информативную недостаточность главного слова дома, становиться грустным, быть незаметным, любоваться вечером.

синтаксические отношения предикативные непредикативные (подлежащее и сказуемое) (предложение и словосочетание) полупредикативные (обособленные члены и главное слово) собственно непредикативные на уровне предложения (сочинительная связь) на уровне словосочетания определительные объектные обстоятельственные субъектные комплетивные

4. Синтаксические связи – формально-строевые отношения между компонентами синтаксической единицы, выявляющие смысловые связи (синтаксические отношения), и выраженные средствами языка. Виды синтаксических связей: - сочинительная; - подчинительная.

4. Синтаксические связи 1 При сочинительной связи компоненты однофункциональны, т. е. они играют одинаковую роль в создании синтаксической конструкции, при подчинительной связи – разнофункциональны (главное и зависимое) Комната под лестницей, комната и лестница. 2 Сочинительная и подчинительная связи отличаются средствами выражения: - при сочинительной связи они одинаковы на уровне словосочетания и предложения, при подчинительной – разные; - сочинительная связь не выражается формами слова (только союзами или порядком слов) дождь и снег, дождь со снегом. 3. Сочинительная связь может быть - закрытой (при однократном применении соединены только два компонента, не сестра, а брат); - открытой (соединено большое количество компонентов То ли снится, то ли мнится, то ли иней на ресницах…). Подчинительная связь может быть только закрытой.

4. Синтаксические связи Подчинительная связь реализуется в словосочетании и предложении. В словосочетании всегда есть грамматически независимый и грамматически зависимый компоненты. Грамматическая зависимость одной словоформы от другой заключается в способности слова формально подчиняться требованиям, исходящим от категориальных свойств главного слова. Такую связь еще называют субординативной. На уровне словосочетания выделяют три вида подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

4. Синтаксические связи Согласование – это такая подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному во всех общих с ним грамматических формах (рода, числа, падежа). Основные признаки связи согласование: - слабая, т. к. зависимый компонент может быть опущен без ущерба для смысла; - предсказующая, т. к. главное слово определяет форму зависимого; - необязательная, т. к. определяемое слово самодостаточно и может обойтись без определения. Согласование может быть полным и неполным: зимний день (согласование в роде, числе и падеже) старые деревья (согласование в числе и падеже) девятью студентами (согласование в падеже)

4. Синтаксические связи Управление – это такая подчинительная связь, при которой главное требует от зависимого определенной формы падежа с предлогом или без предлога. 1. По морфологическим характеристикам главного слова: - глагольное уважать противника; - субстантивное вид спорта, внимание к окружающим; - адъективное готовый к работе; - нумеральное два товарища; - адвербиальное сродни искусству, украдкой от соседей. 2. По наличию/отсутствию предлога: - предложное увидеть друга; - беспредложное поговорить с другом. 3. По возможности управлять различными грамматическими формами: - вариативное управление говорили об университете (про университет, насчет университета); - невариативное управление отойти от окна, доплыть до берега.

4. Синтаксические связи Управление – явление многоаспектное. Это самый спорный вид связи. 1. Сильное и слабое управление. При сильном управлении наличие зависимой словоформы предопределено лексикограмматическими свойствами управляющего слова писать письмо, отойти от окна, пять студентов. При слабом управлении зависимое слово употребляется в конкретной форме независимо от лексико-грамматических свойств главного разговаривать в комнате (за стеной, около кабинета). 2. В. А. Белошапкова предложила представить управление как совокупность дифференциальных признаков: 1) предсказуемость/ непредсказуемость; 2) обязательность/необязательность; 3) характер синтаксических отношений между компонентами. Предсказуемая – это такая связь, при которой главный компонент своими лексикограмматическими свойствами предсказывает форму зависимого выше гор, чувствовать боль. Непредсказуемая - идти с другом. Обязательная – это такая связь, которая проявляется регулярно, т. е. главное слово обязательно требует зависимого жить в Томске, стать инженером. Необязательная дом у дороги.

4. Синтаксические связи Примыкание – это такая подчинительная связь, которая существует между главным и зависимым словом в том случае, если зависимое слово морфологически не изменяется и связь между словами выражается лексически повернуть направо, идти прихрамывая, привычка курить. Связь примыкание слабая, непредсказующая, необязательная. Случаи обязательного примыкания: - инфинитив примыкает к глаголам волеизъявления, желания, возможности, фазовым глаголам хотел учиться, посмел возражать, могу помочь, начал страдать; - наречия примыкают к ряду информативно недостаточных слов выглядеть прилично, вести себя хорошо, относиться дружески; - наречия места примыкают к глаголам местоположения очутиться далеко, быть рядом. Именное примыкание (Н. С. Валгина): - творительный уподобления галстук бабочкой; - родительный даты приехать пятого августа; - винительный количества съездить два раза; - винительный времени отсутствовать год; - творительный количества читать часами; - устойчивые выражения быть на плохом счету.

синтаксические связи сочинительная связь подчинительная связь на уровне предложения на уровне словосочетания согласование управление примыкание

Сложный русский язык изучают множество разделов наук: орфография, орфоэпия, морфология и многие другие. Эта статья поможет понять, что такое синтаксис и что он изучает.

Что такое синтаксис?

Синтаксис - раздел науки о языке, который занимается изучением строения и связей между частями речи в словосочетаниях и предложениях.

В темы, которые изучает синтаксис, входят следующие:

  • Построение и состав предложений и словосочетаний
  • Виды связей слов внутри синтаксических единиц
  • Различные типы синтаксических единиц и их роль в языке
  • Главные и второстепенные члены предложения, грамматическая основа

Наука синтаксис появилась только в 19 веке, хотя предпосылки развития были еще в античные времена. В разные времена существовали разные понятия о главной синтаксической единице. Когда-то считалось, что это предложение или словосочетание, а в другое время за неё принимали текст целиком.

Единицы синтаксиса

Существуют три основные синтаксические единицы:

  1. Словосочетание-два и более слова, связанные между собой подчинительной связью. Используется с целью описания или наименования чего-либо, а не средством повествования. Оно не выражает полную и законченную мысль. Словосочетаниями не являются те слова, которые являются подлежащим и сказуемым или имеющие сочинительную связь. Например, «Дождь идет» или «умный и красивый».
  2. Предложение-целостная единица языка, которая обладает смысловой нагрузкой и служи для формирования и выражения мысли.В русском языке выделяют простые и сложные предложения. Простые состоят только из подлежащего и сказуемого, а в сложных присутствуют еще и второстепенные члены предложения: определения, дополнения, обстоятельства.
  3. Члены предложения. Синтаксис изучает члены предложений и их роль в тексте, поэтому они также могут считаться синтаксической единицей, Одно слово может быть различным членом в разных предложениях в зависимости от формы слова и словосочетаний. В предложениях могут присутствовать главные и второстепенные члены.


Связи в синтаксисе

В словосочетаниях и предложениях все слова и части сложных предложений связаны друг с другом. Всего существует два типа синтаксических связей:

Сочинительная. Она связывает между собой равноправные единицы. При такой связи части предложения могут быть разделены или удалены и от этого не пострадает смысл предложения. Например, предложение «Снег кружился медленно и плавно» можно без труда поделить на два самостоятельных. Снег кружился медленно. Снег кружился плавно.

Подчинительная. Связывает части предложений, одна из которых является главной, а другая зависимой от нее. От независимой части всегда можно задать вопрос к зависимой. Например, «Солнце, которое уже садилось, продолжало освещать берег». Солнце какое?


Таким образом, синтаксис является одной из важнейших частей изучения русского языка, потому что именно он определяет связи меду словами и предложениями.