Почему колонки хрипят на полной громкости. Искажение звука акустической системы в автомобиле

Рано или поздно любой автовладелец может столкнуться с вопросом замены штатных динамиков акустической системы автомобиля. Могут появиться посторонние призвуки (часто говорят что "динамик хрипит"), повышенные искажения звука, а иногда динамик вообще перестает играть.

Нужно ли бежать к нам в магазин и покупать новую ? Конечно нужно, но сначала лучше самостоятельно продиагностировать проблему и разобраться с причиной.


Как мы уже говорили, есть несколько типичных неисправностей у динамиков. Для того чтобы лучше разобраться с причинами этих неисправностей, необходимо понимать что такое динамик и как он устроен.

Конструкция автомобильного динамика

На картинке изображена схема типичного коаксиального автомобильного динамика:


Коаксиальные динамики (те, у которых по центру басового диффузора расположена пищалка) распространены больше всего. Если динамик является частью компонентной системы с выносным твитером то его конструкция будет точно такой же, но без стойки твитера и без самого твитера. На месте этих компонентов будет пылезащитный колпачек.

Если очень упрощенно то работает динамик следующим образом . На звуковую катушку, жестко прикрепленную к диффузору подается переменный ток определенной частоты, что заставляет катушку двигаться в магнитном поле, создаваемом постоянным магнитом. Диффузор, закрепленный на подвесе толкает воздушную массу, создавая колебания воздуха той же частоты что и подведенный переменный ток. В итоге мы слышим звук. Центрирующая шайба прикреплена к катушке и обеспечивает линейное перемещение катушки и диффузора (без перекосов). Звуковая катушка движется в магнитном зазоре. Вот в общем-то все.

Теперь, когда мы знаем как работает динамик и названия основных составляющих его частей мы можем со знанием дела перейти к основным неисправностям динамиков.

Динамик издает посторонний звук

Самая распространенная причина того что люди задумываются о замене динамиков это то что старые динамики однажды начинают издавать посторонние звуки, не имеющие с музыкой ничего общего. Чаще всего это проявляется на низких частотах (где ход диффузора динамика самый большой), однако бывает что посторонние шумы слышны даже на самой маленькой громкости. В народе говорят что "динамик рипит", "хрипит" на самом деле характер такого звука может быть очень разный и идти от разных причин. Разберем самые распространенные.


1. Мусор в магнитном зазоре.

Это касается только динамиков с коаксиальной конструкцией (как на схеме в разделе ), и эти динамики как раз являются самыми распространенными в автомобилях. Проверить, является ли попавший в магнитный зазор динамика мусор источником посторонних призвуков очень просто: нужно аккуратно пальцами с двух сторон (чтобы не допустить перекоса) понажимать на диффузор динамика. Если при перемещении диффузора ощущается механическое сопротивление, как будто что то мешает свободному ходу диффузора то скорее всего в зазор между стойкой твитера и диффузором насыпался мусор, потом он проваливается в магнитный зазор, в котором ходит катушка и трется там об катушку, издавая все эти звуки.

Если у вас именно такие симптомы, то возможно два варианта развития событий - один более а другой менее пессимистичный. Более тяжелый случай - это когда у вас в магнитном зазоре металлическая стружка. Такое часто бывает - купил динамик, распиливал под него полку а динамик лежал рядом, в зазор насыпалась стружка и ура - новый динамик хрипит. Проблема металлической стружки в том что она магнитная, и поэтому достать её из магнитного зазора очень трудно или невозможно без полной разборки динамика. Можно попытаться чем-то тонким аккуратно достать стружку из магнитного зазора или хотя бы поставить её там так чтобы она ни за что не задевала. В общем, удачи в этом деле.

Более легкий случай это когда мусор не металлический и соответственно немагнитный. Такой мусор можно попытаться просто вытряхнуть. Второй способ - перевернуть динамик вверх магнитом и дать ему какое-то время поработать в таком положении. Вибрация и гравитация рано или поздно сделают свое дело.


2. Порванный подвес.

Подвес диффузора является важнейшей и самой нагруженной частью динамика (см. ). Естественно, что он выходит из строя чаще всего. Качественные динамики изготавливают с подвесом из бутилкаучука ("резиновый подвес") - они наиболее износостойкие, более простые динамики имеют подвес из вспененного полимера ("пены"), такие могут прослужить лишь несколько лет, особенно на солнце.

На фотографии которую я стащил в интернете у штатного бумажного динамика когда-то был как раз такой подвес из "пены", который от времени высыпался и от него практически ничего не осталось.

Если вы добрались до своего динамика и увидели такую картину то вопросов об источнике постороннего звука думаю не останется. Однако не всегда динамики эксплуатируются до такого "мертвого" состояния как на фото - посторонние призвуки появляются гораздо раньше, когда на подвесе появляются первые трещинки. Они могут появиться не только на подвесах из "пены" но и на "надежных" резиновых подвесах - последние обычно трескаются по кругу в месте присоединения к диффузору.

Что делать?

Подвес конечно можно поменять, однако для этого нужно иметь новый подвес, который не всегда просто будет найти, нужно будет поменять подвес сразу на двух динамиках (левом и правом) чтобы они обладали одинаковыми характеристиками, ну и не стоит забывать что динамики никогда больше не будут обладать теми же характеристиками что были заложены в них с завода, так как подвес влияет на все ключевые параметры динамика. Единственный вариант когда приемлем ремонт это когда трещина на подвесе только-только появилась и ее можно заклеить (а потом продать машину с этими динамиками), все равно нормально и долго работать это не будет. Так что в данном случае переходим в категорию и выбираем новые динамики.


3. Подвес отклеился от корзины.

Подвес может также отклеиться от корзины, причем даже у почти нового динамика. Конечно же, это связано с нарушением технологии сборки динамика, или попросту говоря - был плохой клей. На моей памяти встречались очень недешевые динамики знаменитого европейского бренда, у которых отклеивалось всё - подвесы, диффузоры твитеров, причем только в дорогих сериях... Не будем показывать пальцами что это был за .

Если динамик гарантийный то отдавайте его по гарантии. Если уже нет, то подвес довольно просто приклеить, нужно лишь правильно выбрать клей, который хорошо приклеит ваш материал подвеса к корзине. На практике существуют специальные клеи для таких случаев, однако я думаю что вы без труда найдете что-то подходящее в строительном супермаркете.


4. Трещина в центрирующей шайбе.





5. Проблемы со звуковой катушкой.

Часто в результате неправильной эксплуатации (подача слишком большой мощности, работа динамика с клиппингом) звуковая катушка может деформироваться или слететь с каркаса.

На фото как раз такая звуковая катушка, поврежденная скорее всего из-за перегрева динамика от работы на высокой мощности или клиппинга. Намотанный на основу провод сгорел и слетел с основы. Понятно, что такой динамик работать никак не сможет - скорее всего он заклинил. Однако если все не так ужасно и слетело всего пару витков то динамик может продолжать пытаться издавать звуки но призвуки при этом будут совершенно невыносимые.

Во всех подобных случаях требуется перемотка динамика, это процедура которую чаще всего выполняют в сервисных центрах которые занимаются динамиками. Для перемотки катушки требуется полная разборка динамика, затем грамотная сборка важной частью которой является правильное центрирование. Опять же, если хрипящий динамик является дорогостоящим то есть смысл заниматься перемоткой катушки. Обычно это делают у сабвуферов. Надо помнить, что при перемотке практически неизбежно технические параметры динамика будут нарушены, поэтому если вы перематываете не сабвуфер а один из пары фронтальных динамиков например то приготовьтесь к тому что после перемотки динамики будут звучать по-разному.


6. Другие причины хрипа динамика.

Осмотрите динамик на предмет других механических повреждений. Про дырки в диффузоре говорить не будем - это понятно любому, встречаются такие экзотические источники хрипов динамика как стучащие о диффузор тоководы:


Это редкий случай но бывает и такое - при большом ходе диффузора тоководы стучат по задней поверхности диффузора и издают противный звук.

Также бывают отклеившиеся пылезащитные колпачки. Пылезащитный колпачок закрывает на мидбасовом динамике или сабвуфере то место где у нас на стоит стойка с твитером. Если он отклеится то треск будет впечатляющий.

Динамик вообще не издает звук

Что делать если динамик вообще не издает звук? В первую очередь проверьте все соединения проводов, подходящих к динамику. В первую очередь именно из-за некачественного соединения на клеммах динамиков или в других разъемных соединениях пропадает звук.

Если вы на 100% уверены что ток доходит до динамика но он все равно не издает ни звука то проверьте сам динамик. У некачественных динамиков, обычно китайского производства встречаются такие "детские" проблемы как обрыв соединения токовода с катушкой. Возьмите мультиметр и измерьте сопротивление динамика. Оно должно быть в районе 4 Ом (бывает 3 или даже 2 у сабвуферов). Если мультиметра под рукой нет то вы можете взять обычную 1.5В батарейку и подать напряжение на динамик. Целый динамик выдвинет диффузор в зависимости от того как вы подключите батарейку - если с правильной полярностью то диффузор выдвинется вперед, если с обратной полярностью то назад. Таким образом вы если не проверите полностью динамик то поймете что звуковая катушка цела.

Если вы находитесь в Киеве и вам требуется диагностика или замена автомобильных динамиков, обращайтесь к нам в !

Довольно часто водители задаются вопросом, что делать, если хрипят динамики в машине. Все дело в большом количестве возможных причин такого поведения звуковоспроизводящей аппаратуры. Для устранения проблемы, придется проверить практически всю систему, иначе вы не сможете избавиться от хрипов. Провести поиск и ремонт может практически каждый человек. Необходимо только уметь паять, пожалуй, это единственный навык, который вам потребуется при проведении работ. Большая часть повреждений может быть устранена, но в некоторых случаях, придется поставить новый динамик, но такое происходит довольно редко.



Проблемы сразу после покупки


Что делать, если хрипят динамики в машине , особенно это поражает сразу после их приобретения. Большинство автолюбителей при появлении такой проблемы сразу начинают винить магазин, в котором приобреталась акустика. На самом деле, виновата в этом ваша магнитола. Если она мощнее, чем динамики, то последние будут заметно хрипеть. Поэтому, перед покупкой звукового оборудования, желательно посмотреть в документах к магнитоле ее выходную мощность. Для ориентировки можно опираться на справочные данные.

Большая часть современных магнитол имеет мощность 45-55 Вт. В то время как на динамиках обычно указывают пиковую мощность. Например, показатель в 300 Вт нужно разделить на 10, так вы получите номинальную мощность динамика.



Диагностика


У каждого дефекта имеются свои симптомы и признаки. Зная основные проблемы, можно определиться, в какой стороне искать причину. Чаще всего, встречаются следующие проблемы:
  • Хрипят все динамики;
  • Хрипит один динамик;
  • Проблема проявилась резко;
  • Сначала появился незначительный хрип, позже он усилился;
  • Хрип на максимально громкости;
  • Хрип на минимальной громкости.
  • Ниже разберем, как устранить эти дефекты.



Одновременный хрип динамиков


Такое случается довольно редко. Чаще всего, причина в несоответствии мощности динамиков и магнитолы, что описано выше. Одновременный выход из строя всех колонок встречается редко. Но, если слушать музыку на полную громкость и в течение целых дней, то такое вполне возможно. В таком случае происходит перегрев катушек, расположенных в динамике, как итог, они отклеиваются от каркаса. В таком случае придется поменять все приборы.

На некоторых недорогих магнитолах все динамики подключаются к одному выходу. Если у вас такая магнитола, то имеет смысл проверить состояние вывода. Это же относится к хрипу одного или нескольких динамиков, при наличии нескольких входов. Также проблема может крыться в усилителе. Опять же, причина длительная работа магнитолы на полную мощность. Если усилитель встроенный, то с восстановлением нормального звука могут возникнуть проблемы.



Хрип одного динамика


Самым частым вариантом является хрип, доносящийся от одного динамика. Для выявления и устранения проблемы нужно проверить цепь, которая относится к нему. Для начала проверьте все контакты на предмет коррозии. Часто окислы мешают проходить электрическому току, что и вызывает хрипы. Также проверьте выход из магнитолы. По наблюдениям, это наиболее слабое место акустической системы. Обязательно проверьте провод на предмет пробоя или надломов. Для проверки динамика, подключите вместо него заведомо исправный.

Если хрип исчез, то нужно поставить новый звуковой прибор, или попытаться отремонтировать поврежденный. Часто при повреждении одного динамика треск и хрип может усиливаться в процессе работы.

Хрип при минимальной громкости . Тут причину нужно искать в самом динамике. Проблема вероятнее всего кроется в проводках, которые соединяют клеммы и катушку. В процессе эксплуатации они могут перетереться или отломиться от катушки. Плохой контакт и порождает хрип. Для устранения неисправности просто припаяйте новые проводки, только обязательно подбирайте точно такие же по сечению.




Хрипы при максимальном звуке


Часто динамик начинает хрипеть при максимальной мощности звука. Причин такого поведения может быть достаточно много. Часто причиной становится проблема с выходом усилителя. При большой нагрузке он не справляется, и появляется искажение звука. Проблема кроется в пробитом конденсаторе, замените его.

Желательно тщательно осмотреть динамик. Часто причиной проблемы является попадание влаги на подвес. Зачастую его делают из специализированной бумаги, которая во влажной среде растягивается. Собственно, это и вызывает хрип. В большей части случаев такой динамик придется выкинуть, но если у вас имеется точно такой же нерабочий динамик, то можете попробовать поменять подвес.

Также хрипеть может загрязненный динамик. Для очистки разберите его, достаточно снять подвес и диффузор. Обычно они крепятся несколькими винтами с обратной стороны прибора. Нужно очень аккуратно продуть динамик компрессором, который применяется для очистки компьютерных плат. Если такого под руками нет, то очистите катушку и колпачок с помощью мягкой кисточки. Поставьте подвес с диафрагмой на место. После такой процедуры проблем с неприятными звуками более возникать не должно.

Заключение . Современный автомобиль очень сложно представить без магнитолы, это его неотъемлемая часть. Но, что делать, если хрипят динамики в машине. На самом деле, причин тут может быть несколько. Поэтому, придется повозиться, выявляя и устраняя неисправность. Сделать это может даже неопытный автолюбитель.

Вроде бы все как всегда, включили автомагнитолу и тут слышите, что хрипит динамик или даже сразу все. Причин почему хрипят динамики в машине, много и если Вы решили разобраться в этом, то давайте попробуем.

Но сначала хочу сказать сразу, если вы только, что купили динамики и при установке на машину и прибавив громкость услышали, что они хрипят — это значит, усилитель магнитофона значительно превышает по мощности динамики. Мощность современной магнитолы составляет в основном 45 — 55 Вт.

Для начала надо проанализировать как проявился этот дефект, здесь имеет значение все:

  • Хрипит 1 динамик;
  • Дефект проявился резко;
  • Захрипели сперва тихо, а со временем сильнее и сильнее;
  • Хрипение появляется на минимальной громкости;
  • Хрипят на максимальной громкости.

Основными причинами появления искажений в динамиках — это прослушивание музыки на максимальной громкости, влага и пыль. Но давайте по порядку.

Рассмотрим сначала, в чем может быть причина и в завершении статьи, диагностику и ремонт неисправности.

Здесь виноват может как сам магнитофон, динамик и провода ведущие к нему. Усилитель современной магнитолы состоит в основном из 4 независимых усилителей (ранние модели содержат 2 и совсем старые 1 усилитель), поэтому вполне возможно, что хрипит один динамик, а остальные работают нормально. Проверить это можно подключив другой заведомо исправный динамик. Если динамик хрипит, то проблема в магнитоле или проводах.

При монтаже акустической системы или в процессе эксплуатации автомобиля, возможно повреждение проводов на колонки, что в последствии может привести к коррозии места повреждения и потере контакта, и как следствие возникают искажения.

Так же неисправен может быть и сам динамик, что бы проверить это нужно заменить его на исправный.

Все одновременно

Если хрипят все динамики в машине, то маловероятно, что все они сразу вышли из строя. Хотя и такой вариант возможен, например при эксплуатации их на максимальной мощности в течении достаточно длительного времени. В таком режиме происходит перегрев катушек и они отваливаются от каркаса.

Если дефект проявился резко, то в этом может быть виновата магнитола, при длительной работе на максимуме громкости может выйти из строя усилитель.

При покупке автомобильной АС будьте внимательны, на рынках и в авто магазинах достаточно контрафакта. Лучше купить динамики известной марки, чем потом мучится.

Важно знать, что в большинстве случаев на корпус авто динамиков наносится цифра максимальной пиковой мощности (мощность выдерживаемая кратковременно), обычно указывают 300 — 350 Вт. Реальная (номинальная, долговременная) мощность такого автомобильного динамика меньше мощности усилителя в магнитофоне.

Одновременно могут начать хрипеть динамики в машине, из-за нехватки напряжения. Определить это можно по тому как немного гаснет табло магнитолы при увеличении громкости. В этом случае надо проверить все контакты проводов питания магнитофона.

Проявление искажений на минимуме громкости

Другой вопрос, почему хрипит динамик в машине при минимуме громкости. Здесь чаще всего виноваты сами колонки, причина обычно в обрыве гибких проводов идущих от клемм до катушки и обламываются они обычно у самой пайки. Выявить это можно касаясь проводов, при этом хрипение должно пропадать.

Решить проблему можно удалив обломанную часть и припаяв заново к клемме. Другой способ устранить хрип, подпаять провода к высокочастотным динамикам снизу. Провода будут подключены неподвижно, один только минус, они будут видны.

Искажения на максимуме громкости

Если хрип появляется на максимальной громкости, то причин здесь много: сам магнитофон, акустическая система, питание магнитофона.


Если звук искажен в одном динамике, то нужно попробовать его заменить и посмотреть результат. Если хрипят все динамики в машине, подумайте и проверьте не подвергались ли они воздействию влаги (от нее рвется диффузор, теряет упругость подвес, если он бумажный), не могла ли попасть пыль под катушку, через оторванный пылезащитный колпачок, нормально ли напряжение. Необходимо так же учитывать такой фактор как старость АС.

Некоторые проверки конечно вы сможете сделать сами, но все таки лучше обратится к кому-нибудь кто имеет навыки по работе с электроникой. Надеюсь эта статья прояснила для вас почему хрипят динамики в автомобиле и что делать в этом случае.

Каждый автомобилист, а тем более меломан непременно стремится к отличному, качественному звучанию в автомобиле. Но бывает так, что в один прекрасный момент из динамика в машине вы услышали неприятный хрип и скрежет, который отныне сопровождает каждую композицию! Захрипели динамики в автомобиле, что же делать?

Далеко не всегда хрип и скрежет из динамика означает полный выход его из строя, порой причина может таиться в другом месте! Для начала необходимо объективно определиться, как проявляется проблема. И так:

  1. Хрипит только один динамик
  2. Хрипеть начали сразу все динамики
  3. Динамик захрипел резко
  4. Дефект проявляется постепенно, но со временем прогрессирует
  5. Хрипение проявляется только на определенной громкости

Конечно можно выделить основные причины, по которым может проявиться столь неприятный дефект, как хрип динамиков в автомобиле: прослушивание музыки на очень высокой громкости, попадание пыли, влаги или грязи.

Для начала необходимо обеспечить удобный доступ к хрипящему динамику, в большинстве случаев необходимо снять внутреннюю карту двери. Сперва осмотрите динамик на наличие повреждений, влаги и пыли. Очистите его и смажьте силиконовой смазкой подвижные элементы восстановив их подвижность. Если хрип из динамика не пропал придется углубиться в глубь возможных причин

Хрипит только один динамик в автомобили

В таком случае вина может быть, как в магнитоле, проводке до динамика и самом динамике. Самый элементарный способ исключить возможную неисправность динамика - это подключить заведомо исправный, если и он издает характерные, неприятные звуки то причина кроется либо в магнитоле, либо в проводке до динамика.

В процессе эксплуатации или во время установки мог быть поврежден провод или скручен неправильно, что могло со временем привести к окислению и коррозии в проблемном месте, в результате чего возникает искажение передачи звукового сигнала. В таком случае найдите поврежденное место и восстановите правильный контакт.



Часто неисправный динамик можно отремонтировать, например, перемотав катушку или заменив диффузор, но бывает проще и дешевле купить динамики

Начали хрипеть все динамики сразу

В таком случае, одновременный выход из строя всех динамиков практически исключен, но и такие случаю встречаются! Например, прослушивание музыки на пределах возможного динамиков, так катушка динамика начинает перегреваться, теряя свои свойства и выхода из строя! Такое может произойти, если усилитель значительно превосходит по мощности установленные динамики.

При покупке динамиков обращайте внимание на соответствие мощности усилителя и динамиков, идеально если они будут обладать достаточным запасом по мощности. Выбирайте только надежных производителей, поскольку заведомо некачественные модели, скорее всего долго не проживут…