Арабский струнный смычковый инструмент. Струнные музыкальные восточные инструменты

В арабских странах используется достаточно большое количество разнообразных музыкальных инструментов, каждый из которых отличается своими индивидуальными особенностями и уникальным звучанием.

Несмотря на то, что у нас люди все чаще записываются на курсы через сайт школы игры на гитаре , некоторые предпочитают именно это направление музыки, так как считают некоторые инструменты более интересными или красивыми.

Всего существует несколько основных инструментов, использующихся в арабских странах:

Табла

Данный барабан очень сильно схож со среднеазиатским думбеком или дарбукой, и изготавливается из керамики с различной перламутровой инкрустацией или же индивидуальной росписью. Размеры могут быть самыми разнообразными, но в среднем высота таких инструментов достигает 35 см, в то время как диаметр составляет около 25 см. На дорогих моделях таких барабанов натягивается рыбья кожа, в то время как более бюджетные модели используют кожу козы. Данный инструмент является одним из незаменимых в процессе исполнения танца живота.

Сагаты

Сагаты используются танцовщицами танца живота в процессе выступления для того, чтобы самостоятельно себе аккомпанировать. Сами по себе такие инструменты представляют собой небольшие металлические тарелочки, которые надеваются на пальцы. Изготавливаются они в преимущественном большинстве случаев из латуни, а их размер непосредственно зависит от того, кто именно занимается исполнением - музыкант или же сама танцовщица.

Систр

Специализированный ударный инструмент,

Который по своему характеру напоминает кастаньеты и представляет собой своеобразную храмовую погремушку, использующуюся еще во времена Древнего Египта. Данный инструмент представляет собой металлическую пластину, на узкую часть которой закрепляется ручка. Через основание продевались небольшие металлические прутики, на концы которых надевались колокольчики или тарелочки, после чего исполнялась определенная мелодия.

Канун

Этот музыкальный инструмент довольно сильно напоминает цимбалы. Имеет 24 строенные струны. Корпус изготавливают из ореха. Перед игрой его укладывают горизонтально, после чего играют, предварительно надев на пальцы специализированные деревянные или металлические наконечники - рише.

Многие могут спросить, зачем изучение музыкальных инструментов танцовщицам? Да еще и каких инструментов – арабских! На самом деле, ответ имеется, и он достаточно прост. Танцевать без музыки вряд ли у кого-то получиться, но, чтобы получился танец под музыку, необходимо уметь ее чувствовать и понимать. Ведь именно прочувствуя ее, как и арабские музыкальные инструменты, можно в процессе танца выразить все свои эмоции.

Восточная музыка является своеобразной и действительно волнующей. Если будут имеется познания о том с помощью каких инструментов она производится, можно будет понять, как можно ее обыграть в процессе танца.

Виды арабских музыкальных инструментов

В Египте и других странах Востока, наиболее распространенным инструментом считается Табла. Это барабан, который во многом напоминает думбек.

Табла, которая применяется именно в Египте, зачастую сделана из керамики и покрыта ручной росписью. Что касается размеров инструмента, то они могут быть разными. Длина табла может колебаться в размерах от 30 до 40 см, а в диаметре быть от 20 до 35 см. Также применяется разная кожа, если барабан дорогой, то используется кожа рыбы, если же барабан дешевый, то применяется кожа козы.

Необходимо поставить акцент на том, что только натуральная табла выполняется из керамики. Что касается подделок, таких как дарбука, то она нередко выполняется из металла и для лучшего звучания имеет пластиковую мембрану.

Игра на инструменте происходит при помощи двух разновидностей ударов. Первый удар – это дум, он самый тяжелый и наносится в центре инструмента. Второй удар – это тек, он более мягкий и наносится у обода.

Все песни, при которых исполняется танец живота, воспроизводятся при помощи таблы, так как она имеет возможность задавать ритм. Нужно отметить, что некоторые опытные танцовщицы нередко исполняют соло под названием «табло-соло», которое выполняется только лишь под барабан. Кроме того, что в таком исполнении, арабские музыкальные инструменты задают ритм, они еще могут и правильно наполнять мелодию акцентами в зависимости от движений танцовщицы.

Популярны в Египте и рамочные барабаны, ДЭФ и РИК.

  1. ДЭФ – это рамочный барабан, который применяется для звучания басов при создании какой-либо мелодии.
  2. РИК – это небольшой барабан, который чем-то схож на бубен. Кстати, в восточной музыке он используется довольно-таки часто, как в классическом звучании, так и в современных стилях. Также его нередко используют как некий аксессуар для танца живота. Представляет он собой зачастую барабан, имеющий 17 см в диаметре и глубину обода в 5 см. В этом ободе располагаются тарелочки, 5 штук, которые создают интересное дополнительное звучание. Из-за этих тарелочек инструмент может быть достаточно тяжелым.

ДОХОЛ – еще один инструмент, который часто используется в Египте. Это барабан, как и все вышеописанные предшественники. Представляет он собой полое тело метр в диаметре и 30 см в высоту. Цилиндр с двух сторон покрыт кожей, которая натянута практически до предела. Играют на инструменте двумя способами. Или при помощи рук, или при помощи двух палочек. Одна такая палочка похода на трость, другая похожа на прут.

САГАТЫ – это небольшие маленькие тарелочки, которые издают звуки после того, как их одевают на пальцы. Применяется инструмент зачастую, когда танцовщика показывает свой сольный танец и самостоятельно себе аккомпанирует, дабы удивить публику. Используется лишь две пары сагаты, которые изготавливаются из латуни. Надевают их на средний и большой палец. Для танцовщиц сагаты имеют минимальный размер, для музыкантов они создаются немного большими.

В целом, сагаты – это, наверное, один из инструментов, который создан довольно-таки давно и имеет целую историю. Вообще, хочется отметить, что практически в каждой стране имеются аналоги инструмента.

Но все же, сагаты появились намного раньше, ими танцовщицы аккомпанировали себе еще во времена правления гавази. Что касается современного мира, то используется инструмент только в классических воспроизведениях.

Не смотря на то, что уже названо поистине большое количество музыкальных инструментов, Восток настолько разнообразен, что упомянуть все, практически невозможно. Ведь кроме таких необычных инструментов, которые принадлежат только этой части мира, в музыкальных инструментах нередко применяются и привычные для нас инструменты:

  • гитару,
  • саксофон и даже скрипку.

Если еще более детально углубляться в существование и историю арабской музыки, нужно отметить, что восточный духовой инструмент также имеется, но применяется довольно редко.

ТАР – это струнный инструмент, который пользуется почетом. Имеет он 6 струн и изготавливается из дерева, при этом, чем более качественно высушено дерево, тем лучше получается звучание.

Видео: музыка табла

Подробности Опубликовано 12.07.2013 17:22

Вы конечно можете спросить, зачем нам изучать арабские музыкальные инструменты, если мы - не музыканты, а танцовщицы, но лучше и не спрашивайте:) Потому как музыка имеет к нам самое прямое отношение - танцуем мы ведь под музыку, и именно ее мы должны прочувствовать и выразить своим танцем. Теоретические знания об инструментах, которые используются в восточных мелодиях, помогут нам еще глубже воспринимать то, что мы слышим, и более граммотно и интересно это обыгрывать движениями.

В Египте также есть рамочные барабаны РИК (тамбурин) и ДЭФ.

РИК – маленький рамочный барабан, внешне напоминающий бубен. Его можно услышать в классической, эстрадной и танцевальной восточной музыке. Еще используется в качестве Как правило, рик 17 см в диаметре, а глубина обода - 5 см. Внешняя сторона обода инкрустирована перламутром, так же как и в классической египетской табле. В ободе установлены пять пар медных тарелочек, создающих дополнительный звон. Поэтому часто рики довольно тяжелые на вес.

ДЭФ – рамочный барабан большого диаметра без металлических тарелочек по ободу, используется для басового ритмического аккомпанемента.

Еще существуют большой барабан ДОХОЛ – ударный музыкальный инструмент, состоящий из полого цилиндрического тела, диаметром около 1 м. и высотой 25-30 см. Оба конца цилиндра покрыты сильно натянутой кожей. На дохоле извлекают звук либо , либо двумя палочками, одна из которых похожа на трость, а другая – на тонкий прут.

Иногда можно увидеть, как танцовщица танца живота во время выступления сама себе аккомпанирует маленькими металлическими тарелочками, одетыми на пальцы - это САГАТЫ. Это две пары тарелочек, как правило из латуни, надевающихся на средний и большой пальцы каждой руки, для танцовщиц - маленького размера, для музыкантов - побольше.
Сагаты - это очень древний музыкальный инструмент который имеет аналоги во многих странах (Россия - ложки, Испания - кастаньеты). В арабских танцах они очень часто являлись частью музыкального сопровождения танцовщицы со времен гавези. Сейчас в восточных танцах сагаты используют в фольклорном и классическом исполнении (ракс шарки, беледи).

СИСТР - музыкальный инструмент из категории ударных (род кастаньет); древнеегипетская храмовая погремушка. Состоит из металлической пластины в форме продолговатой подковы или скобы, к более узкой части которой прикреплена ручка. Сквозь небольшие отверстия, сделанные по бокам этой подковы, продевались металлические прутья разной величины, концы которых загибались крючком. Надетые на крючки металлических стержней тарелочки или колокольчики звякали или бряцали при встряхивании.

Ну а теперь после таких громких и ударных инструментов перейдем к более мелодичным:)

КАНУН - этот похожий на арфу струнный музыкальный инструмент. Его кладут горизонтально и играют с помощью надетых на пальцы металлических наконечников. Играть на нем довольно сложно. А когда слышат в композиции канун, а он как правило звучит в определенной части сам по себе, сольно, используют в своей импровизации различные комбинации трясок.

УДД – это безладовая щипковая лютня с коротким грифом, по форме напоминающая половинку груши. Сверхпопулярный в египетской и турецкой музыке на протяжении многих сотен лет, уд также распространен в Северной Африке, на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и Сахаре.


МИЗМАР - духовой музыкальный инструмент. У него два язычка и две трубы одинаковой длины. Мизмар принадлежит миру народной музыки, и чаще всего его можно услышать в восточном фольклоре, особенно в саиди.

НЭЙ - это открытая с обеих сторон флейта. Она бывает разных размеров и традиционно изготовляется из тростника или бамбука. Однако в настоящее время вместо традиционных материалов используются пластик или даже металл. Строение и использование этого инструмента обманывает своей незатейливостью: наиболее часто нэй имеет одну дырочку для пальца на дне и шесть сверху, и музыкант просто дует в трубочку. Благодаря особенной технике музыкант может играть в пределах больших, чем три октавы. Основной тон нэя зависит от длины трубочки.

РАБАБА - струнный смычковый инструмент арабского происхождения, с почти круглым корпусом и круглым небольшим отверстием для резонанса на деке. Как правило имеет одну или две струны. Часто используется в музыке стран Персидского залива.

"РАБАБА"

Углубляясь в мир музыкальных инструментов стран Персидского залива, нельзя также не рассказать о ТАР – важнейший инструмент классической музыкальной традиции Ирана. Тар – струнный инструмент, на котором играют с помощью металлического плектра, мезраба, вставленного в шарик воска. В прошлом иранский тар имел пять струн, однако в настоящее время делают шесть струн. Чаще всего резонатор (дека) тара вырезается из выдержанной древесины тутового дерева (шелковицы). Чем старше и суше становится древесина, тем лучше будет звук инструмента. Лады обычно изготавливаются из определённого вида кишок барана, а гриф и головка тара – из орехового дерева. Форма резонатора инструмента подобна двум сложенным вместе сердцам, с обратной стороны он похож на сидящего человека. Подставка под струны, называемая «ослёнок», изготавливается из рога горной козы. По обеим сторонам передней части грифа используется кость верблюда.

"ТАР"

ДУТАР (в переводе с персидского «две струны») – иранский струнный щипковый инструмент, который, как следует из его названия, имеет две струны. При игре на этом инструменте обычно используют не плектр, а ноготь. Дутар имеет корпус грушевидной формы и довольно длинный гриф (около 60 см). Грушевидная часть дутара изготавливается из древесины чёрной шелковицы, а его гриф – из абрикосового дерева или из дерева грецкого ореха.

"ДУТАР"

Похожий на предыдущий инструмент, СЕТАР (с перс. «три струны») – иранский струнный щипковый инструмент, при игре на котором обычно используется не плектр, а ноготь. В прошлом сетар имел три струны, теперь – четыре (третья и четвёртая струны располагаются близко друг к другу, при игре их задевают одновременно, в результате чего их обычно «объединяют», называя басовой струной).

"СЕТАР"

Назвав довольно таки немалое количество арабских музыкальных инструментов, хочется сказать, что это еще далеко не все:) Восток большой, и практически в каждой его стране, в каждой области есть свои характерные национальные инструменты. Но с основными, с которыми мы частенько встречаемся, танцуя любимые восточные танцы, мы пожалуй Вас ознакомили. Также помимо истинно восточных инструментов, в песнях для танца живота мы нередко можем услышать и более привычные для нас звуки аккордеона, синтезатора, скрипки, трубы, саксофона, гитары и даже органа.

Каждый музыкальный инструмент имеет свой характер, свою индивидуальность и свое очарование. Желаем Вам приятного прослушивания и знакомства с ними, и дальнейшего плодотворного творческого содружества в танце живота:)

В арабском оркестре ударные инструменты отвечают за ритм, а мелодия и дополнительный орнамент отдан на откуп струнные, духовых и клавишных инструментов. К струнным инструментам относятся удд, канун и ребаб.

УДД — струнный щипковый инструмент, являющийся арабским вариантом лютни.

Уд. состоит из трех частей: грушевидного корпуса, изготовляемого обычно из древесины груши, ореха или сандала, безладового грифа и головки с колками для настраивания струн. Материал струн — шелковые нити, бараньи кишки или особый капрон.
Количество струн может колебаться от 2 до 6, однако классическим считается 4-х струнный вариант. 6-ю басовую струну на удд добавили уже в XX веке и этим мы обязаны сирийскому композитору Фариду аль Атрашу. Также удд характеризуется наличием парных струн.
Для игры на удд его размещают горизонтально корпусом на правое колено. Правая рука прижимает удд к груди и с помощью пектра играет на струнах. Левая рука в этот момент придерживается удд за шейку.

КАНУН — струнный щипковый инструмент, родственник арфы. Канун представляет собой трапециевидный ящик на котором натянуты струны. Материал ящика — это древесина твердых пород. Верхняя часть кануна деревянная, а остальное покрыты рыбьей кожей.
В части покрытой кожей размещаются 3 резонаторных отверстия и 4 подставки под струны. Струны одним концом прикрепляются к отверстиям на корпусе инструмента, проходят над подставками и другим своим концом закрепляются к полкам. У полков под струнами располагаются «линги» (железные рычаги), при помощи которых изменяется высота звука на полтона. На кануне располагается 26 шелковых струн или струн из бараньей кишки.
Для исполнения канун горизонтально и играют на струнах с помощью металлических наконечников, надетых на пальцы

РЕБАБ — это египетский струнный смычковый инструмент с одной или двумя, а турецкий вариант с тремя струнами. Корпус ребаба практически полностью круглый и имеет круглое резонансное отверстие на деке. Также встречаются плоские корпуса, сердцевидной или трапециевидный формы. У инструмента имеется длинная круглая и остроконечная шейка имеющая 2 длинных поперечных колка. Внизу корпуса располагается металлическая ножка. В роли материала для струн раньше использовали конский волос, однако позднее струны стали применять металлические.
При игре инструмент опирается на левое колено и звук извлекается дугообразным смычком, на который натянута баранья кишка, однако иногда на нем играли и при помощи щипков