Бронепоезда Великой Отечественной (фото). Машинисты бронепоездов во время Великой Отечественной войны

По какой-то неведомой причине широкой общественности почти ничего не известно о бронепоездах времен Великой Отечественной войны. Возможно, это было вызвано тем фактом, что основными видами техники, «вытянувшими на себе» всю войну, были танки и самолеты. А может быть, специфика применения бронепоездов не позволила им завоевать такую же известность, как в ходе Гражданской войны. Но вне зависимости от причин недостаточной известности, бронепоезда более или менее активно использовались практически на всем протяжении войны.


Вопрос матчасти

На 22 июня 1941 года в Красной Армии было свыше полусотни бронепоездов, а в войсках НКВД – две дюжины. Качественный их состав был далеко не однороден. В войсках имелось даже некоторое количество бронепоездов, которым довелось воевать еще в Гражданскую. Естественно, с тех пор материальная часть этих «стариков» была солидно обновлена. Этот факт и стал одной из причин того, что немалое количество бронепоездов Великой Отечественной имело в своем составе паровозы серии О, чья началась еще в конце XIX века. Современный для начала войны состав бронепоезда сформировался уже к началу 30-х: в него входило один или два паровоза, несколько бронеплощадок, площадки с вооружением для противовоздушной обороны и контрольные платформы. Бронирование на разных бронепоездах отличалось, но в большинстве своем листы металла имели толщину от 10 до 20 миллиметров. Пытались устанавливать и более солидную броню. Однако увеличение массы бронеплощадки напрямую сказывалось на ходовых качествах всего состава, а порой даже требовало его изменения: либо добавить еще один бронированный паровоз, либо убрать «лишнюю» платформу.

Рассмотрим подробнее материальную часть бронепоездов. Основа их – бронепаровоз. По сути, это самый обычный серийный паровоз, на который в заводских или даже кустарных условиях устанавливалась броня. В качестве бронепаровоза мог использоваться локомотив любой модификации, однако чаще всего в СССР для этих нужд приспосабливали паровозы поздних модификаций серии О. Причина проста: в то время это был самый массовый тип подобной техники. Бронирование паровозов, как уже говорилось, имело толщину до 20 миллиметров. В период между мировыми войнами считалось достаточным защищать экипаж и агрегаты поезда только от пуль стрелкового и малокалиберных пушек. Бронированный локомотив обычно располагался в середине состава или близко к ней. Благодаря этому бронепоезд имел меньше шансов лишиться паровоза из-за заложенной на путях взрывчатки. Иногда на бронепаровозы устанавливалось оружие. Почти всегда это были пулеметы Максима.

Артиллерийские бронеплощадки представляли собой специально доработанные двух- или четырехосные железнодорожные платформы. На усиленную платформу устанавливался бронированный «короб», на котором монтировались орудийные башни. Чаще всего на одной бронеплощадке имелось две башни. По составу вооружения бронеплощадки разделялись на две основные группы: тяжелые и легкие. На тяжелых устанавливались орудия калибром до 107 мм, а также от пяти пулеметов Максима. Толщина стенок бронекорпуса подобных площадок зачастую превосходила «стандартные» 20 миллиметров. Однако, несмотря на солидную защиту и мощное вооружение, тяжелые бронеплощадки к концу 30-х уже устарели. В качестве основной платформы с вооружением для бронепоезда в то время предлагалась новая легкая площадка модели ПЛ-37. При броне толщиной в два сантиметра она имела две башни, вооруженные 76-миллиметровыми орудиями образца 1902/30 годов. В амбразурах корпуса находилось шесть пулеметов Максима. Общий боезапас оружия составлял 560 снарядов для пушек и без малого тридцать тысяч патронов для пулеметов. Бронекорпус собирался из 20-мм стальных плит. Площадка ПЛ-37 имела систему внутренней связи, паровое отопление и довольно объемные ящики для различного имущества, размещенные под полом боевого отделения.

Зенитные бронеплощадки по своей конструкции в некоторой мере напоминали артиллерийские, с той разницей, что имели вооружение для атаки воздушных целей. Вооружение это было самым разнообразным: на различных типах зенитных площадок устанавливались счетверенные пулеметы Максима, крупнокалиберные пулеметы ДШК и 37-мм автоматические пушки. К 1942 году на зенитные площадки также стали устанавливать и 76-мм орудия.

В начале и в конце состава устанавливались т.н. контрольные платформы. Это были самые обычные железнодорожные платформы, нагруженные балластом. В качестве последнего использовались мешки с песком или даже запасные рельсы со шпалами. Благодаря наличию контрольных платформ заложенные под путями мины нажимного действия не наносили вреда боевой части бронепоезда. Мина повреждала только платформу с балластом. Разбитые миной пути можно было починить силами экипажа бронепоезда. Наконец, бронепоезда имели т.н. базу. Она состояла из полутора-двух десятков товарных и пассажирских вагонов. В составе базы был штабной вагон, вагон-кухня, вагон-мастерская, вагон с боезапасом и т.д. В «походном положении» бронепоезда база перевозилась в общем составе, а когда поезд шел в бой, базу оставляли в безопасном месте, например, на своей железнодорожной станции в тылу.

Советский БЕПО №695 типа БП-35 (ПР-35 + 2 x ПЛ-37) всместе с БА-20жд и БА-10жд

На начало Великой Отечественной самым массовым отечественным бронепоездом был БП-35. Он имел в своем составе две артиллерийские площадки ПЛ-37 (незадолго до этого на них заменили устаревшие ПЛ-35) и одну зенитную СПУ-БП со счетверенными «Максимами». В целом, это был неплохой бронепоезд. Однако опыт реальной войны вскоре показал все его достоинства и недостатки. Пушки и пулеметы были вполне неплохой ударной силой, а вот ПВО и бронирование оказались недостаточными. Только за вторую половину 41-го года было создано сразу четыре (!) новых типа бронепоездов, артиллерийских и зенитных. Все они выпускались в различном количестве, а «рекордсменом» в этом плане стал зенитный бронепоезд образца 41-го – их было сделано более сотни.

Тем не менее, настоящий венец отечественного строительства бронепоездов пошел в войска только в 1943 году, когда возможности промышленности уже позволяли сделать упор на более перспективную технику, такую как танки. Бронепоезд БП-43 стали в некоторой мере «гибридом» классического бронепоезда и танка. Дело в том, что на артиллерийские площадки ПЛ-43 устанавливались башни от танков Т-34, вооруженные 76-мм пушками Ф-34 и спаренным пулеметом ДТ. Вдобавок к танковой башне на ПЛ-43 имелось два пулемета ДТ в амбразурах. Боекомплект одной бронеплощадки составлял 168 снарядов и 4500 патронов. Благодаря установке на бронеплощадку танковой башни боевой потенциал поезда увеличился. Это случилось из-за более эффективной пушки, новых прицельных устройств и возможности вести огонь по всем направлениям. Как результат, бронепоезд БП-43 мог успешно бороться с большинством немецких танков того времени. Две зенитные площадки ПВО-4 вооружались двумя автоматическими пушками 61К калибра 37 миллиметров либо двумя крупнокалиберными пулеметами ДШК. При создании бронеплощадок для БП-43 было применено несколько интересных ноу-хау. Так, ПЛ-43 и ПВО-4 делались на основе двухосных платформ, благодаря чему удалось разместить по одной танковой башне на площадку. Среди прочего, это повышало выживаемость орудийных расчетов – при поражении одной башни соседняя платформа почти не страдала. В случае с установкой двух орудий на одной бронеплатформе почти всегда одним попаданием снаряда достаточного калибра выводились из строя оба расчета. Также вместо привычного бронирования в виде «короба» размером со стандартный вагон на новых площадках защищенным был только необходимый объем, что позволило без потерь в защите понизить массу. Более того, в итоге защита ни капли не ухудшилась – новая конструкция дала возможность устанавливать более толстые листы брони (в некоторых местах до 40 мм).

Бронепоезд "Салават Юлаев" типа БП-43

В бою

Основной, а порой и единственной, задачей бронепоездов в ходе всей войны была поддержка подразделений, действовавших вблизи от железнодорожных путей. Также иногда бронепоезда помогали брать станции или даже вести контрбатарейную борьбу. Порой бронепоезда становились и средством перевозки десанта, но подобные задачи ставились не так уж часто. Тем не менее, даже такая «банальная» работа, как огневая поддержка подразделений, наглядно показала эффективность бронепоездов. В октябре 41-го Наркомат обороны СССР приказал до конца следующего года создать 32 дивизиона по два бронепоезда в каждом. Труженики тыла не подвели – за отведенный срок было построено не 64, а 85 поездов!

Экипажи бронепоездов тоже были примером для подражания. За годы войны все бронепоезда в общей сложности уничтожили почти четыре сотни вражеских танков, около 350 орудий, 840 пулеметов, свыше семи сотен автомобилей, 160 мотоциклов, 115 самолетов и два вражеских бронепоезда. И это с учетом того, что бронепоезд может действовать только там, где есть подходящий железнодорожный путь. Тем не менее, потери тоже были немалые. За 41-й год врагу удалось уничтожить 21 наш бронепоезд. В следующем году погибло в два раза больше бронированных составов – 42. В то же время, за 1943 немцы смогли разделаться только с двумя бронепоездами, и с тех пор подобная отечественная техника фатальных повреждений не получала. За 1944-45 годы мы не потеряли ни одного бронепоезда.

Главными причинами больших потерь в начале войны видятся особенности боев того времени. Зачастую бойцы-железнодорожники оставались прикрывать отход красноармейцев и фактически были смертниками. К тому же, немецкие танки и самолеты в первые два года войны представляли собой слишком большую силу, чтобы предвоенные бронепоезда могли с ней бороться на равных. Соответственно, когда появилась возможность строить достаточное количество танков и усиливать вооружение бронепоездов, потери последних значительно сократились. И даже привязанность поездов к железной дороге к этому времени перестала нести опосредованную угрозу для подвижного состава и экипажа.

Победы и поражения

На протяжении всей Великой Отечественной войны бронепоезда активно участвовали в боях и совершали подвиги. К сожалению, для перечисления всех их понадобиться писать довольно объемистую книгу, поэтому ограничимся только несколькими героическими эпизодами.

Украина, Жуляны, август 1941-го. Немцы захватили станцию, на которой находилось несколько вагонов с боеприпасами и оборудованием для авиации. Опасаясь возможной контратаки и потери ценного трофея, немцы разобрали пути и взорвали небольшой мост, ведущий к станции. В это время недалеко от Жулян находился бронепоезд «Литера А» (командир А. Тихоход), которому и было поручено отбить у врага ценный груз. Под покровом ночи отряд красноармейцев восстановил разобранные немцами пути и взорванный мост. В четыре часа утра по свежеуложенным рельсам бронепоезд ворвался на станцию и стал обстреливать все цели, которые только попадали в поле зрения. Захватчики понесли большие потери, но возможности окончательно отбить станцию не было. Поэтому вагоны с грузом для авиации подцепили к бронепоезду и увезли с собой.

4 ноября 41-го из ворот Севастопольского морского завода вышел бронепоезд «Железняков», или более официально, БП №5 Береговой обороны Главной базы Черноморского флота. Позже немцы придумают ему прозвище «Зеленый призрак», и не спроста. «Железняков» был в некоторой мере импровизированным бронепоездом. Но это ни капли не ухудшало его боевые качества, ведь бронепоезд №5 имел пять 100-мм орудий, восемь минометов и полтора десятка пулеметов. Кроме того, помимо основного бронепаровоза в составе «Железнякова» был дополнительный локомотив, значительно улучшавший ходовые характеристики. Уже в День Октябрьской революции «Железняков» сделал свой первый «подарок» немцам: обстрелял расположение пехоты рядом с деревней Дуванкой и уничтожил артиллерийскую батарею на склоне Бельбекской долины. К концу 41-го сформировался окончательный облик бронепоезда «Железняков». Одну из 100-миллиметровых пушек заменили на две автоматические зенитные, а половину 82-мм минометов убрали, чтобы освободить место трем 120-миллиметровым. Наконец, поезд получил еще три пулемета. Кроме вооружения, БП №5 получил и новую внешность – экипаж нанес на все поверхности поезда камуфляжную раскраску. По словам очевидцев, бронепоезд сливался с местностью даже на сравнительно небольшом расстоянии. Вероятно, именно поэтому до середины сорок второго немцам так и не удалось обнаружить «Железнякова». Вернее, они предпринимали попытки обстреливать предположительную позицию советского бронепоезда и поднимали авиацию. Да только все попытки были тщетны – командиры «Железнякова» лейтенант Чайковский, а потом инженер-капитан М. Харченко умело продумывали свои атаки, и поезд успевал отстреляться и уйти в укрытие значительно раньше, чем первые немецкие снаряды падали на уже бывшую позицию поезда. За почти полторы сотни выездов «Зеленый призрак», как немцы его прозвали за неуловимость, уничтожил около пяти-семи вражеских танков и броневиков, два с половиной десятка пулеметных гнезд и дотов, полдюжины блиндажей, три самолета, одну тяжелую артиллерийскую батарею и до полутора тысяч солдат и офицеров противника. В июне 42-го «Железняков» даже вступил в бой с колонной немецких танков и вышел из него победителем, уничтожив три бронемашины.

Конец прославленного бронепоезда начался 26 июня 1942 года. «Железняков» стоял в Троицком тоннеле и готовился к очередному выезду на позицию. Немецкое командование откуда-то узнало о его расположении и послало туда больше полусотни бомбардировщиков. Налет оказался отчасти удачным: один вход тоннеля оказался завален, а обрушившиеся конструкции внутри него погребли под собой одну из бронеплощадок поезда. Тем не менее, вторая площадка была выведена из оставшегося выхода тоннеля и начала обстрел вражеской авиации. Возможностей поврежденных паровозов хватило лишь на то, чтобы оттащить площадку обратно в тоннель. Бойцы так и не дождались помощи. Второй налет на следующий день привел к обвалу второго входа. В августе того же года немцы принялись за расчистку тоннеля, через который должны были пройти их поезда. Бронеплощадки «Железнякова» были восстановлены; новый бронепоезд получил имя «Ойген». Немецкой «версии» советского бронепоезда не удалось сравниться с «Железняковым» по результативности, а в мае 44-го «Ойген» был уничтожен отступавшими немцами.

В начале 42-го года муромские и горьковские железнодорожники по собственной инициативе собрали и передали Красной Армии однотипные бронепоезда «Илья Муромец» и «Козьма Минин» соответственно. Оба поезда вошли в 31-й отдельный особый Горьковский дивизион. Эти поезда можно с полным правом назвать прямыми предками поездов проекта БП-43, ведь именно на «Муромце» и «Минине» впервые были установлены танковые башни. Надо заметить, в отличие от БП-43, на муромском и горьковском поездах бронеплощадки оснащались двумя башнями и имели по четыре оси. Также бронепоезда 31-го дивизиона имели весьма значительную для начала 42-го толщину брони, местами она доходила до 45 миллиметров. Вскоре после начала эксплуатации «Илья Муромец» и «Кузьма Минин» стали первыми бронепоездами в мире, которые получили реактивную артиллерию в виде пусковых установок для снарядов М-13. Именно из-за этого дивизион получил статус особого.

Бронепоезд "Илья Муромец"

31-й отдельный особый дивизион успешно действовал на протяжении всей войны, поэтому примечательных боевых эпизодов за это время было великое множество. Пожалуй, самый интересный из них произошел в мае-июне 44-го года. Шли непростые бои за украинский город Ковель, и 31-й дивизион был направлен в помощь наступающим красноармейцам. В последних числах мая-месяца советские позиции подверглись трехминутному артиллерийскому обстрелу. Разведка примерно вычислила расположение вражеской батареи, после чего в район был направлен самолет с целью уточнить расположение вражеских орудий. Полет результата не дал – в указанном районе ничего не было. На следующий день в то же время обстрел повторился. Несколько дней в одно и то же время немцы стреляли по нашим позициям. Анализ карт местности показал, что орудия могут расположиться только рядом с железной дорогой или даже на ней. На следующий день после этого вывода с утра пораньше в предполагаемый район выдвинулись разведчики. На часах было без нескольких минут девять, когда вдалеке показались клубы дыма. Так и есть, наши позиции обстреливал бронепоезд. В сжатые сроки штаб 31-го дивизиона разработал план предстоящей дуэли. Было найдено место, откуда советский бронепоезд мог удачно бить по немецкому. 4 июня в восемь часов утра «Илья Муромец» уже был на этой позиции и приготовился открыть огонь. Немцев во второй раз подвела пунктуальность: они каждый день стреляли с одного и того же места в одно и то же время. Как результат, сразу же после первого выстрела с немецкого бронепоезда стрелять начал и «Илья Муромец». Следует отметить, что артиллерийская дуэль бронепоездов на закрытых позициях – дело интересное, но довольно сложное. Первым залпом уничтожить немецкий поезд не удалось. Немцы успели развернуть башни и попытались ответить «Илье Муромцу». Но они не знали, где именно находятся советские железнодорожники. Через 15-20 минут после начала дуэли «Муромец» ударил реактивными снарядами. Все было кончено. В советский бронепоезд не попало ни одного снаряда, зато немецкий был полностью разбит. По злой (для немцев) иронии судьбы погибший поезд назывался «Адольф Гитлер». Вот такой исторический факт с небольшими нотками былины.

31-й отдельный особый Горьковский дивизион дошел до Франкфурта-на-Одере. Наверное, «Илья Муромец» и «Кузьма Минин» могли бы дойти и до Берлина, только им помешал разрушенный мост через реку Одер. Паровозы обоих бронепоездов после войны были поставлены на вечную стоянку. Они стали памятниками себе и менее удачным собратьям.

По результатам боевых действий в ходе Великой Отечественной войны два бронепоезда Красной Армии и три бронепоезда войск НКВД были удостоены ордена Боевого Красного Знамени. Десять дивизионов за свои заслуги получили почетные наименования.

Бронепоезд «Железняков» - бронепоезд № 5 Береговой обороны Главной базы ЧФ «Железняков», прозванный немцами «Зеленый призрак»

Конец эпохи бронепоездов

Уже к концу Великой Отечественной войны стало ясно, что артиллерия достигла того уровня развития, при котором даже серьезно защищенные бронепоезда можно условно приравнять к легкобронированной технике. К тому же поезд намертво привязан к железнодорожным путям, что значительно снижает мобильность. Не стояла на месте и авиация, для чьих средств поражения бронепоезда перестали быть сложной целью. Одновременно с этим зенитное вооружение поездов уже не могло обеспечить надежной защиты от атак с воздуха. Становилось понятно, что время бронепоездов прошло. Разработка новых систем и модернизация имеющихся бронепоездов худо-бедно продолжалась почти до середины 50-х годов, а в 1958-м всю подобную технику сняли с вооружения по причине безнадежного устаревания. Но опыт размещения оружия на поездах не пропал. В конце 80-х годов на боевое дежурство заступили т.н. боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК). По своему виду они почти неотличимы от гражданских. При этом они перевозили стратегические ракеты и имели возможность их запуска на любом участке маршрута. Но это уже новая техника и совершенно другая история.

Состояние бронепоездов в 1920-е годы

В годы Гражданской войны на территории бывшей Российской Империи было изготовлено и использовалось в боях более 400 различных бронепоездов - своего рода мировой рекорд. Правда, часть из них была примитивных конструкций, как правило, их сооружали в железнодорожных депо или на небольших заводах, часто даже без чертежей. Меньшее количество бронепоездов было изготовлено на крупных машиностроительных предприятиях европейской России по нескольким разработанным проектам. Такие бронепоезда изготавливались партиями от 5 до 20 ед. В документах 20-х – начале 30-х годов встречаются следующие основные типы.

Сормовские бронепоезда, производство которых велось на Сормовском заводе общества железоделательных, сталелитейных и механических заводов в Нижнем Новгороде. Всего с 1918 по 1920 годы их изготовлено более 20.

Бронепоезд постройки Сормовского завода в Нижнем Новгороде, впоследствии известный как «сормовский тип»

Брянские бронепоезда производились на Брянском машиностроительном заводе в городе Бежица Брянской губернии в 1919-1920 годах. Всего Брянский завод изготовил около 20 бронепоездов.


Бронепоезд постройки Брянского завода (так называемый «брянский тип»)

К севастопольским бронепоездам относили матчасть, изготовленную на предприятиях Крыма в 1919-1920 годах. Всего здесь было построено около 15 бронепоездов.

Днепровские бронепоезда строили в 1918-1919 годах на заводе в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). Всего здесь было изготовлено 10 бронепоездов.

Ижорские бронепоезда производились с осени 1918 года на Ижорском адмиралтейском и механическом заводе в Колпино под Петроградом. Всего в 1918-1920 годах в Колпино изготовили около 15 бронепоездов.


Двухбашенная бронеплощадка Ижорского завода

Новороссийские бронеплощадки, разработанные полковником артиллерии Добровольческой армии Голяховским, строили главным образом на заводе «Судосталь» в Новороссийске. Всего в 1919 году было изготовлено около 20 таких бронеплощадок.

К моменту окончания Гражданской войны в России (февраль 1922 года) в составе Красной Армии имелось 123 бронепоезда, не считая составов, находившихся на складах.

Матчасть бронепоездов в 1930-е годы

Ситуация с состоянием бронепоездного парка в СССР коренным образом изменилась с 1929 года. В качестве образца для модернизации выбрали матчасть, изготовленную на Сормовском заводе еще в 1920 году – бронепаровоз Ов № 3707 и бронеплощадки № 356 и 357, работы по модернизации которых начались еще в декабре 1929 года. Первоочередной задачей, помимо ремонта брони и вооружения, являлась разработка схемы электрооборудования и связи для облегчения управления составом в бою.


Бронеплощадка сормовского типа № 357 из состава модернизированного бронепоезда

Тяжелые бронеплощадки

Работы по созданию и изготовлению тяжелых бронеплощадок начались на военном складе № 60 в 1930 г. К этому моменту в Красной Армии имелось 7 тяжелых бронепоездов, переделанных еще в 20-е гг. из бронепоездов типа Б.

Из-за недостатка материалов и финансирования в качестве базы для изготовления новых тяжелых бронеплощадок использовали подходящие, часто однобашенные броневагоны времен Гражданской войны.


Бронеплощадка ПЛ-37, бронирование которой усилено во время войны путем установки дополнительных бронелистов на бортах корпуса. Зима 1942 г.


Тяжелый бронепоезд, оснащенный бронеплощадками типа военсклада № 60, изготовленными в 1931-1932 гг., на учебных стрельбах

Минометные бронеплощадки

Проектирование этих образцов началось в январе 1940 года, одновременно с зенитными железнодорожными батареями. Толчком для их проектирования стало формирование отдельных стрелковых рот бронепоездов, в составе которых имелась минометная рота.

Проект минометной бронеплощадки разработали на заводе «Красный Профинтерн» в сжатые сроки, и уже к началу марта изготовили 5 таких площадок.


Зенитный бронепоезд, разбитый во время боев под Борисовым. Июль 1941 г.

Бронетепловозы

Наряду с использованием бронепаровозов Ов, в 1930-е годы в СССР делались попытки спроектировать для оснащения бронепоездов новое средство тяги – бронированный тепловоз. Первая такая попытка была предпринята в конце 1933 года.

Предполагалось оснастить тепловоз двигателем в 300 л.с., который должен был обеспечивать бронепоезду скорость до 55 км/ч в обоих направлениях, защитить 16 мм броней и вооружить одним пулеметом Максима во вращающейся башне.

Проектирование и изготовление БТВ поручили Коломенскому заводу имени Куйбышева, который в июле 1940 года представил на рассмотрение эскизный проект. После его рассмотрения было принято решение об изготовлении БТВ в 1941 году, однако, из-за недостатка отпущенных средств и начавшейся войны БТВ так и остался на бумаге.

Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

К началу Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии состояло 34 легких и 13 тяжелых бронепоездов. Каждый из них включал в себя бронепаровоз серии Ов или Оп и 2 бронеплощадки (одно- или двухбашенные), изготовленные на базе 50 или 60-тонных 4-осных вагонов.

Киевские бронепоезда

В первый месяц войны одним из центров строительства бронепоездов стали предприятия Киева. К сожалению, подробных сведений о боевом составе бронепоездов киевской постройки пока обнаружить не удалось. Но, исходя из малых сроков строительства, их конструкция, скорее всего, была весьма примитивной. Вероятно, для их изготовления использовались металлические полувагоны для перевозки угля, закупленные в Америке еще в годы Первой мировой войны.

Одесские бронепоезда

Еще одним центром постройки бронепоездов стали предприятия Одессы. Их сооружение началось в августе 1941 года совместными усилиями рабочих завода имени Январского восстания и железнодорожников депо Одесса-Товарная и Одесса-Сортировочная. При изготовлении бронепоездов возникло большое количество проблем: не хватало материалов, кислорода, необходимого для сварки бронелистов, инструмента.

Таллинские бронепоезда

При обороне Таллина в августе 1941 года в мастерских арсенала были оборудованы 2 бронепоезда. Их особенностью было использование для бронировки узкоколейных (750 мм) паровозов и вагонов. Дело в том, что в окрестностях Таллина имелась разветвленная сеть железных дорог с колеей 750 мм.

Один из 2-х узкоколейных бронепоездов, построенных при обороне Таллина.

Август 1941 г.

Бронепоезда Крыма

Довольно любопытными по конструкции были бронепоезда, построенные на предприятиях Крыма летом-осенью 1941 года. Всего их было сформировано 6, при этом часть из них подчинялись командованию Черноморского флота.


Крымская бронеплощадка без вооружения с поручнем для упора верхнего откидного щитка

Ленинградские бронепоезда

Во время боев за Ленинград предприятия города дали армии и флоту 8 бронепоездов. К их характерным особенностям можно отнести широкое использование морских орудий и башен с танков KB-1. Инициатива постройки бронепоездов под Ленинградом принадлежала морякам. Это и понятно – ведь рядом находилась главная база Балтийского флота.

Бронепоезда в боях

Бронепоезда обладают мощным артиллерийским и пулеметным вооружением, броневой защитой, постоянной боевой готовностью и быстротой передвижения. Они являются в общевойсковом бою действенным средством поражения живой силы, технических и огневых средств противника в районе железной дороги. Только зависимость бронепоездов от железной дороги ограничивает их применение в общевойсковом бою.

Задачи, возлагаемые на бронепоезда, заключаются:

1. В содействии пехоте и коннице в бою (особенно в обороне) путем огневого поражения войск противника;

2. В захвате совместно с десантом узлов и пунктов (станций, мостов), важных в оперативном отношении и удержании их до подхода своих войск;

3. В охране важных станций, железнодорожных сооружений, перегонов и побережья;

4. В сопровождении наиболее важных воинских эшелонов;

5. В борьбе с авиадесантами и авиацией противника.

Действия бронепоездов в Великой Отечественной войне показали, что они нашли свое применение во всех видах боя и являлись надежным средством борьбы с противником в полосе железных дорог.

Последние бронепоезда Советской Армии

События на острове Даманском в марте 1968 года поставили СССР и Китай на грань открытого военного конфликта: шедшие две недели бои стоили нашей стране немало крови. Требовалось мобильное и эффективное средство – и тогда вспомнили о бронепоездах. Реанимировать идею поручили Харьковскому заводу транспортного машиностроения им. Малышева, вскоре после событий на Даманском получившему правительственное задание на разработку бронепоезда.


Бронепоезд на базе хранения ЗабВО

Для ускорения работы в конструкции широко использовались унифицированные и серийные выпускаемые агрегаты – локомотив, платформы, тележки и колесные пары вагонов, артиллерийское вооружение из танковых пушек в штатных башнях (такое решение полностью себя оправдало в годы войны). Башни с орудиями и прицелами позаимствовали у Т-55, зенитное вооружение должно быть включать пару башен от «Шилки» со счетверенными зенитными автоматами и РЛС. В качестве локомотива однозначно был принят мощный дизельный тепловоз.

Изготовление бронепоезда полностью завершили к 1970 году. Основной боевой единицей поезда стали «бронелетучки» в составе пары открытых 55-тонных платформ с танками Т-62 (могли использоваться и машины любых других типов, имевшиеся под рукой, в том числе и лишившиеся подвижности – лишь бы сохранялись их «огневые» возможности) и бронированного маневрового тепловоза типа ТГМ14.


После расформирования бронепоездов на хранении остались только бронированные локомотивы. Первый в сцепке – тяговый тепловоз ТГ16

Полностью укомплектованный состав выглядел следующим образом. Впереди – платформа прикрытия, служившая страховкой на случай подрыва полотна (для его ремонта предназначались рельсы и шпалы, загруженные на платформу и служившие балластом, а с поездом следовала бригада восстановителей пути), тепловоз, за ним – две танковые «бронелетучки». Середина поезда формировалась из штабного броневагона, площадки зенитных установок и платформ с ПТ-76. Замыкали состав ещё три «бронелетучки» и платформа прикрытия. Кроме того, при необходимости поезд мог включать вагоны для личного состава (теплушки или пассажирские), а также полевые кухни, предусмотренные для воинских эшелонов.

По прямому назначению бронепоезда решено было использовать в январе 1990 года при ликвидации антиправительственного мятежа в Баку и националистического в Сумгаите.

Примечательно, что в тяжелые для армии 1990-е, когда без сожаления сотнями списывались и шли в металлолом боевые самолеты и танки, все четыре поезда сохранялись в надлежащем состоянии, полностью укомплектованные и оборудованные. В конечном счете, от бронепоездов остались на хранении только тяговые локомотивы и тепловозы «бронелетучек».

Современные бронепоезда

В Чеченской Республике для выполнения служебно-боевых задач Объединённой группировкой войск в конце 2002 года использовались три специальных поезда: «Козьма Минин», «Байкал» и «Терек».


;

·крытый вагон с оборудованными амбразурами для ведения огня из стрелкового оружия и пулемётов и даже разного рода башенками на крыше для ведения огня из автоматических гранатомётов (АГС-17 ) и пулемётов (в том числе и крупнокалиберных);

·крытый вагон с запасами необходимых материальных средств;

·1-2 пассажирских вагона для отдыха личного состава экипажа поезда (в местах базирования и на охраняемых станциях);

·2-3 платформы с балластом (мешками с песком) – прикрытие от фугасов с взрывателями контактного действия;

·1-2 платформы с установленными на них радиостанциями (на автомобильном шасси);

·тепловоз.


Броневагон специального поезда «Байкал»

В периоды между выездами на выполнение боевых задач, бронепоезда располагаются на специально оборудованной, охраняемой базе в Ханкале, где имеется всё необходимое для отдыха личного состава и обслуживания техники и вооружения.

Командование железнодорожных войск России отказалось от закупки новых бронепоездов для вооружения своих подразделений. Существующие спецпоезда «Байкал» и «Амур», которые стоят на вооружении в Южном военном округе, до 2015 года будут сняты с боевого дежурства.


Решение «похоронить» боевые железнодорожные составы военное руководство объясняет нецелесообразностью развития железнодорожного вооружения. В государственной программе вооружений до 2020 года формирование боевых железнодорожных поездов не запланировано. Таким образом эра железнодорожного оружия, которое гремело в Первую мировую и Великую Отечественную войны, заканчивается, а железнодорожные войска перестают уничтожать врага и сосредотачиваются на ремонте и разминировании путей и мостов для обеспечения прохода эшелонов.

в Избранное в Избранном из Избранного 0

«… Наш бронепоезд…».

(Альтернативный взгляд на развитие БеПо).

Часть 1. Основная матчасть.

По сложившемуся убеждению, бронепоезда в СССР любили, холили и лелеяли. В песнях даже упоминали про то, как эта монстроподобная хрень стоит на «запасном пути» и только ждёт своего часа… (и это было чистейшей правдой, военной тайной, превращённой в секрет полишинеля, которую транслировали из каждого репродуктора). На середину 20-х, из 90(!) имеющихся БеПо, лишь 25 эксплуатировались в действующей армии, остальные, в законсервированном виде, стояли на запасных путях в базах хранения.

И всё же, это была очень странная любовь. Все тридцатые годы, развитие этого грозного орудия войны буквально ползло черепашьими темпами, не питаясь, а всего лишь подпитываясь по остаточному принципу крохами и объедками с «барского стола» танк опрома.

Если сравнивать ситуацию с древними временами, то выглядело бы это примерно так: есть боевые слоны – огромные, вызывающие ужас у противника и восторг, граничащий с эйфорией у собственного населения, которое про этих легендарных гигантов песни складывает. Но вот фуражом откармливаются по полной программе исключительно кавалерийские лошади. Слонам же, перепадает только то, что кони недожрали. А сами слоны, стоят запертые по загонам и относятся к ним по принципу – кто сдохнет от такого обращения – тот сдохнет. Кто выживет – тот выживет. Жратвы им не хватает? – А пусть друг друга жрут…

Так и жрали… Ремонт БеПо производился в основном путём разборки тех же БеПо… Редкая постройка новых бронеплощадок и бронировка паровозов, производились из брони старых БеПо, поскольку брони в стране катастрофически не хватало из-за безграничных аппетитов танк остроителей.

И каков же был результат обеспечения любимых всей страной бронепоездов по остаточному принципу?

Вплоть до начала ВОВ, архитектура сохранилась времён гражданской войны. Бронезащита у подавляющего большинства БеПо – это лист какой попало, весьма тонкой брони (большой удачей было, ежели броня флотская, содранная с какогонить импровизированного БеПо времён гражданской войны), 100 мм зазор с деревянными прокладками и ещё лист, опять какая подвернулась, обычной конструкционной стали. Требования к такой защите естественно выдвигались тоже скромные – держать обычную винтовочную пулю.

С середины 30-х, на БеПо, вместо того «сэндвича», пошла броня толщиной 20 мм (чаще всего забракованная танк остроителями). И только в 40-ом, было принято решение о бронировке новых бронеплощадок (БП) нормальной, а не бракованной, 30 мм бронёй. Но… броню такой толщины ни один завод в стране уже не выпускал (30 мм бронепрокат использовался для сборки корпусов танк ов Т-35 и Т-28). В общем, бронезащита советских БеПо держала исключительно винтовочную пулю (в т. ч. бронебойную), крупнокалиберный ДК дырявил её уже с 650 м и естественно, эта броня легко прошивалась со всех дистанций реального боя 37 мм «колотушкой» (немецкой ПТП). То есть, против пушек немецких танк ов, наши довоенные БеПо не имели абсолютно никакой защиты!

Вооружение. Круче старой трёхдюймовки обр. 1902 г., гораздо реже 1902/30 г. и штучных 107 мм пушек обр. 1910 г. артиллерии БеПо не полагалось. ПВО – спарки «максимов». Счетверённые установки тех же максимов, как и штучные ДШК – остались по большей части несбыточной мечтой основной массы довоенных БеПо.

И это ВСЁ! Не, забыл упомянуть, что бессмысленно громоздкие броневагоны всегда старались оснастить несколькими бортовыми пулемётами (минимум два станк ача с каждого борта), словно надеялись, что противник будет-таки наступать на эти вагоны с их пулемётами, бесконечными волнами пехтуры в плотных цепях… А чё, стволов много, боезапас огромный, чё бы им не наступать?

В общем, такая не радужная повесть.

Но, подробный пересказ вполне славной истории этого чудо-оружия в задачу статьи не входит – кому надо найдут, кому было интересно – уже давно нашли и прочли на эту тему капитальные труды ув. М. Коломийца.

Ниже, альтернативный вариант матчасти и структуры бронепоездных частей железнодорожных войск РККА. Без таймлайна. По сути, это лишь предвоенный апофеоз более осмысленного развития данного вида оружия, которому, уделяли внимания ничуть не меньше чем танк ам.

В целом, альтернативный вариант строится на:

1. Учтёте тактики боевого применения;

2. Исходя из реально доступной (или около того) материально-технической базы;

3. Учёте возможностей предполагаемого противника.

В общем, ситуация такая: в 1940-ом, как и в РИ, матчасть дивизионов бронепоездов было решено менять (тогда вообще во всех родах войск шла масштабная замена всего на свете…)

И, разумеется, уже под новую технику, пересматриваются и структура частей, и тактика боевого применения.

Итак, начнём с логики. Что есть бронепоезд?
Как не прискорбно, прежде всего, это огромная мишень. А уже потом, броня (но, чур не как в РИ), высокая мобильность (в т.ч. оперативная) и огневая мощь.

Как снизить уязвимость бронепоезда? Уменьшить его поражаемую площадь, конечно! Это означает, что сам бронепоезд должен быть оптимизирован по составу до буквально пары бронеплощадок (всякие контрольные платформы, мы естественно не учитываем). Примерно так рассуждали и в РИ. Но на собственно бронеплощадках (БП) это абсолютно никак не отразилось. Так и строили огромные, едва защищённые броневагоны «дальнего следования» на тот свет, с двадцатью восемью (по штатному расписанию военного времени) пассажирами-смертниками каждый.

Бронеплощадки должны иметь и силуэт невысокий и броню наклонную. Но при этом содержать и защиту, и огневую мощь, сопоставимую со взводом танк ов. Причём в идеале, ещё и «длинную руку», которая просто не позволит танк ам противника глумиться над такой крупной целью как наш БеПо.

Так же желательно создать нечто чрезвычайно губительное в плане огневой мощи, чтоб быстро подавлять противника и столь же быстро ретироваться, не дожидаясь, пока на бронепоезд будет устроена охота тяжёлой артиллерии и авиации противника.

Вот варианты таких тяжёлых (штурмовых) бронеплощадок:

Вооружение двух верхних, в паре "малых" башен от танк а Т-34 (обр. 40 г.) и в главной, от КВ-1. Один вариант с РУЗО, другой с зенитным ДШК на флотской тумбовой установке.

Внизу, вариант с двумя малыми башнями от Т-28Э и одной от КВ-2 с двойным блоком пусковых РУЗО.

А это уже «этюды» с башней КВ-2, в которой установлена 107 мм грабинская пушка ЗиС-6. Впрочем, в качестве «длинной руки» в эту же башню вполне могла бы встать и 95 мм грабинская же пушка Ф-39.

А 152 мм гаубица… Эта кувалда для особо специфических операций…

Двойные блоки ПУ РУЗО должны стрельбой практически в упор (угол вертикального наведения невелик) обеспечить мощнейшую разовую ударную мощь, а две башни от средних танк ов у последнего варианта, огневую поддержку на средней дистанции и высочайшую плотность огня в непредвиденном ближнем бою.

База всех бронеплощадок – как и в РИ, стандартная большегрузная четырёхосная платформа, товарный вагон или полувагон (грузоподъёмность 50 тонн), производства завода «Красный Профинтерн», ради более равномерного распределения нагрузок и повышения надёжности, с добавленной посередине парой осей. Для командира площадки обязательно вводим на крыше главной башни командирскую башенку с артиллерийской панорамой.

Экипаж бронеплощадки с тремя башнями 10 человек. Четверо (по двое) в малых башнях, трое (включая командира бронеплощадки) в главной башне, двое на подаче БП в главную башню (они же – ответственные за ходовую часть бронеплощадки), и один санитар, выполняющий «в свободное время» роль наблюдателя.

Экипаж двухбашенной БП на одного человека больше (по трое в башнях, по два подающих, плюс санитар).

В общем, тут в любом варианте и мощь с приличным весом секундного залпа, и возможность обстрела нескольких целей и удобная номенклатура вооружения.

Вот только при всём при том, задачу по уменьшению поражаемой площади такие монстры таранного типа в должной мере не решают…

Так что, оставим, пожалуй, такие тяжёлые (штурмовые) бронеплощадки на уровне РГК. А линейным дивизионам бронепоездов окружного и армейского подчинения, подыщем чего-то менее уязвимого и дорогостоящего. Например, такой вот наборчик…


Такие, относительно лёгкие и достаточно малоуязвимые бронеплощадки можно свободно тасовать в зависимости от предстоящей боевой задачи. Тут главное не переусердствовать и используя тяжёлые БП, по-прежнему придерживаться золотого правила: БеПо в составе бронепаровоза и двух ударных бронеплощадок. Не более!

Естественный вопрос – а на хрена тут собственно эти маленькие, слабо вооружённые бронеплощадки с единственной башней от средних танк ов?

О! Это очень важный момент! Дело в том, что только такую двухосную бронеплощадочку, слетевшую по какой-то причине с рельс в кювет, можно поставить на рельсы обратно используя для этой операции один мощный железнодорожный кран, подошедший по тем же путям следом! Никакую другую, более тяжёлую бронеплощадку таким «макаром» вновь «поставить на ноги» уже не получится. И таких, лёгких БП в составе БеПо, можно иметь уже до 4-х (и такие в ВОВ имелись). Вот вам и танк овый взвод при минимальной площади поражения и относительно хорошей боевой живучестью…

Хотя, тут всё уже будет упираться в массивность собственно бронепаровоза… А он у нас (при базе в виде старичка «Ов»), теперь вот этакий:

Бортовая броня наклонная. Отделение управления минимальной высоты. Кочегаров с лопатами нет, поскольку как и было в РИ, паровоз переведён на нефтяное отопление котла. Машинист с помощником наблюдают за местностью из двух башенок с круговым обзором и через боковые окна со смотровыми щелями, закрытыми триплексами.

На тендере, внизу ёмкости с водой и нефтью. Сверху, рубка командира БеПо с полным комплексом приборов наблюдения, целеуказания и связи, плюс пара полезных 37 мм зениток. В 40-ом, пока, к сожалению, одноствольных. В дальнейшем, надеюсь на то, что это будут флотские спарки во вращающихся башнях.

Далее. Поскольку во многих случаях использовать громоздкие БеПо либо рискованно, либо нецелесообразно, совершенно необходимы мощные мотоброневагоны (бронемотриссы), оснащённые собственным двигателем.

Танк Третий вариант уже с башней от перспективного КВ-4/5 (с той же ЗиС-6), с большой, открытой кормовой нишей, в которой воткнут 25 мм МЗА 72-К.

Имелось искушение поставить на корпус ещё и по башенке от Т-40, но углы обстрела у неё получались не самые оптимальные. Да и не комфортно там, возле двигателя-то… Впрочем, если в ходе войны практика показала бы необходимость в таком довооружении хотя бы ради самообороны в ближнем бою – то, почему бы и нет?

Из-за повышенного веса, тяжёлые мотриссы трёхосные, желательно с приводом на обе задние колёсные пары. Естественно у каждой (кроме переделки Т-28Э) два поста управления (носовой и кормовой) сообщающиеся между собой.

Такие штукенции, можно использовать как автономно, так и в составе БеПо, в качестве мощного передового разведчика или напротив арьергардного заслона прикрытия.

1. Бронирование корпусов исходя из имеющего в стране бронепроката, у бронепаровозов, лёгких БП и бронемотрисс 40 мм. У тяжёлых и штурмовых БП и бронемотрисс 45 мм. Башни штатные с «родной» толщиной бронирования. Понятно, что анализ первых боестолкновений и потерь, потребует усиления бронезащиты доп. экранами мм этак мм по 20…

2. Изображённые на всех моделях дополнительные амбразуры в корпусах пустые. Используются для стрельбы из штатных пулемётов исключительно в случае заклинивания башни либо в окружении при потере хода.

3. Масса (вес) девайсов полностью соответствует базовым шасси. Для БП и бронемотрисс не более 20 тонн (перегруз тяжёлых БП и бронемотрисс компенсирован дополнительными, третьими осями). Для тяжёлых штурмовых БП, 50 тонн. Их возможный перегруз, на всякий случай, компенсирован дополнительными, центральными колёсными парами.

Традиция использовать бронированные передвижные железнодорожные составы в СССР идет еще со времен Гражданской войны. В те времена они использовались для боевой поддержки военных соединений и в отдельных тактических самостоятельных операциях. При этом у бронепоездов ценились скорость перемещения и мобильность, огневая мощь и крепкая броня. Бронепоезда Великой Отечественной войны часто применялись как тяговая сила для транспортировки составов с важными грузами.

Осенью 1920 года в составе большевистской армии насчитывалось более 100 бронепоездов. Но к 1924 году количество их было намного меньше, так как военное управление артиллерии, на чей баланс поезда были переданы, не считало их действенным оружием и относилось как к обыкновенным орудиям на платформах.

составы в ВОВ

Бронепоезда в комплектовались в дивизионные подразделения. Например, бронепоезда «Кузьма Минин» и «Илья Муромец» находились в составе 31-го самостоятельного Горьковского дивизиона бронированных поездов. Также в состав соединения входили: паровоз черного цвета С-179, бронированная дрезина БД-39, пара броневиков БА-20, три мотоцикла и с десяток автомобилей и десантно-минометная рота. Всего в дивизионе было около 340 человек.

Бронепоезда во время Великой Отечественной войны использовались от самого начала до Победы. Помимо того что они поддерживали пехотные части, которые вели боевые действия вдоль железной дороги, наносили поражение неприятелю на железнодорожных станциях, охраняли побережье и вели контрбатарейный огонь по вражеской артиллерии.

Эти поезда настолько успешно применялись в начальные месяцы войны, что их производство было начато в нескольких городах сразу. Конструкции бронепоездов здорово различались. Это зависело от мощности строительного предприятия, изготавливающего этот боевой транспорт, от наличия бронированной стали и комплекта вооружения. К началу войны основная часть поездов была произведена Брянским заводом поездов. На этом заводе изготавливались не только артиллерийские бронированные железнодорожные платформы, но и поезда, оснащенные средствами противовоздушной обороны.

Зенитные бронепоезда ПВО в Великой Отечественной войне внесли значительный вклад в охрану железнодорожных станций от атак вражеских самолетов, сбивая их разнокалиберными зенитными орудиями и пулеметами ДШК.

Бронепоезда Великой Отечественной. Сколько было изготовлено?

На 22 июня 1941 года русская армия насчитывала 34 легких и 19 тяжелых бронепоездов, которые имели 53 бронированных паровоза, более 100 артиллерийских площадок, около 30 платформ ПВО и 160 бронированных автомашин, предназначенных для передвижения по железнодорожным путям. Также в наличии имелось девять бронедрезин и несколько бронированных моторных вагонов.

Помимо армии, бронепоездами владели и войска НКВД. В их подчинении находилось 23 бронепоезда, 32 орудийные платформы, 7 бронемашин и более 30 бронированных вагонов.

Основные бронепоезда Красной Армии

Самым известным типом бронепоезда в годы Великой Отечественной войны стал спроектированный в 42-м году бронированный поезд БП-43.

В состав этого поезда входил бронепаровоз ПР-43, который размещался в середине соединения, две артиллерийские площадки в голове бронепоезда и столько же в конце, две зенитные платформы и 2-3 площадки, перевозившие боеприпасы, ремонтные материалы для поезда и железнодорожного полотна. Также бронепоезд имел пару броневиков БА-20 или БА-64, адаптированных передвигаться по железным путям.

Для армии было сделано 21 бронепоезд этого типа и почти столько же для НКВД.

Технические данные бронированных механизмов

Бронепоезда Великой Отечественной, «тяжелые» модели, оснащались 107-мм орудиями, которые могли бить на расстояние до 15 километров. Бронированные листы, толщиной до 10 см, обеспечивали защиту от попадания артиллерийских снарядов, чей калибр достигал 75 мм.

Одной заправки воды, мазута и угля хватало бронепоезду, чтобы на скорости 45 км/ч проехать порядка 120 километров. Одна заправка - 10 тонн угля и 6 тонн мазута. Снаряженная масса бронепоезда достигала 400 тонн.

В боевую команду входили: командование, взвод управления, два взвода артиллерийских башенных орудийных и бортовых пулеметных расчетов, взвод зенитчиков, отряд, отвечающий за движение и тягу бронепоезда, и взвод экипажа броневиков, который располагал в своем составе 2-5 машинами, передвигающимися по рельсам.

Бронепоезда Великой Отечественной. Немецкие модели

Перед операцией «Барбаросса» немецким командованием планировалось ввести несколько бронепоездов, приспособленных к русской железнодорожной колее. Их было немного, Генеральным штабом Германии им отводилась малозначительная роль в ведении боевых действий. Например, до 1942 года они охраняли в тылу ж/д линии от партизан. И уже намного позднее, изучив успешную тактику применения подобных механизмов советскими войсками, немцы стали использовать бронепоезда в боевых сражениях.

Всего германская армия на Восточном фронте имела около 12 бронепоездов и пару десятков бронированных дрезин. Были случаи, когда немцы пользовались трофейными советскими поездами.

Оснащение немецких бронированных составов

Германские бронепоезда №№26-28 обладали тремя танковыми или артиллерийскими платформами и двумя пехотными вагонами, №№ 29-31 имели в составе две танковые площадки и одну пехотную платформу. С конца 1943 года к бронепоездам стали цеплять площадку с системой ПВО. Паровозы таких составов имели только бронированную кабину.

Как показали боевые действия, немецкие бронепоезда были не только технически отсталыми и примитивными, но и огневая мощь их была очень слаба. Поэтому командование германскими войсками держало их в тылу для борьбы с партизанскими формированиями.

Боевая мощь советских бронепоездов серьезно помогала армии в победе над гитлеровской Германией. Однако сам механизм, какой бы высокий технологический уровень он ни занимал, ничего не может сделать без команды, управляющей им. Так, машинисты бронепоездов во время Великой Отечественной войны также внесли свой вклад в общую победу. Чтобы доказать это достаточно вспомнить один эпизод из войны.

В 1944 году под Ковелем на Украине встретились два бронепоезда: советский «Илья Муромец» и немецкий «Адольф Гитлер». Машинисты русского бронепоезда, умело используя складки местности, смогли поставить состав так, что немцы его не видели и стреляли наугад. В то же время наши артиллеристы немецкий поезд видели достаточно хорошо. После непродолжительной артдуэли германский бронепоезд был уничтожен, что в то время было очень символически и предрекала скорую гибель всем фашистам. Наш состав не получил ни одного попадания. Это произошло благодаря умелым действиям машинистов бронепоезда. Ведь в военной науке известно, что грубая сила еще не гарантирует победу в сражении. Необходимо еще маневренность и умелость ведения боевых действий.

Бронепоезда и Сталинградская битва

Весной 1942 года германская армия вплотную подошли к реке Волге и к городу Сталинграду. Все возможные силы были брошены на его защиту. В обороне Сталинграда бронепоезда великой отечественной играют очень заметную роль.

Одним из самых первых бронированных составов, прибывших к городу, был бронепоезд НКВД под №73. В течение всего сентября он не выходил из боев. Немцы пытались его уничтожить авиацией, артиллерией и минометами, были разбиты четыре платформы, однако бронепоезд выдержал и смог не только отбиться, но и нанести мощный ответный удар по скоплению вражеских войск.

14 сентября на бронированый состав, находящийся возле Мамаевого Кургана, налетели вражеские самолеты, которых было около 40 штук. Из-за попадания авиабомбы в платформу с боеприпасами произошел мощный взрыв, уничтоживший большую часть бронепоезда. Выжившая команда сняла все доступное вооружение с поезда и отошла к реке. Немного позже другой бронепоезд под таким же номером появился на фронте - создали его в Перми бывшие солдаты 73-го бронепоезда. Они же и стали его новым экипажем.

5 августа на Сталинградский фронт также прибыл бронепоезд №677, который был переподчинен 64-й армии. Он держал возле села Плодовитое. На этом месте «стальная крепость» смогла отразить многочисленные немецкие танковые атаки. Благодаря ему пункт «47-й километр» остался за русскими войсками. Чуть позже, поддерживая контратаку 38-й стрелецкой дивизии, бронепоезд оказался под огнем бомбардировщиков, которые закидали его зажигательными бомбами. Ему пришлось после боя отойти в тыл на ремонт, так как получил более 600 пробоин и вмятин.

Также в битве под Сталинградом принимали участие бронепоезда №№ 1, 708, 40-й дивизион и знаменитая «стальная крепость» «Киров».

В первые годы войны немцы удивлялись мощности и конструкции наших бронепоездов. Они долго не верили, что их построили русские. Думали, что поезда завезены из Америки. Но на самом деле все бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941-1945 строились в Советском Союзе. К моменту вторжения немцев история создания подвижных «крепостей» в Союзе насчитывала не одно десятилетие. В Гражданскую войну бронепоезда активно использовались разными сторонами. Их маневренность, защита и вооружение постоянно улучшались. Поэтому гитлеровцев и удивляло умелое применение этого вида вооружения в сражениях с ними.

Мы же упомянем о самых знаменитых бронепоездах во время ВОВ.

Бронепоезд «Кузьма Минин»

Этот бронированный состав получился самой удачной конструкцией. Построили его зимой 1942 года в Горьком (Нижний Новгород).

В состав бронепоезда входили: обшитый бронированными листами паровоз, две артиллерийские платформы, две крытые площадки, имевшие на вооружении две танковые 76-мм пушки и спаренные с ними пулеметы. Также впереди и сзади бронепоезда были установлены зенитные платформы, а в центре - площадка с пусковой реактивной установкой М-8. Толщина фронтальный брони была 45 мм, а верхней - 20 мм.

Орудия поезда могли вести огонь на дальность до 12 км, уничтожая технику противника, а пулеметы и пусковая установка поражали живую силу неприятеля.

Мощь бронепоезда Великой Отечественной, фото которого расположено ниже, поражает воображение. Это действительно "стальная крепость на рельсах"

Бронированный поезд «Илья Муромец»

Построили «Илью Муромца» в 1942 году в городе Муроме. Защиту его составляли 45-мм листы. За весь период войны он не получил ни одного серьезного повреждения. Его боевой путь проходил по всем стратегически важным точкам ВОв и закончился он во Франкфурте-на-Одре. На счету этого бронепоезда Великой Отечественной насчитывается 7 вражеских самолетов, 14 артиллерийских и минометных батарей, более 35 опорных пунктов, около 1000 германских солдат и офицеров.

За отвагу и боевые заслуги бронепоезда «Илья Муромец» и «Кузьма Минин», входившие в состав 31-го отдельного подразделения, были награждены орденом А. Невского. В 1971 году «Илья Муромец» в г. Муроме был установлен на пожизненную стоянку.

Вышеназванные боевые поезда были не единственными в своем роде. Истории известны также и другие бронированные составы, сыгравшие важную роль в ВОВ. Это касается и бронепоезда «Балтиец», построенного на Ижорском заводе. Он имел 6 танковых орудий, 2 120-мм миномета и 16 пулеметов. Он активно участвовал в обороне Ленинграда, прикрывая подходы к городу сразу с 15-ти огневых точек.

Также во время битвы под Ленинградом отличился бронепоезд «Народный мститель», сооруженный в этом же городе. На его вооружении стояли две пушки ПВО и два танковых орудия, а еще 12 пулеметов «Максим».

Бронированные составы после войны

Бронепоезда Великой Отечественной, фото которых представлены в этой статье, являются героями своего времени. Они сделали огромный вклад в победу нашего народа над фашистской Германией. Однако к концу войны стало понятно, что улучшенная артиллерия сможет теперь уничтожать подобные механизмы, как легкую бронированную технику. К тому же доктрина современного ведения боевых действий подразумевала большую маневренность и тактическую мобильность воинских соединений, а бронепоезда сильно привязаны к ж/д путям, что серьезно снижает их мобильность.

Такими же темпами, как и артиллерия, развивалась и авиация, для которых уничтожение бронепоезда не стало чем-то сложным, а бронированных составом уже не могли обеспечить надежную защиту. До 1958 года кое-как разработка и проектирование подобных механизмов еще продолжалось. Но далее они были сняты с вооружения.

Между тем опыт и знание по монтированию боевых орудий на поезда не ушел в забытье. В конце 80-хх годов на боевое дежурство по охране целостности государства стали БЖРК (ракетный комплекс на ж/д платформе). По внешнему виду они не отличаются от гражданских поездов, но внутри у них установлены системы запуска стратегических ракет. Некоторые из них имели ядерные боеголовки.

Так «внуки» продолжили славное дело своих «дедов» по охране нашей Родины.

Бронепоезда стали применять еще со времен Гражданской войны в США, когда пушки размещали на железнодорожные платформы. Обычно в состав бронепоезда входили бронированный локомотив (бронепаровоз или бронетепловоз), несколько броневагонов (броневых площадок) со стрелковым, артиллерийским, зенитным вооружением (чаще всего вооружение комбинируется), от двух до четырех контрольных платформ (платформ прикрытия). Их основным вооружением были, как правило, орудия калибром 76 мм .

Бронепоезда активно применялись в годы Первой мировой войны, в Гражданской войне на территории России. Накануне Великой Отечественной войны все бронепоезда Красной армии состояли на вооружении автобронетанковых войск. Всего в годы Великой Отечественной войны в боях участвовало более 200 бронепоездов Красной армии. Они являлись важным оружием прежде всего для охраны железнодорожных путей Советского Союза – одного из основных средств для транспортировки, переброски войск. Именно железнодорожными путями были эвакуированы самые важные промышленные предприятия Союза. Бронепоезда могли эффективно бороться с немецкой бронетехникой, авиацией, отрядами парашютных войск Вермахта. Как сильные стороны (мощное вооружение, мобильность), бронепоезда имели и слабости:

1) уничтожив локомотив, неприятель мог расстреливать весь состав как неподвижную мишень;

2) авиация противника, разбив железнодорожные пути, фактически блокировала бронепоезд.

Советский бронепоезд

«Наш командир был фронтовиком, и он начал собирать своих ребят. Тут к нам подбегает офицер с бронепоезда, он не смог бронепоезд вывезти, потому что его загнали туда, где вторых путей нет. Его-то «рама» и сфотографировала, а потом немцы разбомбили, а нас они не заметили, мы в кукурузе и конопле замаскировались», – вспоминает ветеран Алексей Архипов.

Приведу одни из самых ярких страниц боев с участием бронепоездов Красной армии с войсками Вермахта.

26 июня 1941 г. бронепоезд №331 в боях за г. Острог уничтожил свыше 150 солдат и офицеров Вермахта, 5 бронемашин, два танка.

Бронепоезд №15 в боях 13–31 июля 1941 г. в районе Коростеня, Новоград-Волынского, Житомира уничтожил 4 танка, 8 артиллерийских орудий. 31 сентября 1942 г. в бой с 80 немецкими танками и полком пехоты за станцию Ардон вступил бронепоезд под командованием капитана П. Фандея. Немецкие войска вызвали на помощь авиацию, которая сумела разбить бронепоезд. В яростном бою бронепоезд подбил 22 немецких танка, 5 бронетранспортеров. 11 октября 1942 г. поезда 42-го ОДБП в боях уничтожили 14 танков, 7 минометов, 9 орудий и около 300 бойцов Вермахта.


Расчет артиллерийской башни бронепоезда 53-го дивизиона ведет огонь
из 75-мм французской пушки образца 1897 г. Северо-Кавказский фронт, август 1942 г.

21 февраля 1942 года в Горьком был сформирован 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов. Это был первый в мире дивизион броневых поездов, который вскоре после сформирования получил на вооружение реактивную артиллерию в виде пусковых установок для реактивных снарядов М-13. Именно из-за этого дивизион получил в свое наименование прилагательное «особый». В состав дивизиона входили горьковский и муромский бронепоезда «Козьма Минин» и «Илья Муромец», черный паровоз С-179, бронедрезина БД-39, а также специальные вагоны: штабной, медпункт, мастерская, кухня-баня и жилые. Особенностью бронепоездов дивизиона являлось использование реактивной артиллерии и орудий, размещенных в танковых башнях. В действующей армии дивизион находился с 1 мая 1942 года по 9 мая 1945 года, пройдя путь от Волги до Берлина. На его счету уничтоженный немецкий бронепоезд «Адольф Гитлер», 42 артиллерийско-минометные батареи, 24 отдельных орудия, 14 дзотов, 94 пулеметные точки, 15 немецких самолетов. Дивизион был награжден орденом Александра Невского, получив наименование 31-й отдельный особый Горьковско-Варшавский ордена Александра Невского дивизион бронепоездов.

В годы Великой Отечественной войны по разным причинам было потеряно около 89 бронепоездов, погибло 1082 солдата и более 100 офицеров из состава экипажей бронепоездов. Но и бронепоезда сумели хорошенько «насолить» Вермахту. В 1941–1945 гг. бронепоезда уничтожили около 370 танков, 344 орудия и миномета, 840 пулеметов, 115 самолетов, более 700 автомашин.


Бронепоезд «За Родину». Северо-Кавказский фронт, август 1942 г.