Генрик ибсен кукольный дом презентация. Генрик Ибсен

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Немного об истории театра кукол. Батлейка - народный кукольный театр в Белоруссии. Кукольный театр и школа. Классификации кукольных театров по принципам социального функционирования, по видам кукол и способам их управления. Магия кукольного театра.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2010

    Кукольный театр как особый вид театрального представления, его история и классификация по принципам социального функционирования, видам кукол и способам управления ими. Характерные черты ритуально-обрядового и народного сатирического кукольного театра.

    презентация , добавлен 24.12.2011

    Происхождение кукольного театра в России. Сравнение жизни человека с марионеткой, которую дергают за ниточку. Домашний театр дореволюционной России. Анализ вертепного спектакля "Смерть царя Ирода". Представление для публики с пением и рассказами.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2012

    История развития кукольного театра в России. Домашние и студийные спектакли. Кукольный театр Сергея Владимировича Образцова. Организация театральной деятельности в современном театре на примере Сахалинского театра кукол. Творческие связи театра.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2017

    Сущность основных понятий и терминов, дотеатральные формы драматического творчества. Народный кукольный театр, его виды, формы и персонажи. Развитие народного драматического искусства в современных формах профессионального и любительского театра.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2009

    Скоморохи как первые древнерусские странствующие актеры. Народный ярмарочный театр, кукольный театр-вертеп. Школьная драма "Воскресение мертвых". Особенности музыкальности украинского театра. Деятельность крепостных театров во второй половине XVIII века.

    презентация , добавлен 03.11.2013

    История, репертуар, известные спектакли лучших театров Украины. Национальный академический драматический театр им. Ивана Франко. Кукольный театр в Киеве. Харьковский оперный театр. Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки.

    презентация , добавлен 28.10.2012

    Первые китайские азартные игры, их распространение по миру. Театр теней или пьесы кожаных силуэтов. Кукольный театр "куйлэйси". Футбол в Древнем Китае. Воздушные змеи и ракеты. Популярность шахмат среди китайцев. Игра "по укладке кирпичей" – мацзян.

    Слайд 1

    Презентация по МХК на тему: Генрик Ибсен

    Выполнила: Лукоянова Марина,11кл

    Слайд 2

    Слайд 3

    Знаменитый норвежский драматург. Один из создателей национального норвежского театра. Романтические драмы на сюжеты скандинавских саг, исторические пьесы. Философско-символические драматические поэмы «Бранд» (1866) и «Пер Гюнт» (1867). Острокритические социальные реалистические драмы «Кукольный дом» («Нора», 1879), «Привидения» (1881), «Враг народа» (1882).

    Слайд 4

    Генрик Ибсен родился 20 марта 1828 года в маленьком городке Скиен, на берегу залива Христиании (южная Норвегия). Он происходит из древней и богатой датской семьи судохозяев, переселившихся в Норвегию около 1720 года. Отец Ибсена, Кнуд Ибсен, представлял собой деятельную в здоровую натуру; мать, - немка по происхождению, дочь состоятельного скиенского торговца, - была особой строгого, сухого нрава и крайне набожная. В 1836 году Кнуд Ибсен обанкротился, и жизнь богатой, хорошо поставленной семьи круто изменилась. Прежние друзья и знакомые мало по малу стали отдаляться, пошли сплетни, насмешки и всякого рода лишения. Людская жестокость отразилась очень тяжело на будущем драматурге. И так от природы необщительный и дикий, он теперь стал еще более искать уединения в ожесточился.

    Слайд 5

    Генрик Ибсен учился в элементарной школе, где поражал учителей превосходными сочинениями. На 16-м году жизни Генрику пришлось поступить в ученики в аптеку близлежащего городка Гримштадта, с населением всего в 800 жителей. В аптеке, где Генрик Ибсен пробыл 5 лет, юноша втихомолку мечтал о дальнейшем образовании и получении докторского диплома. Он возбудил против себя общественное мнение городка своими революционными теориями, вольнодумством и резкостью. Наконец Ибсен решил бросить аптеку и отправился в Христианию, где ему пришлось вести первое время жизнь полную всяких лишений. Ибсен основал в 1851 году еженедельную газету «Andhrimner», просуществовавшую несколько месяцев. Здесь Генрик поместил несколько поэм и 3-х актное драматическое сатирическое произведение «Norma».

    Слайд 6

    Первая пьеса Генрика Ибсена более психологическая, чем историческая драма «Саtilina», относится к 1850 году. В этом же году Ибсен добился того, что была поставлена на сцене его трагедия: «Kamphojen». С тех пор он начал писать пьесу за пьесой, сюжеты для которых брал из истории Средних веков. «Gildet pa Solhoug», шедшая в Христиании в 1856 году - первая из драм Ибсена, имевшая значительный успех

    Слайд 7

    Пьесы Генрика Ибсена стали известны в Европе сравнительно недавно, но слава этого писателя выросла с поразительною быстротой, и в последние годы критики, говоря о вершинах современной литературы, упоминают норвежского драматурга рядом с именами Толстого и Зола. Одновременно, однако, с фанатическими поклонниками, у него есть столь же рьяные противники, считающие его успех явлением болезненным.

    Слайд 8

    Его пьесы замечательны, так и безупречные образцы сценической техники. Генрик Ибсен вернул современной драме классические формы - единство времени и места, а что касается единства действия, то оно заменено у него единством замысла, внутренним разветвлением основной идеи, на подобие незримой нервной системы, проникающей в каждую фразу, почти в каждое слово пьесы.

    Сочинение

    Первой драмой, в которой наиболее полно отобразились новые принципы, стал «Кукольный дом». 1879 г., когда он был написан, можно считать годом рождения «драмы идей», то есть реалистической социально-психологической драмы с напряженными идейными столкновениями. В «Кукольном доме» проблема прав женщины перерастает в проблему социального неравенства в общем, так как трагедия Норы оказывается, определенной мерой, повторенной на жизненной дороге и Крогстада, и Кристини. Действие, которое началось с воспроизведения жизни-игры главной героини-куклы в кукольном доме, неожиданно проектируется в прошлое, ретроспективная композиция создает возможность для проникновения в скрытую от постороннего глаза настоящую сущность социальных и моральных взаимоотношений, когда женщина боится сознаться в том, что она способна на самостоятельные благородные поступки - спасение больного мужа и ограждение умирающего отца от волнений,- а государственные законы и официальная мораль квалифицируют эти действия лишь как преступление.

    Подделанная подпись на векселе представляет «тайну», характерную для метода Ибсена. Выяснение социальной и моральной сути этой «тайны» является настоящим содержанием драмы. Конфликт возник за восемь лет до начала сценического действия, но не был осознан. События, которые проходят перед нашими глазами, превращаются в выяснение сути разногласия, которое возникло в прошлом. Конфликтуют официальные взгляды и естественно-человеческие нужды.

    Тем не менее, финал драмы не дает, как это было свойственно драматургии до Ибсена, развязки конфликта: Нора покидает дом мужа, не найдя положительного решения, но надеясь спокойно разобраться в том, что случилось и осознать его. Незаконченность действия подчеркивается тем, что Хельмер, ее муж, остается в ожидании «чуда из чудес» - возвращения Норы, их взаимного перерождения.

    Незавершенность действия, «открытый финал» является следствием того, что у Ибсена конфликтуют не отдельные разногласия, которые можно отстранить в рамках драматического времени, но драматург превращает свои произведения в форум, на котором обсуждаются главнейшие проблемы, решить которые можно лишь усилиями всего общества и не в рамках художественного произведения. Ретроспективная драма, в отличие от драмы с обычной композицией, является кульминацией, что которая возникла после событий, которые ей предшествовали, и за ней появятся новые события. Характерной особенностью драмы Ибсена являются преобразования социальных по своей сути разногласий в моральные и решение их в психологическом аспекте. Внимание концентрируется на том, как Нора воспринимает свои поступки и поступки других, как изменяется ее восприятие мира и людей. Ее страдание и тяжелое прозрение становятся основным содержанием произведения.

    Стремление пересмотреть все современные взгляды с точки зрения человечности превращало драмы Ибсена в целый ряд дискуссий. Современники утверждали, что новая драма началась со слов Норы, сказанных Хельмару: «Нам с тобой есть о чем поговорить». В психологической драме Ибсена значительную роль сыграет символика. Маленькая женщина бунтует против общества, она не хочет быть куклой в кукольном доме. Символичным является и название пьесы - «Кукольный дом».

    Символика поддерживается целой системой «игр»: Нора играет с детьми, с мужем, с врачом, и они, в свою очередь, ведут игру с ней. Игры касается репетиция тарантеллы и история с миндалевым печеньем и т.д. Все это готовит читателя и зрителя к финальному диалогу Норы и Хельмара, где она упрекает мужа и отца и все общество за то, что ее превратили в игрушку, а она сделала игрушками своих детей, продолжая нехорошую традицию общей игры. Символ «кукольный дом» указывает на главную идею драмы - на запустение человеческого в человеке.

    То, что женщина оставила семью (этим заканчивается пьеса), считалось в те времена скандалом. Пьеса Ибсена начинала дискуссию, которая переходила со сцены в зрительский зал. Драматург достиг того, что зритель стал его «соавтором», а его герои решали те самые проблемы, которые волновали зрителей и читателей. В «Призраках» Ибсен показывает трагические следствия того, что героиня не нашла в себе мужества восстать, как Нора, против общепринятых моральных законов.

    Ретроспективная композиция подчиняет все действие драмы осмыслению того, что произошло. Госпожа Алвинг, главная героиня драмы, понимает, что идеалы устарели, законы отжили свое, а покорение им все же
    считается моральной обязанностью. «Следует лишь мне взять в руки газету,- говорит она,- и я уже вижу, как слоняются между строками эти выходцы из могилы. Так, в самом деле, вся страна кишит подобными призраками…». «Призраки» в этой драме становятся определением всех давних верований и законов, которые отжили свое.

    Этот символ, призван заклеймить вражеские человеческой личности правила, представлен в заголовке пьесы и неоднократно обыгран в самом произведении. Здесь раздумья об идеалах не переносятся в финал драмы, как в «Кукольном доме», а возникают в процессе развития действия, что свидетельствует о усовершенствовании мастерства писателя. Из-за соблюдения обязанностей, освященных церковью, госпожа Алвинг запятнала счастье, талант и здоровье своего сына, художника Освальда. Честные и благородные люди, которые не нашли в себе мужества бороться, гибнут под властью «призраков». Но госпожа Алвинг убеждена, что смелые мысли овладевают умом все большего количества людей, тупой власти старых догм наступает конец.

    Конфликт снова, как и в «Кукольном доме», не исчерпан: неизменяемыми осталось общественное отношение и моральные оценки, торжествуют те, кто приспособился к ним, страдают те, кто способен осознать противоестественность узаконенного. Решена лишь одна конфликтная ситуация: заявление Освальда помогло раскрыть сущность античеловеческих ориентиров, новое проявление его болезни подчеркнуло трагизм ситуации. Драма Ибсена, где изображена наследственная болезнь Освальда, появилась в период расцвета западноевропейского натурализма и неоднократно зачислялась к произведениям этого литературного направления.

    Однако Ибсен использует физиологическое - болезнь - лишь для наиболее яркого и наглядного проявления специфической для реализма социальной закономерности: соблюдение антигуманных законов приводит к физической и умственной деградации личности, тяжелейшее наказание для матери - видеть, что она своей слабостью сделала плохо сыну.

    РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА: СУВОРОВА ИРИНА.10 КЛАСС СОШ №2 Учитель: Чиркова А. В. Генрик Ибсен.

    Генрик Ибсен - норвежский драматург, публицист, один из основателей национального норвежского театра, а также европейской новой драмы - появился на свет в Южной Норвегии, небольшом городке Скиен, расположенном на берегу Христиании, 20 марта 1828 г. Был потомком знатной и состоятельной семьи датского происхождения.

    Детство. Когда Генрику было 8 лет, его отец, занимавшийся коммерцией, обанкротился, и столкновение с лишениями и человеческой жестокостью наложило огромный отпечаток на дальнейшую биографию, в том числе творческую. В школьные годы он писал прекрасные сочинения, имел склонность к живописи, однако вынужден был сделать выбор в пользу профессии, гарантировавшей более стабильные и весомые доходы.

    Пятнадцатилетним подростком Генрик Ибсен покидает родной Скиен (и он покинул безо всякого сожаления Шиен и больше никогда не возвращался в родной город), приезжает в небольшой городок Гримштадт, устраивается к аптекарю учеником. Все 5 лет, которые работал в аптеке, он мечтал получить высшее образование. Жизнь в этом заштатном городке, где вольнодумство и увлеченность революционными идеями настроили против него общественность, вконец опротивела ему, и он уехал в Христианию.

    Любовь драматурга. Ибсену очень нравились девушки и молодые женщины, но нравились «чисто эстетически, как если бы он разглядывал картину или статую». Известность Ибсена, а потом свалившаяся на него слава сыграли с Ибсеном злую шутку: он оказался в кругу своих поклонниц, которые искушали его, соблазняли, будоражили. В него влюблялись молодые женщины, а он старался не отвечать на их чувства и превращал их в персонажи своих произведений. Он любил мечтать стать очень богатым, купить лучший корабль в мире и отправится на нем в дальнее путешествие. А на корабле чтобы находились «самые прекрасные женщины в мире».

    Произведения. Ибсен четверть века провел за границей. Жил в Риме, Дрездене, Мюнхене. Первыми всемирно известными его пьесами стали стихотворные драмы «Каталина»(1850), «Бранд» (1865) и «Пер Гюнт» (1867).

    Пьеса «Пер Гюнт »(1867). Пер Гюнт, воплощение компромисса, приспособления; этот полуфольклорный образ, восходящий к скандинавской мифологии, символизирует спящую народную душу; пробудить ее призвана жертвенная Сольвейг, олицетворение вечной женственности. Пьеса «Привидения» (1881) – драма о запутанных отношениях между отцами и детьми. Пьеса «Кукольный дом»(1879) – история «новой женщины», стремящейся самореализоваться, минуя искус стать «куклой», и одновременно помочь мужчине выполнить его миссию.

    Интересные факты: Сын Генрика Ибсена Сигурд Ибсен был известным политическим деятелем и журналистом, внук Танкред Ибсен кинорежиссёром. В честь Генрика Ибсена назван кратер на Меркурии. С 1986 года в Норвегии вручается национальная Премия Ибсена за вклад в драматургию, а с 2008 года Международная премия Ибсена. В городе Шиен действует Театр Ибсена. Ибсен, пролежав несколько лет в немом параличе, привстав, сказал: «Напротив!» - и умер.

    УРОК
    ТЕМА: Ибсен. «Кукольный дом»
    Цель: повторить и обобщить изученное, помочь ученикам осознать новаторские черты в творчестве драматурга, художественные особенности пьесы; развивать аналитическое, образное мышление, умение высказывать свои мысли и толерантно их отстаивать, приводя цитаты и примеры из текста; воспитывать уважение к человеческому достоинству, личности, стремлению к самосовершенствованию
    Ход урока
    I. Мотивация учебной деятельности
    Учитель. «Мужчина и женщина, словно царь и царица, увенчаны каждый своей короной. И он, и она правят своим миром посреди рода человеческого. У каждого из них - свои особые права. Мужчина - это внешняя сторону мира, а женщина - внутренняя, скрытая. Мужчина завоевывает и подчиняет, а женщина - как неисчерпаемый подземный источник, который дает силу дереву жизни»,- говорил мудрец Елиягу Ки. Мы можем с этим соглашаться или не соглашаться, но все, наверное, признают ту истину, что мужчина и женщина - равноправные представители рода человеческого, которые не могут обойтись друг без друга. Поэтому несправедливо, когда кто-то кого-то считает существом низшего сорта, ранга. Это доказала Ибсеновская героиня Нора, решительно выступив против своего унижения как человеческой личности, несмотря на традиции и мораль, которые существовали в то время. «Кукольный дом» ей не подошел. Об этом и много другом - сегодня на уроке.
    II. Объявление темы и цели урока
    III. Повторение, систематизация и обобщение изученного
    1. Слово учителя (или сообщение ученика)
    - В образе Норы есть целиком реальный прототип. это датско-норвежская писательница Лаура Килер (1849-1932). Под влиянием Ибсеновской пьесы «Бранд» 19-летняя девушка написала книгу «Дочери Бранда», которая вышла в 1869 году под псевдонимом. Ибсен познакомился с автором, посоветовав Лауре начать литературную деятельность, между ними завязалась дружба.
    Лаура вышла замуж по любви, но ее неуравновешенный муж болезненно воспринимал недостаток денег. Поэтому жена старалась защитить его от материальных проблем, и когда он заболел, обратилась за помощью к своему богатому отцу, однако тот отказал дочери. Тогда она, тайно от всех, заняла деньги в одном из норвежских банков, а поручился за нее влиятельный друг. Когда не стало и этих денег, Лаура одолжила снова, но не смогла вернуть долг своевременно. В отчаянии женщина хотела выдать фальшивый вексель, и своевременно опомнилась. Со временем обо всем узнал муж, который сначала сочувствовал Лауре, а потом под влиянием родственников, друзей и знакомых резко изменил свое отношение к жене и начал требовать развода. Детей у нее отобрали, а ее объявили психически больной. (Позднее, по просьбе мужа, Лаура вернулась и в семью, и в литературу.) Об истории этой женщины узнала жена Ибсена, и, наверное, рассказала о ней мужу. Нора и Лаура имеют много общего, но есть и существенное отличие: Нора самая уходит из дома, сама противопоставляет себя обществу - это ее сознательное решение.
    2. Интерактивное упражнение «мозговой штурм»
    ? какие возможные повороты сюжета (другие ситуации, отличные от авторской)?
    (Ожидаемые ответы: «Муж сразу узнал о подделанном векселе Норы и о происхождения денег»; «Норе дает деньги Ранк»; «Фру Линне уговаривает Крогстада забрать письма и замять эту историю», «Крогстад не возвращает вексель и ждет возврата долга», «История приобретает огласку. Против Норы возбуждают дело в суде», «Нора прощает мужа», «Хельмер берет на себя вину Норы», «Нора получает огромное наследство от далеких родственников».)
    3. Творческая работа. Разработка новых сюжетных линий
    4. Проблемные вопросы и задачи
    ? В чем заключается символичность названия пьесы Г. Ибсена «Кукольный дом»? («Кукольный дом» - это дом фальшивых ценностей, за которыми кроются эгоизм, духовная пустота, разобщенность человеческих душ. В этом доме не живут, а лишь играют в любовь, брак, семью согласие и даже в человеческое достоинство и честь; при наименьшей буре «уютное гнездышко» Хельмеров разрушается.)
    ? расшифруйте цепочку «дочь > кукла-женщина > человек-борец». (Это этапы положения в семье и становления личности Норы).
    Докажите, что «Кукольный дом» - социально-психологическая драма. (В произведении затронуты социальные проблемы: богатства и бедности (Хельмер - Крогстад), гражданских прав женщины (Нора и вексель, который она подделала); психологические, так как напряжение произведения является, прежде всего, психологическим, внутренним; поведение героев пьесы является глубоко мотивированным)
    Определите черты «новой драмы». (Перенесение акцента с внешнего действия на внутреннее; конфликт завязывается раньше самого действия; «открытый финал»; непривычная тема)
    IV. Домашняя
    Беседа с учениками вопросам учителя:
    -Что нужно Крогстаду?
    (Он обвиняет Нору в аферизме, угрожает тюрьмой, если она не поможет ему не только остаться в банке, а и занять более высокую должность. Почему бы и нет, он же такой же преступник, как и Нора, тоже подделал документ).
    -Как эта сцена дополняет характеристику Норы?
    (Это благородная женщина. Она не может обратиться к отцу за помощью, когда тот болен).
    -В каком психологическом состоянии оказалась Нора? Почему?
    (В отчаянии. Не может открыто поговорить с мужем. Нора доверилась только подруге, которая ей искренне сочувствует, но не понимает, почему Нора не доверилась мужу. Она считает своего мужа честным, порядочным человеком: «...для него было бы мукой, унижением узнать, что он обязан мне чем-то).
    -Для чего приходит в дом Хельмеров Кристина Линне?
    (Она пришла, чтобы попросить Нору, свою подругу, помочь найти работу в банке; приход Кристины и Крогстада почти одновременно - это приход самой судьбы, которая решила уничтожить дом и семью Хельмеров. Письмо Крогстада к Торвальду раскрывает тайну Норы. Наконец, все выяснилось).

    8. Анализ сюжета и композиции произведения.
    Ученики и учитель выделяют структурное строение пьесы. В сюжете объединяются несколько сюжетных линий, относительно независимых друг от друга, но переплетающихся между собой.
    а/ Нора и Торвальд - брак оказался лишь сожительством, их пути расходятся.
    б/ Кристина Линне - все потеряла в жизни, понимает, что счастье - жить хотя бы ради кого-то. Им становится Крогстад, жизнь Кристины изменяется к лучшему.
    в/ Нильс Крогстад - мелкий чиновник и ленивый, морально опустошенный человечно делает попытки подняться в своих и чужих глазах, стремится найти семейное счастье с помощью Кристины, в финале пьесы в его душе пробуждается совесть и великодушие.
    г/ Доктор Ранк - всю жизнь любит Нору, был другом семьи. Тихо умирает, являясь примером настоящего самоотречения в любви.
    Ибсен мастерски показывает не только внешние сюжетные линии, но и психологические коллизии, которые происходят в душе персонажей.
    Например, Нора живет в придуманном мире, потом - прозрение, восприятие себя, как человека, стремление к внутренним переменам; Крогстад: моральное падение любовь - пробуждение совести - стремление снова стать человеком; Хельмер: добросовестность в мыслях и действиях - моральное испытание - измена любви и семьи.
    КОМПОЗИЦИЯ ПЬЕСЫ
    1.Экспозиция - канун Рождества, показана жизнь в семье Хельмеров. 2.Завязка - появление Кристины Линне и Нильса Крогстада в доме Хельмеров: Кристина просит помощи Норы при устройстве на работу, Крогстад тоже просит помочь.
    3.Развитие действия - Крогстад шантажирует Нору. Она в отчаянии, ищет выход из тяжелого положения и не находит его,
    4.Кульминация - письмо Крогстада, Торвальд узнает о преступлении жены, а Нора узнает правду о Торвальде.
    5.Развязка - распад семьи. Нора уходит из дома.

    9.Чтение по ролям или инсценирование.
    Хельман и Нора («Письмо Крогстада», действие III. "Нора с блуждающим взглядом, шатаясь, ходит по комнате…».)
    10.Беседа по вопросам учителя:
    1. Таким ли есть на самом деле Торвальд, каким его считает Нора?
    2.Любит ли Торвадьд Нору? Чем он угрожает жене?
    (Для Торвальда карьера, личный престиж - самое главное. Нора была лишь красивым, нежные дополнением обстановки. Эгоистичный страх потерять все - это определяет его поведение/.
    3.Дайте характеристику Норе, Торвальду, Крогстаду, Кристине, доктору Ранку. Оправдано ли будет распределение персонажей на положительных и отрицательных?
    4.Какими художественными средствами пользуется Ибсен, чтобы показать реальные характеры людей?
    / Персонажи пьесы многогранные и неоднозначные личности, в процессе своей духовной эволюции связаны между собой по принципу контраста: Нора - Кристина, Ранк – Торнвальд, Нора – Крогстад, Крогстад - Торвальд.
    XУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ: монологи, диалоги, поступки героев, их отношение друг к другу и к самим себе, авторские ремарки, биографические воспоминания, речь персонажей, детали интерьера. Главное в пьесе не то, что выясняется вся правда о преступлении Норы, а то, что выясняется, кто есть кто.
    Ситуация, в которой оказалась героиня, трагична, но настоящая трагедия - ее жизнь. И когда она это поняла, дальше не смогла жить, как раньше. Нора уходит из дома. Куда она идет - кто знает? Но она идет подальше от "кукольного мира". Торвальд еще надеется, что жена вернется, но Нора отвечает: для этого должно случиться "чудо из чудес" - чтобы "сожительство по-настоящему стало браком». Не является ли все это чудом Рождества, которое стало немым, но значимым фоном действия?
    11. Инсценирование заключительной сцены пьесы.
    12. Итоговая беседа по вопросам учителя:
    1.Определите тему, главные проблемы и идею произведения.
    2.Какой тип конфликта используется в пьесе? Почему?
    З.К какому жанру вы отнесли бы это произведение? Докажите мысль.
    4.В чем состоит художественное своеобразие драмы Ибсена?
    ТЕМА ПРОИВЕДЕНИЯ - духовный упадок общества, что показано на примере распада семьи Хельмеров.
    ПРОБЛЕМАТИКА - проблемы семьи, духовного единства людей, чести, любви, правды, совести, дружбы, человеческой гордости. Моральные проблемы приобретают философское значение.
    ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ - призыв к сохранению искренних семейных отношений, возрождению общечеловеческих ценностей - правды, совести, любви, чести.
    КОНФЛИКТ - драматический. Сложное к напряженное столкновение между действующими лицами, что выявляет разные моральные позиции в отношении к семье, жизни, другие людям. Семейный конфликт между Норой и Торвальдом показывает недостатки людей и общества.
    ЖАНР – социально-психологическая драма,
    ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПЬЕСЫ - драма показывает реальную жизнь и реальные образы, социальное положение женщины и семьи во второй половике XIX в. Семья становится критерием опенки общества. Достоинство персонажей измеряется не только социальными законами, а, прежде всего - законами моральными. Особенность пьесы - ее психологизм. Автор мастерски использует формы монолога и диалога, удачно строит композицию, что дает возможность ярко раскрывать драматический конфликт. Дом - своеобразная художественная модель в драме. Это место, где рушатся семейные узы, но все-таки здесь еще остается надежда на их сохранение (именно дом Хельмеров объединил Кристину и Крогстада, которые, может быть, станут счастливыми; в доме Хельмеров остаются дети Норы - как залог ее возвращения. что может дать новым шанс ее семье, если Торвальд и сама Нора внутренне изменятся).Язык пьесы тяготеет к разговорному стилю, живой, доступный, но не опрощенный.насыщенный яркими художественными средствами, которые помогают автору передать разнообразие и утонченность человеческих переживаний.

    Пьеса "Кукольный дом" - новаторская по форме.
    В этой пьесе автор рассматривает проблему призвания, предназначения человека в этом мире. Это самый яркий пример ибсеновской "новой драмы", почти совершенное воплощение реализма в драматическом произведении. Кроме того "Кукольный до!,;" - интеллектуально-аналитическая пьеса, где всесторонне рассматриваются обстоятельства современной жизни, которые препятствуют развитию индивидуальности, мешают человеку раскрыть свое "я". Сначала, казалось, видим в драме дом, полный счастья, но эта иллюзия развивается под нажимом сложных жизненных обстоятельств. Незавершенная концовка - выдающийся вклад "новой драмы" Ибсена в мировую драматургию. В пьесе развязка не является развязыванием проблем, а только их констатацией, конфликт не исчерпывается после завершения действия, а все больше обостряется.
    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
    Подготовить рассказ на тему "Нужно ли "кукле" становиться Человеком?" Продумать устный ответ на вопрос "Что нужно для семейного счастья?"