Долорес кондрашова личная жизнь. Триумф российской команды

Это не рассказ о золушке, которая стала принцессой. Жизнь и карьера Кондрашовой не подчиняется привычным правилам. Долорес непредсказуемая, нетерпеливая, неуправляемая и неподдающаяся… Думаю, что это не «вся она». Впрочем, в этом вы убедитесь сами.

Долорес из Баку. Там она родилась. В семье Гургена Тертерянова. Многие из потомков этого известного рода были учеными, медиками, юристами, режиссерами и музыкантами. Родители юной Долорес, Гурген и Тамара обожали музыку, литературу, и жизнь своих дочерей – Долорес и Жанны, окружали радостью и красотой. С детства Долорес, названная так в честь испанки Ибаррури, росла настоящим сорванцом.

Подвижная дочь, с неуемной энергией пугала мать, но зато вызывала улыбку (несмотря на ее проказы) у отца. В 40 – е годы прошлого столетия сестра матери Долорес, Нора с мужем переехала в Москву из Баку. Следом за ними перебралась в столицу и Тамара. К тому времени она успела похоронить мужа (ему было чуть больше 40 лет), мать. Для семьи началась новая жизнь. Непростая, не очень сытная, и, подчас, совсем не веселая. Жили в обычной коммуналке.



Начало творческого пути Долорес.

Девочки, окончив школу, хотели хоть чем – то помочь матери. Они даже подали заявление в администрацию завода с просьбой взять их на работу учениками токаря. Но… им отказали.
Позже Жанна поступила в ГИТИС, мечтая стать режиссером музыкального театра. А своей младшей сестренке она предложила попробовать себя на артистической стезе. Но, как позднее вспомнит сама Долорес, ее сразу «забраковали». Все ей твердили в один голос – «не та фактура».

Маленькая, юркая, тоненькая, с копной рыжих волос, она не внушала доверия мэтрам театра.
Мать определила несговорчивую дочь поступить на подготовительные курсы технологического института. Но Долорес вскоре… оставила учебу. Хотя впоследствии Долорес окончила этот институт, получила профессию экономиста. Но это случилось не сразу. В те же удивительные молодые годы Долорес отправилась на работу… в парикмахерскую (с «легкой руки» своего соседа, парикмахера Исаака Моисеевича).

Наши девушки на конкурсных программах

В то время, а это было после войны, «салонов» и в помине никаких не было, и о стилистах никто понятия не имел. Все парикмахерские ютились в подвальных помещениях. Долорес определили к «знающему» мастеру и строго- настрого приказали следить за тем, что он и как делает. Так, Долорес, более, чем скромного росточка, (1,54 метра) в огромном застиранном халате, встав на низкий стульчик, целыми днями следила за быстрыми руками парикмахера. К вечеру она так уставала, что, придя домой, сразу падала на диван. Мать только вздыхала. Ну, вот же, выбрала дочь себе работу. И какую. Не престижную…

Не о такой судьбе она мечтала для дочери. Но Долорес только отмахивалась. Или весело заявляла, что до 1917 года наши мастера Василий Яковлев и Иван Андреев стали «профессорами» парикмахерского искусства, завоевали множество наград, «покорили» Париж. Ей еще тянуться и тянуться до них… Но, с чем девушка никак не могла смириться, это с тем, что окружало ее. Надув губки, недовольная Долорес приставала без конца к владельцу парикмахерской, требуя чистые халаты и полотенца. Но особенно она была поражена оснащением парикмахерских. Везде, где Долорес успела побывать, московские парикмахеры не имели хороших ножниц, щеток, лака, даже держателей для бигудей.

Период становления Долорес на новом поприще совпал с ее замужеством. Она вышла замуж за офицера Леонида Кондрашова, заодно сменив и имя (с Долорес на Ларису). Правда, брак этот был недолгим. И через пять лет молодые «разбежались». Долорес не очень по этому поводу переживала, отбоя от поклонников не было. «И не сказать, что она красива, - говорил о сестре ее двоюродный брат Роман, - но Долка – это целое «море обаяния».

Салон "Долорес"

В 50 – е годы 20 века парикмахеры СССР «творили» под запах одеколона «Шипр», в приспособленных помещениях, а смотры на звание «лучшего по профессии» проходили в… банях. Даже попав в Варшаву (первая страна, куда их «допустили»), наши парикмахеры чувствовали себя «неуютно» на конкурсе, увидев, как оснащены их коллеги из стран соцлагеря. И это в тот период, когда в Париже (с 1947 г.) мастера со всего мира по – настоящему создавали красоту, украшая головки женщин небывалыми по великолепию прическами.

И все же косная система страны советов постепенно давала сбой. Так, было при Министерстве бытового обслуживания создано конструкторское бюро (по сути, институт) , где главным художником лаборатории «парикмахерских услуг» стала Долорес Кондрашова. Долорес и ее коллеги колесили по стране, создавая на местах подобные лаборатории, проводили учебу, семинары, обменивались опытом. Но самым главным достижением этой женщины стало создание сборной команды мастеров, которую она готовит для международных соревнований.

В г. Сочи Долорес встречает «своего» мужчину. Она влюбляется в журналиста Иосифа Гольдмана (в своих кругах просто «Джоз»). Умный, красивый, талантливый, - сама элегантность в одежде. И только в 1972 году Кондрашову приглашают в Париж, где ее работа на международном форуме парикмахеров была оценена серебряной медалью. До этого Долорес одержала победу на конкурсе парикмахеров из стран соцсодружества, который прошел в Москве, завоевав «Кубок дружбы». Из –за границы Кондрашова привозит, как правило, своим коллегам инструменты для работы, коробки с бальзами и шампунями, которых в нашей стране в ту пору не было.

Долорес всегда работает, даже во время отдыха.

Все, кто когда – нибудь работал или просто общался с Долорес, всегда удивлялись тому, как ей хватало на все времени. В 90 – е годы прошлого века Кондрашова с энтузиазмом строит салон, о котором всегда мечтала, под своим именем «Долорес» (позже он станет называться «Велла – Долорес», когда Кондрашова будет сотрудничать с немецкими специалистами). Авторитет Кондрашовой растет год от года. Ее специалисты, которых она «собирала» со всех концов страны, всякий раз поражают посетителей.

Сама "императрица" Долорес.

Энергия и уверенность Долорес буквально «пробивает» все стены. Она не только создала сборную для участия в международных конкурсах (в 1998 г. в Сеуле мы стали первыми), но сумела также создать союз парикмахеров России, стала его президентом. В 1997 году Кондрашова возглавила Академию парикмахерского искусства «Долорес». Это была ее давняя мечта. Долорес «поднимала» Академию «по кирпичику». А с 1994 года Кондрашова регулярно стала проводить в Москве фестивали парикмахерского искусства, назвав их «Мир красоты».

Каждый фестиваль – это праздник, это шоу, это грандиозное открытие в мире моды, косметологии, парикмахерского искусства… Праздник Долорес – это всегда театр. Но это еще и мастер – классы, без которых не обходится ни один фестиваль.

Прожив с Долорес в гражданском браке 25 лет, Иосиф Гольдман оформляет в 1993 году с ней официальный брак.

Сумасшедший ритм работы сказывается на здоровье Долорес. В 2000 году в тяжелом состоянии (инсульт) ее помещают в ЦКБ. Кондрашова не знала слова «стоп», она «расшвыривала» все проблемы, и вот… неподвижность. Но Долорес не сдается. Вскоре санаторий «Барвиха», куда ее переводят, становится офисом для работы и общения с коллегами. Она учится говорить, ходить, двигаться. Она дает указания, вникают в каждую мелочь работы.

Не секрет, что в самое тяжелое для нее время, некоторые из специалистов салона «Велла- Долорес» покинули его. Но Кондрашова не унывает. Ее коллеги летят в Токио, потом был Лас – Вегас, далее - фестиваль в Москве… и везде победа. Кондрашова передвигается еще в коляске, но она идеально причесана, одета и у нее с лица не сходит улыбка.

Работа Екатерины Рождественской (Кондрашова).

Заслуженный деятель искусств РФ Долорес Кондрашова награждена многими государственными наградами, у нее масса дипломов, «кубков», поощрительных премий. Она с достоинством носит «Большой рыцарский крест Командора», которым отмечен ее талант французами.

Вот так… Обычная, но талантливая девчонка, став парикмахером, добилась невероятных успехов в своей профессии. Да, она из тех, кто всегда под номером «один»…

Как Людмила Зыкина у нас - королева русской песни, так Долорес Кондрашова - королева русской прически. Это она вернула во всем мире уважение к российским куаферам. Тренировала сборную команду лучших парикмахеров страны, которые после этого стали занимать первые места во всем мире.


Это она, наконец, была родоначальницей модного сегодня стиля гламур и показала нашим женщинам, что такое модные стрижки и не обязательно ходить с одной и той же монументальной «химией» на голове.

В ее салоне стрижется весь бомонд - эстрадные звезды, министры и их жены. Но Долорес о своих звездных клиентах говорит неохотно, сравнивая свое молчание с «врачебной тайной». Мало того, она сейчас никому не дает интервью. Но для своей любимой «Комсомолки» сделала исключение.

Вместо причесок были «вшивые домики»

- Долорес Гургеновна, когда вы начинали работать, в стране и настоящих парикмахерских ножниц-то не было?

Не было даже нормальных бигуди - а были такие огромные, железные валики на резиночках от трусов... Я хоть и возглавила в 70-х годах лабораторию моды при Институте красоты, но мода в стране отсутствовала как явление. За модный журнал давали огромные деньги. Люди привозили их из-за границы, другие переснимали, чтобы посмотреть, что же носит мир за «железным занавесом».

По сути мы изобретали велосипеды. Я просила своего друга сделать мне «профессиональную» расческу. Он набил на массажную щетку обычные гвозди, отломив им шляпки. И этими гвоздями мы причесывали московских модников.

Тогда все женщины ходили с начесами, это были такие «вшивые домики». Делалась огромная прическа, полировалась лаком. Даже если женщина купалась в море, прическа оставалась. С этим «домиком» можно было ходить дней двадцать. Если вдруг зачесалась голова, приходилось пользоваться спицей.

Но за двадцать лет мы изменили общественный вкус. И наши женщины наконец стали делать стрижки.

Хорошо, что ушла «баранья» химия!

- После начесов у нас в стране была эпоха «химии»...

Та химия, перманент, была самостоятельной прической, и это было ужасно. Волосы завивали так сильно, как будто хотели, чтобы хватило на всю жизнь. И могли просто так ходить с этой «бараньей» химией.

Сейчас химия совсем другая. Она легкая, помогает локону держать объем. Вообще сейчас невероятно красивая мода на прически, очень богатая палитра красок. Неизменными остаются спорт и романтика. Вернулись стрижки боб, каре, шапочка. Модны и кудри, и волны, и прямые волосы. Соединяются несоединимые вещи, текстуры всяких укладок: в одной прическе может быть и шапочка, и каре, и на все это накладываются длинные прямые волосы.

Сейчас актуальна персонализация образа. Модно стало выражение - celebrities hair (волосы звезд). Звезды не хотят ни на кого быть похожими. Каждый стремится иметь свой стиль. Вот Николь Кидман - всегда разная, и при этом у нее свой стиль. Я не могу сказать, что сейчас модно что-то одно. Можно все. А какие сейчас вошли в моду цвета волос! От черного и светло-белого, до рубиново-красного. Самое главное, чтобы у прически был объем и чтобы волосы были блестящими, глянцевыми.

Мне так нравится современная мода! В ней так хорошо смешиваются текстуры. Волосы прямые, на концах оставляем кудряшки, а впереди - волны. Так тоже можно. Самое главное, не быть ни на кого похожим. Поле моды, которое мы создали, очень расширилось. И «ширится география хорошего вкуса».

- А сейчас в женских прическах какие недостатки?

Самый главный недостаток - неухоженность волос.

- И темные, отросшие корни.

Ну об этом я вообще не говорю!

Почему я отказалась от Горбачевой

Когда случилась перестройка, ко мне пришла Раиса Максимовна. Это первая жена лидера государства, которая заговорила о «моде». Потому что ее предшественницы были тихими заброшенными домохозяйками. Все модное считалось неприличным для жен членов Политбюро. И приученный к этому советский народ ненавидел Раису Максимовну за то, что она модная. А она стала одеваться у Зайцева, делать прически у Долорес. Но недолго. Она сказала мне: «Вы должны ехать со мной по всем странам и континентам». Я ответила: «У меня лаборатория, я не могу быть вашим личным парикмахером». Раиса Максимовна очень хорошо на это среагировала: «Я понимаю Долорес, она человек творческий и не хочет быть просто моей личной обслугой».

Вообще Раиса Максимовна сделала большое дело. Ведь первой леди принято подражать. А она всегда ходила с красивой прической.

- Когда к вам приезжают звездные клиенты, всех остальных вы не обслуживаете?

Ничего подобного. Когда к нам, например, приезжала Наина Иосифовна Ельцина, никаких таких: «Всем выйти, приехала жена президента», - не было. Правда, ее охрана заранее смотрела зал - нет ли тут у нас пулеметчика где-нибудь в углу. Наина Иосифовна всегда приезжала вовремя, тихо проходила в VIP-зал.

Мы, кстати, тогда помогли ей найти свой стиль. До этого у нее были волосы средней длины, а мы предложили короткую стрижку и другой цвет. В определенном возрасте длинные волосы нельзя носить, они выглядят смешно. Взрослая дама должна выглядеть подчеркнуто аккуратно. А длинные волосы - для молодых.

- Есть ли какая-нибудь беспроигрышная, универсальная прическа, которую можно носить и молодым, и старым

Каре - классика на все времена. Его можно делать удлиненным, не оголяя шею, и задорным коротким.

«Мечтаю постричь Чубайса»

- Допустим, вас назначают министром красоты и стиля России. Кому бы вы стиль и прическу придумали?

Мне очень нравится Лолита. Но ей не очень идет ее нынешняя короткая стрижка, она делает ее проще, лицо кажется круглым. Мне кажется, что Лолите больше бы пошли длинные волосы. Или, может быть, средней длины, забранные у висков. А впереди - выпустить пряди. Тогда получится очень благородный, «дворянский» образ.

Еще я мечтаю перестричь Чубайса. Он интересный мужчина. Но его ныненшняя стрижка делает его похожим на «пацана».

Самые модные - Греф и Малахов

- А кто у нас из звезд самый модный?

Телеведущий Андрей Малахов очень модный. Таня Миткова - она из всех ведущих самая элегантная. А вот у министра обороны Иванова свой, «военный» стиль. Думаю, хороший парикмахер ему не нужен. Герман Греф очень модный. Жириновский к нам в салон приходил. Был кудрявенький, как козлик. А теперь он себе сделал мужественную стрижку. Раньше по стрижке он напоминал либерального демократа. Сейчас же постригся под полубокс. И стал такой брутальный мачо. Стал похож на американского пехотинца.

- Говорят, вы даже Алле Пугачевой прическу подбирали, правда, она потом перешла на привычные кудряшки?

Долорес (после долгой паузы):

С Пугачевой работает стилист Сергей Зверев (К слову, ученик Кондрашовой. - Прим. авт.). Он знает, что делает. Алла относится к тяжелым клиенткам. Пугачева - яркий представитель людей, которые будут делать только то, что они хотят. Ей сто человек говорили не носить короткие юбки, она говорит: пошли отсюда. Иногда в ее образе чувствуется классная рука Зверева. Где-то кончается Зверев, и начинается Алла. Видимо, Алла - человек очень сильной индивидуальности. И может позволить себе диктовать свои правила.

- Вас расстраивает, когда вы видите некрасивого человека?

Нет некрасивых людей. Любому надо просто посмотреться в зеркало и уделить себе немножко времени.

Не мойте голову хозяйственным мылом

- А какие советы мы можем дать человеку, который живет далеко от больших городов и не может попасть в приличный салон?

Ну хорошо. Самое главное, чтобы волосы были чистые. Глянцевые, блестящие. Самое ужасное - это грязная голова. С мутными, серыми прядями ничего хорошего не сделаешь.

Долорес - идеолог российского гламура. Эта девушка демонстрирует ее первую конкурсную прическу с кокетливыми завитушками и эффектной брошкой.

- А как сделать, чтобы волосы блестели?

Те, кто думает, что выглядеть красиво можно только за большие деньги, ошибаются. Так же, как с едой. Хорошая хозяйка купит продуктов по-умному, и у нее получится вкусный обед. А дура потратит тысячу долларов, и у нее ничего в рот не возьмешь. То же самое с красотой. Есть природный вкус. Люди могут сами подобрать себе стиль, купить недорогой шампунь, ополоснуть волосы отваром из ромашки. Могут попросить своего парикмахера, даже если это в деревне происходит: «Сделай мне вот такую прическу, это сейчас модно». Такой человек и будет выглядеть стильно. Сегодня есть серия ламинатов, которая дает блеск, специальные спреи на основе масла и жидкости, хорошие бальзамы. Еще качественная краска дает волосам блеск, дорогие лаки. Сейчас огромный выбор шампуней, можно что-нибудь подобрать. А то многие люди до сих пор в деревнях моют волосы хозяйственным мылом. Волосы от этого ломаются, становятся мутными.

Блондинкой быть выгодно

- Какая мода в прическах будет через несколько лет?

Мода циклична. Сейчас мы говорим о шике 70-х, о графике 20-х. Тридцать лет назад мы на «Ленфильме» со Славой Зайцевым снимали фильм «Мода 2000 года». Он делал одежду, я - прически. Мы все тогда думали, что скоро население Земли в космос переселится и будет там жить на разных планетах. Все будут в блестящих космических костюмах ходить, с неземными «техногенными» прическами. Сейчас даже вспоминать смешно. Мы тогда такого напридумывали! Как в фильме «Пятый элемент». У нас была модель, прическу которой украшало несколько вентиляторов. Пришел 2000-й год. И где та мода, которую мы делали?

- Как вам кажется, джентльмены действительно предпочитают блондинок, или это стилисты обесцвеченной Мэрилин Монро такой слух пустили?

Долорес (после долгой паузы, тщательно взвешивая слова):

Я, как видите, тоже покрасилась. Наверное, предпочитают. Лично я считаю, что светлый цвет женщину молодит, и это самое главное.

- А что лично вас делает счастливой?

Мой муж. Счастье - иметь такого друга. Еще, конечно, работа и мои ребята, когда они побеждают на международных конкурсах. Когда наш гимн играют. Сейчас российские парикмахеры - лучшие из лучших. Весь мир спит, только Россия работает. В отличие от немцев, французов, которые раньше всегда были первыми.

Долорес Кондрашова Долорес Гургеновна Кондрашова родился 24 ноября 1936 года в Баку, Азербайджанская ССР — заслуженный деятель искусств России (2002). Заслуженный работник бытового обслуживания населения РСФСР, обладатель знака «Отличник службы быта» и трех Золотых медалей ВДНХ «За успехи в народном хозяйстве СССР».
07.09.11
Долорес Гургеновна Кондрашова родился 24 ноября 1936 года в Баку, Азербайджанская ССР — заслуженный деятель искусств России (2002). Заслуженный работник бытового обслуживания населения РСФСР, обладатель знака «Отличник службы быта» и трех Золотых медалей ВДНХ «За успехи в народном хозяйстве СССР».

С 1962 по 1970 годы работала парикмахером в Москве, добилась впечатляющих успехов.

В 1970 году талант Кондрашовой оценили на конкурсе парикмахеров социалистических стран «Кубок Дружбы», где она стала победителем. Кондрашову признали и на международном уровне — она получила серебряную медаль Чемпионата мира по парикмахерскому искусству в Париже. Прически «Голубь мира» и «Элегия» произвели впечатление на тысячи зрителей.

С 1971 по 1989 годы Долорес Кондрашова занимала пост руководителя Лаборатории моделирования причесок при Министерстве бытового обслуживания СССР. Она основатель и действующий президент Союза парикмахеров и косметологов России, а также тренер сборной команды России по парикмахерскому искусству. Именно под ее руководством в 1998 году наша команда впервые завоевала титул чемпиона мира.

В 2002 году на чемпионате мира в Лас-Вегасе команда России подтвердила лидирующие позиции отечественной парикмахерской школы. А в 2006 году в Москве сборную России ждал настоящий триумф: женские и мужские мастера завоевали четыре золотых кубка в командном зачете и двадцать восемь золотых медалей — в индивидуальном.

Является создателем фестиваля «Мир красоты», который много лет проводится в Государственном Кремлевском дворце. Фестиваль «Мир красоты» является самым авторитетным профессиональным мероприятием и школой обмена опытом для парикмахеров и косметологов всей России. Долорес Кондрашова является создателем фестиваля «Весенний вернисаж», который много лет проводится в Гостином Дворе. Фестиваль «Мир красоты» является самым авторитетным профессиональным мероприятием и школой обмена опытом для парикмахеров и косметологов всей России.

Кондрашова Д. Г. открыла дорогу в искусство таким известным российским дизайнерам прически как Ирина Баранова, Сергей Зверев, Марина Васканян и многим другим.

5 марта 2001 года Долорес Кондрашова в числе заслуженных женщин России была приглашена в Кремль на прием к президенту России Владимиру Путину, посвященный Международному женскому дню 8 Марта.

27 апреля 2002 года Долорес Кондрашова была награждена президентом Российской Федерации, высоким званием «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации». Она единственная из наших соотечественников, занятых в сфере beauty-индустрии, носит это высокое звание.

Удостоена многих почетных правительственных наград, в том числе ордена 3нак Почета и ордена Дружбы народов. Французское правительство, по достоинству оценив вклад Долорес в дело мирового парикмахерского искусства, наградило ее «Большим Рыцарским крестом Командора».

На последнем конгрессе Всемирной организации парикмахеров (ОМС), состоявшемся летом 2006 года, Долорес Кондрашова вновь была избрана президентом восточноевропейской зоны ОМС.

Среди знаменитых учеников Кондрашовой — Сергей Зверев, Ирина Баранова, Марина Васканян и многие другие. Ее клиентками в разное время были первые леди СССР и России Раиса Горбачева и Наина Ельцина.

Долорес Кондрашевой, стала родоначальником школы российских мастеров, как таковой. Нельзя сказать что до нее не было талантливых мастеров, но именно с ее приходом появилась стилистическая общность, если хотите — свой подчерк нашей команды. Она вывела наших мастеров на международную арену. В начале — на конкурсы среди стран соцлагеря, потом — на мировой уровень. И с первых конкурсов — получали золото. Тогда костяк команды составили такие мастера как Людмила Голубева, Татьяна Дак, Важа Мхитарян, Марина Немцова, всех и не перечислишь.

Кстати любопытная деталь — первую свою коллекция моделей Валентин Юдашкин, теперь известный кутюрье, сделал для показа на конкурсе в Польше. Тогда в начале 80х годов, за это выступление командное «золото», и не малая заслуга в этом была Валентина Юдашкина. А задача у него была, ох как непроста — не только создать костюм, но и «вписать» его в образ, дух прически. Так что бы костюм не подавлял, а подчеркивал, оттенял ее. Там же на чемпионате, он и познакомился с Мариной Немцовой, одним из мастеров команды, которая потом стала его женой.

Чтобы понять творческого человека, нужно увидеть его в рабочей обстановке. С Долорес Кондрашовой, очаровательной хозяйкой салона “Велла-Долорес” и признанным мэтром парикмахерского искусства, мы встретились именно так - в салоне, который от начала и до конца был создан ею. Это ее любимое детище, которому она отдает львиную долю своей энергии, хотя у нее много дел как у президента Союза парикмахеров и косметологов России, главного тренера сборной команды страны и президента регионального отделения международной конфедерации парикмахеров по Восточной Европе. Поэтому увидеться с ней иначе как на работе, наверное, невозможно. И разговор, естественно, был о профессии и творческих успехах.

Ваши ученики занимают первые места на престижнейших чемпионатах, многие открывают собственные салоны и вообще становятся известными людьми. Но и вы когда-то тоже были ученицей. Как начался ваш творческий путь?
- Все произошло совершенно случайно. Я вообще-то с детства мечтала работать в театре. Режиссером. Почему не актрисой? Ну, я довольно критически оценивала свои внешние данные - ростом маленькая, внешность далеко не звездная (так я считала всегда). А театр, искусство - это вроде как семейное: сестра стала режиссером, сейчас руководит детским театром; папа работал директором филармонии в Баку, мама училась в консерватории. В общем, все вокруг меня жили творчеством. Решила поступать в театральное, долго и серьезно готовилась. Тогда курс набирал Баратов - режиссер Большого театра, я сдала ему коллоквиум. Но в день, когда я отправилась сдавать экзамены, он разбился, три месяца пролежал в больнице. Так что ничего у меня не сложилось, хотя я к тому времени успела даже поработать в хоре. Кстати, не зная ни одной ноты, выучила Седьмой вальс Шопена... Как же я расстроилась, как убивалась! Не мыслила своей жизни без театра. Пришла домой в сквернейшем настроении, и тут-то судьба и решилась. Дело в том, что мама, тоже расстроенная моей неудачей, как раз в тот день ходила делать маникюр, а заведующий парикмахерской, мамин хороший знакомый, сочувствуя, сказал ей: “Вы так мучаетесь... Театр - это, конечно, хорошо. Но вы ведь хотите, чтобы ваша дочка зарабатывала на хлеб с маслом? Тогда отдайте ее мне, я сделаю ее парикмахером”. Во мне, конечно, все возмутилось: как это - парикмахером? Казалось бы, приличная семья: один брат - композитор, другой - дирижер, сестра - режиссер, а я вдруг парикмахер... Это же страшно! И хотя я почти сразу после провала в ГИТИСе поступила на подготовительные курсы - на художника-гримера, мама сказала: “Давайте попробуем”. И я отправилась на курсы парикмахеров, - тот знакомый убедил, что мне это будет полезно как гримеру.

- А когда ваша профессия вам по-настоящему понравилась?
- Не сразу. Занятия проходили в жутких условиях, - это была страшная, просто кошмарная баня на Разгуляе, комбинат № 2, с тараканами, с крысами, с прочими прелестями. Головы клиентам мыть было противно, брезгливая была очень. Но стричь (совершенно неожиданно) понравилось. Повезло с педагогом, - она оказалась очень интересным, интеллигентным человеком. Поняла, что меня нужно хвалить, что мне нужно сознание собственного успеха. От похвал я все больше распалялась, хотела превзойти саму себя. А однажды попала в качестве помощника на Московский городской конкурс. Подавала мэтрам полотенца. Конечно, я была тогда совсем юная, закомплексованная, но поняла: нужно и мне выступать. Ну а потом была поездка с тургруппой в Польшу на чемпионат Европы. И то, что я там увидела, меня просто потрясло. Захотелось выступать самой. А потом пошло-поехало: участвовала в разных конкурсах, занимала первые места.

- А гримером в театре поработать не пришлось?
- Нет, но были работы в кино. Есть такой фильм - “Гранатовый браслет”. Там моя сестра играла пианистку Женни Рейтер. А когда я ее причесала, режиссеру очень понравилось - и потом я много работала с актерами. Но, в общем, это было неинтересно: люблю фантазировать, не люблю, когда заранее задано, что сделать. Да и клиентов таких не люблю, которые приходят и требуют: сделайте мне так, так и так! Но знаете, сейчас люди изменились, стали доверять мастеру.

- Как близкие воспринимали вашу работу?
- Сначала они все, кроме мамы, ничего не знали. Когда вышла замуж, от мужа примерно год скрывала, чем занимаюсь. Было стыдно. Но когда я поехала в Париж на чемпионат мира, заняла там второе место - тогда в ереванской газете напечатали статью об этом. Тут только родственники и узнали, что я парикмахер. Но обрадовались, поздравляли.

- После серебряной медали в Париже у вас, конечно, появились новые перспективы...
- После удачи в Париже поняла: выше подниматься некуда. Можно опять участвовать в бесконечных конкурсах, но это уже будет повторение. А хотелось расти дальше. И вот надумала преподавать, учить молодежь. Мне дали целый институт - конструкторско-технологическое бюро при Министерстве бытового обслуживания. Я была заведующей лаборатории. Команда подобралась неплохая, мы начали проводить семинары, создали свою школу, она стала известной по всему Союзу. Обучали всех - семинары, стажировки, поэтому мы такие известные. С учениками я строга, требовательна. Но люблю их, они меня тоже. Кто они? Много талантливых ребят из провинции - они пробивные, честолюбивые. А ведь эти качества главные в любом деле.

- А чем отечественная школа парикмахерского искусства, на ваш взгляд, отличается от зарубежных?
- Прежде всего, изобретательностью: качественно постричь могут многие, но создавать на голове праздник с помощью своей фантазии - это могут только русские. Ведь у нас же долгое время ничего не было, ни средств для укладки, ни аппаратуры, а традиции оказались разрушены в советский период... Выручала оригинальность, а когда мы освоили, наконец, современные технологии, у русских появилась репутация самых творческих мастеров. И ведь кто теперь становится парикмахерами? Мальчики из интеллигентных семей. Вот до чего дошло! Это стало очень интересной и престижной профессией.

Беседовала Виктория Селантьева