Почему Андрей Штольц не смог помочь своему другу Илье Обломову вернуться к активной жизни? (ЕГЭ по литературе). Почему Андрею Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова? Что предпринимает штольц чтобы спасти обломова


Герои романа И.А. Гончарова "Обломов" - Илья Ильич и Штольц - обладают разными характерами и стремлениями в жизни. Однако их дружеский союз крепок: в начале романа Илья Ильич с нетерпением ждет приезда Штольца, а сам Андрей на протяжении всего романа пытается вернуть друга к активной жизни. Так почему же Штольц не смог убедить Обломова изменить привычный уклад жизни?

Одним из факторов, повлиявших на становление личности Обломова, стала его семья. В главе романа "Сон Обломова" прослеживается воздействие на характер Ильи Ильича барского воспитания, быта и нравов. В детстве его всячески ограждали от обязанностей и труда, баловали. Семья Обломовых заботилась только о вкусных обедах и уделяла мало времени решению хозяйственных вопросов и работе.

"Может быть, детский ум его давно решил, что так, а не иначе следует жить, как живут около него взрослые", - пишет И.А. Гончаров. Штольц же, в отличие от Обломова, воспитывался строгим отцом и с детства проявлял деятельные качества характера, стремление к учебе. Таким образом, немаловажную роль в нежелании Ильи Ильича меняться сыграло именно воспитание.

Но главный герой не был апатической натурой без стремлений и чувств. Наоборот, он был ищущим человеком с глубокими мыслями и своими переживаниями. Обломов искренне считал чиновника Судьбинского, светского человека Волкова и литератора Пенкина пародией на деятельных и счастливых людей. В своем монологе герой вопрошает: "И это жизнь! Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?". Эти мысли позволяют считать Обломова человеком с незаурядными духовными запросами и требованиями. Ведь равнодушие к жизни Илья Ильич приобрел именно после первого дня работы чиновником. Суета, безудержная погоня за мнимыми ценностями чужды внутренним представлениям главного героя. Однако он не способен выбраться из привычного уклада жизни, и отклоняет предложение Штольца поехать в путешествие, потому что не видит в нем смысла. Период активного образа жизни, который он принимает, влюбившись в Ольгу Ильинскую, на опыте показал несостоятельность плана Штольца "по спасению" главного героя.

Таким образом, Андрей Штольц не смог помочь Илье Обломову из-за различий их взглядов на мир, которые вытекают из воспитания и мироощущения героев. Как бы не хотел Штольц помочь главному герою и сколько бы усилий для этого не прилагал, он бы все равно не смог. Ведь Обломов как бы вытеснен из социальной жизни своей эпохи, он не понимает деятельных людей и не видит смысла в труде. Однако это герой, способный искренне любить и глубоко сопереживать. Сам Штольц в конце произведения говорит о "честном, верном сердце" Обломова, которое он "невредимо пронес сквозь жизнь", и о его "хрустальной, прозрачной душе", которая отличала его от остальных.

Обновлено: 2018-07-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Обломов и Штольц - главные герои романа И.А. Гончарова - люди одного класса, общества, времени, они друзья. Казалось бы, сформированные в одной среде, их характеры, мировоззрение должны быть похожи. На самом деле эти герои - антиподы. Кто же он, Штольц, которого не устраивает образ жизни Обломова и который пытается изменить его?

Отец Андрея, немец по происхождению, был управляющим в богатом имении, а мать - обедневшая русская дворянка, служила когда-то гувернанткой в богатых домах. Поэтому Штольц, получив немецкое воспитание, обладал большой практической смекалкой и трудолюбием, а от матери унаследовал любовь к музыке, поэзии, литературе. Все дни в семье проходили в работе. Когда Андрей подрос, отец стал брать его в поле, на базар. Мальчик отлично учился, отец обучал его наукам, немецкому языку и сделал репетитором в своем маленьком пансионе, положив даже жалованье. Довольно рано отец начал отправлять сына в город с поручениями, «и никогда не случалось, чтобы он забывал что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах». Отец научил его рассчитывать в первую очередь на себя, объяснил, что в жизни главное -деньги, строгость и аккуратность.

Труд для Штольца стал не просто частью жизни, но удовольствием. К тридцати годам он, чрезвычайно целеустремленный и волевой человек, вышел в отставку, нажил дом и состояние. Штольц постоянно чем-то занят: много работает, путешествует. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь». В некотором роде идеальный герой. Вот только «мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе». Штольц «не болел душой, не терялся никогда в сложных, Трудных или новых обстоятельствах, а подходил к ним как к бывшим знакомым, как будто жил вторично, проходил знакомые места». И еще одно - Штольц все время спокоен, он доволен своей жизнью.

Любой человек обычно ярко проявляется в любви. Штольца любовь едва потревожила. Он и здесь действует рационально, «влюбляя» в себя Ольгу. Семейная жизнь Андрея и Ольги, правильная и скучная, не вызывает при чтении никаких эмоций. Сам писатель как бы заскучал от жизни этой образцовой буржуазной семьи. И хотя оба героя старательно занимают себя различной практической деятельностью, путешествиями, чтением и обсуждением книг, музицированием, их жизнь, надо признать, приобретает краски лишь тогда, когда соприкасается с жизнью Обломова.

Почему же Штольцу не удалось изменить образ жизни своего друга и антипода Обломова? И кто он, устоявший перед напором Штольца? Русский барин, которому в момент нашего с ним знакомства около тридцати двух-трех лет, «приятной наружности, с темносерыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». Инертность, апатия, боязнь всякой деятельности - вот результат воспитания, когда мальчика растят, как «экзотический цветок в теплице», не позволяют шага сделать самостоятельно, изнеживают и балуют сверх всякой меры. Ученье вызывает у него тоску, и с одобрения маменьки занятия пропускаются при любом удобном случае.

Любимое времяпрепровождение повзрослевшего Обломова-лежание на диване в пустых мечтаниях и сладкий сон. Жизнь для безвольного Ильи Ильича разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки - это у него были синонимы; другая - из покоя и мирного веселья. Служба была ему неприятна, и он очень быстро ушел в отставку. Он может себе это позволить: в его распоряжении кроме слуги Захара еще 350 душ крепостных, которые работают на него. И если дела в имении идут плохо, то только из-за нежелания и неумения Обломова управлять поместьем. Он мучается от сознания того, что у него нет силы и воли, но сам не может, да и не очень-то стремится, сдвинуться с места и просит своего деятельного друга детства Штольца помочь ему: «Дай мне своей воли и ума и веди меня куда хочешь».

Вытащив однажды Обломова в свет, Штольц слышит от друга: «Скука, скука, скука!.. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?» Эти слова непосредственно касаются и Штольца. Его способность быть везде - это уже почти нечеловеческая способность. Он «выучил Европу, как свое имение», изъездил Россию «вдоль и поперек». Круг его знакомых пестр: тут какие-то бароны, князья, банкиры, золотопромышленники. Все предприимчивые люди, которые целью своей жизни считают «дело».

Что делать в этой компании Обломову? Что он для Штольца: дань детской дружбе, или какая-то отдушина, или просто объект для выслушивания его нравоучений? И то, и другое, и третье. Человек ленивый, но умный, Обломов вовсе не желает становиться таким, как Штольц.

Штольц знакомит Обломова с Ольгой Ильинской, а уезжая за границу, «завещал Обломова ей, просил приглядеть за ним, мешать ему сидеть дома». Так в жизнь Ильи Ильича Обломова входит Ольга. Не красавица, «но если бы ее обратить в статую, она была бы статуей грации и гармонии». В ней есть ум и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию. И Обломов, увидев в ней отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую, воспринял Ольгу как воплощение мечты.

Что же привлекает Ольгу в Обломове? Она видит в нем отсутствие цинизма, способность к сомнению и сочувствию. Она ценит его ум, простоту, доверчивость, отсутствие тех светских условностей, которые чужды и ей. Ольге хочется помочь этому болезненно неспособному к действию человеку. Она мечтает, что «укажет ему цель, заставит полюбить все то, что он разлюбил...». Ей нравится сознавать себя в роли «просветительницы»: ведь она, женщина, руководит мужчиной! Любовь станет для нее долгом. Полюбить, чтобы перевоспитать, «из идейных соображений» - такого в русской литературе еще не было. Влюбленность Ольги своеобразный эксперимент.

Такова в своей любви Ольга Ильинская, а что же Обломов? Чем дальше развиваются отношения молодых людей, тем искреннее становится он. Меняется сам образ его жизни: он с удовольствием ходит в гости к Ильинским, завороженно слушает пение Ольги, много и подолгу гуляет, он не ужинает и забыл о послеобеденном сне. Ему стыдно перед самим собой за то, что он не читает, - он берется за книги. Обломов вдруг осознает ненужность, бесцельность своего существования.

Как со всяким влюбленным, с ним постоянно образ любимой. «А Обломов, лишь проснется утром, первый образ в воображении -образ Ольги, во весь рост, с веткой сирени в руках. Засыпал он с мыслью о ней, шел гулять, читал - она тут, тут». Он следил теперь за своей одеждой. Беззаботность покинула его в тот момент, когда она первый раз для него пела. «Он уже жил не прежней жизнью...» Он делает вывод: «Любовь - претрудная школа жизни».

Но молодым людям не суждено быть счастливыми, потому что Ольга любит Обломова не такого, какой он есть, а такого, каким хочет его сделать. Мучительно расставание героев. Почему не сложились их отношения? Потому что оба ждут друг от друга невозможного. Так что и этот подход Штольца к Обломову оказался недейственным.

Известно, что Гончаров несколько раз определял жанр своего романа как сказку. Если «Обломов» - большая сказка, то ядром ее надо считать «Сон Обломова» - образный и смысловой ключ к пониманию характера героя, изображенного Гончаровым, рассказ о детстве героя в сказочно-реальной Обломовке.

По степени своей закрытости Обломовка может потягаться с любым зачарованным, заколдованным царством. Много ли народу приезжает и приходит в нее на протяжении долгого сна Ильи Ильича? Нам почти некого вспомнить, разве что забавный эпизод со спящим мужиком, которого дети обнаруживают в канаве и принимают за оборотня. Явление этого чужака настолько сильно потрясло даже взросдых обломовцев, что они не решаются разбудить его, чтобы узнать, откуда он сюда забрел и зачем.

Но если приехать или прийти в Обломовку трудно, то покинуть ее пределы - действие для ее обитателей еще более невозможное. Куда? Зачем? Как и следует ожидать, представления обломовцев о земле вполне сказочны: «слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, темный мир, неизвестные страны, населенные чудовищами, людьми о двух головах, великанами; там следовал мрак - и, наконец, все оканчивалось той рыбой, которая держит на себе землю».

Но все это где-то далеко. А Обломовка как спала, так и будет спать мирно дальше. Гончаров описывает, как сладко обломовцы умеют спать: спят, дремлют, млеют грезящие в забытьи и неземном блаженстве. Даже воздух спит, ибо «висит без движения», даже солнце погружено в дремоту, потому что «стоит неподвижно». «Это был какой-то всепоглощающий, непобедимый сон, истинное подобие смерти». Волшебному царству сна, разумеется, противопоказан любой вид движения, действия. Поэтому Обломовка - мир принципиального безделья. Единственный освященный традицией вид труда здесь - приготовление и поглощение пищи. Не случайно писатель воспроизводит картину поедания огромного пирога, которое длится пять дней.

Таково это «сонное царство», где почти никто не работает и не умирает, где не бывает потрясений, где «грозы не страшны», а «звезды дружески мигают с небес», где никто не желает быть пробужденным для иной, пусть даже прекрасной жизни.

Чтобы подчеркнуть впечатление сказочности созданного им мира, писатель вводит в «Сон Обломова» образ няни, которая зимними вечерами нашептывает Илюше сказки о «спящих царевнах», окаменелых городах и людях, о Емеле-дураке и богатыре Илье Муромце. Этот Емеля - своеобразный прообраз Обломова в романе. В известной народной сказке добрая волшебница, являющаяся в виде щуки, избирает себе любимца, которого все обижают, тихого, безобидного лентяя, и одаривает его ни с того ни с сего. А он кушает, наряжается в готовое платье и женится на какой-нибудь красавице.

В жизни Обломова сказка и реальность как бы перемешаются. Его будут дурачить и морочить все кому не лень, а напоследок судьба пошлет ему в жены Агафью Матвеевну - новую сказочную красавицу, готовую все делать для него и за него.

Глава «Сон Обломова» по сути своей убеждает нас в том, что сном была вся жизнь героя, завершившаяся сном вечным. «Однажды утром Лгафья Матвеевна принесла было ему, по обыкновению, кофе и - застала его так же кротко покоящимся на одре смерти, как на ложе сна...»

Так что, как реальность не может победить сказку, так и Штольцу оказалось не по силам изменить образ жизни Обломова. Тем более какому Штольцу, каким он вышел у Гончарова. Все же, надо признать, Штольц получился у автора романа малореальным образом благородного друга и удачливого дельца, характер которого оказался не прописанным до конца, ибо прописать его до конца значило бы - разоблачить, что не входило в намерения писателя. Ведь основная тема романа - обломовщина: образ жизни, для которого характерны апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя при отсутствии труда и практической деятельности.

Вот почему произведение Гончарова, признавали современники, показав типичный для крепостничества характер обломовщины, смогло нанести удар по «лишним людям» - людям слова, а не дела. Перевоспитание же Обломова, изменение его образа жизни не входили в планы писателя.

Герои подружились в детстве, когда родители Ильи вынуждены были отдать сына на обучение в пансион немца Штольца. Сын учителя, Андрей, всегда опекал своего друга и пытался повлиять на его убеждения, на его образ жизни. Он помог Обломову при обучении и в пансионе, и в университете, но после того, как их пути пошли раздельно, они встречались редко.

Однажды Андрей приехал к другу на съемную квартиру в Петербурге. Они беседовали о жизни, об Обломовке, и Андрей упрекал друга за бездействие, говорил ему о необходимости изменить жизнь, заняться делами в имении. Затем Штольц предложил Обломову «дорисовать идеал жизни…». Илья Ильич мечтает вслух, рассказывая о приятном времяпрепровождении, которое является идиллией безделья. Он ни разу не упомянул о какой-либо деятельности, так как труд не входил в его планы. Даже книгу читать должна жена вслух, когда он отдыхает на диване.

Барские привычки проступают в его мечтах во всем: все его желания обслуживаются крепостными крестьянами, о труде которых он имеет нереальные представления, рисуя идиллию их труда. В течение дня в распорядке Обломова отводилось большое место приему пищи, шесть раз Илья Ильич трапезничал: в доме, на веранде, в березовой роще, на лугу и опять в доме вечером. Занятий никаких, кроме созерцания природы, разговоров на приятные темы или отдыха при звуках музыки. И тогда Андрей стал убеждать Илью изменить нарисованную картину, чтобы вернуться к деятельной жизни, не угаснуть в молодые годы.

До следующей встречи, через два года, произошли некоторые изменения. Штольц по-прежнему очень активен, в Петербург он приехал «на две недели по делам, затем отправлялся в деревню, потом в Киев…» Он заехал к другу на именины, в Ильин день. Илья Ильич в это время уже жил на квартире у вдовы Агафьи Пшеницыной. Он расстался с Ольгой, делами в имении доверил заниматься Затертому (другу брата хозяйки), и теперь его обирают мошенническими способами Тарантьев с приятелем.

Штольц огорчен делами друга, напоминает Обломову его слова, произнесенные в их последнем разговоре, «Теперь или никогда!». Обломов с грустью признает, что не получилось у него возрождения к жизни, хотя попытки были: «…я не лежу праздно, …выписываю два журнала, книги…». Однако с любимой женщиной расстался, потому что его лень и бездействие не исчезли даже в лучшую пору жизни, в период любви. Штольц резюмирует: «Ты заметь, что сама жизнь и труд есть цель жизни…». Он призывает Илью Ильича к действию ради самого себя, чтобы не погибнуть окончательно: поехать в деревню, обустроить там всё, «возиться с мужиками, входить в их дела, строить, садить…». Обломов жалуется на здоровье, но Андрей говорит ему о необходимости переменить образ жизни, «чтобы не умирал совсем, не погребался заживо…».

Штольц узнаёт, что Обломова грабят люди, которые называют себя его приятелями. Андрей заставил Обломова подписать доверенность на управление имением на свое имя и «объявил ему, что берёт Обломовку на аренду» временно, а потом Обломов «сам приедет в деревню и привыкнет к хозяйству».

Между друзьями опять происходит разговор об отношении к жизни. Обломов сетует на жизнь, которая его «трогает, нет покоя!» А Штольц призывает его не гасить этот огонь жизни, чтобы она была «постоянным горением». На эти слова Илья Ильич возражает, говоря о том, что у него нет таких способностей и дарований, как у Штольца, который наделен «крыльями». Андрею приходится напоминать другу, что он свои умения «затерял еще в детстве»: «Началось с неумения надевать чулки и кончилось неумением жить».

Текст сочинения:

В романе Обломов И. А. Гончаров рисует традиционный для русской литературы ҭип героя русского патриархального барина Илью Ильича Обломова, обладающего от природы честным и верным сердцем, но не сумевшего противостоять жизни и ставшего одним из лишних людей в ней. Обломову противопоставлен его друг, Андрей Штольц, герой очень интересный и глубоко задуманный. Если Обломов воплощение патриархального дворянского уклада русской жизни, то в образе Штольца сочетаюҭся черҭы, характерные и для России, и для европейской буржуазной цивилизации. Здесь выражены воззрения И. А. Гончарова на взаимные различия России и Запада, причем если Обломов это русский национальный характер, которому свойственны доброта, честность, естественность и глубина чувств, а также лень и безынициативность, то европейский менталитет воплощает в себе отец Штольца, Иван Богданович. Для него характерны трудолюбие, педанҭичность, пунктуальность, скупость в проявлении эмоций, рационализм. Его сын Андрей, друг Обломова, получил от отца именно такое рациональное воспитание: ему все позволялось, но с него строго требовали выполнения своих обязанностей. Оҭца не встревожило, что сын на неделю пропал из дому, напротив, он сам выгнал его, когда узнал, что тот, вернувшись, не сделал заданного латинского перевода. Ребенка с детства приучали к труду, к практической деятельности, а дав ему образование, отец отправил его от себя и предупредил, чтобы на его помощь больше не рассчиҭывал. Сын оправдал надежды отца, добившись благосостояния и прочного положения в жизни, но ущербность такого немецкого воспитания показана в сцене прощания отца и сына, когда чувства, не получившие выхода при прощании с отцом, прорываюҭся наружу от слов старой женщины, по-матерински пожалевшей Андрея. Его характер вышел не европейский благодаря влиянию матери русской дворянки. Она вложила в сына душу умение чувствовать, любить и понимать музыку, искусство, поэзию. Она рано умерла, но в память о ней сын кладет в свои дорожные сумки не только ненавидимый ею рабочий плащ, подаренный отцом, но и изящный фрак, и тонкие рубашки. Мать мечтала о незаурядной роли в обществе, какая достанется ее сыну, и именно влияние двух тенденций разных народов сформировало характер Андрея Штольца. Сыграли свою роль и Обломовка с ее обильно расточаемыми на немецкого мальчика добрыми, жирными ласками, и княжеская усадьба в Верхлеве, где отец служил управляющим, с широким раздольем барской жизни, и все это, по выражению автора, обратило узенькую немецкую" колею в такую широкую дорогу, какая даже не снилась немецким предкам Штольца. В отличие от Обломова, Штольц ведет деятельный образ жизни: служиҭ в какой-то торговой компании, часто ездиҭ за границу, осуществляет разные проекты, бывает и в свете, много читает, в курсе всех собыҭий и все успевает. Он не забыл Обломова: их прочно связываюҭ детство и юность, причем Штольц всегда играл роль сильного. Так и теперь он покровительствует другу, пытаясь растормошить его, убедить поехать вместе за границу, знакомиҭ Обломова с Ольгой. Между ними цариҭ полное доверие, но по своему отношению к жизни они анҭиподы. Если Обломов бездеятелен и ленив, то, по признанию Штольца, труд образ, содержание, стихия и цель жизни. И он последний раз пытается расшевелить Обломова, заставить его изменить свою жизнь и самого измениться: Теперь или никогда. И действительно, полюбив Ольгу, Обломов меняется внутренне, он ведет активный образ жизни, рано встает, много читает. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. Но Штольц уехал, и некому поддержать Обломова, когда он устает морально. Он не может не согласиться с точкой зрения Ольги, что жизнь долг, но сам он не способен на такую напряженную постоянную самоотдачу, лирикому порыв его угас, неверие в свои силы усугубилось финансовыми проблемами. Став жерҭвой мошенников Тарантьева и Мухоярова, Илья Ильич отказался от борьбы, от слова, данного Андрею. И хотя Андрей пытается помочь другу и действительно помогает ему разобраться в финансовой сиҭуации, но он также отказался от борьбы, от надежды пробудить в Обломове живую душу и жажду жизни и деятельности.
Образ Штольца криҭикой оценивается, как правило, негативно. Начиная с Н. А. Добролюбова, криҭики упрекали его за эгоизм, сухость, рассудочность. Но дело, скорее, не в этом. Штольц фигура нетипичная для русской жизни. Хотя автор и выражает свою надежду: Сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!, но образ героя более декларативен, чем реален. Штольц ищет в своей жизни равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа. Обломов как-то сказал Штольцу, криҭикуя петербургское общество: Или я не понял этой жизни, или она никуда не годиҭся. Штольц как раз и воплощает в себе тот авторский идеал, который понял эҭу жизнь, для которого главное труд, движение и, наконец, любовь, последнее счастье человека, ставшее для Андрея возможным, когда он получил согласие Ольги выйҭи за него замуж. Но именно это декларированное счастье героев неубедительно. Они живуҭ в любви и согласии, но Ольга отчего-то грустиҭ, чувствует неудовлетворенность, какую-то странную хандру. Их дом полная чаша, но жизнь замкнута, и нельзя сказать, что это счастье, о котором они мечтали. Даже сам автор признает, что Штольц не живой, а просто идея, и художественное воплощение этой идеи далеко от совершенства. Мягкосердечный, инерҭный Илья Ильич действительно не понял этой жизни, не смог достичь в ней смысла, что было бы и невозможно без проявления энергии и воли. Но и волевой, решительный Штольц не сумел добиться идеала счастья для себя и для Ольги. Эта задача философского порядка слишком сложна для обычного человека. Автор тоже понял утопичность идеи создания образа гармоничного человека и такой же любви. В одном из своих писем он приходиҭ к такому печальному выводу: Между действительностью и идеалом лежиҭ... бездна, через которую еще не найден мост, да едва ли и построиҭся когда. Для современной Гончарову действительности проблема оказалась неразрешима.

Права на сочинение "Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова Обломов)" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на