Школьный этап олимпиады школьников по мировой художественной культуре. Архитектура междуречья Висячие Сады Семирамиды

Примерные задания для олимпиады по МХК (11 КЛАСС)

На знание терминов.

Задание 1. Назовите термин.

1. Травянистое растение в форме стилизованных листьев и стеблей, использовалось как украшение на капителях колонн коринфского ордера.

2. Храмовая башня, святилище главного божества в архитектуре Двуречья, представляющая собой поставленные друг на друга высокие, наподобие усеченной пирамиды, террасы (от 3 до 7), сложенные из сырцового кирпича.

4. Широкий и плоский обожженный кирпич, основной строительный материал в архитектуре Византии и русском храмовом зодчестве XI-XIII вв.

5. Изображение идиллической мирной жизни пастухов и пастушек на лоне природы, их любви и безмятежного сельского духа в изобразительном искусстве.

6. Ювелирные изделия из крученых металлических нитей, обычно изогнутых в виде завитков и образующих сложный кружевной узор.

7. Головной платок египетских фараонов, обычно полосатый, с длинными спускающими на плечи концами.

Задание 2. Дайте определение термина.

8. Эннеада.

Задание 3: Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и объясните, что обозначает термин.

1. 3...ком...ра; 2. Г...релье...; 3. Д...льм...ны; 4. Пер...пт...р; 5. М.. .м.. .р.. .альный.

Задание 4. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.

1. Пр...скений - выступающая вперед часть сценического сооружения (скене) в древнегреческом театре.

2. Энк...уст...ка - техника живописи восковыми красками, наносившимися в горячем виде.

3. Анг...ж.. .мент - приглашение артиста на какой-нибудь срок для участия в спектакле.

4. Д.. .заб.. .лье - легкая свободная домашняя одежда.

5. Кр.. .н.. .лин - особый покрой платья или юбки в XVIII-XIX вв.

Задание 5.: «Лингвистический конструктор». Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам, менять местами и пр.

1. Изобразительное искусство, культура повседневности, внутренний смысл, жанр, живопись.

2. Стиль, русская культура, вычурность, витиеватость форм, западноевропейская культура, цветовой контраст, XVII - нач. XVIII вв., причудливость, пышность, декоративность.

ЗАДАНИЯ НА ЗНАНИЕ ФАКТОВ

Задание 1. Укажите лишнее имя в ряду российских художников начала XIX в.:

1) ; 2) ; 3) ; 4) .

Задание 2. Что или кто является лишним в ряду (лишнее слово выпишите и кратко объясните свой выбор)?

А) Перун, Стрибог, Плутос, Сварог, Велес.

Б) Н. Н. Ге, .

Дайте краткий ответ на вопрос по мифологии:

Задание 1.

1. Как в образном языке мифологии и поэзии именуется дерево, находящееся в центре мира?

2. Что такое "явь", "навь" и "правь" в славянской мифологии?

3. Какие богини греческой мифологии распоряжались судьбой людей?

4. Сколько лет, согласно Библии, жил Адам?

5. Его изображения в Древнем Египте служили амулетами и украшениями.

б. Красота этой богини воспевалась в гимнах древнего Вавилона: "Будь воспета богиня,

особо почитаемая среди богинь."

Задание 2.

1. Какой скандинавский бог мог принимать любое обличье?

2. Как звали Творца всей Вселенной в древнеиндийской мифологии?

3. По отцовской линии он считал себя потомком самого Геракла, а по материнской линии - Эака, деда знаменитого Ахилла, героя Троянской войны. Отец его установил господство над всей Грецией. Кто это?

4. Какая богиня помогла Персею победить горгону Медузу?

5. Имя какого полумифического героя пользовалось огромной популярностью в ассирийской литературе?

6. Кто являлся высшим божеством всекитайского пантеона?

7. По легенде, один из апостолов Христа был в Киеве. Кто это?

Задание 3.

1 . Кто здесь лишний? Коровы Гериона, Кербер, Троянский конь, яблоки Гесперид.

2. Райская птица с человеческим лицом: Алконост, Феникс, Варган.

3. Жрецы древних кельтов, бывшие и прорицателями, и врачами, и учителями: Друиды, шаманы, знахари, волхвы.

5. Персонаж русского фольклора, получеловек - полупес, наделенный конскими копытами: Кербер, Кентавр, Полкан.

6. Про какого бога Древнего Египта говорят: "У него сердце мудрое"? Ра, Осирис, Тот.

7. Какое одно из чудес света связывают с именем Навуходоносора? Галикарнасский мавзолей, Висячие сады Семирамиды, Колосс Родосский.

Дайте краткий ответ на вопросы по художественной культуре Средневековья:

Задание 1.

1 .Это книга и известие, история и учение, знание и благая весть.

2.Что являлось основными знаками папской власти и папского могущества?

3.Как в Коране изображали Бога?

4.Как назывался один из иконографических образов Богоматери, который сформировался

в средние века и имел корни в раннехристианском искусстве Византии и Древней Руси?

В чем его особенность?

Задание 2.

1. Каким архитектурным стилям средневековья посвящены следующие стихи?

Но выдает себя снаружи тайный план:

Здесь позаботилась подпружных арок сила,

Чтоб масса грузная стены не сокрушила, -

И свода дерзкого бездействует таран.

О. Мандельштам

И свод, как череп изнутри,

Вздымал надбровицы и дуги,

Без позолот и мишуры,

Лишь щеки пышно надувая,

В серебряные дудочки играют

Младенцы - ангелы в раю.

К. Некрасова

2. Этими словами начинается знаменитая поэма на старофранцузском языке -жемчужина средневековой литературы. Каково ее название?

Король наш Карл, великий император,

Провоевал семь лет в стране испанской

Весь этот горный край до моря занял,

Взял приступом все города и замки,

Поверг их стены и разрушил башни. Аой!

Не сдали только Сарагосу мавры.

Марсилий - нехристь там царит всевластно,

Чтит Магомета, Аполлона славит,

Но не уйдет он господней кары.

(Корнеева)

3. О каком характерном для науки средних веков идет речь в стихах:

И вот опять до света кальцинируй, подсвечивай, цеди и дистиллируй

Сквозь глину, мел, а то и сквозь белок, сквозь сито, буру, поташ, золу, песок,

Сквозь реальгар, вощенную холстину и с волосами смешанную глину,

Сквозь разный уголь, воск, сухой навоз; подмешивай селитру, купорос,

Сурьму и сурик, серу и мышьяк, иль винный камень, бурый железняк,

Иль сплавы всякие...

(Из поэмы Дж. Чосера "Кентерберийские рассказы"

4. О каком грандиозном сооружении, цитадели православия и ислама идет речь в стихотворении :

Прекрасен храм, купающийся в мире,

И сорок окон - света торжество;

На парусах, под куполом, четыре

Архангела прекраснее всего.

И мудрое сферическое зданье

Народы и века переживает,

И серафимов гулкое рыданье

Не покоробит темных позолот.

О. Мандельштам

Чем интересен и знаменит данный храм, почему он объединил две религии?

Задание 3.

1. Певцы - поэты в средневековой Скандинавии назывались скальды, а как они назывались в Шотландии?

2. Этот храм освящали в 537 году, и известная историческая личность, причастная к строительству этого храма, воскликнула: "Слава Господу, который удостоил меня совершить такое дело! Соломон, я победил тебя!" Что это за храм и кто эта историческая личность?

3. Как средневековые студенты называли свой университет? Что это обозначает?

4. В "Божественной комедии" Данте назвал шесть имен величайших, с его точки зрения, поэтов. Кто они?

5. В средневековой Европе маска была принадлежностью бродячих артистов. Как их называли? Постепенно маска стала частью комедийного театра. Так возникла комедия масок в Италии. Какое название она получила? Назовите главных героев этих комедий.

6. В 16 веке в искусстве орнамента возникает стиль "абстрактной звериной орнаментики". Что это значит?

7. Этот прием в живописи был разработан знаменитым художником Ренессанса и представлял собой в живописи и графике смягчение очертаний предметов с помощью живописного воссоздания окружающей их световоздушной среды. Что это за прием и кто его разработал?

Задание 4.

1. Во время первой религиозной реформы князем Владимиром в Киеве был установлен пантеон славянских богов. Среди названных ниже богов одно имя лишнее. Какое? Перун, Хоре, Даждьбог, Стрибог, Симаргл, Велес, Мокошь.

2. В устном народном творчестве восточных славян особое место занимал былинный эпос. Как назывались такие произведения в древности?

3. Нестор в "Повести временных лет" рассказывает об основании Киева следующее: "И было три брата: по имени Кий, другой - Щек, третий - Хорив, а сестра их была...". Как звали сестру братьев?

4. По древним славянским поверьям: домовой - добрый покровитель дома, а кто вносил в дом зло?

5. Какое слово у древних славян обозначало личное имя человека?

Задание 5.

1. Этот самый "византийский" храм был воздвигнут в Чернигове греческими мастерами в 11 веке и сохранился до наших времен почти целиком. Как он называется? Какой архитектурный элемент отличает этот храм?

2. Считается, что эта икона появилась чудесным образом после того, как посланный эдесским царем Авгарем художник не смог изобразить Спасителя. Как появился образ Христа и какое название получила икона?

Задание 6. Определите, где находится это изображение, кто на нем изображен?

Задание 7. Определите, где находится это изображение, кто на нём изображон?

Что символизирует это изображение?

Запдание 8. Определите, какй храм изображён на рисунке, где он находится. Опешите основные архитектурные элементы храма.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных тем:

1. "Храм как модель мира в средневековой культуре".

2."Пространство и время в Античности и в Средние века ".

3. "Вещь в культуре".

Задания олимпиады по МХК (школьный тур) 11 класс

2017-2018 год

Максимальное количество баллов- 170 баллов

Время выполнения – 3 часа

Задание 1. Назовите термин.

1. Храмовая башня, святилище главного божества в архитектуре Двуречья, представляющая собой поставленные друг на друга высокие, наподобие усеченной пирамиды, террасы (от 3 до 7), сложенные из сырцового кирпича._____________________________________________________

2. Головной платок египетских фараонов, обычно полосатый, с длинными спускающими на плечи концами.____________________________________________________________________________

3. Песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, обращенная к возлюбленной._______________________________________________________________________

4. Каменные плиты или столбы, образующие в плане одну или несколько концентрических окружностей до 100 метров в диаметре.__________________________________________________

5.Заупокойные статуэтки слуг, которые располагались рядом с саркофагом фараона.____________

Задание 2: Впишите правильную букву (или буквы) вместо пропусков.

1. Т…т…нх…мон; 2.П…нт…мима; 3. Д...льм...ны; 4. Пер...пт...р; 5. М...м...р...альный.

6. М__за__ка; 7. М__р__нист; 8. __кслибр__с; 9. __кв__рель; 10. К__рам__ка

Задание 3: Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните.

1. Лувр, Колизей, Эрмитаж, Третьяковская галерея.

2. Коровы Гериона, Кербер, Троянский конь, яблоки Гесперид.

3. Ваяние, зодчество, литье, резьба.

4. Красный, зеленый, синий, желтый.

5. Гравюра, офорт, рисунок, эстамп.

Задание 4: Закончить предложения.

1. Модернистское течение в изобразительном искусстве начала XX в., которое выдвинуло на первый план формальную задачу конструирования объёмной формы на плоскости, получило название …

2. Одним из основоположников абстракционизма стал русский живописец, график, теоретик искусства …

Задание 5:

Расположите перечисленные ниже эпохи, стили, направления в искусстве в хронологической последовательности (проставьте цифры от 1 до 10).

1 классицизм 6 барокко

2 романский стиль 7 эпоха Возрождения

3 реализм 8 готика

4 античность 9 романтизм

5 модернизм 10 импрессионизм

Задание 6: Перед вами названия музыкальных произведений:

«Ленинградская», «Реквием», «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Форель», «Детский уголок».

1). Определите жанровую принадлежность каждого из них.

2). Укажите номер иллюстрации с изображением автора.

3). Приведите пример произведения и его автора в оставшейся строке.

4). Заполните таблицу

Музыкальный жанр

Название произведения

Сюита

Симфония

Опера

Балет

Месса

Песня

Серенада

1. 2. 3.

Д.Д. Шостакович Ш.Ф. Гуно В.А. Моцарт

4. 5. 6.

С.С. Прокофьев Ф.П. Шуберт А.К. Дебюсси

Задание 7:

Перед Вами 10 архитектурных произведений .

1. Расположите их в хронологическом порядке. Напишите название работы, если возможно – ее местоположение, автора, стиль или эпоху, время создания.

2. Предложите принципы классификации (не более 5), объясните принцип группировки. Ответы запишите в таблицы.

5.

Заполните таблицу:

Название

Дополнительно

Принципы группировки:

Номера

Принцип группировки

Задание 8:

Представьте в форме презентации материалы для телевизионной программы, посвященной влиянию культуры Древней Греции на русскую культуру в исторической проекции .

(Программа посвящена перекрестному году культуры России и Греции). В каждом слайде разместите изображения и составленный Вами текст (не более пяти предложений).

Предварительный просмотр:

Ключ к ответам олимпиадных заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК) для 11 класса 2017 -2018 год.

Максимальное количество баллов - 170 баллов

Задание 1:

5 баллов.

1)зиккурат; 2)клафт; 3)серенада; 4)кромлех; 5) ушебти

Задание 2:

За каждый верный ответ - по 1 баллу. Всего 10 баллов.

  1. Тутанхамон, 2)пантомима,3) дольмены,4 периптер,5) мемориальный, 6) мозаика, 7) маринист, 8) экслибрис, 9) акварель, 10) керамика

Задание3:

Всего 5 баллов.

3.1)Колизей; 2)Троянский конь; 3)зодчество; 4)зелёный; 5)рисунок

Задание 4:

За каждый верный ответ - по 1 баллу. Всего 3 балла.

1.Модернистское течение в изобразительном искусстве начала XX в., которое выдвинуло на первый план формальную задачу конструирования объёмной формы на плоскости, получило название кубизм .

2. Одним из основоположников абстракционизма стал русский живописец, график, теоретик искусства В.В. Кандинский .

3. Н.И. Забела-Врубель обладала удивительным голосом, вдохновившим Н.А Римского-Корсакова на создание “Царской невесты”, “Снегурочки”, “Сказки о царе Салтане”. Её облик воспет мужем-художником в картинах “Царевна-лебедь”, “Сирень”.

Задание 5: 4,2,8,7,6,1,9,3,10,5

За каждый верный ответ - по 1 баллу . Всего 5 баллов.

Задание 6:

За указание жанровой принадлежности – 1балл, подобранное соответствие на иллюстрации – 1 балл , свой пример – 2 балла ,

Всего баллов – 14 баллов.

Музыкальный жанр

Название произведения

Сюита

«Детский уголок»

Симфония

«Ленинградская»

Опера

«Ромео и Джульетта»

Балет

«Золушка»

Месса

«Реквием»

Песня

«Форель»

Серенада

«Маленькая ночная серенада»

В.А. Моцарт

Задание 7:

Название

Стиль (эпоха, время создания)

Примечание (пример)

балл

Собор в Вормсе (2)

Романский стиль. 1130-1181 гг. (XII в.) (2)

Нотр-Дам-де-Пари (Собор Парижской Богоматери) (2)

Готический стиль. 1163-нач. XIX в. (XII – XIX вв.) (2)

Арх.:Жак из Шеля, Пьер из Монтрейля, Пьер из Шеля, Рави Жан

Зимний дворец в Санкт-Петербурге (2)

Ф.Б. Растрелли (2)

Барокко. 1754-1762 гг. (сер. XVIII в.) (2)

Пантеон в Риме (2)

126 г. (нач. II в.) (2)

«Храм всех богов», построен в правление императора Адриана

Дольмен (2)

Первобытный мир (2)

Вид мегалитической архитектуры; встречается в Европе, на Кавказе, в Азии

Храм Христа Спасителя в Москве (2)

К.А. Тон. (2)

Эклектика (историзм) 1839 – 1883 гг., (XIX в.) (2)

в память о победе над наполеоновской армией, восстановлен в 1994 – 1997 гг.

Дом Пашкова в Москве (2)

В.И. Баженов. (2)

Классицизм. 1784 – 1786 гг. (2 пол. XVIII в.) (2)

Дом-мастерская арх. К.С. Мельникова в Москве (2)

К.С.Мельников (2)

Конструктивизм. 1927 – 1929 гг. (2)

Собор Святого Петра (Базилика Святого Петра) в Риме (2)

Осн. арх. Д. Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Делла Порта, да Виньола и др. (2)

Ренессанс (Возрождение). 1506 – нач. XVII в. (XVI – XVII вв.) (2)

Заупокойный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (2)

Сенмут (Сененмут) (2)

XV в. до н.э. Эпоха Нового царства (2)

1, 2, 4, 6, 9, 10

Храмы

4, 10

Языческие храмы

1, 2, 9

Католические храмы

1, 2, 4, 9

Европейская архитектура

3, 6, 7, 8

Русская архитектура

Критерии:

Участник…

  1. правильно записывает название работы, автора, стиль/время – по 2 балла за каждый элемент (см. таблицу, максимально 52 балла ).
  2. правильно располагает работы в хронологическом порядке – 6 баллов . При одной ошибке – 5 баллов ; при двух ошибках – 3 балла ; при трех ошибках и более баллы не начисляются
  3. За каждый принцип группировки начисляется 2 балла , при условии, что приведено не менее двух примеров-произведений (номеров) из предложенного ряда. Максимально 10 баллов .
  4. обоснованно расширяет свой ответ (называет местонахождение, стилевые, исторические, прикладные особенности, другие дополнительные сведения). По 1 баллу за каждый элемент, но не более 10 за весь ответ.

Максимально – 78 баллов.

Задание 8: Данное задание выполняется дома и сдаётся на проверку на следующий день после написания аудиторной части олимпиады.

Критерии оценки задания:

1. Участник точно выполняет предложенное техническое задание (изображение и 5 предложений). По 2 балла за каждый удачно составленный слайд. 10 баллов .

2. В презентации содержатся отсылки к мемориальным местам, музеям и коллекциям, в которых хранятся работы. По 2 балла за каждое значимое называние. Не более 10 баллов .

3. В презентации представлен диалог культур, рассмотрена связь русской культуры и Древней Греции. По 4 балла за каждое соотнесение. Не более 20 баллов.

4. В презентации уделяется внимание анализу произведений. По 2 балла за каждое замечание, связанное с анализом. Не более 10 баллов.

5. Участник находит интересные, редкие иллюстрации и факты. По 4 балла за каждый интересный и редкий и факт и иллюстрацию. Не более 12 баллов .

Максимальная оценка: 50 баллов.


Искусство Древней Месопотамии
Месопотамия - район между Тигром и Евфратом. Двуречье - район цивилизаций Шумера, Аккада, Старого и Нового Вавилона и Ассирии.
Шумеры - древнейшие обитатели Месопотамии создали клинопись, представлявшую собой идеограммы, обозначающие целые слова, слоги (600 знаков). Тематика шумерских текстов охватывает широкий диапазон: от административных актов до литературных произведений. Со временем аккадский язык стал вытеснять шумерский.
Месопотамия была бедна не только деревом, но и камнем. Поэтому материалом для строительства монументальных зданий служила глина. Для монументальных храмовых сооружений характерны цоколи на высоких искусственных платформах, отсутствие окон, использование отдушин под потолком, группировка помещений вокруг внутренних дворов, глухие фасады с выступающими лопатками-контрфорсами. Интерьеры украшались геометрическим орнаментом, стены расписывались.

Искусство Шумера и Аккада
Города-государства Эриду, Ур, Урук, Ниппур основываются прибывшими с севера семитскими племенами. Центром городов был храм, который из-за частых наводнений, иногда носивших катастрофический характер, возводили на холмах - теллях. Холмы были прямоугольными или овальными в плане, имели открытый двор, в глубине которого находилась статуя храмового божества. В конце 3 тыс. до н.э. появляются новые типы храмов - зиккураты. Зиккурат города Ура стоял на платформе, поднятой над уровнем долины на 10 м. Его прямоугольное в плане основание имело площадь 65 на 34 м, общая высота около 21 м. Наклонные стены были облицованы кирпичом, расчленены вертикальными выступами-лопатками и нишами. Зиккурат имел четыре яруса, каждый ярус определенного цвета: нижний был облицован битумом, следующий - красным кирпичом, третий - побелен, верхний покрыт глазурованным голубым кирпичом. Внутри зикккурата нет помещений, он не предназначался для посещения верующими, а был домом божества.

Памятников изобразительного искусства от раннего периода осталось немного. Необыкновенное развитие получила глиптика - резьба на каменных печатях.
К XXIV веку власть приходит к семиту, который взял тронное имя Саргон (это имя было тронным у нескольких царей Месопотамии), сделавшему город Аккад своей столицей. Памятников искусства от этого времени сохранилось немного, они сильно отличаются от шумерских. Так, в скульптурных портретах точно передается этнический тип, а облик портретируемых героизирован и идеален.

В отличие от храмов Южного Двуречья зиккурат не занимал центрального положения в храмовом комплексе. Тип дворцовых построек - так называемый Бит-хилани, известный также хеттам. Бит-хилани - тип сооружений с длинными узкими помещениями, параллельными фасаду. Первое представляло собой портик с 1 или 3 колоннами, с двух боков от которых располагались выступы-башни, а к ним вела лестница. Вторая комната представляла тронный зал, к нему примыкали жилые помещения.

Искусство Ассирии (XIII-VII вв. до и.э.)
Искусство Ассирии выросло на фундаменте, заложенном культурой Древнего Вавилона. Ассирийские города, расположенные по среднему течению Тигра, на важных торговых путях, начали возвышаться с XIV века до н.э. Город Ашшур стал крупным центром ассирийского государства. Со временем Ассирия стала крупной военной державой. Мощь государства, захватившего огромные территории Передней Азии и Египта, возвеличивание царской власти способствовали формированию искусства, прославляющего силу победителей, воинскую доблесть. Ассирийские владыки стремились превзойти все, что было создано до них. Ассирийские дворцы поражали роскошью, включали в себя и храмы, и зиккураты.

Бит-хилани
(общесемитск. - дом-галерея) - здание с портиком между двумя башнями или выступами, под которым располагается балкон или галерея

Так, храмовый ансамбль Ашшура состоял из большого двора, обнесенного массивной стеной с воротами и двумя зиккуратами, напоминающими горные вершины. Дворец включал в себя 200 помещений, богато украшенных рельефами, росписями, поливными изразцами.
Сумрачные высокие залы были превращены в музеи, летописные своды военных походов, битв. Рельефы и росписи, сюжетно связанные между собой, фиксировали жизнь и быт дворца. Яркость цветов, четкость контуров делали рельефы легко читаемыми.

Ниневия, о которой Библии говорится: «Из сей земли вышел Асур и построил Ниневию», «И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы» (Иона 3:3). Его основателем считается Синна-ххериб, который перенес столицу Ассирии из Дур-Шаррукина в Ниневию, обустроив город с невиданным доселе размахом.

Во дворце Ашшур-бана-пала в Ниневии рельефы изображали мчащихся коней, сцены царской охоты. Смелость и простота приемов, укрупненность силуэтов и форм раскрывали напряженность действий.

Круглая скульптура играла в ассирийском искусстве незначительную роль. Немногочисленные скульптуры царей передают спокойствие, могущество власти. Черты лиц идеализированы, мощь тела преувеличена. Статуи устанавливались в храмах и предназначались для воздаяния почестей. Дворцовое убранство включало и рельефы из алебастра и известняка с изображением мифологических сцен, сцен придворной жизни. Рельефы располагались фризами. Они создавались, как полагают, по специальным трафаретам. Для них характерна особая физическая мощь, проработка мощной мускулатуры. Монументальная живопись была представлена росписями и многоцветными панно, украшавшими ворота и дворцовые стены. Применялись орнаментальные фризы из полихромного глазурованного кирпича, украшения из металла. В 612 г. до н.э., завоеванная Мидией и Вавилоном, Ассирия пала.

Искусство Вавилона

Искусство Вавилона мало изучено из-за частых разрушений.
Центральная часть Вавилонии располагалась вниз по течению Евфрата от того места, где Евфрат и Тигр сближаются. Развалины Вавилона находятся в 90 км от столицы Ирака Багдада. О Вавилоне в Библии сказано: стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой. (Откровение Иоанна Богослова 18:10). В VII в. до н.э. Вавилон был самым большим и богатым городом Древнего Востока.

Его площадь равнялась 450 га, прямые улицы с двухэтажными домами, системой водопровода и канализации, каменным мостом через Евфрат. Город окружало двойное кольцо крепостных стен толщиной до 0,5 м, через которые в город вели восемь ворот. Самыми важными были двенадцатиметровые ворота богини Иштар, напоминавшие по форме триумфальную арку, сложенные из бирюзового глазурованного кирпича с орнаментом из 575 львов, драконов и быков. Весь город пересекала дорога процессий, идущая через северные ворота, посвященные богине Иштар. Она шла вдоль стен цитадели к стенам храма Мардука. Посреди ограды высилась 90-метровая ступенчатая башня, которая вошла в историю под названием «Вавилонской башни». Она состояла из семи разноцветных этажей. В ней находилась золотая статуя Мардука.

По приказу Навуходоносора для его жены Амитис были разбиты «висячие сады». Дворец Навуходоносора был воздвигнут на искусственной платформе, на насыпных террасах разбиты висячие сады. Этажи садов поднимались уступами и соединялись пологими лестницами.
Для нововавилонской архитектуры характерно соблюдение древних традиций зодчества. Все постройки возводились из сырцового кирпича.

На Ближнем Востоке в IVтыс. до н.э. между реками Тигр и Ефрат, возникла цивилизация Месопотамии, или Двуречья. В ее историческом развитии можно выделить периоды существования трех древних государств, которые последовательно сменяли друг друга в этом регионе:Шумер, Вавилон и Ассирия.

Шумеро-аккадская культура XXVII-XX вв. до н.э.

Шумеры заложили фундамент цивилизации Месопотамии.Через полторы тысячи лет шумерскую культуру сменила аккадская. В начале II тысячелетия до н. э. в Месопотамию вторглись полчища семитских племен. Завоеватели усвоили более высокую местную культуру, но не отказались и от своей. История Месопотамии становится историей не только шумерских, но и аккадских народов.

Духовная культура Шумера была пронизана религиозным мировоззрением, и это всецело определило развитие зодчества и изобразительного искусства Древнего Двуречья.

Центральное место в городе занимал храм-дворец божества-покровителя. Обычно его строили из необожженного кирпича-сырца на высоком искусственном холме.Массивные стены здания расчленялись по вертикали чередующимися выступами и нишами. Внутри храма находился открытый дворик, откуда можно было попасть в узкие и длинные залы со сводчатыми перекрытиями.

В Эриду (совр. Абу-Шахрайн) были обнаружены руины наиболее раннего из известных в настоящее время южношумерских храмов (2-я пол. IV тыс. до н.э.). Его здание было возведено на высокой платформе, к которой с двух сторон вели лестницы, или пандусы. Святилище с небольшим открытым двориком находилось ближе к краю платформы. В стенах храма,внутри и снаружи, размещались многочисленные узкие прямоугольные ниши.Такого же типа храмы, были обнаружены в Телль-Укайре (конец IV тыс. до н.э.) и Уруке, т.н. Белый храм (V тыс. до н.э.).

Храм богини плодородия Инанны в Уруке. Отделка храма -известковая, белого цвета, отсюда и название-«белый». IV- начало III тыс. до н.э.

Для защиты территории от вторжения неприятелей, города и другие поселения укреплялись оборонительными стенами сложной конструкции и значительной толщины.В конце III тыс. до н.э. древнейшей столицей Месопотамии — объединенного государства Шумер и Аккад — становится город Ур. Комплекс дворцовых и храмовых зданий в центре города был защищен крепостной стеной, вокруг которой размещались остальные городские постройки, которые так же были окружены мощными стенами с выступающими башнями и бастионами. Город был неприступной цитаделью.

К концу III тыс. до н.э. наряду с храмом на платформе появился новый тип храма- зиккурат, ставший характерным культовым сооружением Древнего Двуречья. Зиккурат oзначает «дом горы», высокое ступенчатое сооружение, похожее на холм. На его вершине располагался храм, который, видимо, служил также обсерваторией. Верховный правитель Ура, царь Шумера и Аккада - Ур-Намму, правивший приблизительно в 2112 - 2094 годах до н. э.- начал строить огромный зиккурат, прославляющий Нанну, бога Луны. Завершил строительство его сын Шульги, который правил приблизительно в 2094 - 2046 годах до н. э

Зиккурат в Уре Возведён в XXI веке до н. э

В главном зале храма помещали статую бога, изготовленную из ценных пород дерева и покрытую пластинками из золота и слоновой кости; статую одевали в пышные одежды и венчали короной. Доступ в священный зал имел лишь узкий круг жрецов. Рядовые шумеры могли лицезреть божество только во время праздничных церемоний, когда статую проносили по улицам города.

Зиккурат в Уре имеет основание 64 на 46м, высоту до 30м. Это сверкающая террасами храмовая постройка. В верхней башне находилось святилище. Оно считалось жилищем бога, который почивал в нем по ночам.

Вокруг центрального дворцово-храмового комплекса лепились городские застройки: глинобитные прямоугольные жилые дома, без окон, с плоской крышей и внутренним двором. Жилища зажиточных горожан начала II тыс. до н.э. были одно- и двухэтажными, внутренний двор окружала деревянная галерея.

Архитектура Вавилона

Культура Вавилонии приняла эстафету у шумеро-акадской культуры и цивилизации.Крушение Шумеро-Аккадского царства на рубеже III-II тыс. до н. э. сопровождалось переселением на земли Древней Месопотамии многочисленных полукочевых общин амореев (кочевой западносемитский народ древней Передней Азии). Созданное амореями Вавилонское царство изначально было небольшим и занимало территорию вдоль каналов Ара́хту и Апка́ллату (западные ответвления Евфрата). Основное население этих мест - потомки шумеров и аккадцев - постепенно слились в единую народность вавилонян и ассимилировали завоевателей-амореев.

История Вавилонского царства делится на два периода: Старовавилонское царство XIX-XVI в.в. до н.э. и Нововавилонское царство VII-VIв.в. до н.э. Столицей царства был город Вавилон, по которому оно получило название.

Вавилон (происходит от слова “Бабилу”“-врата бога”) впервые упоминается в III тысячелетии до н.э. в период правления Аккадского царя Саргона (2369-2314 гг. до н.э.). Во времена I Вавилонской династии (1894-1595 гг. до н.э.) Вавилон стал крупным городом, а особого расцвета он достиг в правление царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.).

Нововавилонское царство — это второй период, который наступил спустя тысячу лет после того, как рухнула империя Хаммурапи. В 612 г. до н.э. вавилоняне в союзе с Мидией низвергли ассирийскую империю и взяли под свой контроль большую часть региона. Выдающейся фигурой этого времени был халдейский царь Вавилона Навуходоносор II, который был не только завоевателем, но и отличным строителем. В период правления Навуходоносора (604-562 г. до н.э.)Вавилон достигает особого блеска и становится центром мировой торговли с населением свыше 1 млн. человек; за городом закрепляется слава священного. Это тот город, который был описан Геродотом и тот город, который был раскопан и частично реконструирован.

Реконструированные остатки Вавилона в 2005 году

Город окружали глубокий ров и двойное кольцо мощных стен с укрепленными семью воротами.Пространство между первыми двумя стенами в свое время было заполнено землей, превратившей две стены в один неприступный и совершенно непробиваемый крепостной вал, его ширина позволяла свободно разъехаться двум колесницам. Hа внутренней стене через каждые 50 метров стояли сторожевые башни. Всего на внутренней стене их было 360, а на внешней 250.Одни из ворот, через которые проходила дорога к храму Мардука, назывались воротами богини Иштар. Они знамениты своими великолепными рельефами из цветного глазурованного кирпича с изображениями львов и драконов.

У ворот брала начало Дорога процессий, по ней на Новый год устраивалось большое шествие во главе с золотым изваянием Мардука.

Немецким ученым удалось восстановить ворота в оригинальном размере из настоящих вавилонских кирпичей. Сейчас ворота Иштар находятся в музее Пергамон в Берлине. Здесь же есть и восстановленная часть Дороги процессий. Более мелкие восстановленные части вавилонского наследства выставлены на обозрение во многих музеях мира.

Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне с традицией строительства в Древней Месопотамии храмов-зиккуратов. Самый высокий зиккурат находился именно в Вавилоне. Он назывался Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землёю». Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792-1750 до н. э.). Вавилонский зиккурат- монументальное сооружение высотой около 90 метров, на вершине которого находилось покрытое голубой глазурью святилище Мардука. Семь ярусов вело к этому святилищу: нижний ярус был светлый, второй ярус высотой 18 м был черного цвета, верхние ярусы чередовались по цвету — красный, синий, красный, серебристый и голубой с золотом. Все эти цвета соответствовали символическому обозначению небесных светил. Зиккурат был сложен из сырцового и обожженного кирпича, составлявшего внешнюю оболочку толщиной в несколько метров.

Реконструкция зиккурата Этеменанки (Вавилонская башня)

Висячие Сады Семирамиды

В южной части Вавилона находились знаменитые Висячие Сады Семирамиды (одно из семи чудес света), которые были устроены на берегу реки на нескольких террасах, поднимавшихся уступами одна над другой на высоту более 40 метров. Навуходоносор создал эти Сады для своей молодой жены Амитис, скучавшей по родным местам горной Мидии.

Множество прохладных комнат были обильно украшены растениями, саженцы и семена которых привозили в Вавилон из всех стран мира. Растения поливались с помощью специального водоподъемника, несколько сотен рабов круглыми сутками вращали колесо с ведрами из кожи, наполненными водой. Своды здания на каждом уровне подпирали 25-метровые колонны. Террасы выкладывались плиткой, заливались асфальтом и засыпались слоем земли, достаточным для выращивания даже деревьев.

Зимой 323 года до н.э Александр Македонский остановился в Вавилоне, он был покорен великолепием Вавилона и предполагал, что это будет одна из его столиц, но неожиданно заболел. После 10 дней жестокой лихорадки 13 июня 323 года до н.э. Александр Великий скончался в Вавилоне в возрасте 32 лет.

Архитектура Ассирии

Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы, которые подчинили себе Вавилонское царство в XIV веке до н. э. Это был совсем иной тип культуры, основанный на героизме, прославлении силы и культе оружия.

Военизированный характер государства проявился и в духе зодчества. Ассирийские города были мощными крепостями. Грандиозные крепости, великолепные дворцы, изображения несущихся колесниц и суровых воинов, сцен охоты и животных в монументальных, полных драматизма рельефах характеризуют ассирийское искусство.

Характерный пример дворцового строительства Ассирии представляет Дур-Шаррукин – одна из резиденций ассирийских царей, предпочитавщих в целях безопасности строить себе изолированные от города цитадели. Город окружала крепостная стена высотой 14м и толщиной 23м.

Дур-Шаррукин переводится с акадского как -Крепость Саргона. Саргон II был царём Ассирии в 722-705 годы до н. э.Город был построен по его проекту в период с 713 по 707 годы до н. э. Но в результате неожиданнойсмерти царя в сражении строительство было прекращено, и столица была перенесена в Ниневию.

Дворец Саргона II, обнесенный стенами, как и весь город, возвышался на искусственно возведенной насыпи (высотой 14м). Он был разделен на три части, включая парадные, жилые и религиозные помещения, группирующиеся вокруг открытых внутренних дворов.

По сторонам огромных ворот располагались фигуры крылатых быков - «шеду». Изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков с надменными человеческими лицами.В состав дворца входил зиккурат высотой 40 м со спиральным пандусом и большой сад, орошение которого осуществлялось системой водоподъемных устройств.

Ниневия

Ниневия, столица Ассирии, соперничала с Вавилоном богатством и роскошью дворцов и храмов. К сожалению, нельзя судить о планировке столицы IX-VII вв. до н.э. , по-скольку в 612 г. до н.э. Ниневия была стерта с лица земли царем Набопаласаром из Вавилона. Известен лишь украшенный барельефами северный дворец Ашшурбанипала.

Компьютерная реконструкция Ниневии времен царя Ашшурбанапала.