Сочинение. Система образов в романе «Герой нашего времени»

Не менее важным для понимания романа «Герой нашего времени» является система персонажей, которые с разных сторон и под разным углом зрения освещают центрального героя. Они оттеняют характер главного героя (по контрасту и по сходству), поэтому несут важные функции в романе.

Рассмотрим подробнее персонажей романа в системе взаимодействия с главным героем Печориным.

В первоначальной характеристике Казбича, которую ему дает Максим Максимыч, нет ни приподнятости, ни нарочитой сниженности: «Он, знаете, был не то, чтоб мирной, не то чтоб немирной. Подозрений на него было много, хотя он ни в какой шалости не был замешан». Затем упоминается такое будничное занятие горца, как продажа баранов; говорится о его неказистом наряде, хотя и обращается внимание на его страсть к богатому оружию и своему коню. В дальнейшем образ Казбича раскрывается в острых сюжетных ситуациях, показывающих его действенную, волевую, порывистую натуру. Но и эти внутренние качества Лермонтов обосновывает в значительной мере реалистически, связывая их с обычаями и нравами реальной жизни горцев.

Бэла - черкесская княжна, дочь мирного князя и сестра юного Азамата, который похищает ее для Печорина. Именем Бэлы, как главной героини, названа первая повесть романа. О Бэле рассказывает простодушный Максим Максимыч, но его восприятие постоянно корректируется словами Печорина, приводимыми в рассказе. Бэла - горянка; в ней сохранились природная простота чувств, непосредственность любви, живое стремление к свободе, внутреннее достоинство. Оскорбленная похищением, она замкнулась, не отвечая на знаки внимания со стороны Печорина. Однако в ней пробуждается любовь и, как цельная натура, Бэла отдается ей со всей силой страсти. Когда же Бэла наскучила Печорину, и он насытился любовью «дикарки», она смиряется со своей участью и мечтает лишь о свободе, гордо говоря: «Я сама уйду, я не раба его, - я княжна, княжеская дочь!». Традиционную ситуацию романтической поэмы - «бегство» интеллектуального героя в чуждое ему «простое» общество - Лермонтов переворачивает: нецивилизованная героиня насильно помещается в чуждую ей среду и испытывает на себе воздействие интеллектуального героя. Любовь на короткое время приносит им счастье, но, в конце концов, завершается гибелью героини.

Любовная история построена на противоречиях: пылкий Печорин - равнодушная Бэла, скучающий и охладевший Печорин - горячо любящая Бэла, Тем самым разница культурно-исторических укладов одинаково катастрофичная как для интеллектуального героя, оказавшегося в «естественном» обществе, родном для героини, так и для «дикарки», перенесенной в цивилизованное общество, где обитает интеллектуальный герой. Всюду столкновение двух несходных миров кончается драматически или трагически. Человек, наделенный более развитым сознанием, навязывает свою волю, но его победа оборачивается нравственным поражением. В конце концов, он пасует перед цельностью «простой» натуры и вынужден признать свою моральную вину. Исцеление его больной души, первоначально воспринимаемое как возрождение, оказывается мнимым и принципиально невозможным.


В создании образов черкесов, автор отходит от романтической традиции их изображения как «детей природы». Бэла, Казбич, Азамат - сложные, противоречивые характеры. Рисуя их ярко выраженные общечеловеческие качества, силу страстей, цельность натуры Лермонтов показывает и их ограниченность, обусловленную патриархальной неразвитостью жизни. Их гармония со средой, которой так не хватает Печорину, основывается на силе обычаев, устоев, а не на развитом сознании, в чем одна из причин ее хрупкости в столкновении с «цивилизацией».

Образам горцев во многом противостоит глубоко реалистический в своей основе художественный тип Максим Максимыча , пожилого штабс-капитана.

У Максим Максимыча золотое сердце и добрая душа, он ценит душевное спокойствие и избегает приключений, на первом месте стоит для него долг, но с подчиненными он не чинится и ведет себя по-приятельски. Командир и начальник берут верх в нем на войне и только тогда, когда подчиненные, по его разумению, совершают дурные поступки. Сам Максим Максимыч свято верит в дружбу и готов оказать уважение и любовь любому человеку. Его роль как персонажа и рассказчика состоит в том, чтобы снять ореол романтической экзотики с изображения Кавказа и взглянуть на него глазами «простого», не наделенного особым интеллектом наблюдателя.

Лишенный личностного самоанализа, как бы не выделенный из «естественного» мира, Максим Максимыч воспринимает Печорина как «странного» человека. Ему неясно, почему Печорин скучает, но зато он твердо знает, что с Бэлой тот поступил нехорошо и неблагородно. Еще более уязвляет самолюбие Максим Максимыча та холодная встреча, какой «наградил» его Печорин после долгой разлуки. По понятиям старого штабс-капитана, люди, прослужившие вместе, становятся чуть ли не родными. Между тем Печорин вовсе не хотел обидеть Максим Максимыча, просто ему не о чем говорить с человеком, которого он не считал своим другом.

Максим Максимыч - чрезвычайно емкий художественный образ. С одной стороны, это ярко очерченный конкретно-исторический и социальный тип, с другой - один из коренных национальных характеров. Этот образ по его «самостоятельности и чисто русскому духу» Белинский ставил в один ряд с художественными образами мировой литературы. Но критик обращал внимание и на другие стороны характера Максим Максимыча - инертность, ограниченность его умственного кругозора и воззрений. В отличие от Печорина Максим Максимыч почти лишен личностного самосознания, критического отношения к действительности, которую он приемлет такой, как она есть, не рассуждая, выполняя свой «долг». Характер Максим Максимыча не так гармоничен и целен, как представляется на первый взгляд, он неосознанно драматичен. С одной стороны, этот образ - воплощение лучших национальных качеств русского народа, а с другой - его исторической ограниченности, силы вековых традиций.

Благодаря Максиму Максимычу обнаруживаются и сильные и слабые стороны печоринского типа - разрыв с патриархально-народным сознанием, одиночество, потерянность молодого поколения интеллектуалов. Но и сам штабс-капитан тоже оказывается одиноким и обреченным. Его мир ограничен и лишен сложной гармонии, а целостность характера «обеспечена» неразвитостью чувства личности. Смысл столкновения Максим Максимыча и Печорина не в преобладании и в превосходстве личного начала над патриархально-народным или патриархально-народного над личным, а в их драматическом разрыве, в желательности сближения и движения к согласию.

Многое связывает в романе Печорина и штабс-капитана, каждый по-своему высоко ценит другого, и в то же время они антиподы. И в том и в другом многое близко автору, но ни один из них по отдельности не выражает полностью лермонтовский идеал; более того, что-то в каждом из них неприемлемо для автора (эгоизм Печорина, ограниченность Максим Максимыча и др.). Драматические отношения передовой русской интеллигенции и народа, их единства и разобщенности, нашли своеобразное воплощение этих начал в романе. Как печоринская правда свободно, критически мыслящей личности, так и правда непосредственного, патриархально-народного сознания Максим Максимыча далеки от завершенности и гармоничной целостности. Для Лермонтова полнота истины не в преобладании одной их них, а в их сближении. Правда Печорина и Максим Максимыча постоянно подвергаются испытанию, проверке другими жизненными позициями, находящимися в сложном состоянии взаимного оттолкновения и сближения. Умение видеть относительность и вместе с тем несомненность отдельных правд - извлечь из их столкновения высшую правду развивающейся жизни - одна из главных философско-этических принципов, лежащих в основе «Героя нашего времени».

Ундина - так романически назвал Печорин девушку-контрабандистку. Герой вмешивается в простую жизнь «честных контрабандистов». Его привлекли загадочные ночные обстоятельства: слепой мальчик и девушка поджидали лодку с контрабандистом Янко. Печорину не терпелось узнать, что они делали ночью. Девушка, казалось, сама заинтересовалась Печориным и вела себя двусмысленно: «вертелась около моей квартиры: пенье и прыганье не прекращались ни на минуту». Печорин увидел «чудно нежный взгляд» и воспринял его как обычное женское кокетство, т.е. в его воображении взор «ундины» сопоставлялся со взором какой-нибудь светской красавицы, взволновавшей его чувства, и герой ощутил в себе прежние порывы страсти. В довершение всего последовал «влажный, огненный поцелуй», назначенное свидание и признание в любви. Герой почувствовал опасность, но все-таки был обманут: не любовь была причиной демонстративной нежности и пылкости, а угроза Печорина донести коменданту. Девушка была верна другому, Янко, и ее хитрость служила лишь поводом для расправы с Печориным. Отважная, наивно-коварная и ловкая, заманив Печорина в море, она едва не утопила его.

Душа Печорина жаждет обрести среди «честных контрабандистов» полноты жизни, красоты и счастья, которых так не хватает герою. А его глубокий трезвый ум осознает невозможность этого. Печорин понимает безрассудность своих поступков, всей истории с «ундиной» и другими контрабандистами с самого начала. Но в этом-то и особенность его характера, что, несмотря на присущий ему в высшей степени здравый смысл, он никогда не подчиняется ему целиком, - для него существует в жизни более высокое, чем житейское благополучие.

Постоянное колебание между «реальным» и заключенным в его глубинах «идеальным» ощущается почти во всех образах «Тамани», но особенно ярко - в девушке-контрабандистке. Восприятие ее Печориным меняется от завороженного удивления и восхищения до подчеркнутой прозаичности и будничности. Это обусловлено и характером девушки, построенном на переходах и контрастах. Она так же изменчива, как и ее жизнь, беззаконно-вольная.

В «Тамани» есть образ, полностью выдержанный в реалистических тонах. Его значение - создать реально-бытовой фон повествования. Образ денщика Печорина. Это персонаж появляется в самые напряженно-роматические моменты и своим реальным обликом сдерживает романтическое повествование. К тому же своей пассивностью он оттеняет беспокойную натуру Печорина. Но и самоирония главного героя обуславливает смену романтических и реалистических планов, их тонкое взаимопроникновение.

Грушницкий - юнкер, выдающий себя за разжалованного офицера, сначала играющий в любовном треугольнике (Грушницкий-Мери-Печорин) роль первого любовника, но затем оттесненный на позицию неудачливого соперника. Финал трагичен: убит Грушницкий, погружена в духовную драму Мери, а Печорин находится на распутье и вовсе не торжествует победу. В каком-то смысле Грушницкий представляет собой не только антигероя и антипода Печорина, но и его «кривое зеркало».

Грушницкий - один из наиболее реалистически объектированных образов. В нем изображен тип романтика не по внутреннему складу, а по следованию за модой. Его замкнутость на самом себе подчеркнута органической неспособностью к подлинному духовному общению. Грушницкий - неумен и самовлюблен, живет модными представлениями и привычками (маска таинственной трагичности), «вписан» в стереотипное поведение «света»; наконец, он - слабая натура, которую легко разоблачить, - что и делает Печорин. Смириться с поражением Грушницкий не может, он сближается с сомнительной компанией и с ее помощью намерен отмстить обидчикам. Хотя чем ближе Грушницкий к смерти, тем меньше в нем романтического кокетства, хотя он побеждает зависимость от драгунского капитана и его шайки, но до конца преодолеть условности светского этикета и победить самолюбие не в силах.

Иной тип представляет доктор Вернер , приятель Печорина, человек, по его мнению, замечательный по многим причинам. Живя и служа в привилегированной среде, он внутренне близок к простым людям. Он насмешлив и нередко исподтишка насмехается над своими богатыми пациентами, но Печорин видел, как он плакал над умирающим солдатом.

Вернер - своеобразная разновидность «печоринского» типа, существенная как для понимания всего романа, так и для оттенения образа Печорина. Подобно Печорину, Вернер - скептик, эгоист и «поэт», изучивший «все живые струны сердца человеческого». Он невысокого мнения о человечестве и людях своего времени, но идеальное начало в нем не заглохло, он не охладел к страданиям людей, живо чувствует их порядочность и добрые наклонности. В нем есть внутренняя, душевная красота, и он ценит ее в других.

Вернер мал ростом, худ и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромной. В этом отношении Вернер - антипод Печорина. В нем все дисгармонично: чувство красоты и телесное безобразие, уродливость. Видимое преобладание духа над телом дает представление о необычности, странности доктора, как и прозвание: русский, он носит немецкую фамилию. Добрый по натуре, он заслужил прозвище Мефистофеля, потому что обладает критическим зрением и злым языком, проникая в сущность, скрытую за благопристойной оболочкой. Вернер наделен даром соображения и предвидения. Он, еще не зная, какую интригу задумал Печорин, уже предчувствует, что Грушницкий падет жертвой его приятеля. Философско-метафизические разговоры Печорина и Вернера напоминают словесную дуэль, где оба противника достойны друг друга.

Но в сфере поведенческой равенства нет и быть не может. В отличие от Печорина Вернер - созерцатель. Он не делает ни шагу, чтобы изменить свою судьбу и преодолеть скепсис, куда менее «страдательный», чем скепсис Печорина, относящегося с презрением не только ко всему миру, но и к самому себе. Холодная порядочность - вот «жизненное правило» Вернера. Далее этого нравственность доктора не простирается. Он предупреждает Печорина о слухах, распространяемых Грушницким, о заговоре, о готовящемся преступлении (в пистолете Печорина во время дуэли «забудут» положить пулю), но избегает и боится личной ответственности: после гибели Грушницкого отходит в сторону, как будто не имел к ней косвенного отношения, и всю вину молчаливо возлагает на Печорина, не подавая ему при посещении руки. (Тот расценивает поведение доктора как измену и нравственную трусость).

Мери - героиня одноименной повести «Княжна Мери». Имя Мери образовано, как сказано в романе, на английский манер. Характер княжны Мери в романе обрисован подробно и выписан тщательно. Мери в романе - страдательное лицо: именно над ней Печорин ставит свой жестокий эксперимент разоблачения Грушницкого. Не ради Мери осуществляется этот опыт, но она втянута в него игрой Печорина, поскольку имела несчастье обратить заинтересованный взор на лжеромантика и лжегероя. Одновременно с образом Мери в романе связана проблема любви - подлинной и мнимой.

Мери - светская девушка, настроенная несколько романтически, не лишенная духовных запросов. В ее романтизме много наивно-незрелого и внешнего. Сюжет повести основан на любовном треугольнике. Избавляясь от любви Грушницкого, Мери влюбляется в Печорина, но оба чувства оказываются иллюзорными. Влюбленность Грушницкого - не более чем волокитство, хотя он искренно убежден в том, что любит Мери. Влюбленность Печорина - мнимая с самого начала.

Чувство Мери, оставшись без взаимности, перерастает в свою противоположность - ненависть, оскорбленную любовь. Ее «двойное» любовное поражение предопределено, ибо она живет в искусственном, условном, хрупком мире, ей угрожает не только Печорин, но и «водяное общество». Так, некая толстая дама чувствует себя задетой Мери, и ее кавалер, драгунский капитан, берется это исполнить. Печорин разрушает замыслы и спасает Мери от клеветы капитана. Точно так же мелкий эпизод на танцах (приглашение со стороны пьяного господина во фраке) выдает всю неустойчивость, казалось бы, прочного социально-общественного положения княжны Мери в свете и вообще в мире. Беда Мери в том, что она, чувствуя разницу между непосредственным душевным порывом и светским этикетом, не отличает маску от лица.

Вера - светская дама. Она играет заметную роль в сюжете повести. С одной стороны, благодаря отношениям Печорина с Верой и ее раздумьям, объясняется, почему Печорин, «не стараясь», способен непобедимо властвовать над женским сердцем, а с другой - Вера представляет иной, по сравнению с Мери, тип светской женщины. Вера больна. Таким образом, в романе юная княжна Мери и Вера даны как разные полюсы жизни - расцвета и угасания.

Новая встреча Веры и Печорина происходит на фоне природы и в домах людей света, приехавших на воды. Здесь сталкиваются жизнь естественная и жизнь цивилизованная, родовое и социальное. Верин муж - дальний родственник княгини Лиговской, хромой, богатый и обремененный болезнями. Выходя за него не по любви, она пожертвовала собой ради сына и дорожит своей репутацией - опять-таки не из-за себя. Уговаривая Печорина познакомиться с Лиговскими, чтобы чаще его видеть, Вера не подозревает об интриге с Мери, замышленной героем, а когда узнает, мучается ревностью.

Отношения Печорина с Верой служат для героев поводом для раздумий о женской логике, о женской природе, о притягательности зла. В иные минуты Печорин чувствует силу любви Веры, которая снова с беспечностью вверилась ему, и сам готов ответить на ее бескорыстную привязанность. Ему кажется, что Вера - «единственная женщина в мире», которую он «не в силах был бы обмануть». Но большей частью, даже обнимая Веру и покрывая ее лицо поцелуями, он заставляет ее страдать, полагая, что именно зло, которое он причинил Вере, и есть причина ее любви. Печорин принес Вере не одни только страдания: всегда желая быть любимым и никогда не достигая полноты любви, он дарит женщинам беспредельность чувства, на фоне которого любовь «прочих мужчин» кажется мелкой, приземленной и тусклой. Поэтому Вера обречена любить Печорина и страдать. Трагическая, страдающая и бескорыстная любовь - ее удел.

Возможно, Вера и надеялась поначалу на семейное счастье с Печориным. Печорин же с его беспокойным характером, исканием жизненной цели меньше все был склонен создавать семейный очаг. Лишь потеряв Веру, Печорин осознает, что именно она несла в себе ту любовь, которую он жадно искал, и эта любовь погибла, ибо он истощал душу Веры, не наполняя ее своим чувством.

«Водяное общество» дано Лермонтовым в наиболее характерных социально-психологических приметах, фиксирующих больше подробности нравов и быта, чем индивидуальных особенностей характеров-типов. Реалистическая тенденция создания жизненного фона перекликается с романтическими принципами изображения героев, противопоставленных обществу. Но и в этом случае выразительные жизненные детали и конкретные индивидуальные характеристики придают персонажам и типам реалистическую убедительность.

Вулич - поручик, с которым Печорин встретился в казачьей станице. Нарисовав романтико-психологический портрет человека с предположительно необычным прошлым, с тщательно скрываемыми под внешним спокойствием глубокими страстями, автор углубляет эту характеристику Вулича: «была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре. Страсть к игре, неудача, упрямство, с которым он каждый раз начинал все сначала с надеждой выиграть, обличает в Вуличе что-то родственное Печорину, с его страстной игрой как своей собственной, так и чужой жизнью.

В экспозиции повести наряду с портретом Вулича дается рассказ о его карточной игре при начавшейся перестрелке и его расплате с долгом под пулями, что дает ему предварительную характеристику, как человека, способного самозабвенного увлекаться и вместе с тем умеющим владеть собой, хладнокровного и презирающего смерть.

Загадочность и таинственность образа Вулича обусловлены не только реально-жизненным романтическим характером, но и сложной философской проблемой - о роли предопределения в судьбе человека.

Вулич замкнут и отчаянно храбр; страстный игрок, для которого карты - лишь символ роковой игры человека со смертью, игры, лишенной смысла и цели. Когда среди офицеров заходит спор о том, есть ли предопределение, т.е. подвластны люди некоей вышей силе, управляющей их судьбами, или они сами распоряжаются своей жизнью, Вулич, в отличие от Печорина признающий предопределение, вызывается на себе проверить истинность тезиса. Пистолет приставлен ко лбу: осечка, сохраняющая жизнь Вуличу, как будто служит доказательством в пользу фатализма (тем более что Печорин предсказал Вуличу смерть именно «нынче»). Вулич сомнений чужд. Жизнь его так же бессмысленна, как и нелепа и случайна его смерть. «Фатализм» Печорина проще, примитивнее и банальнее, но он держится на реальном знании, исключающем«обман чувств или промах рассудка», - «хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь!».

Благодаря сложной системе образов образ главного героя оттеняется весьма разносторонне. На фоне «водяного общества» с его пошлостью, ничтожествам интересов, расчетами, эгоизмом, интригами Печорин выступает как благородный, высококультурный, страдающий от своей общественной бесполезности человек. В «Бэле», скучающему и раздираемому внутренними противоречиями Печорину противопоставлены кавказцы с их горячностью, цельностью, постоянством. Встреча с Максимом Максымычем показывает Печорина в резком контрасте с обыкновенным человеком этой же эпохи. Душевная неуравновешенность и общественная неустроенность Печорина резко выступают в сопоставлении с доктором Вернером, которому скептицизм, сближающий его с героем романа, не мешает выполнять свой долг.

Второстепенные персонажи романа, играя служебную роль к отношению главного герою, имеют и самостоятельное значение. Почти каждый из них представляет собой яркую типическую фигуру.

Таким образом, Печорин Григорий Александрович человек незаурядный. С образом Печорина в романе связана проблема нравственности. Во всех новеллах, которые Лермонтов объединит в романе, Печорин предстает перед нами как разрушитель жизней и судеб других людей: из-за него лишается крова и погибает черкешенка Бэла, разочаровывается в дружбе с ним Максим Максимыч, страдают Мери и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом “честные контрабандисты”, погибает молодой офицер Вулич. Сам герой романа осознает: «Как орудие казни, я упадал на головы обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаленья...». Вс я его жизнь - постоянный эксперимент, игра с судьбой, причем Печорин позволяет себе рисковать не только своей жизнью, но и жизнями тех, кто оказался рядом. Ему свойственны неверие и индивидуализм. Печорин, по сути, считает себя сверхчеловеком, сумевшим подняться над обычной нравственностью. Впрочем, он не желает ни добра, ни зла, а лишь хочет понять, что это такое. Все это не может не отталкивать читателя. И Лермонтов не идеализирует своего героя.

Характер Печорина сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...». Каковы причины этой раздвоенности? «Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни...» - признается Печорин. Он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой. Печорин - эгоист.

И все же Печорин - натура, богато одаренная. Он обладает аналитическим умом, его оценки людей и поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. Его дневник - не что иное, как саморазоблачение. Он наделен горячим сердцем, способным глубоко чувствовать (смерть Бэлы, свидание с Верой) и сильно переживать, хотя пытается скрыть душевные переживания под маской равнодушия. Равнодушие, черствость -маска самозащиты. Печорин все-таки является человеком волевым, сильным, активным, в его груди дремлют “жизни силы”, он способен к действию. Но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. В этом Печорин сходен с героем поэмы “Демон”. И правда, в его облике (особенно в начале романа) есть что-то демоническое, неразгаданное. Сильная воля и жажда деятельности сменились разочарованностью и бессилием, и даже высокий эгоизм постепенно начал превращаться в мелкое себялюбие. Черты сильной личности остаются лишь в образе отщепенца, который, однако, принадлежит своему поколению.


Урок 48
Печорин в системе мужских образов романа .

Дружба в жизни Печорина

…Я к дружбе не способен:

из двух друзей всегда один раб другого,

хотя часто ни один из них себе

в этом не признаётся.

М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени
I. Печорин в системе мужских образов романа

После того как основное содержание романа уже осмыслено учениками, полезно провести несколько уроков-практикумов, на которых будут закреплены навыки анализа эпизода и выявлена роль второстепенных персонажей для понимания личности Печорина. Для этого необходимо сопоставление образа главного героя с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем (в группах).

Группа 1. Печорин и Максим Максимыч.

1. Какие чувства исповедь Печорина, начинающаяся словами «...у меня несчастный характер», вызвала у Максима Максимыча? Докажите, что опустошенность души Печорина - это веяние века.

2. Как проявилось отношение Печорина к Максиму Максимычу в сцене их последней встречи? Какими способами автор передает взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?

3. Как Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Подберите к своим тезисам ключевые слова и подтвердите каждое цитатой. (Максим Максимыч - удивление, непонимание, любовь, сочувствие, искренность. Печорин - безразличие, равнодушие.) Какова роль образа Максима Максимыча в романе?

Группа 2. Печорин и Грушницкий.

1. Как Печорин относится к Грушницкому? Обобщите свои наблюдения, проанализировав детали портрета Грушницкого (фрагменты записей от 11, 16 мая, 5, 6 июня).

2. Какие чувства вызывал Печорин у Грушницкого? Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 5, 12 июня и сцены дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров в сцене дуэли?

3. Какова композиционная роль в романе образа Грушницкого?

Группа 3. Печорин и Вернер.

1. Что общего в интеллектуальном развитии и отношении к жизни у Печорина и Вернера? Подтвердите свою позицию цитатами из их диалога (запись от 13 мая).

2. Проанализируйте записку Вернера к Печорину после дуэли и их последнюю встречу. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?

3. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

Группа 4. Печорин и Вулич.

Для этого школьники сопоставят точки зрения критиков, выявят смыслообразующую роль сюжета в его несовпадении с фабулой романа, сформулируют основные черты личности Печорина, наметят параллели между романом романтической поэмой «Мцыри» и поэзией Лермонтова.

Это поможет в подготовке к сочинению.
I . Споры о романтизме и реализме романа

«Герой нашего времени»

Проблемные вопросы

Черты какого художественного метода - романтизма или реализма - присущи роману «Герой нашего времени»?

Возможно ли, чтобы в одном произведении прослеживались признаки как романтизма, так и реализма?

Для ответов на эти вопросы нужно повторить характерные признаки изображения действительности в романтических и реалистических произведениях.

Для этого класс разбивается на сторонников или первой, или второй точки зрения, и девятиклассники высказываются в защиту своей позиции.

Учитель может записать на доске в два столбика основные аргументы, затем пронумеровать их по степени важности и в окончательном виде составить обобщающую таблицу.


Черты романтизма и реализма

в романе «Герой нашего времени»


Черты романтизма

Черты реализма

1. Сходство с романтической поэмой и с романтической повестью - главными жанрами эпохи Лермонтова. Образ Печорина статичен, его характер не меняется. («Неужели я не тот же?» - говорит он Максиму Максимычу в сцене прощания.)

1. Социально-историческая обусловленность образа Печорина, человека индивидуалистического века и дворянско-офицерской среды. Сильные и слабые стороны героя неотделимы друг от друга. Поэтому даже автор не знает, герой Печорин или злодей

2. Отсутствие последовательного и связного повествования от начала до конца и рассказа о происхождении и жизни героя от рождения до старости. Показаны лишь отдельные, яркие эпизоды из его жизни («вершинная композиция») вне хронологических пределов

2. Снятие напряжения с внешнего повествования. Внимание к внутренней жизни героя, размышлениям о нравственных и философских проблемах, анализу своих переживаний, мотивам поведения, что характерно для психологического романа

3. Наличие композиционного кольца, как в поэме «Мцыри». Герой замкнут в кругу, из которого невозможно вырваться, что подчеркивает полную безысходность судьбы Печорина, бесполезность его исканий

3. Абсолютная объективность повествования достигается путем сообщения героем истории своей души, присутствием нескольких рассказчиков и описанием в журнале Печорина мнения о нем других лиц

4. Печорин - личность исключительная, но он жертва века, зараженная индивидуализмом, как Арбенин в «Маскараде» и герои романтических поэм Пушкина

4. В романе есть герои, например Грушницкий, чей характер на протяжении повествования претерпевает эволюцию, меняется

Дракон. Как так?

Ланцелот. Люди испугались бы, увидев своими глазами, во что превратились их души. Они на смерть пошли бы, а не остались покоренным народом...
Проблемные вопросы

Что общего в прозвучавшем диалоге и поэме Гоголя «Мертвые души»?

(У Шварца речь идет о «невидимых» душах. Гоголь создавал их видимыми, чтобы люди испугались, чтобы пробудились от мертвящего сна и постарались спастись, вернуть себе живые человеческие души.)

Для чего Гоголь стремился в первом томе воссоздать страшные, безнадежные, уродливые картины современной России, обнаружить со всей беспощадностью «пошлость пошлого человека»?

Чтобы ответить на второй вопрос, можно провести заочную экскурсию по губернскому городу N, обратить внимание на его улицы, рассмотреть вывески на домах, посетить присутственные места, губернаторский дом, трактир и гостиницу, в которой останавливался Чичиков. Это нужно, чтобы прийти к выводу, что город N, как и помещичьи усадьбы, символ «городского безделья», пустоты и пошлости.

Учащиеся могут рассказать о городе, выступив в роли экскурсоводов.


Темы заочных экскурсий по городу N

1. Гостиница города N (внешний вид, убранство комнат, цена за номер, общая зала, меню в трактире и т. д.).

2. На улицах города N (высота и цвет домов, магазины, бильярдная, харчевня, городской сад, афиши и т. д.).

3. «Визитные карточки» правителей города N: губернатора, вице-губернатора, полицмейстера, председателя палаты (внешний вид, любимое занятие, оценка Чичиковым их деятельности и др.).

4. Бал у губернатора (освещение дома и зала, одежда и внешний вид гостей, темы разговоров, карточные игры и др.).
Вопросы и задания к главе I

1. Каким вам видится город N с первых страниц поэмы? Докажите, что Гоголь рисует его с иронией.

2. Почему Гоголь подробно описывает краски и архитектуру города?

3. С какой целью Гоголь приводит читателя на бал к губернатору?

4. Какой смысл имеет сравнение гостей на балу у губернатора с мухами?

6. Как и о чем разговаривал Чичиков на обеде и вечере у полицмейстера и у председателя палаты, на обедах у откупщика и у прокурора?

7. Как понять слова Гоголя о Чичикове: «Приезжий во всем как-то умел найтиться...?

8. Каким город видится глазами Чичикова и каким глазами автора?

Приступая к обсуждению главы VII, следует выяснить:

Какой смысл в том, что глава начинается пространным лирическим отступлением о том, чем «счастлив писатель»?


Вопросы для анализа эпизода

1. В чем ирония Гоголя в описании присутственных мест? Почему описание канцелярских комнат дается глазами Чичикова и Манилова?

2. Докажите, что чиновники создают видимость работы, а на самом деле ничего не делают.

3. Как Иван Антонович кувшинное рыло берет у Чичикова взятку? В чем ирония автора?

4. Зачем Гоголь сравнивает Чичикова и его провожатого к председателю палаты с Данте и Вергилием?

5. Почему Гоголь называет деятельность чиновников священнодействием и принесением жертвы Фемиде?

6. Почему при оформлении купчей Чичиков не только не встречает препятствий, а чиновники даже помогают ему?

7. Что смутило Чичикова, когда он встретил у председателя Собакевича ?

8. Какую оценку дает чиновникам города Собакевич? («Они все даром бременят землю».)

9. Современны ли мысли Гоголя об общественном предназначении человека?


Индивидуальное задание

Найти в описании оформления Чичиковым купчей крепости аналогии с «Божественной комедией» Данте.


Вывод

Перед нами «храм» взяточничества, лжи и казнокрадства. Если в общей атмосфере города все окостенело, устоялось, омертвело до такой степени, что даже трудно представить себе возможность какого-нибудь движения, то в палате жизнь кипит. Но чиновники заботятся только о своем собственном благе, и чем выше чиновник, тем больше его «аппетит».

В описании храма Фемиды важнейшую роль играет комическое преломление образов «Божественной комедии». В этом якобы храме возрождается образ ада - хоть и опошленного, комического, но истинно русского ада. Самое страшное и самое трагическое заключается в том, что «мелкий бес» - палатный чиновник - почитал председателя солнцем и так благоговел перед его кабинетом, что «не осмелился занести туда ногу». В отличие от помещичьей жизни, где время застыло, жизнь города внешне кипит, клокочет. Но жизнь эта призрачна, это не деятельность, а пустая суета.

Анализ глав VIII, IХ, Х и «Повести о капитане Копейкине» можно организовать в группах.


Группа 1.

Проза Лермонтова невелика, но один небольшой по размеру роман «Герой нашего времени» поставил поэта в ряд с великими писателями-прозаиками. Историю русского романа не поймёшь и не расскажешь, минуя «Героя нашего времени». Это – веха крупнейшего значения, это - новый этап литературного развития, подготовивший появление мощного реализма Льва Толстого.

Книга вобрала в себя жгучую печаль многих сердец и наблюдения лучших, честных умов. Отсюда понятно отношение реакционной критики к роману – она встретила его ругательствами и обвинениями автора в разврате.

Главный герой книги Григорий Печорин – личность неоднозначная и незаурядная, вызывающая противоречивые чувства.

Но были и многие, кто останавливались перед Печориным, спорили с ним или повторяли его горестные раздумья, но все признавали притягательную силу образа.

Духовный мир Печорина раскрыт перед нами в сложной игре переживаний, в переплетении противоречивых чувств, в разнообразных поступках и проявлениях характера. Замечательна композиция романа: он состоит из пяти новелл, связанных единством главного действующего лица. Каждая из новелл – самостоятельное, прекрасное в своей законченности, произведение; соединенные, они образуют также цельное, стройное произведение. Эпизоды жизни и странствий Печорина так рассказаны, что в случайных как будто происшествиях отражён характер человека в его цельности.

В двух новеллах – «Бэла» и «Максим Максимыч» - Печорин изображён со стороны – со слов Максима Максимыча или автора путевых записок, - и самые события рельефно рисуют героя. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» образуют «журнал», то есть дневник Печорина, в котором духовный мир его раскрыт изнутри. В сжатые, напряженные действием, увлекательные новеллы Лермонтов вплёл тончайший психологический рисунок.

В «Бэле» рассказан эпизод жизни Печорина на Кавказе. Правдиво изобразил Лермонтов поведение русского офицера в завоеванной стране: Печорин, не задумываясь, похищает понравившуюся ему девушку-черкешенку, жертвами его прихоти гибнут родичи Бэлы, гибнет и сама бедняжка Бэла. Образ гордой, чистой сердцем Бэлы пленителен именно своей естественностью, в нём нет ни прикрас, ни сентиментальности, как нет ложной экзотики и «клеветы» в выразительной фигуре абрека Казбича.

Отношение Печорина к Бэле можно охарактеризовать словами его же дневника, где он сравнивает душу Бэлы с едва распустившимся цветком, которым надо насладиться и выбросить. Он называет обладание этой невинной душой необъятным наслаждением. Это циничное признание бросает яркий свет на Печорина – капризного барича. А Максим Максимыч в простоте душевной говорит: « таков уж был человек: что задумает, подавай, видно в детстве был маменькой избалован…»

В следующем за «Бэлой» рассказе Лермонтов ещё сильней выявил эгоистическую природу Печорина. После долгой разлуки он встречается с другом трудных дней – Максимом Максимычем и обнаруживает при этом такое небрежение и чёрствость души, что вызывает осуждение даже великодушного Максима Максимыча: «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен…» Странно слышать простое это обвинение по адресу Печорина, а ведь он заслужил его. В Печорине писатель выявляет эгоизм, как постоянное свойство характера, а вместе с тем это характер волевой, действенный.

Судьба забросила Печорина в глухой приморский городишко, столкнула с «мирным кругом честных контрабандистов», он «встревожил их спокойствие» и едва сам не погиб. В эпизоде этом Печорин предстаёт отважным, находчивым.

Лермонтов в «Тамани» с особенной силой дал почувствовать одиночество своего героя. Он один не только в этом глухом городишке, среди «мирных» контрабандистов, он один во всём мире, и щемящей грустью звучат последние слова рассказа: «…какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с подорожной по казённой надобности!»

«Княжна Мери» - исповедь Печорина – сердце романа. Печорин предельно откровенен в своих порой трагических, порой циничных признаниях, они проливают свет на его поведение, изображённое в других новеллах.

Дневник Печорина не стенографическая запись чувств и переживаний, это – история мятущейся души, в которой каждый поступок, чувства, мысль прошли через строгую самокритику. Способность к самопознанию – черта драгоценная в Печорине, роднящая его с лучшими людьми того времени, близкая автору и высоко им ценимая.

Первые страницы дневника Печорина с их желчной характеристикой «водяного общества» свидетельствуют о том, что Печорин знает истинную цену дворянскому свету. Но он живёт только в нём, хотя общий язык нашёл с разночинцем доктором Вернером. Печорин привык жить «в большом свете и … баловать своё самолюбие»; задыхаясь в этой среде, он не только не способен из неё вырваться, но и задачи этой перед собой не ставит. Отсюда – противоречивость, извращённость чувств и поступков.

При этом Печорин – человек большой природной одарённости. Лермонтов внимательно, в рельефном психологическом рисунке выявил богатые духовные силы своего героя: он одарён сильным умом, живым воображением, чувством прекрасного, чутьём красоты душевной и красоты природы. Просты и прекрасные описания природы в «журнале» Печорина гармонически сочетаются с интимностью дневниковых записей. Многие из этих записей принадлежат человеку с «душой испытанной и высокой». А наряду с ними – циничные и страшные признания. Духовный облик Печорина искажён «мелкими слабостями, дурными страстями», «злой страстью мучить людей», извращённостью чувств, барской самовлюблённостью. Самое страшное и глубоко верное признание Печорина то, что он «ко всему равнодушен, кроме себя». Он мечтал о высоком жизненном назначении, чувствуя свои «силы необъятные», но не «угадал» этого назначения, «увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных». Область общественных запросов и борьбы неведома Печорину.

Лермонтов так полно выявил богатые духовные силы своего героя, чтобы показать: силы эти бесплодно гибнут, растрачиваются в мелких интригах, в жестоких забавах, если нет им действительно высокого, общественного приложения.

Сознавая историческую трагедию своего поколения, стало быть и Печорина, Лермонтов не прощал его позорного бездействия, равнодушия к общественному «добру и злу». В этом – величие Лермонтова. Его роман – суд над Печориным. В исповеди своего героя поэт раскрыл тайники души неудовлетворённого, мятущегося, но равнодушного ко всему, кроме себя самого, человека.

Отметьте, в чем состоит новаторство системы образов комедии «Горе от ума». а) соответсвие системе «амплуа»; б) количество действующих лиц – более

двадцати; в) в основу системы образов положен принцип типизации; г) отсутствие деления персонажей на положительные и отрицытельные; д) введение внесценических персонажей.

1.Как образ Печорина соотносится с другими персонажами романа-Максимом Максимычем, Вернером, Грушницким, Вуличем? Какие качества главного героя

проявляются во взаимодействии с ним?
2.Какова роль женских образов в романе "Герой нашего времени"? Почему женщины, любящие Печорина, неизбежно становятся жертвами собственного чувства? Что мешает Печорину обрести счастье в любви и дружбе?
3. Каковы нравственно-филосовские итоги лермонтовского романа? в чём заключается важность главы "Фаталист" для прояснения общей идеи автора? Является ли Печорин фаталистом?

4. Отметьте, в чём состоит новаторство системы образов комедии «Горе о ума»:

А) соответствие системе «амплуа»
Б) количество действующих лиц – более двадцати
В) в основу системы образов положен принцип типизации
Г) отсутствие деления персонажей на положительные и отрицательные
Д) введение внесценических персонажей
5. Соотнесите героя комедии и амплуа, которому он соответствует:
А) Чацкий
1) отец, не догадывающийся о любви дочери
Б) Фамусов
2) удачливый герой-любовник
В) Софья
3) субретка
Г) Лиза
4) героиня любовного треугольника
Д) Молчалин
5) герой-резонёр
6. Соотнесите имя героя и роль, которую он играет в комедии:
А) Хрюмины, Тугоуховские, Хлестова
1) главные герои
Б) князь Фёдор, Кузьма Петрович, Максим Петрович
2) второстепенные
В) Чацкий, Софья, Молчалин, Фамусов
3) эпизодические
Г) Г.Д.-Г.Н.
4) образ-пародия
Д) Скалозуб, Лиза, Загорецкий, Горич, Репетилов
5) внесценические персонажи
Е) Репетилов
6) герои. Необходимые для связи сценического действия
7. Отметьте основные средства создания сатирических характеров в комедии:
Индивидуализация языка, афористичность, трагический пафос, авторская ремарка, гипербола, фарсовые детали,
катарсис, фразеологизмы, драматизм, просторечия, ирония, сарказм.
8. Назовите героя комедии «Горе от ума», речь которого афористична, заметно влияние манеры говорить других героев,литературная и разговорная формы речи переплетаются, присутствуют черты лакейства:
А) Молчалин Б) Репетилов В) Загорецкий Г) Лиза
9. Объедините внесценические персонажи, относящиеся к «веку нынешнему» и «веку минувшему»:
Князь Фёдор, Максим Петрович, трое из бульварных лиц, Татьяна Юрьевна, двоюродный брат Скалозуба, барон фон
Клоц, французик из Бордо, молодые люди – «кто путешествует, в деревне кто живёт», Кузьма Петрович, тётушка Софьи.
11. Где живёт Хлестова:
А) на Тверской Б) на Кузнецком мосту В) на Покровке Г) у Никитских ворот
12. Чей это портрет:
Курчавая! Горбом лопатки!
Сердитая! Всё кошачьи ухватки!
Да как черна! Да как страшна!
А) Хлестовой
Б) княжны Марии Алексеевны
В) Хрюминой
Г) арапки

Сопоставительный анализ Печорина и Максима Максимыча по плану

1. Место героев в системе образов (главный - второстепенный, мужской - женский, молодой - старый и т. п.) и их взаимоотношения.
2. Прошлое героев (происхождение, воспитание, образование, мировоззрение).
3. «Говорящий» смысл их имен и фамилий и обстоятельства первого появления в произведении.
4. Портреты, их схожесть, различие, эволюция; чьими глазами они даются.
5. Наличие пейзажей и интерьеров, связанных с героем (сходство - контраст).
6. Речевые характеристики героев; особенности внутренних монологов.
7. Поступки героев, раскрывающие их характер.
8. Функция снов, смыслообразующих художественных деталей.
9. Герои в оценке других персонажей (в оценке друг друга, в самооценке).
10. Прямые или косвенные способы авторских характеристик героев.

Печорин в системе мужских образов романа

Дружба в жизни Печорина

Цель: углубление знаний учащихся о биографии Лермонтова; дальнейшее формирование навыков анализа литературного произведения; раскрытие понятий « дружба», «самоанализ», «внутренний мир героя»; теория литературы- социально- психологический роман.

Ход урока:

1. Теоретический тренинг

Какие факты биографии Лермонтова повлияли на создание образа Печорина? (время реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания; история двух ссылок на Кавказ, характеристика эпохи в стихотворении «Дума»)

Как вы понимаете выражение «внутренний мир героя»?

(Основа духовного мира - интеллект, благодаря которому, человек живет, определяет свои высшие потребности, эмоции, чувства, познает окружающий мир и себя, свое место в этом мире и обществе, формирует свои ориентиры, стратегические цели и тактические задачи.)

- «Герой нашего времени» считается в русской литературе первым социально-психологическим романом. Противостояние Печорина общественной среде показано через внутренний мир героя.

Как вы объясните понятие слова «дружба»?

(Дру́жба - личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию, привязанность и затрагивает наиболее интимные, душевные стороны человеческой жизни)

Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя.

2. Аналитическая работа в группах по опорной схеме

(Схема перед глазами учащихся)

(Конверты с вопросами для каждой группы подготовлены заранее)

Холодность,

равнодушие

Сердечность, искренность, сочувствие

Печорин -

Грушницкий

Беспощадность к слабостям людей

Зависть, соперничество, злоба

Печорин -

Вернер

Интерес к интеллигентному общению

Философ- созерцатель, боязнь ответственности

Печорин -

Вулич

Вера в разум, отрицание фатума

Неверие в разум, верит в фатум

«В дружбе один раб другого»

Первая группа- Печорин и Максим Максимыч

    Монолог- исповедь Печорина со слов «у меня несчастный характер» (из гл.»Бэла») удивила Максима Максимыча. Почему? Какие чувства вызывает у вас эта исповедь?(Сострадание? Страдание?)

    Как в сцене встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы «Максим Максимыч» передается взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?

Вторая группа. Печорин и Грушницкий

    Какие причины легли в основу конфликта меду Печориным и Грушницким?

    Какие черты характера Грушницкого были неприятны Печорину?

    Почему окружающие не замечали этих качеств характера Грушницкого?

Третья группа. Печорин и Вернер

    Что общего между Печориным и Вернером в их интеллектуальном развитии?

    Изменились ли отношения между Вернером и Печориным после дуэли?

    Вспомните последнюю встречу Печорина и Вернера. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?

    Как образ Вернера влияет на раскрытие образа Печорина?

Четвёртая группа. Печорин и Вулич

    Какое пари заключили Печорин и Вулич?

    Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью. Дорожит ли жизнью Печорин?

    Какие качества характера этих героев выявляются при их сопоставлении?

    Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака?

    Вулич погибает, а Печорин остается жив. В чём авторская позиция?

3.Выводы урока

Максим Максимыч, Грушницкий, Вернер, Вулич - мужские образы романа - двойники и антиподы Печорина.

Они не способны к самоанализу, их интеллект ниже интеллекта Печорина, характер их слабее .(Обратимся к таблице)

Но это не даёт право Печорину думать, что в «дружбе один раб другого».

Или вы другого мнения?

4.На этот вопрос вы ответите в мини –сочинении.Это будет вашим домашним заданием.