Сюрреалистические скульптуры Сальвадора Дали, прикоснитесь к сюрреализму. Скульптуры Сальвадора Дали: фото и описание скульптур История возникновения и архитектура

Страхи и фетиш гения - символика Дали

Создав свой собственный, сюрреалистичный мир, Дали наполнил его фантасмагоричными существами и мистическими символами. Эти символы, отражающие навязчивые идеи, страхи и объекты фетиша мастера, «переезжают» из одной его работы в другую на протяжении всей творческой жизни.

Символика Дали не случайна (как не случайно все в жизни, по мнению маэстро): интересуясь идеями Фрейда, сюрреалист придумал и использовал символы для того, чтобы подчеркнуть скрытый смысл своих работ. Чаще всего - для обозначения конфликта между «твердой» телесной оболочкой человека и его мягким «текучим» эмоционально-ментальным наполнением.

Символизм Сальвадора Дали в скульптуре

Способность этих созданий общаться с Богом волновала Дали. Ангелы для него - символ мистического, возвышенного союза. Чаще всего на картинах мастера они появляются рядом с Гала, которая была для Дали воплощением благородства, чистоты и связи, дарованной небесами.

АНГЕЛ


единственная в мире картина, в которой есть неподвижное присутствие, долгожданная встреча двух существ на фоне пустынного, мрачного, мертвого пейзажа

Во всяком творении гения мы узнаем собственные отвергнутые мысли (Ральф Эмерсон)

Сальвадор Дали "Падший ангел" 1951

МУРАВЬИ

Страх перед тленностью жизни возник у Дали еще в детстве, когда он со смесью ужаса и отвращения наблюдал, как муравьи пожирают останки умерших мелких животных. С тех пор и на всю жизнь муравьи стали для художника символом разложения и гнили. Хотя некоторые исследователи связывают муравьев в работах Дали с сильным выражением сексуального желания.



Сальвадор Дали «на языке аллюзий и символов обозначил сознательную и активную память в виде механических часов и суетящихся в них муравьев, а бессознательную - в виде мягких часов, которые показывают неопределенное время. ПОСТОЯНСТВО ПАМЯТИ изображает, таким образом, колебания между взлетами и падениями в состоянии бодрствования и сна». Его утверждение, что « мягкие часы становятся метафорой гибкости времени» насыщено неопределенностью и отсутствием интриги.Время может двигаться по-разному: либо плавно течь, либо разъедаться коррупцией, которая, по мнению Дали, означала разложение, символизируемое здесь суетой ненасытных муравьев».

ХЛЕБ

Возможно, тот факт, что Сальвадор Дали изображал хлеб на многих работах и использовал для создания сюрреалистических предметов, свидетельствовал о его страхе нищеты и голода.

Дали всегда был большим «поклонником» хлеба. Не случайно он использовал булочки для украшения стен театра-музея в Фигерасе. Хлеб объединил в себе сразу несколько символов. Облик батона напоминает Сальвадору твердый фаллический объект, противопоставляемый «мягкому» времени и уму.

«Ретроспективный бюст женщины»

В 1933 г. С. Дали создал бронзовый бюст с батоном хлеба на голове, муравьями на лице и початками кукурузы в качестве ожерелья. Продан он был за 300 000 евро.

Корзина с хлебом

1926-м году Дали пишет "Хлебную корзинку" - скромный натюрморт, исполненный трепетного почтения к малым голландцам, Вермееру и Веласкесу. На черном фоне белая скомканная салфетка, плетеная соломенная корзинка, пара кусков хлеба. Прописано тонкой кисточкой, никаких новаций, лютая школьная премудрость с примесью маниакальной старательности.

КОСТЫЛИ

Однажды маленький Сальвадор нашел на чердаке старые костыли, и их предназначение произвело на юного гения сильное впечатление. Надолго костыли стали для него воплощением уверенности и невиданного до сих пор высокомерия. Участвуя в создании «Краткого словаря сюрреализма» в 1938 году, Сальвадор Дали писал, что костыли - символ поддержки, без которой некие мягкие структуры не в состоянии держать форму или вертикальное положение.

Одно из откровенных издевательств Дали над коммунистической любовью Андре Бретона и его левыми взглядами. Главный герой по словам самого Дали - это Ленин в кепке с огромным козырьком. В «Дневнике гения» Сальвадор пишет, что младенец - это он сам, орущий «Он хочет меня съесть!». Здесь же имеются и костыли - непременный атрибут творчества Дали, сохранивший свою актуальность на протяжении всей жизни художника. Этими двумя костылями художник подпирает козырёк и одну из ляжек вождя. Это не единственная известная работа на данную тему. Ещё в 1931 году Дали написал «Частичная галлюцинация. Шесть явлений Ленина на рояле».

ВЫДВИЖНЫЕ ЯЩИКИ

Человеческие тела на многих картинах и объектах Сальвадора Дали имеют открывающиеся ящики, символизирующие память, а также мысли, которые часто хочется спрятать. «Тайники мысли» - понятие, позаимствованное у Фрейда и означающее тайну скрытых желаний.

САЛЬВАДОР ДАЛИ
ВЕНЕРА Де МИЛО С ВЫДВИЖНЫМИ ЯЩИКАМИ

Венера Милосская с ящиками ,1936 Venus de Milo with Drawers Гипс. Высота: 98 см Частная коллекция

ЯЙЦО

Этот символ Дали «нашел» у христиан и немного «доработал». В понимании Дали, яйцо не столько символизирует чистоту и совершенство (как учит христианство), сколько дает намек на прежнюю жизнь и возрождение, символизирует внутриматочное развитие.

“Рождение нового человека” (“Geopoliticus Child Watching the Birth of the New Man”

Метаморфозы Нарцисса 1937


Знаешь, Гала (а впрочем, конечно знаешь) это - я. Да, Нарцисс - это я.
Суть метаморфозы -в превращении фигуры нарцисса в огромную каменную руку, а головы - в яйцо (или луковицу). Дали использует испанскую поговорку «Луковица в голове проросла», которая обозначала навязчивые идеи и комплексы. Самовлюблённость юноши - и есть подобный комплекс. Золотистая кожа Нарцисса - отсылка из изречению Овидия (чьей поэмой «Метаморфозы», рассказывавшей в том числе о Нарциссе, и была навеяна идея картины): «золотой воск медленно тает и утекает от огня… так тает и утекает любовь».

СЛОНЫ

Огромные и величественные слоны, символизирующие доминирование и власть, у Дали всегда опираются на длинные тонкие ноги с большим количеством коленных чашечек. Так художник показывает неустойчивость и ненадежность того, что кажется незыблемым.

В «Искушении святого Антония» (1946) Дали поместил святого в нижний угол. Над ним плывет цепочка слонов, возглавляемая лошадью. Слоны несут на спинах храмы с обнаженными телами. Художник хочет сказать, что искушения находятся между небом и землей. Для Дали секс был сродни мистике.
Еще один ключ к пониманию картины лежит в благочинном появлении на облаке испанского Эль Эскориаля, здания, которое для Дали символизировало закон и порядок, достигаемый через слияние духовного и светского.

Лебеди, отражающиеся в виде слонов

ПЕЙЗАЖИ

Чаще всего пейзажи Дали выполнены в реалистичной манере, а их сюжеты напоминают картины эпохи Возрождения. Художник использует пейзажи в качестве фона для своих сюрреалистических коллажей. Это одна из «фирменных» черт Дали - умение совмещать на одном холсте реальные и сюрреальные объекты.

МЯГКИЕ РАСПЛАВЛЕННЫЕ ЧАСЫ

Дали говорил, что жидкость - это материальное отражение неделимости пространства и гибкости времени. Однажды после еды, рассматривая кусочек мягкого сыра камамбер, художник нашел идеальный способ выразить изменчивое восприятие человеком времени - мягкие часы. Этот символ сочетает в себе психологический аспект с необыкновенной смысловой выразительностью.

Постоянство памяти (мягкие часы) 1931


Одна из самых известных картин художника. Гала совершенно правильно предсказала, что никто, раз увидев «Постоянство памяти», уже его не забудет. Картина была написана в результате ассоциаций, возникших у Дали при виде плавленого сыра.

МОРСКОЙ ЕЖ

По мнению Дали, морской еж символизирует контраст, который можно наблюдать в человеческом общении и поведении, когда после первого неприятного контакта (подобному контакту с колючей поверхностью ежа) люди начинают узнавать друг в друге приятные черты. В морском еже этому соответствует мягкое тело с нежным мясом, которым так любил лакомиться Дали.

Улитка

Подобно морскому ежу, улитка символизирует контраст между внешней суровостью и жесткостью и мягким внутренним содержимым. Но в дополнение к этому Дали был восхищен очертаниями улитки, изысканной геометрией ее раковины. Во время одной из велосипедных вылазок из дома, Дали увидел на багажнике своего велосипеда улитку и надолго запомнил очарование этого зрелища. Будучи уверенным, что улитка оказалась на велосипеде не случайно, художник сделал ее одним из ключевых символов своего творчества.

Итак, после мы отправились в Фигейрос, который славен, прежде всего Театром-музеем великого Сальвадора Дали - мастера сюрреализма. Фигейрос - родной город Дали, он расположен в 40 км от Франции и считается вторым по посещаемости музеем Испании после мадридского Прадо.

На заглавном фото - площадь Гала-Сальвадор Дали с фасадом Театра-Музея и памятником руки Дали каталонскому философу Франсеску Пужольсу.

Под катом фотографии музея и много текста к ним. Не поленитесь, пожалуйста, прочитайте, т.к. возможно, это прольет свет на особенности творческого гения Дали и его шедевров.

01. Собственно памятник не только самому Пужольсу (его серый бюст установлен на голове Гомера), которого почитал Дали как философа, открывшего мир в Подсознательное. На заднем плане в виде фигуры с головой-яйцом Дали, предположительно, изобразил себя. Справа от фигуры памятник атому водорода - элемент образной системы Дали.

02. Инсталляция Дали - гигантская голова с телефизором во лбу. Возвышающаяся рядом скульптура - "Обелиск телевидения" Вольфа Фостеля:

03. Один из трёх памятников, посвящённых французскому живописцу Мейсонье, установленный на автомобильных шинах.

04. Водолаз в скафандре, символизирующий погружение в подсознание, рядом - фигуры с батоном хлеба - ещё одним излюбленным символом Дали.

Водолаз, возможно, отзывает зрителя, к одному событию в биографии Дали. Как-то по приглашению он читал лекции в таком виде в одном американском университете. Во время лекции что-то случилось с подачей кислорода, Дали начал задыхаться и только чудо в лице одного студента, догадавшегося как-то снять этот скафандр, спасло Дали от смерти.


05. Внутренний двор. Статуя-инсталляция Дали "Дождливое такси". Инсталляция представляет собой кадиллак, внутри которого при опускании монетки идёт дождь. На кадиллаке стоит фигура царицы Эсфири работы австрийского скульптора Эрнста Фукса, которая тянет столб из автомобильных шин. Венчает всю композицию Лодка Гала (по имени жены и музы Дали - Гала, или Елены Дьяконовой). Капли, падающие с нижей части лодки, по некоторым сведениям - презервативы, наполненные синей краской.

06. Лодка Гала, чёрный зонтик. Позади - геодезический купол музея.

07. Автомобиль - часто встречающийся иконографический элемент в творчестве Дали, в нём сочетается ископаемая материя и нечто из новейшей истории человека. Дали утверждал, что было сделано только 6 таких машин. и приписывал владение одной из них Аль Капоне (знаменитому "крёстному отцу"), объясняя разбитые стёкла в выставленном в музее экспонате. якобы как акт вандализма. По словам, художника, одна из машин принадлежала Рузвельту, одна - Кларку Гейблу и т.д. А эта 4-ая машина копия была подарена Дали своей жене Гала. Внутри кадиллака из сложного сплетения труб непрерывно капает дождь к большому удовольствию виноградных улиток, составляющих компанию парочке манекенов и их шофёру.

08. Внутренний двор инсталлирован также статуями, сделанными на манер (а может сознательно) под статуи "Оскар", которые приветствуют своих зрителей. Здесь представлены гротескные чудовища между центральными окнами двора.

09. Эти скульптурные группы фантастических существ, возникающих из мрака, состоят из множества различных элементов: улитки, камни с мыса Креус, срубленные ветки, обломки горгулий из соседней церкви св. Петра, китового остова, каменного рога, выдвижных ящиков (также излюбленный символ Дали в работе с подсознанием) - вся эта скульптура представляет собой мужское начало.

10. "Обнажённая Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна". Здесь Дали выступает как новатор идеи двойного образа.

11. Авторская копия на ткани картины "Галлюциногенный тореро", здесь Дали снова прибегает к идее двойного образа.

12. Одна из многочисленных инсталляций Дали. Видна библейская тема в виде распятой фигуры. По краям бюста - каталонский хлеб причудливой формы, который виден во многих произведениях Дали, в том числе и во внешней отделке театра-музея.

13. Сцену муниципального театра (а раньше здесь находился именно театр, который был затем передан в дар Дали местными властями) венчает поразительный прозрачный купол, ставший символом Театра-музея и всего Фигейроса в целом. Архитектором этого "геодезического купола", напоминающего строение глаза мухи (излюбленное насекомое Дали в его работах как символ паранойи) стал Эмилио Пинейро. Купол уникален по своей конструкции, он создаёт игру зеркальных отражений и являет собой символ единства и монархии по мнению Дали.

14. "Призрак сексуальной привлекательности" (одна из первых сюрреалистичических работ Дали). Художник часто использовал такой приём - огромная помпезная рама и небольшое в сравнении с ней изображение. В нижней правой части Дали изобразил себя ребёнком в матросском костюмчике, разглядывающим огромное чудовище, мягкое и жёсткое одновременно. Этот образ для художника символизировал сексуальность. Фоном явялется гиперреалистическкий пейзаж мыса Креус. Следует отметить и значимое присутствие костылей, у Дали это символ смерти и воскрешения.

15. Зал Мэй Уэст. В центре популярная трёхмерная инсталляция, посвящённая этой американской актрисе. Глазами изображения служат увеличенные отретушированные фотографии картин пуантилистов с видами Парижа; нос - это камин с поленьями, знаменитый диван-губы. Другими элементами являются веер с часами, старинные ходики, два кувшина, Венера Милосская и шеей жирафа и выдвижными ящиками.

16. Чтобы вся композиция превратилась в трёхмерное изображение лица актрисы нужно подняться по ступенькам к верблюду и посмотреть в линзу, подвешенную к животу верблюда.

17. Также в этом зале: ванная комната на потолке, перевёрнутая верх ногами:

18. Слева - гигантский парик - волосы Мэй Уэст, он вошёл в книгу рекордов Гиннеса, как самый большой парик, заказанный Дали у одного известного парикмахера.

19. А вот собственно изображение, которое видят зрители через линзу, подвешенную к верблюду:

20. Дали был разносторонне одарённым человеком и пробовал себя также в оформлении витрин для различных магазинов. Это витрина носит название "Ретроспективный женский бюст". Этот бюст художник дополнил муравьями, кукурузными початками, лентой из старинного проекционного аппарата зоотропа, батоном хлеба с бронзовым чернильным прибором (намёк на профессию адвоката, коим был его отец) и фигурами из картины "Анжелюс" Милле, столь частыми в образной системе Дали. Роль постамента играет рука в чёрной перчатке и, вокруг которой обвивается другая рука из белого парафина. Завершают убранство витрины акулья челюсть, скелет летающей рыбы, реальная ложка с иллюзорной пластмассовой чашкой и многозначный рог носорога.

21. Во второй витрине Дали создаёт ансамбль образов, на фоне тех же фазаньих перьев выделяется жакет от Коко Шанель и скульптуры - "Цветок зла" в форме кувшина из стеклянной пасты со вставленными в него ступнями (одна - парафиновая, другая - анатомический муляж) и мифологические братья Диоскуры, Кастор и Поллукс. сыновья Зевса и Леды (здесь они представлены в виде 2 статуэток, круглые вершины которых сделаны со слепков попок младенцев). Следует отметить тот факт, что Дали сам всегда отождествлял себя Зевсом, а Гала - Ледой. Как известно из греческой мифологии - они были братом и сестрой. Так и Дали всю свою жизнь питал к Гала подобные чувства и считал кощунством нарушать их плотским желанием.

22. Дали утверждал, что вид на сцену или внутренний двор с инсталляцией "Дождливое такси" (как в данном случае) из окно галерей был одним из главных удовольствий, доставляемых ему Театром-музеем.

23. Одна из графический работ Дали. Меня привлекло в ней то, что Дали дерзко балансирует между мужским и женским, смело вплетаю в канву картины символы половой принадлежности.

24. Зал "Дворец ветра". Это помещение было особенно дорого Дали, потому что здесь впервые будучи 14 лет от роду, он выставил свои работы и получил много похвальных отзывов в прессе. Прежде всего в этом зале бросается в глаза восхитительная роспись на потолке. дали говорил, что эта картина таит в себе парадокс: глядящим вверх зрителям кажется, что они видят облака, небо и 2 поднимающиеся в воздух фигуры (Дали и Гала) - на самом деле это чисто театральный эффект, поскольку вместо неба мы видим землю, а вместо земли - море, воплощённое в изгибе залива Розас. И, добавляет Дали, в центре, на месте солнца зияет дыра, а в ней - глубокая ночь, и из глубины человеческого подсознания всплывает подводная лодка. Края картины - это элементы наиболее значимых работ Дали, его символы и знаки. (Здесь они не видны)

25. Вход в рабочую студию Дали. Справа - бюст Веласкеса - одного из излюбленных художников Дали, которым он всегда восхищался. Посередине - графический портрет Гала. На потолке - панно "Дворец Ветра" с элементами образной системы Дали (см. предыдущее фото).

26. Студия Дали. Его мастерская, посвящённая теме Вечно Женственного. В центре комнаты - "Обнажённая" Вильяма Адольфа Бугеро, известного как салонный и академический художник. Над скульптурой привлекает внимание своеобразная лампа в модернистском стиле с головой богини Фортуны с завязанными глазами, возвышающейся над всем на подвешенной к потолку спирали из чайных ложек.

27. В углу комнаты на мольберте 2 картины - "Галатея сфер" и "Портрет Гала с симптомами оносороживания", относящимися к периоду ядерного мистицизма.

28. Фортуна с ложками.

29. Спальная комната. На стене гобелен с картины "Постоянство памяти", находящейся в музее Современного искусства в Нью-Йорке. В своей автобиографии "Тайная жизнь Сальвадора Дали" художник так описывает реакцию Гала, впервые увидевшую это полотно: "Я пристально следил за лицом Гала и увидел, как её удивление переходит в восхищение. Это меня убедило, что новый образ производит впечатление, ведь Гала всегда безошибочно определяла настоящую загадку. Я спросил её:
- Думаешь, через 3 года ты вспомнишь эту картину?

Стоит её раз увидеть и уже не забудешь."

30. Картина Милле "Анжелюс". Элементы этой картины уже встречались на бюсте в оформленной витрине под названием "Ретроспективный женский бюст". Дали не зря ввёл их в своё произведение, но... использовал их несколько с иной целью. Дело в том, что художник изобразил на своей картине молящихся мужчину и женщину. Во время работы в поле они прервались и совершают привычный для того времени обряд молитвы. На заднем фоне виднеется церковь. Но Дали не был бы Дали, если бы в этой безобидной картине не углядел тайный смысл. Он провёл целые исследования и пришёл к выводу, что женщина, стоя в определённой позе, так как стоит самка-богомола, которая после спаривания со своим самцом, убивает его. Так вот Дали решил, что женщина и мужчина склонились перед половым актом, после которого участь мужчины предрешена.

31. Здесь приведены документальные исследования Дали по поводу своей теории о самке богомола и фигуры женщины на картине Милле.

32. "Если уж падает, так падает". Натюрморт в голландском стиле, купленный художником в париже и "далинизированный". Художник сделал из этого натюрморта аллегорию в знак своей признательности другу, каталонскому философу Франсеску Пужольсу. На полотне отчётливо видны изменения, внесённые Дали, и надпись на столе - фраза Пужольса - "Если уж падает, так падает". Этой фразой, давшей название картине, заканчивался обширный и сложный философский текст, который чрезвычайно заинтересовал Дали. По мнению некоторых художников, здесь Дали пророчески написал дату своей смерти (на циферблате растёкшихся часов) - 23.01.1989.

33. Зал "Ложа", посвящённый оптическим трюкам - стереоскопии, анаморфозу и голографии.

34. И ещё раз "Ретроспективный женский бюст" с фигурками из "Анжелюса" Милле и муравьями на лице. Дали считал такой женский бюст идеальным и приходил в ужас от пышных размеров бюста. Очевидцы даже утверждали, что Дали падал в обморок при виде огромного бюста.

35. Сцена театра-музея с огромным панно "Лабиринт" по мифу о Тесее и Ариадне. Эта работа была декорацией для серии Дягилевских балетов, с успехом проходившими в Нью-Йорке. Здесь театральность Дали наиболее очевидна: в центре бюст - это человек-гора (его голова откидывает такую же тень, какую откидывает гора) со сквозным проёмом в груди. Позади - пейзаж мыса Креус, неизменно присутствующего в картинах Дали. Под этой сценой похоронен создатель всего этого театра-музея. В маленькое тёмное помещение, смежное с женским туалетом, в тот день нас не пустили. Гроб Сальвадора Дали помещён в стене. А на ней маленькая белая надгробная плита с надписью: "Salvador Dali Domenech Marques de Dali de Pubol 1904 - 1989".

Ещё при жизни Дали был присвоен титул маркиза.

36.

37. "Портрет Бетховена, написанный с помощью 2 осьминогов и пальца ноги Дали". Дали брал 2 осьминогов, окунал их в краску и просто бросал на полотно, они ползали, извивались и оставляли свои причудливые следы на полотне. А Дали потом просто дорисовывал портрет.

38. Инсталляция Дали под геодезическим куполом.

39. Ещё раз инсталляция "Дождливое такси" и вид на сцену позади.

40. Башня Галатеи, сделанная Дали специально для Гала. На фасаде тот самый каталонский хлеб, который я уже упоминала. Яйца - отсылают к древнегреческому эпосу о том, что дети Зевса и Леды родились именно из яиц. Впрочем, у Дали их можно интерпретировать и как зарождение новой жизни и как его неразрывную, "однояйцевую" связь с Гала. Его вечной музой, после смерти которой жизнь его потеряла всякий смысл.


Надеюсь, Вы не заскучали с Дали;)
От себя могу сказать, что Дали, хоть и не самый любимый мною художник, но гений и потрясающе трудоспособный человек. Прожить вот так жизнь, словно каждый день играешь сюрреалистическую пьесу, понятную лишь одному тебе, это не так уж просто.

В следующем посте испанская Таррагона - уютный городок в Каталонии!

В Париже в самом сердце шумного Монмартра находится колыбель сюрреализма, небольшой, но очень уютный музей испанского художника, литератора и режиссера, гениального Сальвадора Дали – пристанище туристов, искусствоведов и свободных художников. В музее представлено более трехсот произведений автора, в основной своей массе это гравюры, фотографии и скульптуры. К слову, в музее Дали собрана самая большая коллекция его скульптур в Европе.

Экспозиция появилась на Монмартре не случайно. Дали часто бывал в Париже и в студенческие и в более зрелые годы, уже имея за плечами мировую славу. Парижские встречи и знакомства сыграли огромную роль в формировании мировоззрения автора и дальнейшем его творчестве. Именно здесь, на Монмартре, Дали познакомился с Пикассо и, впечатленный его работами, увлекся «кубическими причудами» нового направления в живописи. После этого знакомства в своих работах автор часто обращался к стилю «кубизм».

Оформление музея

Музей Сальвадора Дали радушно принимает не только местных жителей, но и иностранных посетителей. Для них предлагается печатный путеводитель или аудиогид на нескольких языках, в том числе и на русском, аннотации ко многим экспонатам не только на французском языке, но и переведены на английский. Начать экскурсию можно с просмотра ознакомительного фильма о Дали, его жизни и творчестве. Даже человеку, не знакомому с творчеством автора, после просмотра фильма многое станет понятно.

Мистические залы музея оформлены в стиле сюрреализма таким образом, что как нельзя лучше передают незаурядную личность самого автора. Экспозиция сопровождается звуковым оформлением, воспроизводящим голос Сальвадора Дали и весьма странную, под стать его творчеству, музыку.

«Вселенная Дали»

Сальвадор Дали питал особую слабость именно к скульптуре, ведь только с помощью трехмерного изображения можно максимально ясно воссоздать свое видение темы. В музее под общим названием «Вселенная Дали», созвучным с названием постоянно действующей выставки автора в Лондоне, представлены такие известнейшие объемные работы Сальвадора Дали, как «Профиль времени», «Улитка и Ангел», «Алиса в стране чудес», «Посвящение Терпсихоры», «Космическая Венера», «Святой Георгий и дракон», «Видение Ангела», «Космический слон» и даже диван в виде губ актрисы Мэй Уэст. Все скульптуры выразительны и удивительны, наполнены философским смыслом и сутью авторского мировосприятия.

«Профиль времени»

Одна из величайших работ Дали – «Профиль времени». Что автор хотел сказать нам, создав этот шедевр? Человек подвластен времени, время неподвластно никому и ничему, течет непреклонно, и каждый должен пройти свой путь.

«Видение ангела»

Человек с ветвями вместо рук, которые стремятся вверх, к создателю, а ноги-корни твердо связаны с землей. И ничего мы не можем сделать с нашей двойственной натурой. Ангел скорбит, сидя в стороне и созерцая нашу безысходность.

«Космическая Венера»

Тело Венеры разделено на части – это ее всеобъемлющая суть, она и есть вселенная, несущая на своих широких плечах всю тяжесть бытия.

И опять на скульптуре часы, как символ уходящего времени и старения, и тут же яйцо – символ бесконечно возрождающейся жизни.

«Улитка и Ангел»

В скульптуре «Улитка и Ангел» улитка представлена символом медленного течения времени, ход которого не в силах ускорить даже ангел; в руках его костыль – символ бессилия. Спиральная ракушка улитки символизирует бесконечность времени.

Образ улитки был излюбленным у Дали, автор передавал с ее помощью не только время. Прежде всего, это был для него образ идеальной гармонии мужского и женского начала, любви и совершенства. В парижском музее многие работы автора несут в себе этот многозначительный элемент, например, причудливые столовые приборы.

Гравюры Дали

Музей хранит полную коллекцию литографий и гравюр Дали. Особый интерес вызывают литографии к известным литературным произведениям. Например, серия «Ромео и Джульетта» — эмоциональные иллюстрации к одноименному произведению Шекспира, каждая из которых собственноручно подписана автором; или гравюры к «Дон Кихоту», созданные автором в бесконечном эксперименте; образы из «Тристана и Изольды», из «Алисы в Стране Чудес» и из других, когда-то заинтересовавших Дали произведений.


В конце выставки можно увидеть удивительные фото Сальвадора Дали и некоторые интересные ответы автора на интервью.

Творчество Дали весьма своеобразное. Парадоксальные сочетания несочетаемых форм, причудливые образы, порой даже сумбурные, и «аллюзорные» намеки на его собственное видение мира и жизни нашли отражение практически во всех работах автора.

Каждая работа Сальвадора Дали индивидуальна и требует внутреннего осмысления, поэтому парижская экспозиция будет интересна любому посетителю. А на выходе из музея можно заглянуть в сувенирную галерею и приобрести на память частичку «Вселенной Дали».

Как добраться

Адрес: 11 Rue Poulbot, Paris 75018
Телефон: +33 1 42 64 40 10
Сайт: daliparis.com
Метро: Abbesses
Время работы: 10:00-18:00

Цена билетов

  • Взрослый: 11.50 €
  • Льготный: 7.50 €
  • Детский: 6.50 €
Обновлено: 27.10.2015


Один из самых ярких представителей сюрреализма - Сальвадор Дали был не только выдающимся живописцем и графиком, но и скульптором, создающим свои творения исключительно из воска. Его сюрреализму всегда было тесно в рамках холста, и он прибегал к трехмерному изображению сложных образов, которые потом ложились в основу его живописных работ.

Коллекционер Исидр Клот, когда-то выкупивший у художника его восковые фигуры, заказал бронзовые отливки. Вскоре коллекция из оригинальных бронзовых скульптур произвела фурор в мировом искусстве. Множество скульптур Дали впоследствии были многократно увеличены в размерах и стали украшением не только музейных залов, но и площадей многих городов мира.

Музей Сальвадора Дали в Париже

В Париже на Монмартре есть целый музей, посвященный этому гениальному испанскому художнику. Величайшие произведения искусства, созданные в прошлом веке, вызывают неподдельный интерес у публики и не могут оставить равнодушными ни одного зрителя: они пробуждают либо восторг, либо негодование.


Танец Времени I.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219414890.jpg" alt="Сюрреалистическое пианино Сальвадора Дали. | Фото: dolzhenkov.ru." title="Сюрреалистическое пианино Сальвадора Дали. | Фото: dolzhenkov.ru." border="0" vspace="5">


Изысканные предметы и формы вдохновляли художника на создание множества неповторимых сюрреалистических образов. В этой скульптуре деревянные ноги рояля мастер заменил танцующими изящными женскими ножками. Этим самым он оживил инструмент и превратил его в объект наслаждения одновременно музыкой и танцем. На крышке рояля мы видим сюрреалистический образ Музы, пытающейся воспарить над реальностью.

Космический слон.


К образу слона Сальвадор Дали обращался и в живописи, о чем свидетельствует полотно "Искушение святого Антония", и неоднократно в скульптуре - "Космический слон", "Ликующий слон". Эта бронзовая скульптура изображает шествующего слона на тонких длинных ножках через космическое пространство, и несущего на себе обелиск, символизирующий технический прогресс. Мощное тело на тонких ногах, по задумке автора - не что иное, как "контраст между незыблемостью Прошлого и хрупкостью Настоящего".

Сюрреалистический Ньютон


В своем творчестве великий испанец неоднократно обращался к личности Ньютона, открывшему закон всемирного тяготения, тем самым отдавая дань уважения великому физику. Во всех скульптурах Ньютона, созданных Дали, неизменной деталью является яблоко, которое и повлекло за собой великое открытие. Две больших сквозных ниши в скульптуре символизируют забвение, так как в восприятии многих людей Ньютон – это только великое имя, которое лишено души и сердца.

Человек-птица

человека полуптицей, или птицу получеловеком". Сложно определить какая часть из этих двух доминирует, ибо человек не всегда тот, кем он проявляется. Автор хочет оставить нас в сомнении - это его игра.

Видение ангела

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/000dali-0015.jpg" alt="Женщина в огне. Автор: Сальвадор Дали. Фото: dolzhenkov.ru." title="Женщина в огне.

Навязчивость двух идей: пламя страсти и женское тело с потайными выдвижными ящичками, в которых хранятся тайны каждой женщины, у Сальвадора Дали ярко проявились в сюрреалистической скульптуре "Женщина в огне". Под пламенем художник подразумевал подсознательное страстное желание и пороки всех женщин - нынешних, прошлых и будущих, а выдвижные ящички символизируют сознательную секретную жизнь каждой из них.

Улитка и ангел

Сюрреалистический воин.

Сюрреалистический воин.
Сюрреалистический воин Дали символизирует все победы: реальные и метафизические, духовные и физические.

Дань Терпсихоре

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/000dali-0009.jpg" alt="Космическая Венера. Автор: Сальвадор Дали. | Фото: dolzhenkov.ru." title="Космическая Венера.

Эту скульптуру еще называют «красотка без головы и конечностей». В этой работе художник воспевает женщину, красота которой - временна, быстротечна и тленна. Тело Венеры разделено на две части яйцом, что создает фантастическое впечатление невесомости скульптуры. Само же яйцо выступает символом того, что внутри женщины находится целый неизведанный мир.

Лошадь под седлом времени

Образ наполнен экспрессией, вечным безостановочным движением, первородной свободой и неподвластностью человеку".

Космический носорог

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/000dali-0013.jpg" alt="Святой Георгий и Дракон.Автор: Сальвадор Дали. | Фото: dolzhenkov.ru." title="Святой Георгий и Дракон.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219416024.jpg" alt="Сюрреализм Сальвадора Дали. | Фото: dolzhenkov.ru." title="Сюрреализм Сальвадора Дали. | Фото: dolzhenkov.ru." border="0" vspace="5">


Испания. Ночная Марбелья. Скульптуры Сальвадора Дали

Десять бронзовых изваяний, созданных по восковым образцам скульптур Сальвадора Дали, расположены прямо под открытым небом на набережной Марбельи в Испании.

Оригинал взят у nikolai_endegor в Дали-скульптор

Дали-скульптор во многом отличается от Дали-художника: он строже, лаконичнее и, как мне показалось, реалистичнее, если такое выражение уместно применительно к сюрреализму. Складывается ощущение, что скульптуры Дали - это объемные варианты его картин, очищенные от многих деталей, доведенные до логического завершения и как бы поднятые на уровень обобщения идеи.

Возможно, это влияние плотности реального материала, который сопротивлялся бурной фантазии художника, ранее безудержно выплескивавшейся на плоскость холста. Возможно, результат осмысления и переосмысления своих же собственных живописных работ - а практически все скульптуры Дали есть повторения и развитие мотивов, появлявшихся в его рисунках и картинах. Возможно, наконец, это лишь мое субъективное впечатление, сложившееся под влиянием события и места - выставки скульптур Дали в петербургском музее Эрарта.


Главный зал выставки "Скульптуры Сальвадора Дали".
Музей Эрарта, Санкт-Петербург

Прошедшая петербургская выставка - это продолжение путешествия скульптур Дали, заказанных и собранных Беньямино Леви, президентом компании Dali Universe, другом художника, знатоком его творчества и страстным коллекционером его работ. Ранее эти скульптуры показывались в Париже, Шанхае, Флоренции, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе. Они были отлиты в бронзе при жизни художника по созданным им эскизам и восковым моделям методом "вытеснения": вокруг восковой модели создавалась керамическая форма, затем воск расплавлялся и сливался, а на его место в форму заливался горячий металл.

Dali Universe владеет и Центром Сальвадора Дали на Монмартре, где располагается крупнейшая выставка скульптур художника. Но честно скажу, работы, представленные в прекрасно организованной питерской экспозиции, произвели на меня гораздо большее впечатление, чем парижские. Да и не видел я в Париже многих из представленных в Питере скульптур - на Монмартре они меньшие по размеру, и словно не так детально проработанные.


Улитка и ангел, 1980. По рисунку 1977 года

Эта скульптура занимает особое место во вселенной Дали, поскольку она отсылает ко встрече художника с Зигмундом Фрейдом, которого Дали считал своим духовным отцом. Улитка, примостившаяся на сидении велосипеда, стоявшего неподалеку от дома Фрейда, поразила воображение Дали. И улитка, общепринятый символ праздного времяпровождения, получила здесь крылья и легко движется по волнам. Крылатый посланник богов, на короткий миг присел на спину улитки, наделив ее даром движения.


Женщина в огне, 1980.

Эта скульптура объединяет два постоянных мотива Дали: огонь и женскую фигуру с выдвижными ящиками. Кажется, что пламя живет своей жизнью, представляя скрытое напряжение бессознательного желания. Вместе с тем выдвижные ящики отсылают к тайне и сокрытому. Эта прекрасная женщина без лица становится символом всех женщин, ведь для Дали настоящая красота женщины заключается в тайне.

"Женщина в огне" отсылает к одной из ранних программных работ художника под названием "Пылающий жираф", которая создавалась в период гражданской войны в Испании.


Пылающий жираф, 1937

На переднем плане изображена фигура женщины, с протянутыми вперед руками. И руки, и лицо женщины окровавлены. Голова, лишенная глаз, исполнена отчаяния и беспомощности перед надвигающейся катастрофой. Позади двух женских фигур изображены костыли-подпорки - мотив, который многократно появлялся затем в произведениях Дали, символизируя слабости человека.


Ликующий ангел, 1984. По рисунку 1976 года.

Невесомые ангелы, способные преодолеть притяжение Земли, становятся лирическим выражением мира сна и фантазии Дали. Художник однажды сказал: "Ничто не вдохновляет меня так, как идея ангела!". С концах 40-х годов, когда художник начинает вплетать в свои работы религиозные темы, ангелы часто появляются в его работах. Эта скульптура изображает ангела с расправленными крыльями и запрокинутой головой, играющего на трубе божественную музыку и передающего ликующую весть всем, кто его услышит.


Дань моде, 1984. По гуашевому оригиналу 1974 года.

Отношения Дали с высокой модой завязались в 1930-е годы благодаря работе с Коко Шанель, Эльзой Скиапарелли и журналом Vogue и продолжались всю его жизнь. Голову этой удивительной Венеры, застывшей в позе супермодели, украшают розы - самые изысканные цветы. Ее лицо лишено черт, что позволяет поклоннику воображать такое лицо, какое он пожелает. На одно колено перед ней встал джентльмен, "денди", отдающий дань этой музе XX века.


Поклонение моде, 1971


Алиса в Стране чудес, 1984. По гуашевому оригиналу 1977 года.

Алиса — один из самых любимых героев Дали. Она вечный ребенок, отвечающий на путаницу мира Зазеркалья несокрушимой наивностью детства. После встречи с жителями этого фантастического мира она возвращается в действительность не только невредимой, но и неизменившейся. В скульптуре Дали скакалка Алисы превратилась в плетеный шнур, символизирующий повседневную жизнь. Ее руки и волосы расцвели розами, олицетворяющими женскую красоту и вечную молодость.


Рисунок-прототип, 1977


Поклонение Терпсихоре, 1984. По рисунку 1977 года.

Терпсихора — одна из девяти прославленных мифологических муз. Интерпретируя образ музы танца по-своему, Дали создает два зеркальных образа, противопоставляя мягкую и чувственную фигуру твердой и застывшей. Отсутствие черт лица подчеркивает символическое звучание композиции. Танцовщица с плавными классическими формами представляет Грацию и бессознательное, в то время как угловатая, кубистская вторая фигура говорит о постоянно растущем и хаотичном ритме современной жизни.


Леди Годива и бабочки, 1984. По рисунку 1976 года.

Одним из любимых персонажей великого мастера сюрреализма была Леди Годива. Создавая эту скульптуру, Дали прославляет ее чувственный и женственный образ. Бабочки, объявляющие о прибытии Леди Годивы, не только парят вокруг нее и ее благородного коня, но и украшают ее тело, пока она играет на трубе. Леди Годива воплощает земную красоту, в то время как бабочки представляют бесплотный потусторонний мир.

По средневековой легенде, прекрасная Леди Годива была женой графа Леофрика. Подданные графа страдали от непомерных налогов, и Годива безуспешно упрашивала своего мужа их снизить. Однажды на пиру, будучи пьяным, Леофрик пообещал снизить налоги, если его жена проедет обнажённой на лошади по улицам Ковентри. Граф был уверен, что его условие невыполнимо, но Леди Годива сделала этот смелый шаг, поставив интересы своего народа выше личной чести и гордости. Жители города, любя и уважая свою госпожу, в назначенный день закрыли ставни и двери своих домов, и никто из них не вышел на улицу. Граф, поражённый самоотверженностью жены, сдержал свое слово.


Рисунок - прототип скульптуры


Леди Годива и бабочки, деталь


Космический слон, 1980

Из рассказа Беньямина Леви, президента Dali Universe: "Моя любимая скульптура - «Космический слон». Она как раз вызвала у нас с Дали настоящие баталии. Он хотел сделать слону ноги с тремя пальцами, как у птиц. Мне казалось, что это не очень понравится публике, что такое решение не будет удачным с коммерческой точки зрения. Я предложил Дали поставить слона на ноги лошади. Но он не хотел! К счастью, вмешалась супруга Дали - Гала. Она сказала: «Сделай так, как месье Леви хочет». И Дали поменял работу. Гала очень любила деньги. А Дали, честно говоря, было все равно - он не знал цены деньгам, у него всегда было пусто в кармане. Для него деньги ничего не значили, но Гала была другой - она деньги любила."

Скульптура "Космический слон" олицетворяет важный для Дали символ, родившийся в 1946 году, когда художник работал над знаменитым полотном "Искушение святого Антония". Образ слона, несущего по египетской пустыне обелиск, был создан Дали как символ присутствия и развития технологий в современном мире. На картине четыре слона бредут на паукообразных ногах, означающих желание, и предлагают дары искусства, красоты, силы, наслаждения и знания.


Искушение Святого Антония, 1946.Королевский музей изящных искусств, Брюссель.


Космическая Венера, 1984. По гуашевому оригиналу 1977 года

Венера - богиня красоты. Дали, воздавая должное женской фигуре, наделяет ее своими особыми элементами. В основе скульптуры лежит классическая форма мраморной статуи женского торса, к которой добавлены четыре элемента: мягкие часы, яйцо, два муравья и разделение тела на две части. Перекинутые через шею часы сообщают две противоположные идеи. С одной стороны, красота плоти временна и непременно исчезнет. С другой стороны, красота искусства вечна и находится вне времени.


Космическая Венера, деталь

Муравьи служат напоминанием о человеческой смертности и непостоянстве. Между двумя частями «Космической Венеры» мы видим яйцо, которое, как и муравей, было любимой темой Дали. Оно воплощает в себе двойственность твердой внешней оболочки и мягкого содержания. Яйцо оказывается положительным символом, олицетворяющим жизнь, возрождение, воскрешение и будущее.


Единорог, 1984. По рисунку 1977 года.

Легенды изображают единорога символом чистоты. Его рогу приписывают способность обезвреживать любой яд. Это мифическое животное также ассоциируется с целомудрием и девственностью, как мужской, так и женской. По этой причине его образ стал условным изображением или эмблемой благородного рыцаря. Кроме того, некоторые легенды представляют единорога символом мужественности. Дали решил изобразить его как некую фаллическую фигуру, чей рог пронзает каменную стену сквозь отверстие в форме сердца, из которого стекает капля крови. Чувственную природу скульптуры подчеркивает фигура лежащей на переднем плане обнаженной женщины.


"Агония любви", 1978.

Еще два рисунка Дали со схожими мотивами:


Адам и Ева, 1984. По гуашевому оригиналу 1968 года.

В этом совершенном произведении Дали изображает сад Эдема: Адама, Еву, змея и сложное напряжение между ними. Художник воссоздает тот самый момент, когда Ева предлагает Адаму запретный плод. Адам, не ведая, что их ждет, если он поддастся искушению, ️в изумлении и нерешительности поднимает руку. Знающий о грядущих страданиях пары змей пытается утешить обреченных и сворачивается в форму сердца. Тем самым он напоминает Адаму и Еве о том, что любовь️ создает целое, которое всегда больше суммы отдельных частей.


Адам и Ева, деталь.


Благородство времени, 1984. По гуашевому оригиналу 1977 года.

Мягкие часы Дали ниспадают на мертвое дерево, ветви которого уже породили новую жизнь, а корни овили камень. Ствол дерева одновременно служит часам опорой. Термин "корона часов" в английском обычно обозначает механическое устройство, позволяющее установить стрелки и завести часы. Однако время во Вселенной Дали невозможно установить, и сами часы не обладают внутренней силой и движением. Без движения "корона" становится королевской короной, которая украшает часы и указывает на то, что время не служит людям, но властвует над ними.


Видение ангела, 1984. По рисунку 1977 года.

Сальвадор Дали осмысляет классическое религиозное изображение сквозь призму сюрреалистического восприятия. В этой скульптуре большой палец, из которого возникает жизнь (ветки дерева), символизирует силу и господство Бога. По правую сторону от божества находится человечество: мужчина в расцвете жизненных сил. По левую сторону — ангел, символизирующий дух созерцательности; его крылья покоятся на костыле. Несмотря на то что человек соединен с Богом, божественное знание превосходит его собственное.


Рисунок - протоип скульптуры


Святой Георгий и дракон, 1984. По гуашевому оригиналу 1977 года.

Самая большая скульптура выставки - "Святой Георгий и дракон". Это известный сюжет битвы Света против сил Зла. Но в образе Георгия Дали изобразил самого себя, а женщина, приветствующая героя, символизирует музу сюрреализма.

Символы Вселенной Сальвадора Дали

Дали постоянно использует некоторые символы, чтобы усилить звучание своих работ. Контраст жесткой оболочки и мягкой внутренней части - это одна из центральных идей его Вселенной. Она согласуется с психологическим понятием, по которому люди ставят (жесткую) защиту вокруг своей (мягкой) уязвимой психики.

Ангелы
Они обладают способностью проникать в небеса, общаться с Богом и находить мистический союз с художником. Фигуры ангелов, написанные Дали, часто заимствуют черты Гала, воплощающей для Дали чистоту и благородство.

Подпорки (костыли)
Это символ поддержки слабых фигур, неспособных удерживать форму. Еще ребенком, Дали обнаружил старый костыль на чердаке дома отца и никогда не расставался с ним. Этот объект придавал ему самому уверенность и гордость.

Слоны
Слоны Дали обычно наделены длинными ногами, на их спинах - обелиски как знаки власти и господства. Тяжелый груз, поддерживаемый тонкми хрупкими ногами, словно обретает невесомость.

Улитки
Улитка связана с знаменательным событием в жизни Дали: его встречей с Зигмундом Фрейдом. Дали считал, что ничего не происходит случайно, и с тех пор улитка у него ассоциировалась с Фрейдом и его идеями. Его также очаровывали сочетание жесткой раковины улитки и ее мягкого тела.

Муравьи
Символ распада и разложения. Дали впервые встретил муравьев в детстве, наблюдая за поеданием ими разложенных останков мелких животных. Он с увлечением и отвращением наблюдал этот процесс и продолжал использовать муравьев в своих работах, как символ декаданса и эфемерности.

Мягкие часы
Дали часто говорил: «Воплощение гибкости времени и неделимости пространства - это жидкость». Мягкость часов Дали также отсылает к ощущению, что скорость времени, точная в научном определении, может сильно различаться в субъективном восприятии человека.

Яйцо
Христианский символ воскресения, чистоты и совершенства. Яйцо для Дали ассоциируется с предыдущей жизнью, внутриутробным развитием и новым возрождением.

Морской еж
Его «экзоскелет», ощетинившийся шипами, может быть очень опасным и болезненным при контакте. Но в этой оболочке есть мягкое тело - и оно было одним из любимых блюд Дали. Раковина морского ежа, очищенная от шипов, появляется во многих картинах художника.

Хлеб
Дали всегда был большим поклонником хлеба. Он начал изображать хлеб на своих картинах из-за страха его потери. Он также включал хлеб в свои сюрреалистические композиции. При этом хлеб чаще всего выступает в "твердой" фаллической форме, в противоположность "мягким" часам.

Пейзажи
Классические реалистичные пейзажи, полные странных, а порой и невозможных объектов часто появляются в работах Дали. Они помогают создать атмосферу нереальности на его картинах, но в то же время напоминают о его родной Каталонии и обширной равнине, которая окружает Фигерас, где жил Дали.

Выдвижной ящик
Человеческие тела с выдвижными ящиками неоднократно встречаются в картинах и скульптурах Дали. Они символизируют память и бессознательное и относятся к фрейдистскому "ящику идей", выражая тайные побуждения и спрятанные секреты, которые однако можно открыть.

Венера Милосская
Издавна является частью личной мифологии художника. Она была первой женской фигурой, которую Дали, еще будучи мальчишкой, слепил по репродукции, украшавшей семейную столовую.


"Тот факт, что в момент работы над своими картинами я сам не понимаю их смысла, вовсе не означает, что смысла в них нет."
Сальвадор Дали