Убийственный успех. Моцарт завидовал Сальери и хотел его смерти

Один из самых распространенных литературных мифов в нашей стране — Сальери отравил Моцарта. Имя Сальери без преувеличения многие знают благодаря маленькой трагедии Пушкина и именно в таком контексте. Но в Европе, а затем и у нас появился миф о том, что Моцарт желал смерти Сальери. Попробуем разобраться…

Антонио Сальери (Antonio Salieri) родился 18 августа 1750 года в итальянском местечке Леньяго (Legnago) недалеко от Венеции. Обычно утверждают, что будущий композитор происходил из семьи состоятельного торговца, но иногда можно встретить информацию о том, что его отец торговал колбасами. Примирить оба утверждения можно наверняка тем, что главе семьи Сальери просто-напросто удалось разбогатеть. Первые уроки музыки Антонио преподал его брат Франческо, который был на девять лет старше. Четырнадцатилетним подростком Сальери стал круглым сиротой.

Некоторое время он учился в Венеции, пока им не заинтересовался венский композитор Флориан Леопольд Гассман (Florian Leopold Gassmann). В начале лета 1766 года этот придворный композитор и капельмейстер при дворе императора Священной Римской империи германской нации Иосифа II предложил юноше переехать в Вену. Столица Габсбургов станет для Сальери родным городом, а его самого нарекут там Антоном. Хотя немецким языком Сальери так толком и не овладел, предпочитая общаться на своеобразной смеси итальянского и французского.

В 21 год Сальери написал оперу "Армида" (Armida) — свое первое полностью опубликованное музыкальное произведение, пользовавшееся большим успехом на сценах многих европейских городов, включая Вену, Берлин и Санкт-Петербург. Через несколько месяцев Антон написал комедийную оперу "Венецианская ярмарка" (La Fiera di Venezia), которая при жизни автора выдержала 30 постановок и многим также пришлась по вкусу. Многим, но не всем. Среди ее критиков оказался Леопольд Моцарт. Некоторые биографы Сальери утверждают, что причиной тому было не качество музыкального товара, а наличие у Леопольда сына — Вольфганга Амадея.

Писатель Сергей Нечаев объясняет это амбициями Леопольда Моцарта, который "одно время был четвертой скрипкой в оркестре архиепископского двора своего родного города Зальцбурга", но "все свои несбывшиеся надежды он перенес на сына, росшего не без его участия "чудо-ребенком". Не раз автор будет называть юного Моцарта вундеркиндом в кавычках, словно бы отказывая ему в таланте и приписывая достижения лишь интригам отца.

Российский биограф Сальери цитирует статью австрийского музыковеда Леопольда Кантнера "Сальери: соперник Моцарта или образец для подражания?". О взаимоотношениях двух композиторов там сказано следующее: "В чем состояли претензии Моцарта к Сальери? Например, он пишет, что в глазах императора Сальери имел больший вес, а сам он, Моцарт, никакого. Не надо, однако, думать при этом, будто дело обстояло так, что Сальери втерся в доверие к императору, оттеснив Моцарта. Было как раз наоборот. Это Моцарт пытался оттеснить Сальери, чего ему не удалось. От своего отца унаследовал Моцарт вот эту фобию — "итальяшки", все валил на этих самых "итальяшек".

Действительно, итальянцы были очень влиятельны в Вене, и это представлялось Моцарту препятствием для собственного успеха. Это обстоятельство, конечно же, не имеет никакого отношения к качеству произведений Моцарта. Безусловно, они заслуживают самой высокой оценки. И все же именно Моцарт пытался оттеснить от императора итальянцев ради собственного преуспеяния. Скорее, это он пытался делать карьеру за счет итальянцев. И это ему не удалось. Затем он переворачивает картину и представляет себя жертвой какой-то камарильи, которой, собственно говоря, и не было".

Наверное, никакого "заговора" против австрийской партии не было, однако первым капельмейстером императорского двора был все-таки итальянец Сальери, что не могло не породить зависти. Впрочем, в написанной по-французски книге Marie-Thérèse impératrice ("Императрица Мария-Терезия") Ольга Вормсер (Olga Wormser) обращает внимание на тот факт, что "Моцарт не получил места преподавателя музыки у Елизаветы Вюртембергской, жены племянника Иосифа. Тот предпочел Сальери, который не был масоном". Добавим, вопрос о принадлежности Сальери к обществу вольных каменщиков историками не решен окончательно, да и так ли уж это важно.

Жизнь все расставила по своим местам: Моцарт — признанный гений музыки, Сальери тоже не забыт, но все-таки в бэкграунде. И настроение коренного австрийца к итальянскому "гастарбайтеру" тоже можно понять и простить. Моцарт хотя и не скончался в нищете, но его талант явно не был оценен по достоинству при жизни. Давайте на минуту отойдем от сравнения талантов двух выдающихся композиторов-соперников и посмотрим, откуда вообще возникла тема отравления. Ведь, судя по высказыванию биографа Моцарта Марселя Бриона (Marcel Brion), "личные отношения двух композиторов вовсе не носили характера ни воинственной враждебности, ни даже злобной зависти". На дружеские взаимоотношения Моцарта и Сальери указывают большинство пишущих биографов, и нам нет нужды переворачивать все с ног на голову.

Одним из источников слухов об отравлении Моцарта Антоном Сальери оказываются так называемые "Разговорные тетради" Бетховена, кстати, одного из великих учеников Сальери. Из-за глухоты вынужден был общаться с друзьями посредством записей в специальные тетради. В одной из таких тетрадей содержится следующая запись, сделанная в то время, когда старый Антон сильно болел: "Сальери снова очень плохо. У него полностью помутился рассудок. Он не прекращает говорить, что виновен в смерти Моцарта, что он дал ему яд".

Однако есть и исключения. Одно из них появилось на свет в конце августа 1750 г. в городе Леньяго Венецианской республики. При рождении его нарекли Антоном, или, на итальянский лад, - Антонио . Фамилия - Сальери . Есть немудрящий тест, призванный выявлять шаблонность мышления. Испытуемому называют предмет или событие и предлагают моментально назвать то, с чем это ассоциируется. Чаще всего ответы удручающе стереотипны. Поэт? Пушкин ! Фрукт? Яблоко! Цвет? Красный! Отравитель Моцарта ? Сальери! О том, что последнее утверждение является ложью, осведомлены почти все. Однако шаблон настолько укоренился, что у психиатров даже появился специальный термин - синдром Сальери. Или: «Дискредитация чужого успеха и патологическая агрессия в адрес объекта зависти».

Дом в Леньяго, в котором родился Антонио Сальери. Фото: Commons.wikimedia.org / Didier Descouens

Завидовал ли?

«Хрупкого сложения маленький человек с пылающим взором, вспыльчивый, но сразу готовый к примирению, вообще же в высшей степени приятный. Радушный и любезный, доброжелательный, жизнерадостный, остроумный, неиссякаемый источник анекдотов...» - это всё о ком? О том, кого мы, поверив Пушкину, привыкли считать расчётливым, сухим, желчным и жестоким, который «разъял музыку, как труп» и «поверил алгеброй гармонию». Такой нарисованный Пушкиным Сальери и впрямь, наверное, мог возненавидеть гораздо более успешного, блестящего, «шампанского» гения по имени Моцарт. Вопрос о том, почему «солнце русской поэзии» вдруг решил поставить вопрос именно так, оставим на потом. Пока отметим, что Пушкин, впрямую не передёргивая, всё же добился эффекта - старый, отживший своё композитор-ремесленник отчаянно завидует гениальному самородку. Но обмануть историю слабо` даже Пушкину - на самом деле Сальери был старше Моцарта на какие-то 5 лет.

Удивительный факт: многие знают, что Сальери не желал и физически не мог отравить Моцарта. Однако это не мешает им педалировать нехитрую идею. Дескать, может, и не убивал, но уж завидовал самой чёрной завистью - точно. А было ли чему завидовать? Возьмём для сравнения, к примеру, 1787 г. Оба композитора находятся в зените славы и на пике творческой формы. Оба готовят к постановке свои оперы. Автор либретто к опере Моцарта - ведущий «поэт-песенник» того времени Лоренцо да Понте . Автор либретто к опере Сальери - некто Пьер Огюстен Карон де Бомарше . Кто победит? Кому будет рукоплескать Европа?

Портрет Антонио Сальери, ранее 1825. Фото: Commons.wikimedia.org / Joseph Willibrod Mähler

Это сейчас кажется, что Моцарт обязательно должен вырваться вперёд. Тогда расстановка сил была примерно такой: «В Вене опера Вольфганга Амадея "Женитьба Фигаро" была принята холодно. Зато в Праге она вызвала восторг». В чём именно выражался «восторг» - неизвестно. Однако есть полицейские сводки из Парижа. Правда, они посвящены не Моцарту, а Сальери: «Во время представления оперы Сальери - Бомарше общественное возбуждение было невероятным. Для сдерживания толпы были возведены специальные ворота. Четыреста солдат патрулировали улицы вокруг Оперного театра».

Кстати, произведение Сальери в течение полувека оставалось самым кассовым проектом Парижской оперы: только в первые 9 месяцев её там ставили 33 раза - рекорд, который трудно побить и теперь. Между прочим, эту оперу так же успешно ставили и при королях, и во время террора Французской революции, и при Наполеоне ... Да, в те времена Сальери был обласкан и особами королевской крови, и миром искусства. Он доходит до того, что даже брезгует приглашениями занять должность при дворе от некоторых европейских монархов. Скажем, шведского короля Густава III строптивый итальянец, что называется, «послал», если говорить в терминах современности. Или вот. В августе 1778 г. после пожара открывается небезызвестный миланский оперный театр Ла Скала. Кому заказали оперу к открытию? Её пишет «бесталанный ремесленник» Сальери.

А что же наш «божественный гений Вольфганг Амадей»? Самое время вспомнить анекдот из наших «лихих девяностых» про новых русских:

Слышь, братан, а кто такой этот Моцарт?

Да ты чё, лох, что ли? Это такой деятель, он, короче, для наших мобильников музыку пишет!

Энциклопедии так и говорят: «Несмотря на успех, положение Моцарта было неблестящим. Он вынужден был давать уроки, сочинять контрдансы и вальсы». Так что анекдот про мобильники не так далёк от истины. Моцарт ради небольших гонораров сочинял пьесы для тогдашней домашней «техники» - стенных часов с музыкой...

Вольфганг Моцарт и Мария Анна Моцарт играют для императрицы Марии Терезии, работа 1760 – 1770 годов. Фото: www.globallookpress.com

Не убивал?

Так у кого же больше причин завидовать успеху соперника? В 1776 г. Сальери сочинил ораторию для Венского музыкального общества и сыграл её с большим успехом. Вот реакция Моцарта в письме к отцу от того же года: «С какой бы радостью я дал здесь публичный концерт! Здесь каждый музыкант получает благосклонность Императора и значительной части публики! Но я получил отказ. О, как я хочу смерти тех, кто мешает мне сделать это...»

И всё равно до сих пор имя Сальери остаётся символом чернейшей зависти. Скажите спасибо за это таланту Пушкина. Благодаря ему мы до сих пор не знаем, царь Борис убил царевича Димитрия или наоборот. Зато можно предположить, почему «наше всё» огульно обвинил Сальери в коварном убийстве.

Дело в том, что Сальери написал любопытную оперу, где был высмеян и очернён русский царь Пётр I . Пушкин с большим пиететом относился к личности этого государя. И композитору, который посмел опорочить светлое имя Петра, потомок «арапки царя Петра Великого, Ибрагима Ганибалки , коего только что сняли с цепи» дал уничтожающую характеристику «отравителя».

Был ли отравлен Моцарт?


В последнее время Моцарт много работал и казался особенно нервным и уставшим, но, тем не менее, когда 20 ноября он слег, никому не пришло в голову, что болезнь окажется смертельной. Второй муж Констанцы Георг Николаус Ниссен так описывал симптомы недуга в биографии композитора, опубликованной в 1828 г.: «Все началось с отеков кистей рук и ступней и почти полной невозможности двигаться, затем последовала рвота. Это называют острой сыпной лихорадкой». Диагноз был подтвержден в официальной книге регистрации умерших Вены.
Казалось бы, все ясно. И все же почти два столетия по миру бродят слухи о том, что великий маэстро был отравлен завистником. Впрочем, «виновником» их можно считать самого Моцарта, еще за несколько недель до смерти сообщившему жене Констанце, что его хотят отравить: «Мне дали «акву Тофана» и рассчитали точное время моей смерти». («Аква Тофана» – медленно действующий яд на основе мышьяка, без запаха, назван по имени Джулии Тофаны, итальянской колдуньи XVII в., которая изобрела этот состав.) К тому же Моцарт решил, что «Реквием», заказанный таинственным незнакомцем, предназначен именно для его собственных похорон. Только в 1964 г. выяснилось, что это сочинение было заказано композитору графом фон Нальзеном по случаю смерти жены в начале 1791 г.

31 декабря 1791 г. берлинская газета сообщила о смерти композитора, присовокупив к некрологу предположение о том, что, «поскольку тело раздулось после смерти, некоторые считают, что его отравили». Видимо, редакция имела в виду записку без даты, написанную старшим сыном Моцарта Карлом Томасом, в которой он пишет, что «тело его отца так вздулось, и запах разложения был настолько силен, что вскрытие решили не проводить», и сообщает, что, в отличие от большинства трупов, которые холодеют и теряют гибкость, тело отца оставалось мягким и эластичным, как у всех отравленных.

Если это действительно так, то кому понадобилась смерть Моцарта? И была ли способна ее приблизить зависть Сальери, о причастности которого открыто говорила, казалось, вся Европа. Не удержался и наш Александр Сергеевич Пушкин, талантливо показав посылы зависти и беззащитность гениальности перед коварством.

Но зачем преуспевающему придворному композитору отравлять перебивавшегося заказами Моцарта, нищего и забытого почитателями, что даже, по словам Бетховена, за катафалком было некому идти, лишь несколько дворняг трусили следом? Да и могла бы вдова, поверив в слухи, отдать своего младшего сына брать уроки не у кого-нибудь, а именно у Сальери? Что-то не верится.

Обратимся к личности Антонио Сальери. Пушкин описал его чуть ли не стариком, завистливым и лишенным таланта композитором. На самом деле Сальери старше Моцарта всего на пять лет и был придворным композитором императора Иосифа II в 24 года. Когда через семь лет в Вену приехал Моцарт, итальянец был ведущим музыкантом столицы, фаворитом весьма и весьма требовательных венских поклонников. Сальери сочинял много и легко. Позднее среди его учеников были Бетховен, Шуберт и Лист. Но в Моцарте он быстро разглядел соперника, с талантом которого ему никогда не удастся поспорить. Сальери завидовал Моцарту, но и Моцарт не делал секрета из своего презрения к придворному композитору.

В октябре 1823 г., за год до того, когда вся Вена помпезно праздновала пятидесятую годовщину его венценосного назначения, один из учеников Бетховена по имени Игнац Москелес навестил престарелого Сальери в одной из пригородных клиник. Умирающий Сальери сообщил: «в этом абсурдном слухе нет ни слова правды; вам известно, что меня обвиняют в отравлении Моцарта? Это грустная клевета, передайте миру… старый Сальери, который скоро умрет, сказал вам это». Дальше он якобы сказал: жаль, что Моцарт умер таким молодым, хотя для других композиторов это к лучшему. Проживи он подольше, «ни одна живая душа не дала бы и корки хлеба за нашу работу». Год спустя весьма почитаемый придворный композитор скончался.

Вторым подозреваемым в предполагаемом убийстве был Франц Хофделмель, брат масонской ложи, в которой состоял и юный Моцарт. Его очаровательная молодая жена Магдалена была одной из последних учениц, бравших у Моцарта фортепьянные уроки. Ревнивый муж через несколько дней после смерти Моцарта яростно набросился на свою беременную жену с бритвой, изуродовав ее лицо, горло и руки, а затем покончил с собой. Магдалена выжила и через пять месяцев родила ребенка, отцом которого, по слухам, был Моцарт.

И это, если рассматривать отравление как основную версию, не было ближе к истине. Слухи, что Моцарт был весьма падок на молодых женщин, стаями крутившихся вокруг его персоны, так и оставались слухами. Например, старшая сестра Моцарта Мария Анна однажды заметила, что ее брат давал уроки молодым женщинам только тогда, когда был в них влюблен, а щепетильный Людвиг ван Бетховен через много лет после смерти Моцарта отказался играть в присутствии Магдалены, якобы потому, что «между нею и Моцартом существовала слишком тесная близость». Но по сохранившимся письмам Моцарта видно, насколько глубоко он был предан Констанце, и не было никаких доказательств его внебрачных связей. Наконец, императрица Мария-Луиза проявила личное участие к трагедии Магдалены, что вряд ли сделала бы, если бы младенец был незаконнорожденный.

Третья версия, по нашему мнению, не заслуживает особого внимания. Но, коль она существовала, напомним и о ней. По ней в опере «Волшебная флейта» композитор будто бы раскрыл секреты франкмасонов, членом которой являлся. Премьера аллегорической оперы состоялась в Вене 30 сентября 1791 г. Дирижировал сам Моцарт, и опера имела огромный успех у критиков и публики. В числе восхищенных поклонников был Антонио Сальери, который сопровождал Моцарта на следующий спектакль и заявил – о чем Моцарт с гордостью писал Констанце, – что он никогда не видел «более прекрасной постановки».

Несмотря на то, что опера могла затронуть некоторых членов масонской ложи, композитор и его либреттист Иоганн Эммануэль Шиканедер использовали ее для распространения среди широкой публики идей тайного общества о мужестве, любви и братстве. Эта тема трактовалась с симпатией и уважением.

Но венские франкмасоны не только не обиделись на оперу, но и заказали Моцарту кантату. После смерти Моцарта великий магистр ложи воздал ему должное как «наиболее любимому и достойному» из ее членов и назвал кончину композитора «невосполнимой потерей». А в 1792 г. венские франкмасоны организовали постановку кантаты в пользу вдовы Моцарта и его сыновей.

Не подтверждают отравление Моцарта и медики. Итальянский биограф Гайдна Джузеппе Карпани нашел того доктора, который последним лечил больного, и узнал от него диагноз: суставный ревматизм. «Если Моцарт был отравлен, – писал он, – то где доказательства? Бесполезно спрашивать. Доказательств не было, и найти их невозможно».

В 1966 г. швейцарский врач Карл Бэр назвал поставленный современниками Моцарта диагноз «острой сыпной лихорадки» любительским и непрофессиональным. На основании фактов, собранных врачом Моцарта Томасом Францем Клоссе, Бэр предположил, что больного мучил суставный ревматизм, острое инфекционное заболевание, сопровождающееся болезненным воспалением суставов.

В 1984 г. другой врач, Питер Дж. Дэвис, опубликовал еще более тщательный анализ истории болезни Моцарта и его недуга. Согласно ему, в 1762 г., когда шестилетний вундеркинд начал давать концерты и сочинять музыку, он заразился стрептококковой инфекцией верхних дыхательных путей. Последствия такой инфекции могут проявиться через месяцы и даже годы. В дальнейшем мальчик страдал приступами тонзиллита, тифом, ветрянкой, бронхитом и желтухой, или гепатитом А.

Известно, что в 1784 г., т. е. через три года после приезда в Вену, композитор тяжело заболел. Симптомы болезни включали в себя тяжелую рвоту и острый суставный ревматизм. Вывод гласил, что причиной смерти стало сочетание стрептококковой инфекции, подхваченной в период эпидемии, почечной недостаточности, вызванной повышенной аллергической чувствительностью, известной как синдром Шенлейна-Геноха, а также кровоизлияния в мозг и смертельной бронхопневмонии. Другими словами, Моцарта сразила смертельная болезнь, сопровождающаяся почечной недостаточностью, при которой возникают депрессия и бредовое состояние. Не отсюда ли его предположение, что «Реквием» он пишет по себе? И хотя это всего лишь одна из версий, но именно она кажется наиболее вероятной с медицинской точки зрения.

Тайной покрыто и погребение умершего композитора. Это кажется невероятным, но Вольфганг Амадей Моцарт, чудо-ребенок, дававший концерты и сочинявший музыкальные произведения с шести лет, один из самых знаменитых и блистательных композиторов своего времени, умер в нищете и похоронен в общей могиле. Только в 1859 г. на кладбище Св. Марка был воздвигнут мраморный монумент, хотя о точности места, где покоится прах композитора, можно только догадываться…

Отравил ли Сальери Моцарта, как пишет Пушкин в своей маленькой трагедии "Моцарт и Сальери" и как показано в фильме "Амадей" Милоша Формана?

Ответ

Если бы сегодня состоялся суд над Антонио Сальери по всем правилам судебного разбирательства (с привлечением показаний свидетелей, анализом всей совокупности фактов) по обвинению в отравлении Амадея Моцарта, то, безусловно, Сальери был бы вынесен оправдательный приговор, ввиду полного отсутствия каких-либо доказательств и даже мотивов к убийству, и было бы заведено новое дело - о клевете.

Александр Пушкин, основываясь на слухах, возникших в Вене спустя 30 лет после смерти Моцарта, появившихся в венских газетах, сочинил всего лишь красивую легенду, главной идеей которой было - используя художественные средства литературы, силу поэтического языка, поставить вопрос о том, совместны ли гений и злодейство, есть ли правда на земле и в небе (слова Сальери: "Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет - и выше"; Сальери обвиняет самого Бога и, как он думает, восстанавливает справедливость, убивая Моцарта - этого праздного гуляку и повесу, которому Бог на за что дал огромный музыкальный дар, обойдя тех, кто своим великим трудом, старанием, усердием честно и добросовестно служит Богу, сочиняя музыку).

С лёгкой руки Пушкина эта легенда стала восприниматься правдой, и имя Сальери стало нарицательным именем коварного завистника чужому таланту и славе.

Слух этот возник и стал распространяться, когда Сальери был ещё в совершенно здравом уме. Сальери решительно отвергал эти гнусные сплетни. Как для всех слухов и сплетен, не были найдены источники информации о том, кто первый сказал об отравлении Моцарта, осуществлённом Сальери, и о том, кто услышал из уст самого Сальери это признание. Ни один свидетель, ни один знающий Сальери человек не подтверждал этого слуха. В газетах появилось множество гневных опровержений от друзей, коллег, музыкантов, знающих Сальери с самой лучшей стороны и не могущих мириться с возведением гнусной клеветы на честное имя. Эти опревержения Пушкин не мог не читать, но всё же решил использовать реальные имена Моцарта и Сальери в своём художественном произведении.

Антонио Сальери в 24 года занял в Вене пост придворного капельмейстера - самый высокий пост в музыкальной Европе (сейчас бы мы назвали его министром музыки Европейского союза). Все 58 лет своей жизни в Вене пользовался всеобщим уважением. Имея высокую должность, он никогда ею не злоупотреблял; имея высокие доходы, жил скромно, а все гогорары от концертов передавал вдовам музыкантов и сиротам. О нём с искренней любовью и благодарностью как о музыканте, учителе и человеке отзывались все его ученики, а это такие великие композиторы и музыканты как Бетховен, Шуберт, Лист, Черни. С большой любовью Сальери относился ко всем музыкантам, искренне радовался чужим успехам, поддерживал молодых музыкантов не только советом и участием, но и материально (не брал с них денег за уроки), высочайше ценил Моцарта (первый исполнил его 40-ю симфонию, дирижиовал несколькими его произведениями, вернул в репертуар королевского театра оперу Моцарта "Свадьба Фигаро".

Есть множество свидетельств того, что именно Моцарт патологически завидовал Сальери, всячески интриговал против него, кричал на каждом углу о противных итальяшках, "наехавших тут" и занимающих чьи-то места (а тут ещё случай, когда руский царский двор из двух кандидатур учителей музыки для великой книягини - Моцарта и Сальери - выбрал Сальери). Да, Моцарт великий композитор, стоявший много выше Сальери, но, что касается человеческих качеств, то подобное сказать о нём мы, к сожалнию, не можем.

В 1997 году в миланском Дворце юстиции по инициативе Миланской консерватории состоялся суд над Сальери по обвинению в убийстве Моцарта, который, заслушав свидетелей защиты и обвинения (исследователей творчества и жизни Моцарта и Сальери), полностью оправдал композитора "за отсутствием состава преступления".

5 декабря 1791 в Вене скончался Вольфганг Амадей Моцарт. Что могло стать причиной кончины величайшего композитора, историки спорят до сих пор.

Вкус смерти у меня на губах, я чувствую что-то не на этой земле, - такие слова сказал Моцарт, оставляя жену и двоих детей, а также недописанный "Реквием". По самому себе.

Вокруг смерти композитора сразу поползли слухи. Ну не мог гений сам умереть в 35 лет. Точно - отравили! В пользу этой версии было и то, что тело композитора раздулось и посинело. Но обо всём по порядку.

Сальери отравил

В течение двух столетий эта версия была, пожалуй, самой популярной. Это преступление приписывали в первую очередь придворному капельмейстеру Антонио Сальери. Сторонники этой версии приводят четыре основных аргумента.

1. Сальери завидовал более талантливому коллеге.

2. Композитор Людвиг ван Бетховен, который был учеником Сальери, под конец жизни педагога писал: "Сальери снова очень плохо. У него полностью помутился рассудок. Он не прекращает говорить, что виновен в смерти Моцарта, что он дал ему яд".

3. Сальери сам во всеуслышание в 1823 году сказал, что отравил Моцарта.

4. Об этом писал ещё Пушкин.

Чему мог завидовать Антонио Сальери, который занимал тогда один из самых престижных постов в Европе, - остаётся загадкой. Игнац Мозель, ученик Сальери и один из первых его биографов, уверяет, что ситуация была обратной.

По поводу "признания". В начале 1820-х у Сальери, как свидетельствовали медики, были проблемы с рассудком. А в моменты просветлений он говорил, что никого не убивал. Так, в 1823 году композитор сказал Мозелю:

Говорят, что я якобы отравил Моцарта. Но нет. Это - злобная клевета, одна только злобная клевета. Скажите миру, дорогой Мозель, что старый Сальери на краю смерти сам вам это сказал, - заявил ему Сальери.

Через несколько дней итальянский композитор пытался перерезать себе горло бритвой, но его спасли.

Что касается произведения "Моцарт и Сальери" Александра Пушкина, оно вполне могло быть написано из мести. Дело в том, что итальянец при дворе представлял оперу, где якобы очернял Петра I. А так как Пушкин к личности первого русского императора относился с трепетом, не мог не отомстить. Первые наброски "Моцарта и Сальери", кстати, появились уже через год после смерти композитора, в 1826 году.

Берлинский музыкальный еженедельник". Так, 31 декабря в издании написали: "Поскольку после смерти тело его вздулось, полагают даже, что он был отравлен". Версия с отравлением, впрочем, вполне вероятна.

Помимо Сальери называлось ещё две кандидатуры, кто мог подмешать Моцарту ртуть или сильнейший яд без вкуса, цвета и запаха под названием "аква тофана". Для отравления было достаточно пяти-шести капель. Причём смерть не была внезапной: человек угасал постепенно, худел и терял аппетит.

Реквием" по себе?

Сам же Моцарт незадолго до смерти говорил своей жене Констанце, что заказчик "Реквиема" якобы его и отравил. "Реквием" заказал граф Франц фон Вальзегг в память о своей супруге, которая скончалась в феврале 1791 года. Он не поехал к композитору сам, желая остаться неузнанным. А послал своего управляющего Лойтгеба, который в дождь надел плащ. Управляющий не выяснил у своего хозяина, стоит ли раскрывать имя заказчика, поэтому не ответил на соответствующий вопрос.

Реквием" и оставляет деньги. На вопрос, для кого, говорит, что скоро станет известно.

Нехватка солнечного света

В 2011 году американские и австрийские учёные выдвинули новую версию смерти композитора. Якобы все болезни Моцарта были из-за нехватки витамина D, который вырабатывается только на солнце. В качестве основного аргумента исследователи приводят версию, что Моцарт любил работать ночами, допоздна засиживаться с приятелями за карточным столом. Музыкальный гений часто возвращался домой на рассвете, а затем спал весь или большую часть светового дня.

Дефицит витамина D губителен для иммунитета. В качестве доказательств также приводились заключения терапевтов о том, что у композитора наблюдались повторные ангины, лихорадочные состояния, а позднее - депрессия, которая также могла стать следствием в том числе отсутствия солнечного света.

Заболевание печени

Австрийские исследователи по дневникам самого Вольфганга Амадея Моцарта, его вдовы и сына, Карла Томаса, установили, что у него могло быть серьёзное заболевание печени, ставшее смертельным.

Так, за шесть недель до трагедии композитор упоминает, что ел свиные котлеты (которые могли стать источником инфекции). Через полтора месяца после у него наблюдаются повышенная температура, отёки и боли в руках и ногах. Всё это является симптомами трихинеллёза.

Тайна смерти композитора была бы давно разгадана по анализу его скелета. Но Моцарта похоронили не в отдельной могиле, поэтому исследователи не могут найти его останки. В начале XIX века могильщик достал череп, который, как он уверял, принадлежал композитору. Однако последние исследования, проведённые уже в XXI веке, показали, что или череп не Моцарта, или все люди, с которыми сравнивали его ДНК - не родственники. И первое значительно вероятнее.