Методические рекомендации по развитию речи посредством пиктограмм. Наглядное моделирование в развитии речемыслительной деятельности у детей с общим недоразвитием речи (из опыта работы)

Главная > Документ

Использование пиктограмм в коррекции нарушений развития учащихся.

Поль Л.А. - учитель-логопед,

Рыскалина Т.Е. - социальный педагог

Логическая память взрослого человека и есть

«вращенная внутрь мнемотехническая память»

Л.С. Выготский

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский. Мнемотехнические приемы - это такие специальные приемы, которые призваны облегчить процесс запоминания. Вот только некоторые из них: Первый прием - приём образования смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. Второй - ритмизация, то есть перевод информации в стихи, песни, рифмованные или ритмизованные строки.В современной педагогике этот приём успешно используется для запоминания правил правописания, таблицы умножения и другого учебного материала. Современные учителя охотно используют этот приём и на различных профессиональных конкурсах демонстрируют свои произведения.(Например: п сихиа тр и педиа тр пошли в теа тр .) Третий - запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов. Четвертый -нахождение ярких, необычных образов, картинок, сюжетов, которые по «методу связки» соединяют с запоминаемой информацией. Этот метод используется например, для запоминания ряда слов.: Так, например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова. Этот приём может быть как помощником, так и «вредителем». Иногда созвучные слова запоминаются, а значение оригинала при этом восстановить не удаётся. Пятый - метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где Вам все хорошо знакомо. Информацию, которую необходимо запомнить, расставляете мысленно по ходу движения. Вспомнить её Вы сможете вновь, представив ту же комнату, - где всё будет на тех же местах, пройдёте по маршруту и соберёте всё, что «оставили» в прошлый раз. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминанать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п. Современная мнемотехника позволяет накапливать в памяти большое количество точной информации, экономить времени при запоминании, сохранять запомненные сведения в памяти. Это мощная тренировка внимания и мышления. Это реальный шанс быстро освоить несколько новых специальностей и стать профессионалом в своей области. Это возможность пользоваться информацией: человек может применять знания только тогда, когда они находятся в голове. Это просто отличная гимнастика для мозга – мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался. В своей статье мы более подробно остановимся на одном из видов мнемотехники, а именно запоминание информации с помощью символов и пиктограмм. Применение которой, как показывает наша практика работы со школьниками с ЗПР и умственной отсталостью позволяет добиться наибольшей эффективности. За последнее время в коррекционных школах увеличилось количество детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В основном это безречевые дети. Поэтому острой проблемой для педагогов стала социализация детей данной категории. Зачастую даже родители не знают как помочь своим детям, и даже, просто как с ними общаться и понимать. С самых ранних этапов развития, общение предполагает тесное взаимодействие ребенка и взрослого. Потребность в общении не является врожденной, она формируется в процессе контакта ребенка с окружающей средой. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью зачастую испытывают дефицит общения, (особенно это относится к аутистам), что отрицательно влияет на их дальнейшее развитие. Из-за повреждений центральной нервной системы им трудно овладеть разговорной речью, поэтому вспомогательные средства коммуникации часто выступают более успешным способом общения данной категории детей с окружающими. Здесь на помощь приходят пиктограммы - простые рисунки-символы, которые понятны и детям и взрослым.

Н
аша работа показывает, что использование пиктограмм в работе с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, у которых речь значительно недоразвита или полностью отсутствует, способствует более успешному формированию социально-бытовых навыков, лучшему усвоению правил поведения и превращению навыков в устойчивые привычки. Это обуславливается тем, что дети недостаточно владеют их значением, плохо знают свойства определенных предметов или свойство, которое обозначает слово, ассоциируется у них только с одной характеристикой. Использование алгоритмов одевания, умывания и др. действий по самообслуживанию, записанных в виде простых картинок, пиктограмм способствует у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, при проведении коррекционно-развивающей работы, более успешному формированию социально-бытовых навыков и переводу их в устойчивые привычки Кроме того, систематическое познание пиктограмм позволяет упорядочить и дополнить имеющиеся знания детей, развивать речевую сферу, облегчить адаптацию ребенка к окружающей среде. Изучение пиктограмм всеми детьми группы, а не только теми, у которых значительно недоразвита или полностью отсутствует речь, способствует развитию понимания и взаимопомощи в коллективе воспитанников Кроме того, использование карточек пиктограмм - это средство альтернативного общения для людей с ограниченными возможностями, (ДЦП, проблемы с речью, умственная отсталость). Пиктограммы наклеиваются на плотную бумагу или другой плотный материал квадратной формы размером 10х10 см. Эти карточки могут размещаться везде, где быват ребенок: в столовой,около умывальника и т.д. И в дальнейшем, научившись узнавать значение символов и, имея под рукой набор данных пиктограмм, человек сможет объясниться в магазине, на улице, в семье и в других ситуациях, когда обычным способом общаться трудно либо невозможно.С этой целью мы знакомим учащихся с известными пиктограммами, которые они могут встретить в жизни: на вокзале, в автобусе, в магазине и в других общественных местах.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей школьного возраста – явление очень редкое. В речи детей- учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида существуют множество проблем:

    Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить даже краткий ответ. Неспособность построить монолог. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим По мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина, использование наглядности помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Как любая работа, использование мнемотехники строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. М
немотаблицы на логопедических занятиях используются для:
    обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Опираясь на опыт педагогов, нами были разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для учащихся младших классов с ЗПР и умственной отсталостью лучше давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа. При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов нами мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества логопеда к совместному творчеству ребенка с педагогом. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем – это уже совместное коллективное творчество детей со взрослым, на третьем этапе учащиеся самостоятельно пробуют свои силы. Надо отметить, что школьники данной категории испытывают некоторые сложности , так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто рассказы по моделям получаются очень схематичными. Но, тем не менее, постепенно такая работа с литературными текстами дает положительный результат. Это очень важно для учащихся школы 8 вида, т.к. даже в старших классах многие из них не могут пересказать текст и лишь односложно отвечают на вопросы учителя.

Умение быстро запоминать очень важно для детей, которые сталкиваются в процессе обучения в школе с необходимостью обрабатывать большие объёмы информации. Однако и с возрастом это свойство комплекса высших психических функций не теряет своей значимости. Существует несколько тестов, исследующих скорость и качество запоминания. Одним из наиболее интересных является методика А.Р. Лурии «Пиктограмма».

Описание теста «Пиктограмма» по методу А.Р. Лурии

Александр Романович Лурия - последователь Льва Семёновича Выготского, один из основоположников отечественной нейропсихологии. Тест «Пиктограмма», разработанный им в рамках развития этого направления науки, позволяет выявить особенности запоминания через ассоциативные связи. Целями исследования является:

  • выявление нюансов опосредованного запоминания;
  • оценка продуктивности памяти;
  • определение характера мыслительной деятельности;
  • изучение уровня развития образного мышления.

Методика не используется для диагностики дошкольников и младших школьников, а годится только для проведения тестирования среди испытуемых, имеющих как минимум 6–7 классов образования.

Тестирование можно проводить только среди детей, достигших возраста 12 лет

Применение методики для тестирования школьников

Стимульный материал для теста представляет собой набор из 15–20 слов или словосочетаний конкретного («голодный ребёнок») или абстрактного содержания («сомнение»):

  • весёлый праздник;
  • тяжёлая работа;
  • развитие;
  • вкусный ужин;
  • смелый поступок;
  • болезнь;
  • счастье;
  • разлука;
  • ядовитый вопрос;
  • дружба;
  • тёмная ночь;
  • печаль;
  • справедливость;
  • сомнение;
  • тёплый ветер;
  • обман;
  • богатство;
  • голодный ребёнок.

Причём методика не предполагает использование стандартизированного списка слов, экспериментатор может составить собственный набор или заменить лишь несколько предложенных вариантов. Таким образом, тест можно проводить столько раз, сколько того требует работа с конкретным испытуемым.

Организатору теста под силу придумать собственный набор несложных фраз для диагностики

Диагностика организуется как в групповой форме, так и в индивидуальной. Для проведения исследования испытуемому потребуется выдать лист бумаги и ручку или карандаш.

Инструкция для школьников 12–16 лет:

  1. Экспериментатор озвучивает условия проведения исследования: «Мы будем исследовать вашу зрительную память. Я начну называть слова, а ваша задача - нарисовать картинку, которая потом поможет вспомнить услышанное. Записывать, а также изображать отдельные буквы нельзя».
  2. Затем взрослый чётко и громко называет слова, оговаривая перед этим порядковый номер каждого выражения. Интервал между произнесением не должен быть более 1 минуты.
  3. В процессе рисования ребёнку можно задавать наводящие вопросы («Что ты рисуешь?» или «Как это поможет тебе вспомнить слово?»).
  4. Через 40–60 минут после окончания теста, во время которых экспериментатор разрешает школьникам заниматься другими делами, испытуемым предоставляются бланки с их ответами.
  5. После этого взрослый предлагает детям самостоятельно воспроизвести все услышанные слова, глядя на изображённые картинки (при групповой форме проведения теста школьникам потребуется подписать свои пиктограммы, а при индивидуальной ребёнку рекомендуется называть понятия не по порядку).

Для испытуемых более старшего возраста слова следует зачитывать с интервалом всего лишь в 30 секунд.

В процессе работы экспериментатор обязательно должен обратить внимание учащихся на то, что результаты теста не зависят от уровня их изобразительных способностей.

Обработка и интерпретация результатов

Если испытуемый рисует человечков в качестве иллюстраций ко всем понятиям, то это говорит о его общительности

  • А - абстрактные (нарисованные линии не оформлены в отдельный образ);
  • З - знаковые или символические (изображения представляют собой стрелки, квадраты, трапеции и так далее);
  • К - конкретные (представлены вполне определённые предметы);
  • С - сюжетные (нарисованные картинки объединены конкретной ситуацией);
  • М - метафорические (рисунки являются художественным вымыслом испытуемого; например, для понятия «радость» изображён подпрыгивающий человек).

Экспериментатор отмечает тип каждого рисунка, а затем подсчитывает частоту использования каждого из типов:

  • Если преобладают абстрактные и знаковые изображения (более 55%), то человек может быть отнесён к группе «мыслителей», которые нацелены на синтез получаемой информации, обобщение. Такие люди обладают высокой степенью развития абстрактно-логического мышления.
  • При часто встречающихся сюжетных и метафорических рисунках можно сделать вывод о творческом мышлении школьника. Подобных испытуемых называют «художниками». Такой результат характерен в основном для детей 12–14 лет.
  • Когда изображения в большинстве своём представлены определёнными предметами окружающего мира, это говорит о преобладании конкретно-действенного способа мышления. Такие люди стремятся к решению всех вопросов подходить с точки зрения рациональности. Их называют «практиками». Но обычно подобные результаты наблюдаются лишь у взрослых людей (чаще всего у учителей и руководящих работников).

Сделать заключение об уровне сформированности понятийного аппарата можно по тому, как свободно испытуемый воспроизводит слова по изображениям в финале тестирования.

Ещё один дополнительный параметр, который можно определить, - общительность. Если испытуемый рисует человечков и без заминок вспоминает слова, то он, вероятно, любит находиться в окружении людей. А вот когда по рисункам-человечкам ребёнку трудно сориентироваться, это говорит об инфантильности тестируемого.

Автор методики, кроме диагностики качества запоминания, предложил ещё оценивать истощаемость внимания. Для этого полагается проанализировать твёрдость нажима, а также нарастающую небрежность в выполнении задания. Чем ярче выражены изменения в этих характеристиках, тем выше истощаемость.

Оценка качественных показателей мышления проводится по 4 критериям:

  • Адекватность. Для понимания этого свойства достаточно посмотреть на 1–2 рисунка. Иногда требуется обратить внимание и на комментарий автора. Если заметна логичная и обоснованная связь между понятием и изображением, то экспериментатор отмечает пиктограмму знаком «+», при отсутствии таковой – «-». Нормой считается более 70% положительных отметок.
  • Умение восстанавливать образы спустя определёное количество времени. Оценивается количество правильно названных слов в финале тестирования. Норма - больше 80% слов и словосочетаний.
  • Соответствие пиктограммы реальному объекту. Конкретные рисунки оцениваются в 1 балл, абстрактные - в 3 балла. Если изображение сложно классифицировать, то засчитывается 2 очка. Затем определяется средний показатель. Норма - больше 2 баллов.
  • Оригинальность. При совпадении сюжета рисунков у нескольких тестируемых изображение оценивается в 1 балл, что говорит о заурядности подхода к выполнению поставленной задачи. Если пиктограмма уникальна, то за неё ставится 3 балла. Промежуточный вариант заслуживает 2 баллов. Нормой, как и в предыдущем случае, считается результат в 2 балла.

Пиктограмма Лурии позволяет оценить не только качество и скорость запоминания информации, но также составить представление о способности выстраивать ассоциативные связи между понятием и его образом и о таком важном показателе внимания, как истощённость. Таким образом, за короткий промежуток времени экспериментатор получает полную картину развития основных свойств мышления тестируемого.

Пиктогра́мма (от лат. Pictus - рисовать и греч. Γράμμα - запись) - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Методика «Пиктограммы» была разработана в начале тридцатых годов и использовалась в психологических исследованиях. В 60-70 годы применение данной методики расширился.

Использование пиктограмм для развития ребенка используется довольно давно. Впервые метод пиктограммы был разработан, . Актуальность использования пиктограмм заключается в том, что мышление ребенка развивается через наглядную и доступную форму. Данный метод использовали Д. Б Эльклнин и для обучения дошкольников грамоте, т. е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова.

Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза.

Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей. Это способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации связной речи, ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и с явлениями окружающей действительности (дорожные знаки, экологические знаки и т. д.). При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.

2. Использование пиктограмм при пересказе сказок или небольших рассказов.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т. к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов деятельности на логопедических занятиях.

Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.

Этапы обучения:

1. Подготовка к пересказу. В начале, необходимо учитывать требования к литературному произведению:

· доступное и полноценное и содержание;

· четкая композиция;

· небольшой размер;

· изложение на простом, но богатом языке;

· жанровое разнообразие.

Не следует пересказывать произведение, не исследовав его.

2. Первое чтение текста без установки на запоминание и пересказ. Оно предназначено для целостного эмоционального и художественного восприятие текста детьми.

3. При повторном чтении произведения акцент идет на запоминание с последующим пересказом проводит логопед непосредственно на занятии по обучению пересказу. После повторного прочтения необходимо побеседовать с детьми по содержанию, опираясь на наводящие вопросы. Вопросы должны быть тщательно подобраны и поставлены так, чтобы дети могли сделать анализ прочитанного произведения, осмыслить связи и сделать самостоятельные выводы. Цель беседы – усвоение содержания произведения. В этом помогут и следующие приемы работы над текстом:

· рассматривание иллюстраций, картинок;

· выкладывание в последовательности серии сюжетных картинок к рассказу, сказке;

· выделение из текста фраз к каждой картинке;

· знакомство с пиктограммой, сличение пиктограмм с сюжетной картинкой, иллюстрацией;

· нахождение пиктограммы согласно тексту.

4. После третьего прочтения детям дают возможность пересказать текст, используя пиктограммы. При использовании пиктограмм у детей формируются умения замещать персонажей заместителями (моделью); передавать текст с опорой на предметное моделирование; умение составлять внутренний план действий, формируется речевое высказывание, умение делать умозаключения; развивается воображение для составления модели для самостоятельных рассказов.

3. Пиктограммы для пересказа русских народных сказок.

Использование пиктограмм для пересказа очень помогает в работе с детьми с общим недоразвитием речи, т. к. психические процессы (мышление, воображение) развиваются только на основе различных видов восприятий и ощущений. А значит, чем больше каналов восприятия информации педагог может задействовать, тем лучше и быстрее дети смогут прочувствовать, проанализировать и систематизировать в содержательном и речевом аспекте поток поступающей информации.

Использование моделей (пиктограмм) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т. д. со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение.

4. Игры с пиктограммами.

Пиктограммы можно использовать для игр:

«Не зевай, нужную пиктограмму поднимай», логопед читает рассказ, а ребенок поднимает пиктограмму согласно тексту.

«Продолжи рассказ», логопед раздает пиктограммы, читает рассказ, а ребенок продолжает, опираясь на пиктограмму.

«Расставь правильно», логопед расставляет пиктограммы в неправильном порядке, читает рассказ. Затем предлагает правильно расставить пиктограммы. В случае затруднений – задает вопросы.

«Составь свой рассказ», ребенку предлагают пиктограммы. Ребенок самостоятельно должен самостоятельно составить рассказ.

Пиктограмма сказки «Колобок».

Методика исследования особенностей мышления, опосредованной памяти, аффективно-личностной сферы. Как прием экспериментально-психологического исследования была предложена в начале 30-х годов.

Пиктограмма (от лат. pictus - нарисованный, греч. grapho - пишу).

Обычно испытуемому предлагают для запоминания определенное количество слов или выражений, при этом для каждого из них нужно нарисовать любое изображение или знак, то есть пиктографически записать ряд понятий. В качестве стимулов используются понятия различной степени обобщенности, и в основном такие, прямое изображение которых затруднено либо невозможно (например, «веселый праздник», «теплый ветер», «обман», «справедливость» и т.д.).

Особенностью инструкции является ориентация испытуемого на исследование только особенностей памяти, а также запрещение использовать любые буквенные обозначения. После выполнения рисунков испытуемый должен назвать соответствующие им понятия или выражения. Одним из важнейших элементов исследования является беседа, позволяющая раскрыть смысл символов, продуцируемых испытуемым. Время обследования не регламентируется.

Если при использовании варианта пиктограммы по А. Н. Леонтьеву выбор испытуемого был ограничен 30 изображениями, входившими в набор карточек (при этом в процессе выполнения заданий число возможных вариантов уменьшалось), то единственным фактором, ограничивающим выбор образа в варианте со свободным рисованием, является интеллектуально-ассоциативный фонд личности испытуемого, его аффективные установки. Таким образом, характер деятельности испытуемого и возможность интерпретации рисунка приближают тест к проективным методикам.

Другой особенностью, расширяющей интерпретативную направленность методики, является то обстоятельство, что опосредованное запоминание отражает как мнемонические, так и интеллектуальные процессы (А. Р. Лурия, 1962). Построение образа, пригодного для запоминания, является следствием творческой активности мышления, в котором отражается его индивидуальная структура (С. В. Лонгинова, С. Я. Рубинштейн, 1972). Отсюда – широкие возможности для исследования мышления, в первую очередь процесса обобщения. (Не случайно первые исследования с применением пиктограм (Г. В. Биренбаум, 1934) были посвящены анализу особенностей мышления больных психическими заболеваниями, т. к. построение пиктограммы сопряжено со значительными умственными усилиями и недоступно при интеллектуальной недостаточности).

В советской психологии методика использовалась в контексте изучения опосредованного запоминания в рамках культурно-исторической концепции (Л. С. Выготский, 1935). Наиболее простой прием пиктографического исследования был предложен Л. В. Занковым (1935). Испытуемым предлагали запомнить конкретное слово с помощью определенного изображения на картинке, путем установления связи между словом и предъявляемым изображением. Вариант теста, предложенный А. Н. Леонтьевым (1930), требовал более сложной деятельности: выбора для запоминания слова картинки из предлагаемого набора. Этот вариант теста нашел широкое распространение, особенно в клинических исследованиях детей (А. Я. Иванова, Э. С. Мандрусова, 1970; Л.В.Бондарева, 1969; Л.В.Петренко, 1976).

В настоящее время отмечается тенденция разработки и совершенствования интерпретативной схемы методики, учитывающей разнообразные категории исследуемых показателей и предусматривающей формализацию данных. Это расширяет возможности методики, допускавшей ранее лишь качественную обобщенную интерпретацию результатов, является основой для стандартизации показателей, что приближает тест к современным психодиагностическим методикам.

Одной из наиболее полных схем анализа данных пиктограммы является интерпретативная схема Б. Г. Херсонского (1988). Интерпретация складывается из качественного анализа каждого образа с последующей формализованной оценкой на основе отнесения к определенному типу; оценки количественного соотношения образов различного типа в данном протоколе; учета аналитических факторов, недоступных формализации (особые феномены), в том числе графических особенностей рисунка. При качественном анализе учитываются: тематика рисунка, факторы абстрактности (конкретные образы, метафорические образы, геометрические, графические и грамматические символы, индивидуально-значимые образы, формальные образы). Дополнительно рисунки оцениваются по фактору частоты (стандартные, оригинальные, повторяющиеся) и по фактору адекватности (близость образа и понятия, степень обобщенности, лаконичность изображения). К регистрируемым особым феноменам относятся: ассоциации по созвучию; сверхабстрактность символики; недифференцированные изображения; «шоковые» реакции; употребление буквенных обозначений; стереотипии; высказывания испытуемых и т.д.

Графические особенности рисунка анализируются с учетом расположения на листе бумаги, характера линий, размера, нажима и т.д. Выделяются дифференциально-диагностические критерии оценки риктограм, полученные на основании сопоставления контингентов больных и здоровых лиц. Имеются нормы, которые носят как статистический, так и описательный характер.

Валидность конструктная стандартизированной формы пиктограммы анализировалась на основе сопоставления полученных данных с тестом Роршаха, рисуночными проективными тестами, в частности вербальными методиками исследования мышления. Валидность критериальная (текущая) определялась сопоставлением результатов больных с различными психическими заболеваниями и здоровых.

Пиктограмма относится к числу наиболее широко употребляемых методик изучения познавательной сферы и личности в отечественной клинической психодиагностике.

Анализ

Особенности проведения.

Набор слов

  1. Веселый праздник
  2. Развитие
  3. Тяжелая работа
  4. Зимний день
  5. Разлука
  6. Легкая работа
  7. Болезнь
  8. Счастье
  9. Обман
  10. Бедность

Испытуемому не дается никаких ограничений по поводу полноты и содержания образа, так же как и по поводу используемых материалов: цвета, размера, времени.

Порядок обработки и интерпретации.

При обработке экспериментальных данных учитывают не только показатели всех четырех критериев, но и процедурные вопросы (легкость выполнения задания, эмоциональное отношение к нему, потребность в более широком пространстве и пр.).

Критерии оценивания:

1. Самый важный критерий - «адекватность ». Иногда для оценки достаточно одного рисунка, иногда необходимо получить дополнительные сведения у его автора. В случае обоснованности связи между предложенным понятием и его пиктограммой эксперт ставит знак «+», при отсутствии связи - знак «-». Норма характеризуется высокими показателями по критерию адекватности - от 70 % и выше.

2. Спустя некоторое время после выполнения задания - обычно через 15-20 мин - эксперт проверяет способность испытуемого восстановить список исходных понятий по его собственным пиктограммам. Обычно для этого закрывается список понятий, и испытуемому в случайном порядке предлагается восстановить их. Если испытуемый использовал для передачи разных понятий одни и те же пиктограммы, он допускает ошибки и всевозможные неточности типа синонимии, сокращения сложного понятия, перепутывания, Как и первый критерий, второй критерий - «восстанавливаемость понятий спустя отсроченный период» – в норме достаточно высок, от 80% и выше. По этому показателю можно судить о роли памяти в мышлении. Некоторые исследователи считали ее роль столь важной, что, например, Блонский определял ум даже как память, т. е. он в мышлении ориентировался прежде всего на запоминаемость признаков.

3. Третий критерий – «конкретность – абстрактность» – также оценивается экспертом по степени соответствия пиктограммы реальному объекту. Если это соответствие максимально конкретно (например, веселый праздник изображается в виде застолья с конкретными гостями и сервировкой стола), то эксперт оценивает пиктограмму в 1 балл. Если же образ носит достаточно абстрактный характер (например, тот же веселый праздник изображается в виде ряда восклицательных знаков), то пиктограмма оценивается в 3 балла. Могут быть и смешанные образы, которые трудно отнести к крайним типам. В таком случае они получают оценку в 2 балла. Экспертные оценки далее суммируются и подсчитываются средние данные, которые в норме соответствуют величине в 2 балла.

Цель : исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня сформирования понятийного мышления. Методика может применяться для исследования детей и взрослых в групповом и индивидуальном обследовании.

Материал : чистый лист бумаги, один простой или несколько цветных карандашей, набор слов.

Инструкция (вариант для детей): "Сейчас мы проверим твою память. Я буду называть тебе слова, а ты к каждому слову нарисуй картинку, по которой сможешь вспомнить потом это слово.

Инструкция (вариант для взрослых): "Вам будет предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Для облегчения задачи Вы Можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве "узелка на память" любое изображение, которое поможет Вам воспроизвести предъявляемый материал. Качество рисунка не имеет значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение обозначайте номером, соответствующим порядку предъявляемых слов и словосочетаний."

После инструктажа испытуемому зачитываются слова с интервалом не более 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется его порядковый номер, а затем предоставляется время на его изображение. Каждое слово или словосочетание должно отчетливо произноситься, во избежание повторения. В ходе выполнения задания написание отдельных букв или слов испытуемому не рекомендуется. Скорость и качество выполнения не должны его беспокоить.

Пока испытуемый рисует, ему можно задавать вопросы типа: "Что ты рисуешь?", "Как это поможет тебе вспомнить слово?" и т.п. Все высказывания испытуемого заносятся в протокол. Воспроизведение испытуемым словесного материала осуществляется через 40-60 минут или более. По прошествии времени испытуемому предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова, которые фиксируются в протоколе.

Примерный набор слов и словосочетаний:

1 вариант

  1. Веселый праздник
  2. Тяжелая работа
  3. Развитие
  4. Вкусный ужин
  5. Смелый поступок
  6. Болезнь
  7. Счастье
  8. Разлука
  9. Дружба
  10. Темная ночь
  11. Печаль

2 вариант

  1. Глухая старушка
  2. Война
  3. Строгая учительница
  4. Голодный человек
  5. Слепой мальчик
  6. Богатство
  7. Девочке холодно
  8. Власть
  9. Больная женщина
  10. Обман
  11. Веселая компания

Интерпретация . При оценке результатов исследования подсчитывается количество правильно воспроизведённых слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания. Эти данные могут быть сопоставлены с результатами заучивания 10 слов (смотри методику "10 слов").

Все изображения можно классифицировать на пять основных видов: абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные, метафорические.

Абстрактные изображения (А) - в виде линий, не оформленных в какой- либо узнаваемый образ.

3наково-символические (3) - в виде знаков или символов (геометрические фигуры, стрелки и т. п.);

Конкретные (К) - конкретные предметы.

Сюжетные (С) - изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж, выполняющий какую-либо деятельность.

Метафорические (М) - изображения в виде метафор, художественного вымысла, так, например, на слово "радость" изображается: человек, поднявшийся в воздух на крыльях.

При обработке результатов исследования рядом с каждым рисунком проставляется буквенное обозначение предполагаемого вида изображения. 3атем можно сделать вывод о характере мыслительного процесса испытуемого в зависимости от наиболее часто употребляемого вида изображения.

Если испытуемый пользуется абстрактным и знаково-символическим типами рисунков, то он может быть отнесен к типу "мыслителя". Такие люди в мыслительной деятельности стремятся к обобщению, синтезу информации, имеют высокий уровень абстрактно-логическоrо мышления.

Испытуемые, у которых преобладают сюжетные и метафорические изображения, составляют группу людей с творческим мышлением, сознающих в себе наличие художественных способностей или увлекающихся художественным творчеством.

В случае предпочтения конкретного вида изображений можно предположить преобладание у испытуемого конкретно-действенного мышления, которое подразумевает оперирование непосредственно воспринимаемыми объектами и связями, либо о так называемом практическом мышлении, направленном на разрешение частных, конкретных задач в практической деятельности. Первое чаще всего свойственно детям до 10-11 лет, второе - руководящим работникам, учителям.

Об уровне сформированности понятийного мышления свидетельствует то, насколько свободно испытуемый устанавливает связи между абстрактными понятиями и изображениями в процессе рисования и воспроизведения слов по рисункам. Кроме того, следует обратить внимание на проективное значение методики для диагностики особенностей личности испытуемого.

Если в качестве опосредованных стимулов часто изображаются человечки, и воспроизведение при этом словесного материала проходит успешно, это может расцениваться как проявление общительности, но если воспроизведение таких изображений затруднено, то это может служить признаком инфантильности.

Можно проследить по качеству рисунков наличие у испытуемого истощаемости. Об этом свидетельствуют нарастающая небрежность, ослабление нажима при рисовании к концу исполнения задания.

Примеры

В этой пиктограмме абстрактные символы чередуются с эмоционально-насыщенными, живыми, образными:

В данной пиктограмме могли бы насторожить очень абстрактные ассоциации к словам "разлука" и "справедливость". Однако общая ее живость и разнообразие, легкость и простота оформления, наконец, полное воспроизведение всех заданных слов убеждают в том, что и эти две ассоциации были не выхолощенными, а подлинно абстрактными символами.

Совершенно иначе выглядят пиктограммы, составленные больными шизофренией с выхолощенностью и бессодержательностью ассоциации:

Этой больной были предложены те же слова, но их нет надобности здесь расшифровывать. Ни в момент составления пиктограммы, ни при воспроизведении (которое оказалось совершенно невозможным, несмотря на то, что при заучивании 10 слов больная обнаружила хорошие возможности удержания) она не могла объяснить, почему "веселый праздник" она сможет вспомнить по крестику, а "развитие" - по галочке, "болезнь" - по двум точкам, а "дружбу" по одной. Некоторые испытуемые (в большинстве случаев это свойственно больным шизофренией, но в нескольких случаях за десятки лет такие пиктограммы составляли и перенесшие энцефалит и страдавшие эпилептическими припадками) пытаются ассоциировать понятие с различными очертаниями линии. Так, например, больной символизирует "веселый праздник" округлыми очертаниями извилистой линии (вверху) и разлуку- угловатой зигзагообразной линией (внизу). Он никак не объясняет, почему обозначает "счастье" прямой линией, упирающейся в бесформенный комок над "разлукой", а "сомнение" - прямой линией, упирающейся в зигзаг.

Геометрическая символизация понятий вообще очень часто встречается в пиктограммах больных шизофренией. Так, например, больной шизофренией, составивший пиктограмму из одних геометрических форм, символизирует "сомнение" как круг, но затем начинает сомневаться, правильно ли он избрал диаметр круга. Он говорит, что "круг - это неуверенность", и совершенно серьезно спрашивает экспериментатора: "Как по-вашему, будет ли "неуверенность" уже или шире "сомнения" по площади?".

Приведем примеры еще двух выхолощенных пиктограмм, составленных больными шизофренией. Символические зигзаги (больного шизофренией):

Пиктограмма больного шизофренией:

Их нет смысла расшифровывать, так как лишь отдельные штрихи-символы (на рис. 2.6 в центре спираль, поднимающаяся кверху, обозначает "счастье", а спускающаяся вниз рядом - "болезнь"). В основном же стрелки, галочки, линии, крестики и кружочки лишены объективного содержания и даже для самих больных не служат средством связи и запоминания; попытки прочитать свою пиктограмму, т. е. припомнить заданные слова оказываются безуспешными. Следует также привести некоторые пиктограммы, которые по внешнему виду производят впечатление простых и конкретных, но при более тщательном психологическом анализе обнаруживают признаки глубокой патологии мышления. На рис.2.7 изображена пиктограмма больной шизофренией с вербальным галлюцинозом. Ассоциации больной носят конкретный, содержательный характер, но они поражают своей стереотипией как в содержании, так и в исполнении рисунков.

Последняя пиктограмма носит также конкретный характер. Расстройства мышления обнаруживаются здесь не в рисунках, а в объяснениях больной (шизофрения, дефектное состояние)

Некоторые слова больная воспроизводит приблизительно, другие не может вспомнить. Объяснения ее свидетельствуют о причудливом расплывчатом характере ассоциаций и одновременно о значительной инертности их, так как на выбор некоторых новых образов влияют предшествующие образы и мысли больной (болезнь - труд, пьяница-забор).

Стереотипные рисунки:


В целом методика "пиктограммы" очень многогранна, она позволяет делать многие наблюдения относительно существенных особенностей психики больных.

«Альманах психологических тестов» М., 1995.