Символы Армении — Гарни и Гегард — храм и крепость.

К юго-востоку от Еревана, на территории Абовянского района, над ущельем реки Азат расположена одноименная крепость. Сюда можно приехать на автомашине по дороге Ереван- Аван-Джрвеж-Вохчаберд-Гарни (около 30 километров), которая крутыми зигзагами за перевалом через Вохчабердский отрог Гегамского хребта спускается в живописную Гарнийскую долину. У перевала в отвесных скалах, нависших над селом, зияют древние пещеры, ставшие ныне недоступными.

Машины, направляющиеся в Гарни, обычно делают короткую остановку у высокого холма, на котором воздвигнута каменная арка-шатер родника-памятника поэту Егише Чаренцу. Отсюда хорошо просматривается обширная Араратская долина со сверкающими в голубой выси снежными вершинами Арарата. На стене родника-памятника высечены слова поэта:

«Масис, как славы трудный путь В моем скитанье, я люблю!»

К крепости Гарни есть пешеходный путь, начинающийся от парка имени Комсомола: Нор-Ареш-Шорбулаг-Ацаван (около 20 километров). Таким образом, в зависимости от степени подготовленности и натренированности туристских групп следует остановить выбор на том или ином варианте маршрута. Первый (при наличии автотранспорта) потребует одного дня, а второй-двух.

Крепость находится рядом с селом Гарни, расположенным на плато среди колхозных полей, садов и виноградников. Многоотраслевое хозяйство артели механизировано на базе электроэнергии, получаемой от сельской гидроэлектростанции. Извилистая тропинка ведет через сады к треугольному скалистому мысу, резко вдающемуся в ущелье Азата. Уже издали под тенистыми кронами деревьев видны очертания каменных стен, сложенных из огромных базальтовых глыб. Это остатки древней крепости Гарни.

Крепость имеет форму неправильного треугольника, острым концом обращенного к ущелью. В северной части мыса, примыкающего к плато, из-под, многовековой наносной земной толщи раскопками вскрыты массивные степы с 14-ю мощными прямоугольными башнями. С юга и юго-востока крепость защищена отвесными 80 - 100-метровыми скалами, нависшими над рекой.

Раскопки, которые ведутся здесь систематически с 1949 года археологической экспедицией Академии наук Армянской ССР, дали интересный материал. Установлено, что окрестности нынешнего села Гарни благодаря плодоносности местных земель, обилию воды и естественной защищенности были заселены с древнейших времен.

В фундаменте стены обнаружены остатки циклопической крепости эпохи бронзы. Затем следует более поздняя кладка (первой половины III века до нашей эры) из чисто отесанных базальтовых глыб весом до 6 тонн, без применения известкового раствора. Тяжелые плиты скреплены железными скобами, залитыми свинцом. Верхний ряд стены состоит из такой же кладки и относится к I веку нашей эры.

На холме, окруженном виноградниками, высятся остатки языческого храма (I век). Языческий храм Гарни является единственным памятником эпохи эллинизма в Армении. Храм, посвященный богу солнца Митре, был сооружен во второй половине 1 в., при царе Трдате I.

Храм обрушился в 1679 году вследствие землетрясения, но был востановлен в 1970 г, при этом использованы сохранившиеся на месте фрагменты, а недостающие изготовлены заново. Храм сооружен из базальта. На подиум возведены стена главного помещения и 24 колонны портика. К главному входу ведет широкая лестница. Детали здания: базальтовые колонны, карнизы, капители, украшены хорошо сохранившейся резьбой, изображающей виноградные лозы, плоды граната и другие элементы древнеармянского орнамента.

За храмом площадка суживается и резко обрывается к реке. Отсюда со 100-метровой высоты открывается замечательный вид на ущелье реки Азат, к которой слева вплотную подступают розовые скалистые отроги Гегамского хребта.

Рядом с храмом обнаружены остатки крупных сооружений. В одном из них при очистке небольшой комнаты в 1953 году открыт мозаичный пол размером 2,9x2,9 метра, являющийся уникальным памятником древнеармянской культуры.

Руководитель археологической экспедиции Б. Аракелян сделал следующее сообщение об этой замечательной находке: «Мозаика выложена на известковом растворе из мельчайших камней-самоцветов. На светло-зеленом фоне моря с большим мастерством, с изумительно тонкими переходами тонов (использованы камни 15 оттенков) изображены божества, мифологические существа... »

На мозаике сохранились надписи, сделанные па греческом языке.

(арм. Գառնի, груз. გარნისი) - популярнейший туристический объект в Армении. Сюда приезжают, чтобы посмотреть на настоящий языческий храм I-го века нашей эры, который действительно весьма эффектен и расположен на высокой горе, так что здесь есть ещё и красивые пейзажи. Все это близко к Еревану, всего 28 километров, поэтому неудивительно, что в списках армянских достопримечательностей он стоит на первом месте. Однако надо всё же держать в голове, что храм - творение советских реконструкторов 1968 года и можно только гадать, на что он был похож изначально.

Храм Гарни, вид с юго-востока

История

Горка над рекой Азат очень давно привлекла внимание людей, поэтому уже в совсем далёкие тысячелетия здесь было основано поселение. В VIII веке до нашей эры это поселение захватил урартийский царь Аргишти (786 - 764) и установил здесь каменную стелу. Примерно в III веке до нашей эры тут образовалась летняя резиденция армянских царей из династии Оронтидов, а около I века нашей эры про Гарни уже что-то писал Тацит. В латинской литературе это место было известно как Gorneas .

Предполагается, что именно здесь развернулась драматическая история сороковых годов нашей эры: Иберийсий царь Фарасман I завоевал эти области и назначил своего сына Митридата царём в Армении, затем этого Миридата арестовал император Калигула, а император Клавдий потом освободил, но затем отношения Митридата с Фарасманом испортились, Фарасман послал своего сына Родамистуса войной на Армению, и Митридат отступал до этого самого места, Гарни, где римские союзники его предали и он сдался Родамистусу в 51 году нашей эры. Потом его или казнили или отправили в Рим.

От тех эпох остались развалины царского дворца и бань.

Гарни знаменит храмом, но кроме храма тут есть еще руины крепости, руины дворца, урартийская стела и фундамент храма VII века.

Крепость

Вся горка, на которой построен гарнийский коплекс сейчас окружена остатками стен. Когда-то это было нечто очень серьёзное, сложенное из громадных каменных блоков. Сейчас стена лучше всего сохранилась со стороны входа и кассы, и там можно рассмотреть даже фрагменты башен. Если обойти горку по тропе слева, там тоже будет видна эта монументальная стена.

Время её постройки точно не известно, но это нечто весьма старое, ещё первых веко нашей эры. Видимо, строилось одновременно с храмом или даже раньше.

Храм Митры

Храм Митры - самое известное в Гарни. Когда-то это был единственный античный храм на всей територии СССР, если учитывать полностью реконструированные храмы. Он был построен армянским царем Тиридатом - или Первым (63 - ?) или Третьим (287 - 330). Есть и другие датировки - например, 115 или 175 год. Последняя датировка предложена теми, кто считает храм мавзолеем царя Сохэмоса (140 - 185).

Внешне это классический греческий периптер (примерно то же самое, что Парфенон), где основное здание окружают 24 ионические колонны на аттических базах.

Это вот и есть ионическая колонна на аттической базе

Если эта хронология верна, то он построен примерно в одно время с зороастрийским храмом в Кварельском районе Грузии, или немного раньше. Но между этими храмами нет ничего общего вообще.

От прочих античных храмов Гарни отличается материалом - он построен из базальта, а не из известняка. Он пережил и пришествие христианства и пришествие мусульманства, при этом в неизвестные эпохи мусульмане оставили на нём надписи - или на арабском или на фарси. В 1679 году храм оказался в эпицентре землетрясения, названного Гарнийским. Тогда погибло много храмов по всей Армении, и храм Митры в частности. Можно себе представить радость местных мусульман, когда на их глазах рухнуло это языческое сооружение.

Так все выглядело в советское время

В 1909 - 1910 году археологи начали изыскания, которые были опубликованы только в 1933 году. Позже раскопки возобновили, а затем храм был реконструирован - реконструкция шла в 1969 и в 1975 годах. На тот момент от храма сохранился только фундамент со ступенями.

Стоит признать, что вместе с пейзажами храм производит сильное, завораживающее впечатление. Есть в нём что-то от античной простоты и эпичности, что-то гомеровское. Навеняка здесь очень хорошо ночью при большой луне. Или рано на рассвете.

Храм Митры





основание храма
вход
задняя сторона
Интерьер

В эзотерической литературе иногда пишут, что Гарни ориентирован не на Полюс, а куда-то в другую сторону. Например, на Гренландию. Потому что Северный полюс перемещался и тд. Но увы, он ориентирован входом строго на север. Соответственно, жрецы стояли лицом на юг. А вот знаменитый Парфенон ориентирован входом на восток. Теоретически на север ориентировали свои храмы зороастрийцы, но в этих краях их не должно было быть на момент основания храма.

Дворец

Немного сбоку от храма сейас можно видеть прямоугольник фундамента, который считается царским дворцом I-го века. Он был разрушен весьма рано, и уже в VII веке поверх его руин построили христианскую ротонду. На територии дворца сейчас стоит стела царя Аргишти и стендик с расшифровкой урартийской клинописи: "С помощью Халди завоевал Гиарниани, страну царя Силуни. Возвратившись с вражеских гор, изгнал мужчин, женщин ".

Сурб Сион

Однако, самое интересное в этом комплексе не храм Гарни, который при всей своей внешней эффектности всего лишь просто храм без всяких тайн. Интересное - это фундамент с западной стороны храма. На стендах и в интернете пишут только то, что это храм Сурб Сион и что он построен в VII веке. Между тем этот храм круглый, по сути ротонда, которых в Армении практически нет (еще точно такой же, но в худшем состоянии, находится на территрии монастыря Мармашен). Он в плане тетраконх и напоминает Звартноц , но более примитивен по своей структуре: например, его внешняя форма не отражает внутреннюю, совершенно как в Аванском соборе . Возможно, это был первый эксперимент, который предшествовал Звартноцу. Однако, у этого храма есть четыре угловые квадратные камеры, которые впервые появились в Аванском соборе, а затем присутствовали у храма Св. Рипсиме . Интересно, что две восточные камеры не строго квадратны, а с закруглениями, чего не наблюдается во всех тетраконхах этого типа.

Инфраструктура

Стоимость для иностранцев - 1000 драм

Стоимость для армян - 250

Стоимость армянским детям - 100

Стоимость в последнюю субботу месяца - бесплатно

(На практике кассса легко обходится по тропе слева, там никто ничего не охраняет.)

Гарни - плотно посещаемое место, поэтому тут есть парковка, касса, немножко сувениров и бабушк, торгующие различным вареньем. На территории комплекса все снабжено табличками и надписями, и даже есть пространное рассуждение об античном символизме. Там что-то пишут про священные числа и их отображение в храме. Текст снабжен картинкой, на которой нарисован храм и какие-то загадочные линии. Все, кто писал про Гарни, копировали этот текст, так что его легко найти в интернете. (Надо сказать, что практически 90% написанного про этот храм списано с табличек на стендах).

В селе Гарни есть два или три геста непонятного качества, так что ночевка тут вполне возможна. Около ресепшена есть ресторан с ереванскими ценами, но из еды там в основном шашлыки и кебабы. Если вы приехали в Гарни, то наверняка поедете в монастырь Гегард , а вот уже там есть неплохой ресторан с ассортиментом и видами. Так что добывать еду лучше там.

Вокруг

Гарни интересен не только сам по себе, но и как повод полазить по горкам вокруг. Проблема в том, что это может быть непросто. Всё то, что по ту сторону гарнийского ущелья, считается территорией заповедника Хосровский лес.

Примерно в 10 километрах вверх по ущелью находится так же знаменитый монастырь Гегард . За один день реально совместить и Гарни и Гегард. Под гегардом есть ресторан, а в Гарни вроде бы пока нет.

В 3,5 километрах от гарни по прямой на восток находятся руины монастыря Авуц-Тар XI века. Рухнул в том же самом 1679 году. Центральный храм, кажется, триконх. Тропа к монастырю красивая, с видами на Гарни и обломками хачкаров в зарослях.

Если пройти на юго-восток по боковому ущелью, то там будет поворот на восток и руины старинного храма Ахчоц. От Гарни 7 или 8 километров по территории заповедника. Симпатично и безлюдно. Если же пройти по ущелью до конца все 12 километров, то можно найти развалины крепости Кавкаваберд Х века. Но это уже долго и сложно.

Как попасть

Гарни - популярная достопримечательность, пэтому сюда ходят прямые маршрутки из Еревана. Расстояние от Ереване до храма по прямой - 20 километров. Доехать на своей машине тоже несложно, но без навигатора сориентироваться на окраинах Еревана нелегко.

Арарат плыл справа от дороги белоснежным кораблём — и был хорош с любым пейзажем, будь то всхолмлённое плоскогорье, угнездившееся в складках земли горное озеро — или скалы, окаймлённые глубокими синими тенями. Розовая пена цветущих абрикосов укрывала обочины. Так, глазея в окна, мы и не заметили, как доехали до Гарни.

Застывшая музыка Гарни

Гарни является одним из древнейших поселений Армении. Находится в 28 км восточнее Еревана на живописном треугольном плато у подножия Гегамского хребта, на правобережье реки Азат. Наименование крепости произошло от названия страны Гиарниани и населявших её в VIII в. до н.э. племён. Раскопки на территории крепости свидетельствуют о том, что она была заселена начиная с последней четверти IV тысячелетия до н.э. и до Позднего Средневековья. Подвергавшееся в течение XIII-XVII вв. постоянным набегам завоевателей поселение окончательно разрушилось во время землетрясения 1679 года. Лишь спустя полтора столетия, после русско-персидских и русско-турецких войн, в 1830-х гг., покинутое и разрушенное поселение было восстановлено вернувшимися сюда армянскими беженцами из города Маку (Персия) и его окрестностей. Памятник включает в себя крепостную стену, храм бога Митры, дворцовые и светские сооружения, царскую баню, стелу-вишап, фундамент церкви VII в. и другие историко-культурные строения.

Древний языческий храм, восстановленный в советское время частично из аутентичных, частично из новых камней. Впрочем, «настоящих» камней в Гарни нашли слишком мало, из-за чего его так и не включили в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. При реставрации хотя и были использованы сохранившиеся на месте фрагменты, но большинство недостающих изготовлены заново из базальта.

Храм был сооружен во второй половине I в., при царе Трдате I. Он посвящён богу солнца Митре. Фигура бога стояла в глубине святилища — наоса. После провозглашения в Армении в 301 году христианства, вероятно, храм использовался как летнее помещение для царей, именуемое в летописи «домом прохлады». По стилю храм, представляющий собой прямоугольное здание с колоннами и фронтоном, аналогично классическим памятникам Рима. В основном он выполнен в эллинистических архитектурных формах, однако в нем нашли отражение и местные традиции. Казалось бы: классический вид — на подиум возведены стена главного помещения и 24 колонны портика, к главному входу ведет широкая лестница. Однако детали здания: базальтовые колонны, карнизы, капители, украшены хорошо сохранившейся резьбой, изображающей виноградные лозы, плоды граната и другие элементы древнеармянского орнамента.

Нам, кстати, повезло — именно сегодня вход на территорию храма почему-то оказался бесплатным… И, к тому же, мы приехали чуть раньше основного наплыва туристов и смогли спокойно, без толчеи побродить по территории городища. Храм возвышался над глубоким ущельем реки Азат внушительной громадой, величественной и строгой. А вокруг него буйствовала весна. Зелёная трава, белый вишнёвый цвет… И манящие глубины ущелья, зелёные, с пенящейся шустрой речкой на дне. С причудливыми скалами, похожими на гигантский орган.

«Симфония в камне», «Базальтовый орган» — называют местные это ущелье.

Мы, как и положено, трижды обошли храм внутри колоннады, заглянули в древние бани, где был открыт мозаичный пол размером 2,9x2,9 метра, являющийся уникальным памятником древнеармянской культуры. Мозаика выложена на известковом растворе из мельчайших камней-самоцветов. На светло-зеленом фоне моря с большим мастерством, с тонкими переходами тонов (использованы камни 15 оттенков) изображены божества, мифологические существа.

Но в первую очередь нас непреодолимо влекло ущелье — ну не могли мы ограничиться стандартной для всех экскурсантов программой!

Армина удивилась, услышав о нашей идее спуститься вниз пешком. «Да вы посмотрите на это ущелье!» Она предлагала нам экскурсию вниз на автомобиле местного дядечки за полторы тысячи рубликов. Но нам такая мысль не приглянулась. В нас проснулись оголтелые туристы. И мы, обещав Армине не задерживаться дольше чем на полтора часа, побежали по дороге вниз…

Это было прекрасное приключение! Как раз то, чего требовала душа! Мы сбежали по мощёному каменными плитами крутому спуску, быстренько дошли по грунтовке до развилки - и ссыпались по щебёнке козьими тропками на дно ущелья.

Внизу был настоящий рай. Парадиз. На зелёных лужайках стояли столики, журчала, пенясь, речка, ракиты пышными кронами склонялись над водой. Причудливая каменная симфония простиралась над нашими головами, и летал в небесах большой чёрно-белый хищник. Над обрывами нависал ласточкиным гнездом пройденный нами недавно домик, под ним отрицательным углом зиял обрыв, и непонятно было, как люди не боятся жить в таком экстриме…

Мы немного прошлись по грунтовки вдоль реки к сбегавшим по скалам водопадикам. А потом решили возвращаться назад грунтовкой. И пошли, глазея вокруг и вовсю восторгаясь чудесной природой ущелья. Берега реки постепенно выполаживались. Скалы слева делались выше и круче, слагаясь во всё те же суровые и резкие полосы каменного органа. Пирамидальные тополя стояли у дороги изящными свечками. Река разливалась широкими порогами, блестела под солнцем. Так и тянуло улечься на травке у воды, лениво глядя в небеса…

Начались чьи-то домики, участки, садики с грядками между плодовых деревьев. С болотца у дороги потянуло характерным запахом, запели на все голоса лягушки… Мы всё шли и шли, дорога упрямо заворачивала вправо, и вскоре показался в какой-то уже совсем неимоверной дали давешний храм Митры высоко над скалами. Становилось очевидным, что эта грунтовка выводить нас наверх не собирается. Меж тем Армина ждала нас, и следовало бы возвращаться. Мы повернули назад. Навстречу нам прошествовала группа молодых людей и девушек, многие из них были в белых покрывалах на головах, а один — и вовсе в белой рясе. Мы решили, что это были паломники, идущие пешком в монастырь Гегард. Вдоль реки до него около пяти километров. Мы бы тоже с удовольствием прогулялись бы пешком, но как-то неудобно заставлять так долго ждать нас нашего водителя. Так что мы поторопились к нашей козьей тропке. И, потея от солнца и крутизны, как могли быстро взобрались по ней к знакомой развилке…

В уговоренные полтора часа мы ухитрились уложиться — к удивлению и радости Армины мы обернулись всего за час десять. Мы же были в полном восторге от прогулки, подарившей нам столько радостных впечатлений и навеявшей целый фейерверк ассоциаций и воспоминаний. Слегка усталые и изрядно запыхавшиеся, мы отправились в Гегард. Но очень скоро очередной вид за окнами машины покорил нас, и мы снова попросили Армину сделать остановку напротив удивительного ущелья с причудливыми скалами, на которых местами росло что-то, цветущее розовым цветом. По дну ущелья бежала знакомая река. Неподалёку расположился ресторан, весь в белой пене цветущих деревьев. А за поворотом нас уже ждал Гегард…

Гегард. Монастырь копья

Всего в семи километрах на северо-восток от Гарни, выше по ущелью реки Азат находится знаменитый монастырь Гегард. Это место по праву славится своей скальной архитектурой и древней историей. Монастырь расположен на склоне почти замкнутого амфитеатра отвесных скал, врезающихся в небо. За очередным поворотом вьющейся над живописным ущельем дороги в поле зрения путника Гегард появляется почти внезапно — не сразу заметный на фоне скал и леса.

Время основания монастыря точно не установлено, вероятно, в начале IV века здесь была основана обитель. Название «Гегард» церковные легенды связывают с хранившимся здесь некогда копьём Лонгина, по преданию тем самым, которым был пронзен на кресте Христос. Собственно, полное название монастыря — «Гегардаванк» — дословно переводится как «Монастырь копья». Ромбовидная пластина-наконечник этого копья, уложенная в реликварий, в настоящее время хранится в музее Армянской церкви в Эчмиадзине. Существующий ансамбль Гегарда относится к XII-XIII векам. Первой, при князьях Закаре и Иванэ Долгоруких, не позднее 1177 года, была построена часовня святого Григория Просветителя. Она расположена довольно высоко над дорогой, в сотне метров от входа в монастырь. В 1215 году был возведён главный храм — Катохике. К 1240 году относится окончание работ над первой пещерной церковью монастыря — Авазан (Бассейн), она была высечена на месте древней пещеры с родником. Во второй половине XIII века монастырь был куплен князьями Прошянами. Их стараниями тогда же были построены пещерная церковь Аствацацин, усыпальница рода Прошянов. В это же время в скалах, окружающих монастырь, были устроены многочисленные пещеры-кельи, где пребывали в уединении члены монастырской братии.

Храм в монастыре абсолютно нас покорил. Древние камни, покрытые резьбой, терялись в полумраке, медовый свет лился из отверстия в куполе, мерцали оранжевые огоньки свечей. Удивительные орнаменты, завораживающие и немного жутковатые, украшали стены. Свет странствовал по залам самым причудливым образом, и не всегда было понятно, где отблеск огня, а где — солнца. Матовый голубоватый луч косо расчерчивал пространство храма, выходя из купола и приземляясь на камень пола светящимся ярким пятном, и, проходя мимо него, можно было ощутить тёплое прикосновение.

Луч был горячим, в нём жило солнце, которому хотелось подставлять лицо — и тогда ослепительный жаркий свет бил сквозь закрытые веки…

В боковом зале храма из ниши в стене течёт, журча, родник с ледяной водой — очень вкусной и, несомненно, целебной. А если подняться по лестнице со двора храма и пройти через каменный туннель с украшенными хачкарами стенами — можно попасть в верхний храм. Небольшое смотровое отверстие в полу и гулкая акустика объединяет его с нижним... Мы выходили наружу — и снова возвращались назад. Уходить почему-то не хотелось. По залам бегали дети, народ фотографировал, и никто никого не одёргивал. Здесь царили спокойствие и доброжелательность. И атмосфера какого-то умиротворённого покоя…

Потом мы вышли наконец на солнечный двор. За стеной текла река, бурлящая пеной вокруг камней, над рекой выгибался высокий мостик, а на другом берегу росли на склонах первоцветы, и в небольшом гроте загадочными пирамидками стояли многочисленные каменные туры. Наверное — следствие какого-то ритуала. Кстати, окружающие монастырь утёсы принадлежат ущелью реки Азат, которое как и монастырский комплекс включено в список Мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Мы ещё раз прошлись по двору храма, взобрались на лестницу вдоль скал с затейливыми хачкарами, ведущую к монашеским кельям и пекарне с печью в полу — тут нас и нашла Армина, забеспокоившаяся нашим долгим отсутствием.

Неотъемлемой частью монастырского комплексна является множество (возможно, сотни) монашеских келий, вырубленных в скалах, окружающих монастырь. Многие из них, включая целый ряд около внутрискальной церкви Св. Аствацацин, были разрушены во время землетрясения. К востоку от церкви Катохике наверху каменной лестницы расположены такие же кельи. Они называются «Пещерами Лусаворича», так как предполагается, что в начале IV века в них жил основатель монастыря Св. Григор Лусаворич. Некоторые из келий были обращены в сторону главной церкви (Катохике) и имели вырубленные в стене алтари и рабочие столики. В кельях жили отшельники, которые пришли в эти труднодоступные места для отрешения от мирских желаний. Монастырь был широко известен благодаря своему гостеприимству и своими реликвиями — «Подлинной Пикой» и фрагментом Ноева ковчега.

Прямо в скалах вблизи келий выше церкви выдолблено множество орнаментированных хачкаров. Некоторые из них относятся к раннему средневековому периоду, но большинство датировано ХI-ХII вв. Будучи самым популярным местом для паломничества в Армении, монастырь получал в дар земли, пожертвования, манускрипты и сокровища от богатых паломников, имена которых зафиксированы на стенах монастыря и многих хачкарах. Цвет хачкаров является результатом нанесения на них красной краски «вордан кармир» — красителем, получаемым из определённого вида кошенилей (червей). Вордан кармир экспортировался за пределы страны и ценился в странах Европы и Ближнего Востока даже выше золота. Долговечность красителя доказана временем — краске на хачкарах более 800 лет.

Нехотя мы покидали монастырь. По небу плыли облака, местами белые, а местами уже темнеющие, и на фоне неба красиво вырисовывались монастырские стены и розовое цветение абрикосовых деревьев. Пора было в обратный путь. На прощание мы купили на рыночке у монастыря местной фруктовой пастилы. Армина угостила нас купленной тут же гатой — такой большущий и вкуснющий сладкий пирог, который ей всегда заказывают отсюда дети. По дороге назад мы ещё прикупили пастилы, яблок и разных горных трав, которые армяне готовят весной вместо гарнира — так что мы тоже за ужином перешли на траву…

Арарат к вечеру прикрылся по вершинам тонкими полосками облаков, бросавшими на его белоснежные склоны прозрачные синие тени. Горы под облаками были просто заглядение, и всю обратную дорогу мы любовались открывающимися в окна пейзажами.

На гордых склонах Закавказья раскинулась одна из старейших стран в истории мировой цивилизаций, прекрасная, древняя, но вечно юная Армения. Страна, история которой насчитывает несколько тысячелетий, страна, в которой сошлись современность и древность, культура Востока и Запада, богатая история побед и скорбные страницы былого… Широко известно что Армения, или как ее называют армяне всего мира Айастан, первая страна на земле, которая приняла христианство, раньше Римской империи на 12 лет. Однако, до принятие христианства великая страна, была яркой представительницей языческой веры.

После того как в 301 году нашей эры, армянский царь Трдат Великий провозгласил Армению христианской страной, слуги его начали повсеместно уничтожать все языческие божества, памятники, крепости и храмы. По очень странным обстоятельствам этой участи избежала всего одна языческая крепость, которая и ныне возвышается среди долин и гор Армении, знаменитый во всем мире храм Солнца и Света, неповторимый Гарни.

Крепость Гарни расположена на живописном треугольном мысе, которую с двух сторон огибает река Азат, что в переводе с армянского языка означает, «свободная река». Сегодня, весной и летом в Армению, а именно в Котайский район съезжаются тысячи и тысячи туристов, что бы посмотреть на свидетельство древности мира, которое на протяжении множество веков сохранилось на территории этой когда-то по истину великой и могущественный страны. Крепость Гарни, была воздвигнута 2166 году до нашей эры, в селе с одноименным названием, по приказу царя Трдата Первого в честь бога Солнца.

Об этом свидетельствует надпись обнаруженная на крепости. Строительство крепости Гарни началось в начале второго века до нашей эры и продолжалась вплоть до средних веков. В результате правители Армении получили в свою власть совершенно неприступную крепость, которая не раз уберегла армянский народ от нашествий врагов. Храм воздвигнутый в честь языческого солнца Митры построен в форме неправильного треугольника, с четырнадцатью мощными четырехугольными башнями. С внешней стороны крепость надежно защищена опасными отвесными 80 — 100 метровыми скалами, которые нависают над рекой Азат.

По одной из множество версий, крепость сохранилась до современности, благодаря одной из ее жриц. Юная жрица, служившая влекомому Митре как раз в эпоху принятия Арменией христианства, обладала необычным даром- предвидения.Правивший в то время Арменией царь Трдат третий до потери памяти влюбился в одну из дев Рипсимеянок. Которая с группой подруг прибыла на территорию Армении дабы спастись от преследований римлян, которые уничтожали всех христиан на земле, да бы не дать новой вере распространится. Царь позвал замуж прекрасную деву, однако гордая христианка отказалась стать женой язычника. Униженный ее отказом стать армянской царицей, царь приказал умертвить христианских дев. Спустя некоторое время, осознав всю свою жестокость Трдат впал в глубокую депрессию, а потом тяжело заболел. Не один лекарь царства не мог ему помочь. Тогда сестра царя увидела странный сон, в котором жрица храма солнца, затраченная в темнице, обещала спасти жизнь царя. Девушка во время встречи с царевной, сообщила что царь станет на ноги, только после того как освободит из заточения, впоследствии первого католикоса всех армян Григория Лусаворича, примет Христианство и построит храм в честь дев Рипсимеянок. Так и сделал Трдат, и действительно поправился. Когда у жрицы спросил, что она желает получить свою помощь, девушка попросила сохранить свой дом, храм Солнца и Света Гарни.