Спектакль отцы и сыновья. Спектакль отцы и сыновья Дуэль за поцелуй

    Всем советую посмотреть чудеснейший спектакль «Отцы и сыновья»! Он прекрасен. Неимоверно понравилось необычное пространство зала, за счет чего зрители оказываются вблизи актеров и видят все эмоции словно под увеличительным стеклом. Очень понравился Беляев С. в роли Базарова и Запорожский М. в роли Кирсанова младшего. Молодые актеры захватывали внимание зрителя и увлекали за собой на страницы пьесы Фрила. Необыкновенный спектакль, который понравится любому зрителю. Прекрасные костюмы и оформление. Это были 3 часа счастья и наслаждения! Спасибо большое! Обязательно приду еще раз и всем друзьям буду рекомендовать!!!

    Екатерина Фролова

    Тургенев, классика, да с антуражем: вышитые скатерочки, самовар, резные стулья, цветы в палисаднике, графинчики с наливочками... Еще чуток и пересластили бы. Но, это сцена на Сретенке, и весь антураж буквально потрогать можно, сценическое пространство здесь даже больше зрительского, в первом ряду себя и вовсе ощущаешь участником процесса. Веранда через весь зал, занавески льняные, доска на полу поскрипывает, ручей журчит и птицы, само собой, щебечут. Классический реализм во всем, костюмы прекрасные, даже брюки со «штрипками», и в коляске словно настоящий младенец спит, так сердечно ему Фенечка улыбается. Ах уж эта Фенечка... Помнится, я персонаж в романе почти не заметила, а тут, пожалуй, главная роль у очаровательной Натальи Палагушкиной.

    Впрочем, в спектакле словно и нет неглавных. Каждый на своем месте, и всякая роль ёмкая, даже небольшая. Ловлю себя на мысли, что всем им верю, словно шагнули они из второй половины века девятнадцатого, и полюбоваться на себя разрешают. Ну как не любоваться роскошной Дуняшей/Ольга Ергина, ироничным Павлом/Евгений Парамонов, трогательными стариками Базаровыми/ Александра Ровенских и Юрий Соколов, изысканной Одинцовой/ Наталья Коренная, аристократической княжной Ольгой / изумительная Людмила Иванилова, непосредственной Катенькой/ Вера Панфилова, решительным Прокофьичем/ Юрий Никулин, простодушным Николаем Кирсановым/ Александр Шаврин, и Петром с модной прической/ Алексей Ушаков, и чеканящим шаг Федькой/ Константин Денискин.

    Конечно, спектакль отличается от романа, пьеса ли Брайана Фрила тому виной, или режиссерское видение Леонида Хейфеца, только от нигилизма осталась робкая тень, а страсти всё на свете подвергающих сомнению превратились в любовные. Любовь, кажется, растворилась в воздухе. Восклицание Аркадия Кирсанова (замечательная роль Алексея Сергеева) “Я люблю людей!” - ключевое. И на самом деле, ну что может быть важнее и прекраснее этого чувства, меняющего мир?

    И Базарова любовь меняет, хоть и бежит он от нее, да тщетно. Сергей Беляев играет задорно, даже скажу задиристо. А момент, когда споткнулся и на ступеньки крыльца упал, да сжался весь - дорогого стоит.

    Журчит ручеек, даёт спасение от летнего зноя, словно шепчет - и это пройдёт. Что останется - разве любовь только, в ней спасение, и на неё надежда. Чудесная Фенечка/ Наталья Палагушкина - яркое тому подтверждение.

    Три часа меня не покидало ощущение тихого праздника, на душе было хорошо и радостно, от прекрасного спектакля, профессиональных актеров, наслаждающихся своей игрой и дарящих наслаждение зрителям. Спасибо, Маяковка!

НГ , 27 ноября 2014 года

Григорий Заславский

Конфликт поколений на Сретенке

"Отцы и сыновья" Брайана Фрила в филиале Театра им. Маяковского

«Отцы и сыновья» – так называется премьера, вышедшая в филиале Академического театра им. Вл. Маяковского. Режиссер Леонид Хейфец, скромно отпраздновавший в мае 80-летие, к прошедшему своему юбилею выпустил спектакль по пьесе, которую ирландец Фрил, большой поклонник русской литературы, написал по роману Тургенева «Отцы и дети». Что же, конфликт поколений – тема, на которую очень любят рассуждать те, кому за… Но в том-то и дело, что спектакль вышел вовсе не о том, что правы старики, а сыновья не правы, да и старики в спектакле Хейфеца (как и в романе Тургенева) годятся режиссеру даже не в сыновья – почти во внуки.

Брайан Фрил – из тех, кто ценит во всяком слове точность. Когда он приезжал в Москву (ему вдруг сильно захотелось побывать на родине Чехова), я имел счастье с ним встречаться и долго беседовать. В разговоре я заметил, что в России сегодня страшно популярны пьесы ирландца МакДонаха. «Он не ирландец», – вдруг жестко отрезал Фрил. «А… кто же?» «Он живет в Лондоне». Все сразу стало понятно.

Любопытно было бы поговорить о спектакле по пьесе Фрила после петербургской премьеры «Что делать?», если бы спектакль Андрея Могучего был не столь равнодушен к слову Чернышевского. Все же очень близкие и по теме, и по времени, и по тому, как тот и другой, и Чернышевский, и Тургенев, а за ним – постановщики, режиссеры почувствовали отзывчивость этих текстов, как они вибрируют, отзываясь на колыхание воздуха от наших сегодняшних разговоров и споров. Хейфец же в последние годы переживает, можно сказать, болдинскую осень, выпуская спектакли с почти равными перерывами на малой сцене Маяковки или в филиале на Сретенке. И каждый спектакль становится событием сегодняшней театральной жизни, где часто теряется ценность школы, медленной работы по, прошу прощения за тавтологию, разработке характеров, погружению в героев, в сюжет. А для Хейфеца все это важно, он этим всем заниматься умеет и, наверное, любит. И складывается каждый раз какой-то новый, особенный и неповторимый мир – то мир Островского («Не все коту масленица»), то – Артура Миллера («Цена»), теперь вот – Тургенева–Фрила.

Еще одно важное обстоятельство, о котором даже не знаешь, как сказать, чтобы не обидеть замечательных актеров. Замечательных, но – каюсь – лично мне до сих пор, до этого конкретного спектакля Леонида Хейфеца, неизвестных. Точно так же, впрочем, я не успел оценить Андриенко и Запорожского до «Не все коту масленица» и «Цены», а сразу после того и другого позвал играть главные роли в «Канте» нынешний худрук Маяковки Миндаугас Карбаускис. «Отцы и сыновья» открывают… сразу всех, кого занял режиссер. Надо сказать еще, что режиссер нашел подходящего, очень точно подошедшего и почувствовавшего эту затею художника – Владимир Арефьев, когда-то прославившийся «Чайкой», которую они «запузырили» с Сергеем Соловьевым на сцене «Содружества актеров Таганки» и где Тригорин (Николай Губенко) стоял по колено в воде в резервуаре с 16 тоннами колдовского озера. Здесь, в тургеневском деревенском раю (хотя скорее – ад), тоже есть водоем – но воды понадобилось намного меньше. Ручей, ручеек, впрочем – со своим течением, потоком, не останавливается ни на секунду. Слева – вазы и вазоны с цветами, сзади – веранда дома. Публику рассаживают на дачные стулья и кресла. Сцена – вытянутый в длину прямоугольник, так же – длинными рядами – рассаживают и зрителей. Жизнь разворачивается перед глазами широким фронтом. Дуняша (Ольга Ергина), Прокофьич (Юрий Никулин) – все живут подробно, все – настоящие, без скидок на эпизодические сюжеты. У каждого – роль, со своей жизнью, историей, развязкой.

Найти лицо – найти героя – пожалуй, главное счастье режиссера. Хейфец находит сразу двух таких, крайних. Базаров (Сергей Беляев) и Павел Петрович Кирсанов (Евгений Парамонов), отставной капитан, совсем еще молодой, старшим братом кажущийся по возрасту, отличающийся более одеждой и еще сильнее – образом мыслей, рассудочностью, впрочем, совершенно внешней, поскольку под лондонским костюмом – страсти кипят. В роли Аркадия – Макар Запорожский, его отца сыграл Александр Шаврин. Пару родителей Базарова играют Юрий Соколов и Александра Равенских. Редкий случай: – за неимением места приходится ограничиться констатацией: в этом спектакле о каждом из героев можно написать отдельно, о жизни героя. О безумии, к примеру, в которое впадает после смерти сына мать Базарова, и о том, как нежно, как трогательно возится с нею муж, Василий Иванович Базаров. Как суетливо пытается избежать разговора о своей женитьбе отец Аркадия, который носится со своей виолончелью, выставляя ее вперед, как оборонительное орудие…

Эта история получается более не об интеллектуальном споре, а о поединке чувств, что проходило мимо при чтении романа идей. Хейфец вытаскивает эмоциональную сторону конфликта отцов и детей: дети не в силах смириться с тем, что и отцы – тоже еще мужчины, тоже способны любить и любят, порой так же сильно. Сыновья пытаются перехватить инициативу и – перехватывают. Жестоко, бессердечно и – безотчетно. Как написал Вознесенский: «Изменяйте ангелу, изменяйте черту, но не изменяйте чувству безотчетному…»

Конечно, этот Тургенев, «перепрошитый» Брайаном Фрилом, – самый настоящий предшественник Чехова и даже – его современник. В спектакле много чеховского: и солнечный свет, скрывающий не так ярко просматривающиеся чувства, засвечивающий их, и жизнь дома, и такие разные отцы и сыновья.

Новые известия, 6 ноября 2014 года

Ольга Егошина

«Парки бабье лепетанье»

«Отцы и сыновья» начали обживать Сцену на Сретенке

На открывшейся после долгого ремонта Сцене на Сретенке уже вторая премьера. Сцена-трансформер создана архитектором Сергеем Куцеваловым, с чьим именем связаны самые успешные театральные проекты последних лет (в начале этой осени в Воронеже открылось построенное по его проекту новое здание Камерного театра, уже ставшее городской достопримечательностью). Теперь актеры Театра имени Маяковского энергично осваивают новое пространство Сретенки. И за спектаклем-бродилкой «Декалог» Никиты Кобелева последовали полноформатные «Отцы и сыновья» Брайана Фрила в постановке Леонида Хейфеца.

Патриарха ирландской драматургии Брайана Фрила в России ставят реже, чем его младшего коллегу Мартина МакДонаха, но более успешно. Возможно, секрет в том, что наш быт так полон своего черного юмора и всякого рода триллеров, что еще и видеть на сцене их ирландский аналог, – явный перебор. Брайан Фрил же никогда не скрывал влияния, которое на него оказала русская литература (прежде всего, Тургенев и Чехов). Усадебная жизнь, страсти на свежем воздухе, круг чувств и мыслей помещиков-интеллигентов, мающихся в поиске смысла жизни и страхом подступающего небытия, – весь этот круг мыслей, чувств, метаний Фрилу близок, созвучен его собственным мыслям и способу жизни.

Усадьба Кирсановых, как, впрочем, и усадьба Базаровых, в его пьесе – явные воплощения райского сада, разморенного летним покоем, убаюканного пением птиц и шумом реки. Режиссер Леонид Хейфец и художник Владимир Арефьев создают на Сретенке настоящий кусочек Эдема: сливочное дерево стен, текущий почти у ног зрителей ручеек, море цветов – синих, белых, розовых, лиловых, желтых. Зеркало сцены сильно вытянуто, выстроенная веранда ограничивает глубину несколькими метрами.

Действие разворачивается на расстоянии вытянутой руки, и до первого ряда долетают брызги воды. Хороша экспозиция спектакля, когда нежная Фенечка – Наталья Палагушкина возится с цветами, спит в коляске ее сын от Николая Кирсанова. А горничная Дуняша – Ольга Ергина вольготно разметалась на кресле, подставив солнцу жаждущую женскую плоть. У Брайана Фрила отношения бар и крепостных больше похожи на отношения условных Дживса и Вустера, чем на те, что описаны в романе Тургенева. Сам имевший дочь от крепостной девушки, Тургенев хорошо знал гнет сословных предрассудков. В пьесе Брайана Фрила отношения Фенечки и барина если и шокируют окружающих, то разницей в возрасте, а отнюдь не нарушением сословных приличий.

Приехавших на каникулы молодых нигилистов встречает отпор довольно жесткий, но отнюдь не идейный. Не назовешь же идейным отпором иронически поднятые брови Павла Петровича –Евгения Парамонова или отцовское хлопотливое желание все сгладить Николая Петровича – Александра Шаврина. А уж слепое обожание стариков Базаровых – отца – Юрия Соколова и матери – Александры Ровенских и вовсе готово принять на веру любую ламентацию обожаемого Генюши…

Евгения Базарова играет выпускник Щукинского училища Сергей Беляев. Состояние дебютанта, впервые выходящего на профессиональную сцену, как нельзя лучше совпало с состоянием Базарова, впервые вступившего на широкую сцену жизни. И там, и там – повышенная тревожность, обостренное самолюбие, страшное подозрение, что вот не примут, освистают, – и жажда любви и победы. Базаров – Беляев неловок (вечно цепляет брюками горшки с цветами), неуклюж – и совершенно неотразим в своих метаниях. Особенно когда он вдруг теряет нить своих заученных рассуждений, увидев походку обольстительницы Дуняши, милую грацию Фенечки или белые плечи Одинцовой – Натальи Коренной. Женщины в пьесе Фрила эту остолбенелость чувствуют хорошо и реагируют на нее адекватно.

Вообще, у Фрила конфликт Базарова и усадебной жизни проходит вовсе не по линии, – лягушек резать или Пушкина читать (Базаров Фрила про лягушек не упоминает)? – а именно по линии взаимоотношений полов: так есть любовь или одна тут физиология? Как положено чистому юноше, Базаров твердо уверен, что одна физиология, и с присущим ей коварством жизнь наносит удар исподтишка, но с ног сбивает.

Детям-радикалам – Базарову и Аркадию Кирсанову – Макару Запорожскому, – в пьесе Фрила противостоят вовсе не консерваторы-отцы, но сама природа-матушка. А она берет свое легко и быстро: оба нигилиста влюбляются отчаянно, до самозабвения и горьких укоров гордости. Подводит героя и его университетская выучка, оказавшаяся бессильной рядом со стихией тифа. Врачебные умения, которыми он так гордился, не спасают от заражения. А рядом работающий Базаров-старший – Юрий Соколов (чьи врачебные знания – предмет насмешек сына) остается живым и невредимым.

Как камень, брошенный в пруд, оставляет быстро исчезающие круги, так и Базаров в жаркой истоме лета забывается беспощадно-быстро. По-прежнему хороши цветы, в семействе Кирсановых готовятся к свадьбам и поют старую – вечную – песню о любовной тоске…

«Отцы и сыновья» – спектакль пилотный. Понятно, что актерам (особенно старшего поколения) придется еще привыкать к непривычному пространству, к существованию на расстоянии вытянутой руки от зрительного зала, где любой курсив и нажим – заметны сразу и отдают фальшью. Еще заметны длинноты и провалы ритма, а мысль постановщика иногда разворачивается с излишне настойчивой подробностью. Но уже очевидно главное – Сцена на Сретенке обрела свое особое дыхание, свою атмосферу и свое место на театральной карте Москвы.

РГ , 16 февраля 2015 года

Алена Карась

Дуэль за поцелуй

В филиале Театра имени Маяковского появились "Отцы и сыновья"

Архитектор Сергей Куцевалов отстроил филиал Театра им. Маяковского в Пушкаревом переулке Сретенки в духе современного зала-трансформера. Туда перенесли спектакли, игравшиеся на основной и малой сценах театра - прежде всего монументального "Канта" по пьесе Мариуса Ивашкявичюса. Современное пространство позабытого театрика на Сретенке зажило интенсивной и увлекательной жизнью. Фойе с белыми кирпичными стенами и черными деревянными перекрытиями, с антикварными светильниками и барной стойкой из железнодорожных рельс знакомит публику с изображениями артистов труппы, выполненных в формате 3D - то есть в виде объемных фигурок.

Такое же невероятное переживание "3D" встречает вас в пространстве спектакля Леонида Хейфеца по пьесе "Отцы и сыновья" ирландца Брайана Фрила, любителя "русской старины", по мотивам романа Тургенева "Отцы и дети". Художник Владимир Арефьев наделил это пространство сияющей красотой и настоящим аттракционом - живым ручьем, бегущим по деревянным крашеным доскам усадьбы Кирсановых, по половицам имения Одинцовой, по деревенским лугам Орловской губернии, прямо под ногами у зрителей.

Широкая веранда светлого дерева спускается к лужайке, заставленной горшками с "полевыми" цветами. Они так радостно залиты солнцем, в них - столько жизни, что кажется, они вот-вот запахнут, убеждая нас в том, что все на сцене настоящее.

Милое барское добродушие Николая Петровича Кирсанова в исполнении Александра Шаврина еще больше располагает к самым приятным впечатлениям и даже известной зрительской неге. Ему вторит очаровательная Фенечка - Наталья Палагушкина - с мягкими благородными манерами и уютной детской коляской. Евгений Парамонов в роли утонченного Павла Петровича и вовсе затевает пикантную игру со зрителями, то и дело подмигивая им по разным поводам.

Когда на лужайке перед домом появляются Евгений Базаров (Сергей Беляев) с Кирсановым-младшим (Макар Запорожский), Павел Петрович начинает подмигивать все сильнее. Речи первых русских нигилистов кажутся создателям спектакля созвучны сегодняшнему дню. Но кроме этого о связи спектакля с современниками ничто не говорит. Очарование летнего жаркого дня, аппетитная истома служанки Дуняши (Ольга Ергина), Фенечка с колясочкой, пение птиц и журчанье ручья, капли которого освежают первые ряды - все это напоминает тот усадебный русский рай, о котором и Брайн Фрил, и зрители филиала на Сретенке имеют одинаково отдаленное представление. Представление в 3D.

Также трудно сообразить, что именно разделяет нигилиста Базарова и его оппонента Павла Петровича. Объединяет их Фенечка, из-за поцелуя которой и разгорается дуэль, а вот природа идейных распрей остается только стыдливо (подмигиванием в зал) и невнятно обозначена.

Журчание ручья, дивные цветы и свежеструганые доски "русского рая" заполняют собой все, и внезапный отъезд Павла Петровича в Париж предстает лишь бегством от несчастной любви. Ужасы наступающего нигилизма остаются где-то далеко за рамками сценического повествования.

Кажется, что помимо очарования пейзажем Леонид Хейфец хотел наградить зрителей щемящим чувством прошедшей мимо Базарова любви - прежде всего любви его родителей. Если что-то и вызывает здесь волнение, так это прекрасная сцена почти в самом финале, где Базаров-старший (Юрий Соколов) рассказывает о болезни и смерти сына, причесывая и утешая свою полубезумную жену. Простая, аскетичная и строгая Александра Ровенских, нигде не "пережимая", заставляет-таки публику пролить над вымыслом слезы.

Все остальное в спектакле - виртуальное "3D", мало похожее как на русскую психологическую школу, последним апостолом которой почитают Леонида Хейфеца, так и на глубинный поток философской тургеневской прозы, в чьих "райских" кущах поют зловещие сирены грядущего распада.

Художественный руководитель театра им. Маяковского Миндаугас Карбаускис этим спектаклем открывает полосу "русского романа". Совсем скоро на основной сцене предстанут толстовские "Плоды просвещения", посвященные его учителю Петру Фоменко. Судя по всему, "интрига" только разворачивается.

Пьеса в 2-х действиях (по мотивам романа И.С. Тургенева "Отцы и дети")

Авто: Фрил Брайан

Режиссер: Леонид Хейфец

Художник: Владимир Арефьев

Художник по костюмам: Ольга Поликарпова

Ассистент режиссёра: Владислав Ляховецкий

Конфликт поколений с британским акцентом. Взял однажды современный английский драматург Брайан Фрил книжку нашего классика Тургенева, непростую книжку, острую своими конфликтными соприкосновениями с реальностью и на сегодняшний день, и написал что-то новое. Словно взглянул на саму суть конфликта между поколениями и подсветил наиболее интересные моменты. А потом вернулись эти, уже говорящие, герои на родину и вышли на сцену, пережив некую языковую эмиграцию.

И вот уже бежит по сцене ручей, освежая в жаркий летний полдень обитателей этой чудной русской усадьбы, цветут цветы и прячутся под кружевными зонтиками хорошенькие русские барышни, шелестят подолами их пышные юбки, покачиваются в такт движениями кружева. И в этот рай врывается он – бунтарь, революционер, Базаров. И тут… происходит неожиданный кульбит, тот самый поворот в сюжете, который заставляет пересмотреть свое отношение к жизни. Нигилист, герой без страха и упрека, вдруг сталкивается не столько с противоборством «отцов», сколько с другой революционной силой – с женщиной, и с тем, что приходит вместе с ней. С любовью, которая оказывается даже выше смерти. Сталкивается и… отступает. И при ближайшем рассмотрении оказывается вовсе не героем, а человек снедаемым своей же собственной беспощадности к другим. И смерть приходит к нему как искупление, искупление не столько за жестокость, сколько за насмешку над любовью, которая в итоге посмеялась над ним.

Но не стоит расстраиваться, надо лишь прийти и сесть в тенечке на деревянные доски с вблизи ручья, чтобы насладиться в полной мере прекрасной обстановкой исконно русской усадьбы и понаблюдать за тем, как Любовь спускает вниз все флаги, даже революционные.

Рецензия

Не вписался в деревенскую жизнь Базаров, то ли посеял переполох своим нигилизмом, то есть отрицанием всего и презрительным отношением к принципам, то ли просто всем наскучил. Верил он в одну физиологию и материю, и она-то его и одолела: сначала любовь земная, потом тиф.

А тем временем остальным в деревенском раю живется сладко-вольготно: дамы цветы собирают, кавалеры умные беседы ведут, и все жизнью наслаждаются. Кирсанов-старший давно уже счастлив в любви, и пришла пора жениться. Младшему тоже любовь улыбнулась, нашел он свою Катеньку…

Две пары, две свадьбы – и зачем им, спрашивается, ссориться, отцам и детям? Пусть живут себе счастливо, поживают.

Только тот, кому все не мило, кто всегда выступал против всех, трагично жизнь свою окончил…

Недавно я была вовлечена в дискуссию о жизнеспособности и актуальности театрального искусства в наши дни. Доводы моего оппонента были сумбурные и для меня совершенно неубедительные – он пел оду российскому кинематографу, презрительно отзываясь о современных театральных постановках и о ситуации в театре в целом. Несмотря на то, что сто лет в нем не был.
Дискутировать (почему-то) приходится часто: так уж получилось, что большую часть времени моя работа сталкивает меня с людьми кино, а они к театру относятся с прохладцей (если не сказать «с сарказмом и иронией»). Я могу все понять и принять, но только не безосновательный снобизм. Но это так, лирическое отступление. В театре у нас все хорошо, что в очередной раз доказал талантливый режиссер Леонид Ефимович Хейфец.
Сцена на Сретенке театра им. Маяковского. Премьерный спектакль «Отцы и сыновья» по пьесе Брайана Фрила по мотивам тургеневского романа «Отцы и дети». Получилось увлекательно, не злободневно, но актуально. Поначалу я ожидала эдакого Тургенева с его политическим памфлетом, с его социальной проблематикой и «Базаров-центричным» миром – а увидела (вернее, оказалась «внутри» – потрясающая сценография Владимира Арефьева) полифоничное, чуть ли не чеховское, действо со сложной архитектоникой человеческих взаимоотношений и характеров.
Евгений Базаров (Сергей Беляев) у Хейфеца не просто мизантроп, циничный человек – а герой трагический, внутренне терзающийся, уставший от себя самого, от осознания собственного «nihil» или «ничего». Когда в финале первого акта он чуть ли не плачет, говоря родителям, что уезжает, зрителю становится понятно: бежит он вовсе не от их заботы, не от их многословности или простодушности – Базаров бежит от себя самого и заранее обречен.
Интересен и многогранен образ Фенечки, любовницы Николая Кирсанова (Наталья Палагушкина). В первой сцене, открывающей спектакль, мы видим молоденькую девушку-крестьянку, почти ровесницу Аркадия, расставляющую цветы по дому, и разговаривающую с Дуняшей (Ольга Ергина), заманчивой пышнотелой девицей. Смотрятся они на контрастах – спокойная, сдержанная, субтильная Фенечка и развязная, манящая, разбитная Дуняша, от которой так и ждешь какого-нибудь дерзкого выпада.
Но напрасны зрительские ожидания – выпад Дуняши скромен как бутыль теплого молока в дорогу Базарову, переданная от нее Фенечкой. А вот именно с этим, последним, женским образом происходят поразительные метаморфозы. По ходу действия мы наблюдаем трансформацию – некогда скромная Фенечка превращается в строгую барыню Федосью Николаевну, на правах хозяйки (но еще формально не будучи ею) диктующей что-куда-кому-зачем сделать. Это в начале милая Фенечка краснеет от пристальных взглядов Базарова, но тем не менее, кружит ему голову и страстно целуется с ним, потом горько плачет, провожая его - а вот уже ближе к финалу она снисходительно берет под локоток и в оборот Николая Петровича. Неожиданно именно Фенечка, а вовсе не Анна Сергеевна Одинцова (Наталья Коренная), выходит на первый план, что придает спектаклю особое свежее звучание.

В первой сцене самого Николая Петровича (Александр Шаврин) нет, но до зрителя доносятся меланхоличные звуки виолончели. «Грустная мелодия, как и он сам», - говорят о нем девушки. Потом является и «он сам»: соломенная шляпа, очки, расстегнутый сюртук – душа нараспашку. Смешной, нелепый и трогательный в своей простодушности.
Совершенно иной на первый взгляд его брат Павел Петрович Кирсанов (в исполнении обаятельного Евгения Парамонова) – франт, посещающий английского портного и французского парикмахера. Он изначально скептически настроен по отношению к Базарову и по-своему циничен, казалось бы, он – достойный оппонент Евгения. Но выясняется, что и Павел Петрович – тоже смешной человек, в прошлом переживший романтическую историю с грустным финалом.
Вообще «Отцы и сыновья» Хейфеца – драма смешных людей. Смешон и Аркадий, «клоун», как характеризует его Катя. Вот только смех в этом спектакле получается грустным.
Аркадий Николаевич Кирсанов действительно сын своего отца - с первого взгляда, с первой встречи с отцом заметна их (даже внешняя) схожесть: те же очки и костюм, схожий типаж, общая добродушность и человеколюбие, сколько бы Аркадий и не примерял на себя образ нигилиста.
В целом, все характеры в «Отцах и сыновьях» прописаны безупречно – режиссер наделил каждого персонажа особой, только ему присущей краской. Так, даже персонажи-функции (Петр, Федька, Дуняша, княжна Ольга) остаются в зрительской памяти. И не блеклым пятном, а ярким образом. Чего стоит филигранная актерская работа Людмилы Иваниловой, полусумасшедшей княжны-тетки Одинцовой, живущей в собственном мире! А это ее «Уберите кошек! Их надо отстреливать, иначе они будут править здесь…» с указанием на зрителей…
А какая пронзительная сцена у Александры Ровенских, играющей Арину Власьевну – какое проживание, какой нерв! «Упокой, Господи, душу раба твоего Евгения…, - молится она в исступлении, и невольно наворачиваются слезы, ибо веришь, веришь в ее материнское горе, которое поглощает ее всю, без остатка!
Единственное, что меня смутило, это финал, смысл которого заключается в одной, мною горячо нелюбимой фразе «жизнь продолжается...". Он показался мне немного нарочитым и притянутым.
«Четыре недели назад умер Базаров, - кричит в сердцах Аркадий, - Меж нами пропасть, папа!» Но папа просто не хочет омрачать свой вечер, да и зачем? Впереди – одно прощание и две (а может и три) свадьбы.
Вот и получается, что быстротечность жизни – вечный человеческий бич. И если для одних жизнь никогда уже не будет прежней, то другие и не заметят потери – все продолжается, продолжается, продолжается…

Очередным посещенным мною спектаклем Театра Маяковского стал спектакль на сцене филиала на Сретенке «Отцы и сыновья» по роману Ивана Тургенева «Отцы и дети». Просмотр этого спектакля доставил настоящее удовольствие, даже несмотря на серьезную усталость после длинной рабочей недели. Первое, что впечатляет и приятно удивляет в этом спектакле: его оформление. Мы оказываемся будто на веранде какой-то деревенской идиллической усадьбы. Поют птички, на сцене выставлены горшки с цветами, а свет заставляет почувствовать температуру на солнцепеке в этот разгар лета. Но самое интересное – это протекающая прямо на сцене река, мирно текущая вполне настоящая водичка, в которой то и дело умываются изнывающие от жары герои. Костюмы появляющихся персонажей вначале напоминают какую-то униформу: стильные, но почти одинаковые. Впрочем, это впечатление спустя какое-то время проходит, и становится ясно, что одеты персонажи не одинаково, но в одном стиле, и пока еще это теплые песочные цвета, так подходящие этой деревенской идиллии. Главные роли в этой постановке играют молодые актеры Театра Маяковского Макар Запорожский (Аркадий) и Сергей Беляев (Базаров). Перевоплощение первого удивило, пожалуй, очень сильно. Я не видела Запорожского-младшего в сериале «Луна», но даже на общей фотографии актеров в театре можно было обратить внимание на чуть потустороннюю внешность актера. В «Отцах и сыновьях» же светлые волосы не вызывают таких ассоциаций. Они выглядят скорее пшеничными, а не белесыми, острожные интеллигентные очки, открытое и позитивное поведение превращают Аркадия в очень приятного молодого человека, которому искренне симпатизируешь. Нельзя сказать, что он не переживает своих эмоциональных потрясений, но проходит их достойно, стараясь не терять ни позитивный настрой, ни хорошие отношения с кем бы то ни было. В анонсе самом этого спектакля было указано, что Базарова хотели представить, как весьма неприятного человека, что слегка отличается от наших представлений о нем. Пожалуй, Сергею Беляеву получилось передать и воплотить этот замысел режиссера. Его Базаров циничен, несколько высокомерен, и, в целом, тип довольно неприятный. Однако в этом – огромное противоречие данного героя. Он говорит вещи разрушительные, исповедует философию разрушения, но в то же время он врач, и действия его созидательные. Он говорит, что ненавидит, но лечение людей – это проявление любви. В моменты, когда его просят оказать врачебную помощь, маска цинизма будто на мгновенье падает с его лица, и помогает он искренне и даже заботливо. Конфликта или хотя бы контраста отцов и детей в спектакле практически нет, пусть определенная разница присутствует. Но эта разница поколений – не более чем погрешность, а Базаров, резко отличающийся своими ультрасовременными взглядами, скорее, исключение, которое очевидно пока еще не жизнеспособно, особенно в этой идиллической глуши. Основная тема отцов – их слепая искренняя любовь к детям, как любовь Кирсанова-старшего, в сущности, счастливого человека (хотя бы за счет явной взаимности со стороны Аркадия), так и, особенно, любовь родителей Базарова к Евгению. Любовь тем более сильная, чем более жертвенная, ведь уже не молодые родители принимают все поступки и решения сына, не перечат ему, несмотря на определенную жесткосердечность героя по отношению к ним. Тема столь неожиданной и столь сильной для Базарова любви к Анне Сергеевне Одинцовой в спектакле раскрыта очень слабо. Образ ее изображен достаточно четко, как человека закрытого, делового и спокойного. Однако их истории просто нет, будто большие куски вычеркнуты из спектакля. Постановка сосредотачивается на личности Базарова, как и эгоиста, и великодушного человека одновременно, так что любовь, точнее, ее развитие, кажется лишней. Но само это чувство как возможность проявления характера персонажа все же остается, остается в виде признания, прямого, как сам герой, но натолкнувшегося на переменчивость и неуверенность женской натуры. Что не является страшным для большей части мужчин, но больно ранит Базарова, а на боль он отвечает агрессией, пусть даже и не осознанной. Евгений выглядит человеком, для своего времени слишком современным, но противоречивым. Как я уже упоминала, он говорит разрушение, но сам по себе больше созидает. Даже эпизод с дуэлью: это акт разрушения, однако так разрушать герой просто не умеет и не хочет. Он закрыт и высокомерен, но в сущности очень раним. То, что это личность неординарная, понятно даже в этом спектакле, где Базаров представлен персонажем довольно неприятным. В «Отцах и детях» важнейшим для меня был финал: настолько пронзительный, что дочитывала я его в слезах. Не менее сильно этот эпизод бьет и в данной постановке. Спокойный, чуть бытовой, но пропитанный такой ужасной болью. Кажущийся спокойным отец Базарова на контрасте с повесившим голову Аркадием, и почти сумасшедшая мать – это очень сильно. Это и скрываемое, и заметное горе – это страшно. В этот момент становится очевидным, что смерть – это то единственное, что изменить нельзя. Особенно тяжело смотреть на этих героев из-за ранних эпизодов с ними и демонстрации абсолютно искренней и слепой любви. Вот она – награда за их любовь! Смерть! Неисправимая и холодная! Но даже в эти моменты отец не винит сына, не ставит под сомнение его поступки. Он просто очень страдает. Можно было бы так и закончить этот спектакль, как заканчивается сам роман. Однако в спектакле мы наблюдаем довольно продолжительную сцену в доме Кирсановых спустя 4 недели, которая мне все же кажется лишней. Несмотря на то, что теперь все одеты в темные тона, Аркадий вспоминает Евгения, сцена призвана сгладить тяжкое эмоциональное состояние после смерти Базарова. Мы узнаем о двух грядущих свадьбах. Жизнь идет дальше, кто-то счастлив или движется к своему счастью, а прошлое так или иначе остается в прошлом. «Отцы и сыновья» - это тот спектакль, где на первом плане молодые актеры Театра Маяковского, и где на них держится вся постановка. Они в главных ролях, вследствие чего ветераны их уже не страхуют. Стоит признать, что они полностью справляются. Особенно запоминается своим перевоплощением Макар Запорожский. Беляеву-Базарову не хватило разве что какого-то отрицательного обаяния, и он был довольно холодной фигурой. Не очень понятно, почему появился «дон-жуанский» список, и отчего все девушки-героини так или иначе попали в его сети. Наталья Палагушкина, кажется, попала в ловушку складывающегося амплуа: в «Плодах просвещения» роль почти такая же. Она очень милая актриса, но пока совсем не разноплановая. В целом, роли молодежи получились яркими, так что даже эпизодически появляющиеся герои запоминаются и обладают очевидно выраженным характером, как слуга Кирсановых Петр (Алексей Сергеев), слуга Базаровых Федька (Алексей Ушаков), например, или Катя Одинцова (Вера Панфилова). Старая гвардия – это старая гвардия. Сильная, убедительная в своих ролях, но стоит признать, что вся страсть спектакля на этот раз у молодежи. Спектакль категорически советую к просмотру. Давно не получала такого удовольствия от театральной постановки. Выдающееся оформление, отличная игра актеров, деликатное музыкальное оформление, будь то пение птиц или тихая игра на музыкальных инструментах. Четко выдержанная стилистика. Отличный спектакль, просто замечательный. Камерность сцены на Сретенке добавляет атмосферы, так что зритель почти вовлечен в действие. Наверное, что-то потерялось бы, если бы спектакль был перенесен на большую сцену.