Умер поэт афанасий афанасьевич фет. Афанасий афанасьевич фет биография

Многие помнят из курса школьной литературы замечательные строки о пропавших ласточках, принадлежащих перу знаменитого русского поэта, члена-корреспондента Петербургской Академии Наук Афанасия Фета. Биография литератора по себе достойна отдельного романа : человек, лишенный дворянского звания, всю жизнь положивший на то, чтобы вернуть себе фамилию, бедный офицер, влюбленный в бесприданницу, преуспевающий помещик, превозносящий свое сословие, романтический поэт.

Вконтакте

Детство и юность

Родился он 5 декабря 1820 года в деревеньке Новоселки, где находилось имение Шеншиных. Родословная поэта до сих пор вызывает массу вопросов. По традиции настоящая фамилия поэта Шеншин. Историки установили, что мать звали Шарлотта-Елизавета Фет, урожденная Беккер. Батюшкой одни исследователи записывают помещика из древнего дворянского рода Афанасия Неофитовича Шеншина (общепринятая версия), другие – предыдущего законного супруга Шарлотты-Елизаветы немца Иоганна-Петера.

Знакомство юной двадцатидвухлетней Шарлотты и сорокапятилетнего Шеншина, уволившегося с воинской службы, состоялось, когда Афанасий Неофитович прибыл на воды и остановился на постой на квартире почтенного семейства.

Взаимная симпатия возникла мгновенно, и Шарлотта в итоге уезжает вместе с Шеншиным. Некоторая неразбериха получилась по причине затянувшейся процедуры расторжения предыдущего брака.

Семейный союз Шеншина и Шарлотты-Елизаветы был заключен уже после появления на свет мальчика. Детство его проходило среди природы, живых впечатлений бытия, воспитанием занимались сначала семинарист, а потом дворовый по имени Филипп и простой крестьянский жизненный уклад.

Первая душевная травма

Историкам стали известны интересные факты о Фете. Дворянин Шеншин признал малыша и дал свою фамилию, но позднее духовная консистория сочла эту запись юридически незаконной. В результате отцом Афанасия определили все-таки Иогнна-Петера, исключив ребенка из рода Шеншиных и, соответственно, лишив дворянства. Любопытно то, что некоторые исследователи ссылаются на письма Шарлотты–Елизаветы к своему брату, где она упоминала про отцовство бывшего супруга, как про непреложный факт.

Итак, после исключения в 14-летнем возрасте из дворянского сословия, богатый наследник достаточно знаменитой в России фамилии (а род Шеншиных известен с XV века) в один миг превратился в безродного иностранца. Этот факт глубочайшим образом потряс подростка, которого потом всю жизнь преследовала навязчивая идея вернуть потерянное.

Родители, стремившиеся из самых благих побуждений уберечь сын а от нежелательного внимания и всяческих разбирательств по поводу происхождения, отвезли мальчика для дальнейшего обучения как можно дальше от дома – в немецкий пансион в Верро (ныне город Выру в Эстонии).

Обучение

Где учился будущий мастер слова. Перед поступлением на философский факультет Московского университета юноша в 1837 году около полугодия являлся пансионером у замечательного русского историка, писателя-беллетриста М.П. Погодина.

После зачисления в 1838 на историко-филологическое отделение, молодой человек поселился у А.А. Григорьева. Все окружение во времена студенчества – тот же Григорьев, а также Яков Полонский, Владимир Соловьев и Константин Кавелин – способствовало проявлению и становлению литературного дара .

Первый сборник, открывший дорогу к публикациям в популярных на тот момент литературных журналах и одобренный Белинским, назывался «Лирический Пантеон А.Ф.». Был напечатан в 1840 году. «Благословил» юношу на продолжение творческого пути сам Николай Васильевич Гоголь, заявивший о «несомненном даровании» поэта.

Военное поприще и писательство

Одержимый мыслью возвратить неправедно отнятое дворянство, в 1845 году Афанасий вступил в качестве унтер-офицера в квартировавший на Херсонщине кирасирский орденский полк. Носящим офицерское звание тогда жаловали дворянскую грамоту. Через год офицерский чин дали, но совсем незадолго вышло изменение в законах: дворянством наделяли лишь офицеров в звании не ниже майорского.

В херсонский период случилось знакомство с дочерью отставного бедного сербского военного — обворожительной красавицей Марией Лазич. Между молодыми людьми завязался роман, однако о женитьбе даже не помышляли: одна была бесприданницей, а другой не обладал никакими правами на наследство Шеншиных. Любовь прекратилась в результате гибели Марии, про которую шепотом передавали, что это был осознанный поступок.

Девушка скончалась от многочисленных ожогов, полученных при воспламенении платья. Причина несчастного случая так и осталась неизвестной: то ли неосторожно оброненная спичка, то ли созревшее от безысходности решение. Личная трагедия найдет отражение во всем последующем творчестве Фета.

Во время военной службы продолжались поэтические опыты . После перевода в 1853 году на новое место в Новогородской губернии представилась возможность бывать в Петербурге намного чаще. Поэт по-прежнему благодаря содействию близких друзей Н.А. Некрасова, А.В. Дружинина, В.П. Боткина публиковался на страницах отечественных литературных альманахов. Особую роль начал играть И.С. Тургенев, оказывавший покровительство молодому человеку.

Помещик и агроном

Тем временем Афанасий продолжал свою погоню за мечтой: в 1859 году ему присвоили долгожданный майорский чин, однако с 1856 дворянством жаловали уже только полковников.

Осознавая, что мечте сбыться не суждено, Афанасий Афанасьевич ушел в отставку, совершил небольшой заграничный вояж и осел в Москве. В 1857 году посватался к не очень юной и не слишком привлекательной сестре своего друга Марии Петровне Боткиной, за которой, однако, давали солидное приданое.

Предложение благосклонно приняли. Женившись, прикупил поместье в Мценском уезде и полностью погрузился в хлопоты. «Он сделался теперь агрономом …, отпустил бороду до чресл… о литературе слышать не хочет и журналы ругает с энтузиазмом», - описывал И.С. Тургенев тогдашнюю жизнь Фета.

Очень длительный период талантливейший поэт занимался исключительно тем, что обличал и громил послереформенное сельское хозяйство. Статьи вызывали горячее возмущение многих печатных изданий, именовавших себя передовыми, переносившееся и на стихотворную деятельность. «Все они (стихи) такого содержания, что их могла бы написать лошадь, если бы выучилась писать стихи», - с сарказмом характеризовал творчество Фета писатель Н.Г. Чернышевский.

Повести и рассказы

К данному временному промежутку относится большинство опытов поэта на прозаическом поприще. Им, кстати, при изучении творчества незаслуженно мало уделяют внимания в школе, хотя именно проза составляет значительный пласт его литературного наследия. Все рассказы Афанасия Фета и небольшие повести автобиографичны : практически все несут в себе эпизоды из жизни либо самого автора, либо близких ему людей.

Афанасий Афанасьевич в своих рассказах словно экспериментирует с различными и жанрами. Особенно наглядно такие попытки демонстрируют его деревенские очерки, гармонично сочетающие в себе документалистику, публицистику и художественные зарисовки. По глубокому психологизму и эмоциональности, пронизывающих все сцены крестьянской жизни, произведения очень близки к творчеству Бунина. Не менее очаровательны и интересны записки о путешествиях, демонстрирующие эстетические воззрения.

Снова в Москве

По-настоящему к литературе Фет Афанасий Афанасьевич вернулся только в 80-е годы XIX века, приняв решение снова поселиться в Москве. Только это теперь был не нищий иностранец без роду-племени, а известный помещик, хозяин богатого московского особняка, представитель заслуженного дворянского рода Шеншиных.

Одиннадцать лет службы в качестве судьи позволили все-таки исполнится мечте поэта и принесли ему долгожданную грамоту и родовую, настоящую фамилию.

Он опять восстановил былые отношения с друзьями юности. Этот временной промежуток ознаменовался выходом переводов шопенгауэровского «Мир как воля и представление», первой части гетевского «Фауста», творений известных древнеримских и немецких классиков.

Примерно тогда же издали ограниченным тиражом «Вечерние огни» и автобиографичные «Мои воспоминания». Мемуары под названием «Ранние годы жизни» выйдут после кончины автор а. Работы этого периода существенно отличаются от ранних: если в юности Афанасия Афанасьевича Фета воспевают красоту и гармонию, являются своеобразным гимном чувственному началу, то поздняя лирика овеяна некоей аурой трагичности, вероятнее всего, связанной с реальным положением дел.

Уход из жизни

С возрастом здоровье резко ухудшилось: писатель почти ослеп, каждый астматический приступ сопровождался мучительнейшим удушьем. Физические муки лишали и душевного покоя. Фет принял тяжелейшее решение: в ноябре 1892 года выпроводил супругу в гости, выпил бокал шампанского, и продиктовал секретарю записку следующего содержания: «Не понимаю сознательного приумножения неизбежных страданий. Добровольно иду к неизбежному. 21 ноября, Фет (Шеншин)», вытащил канцелярский нож, направив лезвие на голову . Но секретарь исхитрилась отнять ножик. Самоубийства не получилось. Мужчина бросился прочь в поисках иного орудия, но его настиг апоплексический удар, приведший к смерти. Наследниками, кроме жены, он не обзавелся.

До нас дошли не только фотографические изображения поэта, но и несколько рукописных изображений. Наиболее известный портрет принадлежит кисти Ивана Репина (1882 год), хранится в собрании картин знаменитой Третьяковской галереи.

Судьба и творчество поэта Фета Афанасия

Биография Фета Афанасия

Вывод

Часть периода жизни Фета совпала с основными либеральными реформами Александра II , что наглядным образом демонстрирует общую картину судеб представителей многих известных дворянских семей. То же служение Отечеству на воинском поприще, помещичество при выходе в отставку с целью заработать денег и неуемная жажда творчества: стихами интересовались многие, иначе — откуда бы было столько литературных журналов. Однако, творчество Фета все равно занимает особое место благодаря своей тонкости, пронзительности и красоте.

Русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет прожил долгую и весьма нелегкую жизнь. При жизни интерес к его личности не был столь высок как после его кончины. Вскоре после смерти поэта стало очевидно, что за время своего творчества он открыл новую главу в русской поэзии. Именно его стихотворения можно считать отправной точкой поэзии двадцатого века. Поэтому и сегодня Фет – один из самых популярных поэтов: его стихи входят в школьную программу, они популярны у людей разных возрастов, его биографию и творчество исследуют ученые, находя новые интересные факты.

Поэт носил фамилию матери . Каролина Шарлотта Фет, мама поэта, немка, познакомившись в с отставным ротмистром Шеншиным, уезжает в Россию. Спустя некоторое время, уже на родине отца, рождается мальчик. Шеншин его усыновляет, так и не взяв в жены Каролину. Через четырнадцать лет фамилию у мальчика забирают и признают незаконно рожденным. Из русского дворянина он превращается в иностранца Фета. Для мальчика это событие стало настоящей трагедией, и он решать сделать все, чтобы вернуть фамилию отца. В итоге почти через двенадцать лет он добивается своего.

Получил прекрасное по меркам своего времени образование . С пятнадцати лет Фет был отдан в немецкий пансион в Германии. Уже здесь он упорно занимается классической филологией, изучает литературоведение и пробует писать стихи. Увлекшись филологией, он без особого труда поступает на словесное отделение в Московский университет, который заканчивает с отличными показателями.

Ради возвращения статуса дворянина Фет на несколько лет оставляет литературу . После окончания университета он отправляется на службу в пехотный полк, потому что офицерский чин дает право на получение дворянства. Армейской жизни он не понимал, но готов был выдержать любые трудности для достижения своей цели.

В шестидесятые годы девятнадцатого века Фет создавал прозу. В это время поэзия ушла на второй план. Были периоды, в которые Фет не создал ни одного стихотворения. Он является автором двух прозаических циклов, состоящих из очерков и небольших рассказов, которые напечатаны в журналах того времени.

Фет был лично знаком со Львом Толстым . В семидесятые годы века девятнадцатого он сближается с Толстым и считает его другом. Они часто встречаются, ведут беседы на философские и социальные темы, Фет читает Толстому свои новые работы, и они обсуждают их. Толстой подчеркивает во многих из них сильные стороны, а некоторые произведения открыто критикует

Фет много переводил . Он переводил, как для себя, так и по оплачиваемым заказам, Шиллера и Гете, Шекспира, Байрона. Фет в совершенстве знал немецкий и английские языки, интересовался французским.

Фет считал себя виновным в смерти возлюбленной . Еще будучи студентом, Фет познакомился с девушкой, в которую влюбился. Она была бесприданницей. Шли годы. Поэт получил ответное признание в любви, но предложение своей избраннице так и не сделал, так как не был богат и стеснялся своего статуса. И, по собственным его словам, еще не был готов к такому серьезному шагу. Спустя несколько лет возлюбленная поэта сгорела заживо в собственном имении. Многие исследователи полагают, что она покончила жизнь самоубийством, так и не став женой того, кого любила. Данная трагическая история мучила поэта вплоть до самой кончины.


Фет состоял в браке по расчету . Вскоре после смерти своей любви он отправляется на незапланированный отдых в Европу. Здесь, в столице Франции, он сыграл свадьбу с Марией Боткиной, дочкой богатого продавца чая. Скорее всего, это был брак по расчету, о котором думал поэт. Друзья и знакомые довольно часто расспрашивали Фета о причине столь скорой свадьбы, но тот лишь молчал. Детей у поэта не было.

Примерно одиннадцать лет Фет работал в должности мирового судьи . Он решал вопросы в купленном им имени и имениях поблизости, за что ему были благодарны все помещики, жившие по соседству.

Фет имел музыкальный слух, умел играть на фортепиано. Наверное, поэтому его стихи так мелодичны, а некоторые из них стали романсами. Чайковский даже называл Фета скорее музыкантом, нежели поэтом.

Фет боялся психического заболевания . Данный недуг мог достаться ему по наследству. Его родственники были частыми пациентами психиатрической клиники. Поэт часто впадал в депрессию, мог по несколько дней не выходить из комнаты. Фет мог по несколько недель ни с кем не разговаривать, отдавая всего себя творчеству.

Фет умер не дожив двух дней до своего семидесятилетия . Фет был болен астмой и имел плохое зрение, но чувствовал себя прилично. Утром 21 ноября 1892 года он попросил жену налить ему бокал шампанского. За просьбой последовал отказ, так как поэт все же находился на лечении. Фет потребовал жене отправится к врачу и приехать вместе с ним домой для осмотра, так как, по его словам, хотел, чтобы все удостоверились, что он выздоровел и может пить алкоголь. После отъезда жены он хотел порезать вены. Его остановила секретарь. Фет отправился к шкафу, чтобы что-то достать, но пытаясь открыть створку шкафа, тяжело вздохнул и упал на стоящий рядом стул без чувств.

Личность Фета поражает: ему одновременно удавалось быть и романтиком, мечтающим об искренней любви и заботе, и деловитым, предприимчивым помещиком, живущим реальной жизнью. Он поэт, создававший искренние стихотворения о природе, пишущий про детей и для детей. В то же время он точный публицист и прозаик, часто проводивший время за переводам, где нельзя уходит в раздумье и мечтать. Он разносторонняя личность, и этим интересен по сей день.

Родился в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина и матери, которая ушла к нему от мужа Иоганна-Петера Фета. После четырнадцати лет орловской духовной консисторией Афанасию была возвращена фамилия предыдущего мужа матери, из-за чего он терял все привилегии дворянства. Фет учился сначала дома, затем был отправлен в немецкую школу-пансион в г. Верро и блестяще окончил ее в 1837 году.

В 1837 Афанасий Фет приехал в Москву, поучился в пансионе профессора М.П. Погодина и в 1838 году поступил сначала на юридический факультет, затем на историко-филологическое отделение философского факультета Московского университета.

В 1840 году он выпустил за свой счет стихотворный сборник «Лирический Пантеон А.Ф.», который похвалили в «Отечественных записках» и поругали в «Библиотеке для чтения».

В 1842 – 1843 годах в «Отечественных записках» было напечатано его восемьдесят пять стихотворений.

В 1845 году Афанасий Фет поступил унтер-офицером в кирасирский полк, расквартированный в Херсонской губернии, желая приобрести потомственное российское дворянство. В 1846 году ему было присвоено первое офицерское звание.

В 1847 году была получено разрешение цензуры на издание книги и издана книга стихов в 1850 году. На стихи были положительные отзывы в журналах «Современник», «Москвитянин», «Отечественные записки».

В 1853 году Афанасий Фет перешел в гвардейский уланский полк, расквартированный вблизи Волхова, и стал чаще бывать в Санкт-Петербурге. Здесь он начал общаться с новой редакцией «Современника» Н. Некрасовым, И. Тургеневым, В. Боткиным, А. Дружининым.

В 1854 году его стихи начали печататься в «Современнике».

В 1856 году Афанасий Фет оставил военную службу, в чине гвардейского штаб-ротмистра, не выслужив дворянство, и поселился в Москве. В 1857 году женился на М.П. Боткиной.

В 1860 году купил поместье в Мценском уезде и по выражению И. Тургенева «сделался агрономом-хозяином до отчаянности».

С 1862 он стал регулярно печатать в редакционном «Русском вестнике» очерки, обличавшие порядки на селе.

В 1867 – 1877 годах Афанасий Фет был избран мировым судьей.

В 1873 году фамилия Шеншин была признана его фамилией и даровано потомственное дворянство. В этот период он мало занимается литературной деятельностью.

В 1881 году Афанасий Фет купил особняк в Москве и в этом же году выходит его перевод «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэра.

В 1882 году он издал свой перевод первой части «Фауста» И.В. Гёте.

В 1883 году Афанасий Фет начал снова публиковать свои стихи в виде сборников «Вечерние огни».

В 1888 году вышла вторая часть «Фауста» И.В. Гёте в переводе Афанасия Фета и третий сборник стихов «Вечерние огни».

Афанасий Фет скончался от предположительно сердечного приступа 21 ноября (3 декабря) 1892 года в Москве. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.

Афанасий Афанасьевич Фет (правильно Фёт) первые 14 и последние 19 лет жизни официально носил фамилию Шеншин. Родился 23 ноября (5 декабря) 1820 года в усадьбе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии - умер 21 ноября (3 декабря) 1892 года в Москве. Русский поэт-лирик немецкого происхождения, переводчик, мемуарист, член-корреспондент Петербургской АН (1886).

Отец - Иоганн-Петер-Карл-Вильгельм Фет (Фёт) (1789-1825), асессор городского суда Дармштадта.

Мать - Шарлотта-Елизавета Беккер (1798-1844). Сестра - Каролина-Шарлотта-Георгина-Эрнестина Фёт (1819-1868).

Отчим - Шеншин Афанасий Неофитович (1775-1855).

Дедушка по матери - Карл-Вильгельм Беккер (1766-1826), тайный советник, военный комиссар.

Дедушка по отцу - Иоганн Фёт.

Бабушка по отцу - Миленс Сибилла.

Бабушка по матери - Гагерн Генриетта.

18 мая 1818 года в Дармштадте состоялось сочетание браком 20-летней Шарлотты-Елизаветы Беккер и Иоганна-Петера-Карла-Вильгельма Фёта. В 1820 году в Дармштадт на воды приехал 45-летний русский помещик, потомственный дворянин Афанасий Неофитович Шеншин, и остановился в доме Фетов. Между ним и Шарлоттой-Елизаветой вспыхнул роман, несмотря на то, что молодая женщина ждала второго ребёнка. 18 сентября 1820 года Афанасий Неофитович Шеншин и Шарлотта-Елизавета Беккер тайно выехали в Россию.

23 ноября (5 декабря) 1820 год в селе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии у Шарлотты-Елизаветы Беккер родился сын, 30 ноября крещённый по православному обряду и нареченный Афанасием. В метрической книге он был записан как сын Афанасия Неофитовича Шеншина. Однако повенчались супруги лишь в 1822 году, после того как Шарлотта-Елизавета приняла православие и стала зваться Елизаветой Петровной Фёт. В 1821-1823 годах у Шарлотты-Елизаветы родились от Афанасия Шеншина дочь Анна и сын Василий, умершие в младенчестве, а в мае 1824 года - дочь Люба.

Иоганн Фет в 1824 году женился на воспитательнице своей дочери Каролины. 7 ноября 1823 года Шарлотта-Елизавета написала письмо в Дармштадт своему брату Эрнсту Беккеру, в котором жаловалась на бывшего мужа Иоганна-Петера-Карла-Вильгельма Фета, пугавшего её и предлагавшего усыновить сына Афанасия, если будут оплачены его долги. 25 августа 1825 года Шарлотта-Елизавета Беккер писала письмо брату Эрнсту о том, как хорошо заботится Шеншин о её сыне Афанасии: «никто не заметит, что это не кровный его ребёнок».

В марте 1826 года она вновь написала брату, что умерший месяц назад её первый муж не оставил ей и ребёнку денег: «чтобы отомстить мне и Шеншину, он забыл собственное дитя, лишил его наследства и наложил на него пятно… Попытайся, если это возможно, упросить нашего милого отца, чтобы он помог вернуть этому ребёнку его права и честь; должен же он получить фамилию…» Затем, в следующем письме: «… Очень мне удивительно, что Фёт в завещании забыл и не признал своего сына. Человек может ошибаться, но отрицать законы природы - очень уж большая ошибка. Видно, перед смертью он был совсем больной…».

Когда Афанасию Шеншину было 14 лет, епархиальное начальство выяснило, что он был рожден до заключения брака, и он был лишен фамилии, русского подданства и дворянства и стал «гессендармштадским подданным Афанасием Фётом». Это событие круто изменило всю жизнь молодого человека. Вместе с фамилией он лишился положения в обществе и права на наследство. Целью его жизни стало получение дворянского звания, поэтому он пошел служить в кирасирский полк, несмотря на то, что закончил словесное отделение философского факультета Московского университета. По тогдашним законам вместе с офицерским чином давалось и дворянское звание, а младший офицерский чин можно было получить уже через полгода службы. Однако именно в это время Николай I издал указ, по которому дворянство полагалось лишь старшим офицерам, и это означало, что Афанасию придется служить 15-20 лет.

Лишь в 1873 году Афанасий Фет официально вернул себе фамилию Шеншин, но литературные произведения и переводы продолжал подписывать фамилией Фет.

В 1835-1837 годах Афанасий учился в немецком частном пансионе Крюммера в Верро (ныне Выру, Эстония). В это время он начал писать стихи, проявлять интерес к классической филологии. В 1838 году поступил в Московский университет, сначала на юридический факультет, затем - на историко-филологическое (словесное) отделение философского факультета. Учился 6 лет: 1838-1844 годы.

В 1840 году вышел сборник стихов Фета «Лирический пантеон» при участии Аполлона Григорьева, друга Фета по университету. В 1842 году - публикации в журналах «Москвитянин» и «Отечественные записки». В 1845 году поступил на военную службу в кирасирский Военного ордена полк, стал кавалеристом. В 1846 году ему присвоено первое офицерское звание.

В 1850 году вышел второй сборник Фета, получивший положительные отзывы критиков в журналах «Современник», «Москвитянин» и «Отечественные записки». В это время погибла Мария Козьминична Лазич, возлюбленная поэта, воспоминаниям о которой посвящена поэма «Талисман», стихотворения «Старые письма», «Ты отстрадала, я ещё страдаю...», «Нет, я не изменил. До старости глубокой...» и многие другие его стихи.

В 1853 году Фета перевели в гвардейский полк, расквартированный под Петербургом. Поэт часто бывал в Петербурге, тогда - столице России. Там произошли встречи Фета с , и др., а также его сближение с редакцией журнала «Современник».

В 1854 году проходил службу в Балтийском Порту, которую он описал в мемуарах «Мои воспоминания».

В 1856 году вышел третий сборник Фета под редакцией И. С. Тургенева.

В 1857 году Фет женился на Марии Петровне Боткиной, сестре критика В. П. Боткина.

В 1858 году вышел в отставку в чине гвардейского штабc-ротмистра и поселился в Москве.

В 1859 году произошёл разрыв поэта с журналистом Долгоруким А. В. из «Современника».

В 1863 году вышло двухтомное собрание стихотворений Фета.

В 1867 году Афанасий Фет избран мировым судьёй на 11 лет.

В 1873 году Афанасию Фету возвращено дворянство и фамилия Шеншин. Литературные произведения и переводы поэт и в дальнейшем подписывал фамилией Фет.

В 1883-1891 годы - публикация четырёх выпусков сборника «Вечерние огни».

Скончался 21 ноября 1892 года в Москве. По некоторым данным, его смерти от сердечного приступа предшествовала попытка самоубийства. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.

Семья Афанасия Афанасьевича Фета:

Жена - Боткина Мария Петровна (1828-1894), из семьи Боткиных. Её братья: В. П. Боткин, известный литературный и художественный критик, автор одной из самых значительных статей о творчестве А. А. Фета, С. П. Боткин - врач, именем которого названа больница в Москве, Д. П. Боткин - собиратель картин. В браке детей не было.
Племянник - Е. С. Боткин, расстрелянный в 1918 году в Екатеринбурге вместе с семьей Николая II.


Будучи одним из самых утончённых лириков, Фет поражал современников тем, что это не мешало ему одновременно быть чрезвычайно деловитым, предприимчивым и успешным помещиком. во многих произведениях, особенно в романе «Дневник провинциала в Петербурге», неоднократно и совершенно несправедливо обвинял его в приверженности к крепостному строю.

Известная фраза-палиндром, написанная Фетом и вошедшая в «Приключения Буратино» А. Н. Толстого - «А роза упала на лапу Азора» .

Филолог О. Шаровская пишет о нём: «В лирике Фета нет законченных психологических портретов, характеров, не очерчены образы адресатов, даже образ возлюбленной абстрактен. Нет и лирического героя в узком смысле: о его социальном положении, жизненном опыте, привычках ничего не известно. Основное место "действия" - вообще сад, вообще дом и т. д. Время представлено как "космическое" (существование жизни на земле - её исчезновение), природное (время года, время суток) и лишь в самом общем виде как биологическое (жизнь-смерть, молодость или, точнее, годы полноты сил - старость, причем какие-либо вехи и границы здесь отсутствуют), но ни в коем случае не историческое время. Выражаются мысли, чувства, ощущения, призванные иметь общечеловеческое значение, пусть небольшое, частное, но понятное любой думающей и чувствующей личности».

Фет - поздний романтик с явным тяготением к психологическому реализму и точности предметных описаний, но тематически узок. Три основные его темы - природа, любовь, искусство (обычно поэзия и чаще всего «песня»), объединяемые темой красоты.

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета (1820 - 1892) - одна из вершин русской лирики. Фет – поэт великий, поэт гениальный. Сейчас в России нет человека, который не знал бы стихотворений Фета. Ну, хотя бы “Я пришел к тебе с приветом” или “На заре ты ее не буди…” В то же время действительного представления о масштабах этого поэта многие не имеют. Представление о Фете искажено, начиная даже с внешнего облика. Кто – то злонамеренно постоянно тиражирует те портреты Фета, которые были сделаны в период его предсмертной болезни, где лицо его страшно искажено, распухшие глаза – старик в состоянии агонии. Между тем Фет, как видно из портретов, сделанных в период его расцвета, и человеческого и поэтического, - был самым красивым из русских поэтов.

Драма связана с тайной рождения Фета. Осенью 1820 года его отец Афанасий Неофитович Шеншин увез из Германии жену чиновника Карла Фёта в своё родовое поместье. Через месяц родился ребёнок и был записан сыном А.Н. Шеншина. Незаконность этой записи обнаружилась, когда мальчику было 14 лет. Он получил фамилию Фет и в документах стал называться сыном иностранного подданного. А. А. Фет много усилий потратил на то, чтобы вернуть фамилию Шеншина и права потомственного дворянина. До сих пор до конца не разгадана тайна его рождения. Если он сын Фета, то его отец И. Фет был двоюродным дедушкой последней русской императрицы.

Загадочна и жизнь Фета. Про него говорят, что в жизни он был гораздо прозаичней, чем в поэзии. Но это связано с тем, что он был замечательный хозяин. Написал небольшой томик статей об экономике. Из разоренного имения сумел создать образцовое хозяйство с великолепным конным заводом. И даже в Москве на Плющихе в его домике был огород и оранжерея, в январе созревали овощи и фрукты, которыми любил угощать гостей поэт.

В связи с этим о Фете любят говорить как о человеке прозаическом. Но на самом деле и происхождение его таинственное и романтическое, и его смерть загадочна: эта смерть и была, и не была самоубийством. Фет, мучимый болезнью, наконец, решил покончить с собой. Отослал жену, оставил предсмертную записку, схватил нож. Воспользоваться им помешала секретарь. А поэт умер – умер от потрясения.

Биография поэта – это, прежде всего его стихи. Поэзия Фета многогранна, основной её жанр – лирическое стихотворение. Из классических жанров встречаются элегии, думы, баллады, послания. Как “оригинальный фетовский жанр” можно рассматривать “мелодии’’ - стихотворения, которые представляют собой отклик на музыкальные впечатления.

Одно из ранних и самых популярных стихотворений Фета – “Я пришёл к тебе с приветом”:

Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой…

Стихотворение написано на тему любви. Тема старая, вечная, а от стихотворений Фета веет свежестью и новизной. Оно ни на что известное нам не похоже. Для Фета это вообще характерно и соответствует его сознательным поэтическим установкам. Фет писал: “Поэзия непременно требует новизны, и ничего для неё нет убийственнее повторения, а тем более самого себя… Под новизною я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарём искусства”.

Необычно уже само начало стихотворения – необычно по сравнению с принятой тогда нормой в поэзии. В частности, пушкинской нормой, которая требовала предельной точности в слове и в сочетании слов. Между тем начальная фраза фетовского стихотворения совсем не точная и даже не совсем “правильная”: “Я пришёл к тебе с приветом, рассказать …”. Позволил бы себе так сказать Пушкин или кто-нибудь из поэтов пушкинской поры? В то время в этих строчках видели поэтическую дерзость. Фет отдавал себе отчёт в неточности своего поэтического слова, в приближённости его к живой, порой кажущейся не совсем правильной, но от того особенно яркой и выразительной речи. Стихи свои он называл шутливо (но и не без гордости) стихами “в растрёпанном роде”. Но каков художественный смысл в поэзии “растрёпанного рода”?

Неточные слова и как бы неряшливые, “растрёпанные” выражения в стихах Фета создают не только неожиданные, но и яркие волнующие образы. Создаётся впечатление, что поэт вроде бы специально и не задумывается над словами, они сами к нему пришли. Он говорит самыми первыми, непреднамеренными словами. Стихотворение отличается удивительной цельностью. Это – важное достоинство в поэзии. Фет писал: “Задача лирика не в стройности воспроизведения предметов, а в стройности тона”. В этом стихотворении есть и стройность предметов, и стройность тона. Всё в стихотворении внутренне связано друг с другом, всё однонаправлено, говорится в едином порыве чувства, точно на одном дыхании.

Ещё одно стихотворение из числа ранних – лирическая пьеса “Шёпот, робкое дыхание… ”:

Шёпот, робкое дыхание,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица…

Стихотворение написано в конце 40-х годов. Оно построено на одних назывных предложения. Ни одного глагола. Только предметы и явления, которые называются одно за другим: шёпот - робкое дыханье - трели соловья и т.д.

Но при всём том предметным и вещественным стихотворение не назовёшь. Это и есть самое удивительное и неожиданное. Предметы у Фета непредметны. Они существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Они чуть светятся, мерцают. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает в читателе не прямое представление о самой вещи, а те ассоциации, которые привычно могут быть с нею связаны. Главное смысловое поле стихотворения – между словами, за словами.

“За словами ” развивается и основная тема стихотворения: чувства любви. Чувство тончайшее, словами невыразимое, невыразимо сильное, Так о любви до Фета ещё никто не писал.

Фету нравилась реальность жизни, и это отражалось в его стихах. Тем не менее, просто реалистом Фета трудно назвать, замечая, как тяготеет он в поэзии к грёзам, снам, интуитивным движениям души. Фет писал о красоте, разлитой во всем многообразии действительности. Эстетический реализм в стихах Фета в 40 – 50 годах был действительно направлен на житейское и самое обыкновенное.

Характер и напряжение лирического переживания у Фета зависят от состояния природы. Смена времён года происходит по кругу – от весны до весны. По такому же своеобразному кругу происходит и движение чувства у Фета: не от прошлого к будущему, а от весны до весны, с необходимым, неизбежным её возвращением. В сборнике (1850) на первое место выделен цикл “Снега”. Зимний цикл Фета многомотивен: он поёт и о печальной березе в зимнем одеянии, о том, как “ночь светла, мороз сияет, ”и “на двойном стекле узоры начертил мороз”. Снежные равнины влекут поэта:

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег.

Фет признаётся в любви к зимнему пейзажу. У Фета преобладает в стихах сияющая зима, в блеске колючем солнца, в бриллиантах снежинок и снежных искр, в хрустале сосулек, В серебристом пуху заиндевелых ресниц. Ассоциативный ряд в этой лирике не выходит за пределы самой природы, здесь её собственная красота, не нуждающаяся в человеческом одухотворении. Скорее она сама одухотворяет и просветляет личность. Именно Фет вслед за Пушкиным воспел русскую зиму, только ему удалось столь многогранно раскрыть её эстетический смысл. Фет вводил в стихи деревенский пейзаж, сценки народной жизни, появлялся в стихах “дедушка бородатый”, он “кряхтит и крестится”, или ямщик на тройке удалой.

Фета всегда влекла к себе поэтическая тема вечера и ночи. У поэта рано сложилось особое эстетическое отношение к ночи, наступлению темноты. На новом этапе творчества он уже стал называть целые сборники “Вечерние огни”, в них как бы особая, фетовская философия ночи.

В “ночной поэзии” Фета обнаруживается комплекс ассоциаций: ночь – бездна – тени - сон – виденья - тайное, сокровенное – любовь - единство “ночной души ” человека с ночной стихией. Этот образ получает в его стихах философское углубление, новый второй смысл; в содержании стихотворения появляется второй план-символический. Философско-поэтическую перспективу получает у него ассоциация “ночь-бездна”. Она начинает сближаться с жизнью человека. Бездна-воздушная дорога-путь жизни человека.

МАЙСКАЯ НОЧЬ

Отсталых туч над нами пролетает

Последняя толпа.

Прозрачный их отрезок мягко тает

У лунного серпа

Царит весны таинственная сила

С звездами на челе. -

Ты, нежная! Ты счастье мне сулила

На суетной земле.

А счастье где? Не здесь, в среде убогой,

А вон оно - как дым

За ним! за ним! воздушною дорогой-

И в вечность улетим.

Майская ночь сулит счастье, человек летит по жизни за счастьем, ночь-бездна, человек летит в бездну, в вечность.

Дальнейшее развитие этой ассоциации: ночь-существование человека-сущность бытия.

Фет представляет ночные часы раскрывающими тайны мироздания. Ночное прозрение поэта позволяет ему смотреть “из времени в вечность”, он видит “живой алтарь мироздания”.

Толстой писал Фету: “Стихотворение одно из тех редких в, которых не слова прибавить, убавить или изменить нельзя; оно живое само и прелестно. Оно так хорошо, что, мне кажется, это не случайное стихотворение, а что это первая струя давно задержанного потока”.

Ассоциация ночь – бездна - человеческое существование, развиваясь в поэзии Фета, вбирает в себя идеи Шопенгауэра. Однако близость поэта Фета к философу весьма условна и относительна. Идеи мира как представления, человека как созерцателя бытия, мысли об интуитивных прозрениях, видимо, были близки Фету.

В образную ассоциацию стихов Фета о ночи и существование человека вплетается идея смерти (стихотворение “Сон и смерть”, написанное в 1858 году). Сон полон суеты дня, смерть полна величавого покоя. Фет отдаёт предпочтение смерти, рисует её образ как воплощение своеобразной красоты.

В целом “ночная поэзия” Фета глубоко своеобразна. У него ночь прекрасна не менее дня, может быть ещё прекрасней. Фетовская ночь полна жизни, поэт чувствует “дыхание ночи непорочной”. Фетовская ночь даёт человеку счастье:

Что за ночь! Прозрачный воздух скован;

Над землёй клубится аромат.

О, теперь я счастлив, я взволнован,

О, теперь я высказаться рад! …

Человек сливается с ночным бытием, он отнюдь не отчуждён от него. Он надеется и чего–то ждёт от него. Повторяющаяся в стихах Фета ассоциация-ночь-и ожидание и дрожание, трепет:

Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный

Застенчиво манит и тешит взор.

Они дрожат. Так деве новобрачной

И радостен и чужд её убор…

У Фета ночная природа и человек полны ожидания сокровенного, которое оказывается доступным всему живому лишь ночью. Ночь, любовь, общение со стихийной жизнью вселенной, познание счастья и высших истин в его стихах, как правило, объединяются.

Творчество Фета представляет собой апофеоз ночи. Для Фета-философа ночь представляет собой основу мирового бытия, она источник жизни и хранительница тайны “двойного бытия”, родства человека со вселенной, она у него узел всех живых и духовных связей.

Теперь уже Фета невозможно назвать только лишь поэтом ощущений. Его созерцание природы исполнено философского глубокомыслия, поэтические прозрения направлены на обнаружение тайн бытия.

Поэзия была главным делом жизни Фета, призванием, которому он отдал всё: душу, зоркость, изощрённость слуха, богатство фантазии, глубину ума, навык упорного труда и вдохновение.

В 1889 году Страхов писал в статье “Юбилей поэзии Фета”: “Он в своём роде поэт единственный, несравненный, дающий нам самый чистый и настоящий поэтический восторг, истинные бриллианты поэзии… Фет есть истинный пробный камень для способности понимать поэзию…”.

Список литературы

Маймин Е. А. “ А. А. Фет ”, Москва, 1989г.

Фет А. А. “Избранное”, Москва, 1985г.

Журнал “Русская словесность”, № 4, 1996г.